Учебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное
Скачать 410.04 Kb.
|
Раздел II ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО 41 Глава 2 . ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 2.1. Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое про происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое значение данной главы связано с определением исторических рамок существования государства. В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной с учетом громад- ного исторического и политического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем разви- тии и чем стало теперь 1 . Большое значение для характеристики пер- вобытного строя и уяснения вопроса общественного самоуправления имела книга американского этнографа Л. Моргана «Древнее обще- ство», вышедшая в свет в 1877 г., в которой сделана попытка научно проанализировать развитие родовой организации на примере северо- американских индейцев. В своих взглядах на первобытное общество он приближался к материалистическому пониманию истории, но в целом не смог понять роль и значение экономики, производственных отноше- ний, сущность и значение классового деления общества. Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй — древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудо- вые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех чле- нов общины, которая выступала экономической формой организации людей. 1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 23—178. 42 Характер собственности был общим, иными словами, все ору- дия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, рас- пределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллектив- ность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первона- чально возникшей коллективности. Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного прародителя), но и как обще- ственная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество. Период дикости (каменный век, детство человеческого рода) большинство народов пережили примерно 30 тыс. лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения (камень, палка, копье и т.п.). Обще- ственное устройство этого периода — стадная общность, первобытное стадо. Период варварства подразделяется на две крупные эпохи: бронзо- вый век и железный век. В первой из них возникает домашнее живот- новодство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются и специализируются орудия труда для выполнения раз- личных операций (появляются топор, нож, шило, скребок, наконеч- ники стрел и копий и т.д.). Накапливается опыт производственной деятельности в виде специальных приемов трудовых операций в каж- дом конкретном деле. При охоте, рыбной ловле, поимке, приручении и разведении животных — всюду успех опирался на унаследованные от предков приемы. Предметы потребления стали результатом труда, например приру- ченное животное, его приплод, урожай злаковых культур с засеянного поля (а не найденного готовым в природе). Изменились и производственные отношения: коллективное присво- ение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продук- тов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность. Стала другой общественная организация: первобытное стадо пре- образовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствуется. Роды объединялись в пле- мена, а последние — в союз племен. Возникла необходимость в управ- лении общественными делами, т.е. потребность во власти, но государ- ства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная 43 власть уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством (рис. 2.1). Старейшина (вождь) Совет старейшин Союз родов (племя) Члены рода Общественная власть (в ее основе авторитет) Рис. 2.1. Общественная власть Власть — древнее и повсеместное универсальное свойство любой соци- альной организации, в которой элемент властвования и элемент подчи- нения сказываются во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое. В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплоще- нием были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшин- ству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников. Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, она покоилась только на авторитете. Впоследствии власть стала видоиз- меняться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты. Можно предположить, что самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согла- сования воли и интересов, поведения его членов на базе общности потребностей, совпадения в главном целей и единства взглядов на пути и формы их достижения. Неполитическая власть осуществляется, сле- довательно, путем влияния, осознания идентичности интересов, часто оказывает психологическое воздействие, в целом покоится на автори- тете; применение силы в принципе отсутствует, но не исключено. В эпоху железного века происходили наиболее значительные каче- ственные изменения внутри родового строя, приведшие в конечном счете к его разложению. С марксистской точки зрения происхождение государства обуслов- лено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей эконо- мике, который в современной литературе именуется неолитической революцией, приведшей к регулярному появлению прибавочного про- дукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало 44 рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной диф- ференциации, что ведет к возможности появления разных форм экс- плуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены обще- ственным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организо- ванного общества (рис. 2.2). 1. «Неолитическая революция» — переход от собирательства к производящей экономике 3. Рост производительности труда и появление излишков 4. Появление частной собственности Экономические причины 2. Три крупных общественных разделения труда: — отделение скотоводства от земледелия; — отделение ремесла; — появление купцов Рис. 2.2. Экономические причины происхождения государства Первое крупное общественное разделение труда — это отделе- ние скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дает возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов, так как все их имущество находится в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждае- мой форме, а образ жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов. Проникно- вение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен, будучи главным средством обособления индивидов, делает стад- ное существование ненужным. Внутри родовой организации постепенно складывается имуще- ственная и производственная разобщенность, которой во многом способствовало второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Происходит зна- чительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появля- ются богатые и бедные. В период господства присваивающей экономики не было заметно наличия избыточного прибавочного продукта, а с появлением ското- водства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально 45 занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда — появле- нию класса купцов, которые уже не участвуют непосредственно в про- цессе производства. Рост производительности труда неизбежно ведет к увеличению объ- ема избыточного продукта, обусловившему появление частной соб- ственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода. В ходе дальнейшего развития общества частная собствен- ность приобретает антагонистический (непримиримый) характер, что становится качественной характеристикой эксплуататорских обществ. Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (fаmiliа), которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой мате- риальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность, и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи (рис. 2.3). Социальные причины 1. Разложение рода и возникновение семьи 2. Появление антагонизмов 3. Раскол общества на противоположные классы Рис. 2.3. Социальные причины происхождения государства Таким образом, крупные общественные разделения труда происхо- дят как внутри племен, так и между ними, а специализация обществен- ного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними. Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к соз- данию предпосылок рабства. На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испы- тывать кризис власти, потому что она ранее возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Воз- никновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общин- ного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли силь- ных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам. 46 Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства. Развитие собственности у многих народов имело исходным пун- ктом общинную или племенную собственность, которая существовала повсеместно. Общая картина такова: по мере роста производительно- сти труда накапливаются стада, которые вначале принадлежат всему племени, потом роду, затем отдельным патриархальным семьям; земля также сначала была общей собственностью, затем становится объек- том пользования отдельных семей, закрепляется по наследству. Сужение производственной единицы от общины до имущественно обособленной семьи происходит у каждого народа по-своему, охваты- вает разное время, но все-таки является характерной чертой процесса возникновения частной собственности. Патриархальная семья, вклю- чающая три-четыре поколения, оказывается основной ячейкой, спо- собной использовать привлеченную рабочую силу, т.е. эксплуатировать чужой труд для присвоения себе его результатов. У разных народов воз- никновение частной собственности вызывало различные формы рас- слоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непри- миримых, антагонистических противоречий между ними. До опре- деленного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым неприми- римым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплемен- ные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникаю- щие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая орга- низация уже не всего общества, а только его части — собственников средств производства — для охраны сложившихся экономических отно- шений имущественного неравенства. 2.2. Общие закономерности возникновения государства С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государ- ство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классо- вые противоречия объективно не могут быть примирены, когда обще- ство делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления воз- никает и развивается особый институт — государство. Общество соз- дает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти, и чем более явно осуществляет его господство. 47 В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государ- ства» Ф. Энгельс делает общий вывод, что государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противо- речии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположно- сти, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство 1 Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось развивающимся процессом концентра- ции богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности, а на их основе — к эксплуатации человека человеком. Если общественное производство в результате тысячелетней эволю- ции пришло к частной собственности, то для всех других областей орга- низации общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства — это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а, наоборот, служит тому, чтобы новые экономиче- ские отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения — базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство. Для марксистского понимания происхождения государства недоста- точно сказать, что оно возникает в результате появления частной соб- ственности и раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения сделать выводы о том, что государство не устраняет борьбу классов. Государство есть «продукт» и «проявление» непримиримости классов. Сложившийся экономический базис, основанный на частной соб- ственности на средства производства, развивается под охраной и защи- той государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы; государство не примиряет, а только умеряет столкновение классов для того, чтобы они не уничтожили друг друга в бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен. Переход от первобытно-общинного строя к государству — это кру- той поворот в развитии общества. Он происходит не сразу, захватывает значительный промежуток времени, так как и изменения в производ- стве совершаются не одномоментно. Поэтому В. И. Ленин употребил 1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства... С. 170. 48 формулировку, что государство возникает «там, тогда и постольку, где, когда и поскольку» классовые противоречия непримиримы, чем под- черкивается длительность и постепенность процесса происхождения государства 1 Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно-общин- ного строя предшествуют исторические эпохи в сотни и тысячи лет, когда общество находится на переходной стадии. И лишь в ходе длительной эволюции преодолеваются черты первобытного строя и утверждаются характеристики, присущие рабовладению или феода- лизму. Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой становится государство. Развитие российского общества шло по пути постепенного рас- пада общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и класса феодалов — крупных земельных собственников, и класса фео- дально-зависимых крестьян, т.е. эксплуататоров и эксплуатируемых. Вместе с расслоением на классы возникает и борьба между ними, при- ведшая в конце концов к возникновению феодального государства. Рас- селение населения по более обширной территории, связанные с этим войны с соседними государствами лишь ускорили данный процесс. Однако не следует считать войны причиной возникновения государ- ства. Войны — следствие классового расслоения, происходящего вну- три общества. |