Главная страница

Сосновский Б.А. Психология. Учебник для педагогических вузов Под ред


Скачать 4.19 Mb.
НазваниеУчебник для педагогических вузов Под ред
АнкорСосновский Б.А. Психология
Дата09.03.2022
Размер4.19 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаuchebnik_sosnovskogo.doc
ТипУчебник
#388747
страница2 из 62
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
предмет — это сторона, проекция, аспект объекта, на который непосредственно направлено научное исследование. Понятно, что частные, предметные, аспекты могут и должны перекрещиваться, все более приближая нас к це­лостному пониманию объекта.

Само происхождение термина «психология», казалось бы, не не­сет в себе особых проблем. «Псюхе» по-древнегречески — «душа», из этого следует, что психология — наука о душе. Однако совре­менная научная психология, по всеобщему признанию, не занимает­ся изучением феномена «души». Психология — это наука о психи­ке, психической жизни и психической деятельности. Таким обра­зом, произведена вполне осознанная замена понятий души и психики, которые в современном языке не являются синонимами.

Образно говоря, вначале психология «потеряла душу», затем во многих своих конструкциях она утратила также и самого челове­ка, эту психику производящего. Так что же тогда исследует соб­ственно психология, т.е. что же такое «психика» как предмет науки?

На этот центральный понятийный вопрос стремится ответить вся история существования психологии, самые несхожие ее школы и направления. К тому же вопрос о душе и психике был и остается исконно философским, во многом религиозным, отнесенным к куль­туре, уровню цивилизации. Он и сейчас стоит перед наукой, присут­ствует фактически в каждом исследовании, хотя и не всегда отчет­ливо осознается. В этом заключается основная проблема совре­менной научной психологии.

По мнению одного из выдающихся отечественных и мировых психологов XX в. П.Я. Гальперина (1902—1988), в истории науки можно выделить не так уж много подходов, связанных с принципи­альным изменением взгляда на предмет психологии. Приведем их краткое описание, учитывая два важных обстоятельства.

Во-первых, за тем, чтб в данном учебнике обсуждается в несколь­ких строках, в действительности сокрыта напряженная работа мно­гих поколений именитых ученых. За скупыми словами дефиниций и критических замечаний стоят живые человеческие мысли и чув­ства, находки и потери, людские судьбы. Заинтересованный чита­тель может убедиться в этом, обратившись к изучению любого пер­воисточника.

Во-вторых, излагаемый материал нельзя считать сугубо истори­ческим, до конца отработанным. Многое из прошлого опыта являет­ся до сего времени эвристичным, т.е. несущим в себе творческий потенциал, предполагающим обдумывание и развитие. Что-то неза­служенно забыто или упрощено до неузнаваемости. К сожалению, в ряде нынешних психологических конструкций легко узнаются опре­деленные предшествующие воззрения. Только они не всегда называ­ются своим исконным именем, например бихевиоризмом или ассоци- анизмом. Они искажаются на понятийном уровне, эклектично объ­единяются. Такое в современной науке недопустимо.

Итак, хронологически первым, мифологическим было представле­ние о том, что психологии следует изучать душу как некую неоспо­римую данность. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, традиционно определяется от V—IV вв. до н.э. до начала XVIII в. При этом существовало множество подходов и трактовок «души», ее проявлений и описаний. Одни из них кажутся современ­ным людям наивными, другие же — поразительно точными.

Достаточно упомянуть таких хрестоматийных мыслителей-эн- циклопедистов, как Платон (427—347 до н.э.), Аристотель (384— 322 до н.э.), Демокрит (460—370 до н.э.), Сократ (469—399 до н.э.), Сенека (4 до н.э. — 65), Б. Спиноза (1632—1677), Р. Декарт (1596—1650), чтобы обозначить несметное богатство тогдашних взглядов.

Однако само базовое понятие души оставалось неопределенным, недоказуемым. Для одних она есть первопричина всего остального мира (классический идеализм), для других — материальное тело по-особому тонкой и подвижной организации (недиалектический материализм). Такие противоборствующие взгляды до сих пор бы­туют как некие аксиомы, как выражение мировоззрения автора, не требующее развернутой системы доказательств. Потому и после­дующие размышления о душе также недоказуемы, сколь бы убеди­тельными они ни казались. Именно глобальность, всеохватность, мифологичность категории души мешала выделению и становле­нию специальной отрасли научного знания.

Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие эле­менты внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира. Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них при­чинно-следственные связи и отношения.

Становление этого подхода, а с ним и психологической науки относится к XVIII в., когда в Европе, в западной цивилизации, насту­пил период господства причинно-следственного мировоззрения, клас­сическим образцом которого является строгий линейный детерми­низм физической картины мира И. Ньютона (1643—1727). Есть причина, значит, существует законом обусловленное, т.е. однознач­ное, следствие. Все в мире строго детерминировано, а потому до­ступно объективному экспериментальному изучению.

К истокам новой, эмпирической, физиологической, ассоциативной, экспериментальной психологии относятся исследования Г.Т. Фехне- ра (1801 —1887), Г. Эббингауза (1850—1909), В. Вундта (1832— 1920), Ф. Гальтона (1822—1911) и многих других специалистов в области физиологии, астрономии, математики. В новую психоло­гическую практику введен аппарат математики и математической статистики. Разрабатываются основы психологического экспери­мента. В 1879 г. в Лейпциге открыта первая в мире лаборатория физиологической психологии. Психология бурно развивается и рас­пространяется в развитых странах мира, поскольку демонстрирует свою практическую состоятельность в понимании и решении мно­гих социально значимых проблем, связанных с обучением, развити­ем, поведением личности.

Однако остается нерешенной проблема о недостаточной опреде­ленности «сознания» как предмета новой психологии. Он продол­жает быть в значительной мере описательным, нечетким, а значит, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактов­ки. Это не соответствует канонам классической позитивной науки, какой стремилась стать психология, а потому вызывает дискуссии.

Одним из результатов таких сомнений в научности психологии и поисков ее принципиально другого предмета явился бихевио­ризм, оформившийся в конце XIX — начале XX в. в США. «Behaviour» по-английски — «поведение», оно и стало предметом новой объек­тивной науки.

На организм животного, человека воздействуют конкретные, из­меряемые внешние стимулы, на которые возникает объективная реакция, ответ. Отсюда ставшая классической двучленная схема первоначального бихевиоризма: «стимул — реакция». Эти компо­ненты находятся в причинно-следственных отношениях и подвер­гаются экспериментальному анализу. Их можно планомерно изме­нять, дозировать, т.е. строго, систематически исследовать, не обращаясь за объяснением к различным субъективным или психологическим терминам. Оформление бихевиоризма как научного направления связано с работами таких тщательных исследователей и экспери­ментаторов, как Дж. Уотсон (1878—1958), Э. Торндайк (1874—1949), К. Лешли (1890—1958) и др. Возникающий бихевиоризм пользует­ся широким признанием, внедряется во многие психологические конструкции. Этот процесс характерен и для настоящего времени, для немало усложненных и преобразованных схем, так называемо­го необихевиоризма.

Вместе в тем многие «традиционные» психологи высказывают серьезные возражения относительно некоторых исходных положе­ний бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. При воздействии одного и того же стимула возможно наличие не единственной ре­акции, а некоторого их набора, чем-то обусловленной системы. И, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различ­ных стимулов. Что-то существенное происходит внутри самого орга­низма, усложняя, опосредствуя исходную двухкомпонентную связь стимула и реакции. Поведение человека не получает адекватного описания в терминах, скажем, «поведения прямой кишки», законов обучения крысы или правил выработки рефлексов у собак.

Есть известная неоднозначность связи между знанием человека и его поведением. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, пережи­вает другое, говорит третье, делает четвертое. Между внешним сти- мульным «входом» и объективным поведенческим «выходом» функ­ционирует собственно психика, которая их не просто связывает, а по-особому организует в специфическую реальность, заслуживаю­щую конкретного изучения.

Поэтому остановимся еще на одном подходе к пониманию пси­хики, разрабатывавшемся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский истори­ческий период.

Речь не идет о ретроспективной оценке сделанного за несколь­ко десятилетий не одним поколением психологов. В учебнике изла­гаются лишь основы психологической методологии, построенной на диалектическом материализме. Суть данного понимания психики можно свести к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В.И. Ленину (1870—1924). Психика— это субъек­тивный образ объективного мира.

Но как всегда в философии, за значением этих слов-терминов стоит многоаспектное смысловое содержание, требующее разверну­той трактовки. Сделаем это в форме пяти схематических пунктов.

  1. Первым, что вытекает из приведенной формулировки психики, является утверждение ее вторичности, производности по отноше­нию к первичному миру. Это известная материалистическая пози­ция: материя существовала всегда, а психика есть один из резуль­татов ее развития, движения, одно из свойств материи. Идеалисты придерживаются противоположного мнения. Но для нас важно подчеркнуть, что в фактическом, повседневном функционировании психики дискуссия о ее первичности либо вторичности по отноше­нию к материи, по существу, не имеет никакого смысла.

Хрестоматийно риторический вопрос: что было раньше — кури­ца или яйцо — остается без ответа, поскольку неграмотно сформу­лирован. Материализм полагает, что если нет отражающего орга­на — живого мозга, то нет и его субъективного образа. Но это вовсе не означает, что не существует образа мечты, пока человек не реализует его на практике. Высказывающийся человек исходит из принадлежащей ему субъективной мысли и переводит ее в объек­тивное, языковое существование. Получается, что вначале была идея, затем — материя.

Однако здесь нет места отношениям «начала и конца» в смысле линейного течения времени, нет однонаправленной причинно-след- ственной связи. В действительности реализуются более сложные, диалектические отношения, взаимодействия, постоянные взаимо- переходы идеального и материального мира и его образа.

Для выделения и описания таких взаимосвязанных процессов в психологии употребляются два понятия: интериоризация и экс- териоризация. Первый означает процесс перехода, переноса чего- то внешнего, материального во внутренний, вторичный план психи­ческого отражения, в субъективный образ. Так «работает», напри­мер, психика читателя: объективные буквенные знаки преображаются, интериоризуются в мысли читающего. Они усваиваются челове­ком, становятся его психологическим достоянием.

Процесс экстериоризации заключается в обратном, т.е. в преоб­разовании субъективного в материальную форму существования. Исходя из представленной в его сознании идеи, человек воплощает ее в объективные знаки: слова, живопись, музыку. Идеальное мате­риализуется и становится доступным для понимания другими людь­ми. На практике психика существует в некотором пересечении, един­стве интериоризации и экстериоризации, во взаимопереходах объек­тивного и субъективного, материального и идеального, в превраще­нии, «испарении» одного в другое.

  1. Субъективность психики, подчеркнутая в обсуждаемой трак­товке, означает также, что образ в определенном философском смысле идеален, т.е. наличествует только в сознании. Мир существует объективно, независимо от отражающего человека. Но психика — это не мир, а его особый образ, который не отделим от производя­щей его материи мозга и социума. В то же время этот образ не сводится к материи, не исчерпывается описанием мозговых процес­сов, несомненно обеспечивающих это отражение.

Давно стала хрестоматийной критика взглядов механистическо­го материализма, ярко выраженная еще в трудах Ф. Энгельса (1820— 1895). Он, в частности, писал, что мозг не выделяет мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Психическое по определению не сводится к физиологическому, к общеизвестной системе условных и безусловных рефлексов, а образует некую особую, высшую, инте­гративную реальность.

Один из крупнейших психологов XX в. Ж. Пиаже (1896—1980) отмечал, что самое полное и подробное описание того, что происхо­дит в каждом нейроне головного мозга человека, не объясняет, на­пример, почему в субъективном мышлении человека дважды два равняется четырем. Есть объективный язык материальных мозго­вых процессов, но существует и субъективный, идеальный «язык психики». Поэтому психика — это некоторое единство, но не тож­дество (!) материального и идеального, их отношение. Психика не мозг, не тело, не социум и не объективный мир, а их особое свой­ство. Психический образ отражает окружающий мир, а не деятель­ность мозга по данному отражению.

Поэтому человек видит рассматриваемый им предмет не внутри себя, не там, где он физиологически «отпечатался», т.е. в затылоч­ной области коры головного мозга, а в объективном пространстве и во времени. При таком толковании предмета психологии ее нельзя называть наукой об отражательной деятельности мозга. Последнее изучает физиология высшей нервной деятельности — отрасль зна­ния смежная, но не идентичная психологии.

Тогда правомерен сакраментальный вопрос: где психика «распо­ложена», в чем она локализуется?

Здесь уместно привести образное выражение одного из класси­ков отечественной психологии советского периода Л .С. Выготско­го (1896—1934), утверждавшего, что искать психическое под череп­ной коробкой равносильно тому, как обезьяна ищет свое изображе­ние в зеркале позади этого зеркала. Психический образ «произво­дится» головой, нервной системой человека, но «располагается» не в ней. Психика, по-видимому, существует в некотором простран­стве взаимодействия материального и идеального, человека и мира. Психика и психическая деятельность — это результат многообраз­ных отношений человека со средой и с самим собой, хотя в исто­рии психологии известно большое количество редукционистских подходов, так или иначе «уменьшающих» психическое, сводящих его к неким простейшим явлениям и механизмам.

Существуют вариации редукционизма поведенческого, физио­логического, логического, социологического, педагогического. Напри­мер, их можно рассматривать как различающиеся подходы, как оп­ределенные этапы процесса познания многоликой человеческой психики. Вместе с тем многие устоявшиеся редукционистские кон­струкции выхолащивают из психики нечто важное и ввиду своей подчеркнутой односторонности наносят реальный вред действитель­ному пониманию собственно психологической феноменологии.

  1. Термин «субъективный» в исходном определении психическо­го образа означает также, что этот образ принадлежит субъекту, личности. Отсюда вытекают две глобальные сложности. С одной стороны, как объективно изучать то, что в действительности субъек­тивно? Психический образ каждого конкретного человека, конечно, субъективен, но для позиции исследователя он объективно суще­ствует в сознании его носителя. Здесь снова проявляется диалек­тическая категория
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


написать администратору сайта