Главная страница
Навигация по странице:

  • Система RGB в виде цветовых кругов Синий Красный ПурпурныйГолубойБелыйЖелтыйЗеленый 30 Глава 1. Информация и кодирование

  • Кодирование звуковой информации

  • Дискретизация по времени и квантование по уровню аналогового сигнала

  • 1.4. Кодирование информации 31

  • Кодирование видеоинформации

  • Глава 1. Информация и кодирование 32

  • 1.5. Измерение информации Мера информации

  • Единицы измерения информации Бит

  • Контрольные вопросы и задания

  • Контрольные вопросы и задания 35

  • Учебник для спо 4е издание, переработанное и дополненное


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеУчебник для спо 4е издание, переработанное и дополненное
    Дата24.12.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаInformatika-i-informacionnye-tekhnologii-M.V.-Gavrilov.pdf
    ТипУчебник
    #862289
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Глава 1. Информация и кодирование
    кращениях и аббревиатурах с синим — Blue). Данный режим представления графики использует 32 разряда и тоже назы- вается полноцветным (True Color). Если уменьшить количе- ство двоичных разрядов, используемых для кодировки каж- дой точки, в два раза, то можно сократить объем данных,
    но диапазон цветов при этом уменьшится до 65 536 оттен- ков. Такое кодирование цветной графики 16-разрядными двоичными числами называется режимом High Color.
    При работе с цветной графикой применяется
    индексный
    метод кодирования. Здесь код каждой точки растра хранит не цвет, а только его номер (индекс) в некоей справочной таблице, называемой палитрой, которая должна обязатель- но прикладываться к графическим данным.
    Графическая информация на экране дисплея формиру- ется из точек (пикселей). Пиксел — от picture element, что означает элемент изображения. В современных компьюте- рах разрешающая способность (количество точек на экране дисплея) зависит от видеоадаптера и может меняться про- граммно. Цветные изображения могут иметь различные режимы: 16 цветов, 256 цветов, 65 536 цветов (High Color),
    16 777 216 цветов (True Color). Таким образом, например, для режима High Color на один пиксель приходится 16 бит памя- ти и при разрешающей способности экрана 800  600 точек требуемый для хранения его изображения объем видеопамя- ти составит V = 2 байта
    · 480000 = 960 000 байт = 937,5 Кбайт.
    Аналогично рассчитывается объем видеопамяти, необходи- мый для хранения битовой карты изображения при других видеорежимах. В видеопамяти компьютера хранится бито-
    Рис. 1.1.
    Система RGB в виде цветовых кругов
    Синий
    Красный
    Пурпурный
    Голубой
    Белый
    Желтый
    Зеленый
    30
    Глава 1. Информация и кодирование
    вый план, представляющий собой двоичный код изображе- ния, который считывается в соответствии с частотой кадро- вой развертки и отображается на экране монитора.
    Кодирование звуковой информации
    Звук — непрерывный сигнал. При двоичном кодирова- нии аналогового звукового сигнала непрерывный сигнал
    дискретизируется, т.е. заменяется серией отдельных выбо- рок с заданной периодичностью. Качество двоичного коди- рования зависит от двух параметров: количества распозна- ваемых дискретных уровней сигнала и количества выборок в секунду. Периодичность выборок определяется частотой дискретизации. Оцифрованный звуковой сигнал соответст- вует исходному аналоговому сигналу в том случае, если ча- стота дискретизации не меньше удвоенной частоты наивыс- шей гармоники этого исходного сигнала. Человек слышит звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, поэтому максималь- ная частота дискретизации должна быть не менее 40 кГц.
    Одновременно с дискретизацией осуществляется кван-
    тование отсчетов по амплитуде — измерение мгновенных значений амплитуды и преобразование их в цифровой код.
    Точность измерения зависит от количества разрядов кодо- вого слова. При длине кодового слова 8 бит количество гра- даций амплитуды составляет 256, при 16 битах — 65 536.
    На рис. 1.2 показан процесс дискретизации и квантования аналогового сигнала 3-разрядными числами.
    Для стереозвука дискретизация и квантование выполня- ются отдельно и независимо для левого и правого каналов.
    Для записи и воспроизведения звука в компьютерах исполь-
    Рис. 1.2.
    Дискретизация по времени и квантование
    по уровню аналогового сигнала
    X
    A
    111 110 101 100 011 010 001 000
    У
    ро ве нь кв ан то ва ни я
    Исходный аналоговый сигнал
    Дискретный сигнал
    3-разрядное квантование сигнала
    1.4. Кодирование информации
    31
    зуются звуковые карты, которые обеспечивают 8- или 16-бит- ные выборки.
    Качество звука в дискретной форме может быть плохим
    (качество радиотрансляции) при 8 битах и 5,5 кГц и доста- точно высоким (качество аудио-CD) при 16 битах и 44 кГц.
    Объем аудиофайла с длительностью звучания 1 с при хоро- шем качестве звука составит V = 16 бит
    · 44 000 = 88 Кбайт.
    Для уменьшения объема хранения аудиоинформации при- меняют методы компрессии (сжатия), уменьшающие объем без ухудшения качества до 20% первоначального.
    При генерировании звучания различных музыкальных инструментов используются синтезаторы, применяющие такие методы, как метод частотной модуляции (FM-синтез)
    и таблицы волн (-синтез).
    Кодирование видеоинформации
    Видеоинформация формируется в результате организа- ции потокового видео — последовательности «движущихся изображений». Оцифровка видеофрагмента связана с про- блемами обеспечения очень больших скорости обмена и объема данных. Проблема повышения скорости обмена решается путем разработки быстродействующих накопите- лей данных. Для уменьшения объема данных, содержащихся в видеопотоке (до 9 Мб/с), для записи информации в ЭВМ
    обычно применяют кодирование со сжатием потока данных.
    Размер файла сжатого дискретного неподвижного изображе- ния зависит от четырех параметров: площади изображения,
    разрешения, числа битов, необходимых для представления пикселя, и коэффициента сжатия. В видеофильме к этому еще добавляется число образующих его неподвижных изоб- ражений. Выбор коэффициента сжатия — компромисс между пропускной способностью системы и качеством восстанав- ливаемого изображения. Чем выше коэффициент сжатия,
    тем ниже качество изображения. Поэтому выбор указанных параметров обосновывается технико-экономическим ана- лизом и алгоритмом сжатия.
    Существует немало технологий сжатия/восстановления изображений. Наиболее популярная предложена объеди- ненной группой экспертов в области фотографии (Joint
    Photographic Experts Group, JPEG) и позволяет сократить размеры графического файла в 10—12 раз. Для сжатия ви- деоинформации применяют технологию стандарта MPEG
    Глава 1. Информация и кодирование
    32
    зуются звуковые карты, которые обеспечивают 8- или 16-бит- ные выборки.
    Качество звука в дискретной форме может быть плохим
    (качество радиотрансляции) при 8 битах и 5,5 кГц и доста- точно высоким (качество аудио-CD) при 16 битах и 44 кГц.
    Объем аудиофайла с длительностью звучания 1 с при хоро- шем качестве звука составит V = 16 бит
    · 44 000 = 88 Кбайт.
    Для уменьшения объема хранения аудиоинформации при- меняют методы компрессии (сжатия), уменьшающие объем без ухудшения качества до 20% первоначального.
    При генерировании звучания различных музыкальных инструментов используются синтезаторы, применяющие такие методы, как метод частотной модуляции (FM-синтез)
    и таблицы волн (-синтез).
    Кодирование видеоинформации
    Видеоинформация формируется в результате организа- ции потокового видео — последовательности «движущихся изображений». Оцифровка видеофрагмента связана с про- блемами обеспечения очень больших скорости обмена и объема данных. Проблема повышения скорости обмена решается путем разработки быстродействующих накопите- лей данных. Для уменьшения объема данных, содержащихся в видеопотоке (до 9 Мб/с), для записи информации в ЭВМ
    обычно применяют кодирование со сжатием потока данных.
    Размер файла сжатого дискретного неподвижного изображе- ния зависит от четырех параметров: площади изображения,
    разрешения, числа битов, необходимых для представления пикселя, и коэффициента сжатия. В видеофильме к этому еще добавляется число образующих его неподвижных изоб- ражений. Выбор коэффициента сжатия — компромисс между пропускной способностью системы и качеством восстанав- ливаемого изображения. Чем выше коэффициент сжатия,
    тем ниже качество изображения. Поэтому выбор указанных параметров обосновывается технико-экономическим ана- лизом и алгоритмом сжатия.
    Существует немало технологий сжатия/восстановления изображений. Наиболее популярная предложена объеди- ненной группой экспертов в области фотографии (Joint
    Photographic Experts Group, JPEG) и позволяет сократить размеры графического файла в 10—12 раз. Для сжатия ви- деоинформации применяют технологию стандарта MPEG
    Глава 1. Информация и кодирование
    32
    (Motion Picture Expert Group). Алгоритм MPEG преобразует изображение в поток сжатых данных, учитывая то, что чело- век, видящий движущийся объект, сосредоточивает внимание на нем, а неподвижный фон воспринимает в меньшей степени.
    Это позволяет выделять меняющиеся и «замороженные»
    фрагменты в кадре: актер движется, а декорация не меняется,
    что позволяет экономить на размере информации, основ- ную картинку оцифровать один раз, а далее фиксировать и передавать только изменения. Видеоформат MPEG-1, со- зданный в конце 1980-х гг. и использовавшийся в Video-CD,
    уступил место более качественному MPEG-2, а новый стан- дарт MPEG-4, разработанный фирмой Microsoft в 1999 г.,
    и его модификация DivX позволили размещать видеофильм хорошего качества на обычном компакт-диске.
    Мультимедиаинформация — сочетание текстовой, звуко- вой, графической, видеоинформации, представляемой на экране компьютера или мультимедиапроектора. Мультимедиа- информация обладает огромными объемами, поэтому сжима- ется программами сжатия, а перед воспроизведением восста- навливается, как говорят, «на лету» по мере поступления потока данных. Мультимедийные компьютерные программы позволяют формировать параллельные потоки информации:
    текстовой, визуальной и звуковой.
    1.5. Измерение информации
    Мера информации
    Измерение информации может рассматриваться как оп- ределение ее количества и объема данных. В зависимости от формы адекватности информации эти параметры имеют разную интерпретацию.
    Синтаксическая мера информации не выражает смысло- вого отношения к объекту, и объем данных в сообщении из- меряется количеством символов (разрядов) в этом сообще- нии. В двоичной системе количество разрядов измеряется в битах, в десятичной системе счисления — в дитах. Так, со- общение в десятичной системе счисления в виде числа
    57 332 имеет объем данных 5 дит, а сообщение в двоичной системе 01101111 — 8 бит. Количество информации на син- таксическом уровне связано с понятием неопределенности состояния системы (энтропии системы), которое было сформулировано К. Шенноном, и измеряется изменением
    (уменьшением) неопределенности системы.
    33
    1.5. Измерение информации

    Для измерения смыслового содержания информации на семантическом уровне применяется тезаурусная мера. Теза-
    урус — совокупность сведений, которыми располагает поль- зователь или система.
    Прагматическая мера информации определяет полез- ность информации для достижения пользователем постав- ленной цели.
    Единицы измерения информации
    Бит
    минимальная единица измерения информации,
    количество информации, которым описывается состояние
    «включен» (1) или «выключен» (0). Слово «бит» произо- шло от Binary Digit (двоичная цифра). Именно такое опреде- ление единицы «бит» и дано выше в подразделе «Кодирова- ние чисел». Есть ли электрическое напряжение на выводах схемы, есть ли электрический заряд в ячейке памяти, какое из двух возможных противоположных направлений намаг- ниченности в данной области магнитного носителя, отража- ет ли свет лазерный оптический диск — все это вопросы,
    требующие ответа Да или Нет, один из которых трактуется как логическая единица, а второй — как логический нуль,
    поэтому электронный способ счета основан всего на двух цифрах, 0 и 1. Именно данные в формате этих цифр поруча- ется хранить компьютерной памяти и обрабатывать вычис- лительной системе.
    Байт — единица измерения количества информации,
    объема памяти и емкости запоминающего устройства. В па- мяти ЭВМ байт — наименьшая адресуемая единица данных,
    обрабатываемая как единое целое (в первых компьютерах за раз могло обрабатываться число длиной 8 бит), поэтому в качестве единицы измерения объема компьютерной ин- формации выбрана более крупная, чем бит, единица инфор- мации — байт, последовательность 8 бит, т.е. 1 байт = 8 бит.
    В символьных (текстовых) данных каждый символ ко- дируется (обозначается) одним байтом. Уникальное 8-би- товое обозначение (код) получают заглавные и строчные буквы английского и русского алфавитов, цифры от 0 до 9,
    знаки препинания, другие символы (процент, номер) и не- которые управляющие коды передачи информации. На од- ной машинописной странице при размещении 50 строк и 60
    символов текста в одной строке помещается 3 тыс. симво- лов, следовательно, для хранения такого текста потребуется
    3 тыс. байт машинной памяти.
    34
    Глава 1. Информация и кодирование

    Для измерения смыслового содержания информации на семантическом уровне применяется тезаурусная мера. Теза-
    урус — совокупность сведений, которыми располагает поль- зователь или система.
    Прагматическая мера информации определяет полез- ность информации для достижения пользователем постав- ленной цели.
    Единицы измерения информации
    Бит
    минимальная единица измерения информации,
    количество информации, которым описывается состояние
    «включен» (1) или «выключен» (0). Слово «бит» произо- шло от Binary Digit (двоичная цифра). Именно такое опреде- ление единицы «бит» и дано выше в подразделе «Кодирова- ние чисел». Есть ли электрическое напряжение на выводах схемы, есть ли электрический заряд в ячейке памяти, какое из двух возможных противоположных направлений намаг- ниченности в данной области магнитного носителя, отража- ет ли свет лазерный оптический диск — все это вопросы,
    требующие ответа Да или Нет, один из которых трактуется как логическая единица, а второй — как логический нуль,
    поэтому электронный способ счета основан всего на двух цифрах, 0 и 1. Именно данные в формате этих цифр поруча- ется хранить компьютерной памяти и обрабатывать вычис- лительной системе.
    Байт — единица измерения количества информации,
    объема памяти и емкости запоминающего устройства. В па- мяти ЭВМ байт — наименьшая адресуемая единица данных,
    обрабатываемая как единое целое (в первых компьютерах за раз могло обрабатываться число длиной 8 бит), поэтому в качестве единицы измерения объема компьютерной ин- формации выбрана более крупная, чем бит, единица инфор- мации — байт, последовательность 8 бит, т.е. 1 байт = 8 бит.
    В символьных (текстовых) данных каждый символ ко- дируется (обозначается) одним байтом. Уникальное 8-би- товое обозначение (код) получают заглавные и строчные буквы английского и русского алфавитов, цифры от 0 до 9,
    знаки препинания, другие символы (процент, номер) и не- которые управляющие коды передачи информации. На од- ной машинописной странице при размещении 50 строк и 60
    символов текста в одной строке помещается 3 тыс. симво- лов, следовательно, для хранения такого текста потребуется
    3 тыс. байт машинной памяти.
    34
    Глава 1. Информация и кодирование
    Для записи чисел короче 8 бит в байтах добавляются слева нули (см. табл. 1.1). Левые нули не меняют двоичное число, но создают единую форму записи чисел — 8 бит на любое число от 0 до 255.
    В десятичной системе счисления укрупненные единицы измерения обозначаются приставками к названию кило,
    Мега, Гига, что соответствует увеличению численного зна- чения на множитель десять в степени: 10 3
    = 1000 (тысяча),
    10 6
    =1 000 000 (миллион), 10 9
    = 1 000 000 000 (миллиард),
    т.е. переход к следующей, более крупной, единице сопровож- дается умножением на 1000 (10 3
    ). В двоичной системе укруп- ненные единицы измерения тоже обозначаются приставка- ми к названию кило, Мега, Гига, Тера, Пета, Экза, но они увеличивают численное значение на множитель 2 в степени:
    2 10
    , 2 20
    , 2 30
    , 2 40
    , 2 50
    , 2 60
    , т.е. переход к следующей, более круп- ной, единице сопровождается умножением на 2 10
    = 1024:
    • 1 Кбайт = 1024 байт = 2 10
    байт;
    • 1 Мбайт = 1024 Кбайт = 2 20
    байт;
    • 1 Гбайт = 1024 Мбайт = 2 30
    байт;
    • 1 Тбайт = 1024 Гбайт = 2 40
    байт;
    • 1 Пбайт = 1024 Гбайт = 2 50
    байт;
    • 1 Эбайт = 1024 Пбайт = 2 60
    байт.
    Передача информации по каналам связи характеризуется скоростью передачи данных: бит в секунду, Кбит/с, Мбит/с и др. Количество переданных бит удобнее считать в десятич- ной системе счисления, поэтому приставки в единицах изме- рения скорости связаны коэффициентом 1000 (10 3
    ). Едини- ца измерения скорости передачи данных 1 бит/с называется
    бодом.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Сопоставьте понятия «информация» и «данные».
    2. Каковы основные свойства информации?
    3. Охарактеризуйте виды и формы представления информации.
    4. Сопоставьте аналоговую и цифровую обработку информации.
    5. Что называют системой счисления?
    6. Что называют основанием системы счисления?
    7. Запишите десятичные числа 12345 и 13113 в двоичной сис- теме.
    8. Одинаковое или разное количество ячеек памяти необходи- мо для сохранения чисел из задания 7?
    9. Запишите десятичные числа 12345, 6789 и 0,0009876543
    в нормальной форме и в нормализованном виде.
    Контрольные вопросы и задания
    35

    10. В чем различие систем кодирования цвета RGB и CMYK?
    11. Размер рисунка на экране монитора уменьшен вдвое по обеим координатам. Является ли такое преобразование неискажа- ющим?
    12. Во сколько раз изменится размер файла с уменьшенным рисунком из задания 11?
    13. В графическом редакторе Paint можно сохранить рисунок в файл с 24-разрядным представлением. Какому режиму (High
    Color или True Color) это соответствует?
    14. Студент создает 20-минутный видеоролик для демонстра- ции на круглом столе. Каков будет размер несжатого файла, если демонстрация будет проходить на экране с разрешением 1024
    
    768
    при режиме в 256 цветов и с частотой обновления кадров 50 Гц?
    15. В память каждого из двух компьютеров записано по 4-раз- рядному двоичному числу. Можно ли утверждать, что объем запи- санной информации равен 1 байту?
    16. Сопоставьте определения единиц измерения информа- ции — бита и байта.
    17. Каковы обозначения и значения укрупненных единиц из- мерения информации в двоичной системе счисления?
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта