Главная страница
Навигация по странице:

  • Когнитивная подструктура

  • «реальное Я»

  • «фантастическое Я»

  • «изображаемое Я»

  • Сосновский Б.А. Психология. Учебник для педагогических вузов Под ред


    Скачать 4.19 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических вузов Под ред
    АнкорСосновский Б.А. Психология
    Дата09.03.2022
    Размер4.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаuchebnik_sosnovskogo.doc
    ТипУчебник
    #388747
    страница7 из 62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   62
    Глава 6

    САМОСОЗНАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХИЧЕСКОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ

    1. Общее понятие о самосознании и его структуре

    А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как про­блему высокого жизненного значения, венчающую психологию лич­ности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и обще­признанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание поз­воляет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осоз­навать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание — это осо­знание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индиви­дуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

    Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Ру­бинштейн, что самосознание не надстраивается внешне над лично­стью, а включается в нее. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание — это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически са­мосознание — более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания — это как бы общение человека с самим собой, для которого необходимо развитие внутренней речи, достаточной сфор­мированное™ таких свойств мышления, как абстракция и обобще­ние, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого (И.И. Чеснокова).

    В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение «Я» как субъекта («действующее Я») и как объек­та самопознания и самоотношения («рефлексивное Я»), В психоло­гической науке это основополагающее для всех теорий «Я» разли­чение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» (self) содержатся две неразрывные составляющие: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания). Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек мо­жет назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) ма­териальное «Я» — тело, одежда, собственность; б) социальное «Я» — то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдель­ных групп, с мнением которых он считается; в) духовное «Я» — совокупность психических особенностей, склонностей и способнос­тей. Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих дей­ствий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрыв­ность с тем, чем он был накануне. Это ощущение «я» или степень центрации субъективной системы может быть более или менее от­четливой, выраженной или диффузной.

    Оценить значение внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются (И.С. Кон).

    Опыты в сурдокамере, проведенные О.Н. Кузнецовым и В.И. Ле­бедевым, показывают, что лишенный реального общения человек «выделяет» партнера из своего сознания. У него появляется спон­танная речевая активность, вместо привычной внутренней речи он начинает вслух разговаривать сам с собой, задавая себе вопросы и отвечая на них. Хотя у психически устойчивого человека сознание собственной идентичности при этом не теряется, у него появляется зародыш синдрома психического автоматизма: собственные мысли и переживания он начинает воспринимать как навязанные, пришед­шие извне, ему слышатся таинственные голоса. При психических заболеваниях данные расстройства чувства тождественности про­являются гораздо отчетливее.

    Например, при синдроме психического автоматизма Кандинско- го-Клерамбо собственные ощущения, восприятия, движения, потреб­ности, влечения начинают восприниматься больными как чуждые, «вызванные» посторонней силой. Вследствие этого больные неред­ко утрачивают чувство определенности и закрытости своего «Я», а их внутренний мир словно становится всем известным и проница­емым. В случае деперсонализации имеет место самоотчуждение: собственное «Я» выглядит странным и чуждым, утрачивается ощу­щение реальности собственного тела, теряет смысл любая деятель­ность, появляется апатия, притупляются эмоции. Подобные симпто­мы психических болезней позволяют прояснить некоторые меха­низмы функционирования самосознания, а именно то, что человек отделяет себя как деятеля от процессов и результатов своей дея­тельности (И.С. Кон).

    Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объек­том самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чесно- кова). Самосознание предстает как особо сложный процесс (само- осознавание), динамическое образование психики, которое находит­ся в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повсе­дневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, на­правленных на самого себя (Р. Бернс). Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения.

    Самосознание — сложная психологическая структура, включа­ющая в себя в качестве особых компонентов, как считал B.C. Мер­лин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, созна­ние своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в- третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных само­оценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток созна­ния тождественности появляется уже у младенца, когда он начина­ет различать ощущения, вызванные внешними предметами и соб­ственным телом. Сознание «Я» проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоиме­ния. Осознание своих психических качеств и самооценка приобре­тают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогаще­ние одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

    Другое представление о структуре самосознания принадлежит

    1. C. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосо­знания.

    Первое звено — имя собственное, вокруг которого формирует­ся сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает осо­бый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает воз­можность представить себя как обособленного от других уникаль­ного индивида.

    Второе звено — притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на «хорошие» и «пло­хие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообра­зии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.

    Третье звено — половая идентификация. Она включает пси­хологическое признание собственной идентичности со своим по­лом в физическом, социальном и психологическом плане.

    Четвертое звено — психологическое время личности. Оно свя­зано с построением субъективной картины жизненного пути, со стрем­лением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

    Пятое звено — социальное пространство личности. Это сфе­ра прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержа­ние общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.

    Наиболее принятой является структура самосознания или Я-кон- цепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Бернс, JI.B. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопо­знание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Процесс самосознавания и его результат (Я-концепция) удобно представить схематично.

    Самосознавание —> Я-концепция,

    I I

    Самопознание —» Я-образ,

    Самооценивание —» самооценка,

    Самоотношение —» эмоциональное отношение к себе (приятие/неприятие),

    Саморегулирование —» самоэффективность.

    Когнитивная подструктура — некая описательная составля­ющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая высту­пает как самопознание — процесс получения знания о себе, разви­тие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и прояв­ления самосознания.

    И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюде­ние. На этом уровне самопознания складываются единичные обра­зы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкрет­ной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувствен­ным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целост­ного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с по­нятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

    Для второго уровня самопознания характерно соотнесение зна­ний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внут­ренними приемами данного уровня самопознания являются самоана­лиз и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляет­ся из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек при­ходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом про­цесса самопознания выступает целостный Я-образ.

    В содержании Я-образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъек­та с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, прида­ющие субъекту ощущение уникальности, — дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

    Представления о себе многоплановы. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в насто­ящем», «Я в будущем»), либо по какому-либо иному признаку.

    Например, согласно М. Розенбергу, есть «реальное Я» — то, ка­ким человек кажется себе в действительности, в данный момент, это актуальное (настоящее) Я; «идеальное Я» — желаемое Я, ка­ким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» — каким субъект желал бы стать, если бы все было возможным; «должное Я» — каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы и социальные предписания; «изображаемое Я» — каким человек демонстрирует себя окружающим; «динамическое Я» — каким человек мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать. Не­редко выделяют «зеркальное Я» — установки, связанные с пред­ставлениями человека о том, как его воспринимают другие.

    Согласно модели М. Розенберга отдельные компоненты Я-обра- за различаются:

    S по степени отчетливости осознания. Одни качества чело­век может ясно, «выпукло» осознавать, другие нет;

    S по субъективной значимости. Одни черты, проявления или характеристики для человека являются центральными, важными, дру­гие выступают как периферийные, не имеющие большого значения;

    S когнитивной сложности и дифференцированности. Чем больше своих характеристик осознает человек, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше данный показатель;

    S согласованности, непротиворечивости, последовательнос­ти. Человек может выделять у себя несовместимые, противореча­щие друг другу свойства, например он может считать себя общи­тельным и в то же время замкнутым, доброжелательным и злым, притязающим на лидерство и вместе с тем застенчивым;

    S устойчивости, т.е. стабильности образа «Я» во времени;

    S адекватности — выделение субъектом у себя тех черт и способностей, которыми он действительно обладает.

    Кроме того, представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить знания от оценки, отношения челове­ка к ним крайне трудно, поскольку они тесно взаимосвязаны. В большинстве исследований эмоциональный и оценочный компонент Я-концепции не разделяют, в таком случае говорят об эмоциональ­но-ценностном самоотношении. Однако ряд экспериментов убеди­тельно доказывает, что самоотношение и самооценка не тождествен­ны. Поэтому мы рассмотрим эти компоненты отдельно.

    Оценочная подструктура — наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, оценка представле­ний о себе с точки зрения определенной системы ценностей, поэто­му самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает? (Л.В. Бороздина). Самооценивание — осо­знание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение отношения к себе).

    Результатом процесса самооценивания является самооценка — суждение о значении или значимости своих поступков, способнос­тей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооцен­ки — оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   62


    написать администратору сайта