Главная страница
Навигация по странице:

  • Эллинистическая и римская риторика

  • Позднеантичная и средневековая риторика

  • Риторика Возрождения и Нового времени

  • Риторика в XIX и XX веке

  • Риторика в России Нового времени

  • Экзамен по риторике. Тобы скачать эту работу пришлите любую свою работу. Скачивание начнется мгновенно


    Скачать 39.94 Kb.
    НазваниеТобы скачать эту работу пришлите любую свою работу. Скачивание начнется мгновенно
    Дата17.10.2022
    Размер39.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкзамен по риторике.docx
    ТипДокументы
    #738235

    тобы скачать эту работу пришлите любую свою работу.
    Скачивание начнется мгновенно.
    !!! Пожалуйста присылайте только собственные

    Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета[9].

    Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

    Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о значении юморапафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение.

    Эллинистическая и римская риторика[править | править код]

    Труд Аристотеля оказался менее востребован, чем практические руководства (др.-греч. τέχναι, их авторов называли «технографами») для ораторов. Первое такое руководство принадлежит Анаксимену Лампсакскому (около 340 г. до н. э.). После македонского завоевания исчезло политическое красноречие демосфеновского типа, пришло в упадок судебное красноречие, зато риторика процветала в школах, где обычным упражнением стало сочинение речей для вымышленных судебных дел.

    В Древний Рим риторика проникла в I веке до н. э.. Древнейшей латинской риторикой считается анонимная «Риторика для Геренния» (80-е гг. до н. э.). Труды о риторике Цицерона — одна из самых значимых частей его наследия (7 трактактов, датированных между 85 и 44 гг. до н. э.). Трактат Дионисия Галикарнасского (жившего в Риме) «О соединении слов» (2-я половина I в. до н. э.) интересен рассмотрением риторики литературной в связи с риторикой музыкальной (в частности, автор проводит чёткое разграничение между ораторской речью и вокальной музыкой). Все эти труды основаны на греческих (эллинистических) образцах. Наиболее полное выражение римская риторика получила в масштабной работе Квинтилиана «Наставления оратору» в 12 книгах (около 95 года н. э.), автор которой видит в ораторе идеал человека. Красноречие для Квинтилиана стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки.

    Эллинистическая риторика (в Риме сложилась ко времени Цицерона) делилась на 5 частей:

    1. Инвенция (в латинской терминологии — inventio, букв. «нахождение», «обретение») — систематизация речи и используемых в ней аргументов. В классике инвенция означала не «креативность», то есть не создание предмета обсуждения «из воздуха», изобретение идеи per se, а работу над уже имеющимся предметом (например, судебным случаем) — в направлении отыскивания в этом предмете ключевых аргументов, тем, проблем и т. д.

    2. Диспозиция (dispositio, букв. расположение <материала>) — «план выступления». У римлян диспозиция стандартно представлялась состоящей из 6 частей: вступление (по-русски иногда «эксордий»), изложение, пропозиция (постулирование сущности, в отношении которой существует консенсус, и сущности, в отношении которой существует контроверза; из констатации противопоставления этих сущностей указанная часть диспозиции также называлась divisio, «деление»), доказательство (своего взгляда), опровержение (противного взгляда) и заключение. В латинской терминологии, соответственно, exordium, narratio, propositio, confirmatio, refutatio и conclusio.

    3. Словесное выражение (elocutio, букв. «красноречие») — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах — всего того, что формирует стиль речи.

    4. Запоминание (memoria, букв. «память»).

    5. Преподнесение (pronuntiatio, букв. «произнесение») — техника преподнесения материала, приёмы ораторской речи, придающие ей убедительность для слушателей.

    В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств — о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.

    После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами.

    В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря.

    Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

    С падением республики красноречие как таковое приходит в упадок (описанный Тацитом в «Диалоге об ораторах»), зато риторические приёмы проникают в поэзию. Пионером здесь выступил Овидий, добавляющий с помощью антитез остроумия своим стихам. Напротив, Сенека и Лукан стремятся достичь трагического эффекта нагнетанием пафоса.

    Позднеантичная и средневековая риторика[править | править код]

    В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э.. Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

    Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о котором может идти речь в литературном тексте? На сей счет высказывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio) о предполагаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare).

    Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

    В Византии приёмы риторики ближе всего подходят к азианизму, и в таком виде эта наука передаётся и Древней Руси, где художественные образцы её влияния мы можем видеть в произведениях митрополита Иллариона и Кирилла Туровского.

    Риторика Возрождения и Нового времени[править | править код]

    В эпоху Возрождения и классицизма риторика перерабатывалась в теорию, применимую ко всякой художественной прозе. Литературные герои — яркие представители ораторского искусства. Из реальных персонажей эпохи Возрождения ораторов мало, настоящую яркую речь можно было услышать только в театре. Риторика, как вид искусства, в средние века не развивалась.

    Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой особенно в Италии, где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка, лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии делла Круска, задача которой состоит в сохранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезахритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма.

    Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.

    Из Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

    Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века.

    Риторика в XIX и XX веке[править | править код]

    В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века. Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

    Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин — теории прозы (преимущественно художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

    Риторика в России Нового времени[править | править код]

    В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в Изборнике Святослава (1073 и 1076), трактат XVI века «Речь тонкословия греческого»[10] и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Галятовского.

    Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века, причём учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, 1748), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку созданную ещё в эллинистическое время теорию трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью, как, например, руководства Н. Ф. Кошанского. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века.

    Обучение современной риторике в РФ и на Украине[править | править код]



    В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску).

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок(21 декабря 2011)

    Концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской[11]. Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:

    • понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)

    • инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);

    • умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);

    • нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).

    Также основы риторики изучают в вузах, в основном на философских, педагогических и других гуманитарных факультетах. Для тех же, кто нуждается в освоении техники публичных выступлений в более старшем возрасте, рынок образовательных услуг России и Украины предлагает большое количество тренинговых программ и курсов по риторике. Обучающие курсы по изучению приемов риторики могут быть государственными: Московский педагогический государственный университет (Москва); государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород); институт подготовки кадров-курсы публичных выступлений (Киев), а также коммерческими (университет риторики и ораторского мастерства, школа красноречия, школа жесткой риторики и т. д. Посещая подобного рода курсы и тренинги по риторике, возможно освоить основные правила и техники публичных выступлений, избавиться от страха перед аудиторией, качественно улучшить дикцию и произношение, отработать основные способы защиты от диверсий и приемов «черной» риторики. Также, на курсах и тренингах обучают аргументировать, убеждать и отстаивать свою позицию, контролировать своё невербальное сообщение, держать смысловые паузы, зажигать и вдохновлять слушателей и т. д.

    Риторика и этика[править | править код]

    Для известного в Античности ритора Горгия и его учеников главным было выиграть дело любым способом. Поэтому Платон устами Сократа, для которого было важным не грешить против справедливости и добра, противопоставляет риторике этику, ставя этику превыше риторики. В диалоге Платона «Горгий» Сократ остерегается, что он может пострадать от риторов — обвинителей на суде, если обвинителями Сократа окажутся люди непорядочные, «негодяи»[12][13].

    Оценить действия ритора с позиций нравственности и морали позволяет понятие о риторической этике — поведении ритора, основанное на правовых, нравственных, моральных и технических нормах речи [уточнить (обс.)][14].


    написать администратору сайта