Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 15. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

  • 1. Теория познания как раздел философии. Основные диалектико-материалистические принципы теории познания

  • 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании

  • 3. Основные уровни и формы познания

  • 4. Проблема истины в философии

  • ГЛАВА 16. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания

  • 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий

  • 3. Методы эмпирического исследования

  • 4. Методы теоретического исследования

  • философия. Учебник Белгород Белгородский юридический институт мвд рф 2013 удк 1 ббк 87


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеУчебник Белгород Белгородский юридический институт мвд рф 2013 удк 1 ббк 87
    Анкорфилософия
    Дата01.10.2021
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofiya_uchebnik._Antonov_E.A.doc
    ТипУчебник
    #240111
    страница25 из 31
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31

    4. Самосознание и его формы



    Сознание предполагает выделение себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру, то выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма сознания. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Специфика самосознания состоит в том, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Такое раздвоение является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Субъективная реальность наряду с сознанием и бессознательным имеет также самосознание. При самосознании субъект делает объектом изучения свое сознание.

    Идеализм рассматривает самосознание как созерцание душой психических переживаний. Так, Фихте считал, что первым актом сознания было осознание субъектом своего собственного «Я». Гегель писал о саморазвитии и самозавершении сознания в самосознании. В диалектико-материалис­тической философии самосознание рассматривается как осознание самого себя в качестве общественного существа.

    Формирование самосознания человека начинается не с осознания им самого себя как личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Процессу формирования осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого. Процесс оформления родового самосознания служил одним из условий и предпосылок возникновения личного самосознания. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род.

    Предпосылки самосознания имелись в животном мире в форме инстинктивного ощущения отличия своего организма от остального предметного мира. И.М. Сеченов писал также о детском самочувствовании, из которого родится в зрелом возрасте самосознание, дающее возможность отделять свое внутреннее от приходящего извне.

    Наряду с психофизическими предпосылками самосознания имеются и социальные предпосылки. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида. Оно возникает в процессе общения.

    К. Маркс писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Поведение окружающих людей служит для него как бы опорой, чтобы представить себе свое собственное я, каково оно в действительности. Таким образом, самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе ощущений и чувств, но и на основе его деятельности.

    Самосознание есть сознание, направленное на самого себя. В чем же его специфика? Она определена тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я».

    При этом выделяют следующие формы самосознания:

    1) первой формой самосознания является самочувствие, элементарное осознание своего тела и его «вписанности» в мир окружающих вещей и людей;

    2) вторая форма самосознания связана с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, к культуре;

    3) третьей, высшей формой является возникновение сознания как «Я» совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.

    Самосознание возникает на основе сознания как в процессе исторического развития человека (филогенез), так и в процессе развития отдельного человека (онтогенез). Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

    Самосознание, рассматриваемое в философском аспекте, наряду с гносеологией включает и социологический аспект. Мы говорим о классовом самосознании, о национальном самосознании, о самосознании человечества, т.е. о трех специфических социальных формах самосознания.

    Самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношениями к себе «с точки зрения другого». Самосознание является высшей формой сознательного отношения человека. Выделив себя из объективного мира и противополагая себя ему, человек осознает себя как личность. Но оно постоянно проверяется, корректируется и развивается в ходе включения человека в систему меняющихся отношений.

    Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Человек рефлектирует, анализирует себя с точки зрения определенного идеала личности.

    Основная функция и жизненный смысл самосознания состоит в необходимости саморегулирования поведения и деятельности человека в системе общественных отношений, в отношении с другими людьми, с обществом в целом. Способность саморегулирования предполагает знание себя, своих физических и умственных возможностей.

    Благодаря функции саморегулирования и самоконтроля самосознание является важнейшим условием совершенствования человеком самого себя. Таким образом, самосознание формируется в процессе общения человека с окружающими людьми и его деятельности и включается в процесс становления личности.

    ГЛАВА 15. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
    1. Теория познания как раздел философии. Основные диалектико-материалистические теории познания.

    2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании.

    3. Основные уровни и формы познания.

    4. Проблема истины в философии.
    1. Теория познания как раздел философии. Основные

    диалектико-материалистические принципы теории познания
    Теория познания или гносеология – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Термин «теория познания» ввел в философию шотландский философ Дж. Феррер в 1854 г.

    Теория познания занимается поисками предельных оснований знания, которые не являются чем-то общепризнанным и непосредственно очевидным. Поэтому теория познания всегда выступает в виде наличия различных концепций: материалистических и идеалистических, эмпирических и рационалистических, скептических и догматических и т.д. Теория познания отличается от эпистемологии, которая связана с анализом научного познания. Теория познания от специальных теорий отличается тем, что она ориентирована на поиски всеобщих оснований знания. В ней важен не только результат, но и ведущий к нему путь, способ обоснования этого результата. В различных концепциях существуют разные ответы, как на коренные вопросы, так и на способы их формулирования.

    В развитии теории познания можно выделить следующие основные этапы:

    1) античная философия, когда возникла теория познания, выступая в виде критического обсуждения условий получения истинного знания. Центральной проблемой здесь является отношение знания и мнения, истины и заблуждения;

    2) теория познания эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.), когда в центре стояло обсуждение вопроса о связи «Я» и внешнего мира, «внешнего» и «внутреннего» опыта, первичных и вторичных качеств;

    3) теория познания немецкой классической философии, характеризующаяся ее связью с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности, которые ставятся в культурно-историческом контексте. Здесь большое внимание уделяется субъекту познания, его творческой активности;

    4) марксистская теория познания, критически ассимилирующая достижения классической немецкой философии и главное внимание уделяющая роли практики в познании;

    5) современные неклассические теории познания, в которых осуществляется пересмотр таких традиционных гносеологических проблем, как соотношение субъекта и объекта, проблемы истины.

    Теория познания или гносеология (от греч. – знание и – слово, учение) зародилась в учениях древних. Для древнегреческих философов явления сознания представляли интерес в связи с построением общей космологической картины мира. Обсуждение условий получения истинного знания привело к вычленению таких проблем как отношение знания и мнения, истины и заблуждения. Здесь можно выделить две теории познания – материалистическую и идеалистическую, представленные соответственно Демокритом и Платоном.

    Философия, писал Демокрит, может и должна дать общий метод для научного ползнания. Своим исходным пунктом она должна иметь окружающий материальный мир, а не умозрительные конструкции. Познание, по мнению Демокрита, бывает двух родов: истинное и темное. К темному он относил зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Истинным же он считал познание рациональное, с помощью мышления. Демокрит не игнорировал чувственное познание, но считал разум более могущественным и более тонким органом познания. Чувственное познание – источник всех знаний и отправной пункт разума. Оно является началом всякого мыслительного процесса.

    Демокрит полагал, что все предметы испускают некие мельчайшие частицы, которые, действуя на наши органы чувств, дают нам возможность воспринимать предметы. Он пытался также разрешить вопрос о соотношении субъективного и объективного в познании. То, что для одних сладко, писал он, для других горько, кисло. Истина же для всех одна и та же.

    В противоположность Демокриту, который в основу своей теории познания положил отражение объективно существующего материального мира, Платон полагал, что при помощи чувств нельзя познать мир, ибо чувства дают не истинные знания, а всего лишь «мнения». Теория познания Платона – это теория припоминания. Познавать мир, учил он, означает создавать такие условия, при которых бессмертная душа человека могла бы вспомнить все то, что она когда-то созерцала в мире идей.

    Особое место в разработке теоретико-познавательных проблем принадлежит немецкой классической философии.

    Так, в субъективно-идеалистическом учении Канта были поставлены такие фундаментальные проблемы гносеологии, как природа познавательного отношения, активность субъекта познания, соотношение чувственного и рационального в познавательной деятельности и т.д.

    В объективно-идеалистическом учении Гегеля достиг своей вершины диалектический подход к духовным явлениям, наметившийся у Фихте и Шеллинга. Здесь были подвергнуты анализу историческая связь мышления и практики, противоречивая природа истины и т.д.

    Диалектико-материалистическая теория познания разработана Марксом и Энгельсом и развита Лениным. С точки зрения марксистской философии познание не ограничивается чувственным восприятием свойств и отношений мира, поскольку более глубокие сущностные связи и отношения познаются разумом. Она базируется на материалистическом решении основного вопроса философии.

    Можно выделить следующие принципы дииалектико-материалисти­ческой теории познания: 1) первичность материи по отношению к сознанию; 2) принцип всеобщей связи; 3) принцип развития; 4) принцип единства теории и практики; 5) принцип единства материализма и диалектики.

    Позиции мыслителей по поводу границ познания можно определить следующим образом: когнитивный оптимизм, представители которого абсолютно уверены в возможности познания мира, скептицизм, в рамках которого выражается сомнение в познании мира и агностицизм, доводящий сомнение до гипертрофированной формы и отрицающий познание мира.
    2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
    Познание включает три звена: объект, познающего субъекта и процесс их взаимодействия. Европейская философия, исходящая из античной традиции, начинает с изучения объекта. Однако индийская философия начинает познание с субъекта, а китайская берет отправной точкой сам процесс познания. Можно сказать, что китайская философская традиция дополняет европейскую и индийскую, и лишь соединение всех трех традиций придает философии всеохватность. Эти три ведущие философские традиции могут быть положены в основу гносеологии, претендующей на глобальность.

    Познание – это процесс взаимодействия между субъектом и объектом, результатом которого выступает знание. Как известно из истории философии, в разных философских системах вопрос о субъекте и объекте и их взаимоотношениях решался по-разному. Возникает проблема выбора из множества возможных ответов на этот вопрос истинного ответа. Рассмотрим что же такое субъект познания. В самом общем виде субъектом познания выступает тот, кто познает, человек, наделенным сознанием и обладающий знанием. В созерцательном материализме в качестве субъекта выступает отдельный индивид, который пассивно отражает воздействие внешнего мира. В качестве объекта выступает весь мир. В идеализме под субъектом понимается сознание. Так субъективный идеалист Фихте сводит субъекта познания к человеческому сознанию, которое выступает некоей субстанцией, творящей внешний мир или объект. Объективный идеалист Гегель допускает существование мышления вне человека. Существует внечеловеческий субъект, в качестве которого выступает мировой разум. В марксистской философии в качестве субъекта выступает общественный человек, социальные группы и все человечество. При этом подчеркивается активность субъекта в познании. В качестве объекта понимается та сторона мира, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. В связи с этим не следует смешивать понятия «объект» и «объективная реальность». В основе взаимодействия субъекта и объекта лежит практика.

    Главной особенностью диалектико-материалистической теории познания является то, что она включает в познание практику, преодолевая тем самым созерцательное отношение человека к действительности. Идеалисты под практикой понимают духовную деятельность субъекта, ограничивая ее сферой переживания. Метафизически мыслящие материалисты, противопоставляя мысль и бытие, сводят практику к опытам ученого в области эмпирического познания.

    Под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем. Важнейшими чертами практики являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Практика имеет конкретно-исторический характер, изменяясь в ходе истории. Практика является общественно-историческим, непрерывным процессом, в котором в качестве субъекта выступают сменяющие друг друга поколения людей.

    От обычных материальных процессов практика отличается тем, что она не исчерпывается материальным, но включает в себя в качестве необходимого идеальный, духовный компонент. Основными формами практики оказываются производственная деятельность, общественно-политическая деятельность и научный эксперимент. Практика выступает в качестве основы познания, цели познания, средства познания и критерия истинности. Успех практической реализации идей и планов, имеющих обычно большой социальный смысл и звучание, предполагает сплав знаний, убеждений и действий.
    3. Основные уровни и формы познания
    Длительное время в гносеологии противостояли друг другу две концепции: эмпиризм и рационализм, которые расходились в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Бэкон, Локк, Дидро) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы являются определяющими в получении научного знания. Недостатком эмпиризма была недооценка роли логического мышления. Близким к эмпиризму является сенсуализм, отводивший логическим формам лишь упорядочивание эмпирического материала. Так, Локк считал, что в знании нет ничего кроме чувственного опыта. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. Они считали, что органы чувств дают лишь поверхностное и иллюзорное знание и подлинную научную истину можно установить лишь на основе строгого логического анализа. Эмпиризм и рационализм являются крайностями в гносеологии, возникшими на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума.

    В реальном познавательном процессе можно выделить два уровня, две ступени познания: 1) чувственный и 2) рациональный. Уяснение сущности перехода от чувственного познания к теоретическому мышлению является камнем преткновения для всех метафизически мыслящих философов. На субъективно-идеалистической основе принцип единства этих ступеней познания разрабатывал Кант, а на объективно-идеалистической Гегель. С диалектико-материалистических позиций эта проблема решалась К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые процесс познания рассматривали как сложный многогранный процесс отражения действительности. Общее движение процесса познания резюмируется в ленинской формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». В основе живого созерцания лежит чувственное познание, включающее такие формы как ощущения, восприятия и представления.

    Предметы и явления окружающего мира воздействуют, прежде всего, на органы чувств человека. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих как раздражители на наши органы чувств, а также процессов, происходящих внутри организма (например, пищеварения, сокращения мускулов, выделений). Они фиксируют отдельные стороны предметов. Ощущения являются образами, отражениями, копиями или своего рода снимками свойств предметов и явлений объективного мира. Являясь субъективными образами объективного мира, они не существуют и не могут существовать вне конкретной исторической личности со всеми индивидуальными особенностями ее анатомо-физиологической организации, психического склада, опыта, интересов и склонностей, накладывающих свой отпечаток и на ощущения. Ощущения человека содержат в себе в идеальной форме то, что реально находится вне ощущений, в окружающем мире.

    Восприятием является целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом объекте. Мы легко можем представить себе своих родных, своих друзей. В представлении мы имеет обобщенный чувственный образ объекта, не связанный непосредственно с его восприятием.

    В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Элементарными формами логического отражения являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Если в восприятии мы отражаем внешний облик данного человека, а в представлении – типичный облик человека с характерными для него внешними признаками (прямой походкой, руками, ногами, головой и т.п.), то в понятии о человеке мы не ограничиваемся отражением этих признаков, а раскрываем его более глубокие, существенные признаки. Содержанием понятия «человек» охватываются его существенные признаки: человек выступает как общественное существо, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее сложноорганизованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Понятия отличаются от форм чувственного познания по способу образования и выражения, а также по своим познавательным возможностям. С помощью понятий человек проникает в то, что недоступно ощущениям, восприятиям и представлениям. Человек не может, например, воспринимать скорость света, строение атома, работу мозга, но он может отразить все эти явления с помощью понятий. Будучи не в состоянии непосредственно воспринимать эти явления, он может понять их.

    Понятия не существуют в голове человека изолированно друг от друга. Чтобы отразить связь и взаимозависимость явлений, понятия должны быть связаны между собой. Они возникают и существуют лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – это значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами. Суждения это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. В человеческой речи суждение выражается в виде предложения. По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или как ложные, т.е. соответствуют ей или не соответствуют, что устанавливается, в конечном счете, в практической деятельности людей. К тому или иному суждению человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем – с помощью умозаключения. Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из двух суждений выводится новое суждение.

    Таким образом, если суждение представляет собой определенную взаимосвязь понятий, то умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся. Логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами, хотя в понятии как бы в свернутом виде содержится образ предмета.
    4. Проблема истины в философии
    Проблема истины является ведущей в философии познания. От того, как она понимается, зависит зачастую и жизненная позиция человека. Имеются различные трактовки истины. В классической гносеологии главным являлось понимание истины как соответствия знаний действительности. Истина – это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет следующие главные характеристики.

    Во-первых, это – объективность истины как такой части знания, содержание которой от нас не зависит. Она существует потому, что существует объективный мир материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сходство с оригиналом. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть объективная истина.

    Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии субъекта и объекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чувственной степени познания эта форма определяется предысторией человека и особенностями биохимических и физиологических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях осуществляется познание.

    В-третьих, это – абсолютность истины как той части знания, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познания.

    В-четвертых, это – относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях знание.

    В марксистской гносеологии под истиной понимается такое знание, которое не просто соответствует действительности, но и проверено на практике. Прагматисты же полагают, что истина – это то, что полезно. Здесь делается попытка избавиться от трудностей классической концепции истины, приводящей к замене истины полезностью.

    Классическая концепция истины применима к любым мыслимым мирам, хотя она и должна быть уточнена. Для нее характерны следующие признаки: действительность не зависит от знания, между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие, существует критерий установления соответствия мыслей действительности.

    Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта и поэтому в ней отражается единство объективного и субъективного моментов познавательного процесса. Игнорирование взаимосвязи противоположных аспектов истины привело к возникновению двух односторонних точек зрения, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в трактовке истины. Сторонники субъективизма абсолютизируют роль субъекта в познании и игнорируют субъективные моменты. Объективисты, напротив, абсолютизируют объективные моменты. Для них истина существует вне человека и человечества.

    Достижение объективной истины является целью познавательной деятельности. Под объективной истиной понимают такое содержание наших знаний, которое целиком и полностью обусловлено объектом, не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Решая вопрос истины, необходимо выяснить, как она достигается – целиком, сразу или постепенно, по частям. Для этого следует определить соотношение между абсолютной и относительной истиной. Под абсолютной истиной понимается знание полностью, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отражаемым объектом. Однако достижение такой истины в процессе познания является скорее идеалом, чем реальным результатом. Обычно приходится довольствоваться относительными истинами. Под относительной истиной понимается такое знание, которое частично, неполно соответствует объекту познания. Относительная истина уточняется и дополняется в ходе познания и она выступает как знание, подлежащее изменению. В реальном процессе познания абсолютная и относительная истины, хотя и противостоят друг другу, но в то же время взаимосвязаны. Путь к абсолютной истине лежит через уточнение и обогащение абсолютных истин. Можно сказать, что абсолютная истина о мире существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество.

    Вновь возникающее знание является относительным и поэтому возникает проблема соотношения истины и заблуждения. В связи с этим вопрос о путях достижения истины тесно связан с выяснением ее критериев, способов проверки. В истории философии в качестве критерия истины принимались различные явления, такие как чувственная наглядность, четкость и ясность мысли, полезность, соответствие наших знаний законам логики и т.п. Вместе с тем наиболее надежным критерием истины, способствующим отграничению ее от заблуждения, является практика. Вместе с тем нельзя абсолютизировать практическую деятельность, поскольку она имеет не абсолютный, а конкретно-исторический характер. Поэтому можно сказать, что критерием истины является практика, взятая в ее историческом развитии.

    ГЛАВА 16. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
    1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания.

    2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий.

    3. Методы эмпирического исследования.

    4. Методы теоретического исследования.
    1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
    В ХХ в. наблюдается необычайно быстрый рост социального значения науки. Как отмечал еще в середине этого века Дж. Бернал, «сегодня человечество не может ни развиваться, ни даже существовать без науки». И это действительно так, поскольку наука играет исключительную роль во всех сферах жизни общества. Ее результаты используются не только в домашнем обиходе, но и в космических исследованиях.

    Что же такое наука, когда она возникла и какова специфика научного познания? Хотя сегодня не существует единого определения науки, ее можно рассматривать с трех основных сторон: 1) как систему знания и форму общественного сознания; 2) как определенный вид общественного труда и специфический вид деятельности; 3) со стороны ее общественной роли, прежде всего, как производительной силы.

    Мы будем рассматривать науку как знание и социальный институт. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знания о природе, обществе и мышлении. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязей.

    В современной литературе существует три точки зрения по вопросу о возникновении науки. Представители первой точки зрения утверждают. Что наука возникла в первобытном обществе вместе с человеком. Например, Спенсер считал, что ум дикаря уже содержит научные знания, поскольку наука – это расширенное обыденное знание. Для других, например, для Ж.-Ж. Руссо наука является порождением древневосточной цивилизации. Третьи относят ее начало к периоду античности, связывая при этом понятие науки именно с европейской наукой и философией (И.Д. Рожанский, П.П. Гайденко). Для четвертых наука датирует свое начало временем позднего средневековья (Дюгем). И наиболее распространенной, пятой точкой зрения является признание того, что именно с XVII в. датируется начало современной науки. Причем генезис научного знания является одновременно процессом формирования науки как особой формы общественного сознания и социального института.

    Наука как социальный институт предполагает, во-первых, совокупность знаний и их носителей; во-вторых, наличие познавательных целей и социальных функций; в-третьих, обладание специальными средствами познания и научными учреждениями; в-четвертых, появление научных журналов, книг, обществ; в-пятых, организация систематического образования подрастающего поколения.

    Современная наука возникает в Западной Европе в XVI-XVII вв. В ее развитии можно выделить следующие основные периоды: 1. Классический (XVII-XIX вв.), когда предмет познания рассматривается сам по себе безотносительно к условиям познания. 2. Неклассический (первая пол. ХХ в.), связанный с отказом от объективизма и началом учета связей между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. 3. Постнеклассический (2 пол. ХХ в.), когда происходит включение субъективной деятельности в «тело познания». Здесь учитываются не только знания об объекте и особенности средств и операций деятельности субъекта, но и его ценностно-целевые характеристики.

    Целью науки является открытие законов природы, общества и мышления. В структуру научного познания входят объект, субъект и средства познания. По предмету и методу выделяют науки о природе и науки об обществе и познании. Отдельные группы наук составляют практические науки, включающие технические, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские дисциплины.

    Наряду с научным познанием и знанием существует и донаучное. К последнему относятся донаучное, обыденное, вненаучное. Донаучное познание – это исторический этап в развитии познания, предшествующий научному познанию. Обыденное или житейское – это познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накоплении многими поколениями жизненного опыта. Не отрицая науку, оно не использует ее средства – методы, язык, категориальный аппарат. К вненаучному (паранаучному) относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию. Это так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и т.д. Наука возникает в результате отмежевания от мифологии и религии от объяснений явлений сверхъестественными причинами. Она опирается на рациональное объяснение действительности. Она характеризуется последовательностью и систематичностью, стремлением обосновать свои положительные знания, специфическими способами проверки (научный эксперимент, правила выводного знания).

    2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих,

    общенаучных и частнонаучных методов и методологий
    Научная деятельность не является хаотичной. Она организуется применяемыми в ней методами. Метод – от греч. methodos – это прием способ или образ действия. В самом широком смысле метод есть путь, способ достижения какой-либо цели, способ решения определенной задачи. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он говорил, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.

    В зависимости от сферы применения методов их принято делить на частнонаучные, общенаучные и всеобщие. Формирование и применение частнонаучных методов определяется спецификой предмета данной науки. Например, спектральный анализ в физике, следственный эксперимент в юридической науке и др. Общенаучные методы используются во многих или во всех науках. Всеобщие философские методы (метафизический, диалектический, феноменологический и др.). По функциональному назначению и способам применения методы подразделяются на эмпирические и теоретические, хотя и признается их неразрывная связь. Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровень знания не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и абстрактное, поскольку последнее характеризует диалектику процесса отражения вообще, а различие между эмпирическим и теоретическим относится к области только научного познания. Эмпирический и теоретический уровни различаются по предмету, по средствам и методам исследования, хотя в реальной действительности они неразрывно связаны и их взаимосвязь осуществляется на основе практики.

    Методология – это учение о принципах и методах познания. Она делится на две части: 1) учение об исходных принципах познания; 2) учение о способах и приемах познания, опирающихся на эти принципы. Подобно методам сама методология может иметь подобные уровни: всеобщий, общенаучный и частнонаучный. Социальные условия для возникновения методологии научного познания появились в XVI-XVII вв. Большая роль в этом принадлежит Г. Галилею. Если Бэкон обратил внимание на опыт и эмпирическую методологию, то Декарт разработал рационалистическую методологию. В современной методологии эти оба уровня рассматриваются как составляющие единой методологии.

    В зависимости от того, на каком уровне производится научное исследование, и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие методы познания. Поэтому целесообразно разделить эти методы на три больше группы: 1) методы эмпирического исследования; 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; 3) методы теоретического исследования.

    К числу методов, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях, относятся: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы познания.

    3. Методы эмпирического исследования
    Эмпирический уровень познания и знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Этот уровень характеризуется тем, что на нем идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях. Здесь широко используются следующие методы: первой, начальной ступенью познания является получение соответствующих данных об изучаемом: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

    Первой, начальной ступенью научного познания является получение соответствующих данных об изучаемом объекте, установление фактов, дающих определенную информацию о его свойствах и связях. Факты – это воспринятые человеком и зафиксированные в определенной форме те или иные стороны действительности. Факты, по выражению И.П. Павлова, это воздух ученого.

    Наблюдение – это систематическое целенаправленное восприятие объекта. Этот элементарный метод выступает, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на органы чувств человека и его предметную материальную деятельность. Однако это вовсе не значит, что из процесса наблюдения исключается мышление человека, его знания и опыт, что восприятие объекта человеком не зависит от других факторов.

    Психологической наукой установлено и исследовано явление апперцепции, сущность которого состоит в том, что содержание и направленность восприятия объекта обусловлены знаниями, интересами, опытом, взглядами человека, его отношением к окружающей действительности. Прогресс наблюдения как метода научного познания неотделим от прогресса средств наблюдения. Изобретение телескопа позволило человеку распространить наблюдение на область мегамира, создание микроскопа знаменовало вторжение метода наблюдения в микромир.

    К наблюдению предъявляют следующие важные требования: 1) пред­намеренность, 2) планомерность, 3) целенаправленность. Наблюдение, направленное на восприятие отдельных деталей, сторон, частей объекта, называется фиксирующим. Наблюдение, охватывающее весь объект в целом, называется флюктуирующим. Только соединение этих обоих видов наблюдения дает наиболее полную информацию об объекте.

    Наблюдение как средство познания дает нам в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире. В своей автобиографии Ч. Дарвин отмечал ряд качеств, которые позволили ему добиться больших успехов в науке: «Усердие, проявленное мною в наблюдении и собирании фактов, было почти столь велико, каким только оно вообще могло бы быть».

    Сравнение – один из универсальных методов познания. Известен широко афоризм – «все познается в сравнении». Сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким предметам, а выяснение общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути познания закона. Сравнение может осуществляться по существенным и несущественным признакам. В некоторых науках сравнение выросло до уровня общей методологической концепции.

    Так, например, сравнительная анатомия, сравнительная морфология занимаются сравнительным изучением органов и их систем у животных и растений, что позволяет глубже проникнуть в проблему происхождения животных, яснее представить пути их исторического развития. Интересны попытки польского писателя-фантаста С. Лема сравнительного анализа биологической и технологической эволюции в книге «Сумма технологий» с целью долгосрочного общественного прогноза. Сравнительно-исторический анализ набирает сегодня силу и в философии, способствуя формированию компаративистской философии, в которой осуществляется сравнение западной и восточной философии.

    Следующим важным эмпирическим методом является измерение, которое исторически возникло из сравнения. В отличие от последнего, оно является более мощным и универсальным познавательным средством. Современное естествознание, начало которому было положено трудами Леонардо да Винчи, Галилея и Ньютона, своим небывалым расцветом обязано применению измерений.

    Измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

    Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

    1. Объект измерения.

    2. Единица измерения, т.е. эталонный объект.

    3. Измерительные приборы.

    4. Метод измерения.

    5. Наблюдатель.

    Измерения бывают прямые и косвенные. Прямое измерение заключается в том, что результат получается непосредственно из самого процесса измерения. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных путем измерения. Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы и даже служит источником формирования научных теорий. Так, измерение атомных весов элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы элементов Д.И. Менделеева, позволило создать своеобразную теорию свойств химических элементов.

    Ценность измерений видна уже из того, что они дают точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Выдающимся является измерение скорости света. Количественный подход к объекту позволяет глубже понять его. Так, ускоренное развитие науки стало особенно заметно, когда ее стали измерять. Возникла даже такая дисциплина как наукометрия.

    Все рассмотренные методы эмпирического познания являются элементами такого сложного метода как эксперимент.

    Эксперимент – это метод познания объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выяснения соответствующих свойств.

    Утверждение экспериментального метода в науке – длительный процесс, протекавший в острой борьбе передовых ученых Нового времени против античного умозрения и средневековой схоластики.

    Английский философ Ф. Бэкон одним из первых выступил за опытную науку. Однако основателем экспериментальной науки по праву считается Галилео Галилей. Он не только создал приборы для наблюдений и экспериментирования, но и осуществил ряд искусных экспериментов.

    Без экспериментов современное развитие науки невозможно. Благодаря эксперименту явления рассматриваются в «чистом» виде при устранении побочных факторов, осуществляется повторяемость эксперимента. К эксперименту обращаются тогда, когда хотят узнать неизвестные ранее свойства объекта.

    Существуют различные виды эксперимента – естественнонаучные, сельскохозяйственные, технические, медицинские, социальные.

    В настоящее время все большее внимание привлекает социологический эксперимент, целью которого является изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах.

    В научном исследовании эксперимент и теория идут рука об руку, они теснейшим образом взаимосвязаны. Всякое игнорирование эксперимента неизбежно ведет к ошибкам, этим неизменным спутникам умозрения.
    4. Методы теоретического исследования
    Теоретический уровень знания – это знание, полученное путем абстрактного мышления. На теоретическом уровне достигается высший синтез знания в форме научной теории. Этот уровень знаменует собой более высокую ступень в развитии научного познания. К теоретическим методам исследования относятся: идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод.

    Идеализация как метод основана на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе – на абстрагировании. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции – понятия, категории, законы.

    В процессе последовательного абстрагирования образуются абстракции разной степени общности: планета Земля, планета Солнечной системы, планета, небесное тело. Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов, т.е. объектов, которые не существуют в действительности.

    Так, например, выделяют такие понятия, как плоскость, линия, точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ, идеальное общество и т.п. Создавая такой идеальный объект как абсолютно твердое тело, мы абстрагируемся от способности реальных тел деформироваться под воздействием внешних сил. С помощью идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого объекта.

    Сконструировать идеальный объект значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства. Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Правомерность идеализации доказывается применимостью на практике той теории, которая создана на основе этой идеализации.

    Формализация – это метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки химии, математики, логики.

    В связи с математизацией науки в ней все шире используется такой метод теоретического исследования как формализация. Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

    При формализации рассуждения об объекте переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). При этом отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель. Здесь осуществляется вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики.

    Специфическим методом построения развитой теории является аксиоматический метод. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами, т.е. утверждениями, доказательства истинности которых не требуется.

    Научное познание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. Кроме простых форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеются более сложные формы, к которым относятся факт, проблема, гипотеза и теория.

    В развитии научного познания возникает ситуация, когда новые явления, ранее неизвестные факты требуют своего объяснения. Однако уровень существующих знаний оказывается недостаточным для этого. Такая ситуация называется проблемой. Осознание этой ситуации, порожденной противоречиями между ограниченностью имеющегося знания и потребностями, в его дальнейшем развитии приводит к постановке научной проблемы.

    Проблема (от греч. problema – преграда, трудная задача) – объективно возникающий в ходе развития вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема – это знание о незнании.

    В процессе решения возникшей проблемы возникает гипотеза. Она является важнейшей формой возникновения научных законов и теорий.
    Научная гипотеза отличается от обычных догадок и предположений тем, что она должна быть хорошо обоснована объективными фактами, наблюдением и экспериментами, она должна соответствовать уже имеющимся твердо установленным научным достижениям.

    Гипотеза возникает двумя способами.

    В первом случае гипотеза возникает как обобщение более или менее значительного числа накопленных наблюдений, которые не могут получить объяснения в прежних теориях. Такие гипотезы называют эмпирическими обобщениями.

    Во втором случае гипотезы возникают как творческие догадки ученого, учитывающего другие твердо установленные законы и теории. Само возникновение гипотез, проверка и отбор наиболее точных и верных осуществляется с помощью научных наблюдений и экспериментов.

    Естествознание развивается путем выдвижения гипотез. Гипотеза представляет собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерности исследуемого явления. Гипотеза опирается на факты. Гипотеза проходит три этапа в своем развитии: построение, проверка и доказательство. Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается.

    Теория – это вид духовной деятельности, форма организованного научного знания о некоторой предметной области.

    Научная теория – сложная система знания, включающая следующие компоненты: исходная эмпирическая база, теоретические основы, логические средства. Она описывает, объясняет и предсказывает.

    В теории понятия и суждения, выражающие законы исследуемой области явлений, объединены в единое целое центральной мыслью теории – идеей.

    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31


    написать администратору сайта