Главная страница

Учебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства


Скачать 1.93 Mb.
НазваниеУчебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства
Дата19.03.2022
Размер1.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPsikhologiya.-Uchebnik-dlya-sredney-shkoly-_-Teplov-B.M.-_1954_2.pdf
ТипУчебник
#403960
страница15 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
77. ТЕМПЕРАМЕНТ
Ещё соврем н древности принято различать четыре основных темперамента холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.
Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся 1) в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их,
2) в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т.д.),
3) в быстроте движений, общей подвижности человека.
Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический — быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический — медленно возникающими, носильными чувствами, флегматический — медленно возникающими и слабыми чувствами. Для холерического и сангвинического
темпераментов характерны, кроме того

232 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны
1) медленность движений и 2) слабое выражение чувств.
Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик — человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.
Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они несильны и легко сменяются.
Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их он откликается далеко не на всё, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя чувства его почти никак не проявляются вовне.
Характерными представителями четырёх темпераментов могут служить четыре действующих лица романа Тургенева Накануне Инса- ров (холерический темперамент, Шубин (сангвинический, Берсенев меланхолический, Увар Иванович (флегматический. Яркие представители холерического темперамента—старый князь Болконский (Война и мири Чертопханов, герой двух рассказов из Записок охотника
Тургенева («Чертопханов и Недопюскин» и Конец Чертопханова»). Законченный тип сангвиника — Степан Аркадьевич Облонский (Анна
Каренина»),
Контраст между сангвиническими флегматическим темпераментами ярко показан Гоголем в образах Кочкарёва и Подколёсина Женитьба. Контраст между сангвиническими меланхолическим темпераментами отчётливо выступает при сопоставлении двух женских образов в Войне и мире Лизы, жены князя Андрея (маленькая княгиня, и княжны Марьи.
Характерные черты темпераментов объясняются теми свойствами высшей нервной деятельности, которые кладутся в основу деления типов высшей нервной деятельности
1) силой нервных процессов, 2) уравновешенностью или неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения

233 3) подвижностью нервных процессов. Так, например, вспыльчивость холерика, его склонность к бурным аффективным вспышкам объясняется отсутствием равновесия между процессами возбуждения и торможения, преобладанием возбуждения над торможением. Такой тип нервной системы называется возбудимым, или безудержным, типом. Различие между эмоциональной живостью и общей подвижностью сангвиника, с одной стороны, и эмоциональной невозмутимостью и общей медлительностью флегматика — с другой, объясняется различиями в степени подвижности нервных процессов.
Мы знаем, что тип нервной системы не является чем-то совершенно неизменным. Не является неизменными темперамент. Нередко темперамент меняется с возрастом он может изменяться и под влиянием жизненного воспитания. Ново всяком случае темперамент — достаточно устойчивое свойство, относящееся к числу характерных психических свойств личности.
Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырём основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями типов холерика, сангвиника, меланхолика или флегматика у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Так, например, у Пьера Безухова (Война и мир) в большинстве обыдённых житейских проявлений бросаются в глаза черты флегматического темперамента медлительность, добродушное спокойствие, невозмутимость. Нов редких, чрезвычайных обстоятельствах он обнаруживает типичную для холерика вспыльчивость и не только даёт бурные эмоциональные вспышки, но и совершает под влиянием их экстраординарные поступки. В тоже время мы можем заметить у него черты, характерные для меланхолического темперамента медленно возникающие, носильные, устойчивые и почти не выявляющиеся вовне чувства.
Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым
связана с отдельными темпераментами. Ноне всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.
Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным взрывам. Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни.
Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека. ХАРАКТЕР

Словом характер обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведёт себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определённости, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о бесхарактерном человеке.
Психические свойства личности, из которых слагается характер и которые позволяют с известной вероятностью
предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Считая, что один человек обладает мужеством, а другому свойственна трусость, мы тем самым говорим, что следует ожидать оттого и другого при столкновении с опасностью. Указывая на инициативность человека, мы хотим этим сказать, какое отношение к новому делу следует ожидать от него.
Темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим может быть лишь хорошее или плохое умение владеть своим темпераментом, использовать его. В отношении же к характеру мы постоянно пользуемся выражением хороший характер, плохой характер. Это показывает, что словом характер мы обозначаем те особенности человека, которые непосредственно отражаются в его поведении, от которых зависят его поступки, которые поэтому имеют прямое жизненное значение. Многие из черт характера мы всегда оцениваем как положительные — мужество, честность, добросовестность, скромность, другие — как отрицательные — трусость, лживость, безответственность, хвастовство и т. д.
Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, таки в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.
Два человека могут выполнять одно и тоже дело и преследовать при этом одну и туже цель. Но один будет работать с энтузиазмом, гореть тем, что он делает, тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга. И это различие в том, как два человека выполняют одно и тоже дело, нередко имеет глубокое характерологическое значение, отражая устойчивые особенности индивидуальности этих двух людей.
Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит своё сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах
Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твёрдых убеждений рождается ясность целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым условием последовательности действий.
Люди без твёрдых убеждений никогда не могут иметь и твёрдого характера их поведение будет определяться главным образом внешними обстоятельствами и случайными влияниями. Яркую характеристику таких людей дал ИВ. Сталин Есть люди, о которых не скажешь, кто он такой, то ли он хорош, то ли он плох, то ли мужественен, то ли трусоват, то ли он за народ до конца, то ли он за врагов народа. о людях такого неопределённого, неоформленного типа довольно метко сказал великий русский писатель Гоголь Люди, говорит, неопределённые, ни тони сне поймёшь, что за люди, нив городе Богдан, нив селе Селифан». О таких неопределённых людях и деятелях также довольно метко говорится у нас в народе так себе человек — ни рыба, ни мясо, ни богу свечка, ни чёрту кочерга».
Характер связан со всеми сторонами психической жизни. Чертами характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они приобретают существенное значение в психическом складе данного человека, если они влияют на его линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.
Такие признаки, как наблюдательность или критичность ума, нередко бывают непросто особенностями процессов восприятия или мышления у данного человека, а существенными чертами его личности. Критичность ума Онегина или Андрея Болконского, несомненно, является чертой характера.
Ещё более очевидно, что чертами характера могут быть индивидуальные особенности в области чувств. Сентиментальность Манилова, быстрая притупляемость чувств Онегина и Печорина — всё это ярко выраженные черты характера.
Однако преобладающее значение в характере имеют особенности воли, как той стороны психики, которая непосредственно выражается в действиях и поступках. Все волевые качества, которые мы разбирали в § 67, приобретают значение черт характера, если они составляют устойчивые свойства
личности. Можно, конечно, проявить в отдельном случае решительность или настойчивость, не будучи ни решительным, ни настойчивым человеком. Но как только решительность становится постоянным признаком волевых действий данного человека, она тем самым становится и чертой харак- тера.
Значительная часть черт характера имеет сложную природу и включает в себя особенности и познавательной, и эмоциональной, и волевой сферы. Это относится к таким, например, чертам, как мужество, трудолюбие, инициативность, скромность и другие.
Анализ отдельных черт характера и их классификация составляют одну из самых сложных задач психологии. Здесь мы укажем на некоторые важнейшие группы черт характера.
Во-первых, наиболее общие черты характера, образующие психический склад личности Таковы, например, следующие важнейшие черты принципиальность, последовательность, мужество, честность, дисциплинированность, активность.
Во-вторых, черты, в которых выражается отношение человека к другим людям Сюда входят такие черты, как общительность (и противоположная ей черта — замкнутость, откровенность (и противоположная ей — скрытность, чуткость, способность к товарищескому отношению (та черта, которая имеется ввиду, когда говорят о человеке он хороший товарищ, вежливость и целый ряд других.
В-третьих, черты, выражающие отношение человека к самому себе Таковы чувство собственного достоинства, скромность (и противоположные ей — самомнение, заносчивость, обидчивость, застенчивость (которая иногда бывает результатом большой скромности, а иногда — результатом большого самолюбия, эгоцентризм (те. наклонность постоянно иметь в центре внимания себя и свои переживания, эгоизм (те. наклонность заботиться по преимуществу о своём личном благе) и другие.
В-четвёртых, черты, выражающие отношение человека к труду, к своему делу Сюда входят инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположная черта — лень, любовь к преодолению трудностей (и противоположная черта — боязнь трудностей, добросовестность, аккуратность и другие
Характер ещё менее, чем какие-либо другие качества личности, является врождённым и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются в привычный, нормальный для него образ действия.
Мировоззрение и убеждения человека создают у него стремление, тенденцию к выработке определённых черт характера. Но эти тенденции могут реализоваться только в том случае, если человек будет постоянно и неуклонно поступать соответствующим образом. Единственный способ сделать себя дисциплинированным — всегда и везде поступать дисципли- нированно.
Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несёт ответственность за свой характер. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Самые важные черты характера определяются общественными условиями, в которых живёт человек, и его мировоззрением, его убеждениями. Поэтому можно говорить о типичных характерах, являющихся продуктами определённых обще- ственно-исторических условий.
В образах Павла Петровича и Николая Петровича
Кирсановых (Отцы и дети Тургенева), Обломова, Рудина мы видим типичные черты характера русских помещиков середины XIX в. В пьесах АН. Островского и во многих произведениях Горького ярко показаны типичные характеры русского купечества. Типичные черты характера передового рабочего-революционера с большой силой даны Горьким в образе Павла Власова («Мать»).
В классовом обществе нельзя говорить о характерах, типичных для всего народа. Черты психического склада, характерные для данной нации, отступают на задний план по сравнению с различиями, определяющимися классовой
принадлежностью человека. Как нельзя говорить о мировоззрении, общем для помещика и крестьянина, для капиталиста и рабочего, так нельзя говорить и об общности их характеров. Тщательным анализом можно выделить черты, характеризующие психический склад данной нации ноне эти черты определяют характер человека в классовом обществе, не они являются центральными, решающими чертами характера.
У нас в Советском Союзе, в стране победившего социализма, нет антагонистических классов. Все эксплуататорские классы — класс помещиков, класс капиталистов — ликвидированы у нас полностью. У нас остался рабочий класс, остался класс крестьян, осталась интеллигенция. Но между этими социальными группами нет антагонистических противоречий интересы их не только не враждебны, а, наоборот, дружественны. Самое различие между ними постепенно стирается расстояние между этими социальными группами всё более и более сокращается (Сталин).
Общие жизненные интересы, объединяющие всех трудящихся Советского государства, неизмеримо важнее, значительнее, чем интересы отдельных социальных групп. Борьба за прочный мир во всём мире, строительство коммунизма в нашей стране составляют смысл жизни всех советских людей. Единое мировоззрение — мировоззрение Коммунистической партии — объединяет весь советский народ. Великая Отечественная война показала монолитное единство всего советского народа, руководимого Коммунистической партией и великим вождём народов ИВ. Сталиным. Это же единство лежит в основе тех трудовых подвигов, которые совершают советские люди на всех участках работы в годы послевоенных пятилеток.
На основе единства жизненных интересов и мировоззрения в характере советских людей выделяются общие черты, типичные для всякого передового советского человека, как человека социалистического общества, как борца за коммунизм. Новый духовный облик, отличающий советских людей наших дней, сказывается ив новых чертах характера. Важнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед психологической наукой, является изучение типичных черт характера советского

человека.
Не следует, однако, упускать из вида, что в характере человека наряду с чертами общими, типичными для всех представителей общественно-исторической группы, имеются
и черты индивидуальные, отличающие каждого данного человека от других представителей той же группы. Это особенно важно подчеркнуть, изучая характеры советских людей. При социалистическом строе впервые в истории человечества создаются условия для подлинно всестороннего развития личности. А это значит, что при социалистическом строе создаются наиболее благоприятные условия и для развёртывания всего бесконечного многообразия индивидуальных характеров людей.
Единство мировоззрения не исключает разнообразия характеров. Оно исключает лишь определённые черты характера, стоящие в противоречии с принципами этого мировоззрения. Так, например, трусость, лень, безответственность стоят в противоречии с нашим мировоззрением и поэтому несовместимы с обликом передового советского человека.
Итак, при изучении характеров советских людей следует руководствоваться следующими двумя положениями) Имеются черты характера, общие для всех передовых советских людей и отражающие общность их жизненных интересов и мировоззрения) Наличие этих общих черт характера не исключает бесконечного разнообразия индивидуальных характеров.
Яркую иллюстрацию сказанному можно видеть, например, в романе Фадеева Молодая гвардия. Всех героев-мо- лодогвардейцев объединяют общие черты, характеризующие их психический облик как лучших представителей передовой советской молодёжи. Нов тоже время их индивидуальные характеры резко различны. Индивидуальные черты характера
Ули Громовой и Любы Шевцовой, Серёжи Тюленина и Вани
Земнухова во многом противоположны.
Остановимся на некоторых важнейших чертах характера, типичных для передового советского человека) Идейная направленность и цел е уст ре млн нос т ь. Нет ничего более чуждого психологии советского человека, как безидейность и сознание бесцельности своего существования, своей деятельности.
Мы знаем, что в прошлом трагедией жизни многих умных и даровитых людей, не удовлетворённых общественными условиями, в которых они жили, было отсутствие
руководящей жизненной идеи, отсутствие цели, ради которой стоило бы жить и бороться. Такие люди сознавали себя, по меткому выражению Герцена, умными ненужностями». Вспомним запись в дневнике Печорина, сделанную им в ночь перед дуэлью Пробегаю в памяти всё моё прошедшее испрашиваю себя невольно зачем я жил для какой цели я родился Полная бесцельность жизни и отсутствие всякой руководящей идеи, приводящие к постепенному духовному умиранию человека, к разрушению всех его лучших сторон, с большой силой показаны Чеховым в рассказе «Ионыч».
В советской действительности невозможны лишние люди или умные ненужности. Великая цель, стоящая перед всем советским народом, — построение коммунизма, борьба за коммунизм — выдвигает необозримое количество подчинён- ных целей и более частных задач, определяющих деятельность каждого советского гражданина. Нельзя представить себе советского человека — рабочего, крестьянина, интеллигента,
— который бы страдал от бесцельности своей деятельности. Речь может идти лишь о том, насколько ясно сознаёт человек цель своей деятельности и насколько он подчиняет этой цели все свои силы и способности. Вот эта готовность отдать все свои силы и способности на достижение поставленной цели и называется целеустремлённостью, характерной для передового советского человека.
Идейность же советских людей заключается в осознании связи между теми частными целями и задачами, которые стоят перед каждым человеком в его работе, и великой конечной целью — построением коммунизма, к которой ведёт советский народ Коммунистическая партия. Умение видеть в каждом маленьком деле необходимую ступень для достижения конечной цели — лучший показатель идейности человека.
Замечательная жизнь Николая Островского была возможна только потому, что вся она была служением великой идее коммунизма. На вопрос одного иностранного корреспондента Скажите, если бы не коммунизм, вы могли бы также переносить своё положение — Островский ответил Никогда) Советский патриотизм. Патриотизм, — говорил Ленин одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».
Ив прошлом народы СССР выдвинули немало замечательных патриотов, отдававших свои силы интересам родины, боровшихся со всякого рода угнетателями и поработителями своего народа.
Советский патриотизм — патриотизм нового, высшего типа. Для советских патриотов Родина и коммунизм соединены водно нераздельное целое Молотов. Советские люди видят в своей родине страну победившего социализма, страну, осуществляющую переход к коммунизму, страну, являющуюся маяком для всего прогрессивного человечества. Борьба за коммунизм неотделима для советских людей от борьбы за интересы своей социалистической родины.
В основе советского патриотизма лежат не расовые или национальные предрассудки, а любовь к Советской родине, представляющей собой братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью (Сталин).
Любовь к родине у советских людей имеет активный, действенный характер. Это горячая, страстная любовь, не останавливающаяся ни перед какими жертвами, если они требуются интересами родины. Это любовь, неразрывно связанная со столь же страстной ненавистью ко всем врагам родины, любовь, незнающая пощады к врагам.
Советский патриотизм включает в себя беззаветную преданность Коммунистической партии, ведущей народы нашей страны к коммунизму, руководящей всей грандиозной работой по строительству нового, социалистического общества. Советский патриотизм неотделим от безграничной любви, уважения и преданности к великим вождям народов В. И. Ленину и ИВ. Сталину, которые живут в сердцах всех советских граждан.
«За Родину, за Коммунистическую партию, за Сталина — с этими словами шли в бой сотни тысяч героев, покрывших себя бессмертной славой в годы Великой Отечественной войны. Ив годы послевоенного мирного строительства имя Сталина вдохновляло советских патриотов, работающих на заводах и фабриках, на колхозных полях, в научных лабораториях, в школах, в больницах, в дальних экспедициях.
Замечательным проявлением советского патриотизма является всенародная забота об огромном строительстве
которое осуществляется в нашей стране. Строительство грандиозных каналов и гидроэлектростанций, лесонасаждения, борьба за высокий рост колхозного производства — стало кровным делом миллионов советских людей.
Советский патриотизм является великой движущей силой развития советского общества на пути к коммунизму) Коллективизм. В советском обществе не может быть личности вне коллектива. Советский человек не может ставить перед собой жизненно важные цели, которые противопоставлялись бы целям коллектива советский человек не рассматривает свою личную судьбу, свой личный успех оторванно от судьбы коллектива, от успеха общего, коллективного дела. Сознание своей неразрывной связи стем коллективом, членом которого данный человек является, а в конечном счёте и совсем советским народом, сознание того, что общие интересы, интересы коллектива, стоят выше узколичных интересов составляет основу коллективизма советских людей.
В классовом обществе, основанном на принципе частной собственности, господствует мораль индивидуализма. Старое общество говорил Ленин в речи на III съезде комсомола, — было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди с молоком матери воспринимают психологию человека, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет».
Уничтожение частной собственности на средства производства, переход к новому, социалистическому строю разрушили материальную основу индивидуалистической психологии и создали основы новой, коллективистической психологии.
Психология индивидуализма очень ярко выражена, например, в образе Печорина. Рассказ Тамань, представляющий собой отрывок из записок Печорина, кончается следующими словами Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной показ нной надобности!..».
Отношение к людям, отразившееся в этих словах, совершенно невозможно для передового советского человека
Характерной чертой психологии советского человека является уничтожение разрыва между личными и общественными интересами, между своими личными радостями и бедствиями и радостями и бедствиями других людей. Подлинный коллективизм выражается в том, что общие интересы, интересы коллектива, становятся личными интересами, что человек «живёт» коллективными интересами, переживает их также остро, как свои личные интересы.
Чувство коллективизма советского человека ярко показано в романе Павленко Счастье, в образе Воропаева. Полковник в отставке, четыре раза раненный, лишившийся ноги, больной туберкулёзом, Воро- паев после демобилизации приезжает в Крым с мечтой найти счастье в спокойной жизни вдвоём с маленьким сыном. Действительность опрокидывает эти мечты и показывает, что для Воропаева, коммуниста, подлинно передового советского человека, не этот путь ведёт к счастью.
Своё счастье он находит в работе с людьми, с народом, сначала в качестве районного пропагандиста, а затем — секретаря райкома партии.
В этой работе он нашёл то возбуждение, довольство и уверенность, которые делают человека счастливым. Двадцать летя в партии, — говорит Воропаев, — старик, огромную жизнь прожили, веришь ли, омолодила меня работа у вас. Не сознаньем, а плечом, телом своим, дыханьем своим чувствую, что я — народ, в народе, с народом, что я — его голос».
В образе Воропаева показан тип передового советского руководителя, для которого характерны связь с народом, забота о людях, органическая потребность помогать людям. Приятно, когда есть на свете люди, которым хочется помочь, — говорит Воропаев. Самая существенная черта характера Воропаева выражена в следующих словах, сказанных он м одним из действующих лиц романа «Воропаев — человек для всех) Социалистический гуманизм. Коллективизм советских людей неразрывно связан с гуманистическим, человечным отношением к людям, заботой о людях, любовью к детям, что и составляет сущность социалистического гума- низма.
В одном из своих выступлений МИ. Калинин, отвечая на вопрос о том, какие лучшие человеческие качества надо воспитывать у советской молодёжи, на первом месте поставил любовь, любовь к своему народу, любовь к трудящимся массам. Человек, — говорил МИ. Калинин должен любить людей. Если он людей будет любить, то ему будет жить лучше, веселее будет жизнь, ибо никто не живёт так худо в мире, как мизантроп-человеконенавистник».
Идеал гуманного отношения к человеку советские люди видят в В. И. Ленине и ИВ. Сталине. Примером чуткого
бережного, заботливого отношения к людям является вся их жизнь, посвящённая борьбе за свободу и счастье человечества.
В романе Счастье наряду с Воропаевым, характерной чертой которого является забота о людях, замечательное умение выращивать кадры, показан другой руководитель, Корытов, который, несмотря на его несомненную преданность партии и горячую любовь к своему району, не может быть признан настоящим руководителем-коммунистом. Слабой стороной Корытова является прежде всего отсутствие подлинного внимания и интереса к человеку, отсутствие заботы о людях, а поэтому и неумение ни находить, ни выращивать кадры. Меня, брат, твой отдельный человек не интересует, — говорит Корытов Воропаеву.— Меня интересуют люди. Я люблю обобщать. Результатом этого является отрыв Корытова от масс, от народа, превращение его в руководителя- единоличника (так характеризует его Воропаев).
Черты подлинно социалистического гуманизма ярко показаны в образе комиссара Воробьёва из Повести о настоящем человеке Полевого. Его внимательность к людям, к их мыслям, заботам, интересам так велика, что он, — по выражению его соседа по госпитальной палате, Героя Советского Союза, сибирского колхозника Степана Ивановича, — словно колдун чужие мысли угадывает, умеет к каждому подобрать свой особый ключик».
Будучи сам смертельно больным, он с редкой чуткостью заботится о том, чтобы Мересьеву легче было пережить самое большое для него несчастье — ампутацию ног. Предвидя события, комиссар прятал часть его писем, чтобы в страшный для Мересьева день, передав лётчику дружеские приветы и новости сродного аэродрома, смягчить для него тяжёлый удар. Он сумел подготовить решающий поворот в настроении
Мересьева, думавшего о самоубийстве после ампутации, показав ему заметку в газете о русском лётчике, научившемся летать с ампутированной ступнёй.
Социалистический гуманизм не имеет ничего общего с сентиментальной любовью ко всем людям без разбора. Он не только допускает, но и требует наряду с большой любовью и большую ненависть. Из действенной любви к людям, к народу, ко всем трудящимся необходимо рождается непримиримая ненависть к врагам трудящихся, к тем, кто борется против интересов народа, кто преграждает путь к счастливому будущему) Коммунистическое отношение к труду. Одной из самых важных черт характера советского человека является новое отношение к труду.
Для советских людей труд является главным делом их жизни, основной формой проявления личности, центром
важнейших интересов, источником величайших радостей. Для советских людей нет разрыва между трудовой деятельностью и личной жизнью наоборот, трудовая деятельность и составляет основное содержание личной жизни человека.
В тоже время для советского человека характерно сознательное отношение к своему труду, как к делу общественной важности и как к святой обязанности перед Советским государством (Молотов. При капитализме труд имеет частный, личный характер. Выработал больше, получай больше и живи себе, как знаешь Сталин У нас труд каждого человека имеет общественное значение. Трудовые достижения всякого работника рассматриваются как дело общественного, государственного значения. Поэтому труду нас становится делом чести и славы.
В отношении к труду ярко сказывается важнейшая особенность психологии советского человека — слияние личного и общественного по мере того как возрастает сознание общественного значения труда, увеличивается и место, занимаемое трудовой деятельностью в личной жизни человека.
Социалистическое соревнование, представляющее собой основную форму социалистической организации труда, коренным образом отличается от капиталистической конкуренции. В капиталистической конкуренции личный успех достигается за счёт поражения других. В социалистическом соревновании каждый отдельный работник стремится достичь наилучших результатов в интересах общего дела. Принцип социалистического соревнования товарищеская помощь отставшим со стороны передовых, стем, чтобы добиться общего подъёма» Сталин Зависть к чужому успеху, стремление выдвинуться вперёд за счёт отставания других — чужды психологии передового советского человека.
Характерная черта советского работника — творческое отношение к труду, лежащее в основе тех замечательных трудовых достижений, которые дают наши рабочие, колхозники, представители советской интеллигенции. В нашей советской действительности всякий труд становится творческим трудом) Сознание долга и ответственности. Высокая идейность и принципиальность, отличающие передового советского человека, предполагают и высокоразвитое сознание долга, чувства долга. А сознание своего гражданского долга, долга перед родиной, перед партией, перед коллективом
лежит в основе ответственного отношения человека к порученному ему делу, к своим обязанностям, ко всем своим действиями поступкам.
Советскому человеку свойственно чувство ответственности не только за свою личную работу и за свои поступки, но и за работу других, за их поведение. Отсюда вытекает большая требовательность к себе и к другим.
Эта черта ярко выступает у всех лучших, передовых представителей советского народа, образы которых даны в нашей художественной литературе. Вспомним Павла Корчагина Как закалялась сталь Н. Островского), комиссара Воробьёва Повесть о настоящем человеке Полевого, полковника
Воропаева (Счастье Павленко).
Обострённое чувство ответственности за успех всей героической деятельности Молодой гвардии составляет неотъемлемую черту характера Олега Кошевого. Он всё более сознавал читаем мы в романе Фадеева,— что успех или неуспех их деятельности во многом зависит оттого, насколько он, Олег, среди всех своих товарищей сможет всё предусмотреть или ошибётся». Отсюда его замечательная собранность, внутренняя подтянутость, неуклонная требовательность к себе и другим) Готовность к преодолению трудностей. Важнейшее значение в характере имеют волевые качества личности, а воля, как мы знаем, выражается в преодолении трудностей. Нередко волю называют хребтом характера. Хребтом характера можно, следовательно, назвать и способность к преодолению трудностей.
В отношении к трудностям больше всего обнаруживается сила характера, его твёрдость, стойкость, а без этих качеств нельзя представить себе духовный облик советского человека. Советский человек — это прежде всего борец за коммунизм и строитель коммунизма. Для борца же и строителя твёр- дость характера, готовность преодолеть любые трудности, сломить любые препятствия — одно из самых необходимых психических качеств.
И. В. Сталин учил советских людей не бояться трудностей, не закрывать глаза на них, а смело идти навстречу трудностям, бороться сними и преодолевать их.
«Видали ли вы рыбаков перед бурей на большой реке, вроде Енисея — говорил ИВ. Сталин водном из своих выступлений. — Я их видал не раз. Бывает, что одна
группа рыбаков перед лицом наступившей бури мобилизует все свои силы, воодушевляет своих людей и смело ведёт лодку навстречу буре Держись, ребята, крепче за руль, режь волны, наша возьмёт!» Но бывает и другой сорт рыбаков, которые, чуя бурю, падают духом, начинают хныкать и деморализуют свои же собственные ряды Вот беда, буря наступает, ложись, ребята, на дно лодки, закрой глаза, авось как-нибудь вынесет на берег».
Малодушное стремление укрыться от бури, отступить перед трудностями — недостойно советского человека. Трудности для того и существуют, чтобы побороться сними и преодолеть их (Сталин) Мужество. Мужество — сложная черта характера, включающая в себя храбрость, отвагу при непосредственном столкновении с опасностью, готовность, не останавливаясь ни перед чем, вести борьбу за великую идею коммунизма, стойкость, выдержку, самообладание.
В своём выступлении по радио 3 июля 1941 года ИВ. Сталин сказал Великий Ленин, создавший наше Государство, говорил, что основным качеством советских людей должно быть храбрость, отвага, незнание страха в борьбе, готовность биться вместе с народом против врагов нашей Родины. Советские люди ответили на эти слова вождя воинскими подвигами на полях сражений, самоотверженной борьбой в тылу врага, героическими делами на трудовом фронте. Образцы беспримерного в истории мужества показала советская молодёжь — Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, комсомольцы Краснодона.
Мужество советского человека вытекает из до конца осознанного чувства долга, до конца осознанной ответственности. Мужественный человек отличается не тем, что он никогда не испытывает чувства страха, а тем, что он, невзирая на страх, поступает так, как должно. Разные люди по-разному переживают опасность, но всякий человек, достойный названия советского гражданина, должен вести себя мужественно при любой опасности.
Не тот трус, кто испытывает страха тот, кто из-за страха может изменить своему делу. Трус, — справедливо сказал Николай Островский, — почти предатель сегодня и, безусловно, изменник в борьбе. Поэтому-то трус в нашей стране — это презренное существо. Иллюстрацией
к этим словам может служить страшная история Стаховича, предавшего героев-молодогвардейцев.
9) Инициативность. Творческое отношение к труду, готовность к преодолению трудностей требуют в качестве необходимого условия инициативности. Инициативный человек не ждёт подсказки со стороны он способен к личному почину, не боится творческого риска.
Инициативность советских людей неразрывно связана с творческой энергией, способностью дерзать, стем чувством нового, без которого невозможен передовой деятель социалистического общества. Новаторство наших рабочих, колхозников, деятелей науки, техники и искусства говорит о том, что инициативность является отличительной чертой духовного облика советского человека.
Инициативность — важнейшее качество советской молодёжи. Обращаясь к комсомольским работникам, МИ. Калинин говорил В ваших выступлениях должны бить ключом творческая мысль и инициатива. Энергия у вас должна кипеть, а если она не кипит, то какая же вы молодёжь, какие же вы советские патриоты?»
Примером в этом отношении могут служить руководители героического комсомола Краснодона ив первую очередь Олег Кошевой и Сергей
Тюленин.
Характеризуя Олега Кошевого, Фадеев отмечает, что основу его натуры составляла исключительная жажда деятельности, желание проявить всего себя, желание вмешаться в жизнь людей, в их деятельность, стем, чтобы внести вне что-то своё, более совершенное, быстрее оборачивающееся и наполненное новым содержанием. Вспомним первую встречу Олега с Тюлениным, ещё до организации Молодой гвардии, и их разговор, в котором Олег наметил свой план подпольной работы, план, в котором отразилась замечательная инициативность этого шестнадцатилетнего юноши Олег развивал перед товарищем свой план действий присматриваться к молодёжи, брать на примету наиболее верных, стойких, годных к делу узнать, кто арестован в городе ив районе, где сидят, найти возможность помощи ими непрерывно разведывать среди немецких солдат о всех военных и гражданских мероприятиях командования».
Исключительная инициативность Сергея Тюленина проявилась уже в том, что он тотчас после занятия немцами Краснодона, один, по собственной инициативе и без чьей бы тони было помощи, осуществил поджог сначала здания треста, где разместился немецкий штаба затем бани, оборудованной немцами под казарму. По его же инициативе накануне занятия немцами Краснодона часть раненых, оставшихся в госпитале, была размещена по частным квартирами тем самым спасена от гибели

250 10) Скромность. Такие черты характера советских людей, как идейность, коллективизм, высокая требовательность к себе, стоят в противоречии с чрезмерно высокой оценкой своей личности, стремлением выдвигать на первый план свои личные заслуги, со всякого рода самомнением и заносчивостью. Скромность — одна из типичных черт характера советского человека.
«Скромность украшает бойца, — говорил Николай
Островский, — кичливость, зазнайство — это капиталистическое старое, это от индивидуализма. Чем скромнее боец, тем он прекраснее».
Характеризуя одного из лучших командиров Красной Армии, героя гражданской войны, Г. И. Котовского, ИВ. Сталин выдвинул на первый план две черты его характера храбрость и скромность. Храбрейший среди скромных наших командиров и скромнейший среди храбрых — таким помню я т. Котовского».
Очень поучительна с этой точки зрения параллель между двумя руководящими работниками молодёжной подпольной организации Симферополя секретарём комсомольской организации и комиссаром
— Борисом Хохловым, впоследствии арестованным немцами и замученным в гестапо, и командиром организации — Анатолием (В крымском подполье И. Козлова).
Описывая свои встречи с Борисом Хохловым, руководитель симферопольского подполья И. Козлов говорит С первой же встречи этот юноша произвёл на меня необычайно светлое, обаятельное впечатление. Он был. в отличие от Толи...если можно так выразиться. органически скромен. Он искренне смутился, даже покраснел, когда однажды, говоря об их деятельности в немецком тылу, я произнёс слово героическая.
Всё, что они делали, казалось ему совершенно естественным, само собой разумевшимся. Радостно и странно было мне слышать, как этот молоденький юноша, вчерашний школьник, простои естественно называет работой героические, без преувеличения, подвиги комсомольцев».
Прямо противоположную характеристику даёт И. Козлов Анатолию Костя (партизанская кличка Анатолия. — Б. Т) был смелый, инициативный парень, но он болел чрезмерным честолюбием и самонадеянностью, которые меня очень тревожили. Неприятно было слышать, когда в разговорах со мной он всячески старался умалить роль и заслуги Бориса
Хохлова в создании комсомольской организации. Этот, на первый взгляд, несущественный недостаток повлёк за собой очень серьёзные последствия. После ареста Бориса, когда Анатолий фактически оказался во главе комсомольской организации, он стал проявлять крайнее легкомыслие и недисциплинированность. Стремясь лично выдвинуться, он предпринимал без согласования с партийным руководством симферопольского подполья рискованные ив сущности бесполезные операции
грозившие погубить всё дело. В конце концов пришлось отстранить его от работы) Бодрость, уверенность в своих силах, оптимизм. Духовный облик советских людей пронизан бодростью и оптимизмом. Источником их являются грандиозные успехи нашей родины на всех участках социалистического строительства и глубокая уверенность в победе коммунизма. А уверенность в правоте идеи, в правоте своего дела рождает и уверенность в своих силах. Современная буржуазная культура насквозь пронизана упадочничеством и пессимизмом. Чувство обречённости — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы (Жданов). В противоположность этому в советской культуре торжествует радость жизни, оптимизм.
Нет такого тяжёлого положения, нет такого несчастья, которое могло бы победить великую любовь к жизни, отличающую борцов за лучшее будущее человечества, строителей новой жизни.
Один из лучших сыновей Коммунистической партии Николай
Островский, разбитый параличом, ослепший, испытывавший тяжёлые физические страдания, до последнего дня не терял радости жизни. Его письма к родными друзьям неизменно пронизаны любовью к жизни и чувством счастья Я никогда не думал, что жизнь принесёт мне такое огромное счастье. Вся жизнь заполнена всепобеждающей радостью творчества. И кто знает, когда я был счастливее — юношей с цветущим здоровьем или сейчас Жизнь за моё упорство вернула мне счастье безмерное, изумительное, прекрасное...»
«Радостно жить и бороться в стране, где великая мудрость партии и железная воля её вождя Иосифа Сталина навсегда освобождает человека от проклятых навыков и предрассудков прошлого, — писал М. Горький. Советским людям выпало великое счастье — первым в истории человечества осуществлять строительство коммунистического общества.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта