Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) Направленность чувств

  • Учебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеУчебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства
    Дата19.03.2022
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPsikhologiya.-Uchebnik-dlya-sredney-shkoly-_-Teplov-B.M.-_1954_2.pdf
    ТипУчебник
    #403960
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    59. НАСТРОЕНИЯ
    Чувства обычно бывают направлены на какой-нибудь объект человек радуется чему-то, грустит о чём-то, сердится на что-то, боится чего-то, любит кого-то. Но наряду с такими чувствами, относящимися к определённым объектам, мы замечаем и другого рода эмоциональные состояния. Мы говорим, что человек находится в радостном, весёлом настроении. Это значит, что он радуется не одному лишь какому-ни- будь факту это значит, что в данное время он вообще склонен к радостным, весёлым чувствам, что он может обрадоваться и такой вещи, которая в другое время оставила бы его равнодушным. Когда у человека сердитое, раздражённое, плохое настроение, его всё сердит и трамвай зато, что своевременно не подходит к остановке
    и сосед по трамваю — зато, что неосторожно толкнул его, и газета — зато, что нелегко складывается.
    Настроением мы называем общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение некоторого времени всё поведение и все переживания человека Настроение может быть радостным или печальным, сердитым или добродушным, бодрым или вялым, приподнятым или унылыми т. п.
    Очень часто в основе настроения лежит определённое чувство, вызванное каким-нибудь событием, имеющим для данного человека существенное значение. Неприятное известие, полученное утром, может испортить человеку весь день, создав тревожное или печальное настроение. Серьёзная удача в работе может на несколько дней вызвать радостное, приподнятое настроение. Чувство обладает способностью как бы растекаться или разливаться с того объекта, которым оно вызвано, на другие связанные с ним объекты. В результате и получается то общее эмоциональное состояние, которое называется настроением.
    Этот процесс растекания чувства, создающий настроение, хорошо показан Л. Н. Толстым в рассказе После бала. Захваченный любовью к Вареньке Б, герой рассказа вовремя бала, особенно значительного и счастливого для него, испытывает любовное, восторженное чувство ко всему, что он видит Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любили хозяйку. и её мужа, и её гостей, и её лакеев. К отцу же её тек отцу Вареньки Б. Т, сего сапогами и с ласковой, похожей на неё улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженное, нежное чувство. После бала он не может спать, потому что чувствует себя слишком счастливым. Он выходит на улицу, и чувство счастья, которым он полон, снова окрашивает для него весь мир. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики. и дома улицы. — всё было мне особенно мило и значительно».
    Не всегда человек отдаёт себе отчёт в том, что явилось причиной его настроения. Событие, вызвавшее исходное чувство, могло быть внешне малозаметным замечание, брошенное кем-либо из собеседников, хмурый взгляд, улыбка, показавшаяся насмешливой. Самый факт скоро забылся, но чувство, вызванное им, осталось и создало тревожное, недовольное настроение, которое может казаться беспричинным.
    В известной мере настроение зависит от физического самочувствия человека. Сильное утомление, недосыпание, недомогание понижают настроение, тогда как здоровый
    отдых, крепкий сон, физическая бодрость способствуют поднятию настроения.
    На настроение некоторых людей большое влияние оказывают природа, время года, погода. Пушкин, как известно, из всех времён года больше всего любил осень, когда у него особенно легко создавалось приподнятое, бодрое настроение, вызывающее прилив творческих сил.
    Не следует думать, что настроение является пассивным отражением тех внешних условий, в которых находится человек. Люди с богатым содержанием душевной жизни и с сильным характером могут в самых тяжёлых условиях сохранять бодрое, приподнятое и даже радостное настроение. В известной мере сам человек является хозяином своего настроения».
    Прочтите, например, следующий отрывок из письма Якова Михайловича Свердлова. Письмо это Свердлов писал жене из глухого остяцкого селения Максимкин Яр, где он находился в ссылке Представь моё положение. В жалкой лачужке, которую трудно и назвать комнатой. с маленькой семилинейной лампочкой, без малейшего намёка на какую-нибудь товарищескую среду. почти без книг, без газет, без писем. А вместе стем я не унываю, не хандрю. не лишился обычной бодрости, а, пожалуй, и жизнерадостности. Тебе покажется это противоречием. А между тем оно так, как я пишу. ЧУВСТВО ДОЛГА

    Чувство долга является важнейшим, центральным в той группе чувств, которые называются моральными чувствами и которые связаны с переживанием человеком своего отношения к другим людям ив особенности к определённым общественным группам к своему народу, к партии, комсомолу, к своему колхозу, своему заводу, своей школе, своей семье.
    В основе чувства долга лежит сознание человеком интересов той общественной группы, к которой он принадлежит, и своих обязательств по отношению к ней. Но одного знания этих интересов и обязательств ещё недостаточно. Чисто рассудочное, сухое знание того, как нужно, как следует поступить, не может явиться основой для развития долга. Оно должно превратиться в сильное и глубокое переживание. Если человек переживает несчастья родины также остро, как свои
    собственные несчастья, производственный успех своего завода, как свой собственный успех, удачи своего класса, как свои удачи, — тогда он становится способен переживать свой долга не только знать его. Поэтому-то мы говорим о чувстве долга, а не о простом знании его.
    Из сознания долга вырастает оценка человеческих поступков как хороших или дурных. Такая оценка всегда связана с сознаванием общественного значения этих поступков и этим по существу отличается от оценки действий как приятных или неприятных.
    Оценка своих собственных поступков как хороших или дурных, причём оценка не только рассудочная, но и эмоциональная, называется совестью. Сознание правоты своих поступков — спокойная совесть — может доставлять человеку величайшую радость и удовлетворение, давать уверенность в себе и силу противостоять клевете и несправедливым обвинениям. Сознание, что совершён дурной поступок, вызывает угрызения совести, муки совести, чувство раскаяния. Голос совести требует в этих случаях действенного исправления совершённого поступка. Если человек никак не выявляет своего раскаяния, уклоняется не только от исправления, но и от открытого признания своей ошибки, у него создаётся то длительное состояние тяжёлого внутреннего беспокойства, которое характеризуется словами нечистая совесть».
    И чувство долга, и вытекающая из него чуткая совесть предполагают высокую сознательность человека. Но они предполагают также наличие глубоких и действенных чувств любви к родине, преданности партии, чувства органической связи со своим коллективом и т. п. При этом условии исполнение долга перестаёт быть тяжёлой обязанностью. Оно становится радостным делом, счастьем в жизни. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБЛАСТИ ЧУВСТВ

    Различия в эмоциональной стороне психики имеют важнейшее значение для психологической характеристики человека. Чтобы понять человека, надо знать не только то, как он мыслит, как он действует, но и как он чувствует.
    Каковы же те особенности чувств, которыми люди различаются друг от друга

    173
    1) Направленность чувств
    Самые важные различия в эмоциональной области определяются темна что направлены чувства человека, каково содержание этих чувств. В стихотворении Дума Лермонтов писал И ненавидим мы, и любим мы случайно. Если чувства распыляются на случайные объекты и возникают по случайным поводам, они не могут служить мощным двигателем в творческой работе и жизненной борьбе. Мало того, они могут стать помехой, постоянно отвлекающей человека от основной задачи его жизни, сбивающей его с избранного им пути.
    Чтобы разобраться в эмоциональной жизни человека, нужно прежде всего понять, насколько связаны чувства, играющие наибольшую роль в его жизни, сего мировоззрением, основными целями, которые он себе ставит. Нужно понять, принципиально или случайно он любит, ненавидит, воодушевляется, радуется, огорчается понять, вытекают ли его чувства из убеждений, выражающих основную направленность его личности, или же они вызываются впечатлениями данной минуты.
    Чувство ненависти, например, может быть и высокими мелким в зависимости оттого, на что оно направлено. Ненависть к врагам родины — высокое чувство, вдохновляющее человека на подвиги и рождающее героев. Злобное, завистливое чувство к человеку, опередившему меня в соревновании,
    — чувство мелкое, вызывающее склоки и толкающее на совершение недостойных поступков.
    Из числа замечательных русских людей прошлого большой принципиальностью чувств отличался Виссарион Григорьевич Белинский. Это был человек с пламенной душой. Особенно поражало современников и создавало ему исключительный нравственный авторитет то, что пламенность его чувств всегда имела принципиальный характер, была абсолютно бескорыстной. «Белинский был. действительно страстный и действительно искренний человек. умевший любить и ненавидеть бескорыстно. Подобного ему человека я не встречал ни прежде, ни после (Тургенев). Водном из частных писем Белинский говорило себе Природа мало дала мне способности ненавидеть за лично нанесённые мне несправедливости я скорее способен возненавидеть человека заразность убеждений или за недостатки и пороки, вовсе для меня безвредные. Замечательным документом, дышащим глубоко принципиальным негодованием, гневом и даже ненавистью, является его знаменитое письмо к Гоголю, вызванное реакционной и вредной книгой последнего Выбранные места из переписки с друзьями Да если бы вы обнаружили покушение намою жизнь писал Белинский,—
    и тогда бы я не более возненавидел вас, как за эти позорные строки...
    Тут дело идёт не о моей или вашей личности, но о предмете, который гораздо выше не только меня, но даже и вас тут дело идёт об истине, о русском обществе, о России) Глубина чувств
    Большое значение для характеристики эмоциональной жизни имеет глубина чувств. Глубоким называют чувство, затрагивающее самые существенные для данного человека стороны жизни, имеющее многочисленные связи сего мыслями, стремлениями и желаниями и отражающееся на всей его душевной жизни.
    Не всякое сильное чувство, характеризующееся бурным протеканием и ярким внешним выражением, является чувством глубоким. Увлечение — чувство неглубокое, хотя оно может быть сильным. Настоящая любовь отличается от увлечения прежде всего своей глубиной. Все аффекты — сильные чувства, но многие из них очень неглубоки. Бурная, но кратковременная вспышка гнева — пример сильного, но неглубокого чувства. Принципиальная ненависть, вытекающая из убеждений человека и определяющая путь его жизненной борьбы, — пример чувства глубокого.
    Глубина чувства не связана обязательно ни с бурными переживаниями, ни — тем более — с бурными проявлениями. Спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов (Лермонтов, Герой нашего времени).
    Редкая глубина и сила чувств при крайней сдержанности их внешнего выражения характерная черта психического облика Ули Громовой Молодая гвардия. Неоднократно показывая огромный мир чувств и размышлений, цельный скрытный мир подлинных страстей, который жил в этой замечательной советской девушке, А. А. Фадеев, однако, подчёркивает: «Уля была замкнута и только в минуты особенного душевного состояния раскрывала себя. Внутренняя буря и внешнее спокойствие — такой мы видим е, например, в момент вынужденного возвращения в Краснодон после неудачной попытки эвакуироваться Всю дорогу она шагала рядом с телегой, молчаливая, будто спокойная, и только эти черты мрачной силы, обозначавшиеся в её глазах, ноздрях, губах, выдавали, какие бури волнами ходили в душе её».
    Богатство и содержательность эмоциональной жизни человека зависят не столько от силы, сколько от глубины его чувств. Бывают люди, склонные очень сильно увлекаться
    и людьми, и делами. Но всякое сильное увлечение только тогда получает жизненно важное значение, когда оно переходит в глубокую любовь. Люди, способные увлекаться, ноне способные любить, неизбежно остаются поверхностными и пустыми) Устойчивость чувств
    В самой тесной связи с глубиной чувств стоит устойчивость их. Глубокое чувство устойчиво и прочно, тогда как неглубокие, хотя и сильные, чувства кратковременны и скоропрохо- дящи.
    Неустойчивость чувств может иметь две разные формы.
    У некоторых людей неустойчивость чувств выражается в форме капризной изменчивости настроения. Такие люди легко загораются чувством по всякому поводу, но так каких чувство неглубоко, то оно столь же легко вытесняется новым, хотя бы и прямо противоположным. Они тревожатся при всяком намёке на опасность, но им достаточно одного успокоительного известия, чтобы тревожное настроение сменилось беззаботным. Они сильно переживают горе, но забывают он м при первом же радостном впечатлении. Их настроение зависит от любого случайного воздействия.
    В других случаях неустойчивость чувств выражается в форме быстрой эмоциональной притупляемости. Многие чувства при частом повторении вызывающих их воздействий слабеют и, наконец, вовсе исчезают. Звуки артиллерийской стрельбы, пугающие человека, впервые попавшего в боевую обстановку, не оказывают уже такого действия на опытных, закалённых бойцов.
    Но было бы совершенно ошибочно думать, что все чувства слабеют по мере привыкания к тем воздействиям, которые их вызывают. Чувство, глубоко затрагивающее личность человека, связанное с разнообразными интересами, не ослабевает от повторения. Такие чувства не притупляются. Если человек по-настоящему любит какое-нибудь дело, если оно составляет его подлинное призвание, то, постоянно занимаясь этим делом, он не только не охладевает к нему, а, наоборот, начинает ещё сильнее любить его. Удовольствие, доставляемое хорошей музыкой, усиливается при повторном слушании е. Кто любит и понимает художественную литературу, тот постоянно
    перечитывает лучшие произведения, и они вследствие этого не перестают нравиться ему и производить впечатление.
    Люди, не имеющие глубоких и стойких интересов, ищущие в жизни одних лишь развлечений, быстро ко всему охладевают, так как всякое чувство затрагивает их очень поверхностно. У таких людей развивается сильная эмоциональная приту- пляемость, а следствием её является скука. К этой категории людей относятся, например, Онегин и Печорин. Последний сам признаёт, что быстрая притупляемость составляет главное несчастье его жизни. Мне всё малок печали я также легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день от дня) Действенность чувств
    Под действенностью чувств имеется ввиду способность их побуждать человека к действию. В этом отношении эмоциональные переживания людей могут быть очень различны. У некоторых людей чувства являются могучей побудительной силой, у других они мало влияют на поведение. Люди последней категории могут очень сильно переживать какое-ни- будь чувство, но это переживание никак не отражается на их поступках. Различия между людьми по степени действенности чувств имеют большое значение, так как чувства важны главным образом тем, что они являются движущей силой в человеческом поведении.
    Стойкое и глубокое чувство, обладающее очень большой действенной силой, направляющее все помыслы человека и накладывающее отпечаток на всю его деятельность, называется страстью. Страсть захватывает человека и поэтому является большой силой. Любовь к родине, к своему народу, любовь к науке или искусству, становясь страстью, ведёт к совершению подвигов и созданию великих произведений. Но страсть, направленная на мелкие и недостойные цели, становится губительной для человека. Замечательное изображение гибельной силы злых страстей, порабощающих человека, дано Пушкиным в ряде произведений Пиковая дама страсть к обогащению, Скупой рыцарь (скупость, Моцарт и Сальери» (зависть, ставшая страстью
    Когда говорят о страстной любви, страстной ненависти, страстном отношении к делу, имеют ввиду глубокое, стойкое и очень действенное чувство.
    Крайние противоположности сточки зрения действенности чувств представляют с одной стороны, люди сентиментальные, с другой — люди страстные. Первые пассивно любуются и наслаждаются своими чувствами, много говорят о них, но мало интересуются воплощением их в жизнь. Вторые не говорят о своих чувствах, но живут ими, стремясь перевести их в действие.
    Глубокий интерес представляют в этом отношении следующие слова Н. К. Крупской, сказанные ею на II съезде Советов СССР, в ближайшие дни после смерти Ленина:
    «Товарищи, за эти дни, когда я стояла у гроба Владимира Ильича, я передумывала всю его жизнь, и вот, что я хочу сказать вам. Сердце его билось горячей любовью ко всем трудящимся, ко всем угнетённым. Никогда этого он не говорил сам, да и я бы, вероятно, не сказала этого в другую, менее торжественную минуту. Это чувство заставило его страстно, горячо искать ответа на вопрос — каковы должны быть пути освобождения трудящихся?»
    Вопросы для повторения. Что называется чувством, или эмоцией. В чём различие между чувством и ощущением. В чём выражается общественный характер чувств. Какова физиологическая основа чувств. В каких телесных признаках выражаются чувства. Какова связь чувств с познавательными процессами. Дайте характеристику интеллектуальных чувств. Какова связь чувств с деятельностью человека. Что такое эмоциональная память. Перечислите основные качества чувств. Дайте определение понятий аффект, настроение и страсть. Какие чувства называются моральными чувствами. Что лежит в основе развития чувства долга. Перечислите важнейшие особенности чувств, которые могут характеризовать человека
    Глава ВОЛЯ. МОТИВЫ И ЦЕЛИ
    Термином воля обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных, целенаправленных действиях человека.
    Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате этого действия.
    Ставя себе ту или другую цель, человек всегда руководствуется определёнными мотивами, определёнными побуждениями. Постановка целине может происходить беспричинно. Что-то должно побудить человека направить свою деятельность к данной цели Мотивы — это то, что побуждает человека к постановке тех или других целей. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
    Исходным побуждением к деятельности является потребность, те. испытываемая человеком нужда в чём-либо. Можно различать потребности материальные — потребность в пище, одежде, жилище и т. пи духовные, или культурные, — потребность в общении с людьми, потребность в образовании, в книге, в музыке и т. д.
    Духовные потребности исторически возникли в процессе общественного труда по мере удовлетворения и дальнейшего развития и утончения исходных материальных потребностей. Сама трудовая деятельность родилась из необходимости удовлетворения этих насущных материальных потребностей. Нов дальнейшем она стала источником новых
    потребностей, важнейшая из которых — потребность в самом труде, в основе которой лежит, с одной стороны, органическая потребность в активности, свойственная всякому здоровому организму, с другой — потребность в общении с людьми, основной и первоначальной формой которого является трудовое, производственное общение. Полное развитие эта потребность в труде могла получить лишь в социалистическом обществе, когда труд, став действительно свободным, превратился из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, вдело чести, вдело славы, вдело доблести и геройства
    (Сталин).
    Потребность вызывает стремление к удовлетворению е, стремление может выражаться вовлечении или желании.
    Влечением называется смутное стремление, несвязанное с ясным представлением цели. Своеобразие влечения прекрасно передано в известных словах Пушкина Когда б не смутное влеченье чего-то жаждущей души...»
    Желанием называется осознанное стремление к опреде-
    лённому объекту, к определённой цели.
    Превращение смутных влечений в осознанные желания является необходимым условием сознательной и целенаправленной деятельности, в которой проявляется воля человека.
    Не всякое желание ведёт, однако, к действию. Человек может желать итого, что совершенно не находится в его власти, что никак не зависит от его действий человек может желать, чтобы завтра была хорошая погода, чтобы нужная ему книга оказалась в библиотеке незанятой, чтобы в спектакле участвовал интересующий его исполнитель, и т. п. В этих случаях имеется осознанная направленность к определённой цели, нонет стремления действовать для достижения этой цели, потому что нет сознания того, что достижение её зависит от желающего.
    Такие желания можно назвать недейственными желаниями в отличие от желаний действенных, которые связаны с мыслью не только о цели, но и о средствах достижения е, с осознанием возможности достичь этой цели и со стремлением действовать в этом направлении.
    Действенные желания и лежат в основе волевой деятельности человека
    Потребности являются той предпосылкой, на основе которой формируются мотивы человеческой деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни развиваются чувства человека ив частности его общественные чувства, создаются его интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется его мировоззрение. Ив чувствах, ив интересах, ив убеждениях, ив мировоззрении человека, поскольку они становятся источником действенных желаний, выступают мотивы его деятельности. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
    В предшествующих главах, изучая отдельные психические процессы, мы много раз отмечали, что эти процессы могут быть непроизвольными или произвольными, непреднамеренными или преднамеренными. Мы различали непреднамеренное и преднамеренное запоминание и воспроизведение мы говорили о непроизвольном и произвольном внимании. В наиболее простой и первоначальной форме это различие обнаруживается в области движений.
    Типичным примером непроизвольных движений являются безусловные рефлексы кашель, чиханье, мигание, отдёр- гивание руки при внезапном уколе, вздрагивание прирезком и неожиданном звуке и т. п. Непроизвольный характер имеют обычно выразительные движения, в которых проявляются чувства при сильном гневе человек непроизвольно стискивает зубы или сжимает кулаки искренний смех или улыбка непро- извольны.
    Возьмём теперь какие-нибудь простейшие случаи произвольных движений. Я хочу поднять правую руку и поднимаю е. Я хочу взять со стола карандаш, протягиваю руку и беру его. Какие признаки отличают эти движения и дают основание называть их произвольными?
    Во-первых, сознавание цели и наличие стремления к достижению е. Во-вторых, выработавшееся в прошлом опыте умение совершать данное движение. Оба эти признака являются необходимыми признаками всякого произвольного движения.
    На первый взгляд может казаться, что бывают бесцельные произвольные движения. Я ведь могу говорят иногда произвольно поднять руку без всякой цели. Вот сейчас, возьму и подниму, хотя мне это ни для чего ненужно. Ив доказательство правоты
    своих слов человек действительно поднимает руку. На самом деле рассуждающий так человек доказывает как раз обратное он поднимает руку с целью показать, что он может произвольно совершать бесцельное движение. Произвольное движение — это движение целенаправ-
    ленное.
    Человек не рождается с умением делать произвольные движения этим умением он постепенно овладевает. Уже впервые годы жизни ребёнок научается большинству важнейших движений, причём сначала он делает их непроизвольно. Мы можем совершать произвольно только те движения, которым мы научились Произвольное осуществление многих движений недоступно нам только потому, что такие движения никогда в нашем опыте не встречались.
    Произвольные движения, как указывает И. П. Павлов, имеют условно-рефлекторный характер.
    Произвольные движения происходят на основе ранее образовавшихся временных связей в коре больших полушарий. Специальными опытами было показано, что двигательный анализатор, также как и другие анализаторы, способен вступать во временную, условную связь с разнообразнейшими раздражителями. Раздражители, становящиеся началом, толчком движения, могут быть очень отдалёнными и косвенными, но их действие является обязательной предпосылкой движения.
    Специфическая особенность произвольных движений заключается в особой роли слова как раздражителя. Именно слова, произносимые во внутренней речи, являются пусковыми сигналами, вызывающими преднамеренные движения. Таким образом, произвольные движения человека неразрывно связаны с работой второй сигнальной системы, оказывающей регулирующее влияние на работу первой сигнальной системы.
    Выполнение произвольных движений есть простейшее проявление воли. Развитие воли у детей начинается с того, что ребёнок научается управлять своими движениями. Проявление воли, в частности, выступает при торможении того или иного движения, вызываемого непосредственно действующим внешним раздражителем. При этом задержка ответной реакции, как и начало преднамеренных движений, является результатом действия сигналов второй сигнальной системы при усвоении словесной инструкции или принятия опреде- лённого намерения
    Таким образом, осуществление движений в соответствии с поставленной задачей, равно как и произвольное торможение движений, есть результат взаимодействия второй сигнальной системы с первой. ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ
    Деятельность взрослого человека состоит не из отдельных самостоятельных движений, а из более или менее сложных действий, которые осуществляются посредством целого ряда движений.
    Действиями называются отдельные акты поведения, которые исходят из определённых мотивов и направлены на определённую цель Поэтому нельзя говорить о совершенно непроизвольных действиях. Человек может совершать непроизвольные движения — махать руками при ходьбе, производить в процессе разговора машинальные движения руками, невольно улыбаться, слушая весёлый рассказ, и невольно хмурить брови, слыша досадное известие, но эти движения сами по себе не составляют действия так как не направлены ни на какую цель. Некоторые из них могут стать действием, но лишь в том случае, когда они станут произвольными. Улыбка становится действием, когда человек этой улыбкой сознательно хочет показать своё отношение к какому-нибудь известию.
    Всякое действие человека произвольно, но степень этой произвольности может быть различной.
    Мы можем различать, с одной стороны, действия вполне сознательные, разумные и, с другой — действия импульсивные, характеризующиеся сравнительно малой степенью сознательного контроля. К числу импульсивных действий относятся действия, совершаемые под влиянием сильного чувства, чаще всего аффекта.
    Примером импульсивного действия может служить поведение Павла Корчагина при столкновении с Файло (Как закалялась сталь. На партийном суде Корчагин так характеризовал свой поступок «Всё, о чём здесь идёт речь, случилось потому, что я не сдержался. Произошла авария, и, прежде чем я это понял, Файло получил по черепу».
    Неверно было бы думать, что в состоянии аффекта человек совсем не сознаёт того, что он делает, и что поэтому
    импульсивные действия совершенно лишены сознательности (см. выше, § 58). Своеобразие импульсивных действий заключается не в полной бессознательности их, а лишь в том, что, во-первых, отсутствует ясное сознание цели действия и, во-вторых, затрудняется сознательный контроль за своими действиями В приведённых примерах действующие лица не могли бы объяснить, какой именно цели они добивались своими действиями. Можно сказать, почему, но нельзя сказать, зачем они так поступили. Не менее ясно и то, что они в момент совершения этих действий недостаточно контролировали своё поведение, те. недостаточно владели собой. Необходимо, однако, напомнить то, что мы уже говорили, изучая вопрос об аффектах из того факта, что под влиянием аффекта человек иногда теряет власть над собой, нельзя делать вывод, что в таком состоянии они не может владеть собой. Пример поведения Самозванца в сцене у фонтана очень ярко показывает возможность вернуть временно утерянную под влиянием аффективной вспышки власть над собой.
    Импульсивные действия — это действия необдуманные, и поэтому их противополагают обдуманным, разумным действиям.
    Поскольку у взрослого человека не бывает действий совершенно непроизвольных, постольку в каждом действии в какой-то мере проявляется воля, и чем выше произвольность, те. сознательная целенаправленность действия, тем сильнее проявление воли.
    При этом следует учитывать, что волевые действия не самопроизвольны, они обусловлены воздействием тех условий, в которых рос и развивался человек. ИМ. Сеченов и И. П. Павлов постоянно указывали на то, что волевой акт имеет своё причинное объяснение. Волевые действия являются результатом воспитания и самовоспитания в них находят своё отражение условия жизни и требования, предъявляемые обществом. ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ
    Воля — та сторона психики, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях. Волевые действия в собственном смысле — это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий
    Ив обиходной жизни о проявлениях воли говорят лишь тогда, когда приходится преодолевать препятствия. Возьмём два простых случая 1) Мне нужно написать записку я ищу глазами на столе карандаш, нахожу его, протягиваю руку и беру. 2) У меня свободный вечери мне хочется пойти в театр я отправляюсь в кассу и покупаю билет. В обоих этих случаях действия имеют характер вполне сознательный и целенаправленный, но обычно никто не смотрит на такие действия как на проявление воли, и именно потому, что они не связаны с преодолением каких-либо препятствий. На самом деле ив этих действиях проявляется воля, но требования к ней здесь настолько незначительны, что здоровый человек их даже и не замечает. Однако при некоторых нервно-психических заболеваниях, когда вследствие глубоких нарушений волевой сферы развивается состояние абулии, те. болезненного безволия, у человека может «нехватать воли даже для того, чтобы взять со стола нужный ему предмет, и тем более для того, чтобы пойти куда-нибудь.
    Внутренние препятствия к совершению действия возникают в тех случаях, когда имеется конфликт, столкновение противоречащих друг другу побуждений хочется спать, но нужно вставать с постели, чтобы не опоздать хочется продолжать весёлый и увлекательный разговор, но сознаёшь, что надо уйти и сесть за работу. Воля проявляется в умении заставить себя сделать то, что признаёшь нужным, подавить те желания и влечения, которые этому препятствуют. Воля — это прежде всего власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.
    С другой стороны, воля проявляется в преодолении
    внешних препятствий трудностей работы, разного рода помех, сопротивления других людей и т. д. Человек сильной воли умеет добиваться поставленной цели и доводить дело до конца Замечательный образец волевого советского человека описан в Повести о настоящем человеке Б. Полевого.
    Мересьев с разбитыми ногами после катастрофы с самолётом движется к своим, несмотря на нестерпимую боль в ногах. Стремление дойти до своих превозмогает всё. Вся его воля, все неясные его мысли, как в фокусе, были сосредоточены водной маленькой точке ползти, двигаться, двигаться вперёд во чтобы тони стало. Он поднялся с сугроба, крепко сцепил зубы и пошёл вперёд, намечая перед собой
    маленькие цели, сосредоточивая на них внимание от сосны к сосне, от пенька к пеньку, от сугроба к сугробу. После ампутации обеих ног он снова ставит перед собой цель, казалось бы, совершенно невозможную.
    «Ещё в госпитале он дал себе слово вернуться в авиацию. Он поставил перед собой цель и упрямо стремился к ней через горе, боль, усталость и разочарования. Ион достигает своей цели, этот настоящий советский человек.
    Воля теснейшим образом связана с другими сторонами психической жизни. Могучим двигателем воли являются чувства человек, ко всему равнодушный, не может быть человеком большой воли. Нов тоже время воля предполагает осознание своих чувств, оценку их и власть над ними. Рабы своих страстей — всегда люди безвольные. Умение рассудку страсти подчинять — необходимое условие сильной воли.
    Величайшие подвиги воли, образцы которых показали герои Великой Отечественной войны, характеризуются с психологической стороны сочетанием сильнейшего чувства
    — беззаветной любви к родине, пламенной ненависти к врагу, могучего боевого возбуждения — с предельным самообладанием, выдержкой, строжайшим расчётом. Трудовые подвиги Героев Социалистического Труда также вызваны к жизни страстной любовью к родине и вместе стем деловитой мудростью подлинных специалистов своего дела.
    Из всего сказанного видно, как глубока связь воли с мышлением. Волевое действие — это действие обдуманное Раньше чем заставить себя поступать так, как нужно, человек должен понять, осознать, продумать, как же нужно поступать в данном случае. Раньше чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти наилучшие пути и средства для этого, надо обдумать замысел действия и составить план его. АНАЛИЗ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ
    Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать, — прежде чем действовать фактически, он действует мысленно.

    С другой стороны, волевое действие — это действие в затруднённых условиях, действие, связанное с преодолением

    186
    каких-либо препятствий. Отсюда следует, что мысленное действие, предшествующее фактическому, не может ограничиться простым сознаванием цели и средстве достижения, а включает в себя сложный процесс обсуждения различных возможностей действовать или воздержаться от действия, в каком направлении действовать, каким путём и какими способами действовать. Этот процесс заканчивается принятием решения.
    За принятием решения следует переход от мысленного действия к фактическому, те. приведение этого решения в исполнение.
    Таким образом, мы можем выделить две основные стадии волевого действия 1) подготовительную стадию — мысленное действие, — заканчивающуюся принятием решения, и 2) завершающую стадию — фактическое действие, — заключающуюся в исполнении принятого решения.
    В тех случаях, когда действовать надо немедленно, решение и исполнение непосредственно следуют друг за другом, решение непосредственно переходит в исполнение.
    Примером волевого действия такого типа может служить эпизод в романе Н. Островского Как закалялась сталь, когда Корчагин, военком батальона, на манёврах территориальных частей получает от начальника штаба полка приказание слезть с лошади и участвовать в манёврах пешком. Приказание отдано в очень резкой форме с оттенком насмешки над инвалидностью Корчагина.
    «Корчагина словно хлестнули плёткой. Рванул коня уздой Несколько минут в нём боролись два чувства обида и выдержка. Победило второе «Корчагин был военком батальона, этот батальон стоял за ним. Какой же пример дисциплины показал бы он ему своим поведением Решение беспрекословно подчиниться приказанию, несмотря на несправедливость и резкость его, тотчас переходят в исполнение Он освободил ноги из стремян, слез с лошади и, превозмогая острую боль в суставах, пошёл к правому флангу»
    В других случаях решение касается не отдельного ипритом безотлагательного действия, а направления и характера деятельности, растягивающейся иногда на очень долгое время и состоящей из многих отдельных действий, не поведения в данный момента программы будущего поведения, не того, как поступить сейчас, а того, как поступать в будущем в опре- делённых ситуациях. Человек может принять решение окончить школу отличником, не курить, определённым образом держать себя стем или другим человеком и т. п
    Примером решения такого типа может явиться другой эпизод из той же книги Н. Островского, когда Корчагин, до конца поняв грозный ход своей болезни, стал перед вопросом Как же должен он поступить с собой сейчас, после разгрома, когда нет надежды на возвращение встрой. Что же делать Два направления чувств мыслей борются в нм. Одно ведёт к самоубийству Для чего жить когда он уже потерял самое дорогое — способность бороться. Умел неплохо жить, умей вовремя и кончить. Другое ведёт к тому, чтобы найти возможность сделать свою жизнь полезной, несмотря на болезнь самоубийство — самый трусливый ил гкий выход из положения. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной».
    В течение долгих часов, проведённых в старом парке приморского города, Корчагин, по его выражению, устроил заседание политбюро и вынес огромной важности решение вырваться из железного кольца и вернуться встрой с новым оружием в руках.
    В таких случаях принятие решения приводит непрямо к исполнению, а к возникновению намерения, представляющего собой внутреннюю настроенность действовать в будущем в определённом направлении.
    Однако намерения имеют значение не сами по себе. Они нужны только как подготовка к действию Человек, воору- жённый самыми хорошими намерениями, ноне реализующий их в деятельности, — человек слабой, а несильной воли. Воля проявляется в принятии решения, но гораздо больше проявляется она в исполнении этих решений. Множество людей принимают решение и вооружаются намерением бросить курить, но обнаружит сильную волю в этом вопросе только тот, кто сумеет осуществить это решение.
    Решение и намерение — необходимые звенья волевого действия, но важнейшим, центральным пунктом его является исполнение решения.
    Первая подготовительная стадия волевого действия, заканчивающаяся принятием решения, может протекать различно. При наличии внутренних препятствий начальная стадия волевого действия иногда принимает характер борьбы моти-

    вов.
    Внутренние препятствия, как мы знаем, выражаются в конфликте противоречащих друг другу побуждений. Этот конфликт и развёртывается в борьбу мотивов, включающую в себя взвешивание, обсуждение, оценку противоречащих желаний, стремлений, чувств. В обоих приведён- ных эпизодах из жизни Павла Корчагина мы наблюдаем такого рода борьбу мотивов в первом случае борьбу между чувством обиды и выдержкой, дисциплинированностью
    во втором случае — между отчаянием и тягой к бумажному героизму, с одной стороны, и стремлением к борьбе, железной настойчивостью и чувством долга подлинного большевика
    — с другой.
    При борьбе мотивов дело идёт о цели и направлении действия, а не о способах выполнения его. Принимаемое решение касается того, что делать, а не того, как делать. Перед
    Корчагиным в первом эпизоде стоит вопрос о том, исполнить ли беспрекословно несправедливое приказание, а не о том, каким способом его исполнить.
    Борьба мотивов в волевом действии — это борьба между сознанием долга, чувством долга и какими-либо противоречащими долгу побуждениями.

    У Корчагина в эпизоде на манёврах происходит борьба между чувством обиды, готовым перейти в аффективную вспышку (Рванул коня уздой, и сознанием того, что он должен показать своему батальону пример дисциплины. Сущность внутренней борьбы Корчагина вовремя долгих размышлений его в старом парке сводится к решению вопроса как он должен поступить Чего требует от него долг коммуниста В других случаях в подготовительной стадии волевого действия на первое место выдвигается выбор способа действия Чаще всего это бывает в тех случаях, когда трудность заключается в преодолении внешних, а не внутренних препятствий нет конфликта мотивов, цель действия ясна, ноне ясно, какими путями можно достичь этой цели, как преодолеть трудности, стоящие на пути к ней. В этих случаях нужно произвести выбор между разными способами действия, нужно иначе говоря, составить план действия Решение здесь должно касаться не вопроса о цели, а вопроса о средствах и путях достижения её.
    Возьмём снова пример из книги Н. Островского Как закалялась сталь. Павел Корчагин встречает на шоссе петлюровца, ведущего арестованного Жухрая. Сердце Корчагина заколотилось со страшной силой. Мысли бежали одна за другой, их нельзя было схватить и оформить. Слишком мал был срок для решения. Одно было ясно Жухрай погиб. И, смотря на подходивших, Павел затерялся в рое охвативших его чувств. Что делать В последнюю минуту вспомнил в кармане револьвер. Как только пройдут мимо, выстрелить в спину вот этому, с винтовкой, и тогда Фёдор свободен. И от мгновенного решения прекратилась пляска мыслей. Он поравнялся с Жухраем, наступает мгновение, когда надо действовать. Но голову сверлила тревожная мысль Если я выстрелю в него и промахнусь, то пуля может попасть в Жухрая...» Разве можно было думать, когда петлюровец уже был рядом И случилось
    такс Павлом поравнялся рыжеусый конвоир Корчагин неожиданно бросился к нему и, схватив винтовку, резким движением пригнул к земле».
    Ни о какой борьбе мотивов здесь нет и речи. Огромное напряжение всех психических сил целиком направлено в одну сторону отыскать способ действия, план действия. Несмотря на очень короткий срок, в душе Павла развёртывается сложный ряд процессов. Сначала растерянность, недоумение, рой сменяющих друг друга чувств и мыслей. Затем мгновенно возникает первое решение, и пляска мыслей прекращается. Но когда уже подходит время действовать, когда, казалось бы, некогда думать, выясняется неудовлетворительность этого решения, и буквально в последние мгновения оно заменяется новым не стрелять, а вырвать винтовку из рук конвоира. Возникновение этого последнего решения так тесно слито во времени с исполнением, что самому Корчагину его действия представляются неожиданными. На самом деле ив этом случае фактическому действию предшествовало мысленное, исполнению предшествовало решение, хотя они и отделялись друг от друга всего лишь незначительной частью секунды.
    Выбор способа действия требует работы мысли и иногда очень сложной работы (у Корчагина мысли бежали одна за другой, прекратилась пляска мыслей, голову сверлила. мысль, разве можно было думать и т. д. Однако составление плана, входящее в волевое действие, является не только мыслительным, но и волевым процессом, поскольку план составляется не как план вообще, не как план действий, теоретически возможных в данной ситуации, а как мысленное предвосхищение реального действия, как обязательство для исполнения Каждый из нас может, мысленно став на место
    Корчагина, решать задачу за него, отыскивая наилучший в его положении способ действия. Но наша психическая деятельность в этом случае будет только мыслительной, тогда как у него она была одновременно и мыслительной, и волевой.
    При преодолении как внутренних, таки внешних препятствий воля проявляется в умении заставить себя сделать то, чего требует чувство долга.
    Развитое чувство долга ценнейшее качество человека и самое важное условие формирования морально воспитанной воли. Вырастая в самый сильный мотив человеческих действий, чувство долга ведёт к совершению подвигов, делает человека героем.
    В день юбилея Красной Армии, 23 февраля 1943 года, на привале состоялось комсомольское собрание батальона го Гвардейского стрелкового полка. Обсуждали, как лучше выполнить боевой приказ — взять деревню Чернушку
    На собрании выступил комсомолец Саша Матросов — молодой белокурый паренёк с автоматом на груди. Оглядев товарищей, он сказал торжественно и властно Мы выполним приказ Я буду драться с немцами, пока мои руки держат оружие, пока бьётся моё сердце. Я буду драться за нашу землю, презирая смерть!
    Всю ночь батальон шёл бездорожьем, через лес. На остановках Саша Матросов не один разговорил в эту ночь своим друзьям Ну, братва, помни уговор наш воевать, так воевать. Надо будет — умри, а дело сделай.
    Подступы к деревне Чернушке преграждали три вражеских дзота два фланговых удалось блокировать, но центральный дзот вёл яростный огонь и не давал возможности пересечь поляну, отделявшую позицию батальона от деревни. Группы автоматчиков, высылавшиеся для ликвидации дзота, погибали, как только выползали на поляну. Нельзя было прорваться к деревне, не остановив, хотя бы временно, огонь вражеского пулемёта.
    Саша Матросов скрытно подполз сбоку к дзоту и дал очередь по амбразуре. Его пули попали в амбразуру пулемёт замолчал, но через несколько секунд снова ожил. Тогда Матросов вскочил на ноги, рванулся вперёд и своим телом закрыл амбразуру. Огонь мгновенно прекратился. Бойцы бросились вперёд, и дзот был взят.
    Так комсомолец Саша Матросов сдержал своё слово и действительно до конца выполнил свой долг. Решимостью пожертвовать своей жизнью он заслужил высокое право на бессмертие. Гвардии рядовой Герой Советского Союза Александр Матросов навечно зачислен в списки роты, с которой он шёл в бой под Чернушкой (см. Правду от 12 сентября 1943 года. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
    Характеризуя волевые качества человека, мы выделим, во-первых, те, которые касаются мотивации волевого действия, во-вторых, те, которые проявляются в принятии решения, и, в-третьих, те, которые связаны с исполнением принятого решения . Сознательность решений идей ст в и й. Человек, которого можно назвать сознательным в своих действиях, поступает так, а не иначе потому, что он убеждён в правильности и важности поставленных им себе целей. Он руководится осознанными желаниями, отражающими более или менее прочные взгляды и убеждения. Он беспрекословно подчиняется дисциплине, потому что он понимает необходимость этого подчинения.
    Подлинная сознательность, являющаяся признаком развитой воли, противополагается таким свойствам, как внушаемость и негативизм, которые говорят о недостатках воли
    Внушаемостью называется лёгкая подверженность чужим влияниям.
    Сознательный человек следует чужим советам, когда уверен в правильности их, понимает, что они соответствуют его взглядами убеждениям. Внушаемый человек поддаётся любому совету при некотором старании его можно уговорить совершить поступок, который никак не согласуется ни сего взглядами, ни сего намерениями.
    Внешнюю противоположность внушаемости образует негативизм, те. немотивированное стремление действовать наперекор другим. Негативизм выражается в желании во чтобы тони стало поступать по-своему и во внутреннем противодействии тому, чтобы послушаться какого-либо совета или указания, исходящего от другого человека.
    Негативизм, также как и внушаемость, — признак слабости, а не силы воли. В обоих случаях человек лишён подлинной сознательности поступков и руководствуется не оценкой по существу получаемых им советов и указаний, а слепой тенденцией слушаться их — при внушаемости — или противоречить им — при негативизме . Решительность, под которой разумеется способность своевременно принимать устойчивые решен и я.
    Не следует смешивать решительность со склонностью быстро решать. Торопиться с принятием решения без наличия достаточных данных в тех случаях, когда обстоятельства не требуют немедленного действия, — признак слабости, а не силы воли. Такая торопливость наблюдается нередко как разу людей нерешительных для них принять решение — мучительная операция, от которой они стремятся возможно скорее избавиться. Подлинная решительность предполагает умение задержать решение, если это позволяют обстоятельства, до того момента, когда оно может быть вынесено с наибольшим знанием дела и уверенностью.
    Но, с другой стороны, решительность предполагает умение
    — в тех случаях, когда ждать нельзя, — принимать решение немедленно. Она требует способности к риску тогда, когда рисковать необходимо. «Лётчик, — сказал ИВ. Сталин, — это концентрированная воля, характер, умение идти на риск».
    Будучи в основе своей волевым качеством, решительность тесно связана с определёнными качествами ума она
    предполагает большую критичность ив тоже время смелость мысли.
    Решительным мы назовём человека, который в нужный момент умеет устранить излишние сомнения и колебания. Номы не назовём решительным человека, который неспособен испытывать никаких сомнений вследствие ограниченности своего кругозора и недостаточной вдумчивости. Про такого человека нельзя сказать, что он действует решительно, а можно сказать, что он действует необдуманно.
    Следствием обдуманности, обоснованности решений является устойчивость их. Решительный человек твёрд в принятых им решениях, тогда как человек нерешительный постоянно колеблется — и до принятия решения, и после него. Страх перед всяким окончательным шагом заставляет нерешительного человека сначала откладывать решение, а затем бесконечно пересматривать и отменять его . Владение собой. Эта сторона воли проявляется в двух направлениях.
    Во-первых, в умении заставить себя выполнить принятое решение, поборов для этого противодействующие побуждения страх, лень, застенчивость и т. п. В жизни именно это волевое качество чаще всего называется силой воли. Без него невозможны не только выдающиеся подвиги мужества, но и самые обыдённые проявления добросовестности и приле- жания.
    Во-вторых, владение собой проявляется в умении сдерживать нежелательные обнаружения чувств и аффектов и не допускать импульсивных действий. В этом смысле говорят о выдержке и самообладании человека.
    Замечательный пример и силы воли, и выдержки представляет жизнь Н. Островского. Ослепший и лишившийся способности двигаться, он героическим усилием воли заставил себя овладеть новым оружием — художественным словом, не только подавив в себе всякое проявление отчаяния, но даже запретив себе, по его собственному выражению, такие простые человеческие чувства, как грусть, имеющие право на жизнь почти для каждого, ноне для него. Чтобы представить себе, каким подвигом воли было создание двух его романов, достаточно принять во внимание одно «Всё, что писал, он должен был помнить слово в слово в процессе работы ему приходилось по памяти читать целые страницы, иногда даже главы
    И такую работу должен был выполнить не многоопытный профессиональный писатель, а человек, впервые пробующий силы в этой области и к тому же испытывающий непрерывные мучительные страдания . Энергия и настойчивость, проявляющиеся в преодолении внешних препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.
    Не всегда оба эти качества совмещаются водном человеке. Некоторые люди чрезвычайно энергично берутся задело, но скоро выдыхаются они способны лишь на кратковременный натиск им не хватает настойчивости в преодолении сколько-нибудь длинного ряда трудностей. В отличие от этого люди подлинно большой воли способны к длительному и неослабному напряжению энергии сила их волевого натиска не только не ослабевает, но даже возрастает при встрече с трудностями и препятствиями.
    Настойчивость проявляется в реализации намеченного плана.
    Во всяком плане надо различать две стороны 1) Формулировку цели или задачи что именно должно быть выполнено сколько должно быть сделано к какому сроку работа должна быть закончена Это количественная сторона плана.
    2) Намечание тех способов, путей и средств, которыми должна решаться задача как именно, какими приёмами ив какой последовательности должна осуществляться поставленная цель Это качественная сторона плана.
    Настойчивость предполагает неуклонное выполнение количественной стороны плана при возможно более гибком отношении к способу выполнения. Цель должна быть достигнута во чтобы тони стало, но средства, намечавшиеся вначале, могут и должны меняться в зависимости от изменения обстановки. Намеченный способ действий не должен сковывать человека. Он выполняется до тех пор, пока является наилучшим из возможных, но заменяется другим, как только обнаружится, что этот последний лучше ведёт к цели. ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ
    Воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать трудности человек может только в том случае, если он знает, во имя чего он это делает. Поэтому первыми решающим
    условием воспитания воли является формирование мировоззрения, развитие общественных чувств и на этой основе — воспитание в себе чувства долга.
    Вторым условием воспитания воли является овладение умением хотеть Пока стремления человека выливаются в форму вялых, расплывчатых и бездейственных желаний, не может быть и речи о развитии сильной воли. В записной книжке Г. И. Котовского, героя гражданской войны и боевого командира красной конницы, есть такая запись Хотеть — значит мочь. Для людей большой воли, к которым принадлежал Котовский, желание есть могучая сила, для которой нет непреодолимых препятствий. Но таким может быть лишь желание, вытекающее из основных жизненных установок человека, а не из мимолётных впечатлений и изменчивых настроений. Таким является то страстное большевистское желание, о котором говорил ИВ. Сталин, подчёркивая его решающее значение для достижения успеха (речь на совещании хозяйственников в 1931 году).
    Третье условие воспитания воли — не принимать решений неисполнимых и не вооружаться намерениями, которые не будут осуществлены Никто так часто не принимает решений и не имеет так много добрых намерений, как люди слабовольные. Человек же, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться, как к делу ответственному, помня, что неисполнение принятого решения развращает волю.
    Четвёртым условием воспитания воли является образование привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия, смотреть на них со стороны Не выработав критического отношения к себе и к своим поступкам, нельзя воспитать в себе сильную волю. Большая требовательность к себе — один из характерных признаков человека сильной воли.
    Наконец, последнее условие воспитания воли — постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия То своеобразное состояние внутреннего напряжения и активности, которое называется волевым усилием, составляет характерную особенность всякого волевого действия. Там, где не требуется усилия, там нет основания говорить о серьёзной волевой задаче. Но способность
    к волевому усилию, а следовательно, и умение преодолевать препятствия развиваются в результате практики. Уже и маленькая победа над собой, — писал Горький делает человека намного сильней. Воля формируется в действии. Только тот способен проявить сильную волю в больших делах, кто долгим упражнением закалил её на сотнях маленьких дел.
    Возможность воспитания человеком своей воли безгранична. Каждый учащийся должен сознательно работать над воспитанием своей воли. Смелость и упорство в труде, дисциплинированность, высокое чувство долга — вот те требования, которые предъявляет к молодёжи наша страна.
    Советские школьники воспитывают свою волю не в порядке индивидуального самосовершенствования, а как члены коллектива, стремящегося вместе совсем советским народом к общей великой цели.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта