Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Значение прошлого опыта для восприятия

  • Учебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеУчебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства
    Дата19.03.2022
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPsikhologiya.-Uchebnik-dlya-sredney-shkoly-_-Teplov-B.M.-_1954_2.pdf
    ТипУчебник
    #403960
    страница5 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    17. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ) Выделение объекта в восприятии
    Как мы видели, важнейшее значение в процессе восприятия имеет выделение из всей совокупности ощущений опреде- лённой группы их, относящейся к данному объекту.
    Я смотрю из окна на улицу и замечаю в толпе, идущей по тротуару, своего знакомого. Я начинаю следить за ним. Тогда фигура моего знакомого становится объектом восприятия, а всё остальное, что я вижу на улице дома, мостовая, движущаяся толпа, едущие машины, образует фон, из которого выделяется этот объект.
    В фойе театра я веду с кем-нибудь разговор. На фоне множества голосов, шума шагов сотен людей и других звуков речь моего собеседника выделяется для меня как объект восприятия.
    В огромном большинстве случаев выделение объекта из фона совершается без всякого труда, мгновенно, само собой. Возможны, однако, такие условия, при которых выделение объекта становится трудной задачей. Попробуйте увидать квадрат на рис. 2. Едва ли это вам удастся сразу. Вы, конечно, легко сообразите, что тут есть квадрат, и сумеете медленно проследить взором линии, которые его образуют. Но это ещё не значит, что выбудете видеть квадрат, те. что он будет выделяться из фона в самом восприятии. Только после того, как вы поглядите (и не один раз) на рис. 3, где искомый квадрат выделен жирными линиями, вы научитесь видеть его на рис. 2. Ещё труднее выделить квадрат на рис. 4. Здесь не сразу помогает даже и смотрение на рис. 5, хотя понять принцип выделения квадрата в этом случае совсем просто он образуется пятыми по порядку линиями (всё равно, откуда вести счёт: Рис. 2. Маскировка квадрата
    Рис. 3. Ключ к рис. 2.
    от центра или от краёв). Этот рисунок хорошо показывает разницу между выделением объекта в восприятии и выделением его с помощью мышления, рассуждения и т. д.
    Одним из важнейших условий хорошего наблюдения является умение легко и быстро выделять из фона объекты, имеющие значение для проводимого наблюдения.
    В основе выделения объекта лежат определённые группировки пятен и линий в зрительном восприятии, звуков — в слуховом и т. д. Такого рода объединение отдельных элементов в группы зависит от целого ряда условий. В зрительном восприятии существенную роль играет расстояние близко расположенные элементы объединяются в одну группу. Рис. 6
    всякий воспримет как три группы потри палочки увидеть здесь какую-нибудь другую группировку
    Рис. 4. Маскировка квадрата
    Рис. 5. Ключ к рис. 4.
    очень трудно. Не менее существенное значение имеет сходство цвета. Если прямоугольный предмет, окрашенный, как показано на рис. 7, наблюдать на фоне снега, то с некоторого расстояния он будет выглядеть приблизительно так, как это изображено на рис. 8: белые пятна, близкие по цвету к снегу, отпадут к фону. На этом принципе основана маскировочная окраска пятнами разных цветов в результате отпадения к фону некоторых пятен форма предмета кажется искажённой.
    Гораздо большее значение для результатов группировки имеют, однако, факторы другого рода. При беглом взгляде на комнату я сразу различаю столы, стулья, шкафы, картины и т. д. как отдельные, самостоятельные вещи.
    Но тут я руководствуюсь главным образом не близостью отдельных воспринимаемых пятен друг к другу и несходством их по цвету. Ножка стола может быть совсем рядом с ножками стула и иметь одинаковый сними цвет. И всё же она объединяется нес ними, ас другими ножками того же стола, хотя они отстоят от неё гораздо дальше, и с крышкой его, хотя она обита зелёным сукном и, следовательно, совсем непохожа по цвету на ножки. Отдельные пятна
    Рис. Рис. 7. Деформирующая окраска прямоугольника.
    Рис. 8. Видимость издали на снегу прямоугольника, окрашенного деформирующей окраской
    в поле зрения объединяются друг с другом на том основании, что они соответствуют отдельным частям одного итого же предмета. А это возможно лишь потому, что наше восприятие имеет осмысленный характер Палочки на рис. 6 не имеют для меня никакого смысла, и поэтому они группируются только по внешнему признаку пространственной близости. Но глядя на комнату, я осмысливаю всё, что вижу. Длинное коричневое пятно определённой формы я понимаю как ножку стола, и вследствие этого оно объединяется с пятнами, соответствующими другим частям того же стола. Такого рода смысловые группировки, играющие центральную роль в нашем восприятии, возможны только на основе знакомства с предметами, которое мы постепенно приобрели, начиная с самых первых лет нашей жизни.
    В ли я ни е осмысливания на группировку видно на рис. 9. Этот рисунок можно осмыслить, понять двумя разными способами
    1) как шесть кубиков (один в верхнем ряду, два в среднем и три в нижнем) и 2) как семь кубиков (два в верхнем ряду, три в среднем и два в нижнем. В этих случаях происходит совсем разная группировка пятен. Когда я вижу шесть кубиков, серое пятно 3 объединяется с пятнами 1 и 2, но как только я начинаю видеть семь кубиков, оно объединяется с пятнами 4 и 5.
    2) Значение прошлого опыта для восприятия
    Содержание восприятия гораздо больше, чем содержание наличных ощущений, потому что в процессе восприятия важную роль играют системы связей, возникшие в прошлом опыте.
    Глядя на мрамор стола или подоконника, я воспринимаю его поверхность как твёрдую и холодную. Но ведь ни твёрдости, ни холода нельзя увидеть. Эти свойства узнаются только с помощью осязательных и температурных ощущений. Не прикасаясь к мрамору, я, конечно, не могу получить
    Рис. 9. Сколько кубиков 2
    3 4
    5
    этих ощущений. Нов прошлом я многократно получал их при прикосновении к мрамору. В результате у меня образовалась прочная связь внешнего вида мрамора с теми свойствами его, которые узнаются осязанием. Совершенно также, глядя на мех, я воспринимаю его мягкость, ворсистость, теплоту. Известно, что некоторые вещи выглядят тяжёлыми, другие
    — лёгкими, хотя зрение само по себе не может давать ощущений тяжести или лёгкости. Всё это происходит благодаря оживлению возникших в прошлом опыте нервных связей, отражающих совокупность свойств предмета.
    Значение временных связей, возникших в прошлом опыте, очень ярко выступает в процессе чтения. Как показывают точные опыты, мы можем одновременно видеть с полной отчётливостью не больше шести-семи букв обычного печатного шрифта, так как изображения остальных букв уже не попадают на центральную ямку сетчатки, дающую ясное видение предметов. Однако всякий человек легко читает знакомые слова в 10—12 букв, когда они показываются всего на одну десятую секунды. Отчётливо видит он только часть букв, остальные же добавляются в силу выработавшихся связей.
    Для проведения таких опытов пользуются специальными приборами, которые называются тахистоскопами от греческих слов «тахистос» — быстрейший, самый быстрый, и «скопео» — смотрю. Эти приборы позволяют показывать карточку с изображёнными на ней буквами, словами, рисунками, картинами и т. п. на любой короткий промежуток времени, начиная с тысячной доли секунды (рис. Умение правильно прочитать длинное слово, успев уловить лишь несколько букв, объясняется тем, что в случае прочного закрепления лежащих в основе восприятия временных связей в коре образуется соответствующий динамический стереотип. Динамический стереотип облегчает процесс восприятия и позволяет прочитать слово даже при неполном наборе обычных раздражителей, иногда лишь Рис. 10.
    Тахистоскоп.
    по немногим буквам данного слова. Ожидая появления знакомого слова, мы сразу схватываем его, ибо система нервных процессов уже подготовлена к соответствующим раздражителям многократным повторением последовательности этих раздражителей в прошлом опыте.
    Если новая последовательность раздражителей, попадая на пришедшую в возбуждение сложившуюся в прошлом опыте систему нервных процессов, не отвечает ей полностью, то возможно возникновение ошибок восприятия. Например, ожидая появления определённого слова, мы можем ошибочно узнать его в словес неполным набором букв или с перестановкой букв.
    Если показать в тахистоскопе следующий бессмысленный набор букв «элекртечитсво», то большинство людей прочтут слово электричество ипритом будут твёрдо уверены в том, что воспринимали именно это слово. Очевидно, что образ слова электричество возник в этом случае на основе закрепившейся в прошлом опыте системы временных связей, на основе прочного динамического стереотипа. ИЛЛЮЗИИ

    Иллюзией называется неправильное, искажённое воспри-
    ятие.
    Познакомимся с некоторыми иллюзиями, которые вызываются определёнными законами ощущения и восприятия и возникают приданных условиях у всех или у большинства людей . Иллюзии контраста. Кроме примеров, приведённых в параграфе 12, укажем ещё на случаи, когда предмет кажется больше вследствие соседства с меньшими предметами, меньше — вследствие соседства с большими. На рис. 11 средние кружки в действительности равны, но кажутся разными, потому что один окружён большими, а другой меньшими кружками.
    Рис. 11. Иллюзия контраста

    60 2 . Переоценка верхней части фигуры. При делении на глаз вертикальной линии пополам неопытный человек почти всегда делает ошибку, указывая середину слишком высоко. В печатных цифрах 3 и 8 верхняя половина кажется одинаковой с нижней, тогда как на самом деле она меньше в этом легко убедиться, перевернув книгу . Перенесение свойств целой фигуры на отдельные части е ё. Отрезок, входящий в состав большой фигуры, кажется длиннее равновеликого ему отрезка, входящего в состав маленькой фигуры. На рис. 12 диагональ А левого параллелограма кажется длиннее, чем диагональ FD правого параллелограма, потому что сам левый параллелограм больше правого . Кажущееся изменение направления линии и искажение формы фигуры под влиянием направления других линий. На рис. 13 и 14 параллельные линии кажутся непараллельными под влиянием направления линий, примыкающих к ним или пересекающих их. Рис. 15 и 16 показывают, как искажаются формы квадрата и круга пересекающими их линиями.
    В иллюзиях большое значение может иметь наше понимание, осмысливание видимых нами линий и фигур. В некоторых случаях оно может вызывать иллюзию, в других — уничтожать её.
    На рис. 17 все три столбика одинаковы по величине, но правый кажется больше левого. Происходит это потому, что мы понимаем
    Рис. 12. Иллюзия параллелограма.
    Рис. 13. Иллюзия нарушения параллельности.
    Рис. 14. Иллюзия нарушения параллельности данный рисунок как изображение постепенно удаляющихся от нас столбиков, а из опыта мы знаем, что при достаточном удалении видимая величина предмета должна уменьшаться. Мы знаем, что и на рисунках далёкие предметы изображаются меньшими по размеру. Если же в данном рисунке далёкий столбик нарисован в том же размере, как и близкий, то, очевидно, полагаем мы, он изображает столбик большего размера. Здесь опре-
    делённое понимание смысла рисунка вызывает иллюзию.
    Приведём обратный случай. Существует одна широко известная иллюзия отрезки прямой, пересечённой двумя параллельными линиями, не кажутся продолжением друг друга. На рис. 18 отрезок CD составляет истинное продолжение отрезка
    АВ. Но он кажется как бы сдвинутым книзу, а продолжением
    АВ кажется скорее отрезок EF. Стоит нам, однако, дополнить рисунок так, чтобы отрезки АВ и CD приобрели определённый смысл — стали пониматься как части одной верёвки, которую тянут в разные стороны два человека, — и мы начинаем видеть их как продолжение друг друга (рис. 19). Иллюзия исчезает. Здесь определённое понимание смысла рисунка уничтожает
    иллюзию.
    Истинность восприятия, как мы знаем, проверяется практикой. Достаточно измерить размеры средних кружков на рис. 11 или диагоналей на рис. 12, чтобы убедиться в том, что они на самом деле равны, что впечатление о различии их, получающееся при первом взгляде на рисунок, ошибочно. Изучение различных иллюзий восприятия вскрывает причины, вызывающие в отдельных случаях искажённое, неправильное восприятие предметов. А знание этих причин помогает бороться с неправильностями восприятия, исправлять ошибки восприятия. НАБЛЮДЕНИЕ

    Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое
    Рис. 15. Кажущееся искажение квадрата
    Рис. 16. Кажущееся искажение круга.
    Рис. 18. Иллюзия смещения отрезка прямой.
    Рис. 17. Иллюзия перспективы.
    Рис. 19. Ослабление иллюзии смещения отрезка прямой под влиянием смысла изображения
    с какой-либо определённой целью Наблюдение — это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе воспри- ятия.
    Умение наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой — место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Умение это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, отчего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.
    Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи Нельзя наблюдать вообще, не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря какова задача его наблюдения Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назо- вём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей передним задаче.
    Наблюдение должно быть возможно более полными детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее оттого, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает умение подмечать
    всё существенное сточки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, ноне какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны сточки зрения цели и задачи наблюдения.
    Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы.
    Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немаловажного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.
    Наблюдение должно быть систематическими планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен, или сначала перечислю все крупные вещи — столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах. При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.
    Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда мыслящим восприятием или думающим восприятием».
    Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится ив чём его своеобразие.
    Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения.
    Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт е, обозначите словом
    Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видели слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка вовремя путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.
    Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.
    Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ И НАБЛЮДЕНИИ
    Ознакомившись стем, насколько сложен процесс восприятия, мы легко можем понять, что у разных людей он протекает неодинаково. Каждый человек имеет свою индивидуальную манеру воспринимать, свои привычные способы наблюдения, которые объясняются общими особенностями его личности и теми навыками, которые создались входе его жизни.
    Перечислим наиболее характерные признаки, в которых могут выражаться индивидуальные различия в восприятии и наблюдении.
    Одни люди склонны в процессе восприятия и наблюдения обращать внимание главным образом на самые факты, другие — назначение этих фактов. Первые интересуются главным образом описанием, вторые — объяснением того, что они воспринимают и наблюдают. Восприятие и наблюдение
    первого типа называются описывающими, второго типа —
    объясняющими.
    Указанные типологические различия во многом объясняются своеобразием взаимоотношения двух сигнальных систем. Склонность и способность к объясняющему типу наблюдения связаны с относительно большей ролью второй сигнальной системы.
    Очень существенно различие между объективными субъективным типами восприятия. Объективным называется восприятие, отличающееся точностью и обстоятельностью, на которое мало влияют предвзятые мысли наблюдателя, его желания и настроение. Человек воспринимает факты такими, каковы они есть, ничего не привнося от себя и мало прибегая к догадкам. Субъективное восприятие характеризуется противоположными чертами к тому, что человек видит и слышит, тотчас присоединяются образы воображения и различные предположения он видит вещи не столько такими, каковы они на самом деле, сколько такими, какими ему хочется их видеть.
    Иногда субъективность восприятия выражается в том, что внимание человека направляется нате чувства, которые он переживает под влиянием воспринимаемых фактов, и эти чувства заслоняют от него самые факты. Нередко приходится встречать людей, которые, о чём бы они ни рассказывали, больше всего говорят о собственных переживаниях, о том, как они взволновались, испугались, растрогались, а о самых событиях, которые вызвали все эти чувства, могут сказать очень мало.
    В других случаях субъективность восприятия проявляется в стремлении как можно скорее составить себе общее впечатление о наблюдаемом факте, хотя бы для этого и не было достаточных данных. Эта особенность ярко обнаруживается в опытах с тахистоскопом, когда показывается какое-ни- будь слово на такой короткий срок, что прочесть его целиком заведомо невозможно. Показывается, например, слово конторка. При объективном типе восприятия человек читает сначала «конт»; при втором показывании он может уже прочесть контор и, наконец, после третьего показывания
    — конторка. Совсем иначе идёт процесс восприятия у представителя субъективного типа. После первого показывания он читает, например, корзинка, после второго — касторка, после третьего — конторка
    При характеристике индивидуальных различий в восприятии и наблюдении важнейшее значение имеет та черта, которая называется наблюдательностью. Этим словом обозначается способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой- либо точки зрения, но малозаметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей. Наблюдательность не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности их, своеобразную охоту за фактами. Наблюдательность проявляется не только в те часы, когда человек специально занят наблюдениями в лаборатории, музее, на наблюдательном посту и т. д. Наблюдательным мы называем человека, который способен подмечать ценные факты на ходу, в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.
    Наблюдательность — очень важное качество, ценность которого сказывается во всех областях жизни. Особенно необходима она в некоторых видах деятельности, например в работе учёного. Недаром великий русский учёный И. П. Павловна здании одной из своих лабораторий сделал надпись Наблюдательность и наблюдательность».
    Без наблюдательности невозможна работа писателя- художника она даёт возможность писателю накапливать те запасы жизненных впечатлений, которые служат материалом для его произведений.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта