Игпз. Учебник для бакалавров
Скачать 349.72 Kb.
|
РАЗДЕЛ I МОНАРХИЯ А. Абсолютная монархия Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют парламент и конституция. Монарх является единственным высшим органом государства. В его лице соединяются все ветви власти. Действия монарха никому не под- контрольны. Следует отметить, что эти признаки абсолютной мо- нархии имеют формальное основание. На деле часто случалось, что формально неограниченный монарх испытывал сильное влияние со стороны своего окружения в силу состояния здоровья, харак- тера, возраста. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями являются некото- рые государства Ближнего Востока, например Саудовская Аравия. Существует также разновидность абсолютной монархии — тео- кратическая монархия, при которой монарх представляет и свет- скую, и религиозную власть, например Ватикан. Глава 1 . Основы конституционного права Саудовской Аравии Ключевые термины и понятия • абсолютная монархия • ислам • ваххабизм • король • консультативный совет • Высший судебный совет В результате изучения данной главы студент должен: • знать — историю становления государственности Саудовской Аравии, распространения ислама в этой стране, зарождения Саудовского государства; — особенности государственного устройства по Конституции страны; — источники, из которых состоит правовая система государства, основные элементы этой системы; • уметь — дать развернутую характеристику системы мусульманских судов, включая суды первой инстанции, общие суды, апелляционный суд, Высший судебный совет. 1.1. Историко-правовой экскурс становления государственности Флаг Саудовской Аравии отличается от стягов других госу- дарств мира изображением на нем текста. Это — дань традициям, поскольку с VII в. распространявшие ислам арабские завоеватели украшали свои вымпелы строками из Корана. Флаг рассекает на- писанный по-арабски символ веры мусульман, шахада: «Нет Бога, 14 Глава 1. Основы конституционного права Саудовской Аравии кроме Аллаха, и Магомет пророк его». Знамя Саудовской Аравии отличается от других еще и тем, что его изнаночная сторона яв- ляется не зеркальным отражением лицевой стороны, а ее прямой копией, поэтому символ веры читается с обеих сторон. Древнейшая история Территория нынешней Саудовской Аравии — историческая ро- дина арабских племен, которые первоначально обитали на северо- востоке, а во II тысячелетии до н.э. заняли весь Аравийский полу- остров. При этом арабы ассимилировали население южной части полуострова — негроидов. С начала I тысячелетия до н.э. на юге полуострова существо- вали Минейское и Сабейское царства, в качестве их транзитных торговых центров возникли древнейшие города Хиджаза — Мекка и Медина. В середине VI в. Мекка объединила окрестные племена и отразила эфиопское нашествие. В начале VII в. в Мекке была создана новая религия — ислам, укрепившая феодальный строй и государство арабов — халифат со столицей в Медине (с 662 г.). Распространение ислама После переселения пророка Мухаммада в Ясриб, названный позже Мадинат ан-Наби (Город Пророка), в 622 г. был подписан договор между мусульманами во главе с пророком Мухаммадом и местными арабскими и иудейскими племенами. Мухаммаду не удалось обратить местных евреев в ислам, а через какое-то время отношения между арабами и евреями приняли откровенно враж- дебный характер. В 632 г. был основан Арабский Халифат со столицей в Мекке, охвативший практически всю территорию Аравийского полу- острова. Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634 г.) все евреи были изгнаны из Хиджаза. К этому же времени относится правило, согласно которому в Хиджазе, а се- годня — в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусуль- мане. В результате завоеваний к IX в. арабское государство раски- нулось на территории всего Ближнего Востока, Персии, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы. В XVI в. в Аравии начало устанавливаться турецкое владыче- ство. К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров. Пользуясь сла- бой политической волей султана Махмуда I (1730—1754), арабы начали предпринимать первые попытки в строительстве собствен- 15 1.1. Историко-правовой экскурс становления государственности ной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди. Зарождение Саудовского государства началось в 1744 г. в цен- тральном регионе Аравийского полуострова. Правитель города Ад- Дирийя Мухаммад ибн Сауд и исламский проповедник Мухаммад Абдуль-Ваххаб объединились с целью создания единого мощного государства. Этот союз, заключенный в XVIII в., положил начало правящей по сей день династии Саудов. Через некоторое время молодое государство со столицей в Ад-Дирийе подверглось дав- лению со стороны Османской империи, обеспокоенной усиле- нием арабов у своих южных границ и завоеванием ими Мекки и Медины. В 1817 г. османский султан отправил на Аравийский полуостров войска под командованием Мухаммеда Али-паши, ко- торые разгромили относительно слабую армию Имама Абдаллы. Таким образом, Первое Саудовское государство просуществовало 73 года. Несмотря на то что туркам удалось разрушить зачатки араб- ской государственности, всего через семь лет (в 1824 г.) было ос- новано Второе Саудовское государство со столицей в Эр-Рияде. Это государство просуществовало 67 лет и было уничтожено дав- ними врагами Саудов — династией Рашиди родом из Хаиля. Семья Саудов была вынуждена бежать в Кувейт. В 1902 г. 22-летний Абдель Азиз из семьи Саудов захватил Эр- Рияд, расправившись с губернатором из семьи Рашиди. В 1904 г. Рашиди обратились за помощью к Османской империи. Те ввели свои войска, но на сей раз потерпели поражение и удалились. В 1912 г. Абдель Азиз захватил весь регион Неджд. В 1920 г., ис- пользуя материальную поддержку англичан, Абдель Азиз окон- чательно разбил Рашиди. В 1925 г. была захвачена Мекка. 10 ян- варя 1926 г. Абдель Азиз аль-Сауд был объявлен королем Хиджаза. Через несколько лет Абдель Азиз захватил практически весь Аравийский полуостров. 23 сентября 1932 г. Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, названное Саудовской Аравией. Сам же Абдель Азиз стал королем Саудовской Аравии. В марте 1938 г. в Саудовской Аравии были открыты колоссаль- ные нефтяные месторождения. Из-за начала Второй мировой вой ны их разработка началась лишь в 1946 г., и к 1949 г. в стране уже была хорошо налаженная нефтяная индустрия. Нефть стала источни- ком богатства и процветания государства. Первый король Саудовской Аравии проводил изоляционист- скую политику. При нем страна так и не стала членом Лиги Наций. До своей смерти в 1953 г. он покидал страну лишь три раза. Тем не менее в 1945 г. Саудовская Аравия была в числе основателей ООН и Лиги арабских государств. 16 Глава 1. Основы конституционного права Саудовской Аравии Преемником Абделя Азиза стал его сын Сауд. Его непродуман- ная внутренняя политика привела к тому, что в стране произошел государственный переворот, Сауд бежал в Европу, власть перешла в руки его брата Фейсала. Фейсал внес огромный вклад в разви- тие страны. При нем многократно возрос объем нефтедобычи, что позволило провести ряд социальных реформ в стране и создать современную инфраструктуру. В 1973 г., сняв саудовскую нефть со всех торговых площадок, Фейсал спровоцировал на Западе энер- гетический кризис. Его радикализм находил понимание не среди всех, и два года спустя Фейсал был застрелен собственным пле- мянником. После его смерти при короле Халиде внешняя поли- тика Саудовской Аравии стала более умеренной. После Халида трон унаследовал его брат Фахд, а в 2005 г. — Абдалла. 1.2. Государственное устройство Конституция Саудовской Аравии состоит из 9 глав и 83 статей. В ст. 1 Саудовская Аравия провозглашается исламским государ- ством, ислам — государственной религией, а Коран и сунна — кон- ституцией. Среди прочих положений Конституцией возлагается на государство обязанность заботиться о «двух Священных мече- тях», находящихся в Мекке и Медине, и оказывать помощь совер- шающим хадж паломникам. Оговаривается, что граждане должны быть преданы монарху и в хорошие времена, и в плохие. Среди де- кларируемых прав и свобод отсутствует зафиксированное в боль- шинстве конституций право на жизнь. Первые юридические документы, закрепляющие общие прин- ципы государственного устройства и управления страной, были при- няты в марте 1992 г. Согласно Основам системы власти Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управля- емой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран слу- жит конституцией страны, которая управляется на основе ислам- ского законодательства (шариата). Высшие органы власти включают главу государства и наслед- ного принца, Совет министров, Консультативный совет, Высший совет правосудия. Однако реальная структура монархической вла- сти в Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей се- мейства, в частности своих братьев. На такой же основе стро- 17 1.2. Государственное устройство ятся его отношения с религиозными лидерами. Столь же важной для стабильности королевства является поддержка знатных се- мейств, таких как ас-Судайри и Ибн Джилюви, а также религи- озного семейства Аль аш-Шейх, являющегося побочной ветвью династии Саудидов. Эти семейства остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух столетий. Центральная исполнительная власть Глава государства и религиозный лидер страны (имам) — Служитель двух Священных мечетей, король (малик), одновре- менно являющийся премьер-министром, главнокомандующим во- оруженными силами и верховным судьей. С 1932 г. страной правит династия Саудидов. Глава государства обладает всей полнотой ис- полнительной, законодательной и судебной власти. Его полно- мочия теоретически ограничены только нормами шариата и са- удовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих эле- ментов саудовского общества. Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992 г. Наследник престола назначается при жизни самим ко- ролем с последующим одобрением улемов. В соответствии с пле- менными традициями в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роде, наиболее подходящему для выполнения функций прави- теля. Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти, в стране действует Королевский семейный совет, который включает 18 наи- более влиятельных прямых потомков основателя аравийской мо- нархии Ибн Сауда. Король возглавляет правительство (в нынешней форме суще- ствует с 1953 г.) и определяет основные направления его деятель- ности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским де- кретом. Кабинет состоит из премьер-министра, первого и второго вице-премьеров, 20 министров (в том числе министра обороны, ко- торый является вторым вице-премьером), а также государственных министров и советников, назначаемых в качестве членов совета министров декретом короля. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помо- гают королю выполнять его полномочия в соответствии с консти- туцией и другими законами. Король имеет право в любое время распустить или реорганизовать Совет министров. С 1993 г. про- 18 Глава 1. Основы конституционного права Саудовской Аравии должительность работы каждого министра ограничивается четы- рехлетним сроком. Законодательная власть Законодательного органа в Саудовской Аравии нет — король управляет страной посредством указов. С декабря 1993 г. при мо- нархе действует Консультативный совет (Меджлис аль-Шура), назначаемый королем на четырехлетний срок. Он состоит из уче- ных, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи и представляет собой первый в истории Саудовской Аравии обще- ственный форум. В настоящее время Совет насчитывает 150 чле- нов. Консультативный совет призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического разви- тия страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить но- вый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все ре- шения, доклады и рекомендации Совета должны быть представ- лены непосредственно королю и председателю Совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, ре- шение принимается с согласия короля; если точки зрения не со- впадают, король имеет право решить, какой вариант будет принят. 1.3. Судебная система Как в любом государстве, на судебную власть оказала большое влияние правовая система. Саудовская Аравия — родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы. Мусульманское право — одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предпи- саниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения. Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единствен- ным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах пове- дения или должна быть выявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыре ос- 19 1.3. Судебная система новных источника права: 1) Коран — священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное че- рез пророка Муххамеда божественное откровение); 2) сунна про- рока (воплощена в хадисах — преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках); 3) иджма — еди- нодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопро- сам, прямо не урегулированным Кораном и сунной; 4) кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии. В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) — произведения выдающихся мусульманских юристов, представля- ющих различные школы доктрины. Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего («практического») поведения вклю- чает основы религиозной догматики и этические постулаты, обра- щенные к совести мусульман. В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридиче- ского источника все чаще играет законодательство, которое высту- пает своего рода кодификацией положений мусульманско-право- вой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны. С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до обра- зования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимо- действовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законода- тельства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образо- вания Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов дей- ствуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.). В настоящее время правовая система страны продолжает пол- ностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимае- мыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским пра- вом, которое остается в целом некодифицированным и действует 20 Глава 1. Основы конституционного права Саудовской Аравии в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять хан- балитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законо- дательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или Ведомстве жалоб). Наконец, тре- тий элемент — нормативные правовые акты, посвященные вопро- сам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедур- ных и организационных вопросов, необходимых для действия му- сульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодате- лем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их ор- ганы рассматриваются в качестве регламентарной власти. Действие всех низамов поставлено в зависимость от их не- противоречия мусульманскому праву. Этот же принцип просле- живается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о власти государство защищает права и сво- боды человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущении раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаменталь- ные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия. В Саудовской Аравии действует структура, призванная сле- дить за строгим соблюдением норм мусульманского права как го- сударственными органами, так и подданными. К ней, например, от- носится Совет крупнейших улемов, возглавляемый Генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за со- блюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов со- стоит из 20 улемов — высших религиозных теоретиков, особо по- читаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые пра- вовые нормы. Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего в сфере дело- вого оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и ав- 21 1.3. Судебная система торского права. В ряде областей (например, интеллектуальная соб- ственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран. В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низамам, не противоречащим положе- ниям шариата. Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного до- говора. В то же время оно запрещает взимание процента по де- нежным ссудам. Этот запрет, однако, обходится на практике (на- пример, представлением кредитору имущества, дающего доход). Возмещение вреда, причиненного личности, основано на общем принципе «выкупа за кровь». По вопросам личного статуса продолжают применяться неко- дифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно- семейных отношениях. Уголовное право в Саудовской Аравии остается в целом неко- дифицированным и применяется преимущественно в форме тра- диционной мусульманско-правовой доктрины. Наряду с ней дей- ствуют также принятые государственными органами нормативные акты. Мусульманские правоведы разработали классификацию пра- вонарушений, в основу которой положены два основных крите- рия: степень определенности наказания за тот или иной просту- пок и характер нарушенных интересов и прав. С учетом этого все правонарушения подразделяются на три группы. Перваявключает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на «права Аллаха» (т.е. интересы всей мусуль- манской общины) и наказываются точно определенной санкцией — хадд (мн. число — худуд). Вторая объединяет преступления, кото- рые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью группу составляют все иные правонарушения — тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как «права Аллаха» (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и част- ные интересы. К категории хадд относятся такие преступления, как прелюбо- деяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недока- занное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что го- |