Творческая работа Особенности развития воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать 0.64 Mb.
|
Глава 3. Экспериментально исследование воображения детей с ограниченными возможностями развития в условиях санаторной школы. 3.1. Описание методик и результаты исследования воображения у детей младшего школьного возраста. Целью экспериментального исследования было проанализировать развитие воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях исследования особенностей воображения детей были использованы следующие методики: Методика О.М.Дьяченко «Художник». Цель: исследование особенностей воображения и творческих способностей младших школьников. Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигурок должны быть одинаковыми. (Приложение 1). Дети должны за 5—10 мин. пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на восемь частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из восьми частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста». Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам. Выполнение задания может быть оценено в баллах: баллов — ничего не нарисовал; балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки; балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам; балла — сложные. Оригинальные рисунки, хорошая вербализация. Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих. Опросник креативности Джонсона. Цель: определить уровень творческого воображения. Под креативностью понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме. По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов. По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности. Опросник креативности – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдателю. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующих лиц в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях и т.д.). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40). Контрольный список характеристик креативности. Творческая личность способна: 1 – ощущать тонкие, сложные особенности окружающего мира; 2 – выдвигать большое количество идей в различных условиях; 3 – предлагать разные категории идей (гибкость); 4 – предлагать дополнительные детали (изобретательность); 5 – проявлять чувство юмора; 6 – демонстрировать оригинальное поведение; 7 – воздерживаться от общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую; 8 – уверенный стиль поведения с опорой на себя. Психодиагностика творческого мышления Е. Туник. Цель: изучение следующих факторов творческого воображения: беглость, гибкость, оригинальность. Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов. Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов данных групп. Оригинальность – характеризует своеобразие, необычность подхода к проблеме. Методика состоит из нескольких субтестов. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления). Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Субтест 2. Последствия ситуации. Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Субтест 3. Слова. Задача: придумать слова, которые начинаются или заканчиваются определенными слогами. Субтест 4. Словесная ассоциация. Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Результаты: Методика О.М.Дьяченко «Художник». Оценивание производится по трехбальной системе. При обработке результатов следует учитывать характер рисунка (стереотипные примитивные, стандартные рисунки с повторами, сложные оригинальные рисунки), словесную характеристику (трудность вербализации, затруднения при подборе названий к некоторым картинкам, хорошая вербализация). У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается низкий уровень воображения. Опросник креативности Джонсона. Наблюдение над учащимися происходило как в учебное время, так и после уроков. Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что результаты по всем показателям креативности ниже нормы. Психодиагностика творческого мышления Е. Туник. При обработке результатов используются 3 показателя: беглость, гибкость и оригинальность воображения и образного мышления. У детей с ограниченными возможностями здоровья скудный запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде; они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречающихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности они не умеют обобщать и абстрагировать признаки предметов; речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, а их грамматическое оформление не полноценно; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность не обнаруживается или весьма слаба и нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиниться требования учителя и выполнять школьный режим. Дети легко отвлекаются и быстро утомляются. 3.3. Рекомендации по развитию творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которое в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал Л.С.Выготский, отмечая, что «с деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств». Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте). Задача развития воображения и творчества очень сложна потому, что ее возможно осуществить только в творческой деятельности. Педагогика творчества сама должна быть творческой. Следовательно, в этой области не может быть готовых рецептов и приемов. Педагогический процесс следует строить каждый раз заново, влияя одновременно и на обучающего и обучаемого. Иными словами, человек, который руководит этим процессом и направляет его, должен быть творческой личностью. Отсюда вытекает основное положение: процесс развития творчества у детей предполагает, прежде всего, развитие взрослых, способных руководить творчески. Другое не менее важное условие в формировании творчества состоит в следующем: обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников полноправный член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность детей таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. В совместной с ребенком деятельности взрослый не только (а иногда не столько) самый умный и самый знающий, сколько творческий участник совместной деятельности, каждый раз по-новому выполняющий те или иные знакомые задания. Взрослый своим поведением и поступками раскрывает новые неожиданные стороны окружающего мира. Обучающийся творчеству ребенок должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями, что окружающий мир бесконечно богат и может быть осмыслен с самых разных позиций. И наиболее наглядный пример при этом особенно с неуверенными детьми, имеющими весьма низкий уровень воображения, - перевоплощение взрослого в игровой персонаж. Дети, которые испытывают трудности при решении задач на воображение, нуждаются в специальном обучении и игре. Начальные формы организации игры должны проходить в неигровой обстановке. На ряду со знакомыми предметами нужно давать детям и неспецифические предметы, которые он может по-разному понять, использовать в зависимости от обстоятельств, где ребенку следует что-то угадать, вообразить, дополнить. Формируя воображение у детей, следует так организовать предметную среду, чтобы она служила пусковым механизмом для его воображения. В этом плане особое место занимают задания, где предметы или их изображение понимается по-разному. Так, целесообразно предлагать задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичное задание; предложить для рисования и строительства разнообразные, самой необычной формы листы бумаги, кубики, различные подручные средства. Другой компонент воображения, который необходимо формировать у детей, - это наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаться к ситуации предложенной задачи, подчинить ее себе, овладеть ее содержательными особенностями. Для работы необходимо: Установка на развитие творческих способностей ребенка. Уверенность в том, что каждый ребенок изначально талантлив. КАЖДЫЙ ДЕНЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ - ПОИСК. Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда сами задайте вопрос, поставьте в ситуацию, чтобы он повторил исторический путь познания и преобразования вещества, или предмета, или объекта. Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинает с вопроса: «Что было бы, если на земле не было бы лесов, деревьев?» Пусть дети предложат варианты своих суждений. Далее вопрос: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых повторяются, но вместе с тем появляются и новые свойства и качества дерева. Продолжаем цепочку вопросов: «Но если дерево так полезно, если из него можно сделать много разных вещей, зачем человек учился добывать металл, изобрел пластмассу?» Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево было неудобно? Зачем люди выращивают леса, парки? Как вы считаете, качества всех деревьев одинаковы или отличаются? Чем могут отличаться деревья? Какие качества дерева использует человек, когда делает посуду? Мебель? Игрушки? Почему в деревянном доме жить удобнее, чем в каменном? Какие интересные предметы из дерева вы видели? Где может пригодиться стружка? Опилки? И т. д. Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не горит, окрашивается или нет, смачивается или нет, нагревается или нет, пропускает воду или нет и др. Учить детей системному анализу. Давать систему знаний о предметах и явлениях природного и рукотворного мира не как догму, а как поиск истины и сути. Например, можно подвести к проблеме многофункционального использования дерева. Показать, что дерево может иметь своих заместителей, из которых тоже можно делать посуду, мебель. Значит, каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если?.. 3. ПОСТОЯННО ОТКРЫВАТЬ ПЕРЕД ДЕТЬМИ «ТАЙНУ ДВОЙНОГО» ВО ВСЕМ: В каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Противоречия живут вокруг нас. Например, один говорит: «Надо поесть - будешь сытым». Другой возражает: «Не надо есть, будет тяжело, поправишься». Один говорит: «Драться - плохо, сделаешь больно». Другой возражает: «Дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища». Воспитатель должен спросить ребенка: «А какие еще противоречия ты знаешь или встречал?» От противоречий нельзя уйти, их надо решить или разрешить. 4. УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАЗРЕШАТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ. Как? Для этого есть приемы. Познакомим с несколькими из них на конкретных игровых или сказочных задачах. Например, как перенести воду в решете? Формируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести, - вытечет. Разрешаем противоречие, изменив агрегатное состояние вещества. Вода будет в решете в измененном виде (лед), и ее не будет, так как лед - это не вода. Решение: переносим воду в виде льда. Другой пример. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Для того, чтобы защищать от дождя, он должен быть большим, а для того, чтобы его удобно было носить с собой, - маленьким. Может ли зонт быть одновременно большим и маленьким? Задача решается приемом разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время зонт большой, в другое время - маленький (складной, зонт-сумка, а может быть и еще какой-то новый вид зонта - пусть дети придумают). На примерах мы разобрали лишь два приема разрешения противоречия: во времени и изменив агрегатное состояние вещества. Но есть другие нетрадиционные приемы: «матрешка», «сделай заранее», дробление - объединение», «разрешение противоречия в пространстве» и др. Знание их - экономный путь к решению многих технических, бытовых проблем. Итак, задачи и их решения. Где же брать эти задачи? Они вокруг нас. Но пока мы их не умеем находить, можно пользоваться банком данных, картотекой задач, подобранных коллегами из разных источников: книг, журналов, сказок. Со временем вы научитесь их придумывать, потому что все вокруг нас - это решение в разные времена разными людьми задач, но мы их даем детям как нерешенные, и дети самостоятельно повторяют путь изобретения, используя нетрадиционные приемы. 5. ИГРЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. «Хорошо - плохо», «Польза - вред», «Наоборот», «Зато» - игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали», «палочку о двух концах». «Чем может быть», «Превратив в ...» - игры на ФСА (функционально стоимостный анализ). На языке школьников: что может делать, чем может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, точка, палочка, грибок, любой предмет? Помимо многообразия функций предмета дети освоят азы воображения. «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» - игры на системный анализ. Любые вещи на первый взгляд, казалось бы, далекие друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную, принадлежности и т. д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи звездочки и облака? 6. БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ. История изобретения карандаша. История изобретения стола. История колеса и т. д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований, изобретений. Пусть дети увидят, что изобретать - значит решать противоречия ЧУДЕСА ПРОГУЛОК. Используйте приемы фантазирования: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Наблюдения за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут. Оживите ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем? Примените также прием эмпатии - пусть дети представят себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчут твои листочки? А еще чудеса прогулок - в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелком по асфальту - что получилось? Почему? Можно и часы попробовать с детьми придумать: теневые, солнечные, водяные. А еще какие? 8. ВЕЧЕР - ЭТО ВРЕМЯ СКАЗОК, ВРЕМЯ ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ. Со сказкой тоже можно работать нетрадиционно. Перепутать сюжет и героев, а детям предложить «выпутаться» из сложившейся ситуации. Изменить характер героя - как пойдет дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку - что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку - пусть дети восстановят ее сюжет. Или изменить место действия, время действия героев - получится сказка в новом ключе или на новый лад. Интересно? Детям нравится. В сказках часто герои выполняют задания, проходят испытания. Предложим нашим детям выполнить это как-то по-своему, пусть будет множество вариантов. Решим с детьми сказочные задачи наподобие тех, что решали герои сказок А.И. Волкова или Маленький принц Сент-Экзюпери. А еще можно предложить детям «рассказать» знакомую или ими же придуманную сказку рисунками-схемами. Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет дошколятам видеть тайны изменений, превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас, движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, не дадут развиться психологической инерции- злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного. |