Главная страница

Традиции серебр. Традиции серебряного века в поэзии 1920-х годов. Традиции серебряного века в поэзии 1920х годов проблема общечеловеческих ценностей в лирике М. Волошина, Б. Пастернака, М. Цветаевой План


Скачать 88.71 Kb.
НазваниеТрадиции серебряного века в поэзии 1920х годов проблема общечеловеческих ценностей в лирике М. Волошина, Б. Пастернака, М. Цветаевой План
АнкорТрадиции серебр.века
Дата02.04.2022
Размер88.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТрадиции серебряного века в поэзии 1920-х годов.docx
ТипКнига
#435988
страница2 из 5
1   2   3   4   5

И умереть под канавой


Расстрелянным за грабеж.

Это человек без царя в голове, стихийная натура, очередной российский Стенька Разин и Емелька Пугачев. Он абсолютно не управляет своими поступками, его несет во все стороны. Поэтому он будет совмещать в себе все: не только «стоять за Родзянку» большевиков, он может отнять хлеба у крестьян и им же объяснять, что такое свобода, «размазывать о свободе» и в пьяном угаре творить эту ужасную революцию. Финал такой – грязный, мрачный, позорный – «умереть под канавой,/ Расстрелянным за грабеж».

В других стихотворениях вы увидите, какие ещё типажи видел Волошин в русской революции. Что здесь ново? Он показал человека, которого несет по волнам революции. У Волошина интересные образы стихийности, образы абсурдных совмещений и метаний из крайности в крайность.

Именно Волошин, осмысляя происходящие события, пророчески предсказал, что же может произойти с этой народной массой, которую пока что ведут за собой спекулянтством на идее, разыгрывая, провоцируя стихийное сознание массы:

Они пройдут, расплавленные годы

Народных бурь и мятежей,

Вчерашний раб, усталый от свободы,

Возропщет, требуя цепей.

Аналитизм Волошина проявляется в рационалистической архитектонике его стихов. В частности, в диалогической перекличке строф, когда одна строфа как бы оспаривает другую, как в одном из самых значительных стихотворений Волошина «Гражданская война». Он писал, что это стихотворение «одобрительно упоминали вожди двух противоположных лагерей».

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

Одни – низы, другие – верхи, интеллигенция, дворяне.

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив степной, разгульный дух

И Разиных, и Кудеяров.

У нас разгульный дух всегда почитался. И Стенька Разин, и Емельян Пугачев – это самые любимые герои русского фольклора. Хотя, строго говоря, это убийцы, грабители, насильники и воры.

В других – лишенных всех корней –

Тлетворный дух столицы Невской:

Толстой и Чехов, Достоевский –

Надрыв и смута наших дней.

Через имена Толстого, Чехова, Достоевского видно умонастроение определенной части общества – «чеховская тоска», «подпольный человек» Достоевского, «вечный совестный суд» Толстого.

Одни возносят на плакатах

Свой бред о буржуазном зле,

О светлых пролетариатах,

Мещанском рае на земле

Здесь каждая строка – полемика с большевиками: «буржуазное зло» - это миф, как и «светлые пролетариаты», а учение маркса - одна из примитивных позитивистских теорий – метко охарактеризована как «мещанский рай на земле», потому что определяет жизнь человека материальной стороной.

В следующей строке ведущий художественный приём – оксюморон.

В других весь цвет, вся гниль Империй,

Все золото, весь тлен идей,

Блеск всех великих фетишей

И всех научных суеверий.

Это мир идейных и культурных фантомов. И на них построено очень зыбкое царство, которое рухнуло.

Дальше, когда охарактеризованы оба эти лагеря, дается четверостишие, где они оба сведены вместе:

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

В одном четверостишии сведены две противоположные вещи. Но обе они одинаково плохи, потому что одни хотят опять Россию сковать, а другие – наоборот, разнуздать все и создать некий новый мир, что имеет страшные последствия.

Дальше идет двустишие, в котором эти оба лагеря слиты воедино:

В тех и других волна вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, -


Они едины в своих низменных инстинктах и в своём мироощущении.

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

  • «Кто не за нас – тот против нас!

Нет безразличных: правда с нами

Что общего у этих лагерей? Нетерпимость к инакомыслию. Нетерпимость – это и есть тоталитарный характер мышления. Позиция лирического субъекта резко противопоставлена обоим лагерям:

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими


Молюсь за тех и за других.

В этом образе есть нечто от грандиозности, красоты и мощи картин Апокалипсиса. «В ревущем пламени и дыме» - вот центр картины. Позиция лирического субъекта – позиция МЕЖДУ, а не НАД, на нейтральной полосе, между окопами, при этом из его уст звучит не проклятие, а молитва. Такая позиция вызывает огромное уважение. Но она глубоко трагична: лирический герой один.

Поэтика есть эстетическое впечатление от мысли. Волошин мыслит человека в полном гармоническом единстве с окружающим универсумом, в единении человека со своей сущностью. В его поэзии мыслительная сила ориентирована прежде всего на историю, на историю России и цивилизации. Видя себя равным универсуму, человек начинает в определенном ключе осмыслять и судьбы страны своей, о которой он думает не как раб этой страны, а как ее достойный сын и хозяин. Отсюда его совершенно особая позиция во время гражданской войны, когда он ни с теми, ни с другими, но болеет за тех и за других. По существу, противостоит всем. Но противостоит не как враг, а как тот, кто мудрее их. Для Волошина характерно осознание величайшего драматизма российской истории и умение увидеть этот драматизм в столкновении противоположных тенденций, каждая из которых не права. Всё это мы увидели в стихотворении «Гражданская война», на примере которого можно продемонстрировать поэтику художника мысли. У него очень рационально выстроенный сюжет, четко поляризованы образы. Архитектонически распределены голоса, образы, по строфам. И в кульминационном моменте, где обнаруживается общность между теми и другими, они соединяются в одной строфе.

Для Волошина совершенно очевидно, что гражданская война – это нечто трагическое и бессмысленное в истории России. Вы найдете такое выражение относительно гражданской войны:

Кровавый самогон гражданских войн,

Расправ и самосудов

Чтобы найти какую-то закономерность в том, что сейчас происходит в России, Волошин старается поместить события октябрьской революции и гражданской войны в цепь многовековой российской истории.

По наблюдениям Николая Ивановича Балашова, «в стихах, написанных Волошиным в годы гражданской войны, и в букве, и в духе появляется некое возвышение, увеличение духовного масштаба в отношении к протекающим событиям». Что это такое?

Во-первых, по Балашову, это антиномия «между страшными картинами расстрелянных ужасов, массовых издевательств и унижений и мотивом возвышения», жертвеничества именно как духовного возвышения личности, жертвенности самого лирического героя.

Балашов разбирает знаменитые картинки в стихотворениях «Террор», «Голод», «Красная Пасха».

Брали на мушку, ставили к стенке,
1   2   3   4   5


написать администратору сайта