Макроэкономика - Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А.. Учебник 3е издание, переработанное и дополненное ббк 65. 012. 2 Бункина М. К., Семенов А. М., Семенов В. А
Скачать 8.34 Mb.
|
М.К. БункинаА.М. Семенов В.А. Семенов МакроэкономикаУчебник3-е издание, переработанное и дополненное ББК 65.012.2 Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 512 с. ISBN 5-8018-0098-0 В данном издании исследование макроэкономики подведено к началу XXI века и обращено в будущее. Макроэкономическая наука направлена на изучение российской специфики, экономического и финансового состояния страны, наших умонастроений и менталитета. Учебник привлекает внимание к задачам первого ранга, решение которых не терпит отлагательства. Книга выдержала несколько изданий, каждое из которых отличается от предыдущих привлечением новых идей, совершенствованием структуры и методики изложения учебного материала. Учебник предназначен для студентов и преподавателей, деловых людей и служащих государственных учреждений, широкого круга читателей. ББК 65.012.2Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в качестве базового учебника по программе «Маркетинг» для специальностей 061400 «Коммерция», 061500 «Маркетинг», 052900 «Реклама». Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения издательства «Дело и Сервис». ISBN 5-8018-0098-0 © Издательство «Дело и Сервис» Слово к читателюПозвольте, господа, предложить вам несколько вопросов: Чем отличается макроэкономика от политической экономии? Что такое «сильное государство»? Какую экономическую политику можно назвать эффективной? И последнее, считаете ли вы экономическую науку гуманитарной или, скорее, естественной? А может быть, это жесткое деление наук вообще устарело? Наш макроэкономический анализ отличает тесная связь с социологией и политикой, психологией и этикой и конечно же с математикой. Нарушая законы бытия, макроэкономика получила не одну пару родителей. Макроэкономику можно назвать эмпирической наукой в том смысле, что она стоит на реальной почве, черпает сведения из жизни и ее ключевым назначением является решение задач и создание моделей для политической практики. Нас особенно интересует связь универсальных законов со специфическими формами их проявления в России. И если «звездным часом» XX в. немцы считают разрушение Берлинской стены, то для нас, россиян, стало, пожалуй, пробуждение от длившегося семьдесят лет тяжкого сна, оставившего в наших душах страх перед грядущим. Мы знакомимся с чередой имен, создавших макроэкономику и помогающих ее развивать. Эти люди придерживаются разных метафизических воззрений, но наделены одним общим даром – талантом, который является на свет, чтобы нарушить равенство в человеческом общежитии, двигать его вперед. Наука мертва без дискуссий. В ряде разделов учебника мы сочли полезным сообщить читателю спорные суждения, познакомить с полемикой, имеющей уже длительную историю, но до сих пор поощряющей исследовательский поиск. Наш учебник – это своего рода послание в XXI в., пакет знаний, накопленных за годы профессиональной деятельности. С пожеланиями творческих успехов АвторыГлава I. МЕСТО МАКРОЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ...Почему это прежние дети были лучше нынешних? Потому, что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. ЭкклезиастЭкономика, наряду с политикой, относится к тем областям знания, о которых каждый из нас размышляет и, как правило, имеет свои суждения. В известной мере это объясняется самим характером экономики, как науки эмпирической, связанной с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся – создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает homo economicus – экономического человека, его действия и интересы. И так же как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, нам предстоит разобраться в законах функционирования здоровой экономики. Известный английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) определяет экономику как «учение о нормальной жизнедеятельности человечества». Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы – природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подобно всем другим отраслям знания, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. В этом узком смысле она не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой. Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженным воздействию традиций, национального менталитета, политических институтов и пристрастий. Инструментарий экономиста имеет поэтому национальную специфику. 1. Политическая экономия и макроэкономикаВ дискуссиях и литературе мы обнаруживаем, по крайней мере, три подхода к выяснению взаимосвязей между этими понятиями: – макроэкономика представляет собой составную часть политэкономии; – перед нами понятия по сути своей совпадающие; – политическая экономия – это устаревший термин. Широкое распространение получило определение политической экономии, предложенное Жаном Батистом Сэем (1767–1832). Политическая экономия – это наука, изучающая законы, которые управляют производством, распределением и потреблением в обществе. В англоязычных учебниках распространен термин «экономика». Речь идет о науке, изучающей способы, при помощи которых люди решают проблему ограниченности ресурсов, поскольку в каждом обществе потребности превышают наличные ресурсы или факторы производства. Политическая экономия предлагает общезначимые истины, пригодные для различных стран и исторических периодов. Наука формируется так же, как строится дом или растет дерево. Великие экономисты прошлого заложили фундаментальную теорию, называемую сегодня классической. Время ее расцвета – это столетие между серединами XVIII–XIX вв. Адам Смит (1723–1790) раскрыл ту простую истину, что, преследуя цель получения прибыли, предприниматель «вернее служит интересам потребителей, чем если бы сознательно стремился служить им». Ведь именно погоня за прибылью заставляет расширять производство, повышать качество при минимизации затрат, быстрее реагировать на перемены конъюнктуры, принимать самостоятельные решения. Классическая теория исследовала природу богатства, распределение продукта между факторами производства, свободную конкуренцию и накопление капитала. Она интересовалась социальной сферой – отношениями между предпринимателями, хозяевами и наемными работниками, продавцами и покупателями. Экономические гипотезы перерастали в законы – спроса и предложения, редкости, убывающей доходности. Классическая экономика отвечала потребностям развивавшегося индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Творчество Адама Смита явилось как бы изобретением колеса для экономики. Но основатель классической экономии известен и как философ-моралист, его первым трудом явилась «Теория нравственных чувств» (1759), анализ мотивов поведения человека, его добродетелей и пороков. Классическая теория рассматривала сущность таких категорий, как ценность, издержки производства, прибыль, распределение благ в условиях ограниченности ресурсов, сделав первые шаги в направлении, получившем впоследствии наименование маржинализма. Отцами-основателями классической экономии считают Адама Смита, Жана Батиста Сэя и Давида Рикардо. Маржиналистское направление делает первые шаги в 70-х гг. XIX в. почти одновременно в Англии (У. С. Джевонс), Швейцарии (Л. Вальрас), Австрии (К. Менгер и др.). Продолжая классический анализ, эти мыслители пришли к новым выводам, открыли понятия ценности, предельной полезности и производительности. К сожалению, они остались в силу ряда причин, и прежде всего распространения марксизма – легального (М. И. Туган-Барановский) и революционного (В. И. Ленин), малоизвестными российскому студенчеству*. * Краткое определение маржинализма и его основных понятий вы найдете в Терминологическом словаре; развернутое объяснение теории маржинализма содержится в книге настоящих авторов «Экономика и психология» (М.,1997). Постепенно национальные хозяйства превращаются в сложные системы взаимозависимых отраслей, формируется мировое хозяйство. Правилом становятся периодически повторяющиеся экономические кризисы, хроническими – безработица и инфляция. В деловую практику включаются проблемы, не разрешимые при помощи традиционных средств. Экономисты начинают больше интересоваться вопросами общего порядка, совокупного спроса, денежного обращения. Нельзя не вспомнить в этой связи о Леоне Вальрасе (1834–1910), создателе теории общего экономического равновесия. Возникает потребность в разделении общей экономической теории. Макроэкономику определяют как науку о совокупном (агрегированном) поведении людей, о целостной экономической системе. Основоположником макроэкономики явился крупнейший экономист XX в. Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). Большая система – это не только множество малых подсистем – фирм и отраслей, но и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микроэкономики (ценой, прибылью, конкуренцией и др.), здесь необходимы агрегированные показатели, новые методики и инструменты воздействия. Макроэкономические исследования используют математические модели и наработки социальной психологии, становятся базовыми для государственной политики, находят в ней стимулы и завершение. Микроэкономическая теория, изучающая поведение экономических агентов, рынок и интересы предпринимательства, восприняла открытия маржиналистов и возврат во второй половине XX в. к классической теории. Неоклассическая доктрина анализирует поведение рационального экономического человека, связывает надежды с такой совершенной конструкцией, как стихийный механизм рынка. Некоторые ученые полагают, что экономическая политика – это система действий, направленных на исправление ситуации, на коррекцию экономических процессов. Так или иначе, но связь между макроэкономикой и экономической политикой очевидна. Значит ли это, что государственная экономическая политика не имеет отношения к процессам, которые происходят на микроуровне? Политика, так же как и экономика, изучает поведение людей в экономическом пространстве, и государственные действия могут быть направлены на стимулирование конкуренции (антимонопольная политика), на способы повышения эффективности производства, его ресурсное обеспечение, на оздоровление отдельных экономических комплексов, т.е. на решение проблем микроэкономических. Но поскольку экономическая политика работает в большой системе, она имеет основополагающей целью стабилизацию экономики в целом. Общеизвестно сковывающее влияние идеологических пристрастий, укладывающих мысль в прокрустово ложе абстрактных догм. Для эмпирической науки, призванной предлагать прогнозы развития, умозрительные знания, выходящие за пределы опыта, противоестественны. Не выдерживает критики с точки зрения историко-экономического анализа жесткое членение процесса общественного развития на четыре способа производства – первобытный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический, а также неразрывная связь между состоянием науки и техники, с одной стороны, формами собственности и распределения – с другой. Неравномерность развития, порою загадочность творческого гения общеизвестны. Стоунхендж, считавшийся ритуальным сооружением, воздвигнутым еще во втором тысячелетии до нашей эры в юго-западной части Англии, долгое время возбуждал исследовательский интерес. Сегодня эти каменные руины удалось оживить. Стоунхендж оказался древней астрономической обсерваторией и своего рода доисторической вычислительной машиной. Исследования обнаружили, что человеческий разум открыл законы Солнечной системы задолго до Коперника и Галилея*. * Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. Пер. с англ. М., 1984. Возвратимся к понятию «политическая экономия». Этот термин, в силу своего марксистско-ленинского прошлого, был выведен из нашего экономического лексикона*. Но во времена классической школы этот термин находился в научном обороте. Британский классик Давид Рикардо (1772–1823) выступил с трудом «Начала политической экономии» (1820). В 1848 г. вышла в свет работа Джона С. Милля «Основы политической экономии». Известный французский экономист Жан Батист Сэй был автором полного учебного курса политической экономии (1803 и 1829 гг.). Более близкой к нашему времени является учебник Б. Маккензи и Г. Таллока «Современная политическая экономия» (1978). Считается, что политическая экономия изучает чистую теорию во взаимосвязи с политической деятельностью, т.е. с универсальными возможностями политического применения результатов экономического анализа. Политическая экономия ближе к науке, которую мы называем сегодня макроэкономикой, но отличается от нее заметной умозрительностью выводов, политической ангажированностью, даже порой политической предвзятостью. * Европейская социал-демократия пережила фазу марксизма в отличие от лейбористов, которые оказались почти не затронутыми марксизмом. Эти обстоятельства сказались на отношении ученых к терминологическому аппарату в экономической науке. От экономической политики политическую экономию отличает фундаментальность, обусловленная предметом исследования, в экономической же политике акцент перенесен на действия государства в сфере экономики. Экономическая наука содержит два компонента – позитивный и нормативный. Задачей первого является поиск ответа на вопрос «что происходит» и объяснение сложившейся ситуации, он служит базой для научного прогнозирования; второй – занят проблемой «как должно быть» и, соответственно, способствует исправлению ситуации путем разработки рецептов в основном правового порядка. Сочетание этих двух начал определяет, как мы увидим ниже, концептуальную разницу в подходах: позитивисты уповают на силы рынка, сторонники нормативов предпочитают методы прямого государственного воздействия на экономику. 2. Синтетический характер макроэкономикиСогласно знаменитому британскому словарю Макмиллиана макроэкономику определяют как науку о совокупном поведении экономических агентов, которое отражается в системе агрегированных показателей (валовой продукт, национальный доход, занятость, эффективность труда, цены, денежная масса и пр.)*. * Словарь современной экономической теории Макмиллиана. Пер. с англ. М., 1997. Обычно экономику относят к наукам гуманитарным. Вряд ли с этим можно безусловно согласиться. Не боясь упрощения, отметим, что сегодня экономики без математики просто не существует. Математика дает возможность упорядочить поток информации. Экономисты формализуют свои идеи. Мы изучаем, например, «теорему Коуза», «уравнение Фишера», «парадокс Леонтьева» и т. п. А привлечение счетно-решающей техники превратило «королеву наук» в волшебницу. Появление математического метода во второй половине XX в. позволило соотнести умозрительные выводы с фактами, наполнить абстракции реальным содержанием и освободить науку от спекуляций. Экономическое знание поднялось на новую ступень зрелости, сближающую его с продуктивными сферами естествознания. В этом направлении трудились авторы учебника по математической экономике Э. Маленво и Г. Столерю, переведенного на русский язык; известные экономисты Ф. Модильяни и М. Миллер; к этой кагорте ученых относится и лауреат Нобелевской премии 1999 г. Роберт Манделл. Математическую экономику можно определить как количественный, геометрический и графический анализ экономических процессов и механизмов, методов государственного воздействия. В то же время специалисты справедливо подчеркивают, что трудность состоит в принципиальной неопределенности экономических эффектов (осуществление через отклонения, колебания). Наработки математиков широко применяют лидер монетаризма М. Фридмен, основоположник экономического синтеза П. Самуэльсон, такие знаменитые представители теории социального выбора, как Дж. Бьюкенен и К. Эрроу. Использование математики, ставшее аксиомой, не исключало, но скорее стимулировало укрепление взаимосвязей экономики с социологией и психологией. Вновь был открыт австрийский социолог и экономист Людвиг фон Мизес, австроамериканец Фридрих фон Хайек (часть их трудов имеется в переводе на русский язык); разрастается такая научная ветвь, как экономическая психология – направление, которое изучает мотивы экономического поведения человека или групп, экономическое сознание, волевое начало в экономическом поведении, роль бессознательного в психике индивида и масс (иллюзий, страхов, паники, реакции на политические изменения). «Колыбель колеблется над бездной», – писал Владимир Набоков. Мыслящие люди часто предчувствуют катастрофы. В конце XX в. проблемы экологии стали поистине глобальными и настораживающими. На этом фоне возникает так называемая экономическая экология, занимающаяся поиском путей решения сгущающихся опасностей как на государственном и межгосударственном уровнях, так и на частнохозяйственном – посредством использования механизмов рыночной экономики. Мы познакомимся в дальнейшем с творчеством современного американского экономиста Рональда Коуза. Есть еще одна сфера человеческого знания, с которой у экономики обнаружилось совпадение интересов и методов анализа. Это психология – социальная и личностная. Появившись на свет в виде поэтической сказки о странствиях человеческой души (в образе Психеи), присягнув поиску гармонии, психология превратилась в науку о человеческом сознании, эмоциях и интеллекте, о личности и социуме. Психологический подход впитался в ткань экономики. Великое открытие XIX в. – рождение теории предельной полезности, или маржинализма, явилось, пожалуй, самым очевидным и плодотворным результатом этого сотрудничества. Современные экономисты не могут рассуждать без таких понятий, как поведенческая реакция, рациональные ожидания, ажиотажный спрос, денежные иллюзии и т. д. 3. Экономика и этикаК тому же общественная мораль отстает, как известно, от развития науки, технологии, от обновления экономической жизни. Примеров здесь достаточно много. Аморальным, даже преступным продолжает оставаться медицинская помощь страдальцам, желающим уйти из жизни. В России долгое время безнравственными считались формы предпринимательской деятельности, даже если они не нарушали законов. Открывшаяся в последние десятилетия экономическая этика имеет в своей родословной «Теорию нравственных чувств» Адама Смита – первое крупное произведение этого великого англичанина. С доктриной «нравственной экономики» выступил швейцарский экономист, представитель критического направления в политической экономии Жан Шарль де Сисмонди (1773–1842). Его считали романтиком и пророком. С одной стороны, Сисмонди существует в своем мире экономических отношений, с другой – явился предтечей идей маржинализма и исторической школы. Сисмонди выступал против излишней «буржуазности» классической экономии, призывал к милосердию по отношению к трудовому люду, «умерению» конкуренции. История науки наполнена переплетениями, порою весьма причудливыми. Многое почерпнул у Сисмонди Карл Маркс. Можно назвать в этой связи мысль о концентрации имущества в руках небольшого круга собственников и растущую пауперизацию трудящихся масс (теория обнищания). Идея эта легла в основу «Коммунистического манифеста». Маркс нашел у Сисмонди точку опоры для объяснения прибавочной стоимости и эксплуатации. В отличие от предшественников Сисмонди во многих местах подчеркивал, что рабочий «продает не труд, а свою рабочую силу» и на рынке «спрашивается сила труда». Рассуждая об экономике и нравственности, мы не может оставить в стороне имя Петра Кропоткина (1842–1921) – романтика, основателя русского анархизма. Петр Алексеевич, князь Кропоткин, вполне соответствовал веками установившимся представлениям о благородных качествах аристократии. При всех обстоятельствах, как пишут современники, он сохранял прямую походку, с изяществом взошел на эшафот. Кропоткин обладал пытливым умом, широкими знаниями и был известен своими трудами в области философии, социологии и истории. Перед нами труд П.А. Кропоткина «Этика», переизданный в 1990 г. В главе «Экономика и нравственность» автор называет понимание прибыли как двигателя общественного развития ограниченным. Разделение труда и специализация делают труд все более скучным и однородным занятием. У работников развивается настоятельная потребность в перемене труда. В конечном счете обществу становится невыгодным приковывать человека на всю жизнь к тачке, между тем как раскрываются новые возможности для независимого и творческого труда. Главное состоит в том, чтобы покончить с выгодой, которую приносит разделение труда, и перейти к той, которая проистекает от интеграции или объединения трудовых усилий. Общество уже стремится к идеалу разнообразия труда для каждого, который в меру своих способностей будет работать в поле или в мастерской. И каждая нация или область будет располагать разнообразными продуктами потребления. В современной фабрике таится зародыш разрушения. Общества должны отрешиться от фантазий о нациях, производящих сельскохозяйственные или промышленные продукты. Образование нужно сделать интегральным, обучение наукам – сочетать с ручным трудом, причем образование станет доступным для всех. Наука, изобретательство, предприимчивость должны быть общим достоянием, а прогресс – промышленный, умственный, социальный – нельзя задерживать политическими средствами. Кропоткин утверждает, что немногие книги имели такое вредное влияние на развитие экономической мысли, как «Опыт об основах народонаселения» Т. Мальтуса. Подобные произведения оседают в умах зажиточного меньшинства. Между тем в сознание бедных проникли мысли о равенстве и свободе, порожденные Французской революцией. Мальтус выступил с утверждением, что бедность порождена не общественным строем, а является естественным законом, который он выразил краткой формулой: «Всему народонаселению не поместиться за общей трапезой»*. * Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - известный британский ученый, которого некоторые историки экономической мысли относят вместе с Д. Рикардо к «пессимистам»; был священником и профессором экономии; кроме закона народонаселения известен работами по земельной ренте. Хотя всякое владычество основано на силе, оно подтачивается, считает П. Кропоткин, если ослабевает вера в собственную правоту. Недоверие к реформам лишает бедных надежд заметнее, чем учение Мальтуса. К тому же многие реформаторы сами уверились в том, что всякое, даже временное улучшение жизни трудящихся приводит к быстрому росту населения. Критикуя современную ему политическую экономию, Кропоткин сетует на то, что она так и не поднялась выше гипотезы Мальтуса об ограниченности средств существования и более быстром росте населения. Эту позицию разделяет и часть биологов. П. А. Кропоткина занимала этика общественного человека, которую он выводил из инстинкта общительности и взаимопомощи. Социальная нравственность предполагает, что человек считает добром действие, полезное данному обществу, а злом то, что вредно ему. В этом состоит, по мнению автора, нравственное начало анархизма. Дальнейшее развитие данный принцип получил в «формуле справедливости»: если я не хочу, чтобы меня грабили, убивали, обманывали, эксплуатировали, то я и сам обязуюсь не делать того же. Равенство, по мнению Кропоткина, есть синоним справедливости, оно сочетает уважение к личности со свободой, с полнотой ее осуществления и развития. Истинно нравственным является человек, который, чувствуя в себе силу, энергию, избыток ума и воли, начинает действовать на благо общества, не заботясь о вознаграждении для самого себя. Кропоткин стремится к гармонизации личности и общества. Нравственность предназначена развивать и совершенствовать человеческую солидарность. Как и многие другие памятники русской культуры и литературы, книга Кропоткина представляет собой трактат, основанный на христианском учении, на Евангелии от Иоанна. В прошлом российскому просвещению было свойственно уважение к форме, а также известная догматизация гуманитарных теорий. Как и у некоторых мыслителей славянофильского направления, мы обнаруживаем у П. А. Кропоткина представление о культуре, имеющей западное происхождение, как о ложной. Последнее становится особенно заметным на фоне жертвенности русского общественного сознания. С выводами автора можно не соглашаться, но книга Кропоткина – это пример труда человека духовно богатого и высоконравственного. Нобелевским лауреатом 1998 г. по экономике стал Амартия Сен – американский профессор индийского происхождения, широко известный сегодня в мире, основатель нового научного направления, выводящего экономическую теорию на простор социально-этической проблематики.* * В статье о демократии А. Сен называет ее главным достижением XX в., несмотря на существование фашистких и коммунистических диктатур. Небольшую книгу «Об этике и экономике» называют «сундуком сокровищ», в ней показана органическая связь экономической науки и философии морали, а также вред, который был нанесен экономическому анализу чрезмерным увлечением постулатом эгоистического поведения. Отстранение экономики от этики стало одной из важнейших причин недостаточности или даже порочности экономического анализа. Сен разделяет материальную экономику и экономику благосостояния. Поскольку на поведение людей влияют этические мотивы, то они, являясь факторами благосостояния, воздействуют на материальные процессы. Современная экономическая мысль может стать более эффективной, если будет использовать эти этические факторы, ведь именно они формируют суждения людей. Но дело не только в том, чтобы «внедрить» в экономику уроки, заимствованные из литературы по этике. Нужно совершенствовать сами этические представления людей. Основное направление экономической теории отождествляет рациональность поведения с внутренней самостоятельностью выбора и максимизацией собственного интереса. Но Сен сомневается, что линия на максимизацию интереса полностью приближена к действительному поведению человека. В японской экономике, например, имеет место систематическое отклонение от эгоистического интереса в сторону образа действий, основанного на таких понятиях, как долг, лояльность и добрая воля. Эти обстоятельства позволили поднять уровень индивидуальной и групповой экономической эффективности. Не разделяя концепции Адама Смита, Сен в то же время пишет о возможности таких обстоятельств, при которых преследование исключительно личных интересов может быть этически оправданным. Термин «благосостояние» также подвергается реструктуризации: следует различать благосостояние в контексте личных достоинств и достижений и в свете более широких целей – распределительной справедливости, согласованности и взаимозависимости. Присмотримся к некоторым разделам книги А. Сена, переведенной теперь на русский язык*. * Сен А. Об этике и экономике, М., 1996. В главе «Экономическое поведение и нравственность» классической политической экономии приписывается лозунг, перефразирующий Данте: «Оставь дружелюбие, всяк сюда входящий», к ней не примешиваются добрая воля и моральные сантименты. Тем не менее экономическая наука призвана изучать реальных людей, которые не являются лишь примитивными практиками, но задумываются над сократовским вопросом: «Для чего ты живешь?» Сен выдвигает два источника развития экономической теории. Это – этика и инженерия. Этическая ориентация восходит к Аристотелю. «Инженерный подход» связывают с именем французского экономиста-математика XIX в. Леона Вальраса, хотя более ранних приверженцев, например англичанина Вильяма Петти (XVII в). Проблема состоит в нахождении баланса между этически ориентированными и технически осуществимыми подходами. Дистанцирование современной экономической теории от этики обедняет фундаментальную науку, так же как и анализ ряда конкретных трагических реальностей (например, голода). В последние годы представители философии морали переносят центр тяжести в своих исследованиях на «внутренне присущие значимости», обнаруживающие связи экономической и этической мотиваций. В 1975 г. А. Сен выступил с забавно названным эссе «Путешествие Смита на государственном корабле», где интерпретирует высказывание Смита о расчетливости поведения человека. Смит полагает, что собственный интерес доминирует у большинства людей. Но ставить знак равенства между понятиями расчетливости и собственного интереса вряд ли разумно, полагает А. Сен, ведь сам Смит, объясняя, что такое расчетливость, понимает ее как соединение продуманности с самообладанием. Это ни в коем случае не идентично эгоизму или себялюбию. Расчетливость – это наиболее полезное из достоинств человека как индивида. Но Смит не отдавал проблему выживания на откуп индивидуального расчета, – пишет А. Сен. Абсолютизация собственного интереса, как мотива экономической деятельности, была свойственна впоследствии многим исследователям Смита и привела к затруднениям в анализе взаимной торговли, договорных отношений, а также причин недоверия или голода. Непредвзятый анализ «Богатства народов» обнаруживает, по мнению Сена, широкий взгляд на человека, но суждения об этической стороне его поведения, например о необходимости сочувствия и борьбы с нищетой, оставались в тени. Подводя итоги, А. Сен классифицирует отклонения от стандартов экономического поведения, вызванные этическими соображениями. В их числе: доброжелательность и симпатия к другим, приверженность к разнообразным делам или видам деятельности, к неким специфическим неординарным образцам поведения. Целесообразность экономического поведения может нарушаться вследствие внешних эффектов, возможно, и внерыночного характера (например, экологических трудностей). Итак, теорию благосостояния можно существенно обогатить, если обратиться к этическому фактору; его полезность несомненна в работах по прогнозированию. 4. «Экономическое дерево»Развитие науки привело к появлению, наряду с общей теорией, прикладной макроэкономики, предлагающей аналитические разработки и расчеты эффективности производства, сокращения безработицы; варианты решения социальных проблем, стабилизации денежного обращения и многого другого. Именно прикладная макроэкономика представляется с прагматической точки зрения направлением первостепенной важности. Но здесь мы обнаруживаем совершенно особенную потребность в исследовании национальной экономической специфики. Предметом анализа национальной экономики выступают особенности национального экономического поведения, специфические формы универсальных причинно-следственных связей, таких, например, как совокупный продукт и инвестиции, влияние открытости на экономический рост; особенности национальной психологии и экономические традиции; природные и геополитические факторы и, наконец, степень государственного вмешательства в экономику, выражающаяся в своеобразии экономического порядка. В экономической теории и политике получило распространение понятие переходной экономики. По классификации Международного валютного фонда к этой группе относятся 27 стран, ранее входившие в состав европейских социалистических государств, и Монголия. В теоретическом плане – это национальные экономические системы, находящиеся в процессе преобразований, перехода от централизованно планируемого хозяйства, основанного на обобществлении средств производства, к системе рыночных отношений. Экономическое поведение субъектов характеризуется в этих условиях сочетанием унаследованных привычек, условностей, административных барьеров с «новыми правилами» рынка, с возможностями свободного выбора, появлением «крутых» деловых людей. Продолжительность переходной экономики, степень ее обременительности различны. Россию отличает, как мы увидим ниже, набор неблагоприятных обстоятельств. В России существует Институт экономических проблем переходного периода; оценками социально-экономических процессов занимаются Институт экономического анализа, Институт экономики РАН, ученые экономического факультета МГУ и другие научные центры страны. В исследованиях экономической политики переходного периода также обнаруживается присутствие нормативного и позитивного компонентов анализа, причем в различных сочетаниях и формах. В повествованиях на тему «как должно быть», рекомендациях по поводу реформ и «возвращения государства в экономику» недостатка не ощущается. Более полезными, на наш взгляд, являются описания происходящего, его позитивное аналитическое осмысление, попытки объяснить, где мы находимся, каковы тенденции развития. Сложность здесь состоит в получении корректной информации. Необходимым условием позитивного анализа становится изучение исторической и национально-психологической специфики, позволяющей моделировать национальную экономическую политику. Рис.1 Вопросы для обсуждения1. Какие ступени в развитии экономической науки вы запомнили? 2. Как вы определите, что такое политическая экономия и в каком родстве с ней находится макроэкономика? 3. В чем состоит, на ваш взгляд, условность разделения экономики на микро- и макросистемы? 4. Назовите особенности национальной экономики. 5. Что такое политика? 6. Приведите примеры влияния макроэкономического анализа на политические действия. 7. Чем знаменит Джон Мейнард Кейнс? Джон Мейнард КЕЙНС – основоположник макроэкономического анализаДжон Мейнард Кейнс родился в Кембридже (Англия) 5 июня 1883 г., его отец читал лекции в университете по экономике и логике. После школы Джон поступил в частный колледж Итона; уже там стали проявляться его многочисленные таланты. Кейнс выигрывал призы по классической литературе, математике и истории, писал статьи, участвовал в дискуссиях, занимался спортом и считался экспертом по средневековой латинской поэзии. Образование продолжалось в Королевском колледже Кембриджского университета, где главным предметом для Дж. Кейнса стала экономика. Он слушал лекции А. Маршалла, посещал семинары А. Пигу, поглощал всю доступную экономическую литературу. После окончания университета Кейнс поступает на государственную службу в Управление по делам Индии, но находит работу там скучной и через два года отплывает в Бомбей. В 1909 г. по приглашению своего учителя А. Маршалла Кейнс возвращается в Кембриджский университет и читает там лекции по экономике до 1915 г. В эти годы он завершает и впоследствии публикует свой «Трактат о вероятностях» – плод увлечения математикой. Правда, философ Б. Рассел отозвался об этой работе Кейнса не без иронии: «Книга слишком трудна для того, чтобы ее слишком хвалить». Свою первую экономическую монографию «Индийская валюта и финансы» Кейнс опубликовал в 1913 г. Он рекомендовал сохранить подчиненное положение валюты доминиона по отношению к английской, которая должна, по его мнению, твердо опираться на золотой стандарт. Здесь обозначился интерес автора к теории денег, верность которой он сохранял всю жизнь. Публикация имела следствием назначение Дж. Кейнса членом королевской комиссии. В этом качестве он произвел заметное впечатление на О.Чемберлена и других ведущих политиков Великобритании не только мастерским подходом к специальным проблемам, но и своим гуманизмом, ощущением человеческих нужд. Когда после Первой мировой войны встал вопрос о германских репарациях и кабинет поручил Кейнсу оценить их величину, он нашел разумной цифру в 2 млрд. ф. ст., которая была почти в 12 раз меньше цифры, предложенной Банком Англии. Несогласие с величиной репараций заставило Кейнса покинуть Парижскую мирную конференцию (1919), в которой он участвовал как представитель Британского казначейства. В том же году выходит его книга «Экономические последствия Версальского договора», ставшая бестселлером и вызвавшая неудовольствие правительственных кругов Великобритании. Кейнс писал: «Если мы намеренно стремимся к обнищанию в Центральной Европе, то возмездие не заставит себя долго ждать». Он выступил за предоставление американских займов Германии. Его идеи предвосхищали концепцию таких более поздних программ, как известный план Маршалла для послевоенной Европы. Следующей большой работой Кейнса стал «Трактат о денежной реформе» (1923), где доказывается необоснованность возвращения Британии к золотому стандарту. Здесь же впервые выдвигается в качестве ключевой проблема занятости и указывается, что инфляция, стимулирующая экономически активные элементы общества, является меньшим злом, так как в обнищавшем мире гораздо опаснее провоцировать безработицу, чем неудовольствие рантье. Эти идеи Кейнс развивал также в памфлетах «Экономические последствия валютной политики мистера Черчилля» и «Конец laissez faire», где критиковал политику невмешательства государства в экономику, классический принцип «laissez faire». В середине 20-х гг. Кейнс приезжал в Советский Союз и изложил свои впечатления об экономике периода нэпа в статье «Беглый взгляд на Россию», где выразил сомнение в эффективности системы, альтернативной капитализму. В 1930 г. выходит в свет двухтомный «Трактат о деньгах». Кроме вопросов денежного обращения, Кейнс разрабатывает здесь основы теории занятости и национального дохода. Новый подход к проблеме экономической нестабильности он связывает с анализом соотношения между инвестициями и сбережениями. Берущая здесь свое начало концепция «эффективного спроса» стала несущей опорой кейнсианской теории. Опубликованный в 1936 г. главный труд Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» знаменовал собой революционный переворот в развитии экономической мысли. Автор в предисловии противопоставляет свой метод классическому наследию А. Смита и Д. Рикардо. Общий экономический анализ Дж. Кейнса явился выражением впервые тогда произведенного, ставшего теперь уже привычным деления науки на микро- и макроэкономику. О нетривиальности нового подхода свидетельствует хотя бы тот факт, что многие ошибки экономистов докейнсианской эпохи проистекали из их попыток дать микроэкономические ответы на макроэкономические вопросы. Например, на основе теории цен объяснять уровень занятости. Сегодня нам кажется вполне понятным, что большая система, состоящая из малых подсистем – фирм, домашних хозяйств, в целом представляет собой уже не просто большую фирму или большое домашнее хозяйство, а нечто качественно иное. Но очевидным это сделал Кейнс. Он показал, что экономика страны в целом не может быть адекватно описана в терминах простых рыночных отношений. Кейнсу принадлежит открытие того, что факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто увеличенной версией факторов, управляющих поведением ее «малых» частей. Различие между макро- и микросистемами предопределяет разницу в методах анализа. В начале Второй мировой войны Кейнс был приглашен экспертом в министерство финансов (Казначейство). Его работа «Как платить за войну» (1940) намечала радикально новый план решения проблемы международных финансов. Впоследствии, будучи фактически главой британской делегации на переговорах по ленд-лизу, Кейнс пытался осуществить свои идеи. Его видение международной валютной системы стало стержнем Бреттон-Вудса, воплотилось в создании Международного валютного фонда. Дж. Кейнс считается создателем системы государственного регулирования экономики, хотя она была скорее следствием, чем побудительным мотивом макроэкономического анализа. Стимулятором производства является, согласно кейнсианской модели, спрос, определяемый как психологическая готовность общества к потреблению. Дело в том, что доход домашнего хозяйства, фирмы, страны в целом, как правило, увеличивается быстрее, чем потребление, как личное, так и производственное, причем по мере роста благосостояния эта разница между доходом и потреблением становится весьма значительной. Таким образом, в развитой экономике возникает фактор отложенного спроса, сбережений. Последние существуют в виде банковских счетов и иных пассивов. Задача состоит в том, чтобы активизировать, заставить работать сберегаемую часть национального дохода. Сбережения должны превратиться в составную часть эффективного спроса. И здесь на сцене появляется государство со всем инструментарием фискальной (госбюджетной) и кредитно-денежной политики. Центральный банк размещает займы (продает облигации), распределяет льготные кредиты; проводятся государственные закупки товаров и услуг; строятся инфраструктура и социальный сектор. Естественно, что бюджетные расходы перекрывают средства, мобилизуемые за счет займов. Кейнсианцы советуют использовать налоги, а также, в известных пределах, денежную эмиссию. Итак, эффективный спрос = потребление + инвестиции + госзакупки + чистый экспорт. Последний показатель – чистый экспорт, т.е. избыток валового экспорта над импортом, – расширяет рынок и тем самым стимулирует производство. Меры по поддержке экспорта особенно необходимы в условиях активного роста национального дохода. Здесь увеличение дохода пробуждает и развивает склонность к импорту, который замещает внутренний спрос иностранной продукцией. Превышение же импорта над экспортом – дело опасное еще и потому, что ведет к дефициту платежных балансов, накоплению внешнего долга, расшатывает валютную систему. Мы уже успели заметить, что предметом особого внимания Кейнса и, возможно, стимулятором его теоретического поиска была проблема занятости. Противники кейнсианства изъяли практически из употребления термин «полная занятость», заменив его термином «естественная безработица». Но если вдуматься, то между ними принципиальной разницы нет. Полная занятость у Дж. Кейнса отнюдь не предполагает отсутствия безработицы. Полная занятость – это такая ситуация, при которой потенциально желающие получить работу могут ее иметь без особых затруднений. В то же время сезонный характер некоторых видов труда, структурные изменения в экономике допускают существование 1–2% временно незанятых в составе лиц наемного труда. Уровень безработицы увеличивается в условиях кризиса, плохого хода дел. Процент незанятых находится в прямой зависимости от размеров пособий по безработице и установленного законом минимума зарплаты. Последний довод заслуживает, по мнению сторонников «естественной безработицы», особого внимания, так же как и психологические особенности людей, их нежелание менять место жительства или профессию, пассивность и др. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования воспринималась как якорь спасения в США и Великобритании начиная со времени «великой депрессии» 30-х гг. и особенно в послевоенный период, но она обнаружила свое несовершенство в последней трети XX в. Появилась новая болезнь – стагфляция, сочетавшая в себе инфляцию и стагнацию, угнетенное состояние конъюнктуры. Между тем правоверные кейнсианцы «спасали» экономику от стагнации или кризиса посредством дозированной инфляции. Очевидным стал тот факт, что властные рычаги государства, создающие посредством займов, налогов и денежной эмиссии дополнительный спрос, неспособны увеличить товарное предложение, что они недостаточны для преодоления всех и всяческих экономических бедствий. Ведь модель Кейнса ориентировалась, помимо всего прочего, на кризисы перепроизводства, была призвана поэтому активизировать спрос. Однако произошедшие в последние десятилетия изменения в мировой экономике не могут расшатать фундамент кейнсианского учения, даже если его отдельные практические выводы не сочетаются с требованиями дня. Постулаты кейнсианства важно иметь в виду, когда мы размышляем над судьбами России. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа, разумной кредитно-денежной политики, изучения обратной связи между безработицей и инфляцией. Вернемся в заключение к личности Джона Мейнарда Кейнса. Его незаурядность проявлялась во всем. Успешно играя на бирже, он приобрел солидное состояние, а назначение казначеем Кембриджского Королевского колледжа укрепило его финансовое положение. Со временем Кейнс стал крупным коллекционером картин, опубликовал много изящных эссе мемуарного и библиографического характера. Он был другом таких выдающихся личностей, как Б. Шоу, Г. Джеймс, Л. Виттгенштейн и др. Женившись на приме Дягилевского балета Лидии Лопуховой, он стал субсидировать балет, а в 1935 г. построил здание театра в Кембридже. В 1937 г. Кейнс перенес первый инфаркт, сделавший его почти инвалидом, хотя лишь немногие это замечали. Дж. Кейнс принадлежал к высшим слоям английского общества, за научные заслуги он был удостоен в 1945 г. звания лорда. Но со студенческих лет Кейнс, нарушая сложившиеся в его кругу традиции благовоспитанности, проявлял свой неукротимый нрав, шел против течения, не испытывая благоговения перед авторитетами. Он умер от еще одного сердечного приступа в апреле 1946 г. Кейнс стал основателем направления в экономической науке, названного теперь его именем, но в отличие от многих своих последователей не придерживался нормативного взгляда на экономическую теорию. А ведь именно тенденция рассматривать ее как руководство к действию в экономической политике и придает некий негативный оттенок термину «кейнсианство». Собственная точка зрения Кейнса на этот счет была вполне определенной: «Теоретическая экономика не предназначена для того, чтобы давать советы, немедленно применимые в политике. Это скорее метод, чем доктрина, аппарат мышления, техника обдумывания, помогающая тому, кто овладел этим методом, делать корректные выводы». |