Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление. Введение……………………………………………………………... стр.2Глава 1.

  • 1.2. Особенности воображения детей младшего школьного возраста

  • Первоначально воображение школьника практически неотделимо

  • Творческая работа Особенности развития воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеТворческая работа Особенности развития воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья
    Дата27.01.2021
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла000811a5-d04708e2.doc
    ТипТворческая работа
    #171940
    страница1 из 4
      1   2   3   4



    Творческая работа
    Особенности развития воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья.


    Барашова А. В.

    Учитель начальных классов,

    МООУ санаторная школа-интернат № 6


    Ярославль, 2019 г.

    Оглавление.

    Введение……………………………………………………………... стр.2

    Глава 1. Теоретическое исследование особенностей воображения

    детей младшего школьного возраста.

      1. Воображение как психический процесс. Свойства и виды воображения……………………………………………….. стр.3

      2. Особенности воображения детей младшего школьного

    возраста…………………………………………………….. стр.7

    Глава 2. Теоретическое обоснование проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.……… …….стр.10

    2.2. Специфические особенности воображения детей с ограниченными возможностями здоровья…………… стр.20

    Глава 3. Экспериментальное исследование воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях санаторной школы.

      1. Описание методик и результаты исследования воображения у детей младшего школьного возраста……..……………. стр.21

      2. Рекомендации по развитию творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья……… …..стр.24

    Глава 4. Коррекционно-педагогическая программа развития воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья….. стр.29

    Заключение…………… …………………………………………... стр.34

    Библиография…………… …………………………………………стр.35

    Приложения.
    Введение.

    По свидетельству отечественных и зарубежных исследователей число детей с отклонениями в психофизиологическом развитии постепенно растет.

    К категории детей с ограниченными возможностями относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

    В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики, ограниченным запасом знаний об окружающем мире.

    Особую категорию составляют дети с ЗПР. Данные психологических исследований свидетельствуют о том, что развитие памяти, внимания, мышления у детей с ограниченными возможностями изучены достаточно хорошо, а проблема развития воображения детей данной категории не уделяется должного внимания.

    Проблема детей с ограниченными возможностями всесторонне изучалась в исследованиях М.С. Певзнер (1966), Г.Е. Сухаревой (1965, 1974), И.А. Юрковской (1971), В.В. Ковалева (1973), К.С. Лебединской (1975), М.Г. Рейдибойма (1977) и других ученых.

    В психолого-педагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков (Н.А. Никашина 1965, 1972, 1977, В.И. Лубовский 1972, 1978, 1989, Н.А. Цыпина 1974, 1994, У.В. Ульенкова 1990, 1994).

    Проблема обучения детей с ограниченными возможностями осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем (Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей /под ред. Н.Е. Лебединской – М.:1982, Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика – М.:1997 и др.).

    Глава 1. Теоретическое исследование особенностей воображения

    детей младшего школьного возраста.
    1.1. Воображение как психический процесс. Свойства и виды воображения.
    Великий А. Эйнштейн утверждал, что «фантазия важ­нее знания». Способность к воображению, фантазии при­суща только человеку и отличает его от всех других су­ществ.

    Воображение психический процесс, сущностью кото­рого является отражение реальной действительности в не­привычных, неожиданных сочетаниях и связях.

    Отражение человеком действительности путем комбинирования образов ранее воспринятых предметов называется воображе­нием.

    С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

    Различают воображение:

    • Непроизвольное

    • Произвольное

    • Воссоздающее

    • Творческое

    Накопление практического опыта в раннем детстве дает начало и развитию воображения. Первое предвосхищение любого действия или ожидание результата действия требуют воображения. На втором и третьем годах ребенок овладевает подражанием, причем не только непосредственным, но и отсроченным. На этой основе развивается непроизвольное и произвольное воображение. Дети могут выполнять действия, в которых они воспроизводят действия конкретного человека: матери, сестры, старшего брата. Однако можно заметить, что дети вносят в свои действия что-то новое, вплетают в одну ситуацию элементы другой, не преследуя, конечно, еще определенной цели.

    Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной де­ятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном мате­риале.

    Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая откры­вает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.

    Выделяют следующие операции воображения:

    1. Агглютинация – это склеивание различных качеств предметов и явлений не совместимых в обычной жизни (русалка, кентавр).

    2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета и его частей (мальчик с пальчик, змей Горыныч).

    3. Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт (шарж, карикатура).

    4. Типизация – выделение существующих повторов и воплощение в конкретном образе.


    Для того чтобы понять психологический механизм во­ображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая су­ществует между фантазией и реальностью в поведении человека. Житейский взгляд, раз­деляющий фантазию и реальность непроходимой чертой, неправилен. Существуют четыре основных формы, которые связывают деятельность вооб­ражения с действительностью.

    Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего или если бы оно имело другие источники для своих созданий, кроме прежнего опыта. Только религиозные и мистические пред­ставления о человеческой природе могли приписывать происхождение продуктов фантазии не нашему прежнему опыту, а какой-то посторонней, сверхъестественной силе. Избушка на курьих ножках существует, конечно, толь­ко в сказке, но элементы, из которых построен этот ска­зочный образ, взяты из реального опыта человека, и толь­ко их комбинация носит след сказочного, т. е. не отвечаю­щего действительности, построения. Воображение всегда строит из мате­риалов, данных действительностью. Отсюда следует первый и самый важный закон, ко­торому подчиняется деятельность, воображения. Этот за­кон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатст­ва и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем боль­ше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятель­ность воображения формируется в детстве наиболее ак­тивно и полнее всего реализуется в играх, сочинитель­стве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества.

    Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь, между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только бла­годаря чужому или социальному опыту. В этом смысле воображение приобретает очень важ­ную функцию в поведении и развитии человека, оно ста­новится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, он не ог­раничен узким кругом и узкими пределами своего собст­венного опыта, а может выходить далеко за эти пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умствен­ной деятельности человека. Когда мы читаем газету и узнаем о тысяче событий, свидетелями которых мы непос­редственно не были, когда ребенок изучает географию или историю, когда мы просто из письма узнаем о том, что происходит с другим человеком, - во всех этих слу­чаях наше воображение обслуживает наш опыт.

    Третьей формой связи между деятельностью воображе­ния и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмо­ция обладает, таким образом, как бы способностью под­бирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Всякий знает, что в горе и в радости мы видим все совер­шенно другими глазами. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телес­ное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающе­еся в подборе мыслей, образов и впечатлений. Это явле­ние назвали они законом двойного выражения чувств. Страх, например, выражается не только в бледности, в дрожании, сухости в горле, измененном дыхании и сердце­биении, но также и в том, что все воспринимаемые в это время человеком впечатления, все приходящие ему в го­лову мысли обычно окружены владеющим им чувством.

    Это влияние эмоционального фактора на комбинирую­щую фантазию психологи называют законом общего эмо­ционального знака. Сущность этого закона сводится к то­му, что впечатления или образы, имеющие общий эмоцио­нальный знак, т. е. производящие на нас сходное эмоцио­нальное воздействие, имеют тенденцию объединяться меж­ду собою, несмотря на то что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не сущест­вует налицо. Получается комбинированное произведение воображения,

    Четвертая форма связи фантазии с реальностью. Эта последняя форма од­ной стороной тесно связана с только что описанной, но другой - существенно отличается от нее. Сущность этой последней заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

    Такое воображение становится действительностью. Примерами такого кристаллизованного, или воплощенно­го, воображения может служить любое техническое при­способление, машина или орудие.

    Практика показывает, что приемы диагностики уров­ня развития воображения детей (игра, рисунок и др.) одно­временно выступают и материалом для его развития, по­скольку нет однозначных возрастных нормативов и кри­териев оценки того продукта, который получается в ре­зультате творческой деятельности ребенка.

    1.2. Особенности воображения детей младшего школьного

    возраста
    Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у. ребенка работает иначе, чем у взрослого.

    Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

    Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто, за свободу или богатство детского воображения. Далее создание детского воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.

    Все это взятое вместе и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако взгляд этот не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. Мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Мы знаем, далее, что интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

    Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, вульгарном смысле этого слова, т. е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Пожалуй, так же сильно, как у взрослого, выражен и реальный эмоциональный корень во­ображения ребенка; что же касается до двух других форм связи, то надо заметить, что они развиваются только с го­дами, очень медленно и очень постепенно. У младших школьников, как и в раннем возрасте, пре­обладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого. Например, ребе­нок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу услышан­ных. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребенка. Но так как опыт ребенка беден, уровень понимания еще низок, возникающие об­разы часто далеки от реальности.

    В образах воображения происходит смешение:

    • - элементов, почерпнутых из разных источников;

    • - реального и сказочного, фантастического.

    В этом заключается не сила, а слабость воображения:

    • -из-за недостаточного опыта и критичности мышления;

    • -из-за неумения отличать возможное от невозможного.

    Ребенок просто старается понять, взрослые же считают, что он сознательно фантазирует.

    Фундаментальным новообразованием дошкольного детства является творческое (продуктивное) воображение. Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение - в форме особых образов.

    Воображение формируется в сюжетно-ролевой игре, изобразительной деятельности, восприятии сказок, самостоятельном сочинительстве, конструировании и др.

    Первоначально воображение школьника практически неотделимо от реальных действий. Должна быть внешняя опора для воображения.

    Особенностями образов воображения являются:

    • их яркость и эмоциональность;

    • легкость возникновения;

    • изменяемость по любому поводу;

    Для ребенка они как явление реальное.

    Воображение ребенка развивается:

    • в процессе всех видов деятельности;

    • под влиянием условий жизни, воспитания и специального обучения.

    Для развития воображения необходимо:

    • накопление опыта;

    • выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания.

    При специальном обучении:

    На основе воображения позднее вырастает профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Но это одновременно и основа теоретического мышления.

    Продуктивное воображение и творческое мышление включены в еди­ный контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих.

    В развитии воображения младшего школьника происходят значительные изменения. Усваиваемый учебный материал постоянно требует от учащихся деятельности воображения. География и история, задачи самого разнообразного конкретного содержания, переконструирование составленных слов, предложений или геометрических фигур, работа по труду – все это требует воссоздания образов, их новых комбинаций. Особенно большое значение для развития воображения имеет литература. Она постепенно отрывает ребенка от единичных, конкретных образов, которыми обычно оперируют дошкольники и ученики 1-2 классов. Художественная книга ведет к созданию у школьников обобщенных смысловых образов и учит оперировать ими.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта