Главная страница

Учебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства


Скачать 1.93 Mb.
НазваниеУчебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства
Дата19.03.2022
Размер1.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPsikhologiya.-Uchebnik-dlya-sredney-shkoly-_-Teplov-B.M.-_1954_2.pdf
ТипУчебник
#403960
страница9 из 16
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16
Вопросы для повторения. Что такое память. Что называют законом ассоциации. В чём заключается физиологическая основа ассоциации. Что является основным условием механического и что — смыслового запоминания. Какое значение имеет механическое и смысловое запоминание в жизни человека

6. Перечислите условия успешности заучивания. Из каких этапов состоит процесс осмысленного заучивания текста. Перечислите важнейшие способы борьбы с забыванием. Укажите причины непреднамеренного воспроизведения. Какими приёмами можно пользоваться в процессе припоминания. Перечислите важнейшие отличия представлении от восприя- тий.
12. Перечислите типы памяти. Дайте характеристику образной и словесно-логической памяти. Перечислите важнейшие качества памяти. Перечислите условия, от которых зависит развитие памяти
Глава ВООБРАЖЕНИЕ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ
Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого человека представления его комнаты, дома, в котором он живёт, лиц близких знакомых и т. п. Номы можем создавать себе представления и таких вещей, которых никогда раньше не воспринимали. Человек, никогда не выезжавший за пределы средней полосы СССР, всё же представляет себе и льды Арктики, и тундру, и тропические леса, и песчаные пустыни. Такого рода представления будут представлениями воображения.
Как же могут создаваться такие представления Откуда берётся материал для них?
Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из ничего воображение творить не может. Человек, глухой от рождения, никогда не сможет представить себе звук, также как слепорождённый никогда не создаст в своём воображении цветного образа.
Человек, не бывавший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинах и фотографиях, видели в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры,
— видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей. Переработка такого материала
полученного в прошлых восприятиях, и даёт возможность создать представление тундры, и чем богаче этот материал, тем ярче и полнее может быть представление воображения. Бывают случаи, когда школьники младших классов, начиная заниматься историей СССР, представляют себе русского боярина в виде современного человека в пальто и кепке. Происходит это потому, что у них нет материала, из которого можно было бы построить верный образ русского боярина, того материала, который обычно даётся рассматриванием картин и иллюстраций, посещением музеев, знакомством с театральными спектаклями и кинофильмами из древнерусской жизни.
Теперь мы можем дать определение воображения. Воображение — это создание новых образов на основе материала прошлых восприятий.

Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности. Таковы все фантастические создания народного воображения русалка женщина с рыбьим хвостом, древнегреческий сфинкс (туловище льва, голова и грудь женщины, крылья птицы, избушка на курьих ножках и т д.
Прочтите такой характерный образец сказочной поэзии, как начало Руслана и Людмилы Пушкина:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный Всходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса там леший бродит...
и т. д.
Фантастично здесь только сочетание элементов, необычайный смысли значение, которые они получают, сами же элементы взяты из действительности. Дуб, золотая цепь, кот, песни — всё это существует в действительности и знакомо каждому. Но образ учёного кота, ходящего вокруг дуба на золотой цепи и поющего песни, — продукт творческого воображения поэта.
Воображение человека родилось и развивалось в процессе труда.
Трудясь, человек изменяет, преобразует действительность, создаёт новые вещи, необходимые для удовлетворения его потребностей. Обязательным условием является при этом наличие сознательной цели человек заранее представляет себе результат своего труда, те вещи и те изменения в них
которые он желает получить. В этом существенное отличие человека от животных.
«Паук совершает операции, — пишет Маркс, — напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже вначале этого процесса имелся в представлении работника...»
Преобразование действительности в представлении, построение в голове новых вещей осуществляется воображением. ПАССИВНОЕ И АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

В процессах воображения мы можем различать разную степень активности.
Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Очень точное и детальное описание такой работы воображения даёт Л. Н. Толстой в Войне и мире. Пятнадцатилетний Петя Ростов находится в партизанском отряде Денисова; ночь наутро намечено нападение отряда на французскую колонну Петя только что вернулся из разведки и дремлет, сидя на фуре.
«Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова... что он сидит на фуре, отбитой у французов. что под ним сидит казак Лихачёв и натачивает ему саблю, что большое, чёрное пятно направо — караулка, и красное, яркое пятно внизу налево — догоравший костёр... но он ничего не знали не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое чёрное пятно может быть точно была караулка, а может быть была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно может быть был огонь, а может быть глаз огромного чудовища. «Ожиг, жиг, ожиг, жиг свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно-сладкий гимн. Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Каждый инструмент, то похожий на скрипку
тона трубы — но лучше и чище, чем скрипки и трубы каждый инструмент играл свои, не доиграв ещё мотива, сливался с другим, начинавшим почти тоже, и с третьими с четвёртым, и все они сливались. тов торжественно-церковное, тов ярко-блестящее и победное».
Эти музыкальные образы возникают и развиваются сами собой. В этом смысле они похожи на сон. Но Петя не спит он только дремлет, и поэтому он всё же может влиять на течение своих образов.
«Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. Ну, тише, тише, замирайте теперь. И звуки слушались его. Ну, теперь полнее, веселее. Ещё, ещё радостнее. И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки».
Явления сна и сновидений, окружённые таинственностью на протяжении многих веков, получили в работах И. П. Павлова научное объяснение. И. П. Павловым было установлено, что сон представляет собой разлитое торможение больших полушарий. Полное и глубокое торможение коры — это сон без сновидений сновидения же вызываются работой групп клеток, оставшихся незаторможёнными. Дело в том, что торможение охватывает клетки коры постепенно и неодинаково глубоко неравномерность распространения торможения заметно выступает в начальной стадии сна ив его последней стадии перед пробуждением. В нервных клетках, осуществляющих высшие психические функции, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, торможение происходит раньше и глубже, и эти клетки растормаживаются позже, чем клетки, осуществляющие функции первой сигнальной системы. Поэтому сновидения, представляющие собой деятельность незаторможённых групп клеток коры, бывают такими образными и вместе стем фантастичными, лишён- ными критического отношения к возникающим картинам.
Для сновидений характерно неестественное течение событий, появление странных образов, представляющих собой как бы фантастическую комбинацию реальных образов и предметов. Это есть результат необычного сочетания функционирующих клеток вследствие неравномерной заторможённости отдельных участков коры. В сновидениях отсутствует преднамеренность и сознательный контроль за течением представлений, поэтому сновидения рассматриваются как крайняя степень пассивности воображения.
В бодрствующем состоянии деятельность воображения может иметь самые различные степени преднамеренности и активности. На высоких ступенях своего развития
в творческой работе писателя, художника, учёного воображение становится процессом сознательного и активного создания образов, отвечающих строго определённому замыслу и удовлетворяющих столь же строгим требованиям. Умение преднамеренно вызывать достаточно яркие образы является необходимым условием развития воображения. ВОССОЗДАЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Воссоздающим воображением называется построение образа объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п) этого объекта.
Читая в учебнике физики или химии описание какого- нибудь опыта, учащийся должен возможно яснее представить себе расположение предметов и приборов, действия, которые надо произвести, результат этих действий и т. д. Это и есть деятельность воссоздающего воображения. Рассматривая плоскостной чертёж машины, надо уметь совершенно отчёт- ливо представить себе расположение отдельных частей этой машины в пространстве и взаимодействие их. Это также работа воссоздающего воображения, а именно той его разновидности, которая называется техническим воображением. Техническое воображение, необходимое в деятельности инженера, техника, квалифицированного рабочего, предполагает умение, глядя на чертёж, мысленно видеть машину, аппарат, деталь, изображённые на этом чертеже.
Особенно большую роль играет воссоздающее воображение при изучении таких наук, объекты которых не могут быть знакомы из личного опыта. Это относится к ботанике, зоологии, географии, в особенности же к истории события далёкого прошлого, людей тех времён, обстановку, в которой они действовали, — можно представить себе только с помощью воображения. Изучение истории, не опирающееся на работу воссоздающего воображения, остаётся на уровне механического запоминания слов.
Недостаточно, однако, — о какой бы науке ни шла речь, — воображать себе что-нибудь. Задача заключается непросто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только живым, богатыми гибким, оно должно также быть
верным, точным, давать образы, соответствующие действи- тельности.
Это возможно при наличии двух условий. Нужно уметь правильно понимать те описания, схемы, чертежи, от которых отправляется работа воображения.
Чтобы представить себе по чертежу машину, надо уметь читать чертёж», понимать применяемые в нём способы изображения, знать условные обозначения. Чтобы создать верную картину событий прошлого, надо прежде всего правильно понимать текст исторического описания и рассказа. Нужно иметь достаточный запас наглядных образов из соответствующей области действительности. В первом параграфе этой главы мы уже говорили о том, что без достаточного материала, полученного в восприятии, невозможна продуктивная работа воображения, и приводили пример неправильных исторических представлений, возникающих от недостатка такого материала.
Воссоздающее воображение имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам невидали не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и делает его знания конкретными и живыми.
Ярче всего развёртывается деятельность воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Герои произведений Пушкина, Гоголя, Л. Н. Толстого, Горького и других крупных писателей сами собой оживают в воображении читателя, и сама собой развёртывается картина событий, изображаемых автором. Всякий знает, что гораздо легче получить яркие и живые образы прошлого, читая исторический роман или повесть, чем изучая учебник по истории или научное историческое сочинение. Вспомните с этой точки зрения такие произведения, как Капитанская дочка Пушкина, Тарас Бульба Гоголя, «Пётр I» АН. Толстого.
Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.
Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель — узнать, про что здесь говорится и что случится дальше, — не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Умение читать
художественную литературу требует активной работы воображения, требует, чтобы читатель мысленно видели слышал всё то, о чём идёт речь.
Люди, не обладающие этим умением, склонны бывают при чтении художественного произведения пропускать описания. Это вполне естественно для человека с ленивым воображением художественное описание должно казаться скучными ненужным.
Чтобы понять художественное описание, недостаточно понять значение слови сообразить, о каких предметах идёт речь, необходимо с полной наглядностью представить себе картину, которую развёртывает автор. Мало того. Чтобы эта картина ожила, во многих случаях необходимо дополнить зрительный образе целым рядом других представлений слуховых, обонятельных и т. п. Только тогда можно действительно перенестись воображением в ту обстановку, в которую хочет вас перенести писатель, пережить её.
Прочтите следующие строчки изданного Тургеневым описания июльского утра:
«Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас таки обдаст накопившимся тёплым запахом ночи воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи и кашки вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце ещё свежо, но уже чувствуется близость жара. Голова томно кружится от избытка благоуханий... Вот заскрипела телега. Звучный лязг косы раздаётся завами Чтобы действительно понять эти строчки, надо мысленно увидеть и стену дубового леса, блестящую и алеющую на солнце, и зелёный след на побелевшей траве, надо мысленно услышать скрип телеги и лязг косы. Мало того, надо представить себе горький запах полыни и медовый запах гречихи и кашки, представить свежесть утра и начинающую чувствоваться близость жара, представить ощущение томного головокружения. Тогда можно действительно пережить то, что пережили бы вы, бродя на заре по кустам, те. действительно перенестись в изображаемую ситуацию.
Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая этим искусством, в тоже время развиваешь и совершенствуешь своё воображение. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой
деятельности, те. деятельности, дающей в результате
оригинальные и ценные продукты Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.
Творческое воображение — процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение. Создать образы Онегина, Печорина или Плюшкина несравненно труднее, чем представить их себе и понять, читая уже написанное произведение. Создать новый образец машины несравненно труднее, чем представить его себе по готовому чертежу.
Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли.
Всякий труд, являющийся творческим трудом, включает в себя деятельность творческого воображения. Рабочий-ста- хановец, ломающий старые нормы и достигающий огромного увеличения производительности труда, должен представить себе, создать в своём воображении, новое, наиболее рациональное расположение орудий труда, новые способы выполнения деятельности, новую расстановку рабочей силы.
Легко понять, насколько важно творческое воображение для изобретателя, который ищет не отвлечённую идею, а конкретную вещь — машину, аппарат, прибор и т. д раньше, чем осуществить своё изобретение в виде модели, он должен построить его в голове, должен вообразить его. Воображение изобретателя — это техническое воображение, ноне воссоздающее техническое воображение, о котором мы говорили в предыдущем параграфе, а творческое.
Не менее важно воображение для учёного. Задумывая эксперимент, учёный должен создать в своём воображении такую комбинацию условий, которая давала бы возможность проверить намечаемую им гипотезу или установленный им закон.
Создавая новые гипотезы и устанавливая новые законы, учёный также должен дать полный простор своему воображению. Не обладая гениальной силой воображения, Ньютон не пришёл бык мысли вывести движение планет из движения брошенного камня или снаряда и объяснить одной причиной падение тел на Земле и движение планет вокруг Солнца. Нет такой науки, которая не требовала бы воображения. Ленин подчёркивал необходимость воображения даже в математике, самой отвлечённой науке, указывая, что без воображения невозможны были бы крупные математические открытия
Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. В науке образы воображения являются лишь материалом, которым пользуется творческая мысль учёного. В искусстве создание образов является целью творчества в образах воплощает художник — писатель, живописец, композитор, актёр — свой идейный замысел. Поэтому работа воображения занимает центральное место в процессе художественного творчества.
Возьмём в качестве примера работу воображения у писа- теля.
Прежде всего надо отметить чрезвычайную яркость и живость образов воображения у больших художников слова. Образы эти в большинстве случаев создаются ещё до начала процесса писания. Автор мысленно видит своих героев и их поступки, слышит их разговоры, и ему остаётся только вдумываться в смысл событий, развёртывающихся перед его внутренним взором, производить отбор того, что должно войти в произведение, и возможно точнее описывать отобранное.
«Я не сочиняю содержание книги,—говорил Диккенс,— но вижу его и записываю. Также характеризовал процесс писания романа Гончаров Лица не дают мне покоя, пристают, позируют в сценах я слышу отрывки их разговоров и мне часто казалось, что я это не выдумываю, а что это всё носится в воздухе около меня, и мне только надо смотреть и вдумываться».
Конечно, писателю только кажется, что он не сочиняет, не выдумывает своего произведения. Кажется же это, во-первых, потому, что образы обычно создаются ещё до процесса писания, а во-вторых, потому, что образы эти по яркости и живости своей приближаются к образам восприятия. Алексей Николаевич Толстой, отмечая эту последнюю черту, говорит о себе, что часто он, вспоминая, путал бывшее и воображаемое».
Другая важнейшая черта воображения писателя заключается в том, что он непросто видит и слышит своих героев, но, по выражению АН. Толстого, «живёт вместе сними. Писатель должен уметь вообразить себя своим собственным героем, поставить себя на его место, пережить в воображении его чувства
Горький видел в этом самое важное отличие воображения писателя от воображения учёного. Работник науки писал он изучая барана, не имеет надобности воображать себя самого бараном, но литератор, будучи щедрым, обязан вообразить себя скупым, будучи бескорыстным
— почувствовать себя корыстолюбивым стяжателем, будучи слабовольным убедительно изобразить человека сильной воли».
Можно сказать, что писатель наряду со зрительными слуховым воображением должен иметь ещё эмоциональное воображение, те. способность переживать в воображении чужие чувства. Столь мощная и богатая работа воображения возможна лишь при наличии достаточного материала. Накопление этого материала предполагает следующие условия. Высокое развитие наблюдательности, о чём мы уже говорили в главе о восприятии (стр. 67).
2. Тщательное и углублённое изучение той области действительности, которую писатель изображает в своём произведении.
Показательна в этом отношении работа А. Фадеева над романом Молодая гвардия. По поводу нового, дополненного и переработанного издания этого романа газета Правда отмечала, что писатель прежде всего обратился к углублён- ному изучению жизни и материалами самой действительности обогатил своё творчество. Автор романа заново изучил работу реально существовавшего в Краснодоне большевистского подполья, которое руководило Молодой гвардией, привлёк новый жизненный материал. В результате писатель сумел дать правдивое и художественное обобщение типичных явлений нашей жизни. Богатство собственной эмоциональной жизни ив частности, высокое развитие эмоциональной памяти, те. памяти на чувства, дающей материал для эмоционального воображе- ния.
Самым важным, решающим условием, определяющим деятельность творческого воображения, является идейная направленность человека. Воображение только тогда заслуживает названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел творческого работника.
Идейная направленность, определяемая мировоззрением человека, — основной двигатель творческого воображения

122
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


написать администратору сайта