Главная страница
Навигация по странице:

  • 4) Вибрационная чувствительность у глухих и слепоглухих

  • Восприятием называется психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы чувств.

  • Учебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеУчебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства
    Дата19.03.2022
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPsikhologiya.-Uchebnik-dlya-sredney-shkoly-_-Teplov-B.M.-_1954_2.pdf
    ТипУчебник
    #403960
    страница4 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    14. ИЗМЕНЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Мы видели, как велика может быть чувствительность органов чувств человека. Однако наделе у большинства людей развитие ощущений далеко отстаёт от тех возможностей, которые даются устройством органов чувств.
    От чего же зависит развитие ощущений — Главным образом оттого, какие требования предъявляет к ощущениям жизнь ив первую очередь деятельность, которой человек занимается) Слуховая чувствительность

    Самая важная функция слуха для всех людей — это восприятие речи. Глухота тяжела главным образом потому, что она лишает возможности слышать речь. Неудивительно,
    что у всех нас слуховые ощущения развиваются в первую очередь по отношению к звукам речи, ипритом не ко всяким звукам речи, а именно к звукам родного языка. Различение этих звуков, начиная с ранних детских лет, составляет для нас самую важную необходимость. Поэтому нам кажется непонятным, как можно не различать их. Однако на самом деле различие между многими звуками речи крайне незначительно и требует очень тонкой слуховой чувствительности. В этом приходится убеждаться каждому, кто хочет как следует овладеть правильным произношением на любом иностранном языке.
    В русском языке, например, для понимания смысла слов необходимо отличать твёрдые согласные от мягких. Такие слова, как мели мель или моли моль, имеют совсем разное значение, но по слуху они отличаются друг от друга только тем, что водном случае последняя согласная твёрдая, а в другом — мягкая. Ни во французском, нив английском, нив немецком языке такого различия между твёрдыми и мягкими согласными нет. В этих языках значение слова никогда не может измениться от замены твёрдой согласной мягкой. Эти языки не требуют, чтобы человек различал твёрдость и мягкость согласных. Вследствие этого французу, немцу или англичанину очень трудно услышать различие между твёрдой и мягкой согласной оно кажется им чрезвычайно тонким, почти неуловимым. И они
    обучаясь русскому языку, постоянно делают ошибки, произнося вместо твёрдой согласной мягкую или наоборот.
    С аналогичными трудностями, но по отношению к другим звукам, встречается и русский, обучаясь любому из иностранных языков. Во французском языке, например, смысл слова может зависеть оттого, какое произносится е закрытое или открытое (например, nez — носи чистый. Для француза различие между этими звуками представляется огромным, тогда как русскому нужно много времени и старания, чтобы научиться слышать это различие. В немецком и английском языках такое же значение имеет различие между долгими и краткими гласными, которого в русском языке нет.
    Таким образом, у каждого человека с детства необходимо вырабатывается специальный слух к звукам своего родного языка, предполагающий очень тонкую дифференцировку близких друг к другу звуков. Хорошее овладение иностранным языком требует, чтобы был выработан аналогичный слух к звукам этого языка, а это может быть достигнуто только в процессе пользования этим языком.
    В другом направлении развиваются слуховые ощущения при занятии музыкой, которая требует прежде всего очень тонкого различения отношений между звуками по высоте. В процессе занятия музыкой вырабатывается музыкальный слух.
    Некоторые профессии развивают очень тонкую чувствительность к разного рода специальным звукам. Так, например, опытный лётчик слышит в звуке мотора тончайшие оттенки, по которым он судит о работе его, тогда как постороннему человеку кажется, что мотор шумит всегда одинаково.
    Замечательная тонкость слуха наблюдается нередко у слепых. Многие из них могут определять размеры комнаты потому, как раздаются в ней звуки шагов или голоса по этим же звукам они судят о том, обставлена ли комната мебелью или пуста, имеются ли ковры на стенах или нет. Слепые хорошо узнают людей не только по голосу, но иногда и по звуку их шагов. Отмечены случаи, когда слепые различали виды деревьев (тополь, акация, масличное дерево) по шуму листьев.
    Конечно, природные свойства слухового аппарата у слепых такие же, как и у зрячих, но жизнь требует от них более совершенного дифференцирования слуховых раздражителей
    По слуху они судят о том, что зрячие могут гораздо легче увидеть глазами, и поэтому они научаются различать некоторые тончайшие оттенки звуков) Зрительная и осязательная чувствительность
    В большинстве видов человеческой деятельности особенно большую роль играет зрение, и поэтому именно зрительные ощущения являются у большинства людей наиболее высокоразвитыми. Недаром человека иногда называют зрительным животным. Но ив области зрения наши ощущения, как правило, бывают развиты очень мало по сравнению с имеющимися у нас возможностями. Известно, например, что некоторые работники текстильной промышленности, специализировавшиеся на выработке чёрных тканей, различают до сорока оттенков чёрного цвета там, где большинство людей видит всего лишь два-три оттенка.
    В некоторых видах деятельности вырабатывается не менее тонкая осязательная чувствительность. Опытные мельники могут при помощи осязаний точно определять качество муки и даже узнавать, в какой местности выросла пшеница, из которой сделана мука) Обонятельная чувствительность
    У огромного большинства людей обонятельные ощущения играют в жизни незначительную роль. Поэтому они остаются малоразвитыми. Однако возможности развития обонятельных ощущений у человека очень велики. Это обнаруживается всякий раз, как деятельность человека начинает требовать, чтобы он руководствовался обонятельными ощущениями.
    Чрезвычайное значение приобретают обонятельные ощущения у слепоглухих, те. у людей, ещё в раннем детстве лишившихся и зрения, и слуха. Обоняние является для них главным средством, чтобы распознавать людей и предметы на расстоянии. По запаху они узнают человека, вошедшего в комнату, определяют, не был ли некоторое время назад в комнате интересующий их человек идя по знакомой улице, они по запаху судят о том, мимо какого дома они сейчас проходят

    47
    4) Вибрационная чувствительность у глухих и слепоглухих
    Вибрационными ощущениями называются ощущения, которые мы получаем со всей поверхности нашего тела от колебаний воздуха, производимых движущимися телами. Эти ощущения не играют в нашей жизни почти никакой роли, так как гораздо тоньше мы воспринимаем воздушные колебания при помощи слуха. Поэтому в обычных условиях мы даже и не замечаем этих ощущений. Но если человек теряет слух, вибрационные ощущения приобретают для него большое значение. Известны случаи, когда люди совершенно глухие обнаруживают большую любовь к музыке, хотя они не могут слышать ни одного звука. Некоторые из них предпочитают игруна рояле и, чтобы воспринимать музыку, кладут руку на крышку инструмента. Другие охотнее слушают оркестр и, посещая концерты, садятся спиной к эстраде, так как спиной они лучше всего воспринимают колебания воздуха. Такие люди могут неплохо разбираться в музыке, безошибочно узнавая хорошо знакомые им произведе- ния.
    Ещё большее значение приобретают вибрационные ощущения у слепоглухих, в особенности утех из них, которые лишены и обоняния.
    Слепоглухие с помощью вибрационных ощущений воспринимают стук в дверь, узнают, когда в комнату к ним кто-нибудь входит, могут даже по походке узнавать знакомых людей на улице они с помощью вибрационных ощущений издали замечают приближение автомобиля. С некоторыми из слепоглухих удаётся разговаривать с другого конца комнаты с помощью азбуки Морзе, стуча ногой по полу они ощущают вибрации и понимают всё, что им передают.
    Такие же возможности развития вибрационных ощущений имеются и у всех нас, но они остаются обычно неиспользованными, так как мы в аналогичных случаях пользуемся другими, более совершенными органами чувств) Развитие ощущений
    Итак, при здоровом состоянии органов чувств возможно добиться чрезвычайной тонкости ощущений. Для этого надо ставить перед собой такие задачи, которые с необходимостью требуют высокой чувствительности в каком-либо виде ощущений. Упражняясь в такой деятельности, мы можем в сравнительно короткое время достичь значительных результатов.
    Особенно большое значение имеет с этой точки зрения занятие искусством. Живопись, рисование, выполнение всякого рода художественных работ являются самым мощным средством для всестороннего развития функций зрения. Скульптурные работы развивают наряду со зрительными и осязательные ощущения. Занятия музыкой ведут к тонкому
    развитию музыкального слуха, а занятия художественной литературой, поэзией, театральным искусством поднимают на большую высоту речевой слух. Человек с высокой культурой в области искусства обычно имеет и хорошо развитые ощущения.
    Вопросы для повторения. Что называется ощущением. Какая разница между терминами раздражение и возбуждение. На какие две группы разделяются ощущения. Перечислите виды кожных ощущений. Какие ощущения называются двигательными. Что называется осязанием. Что называется абсолютным порогом ощущения. Что называется порогом различения. Как объяснить пороги различения в свете учения И. П. Павлова?
    10. Какие условия влияют на величину чувствительности. Что такое адаптация. Укажите различия между палочковыми колбочковым зрением. Какие вызнаете закономерности взаимодействия ощущений. Какова физиологическая природа контрастных явлений. Отчего зависит развитие ощущений
    Глава ВОСПРИЯТИЕ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ
    На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителей, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений образуется восприятие предметов и явлений окружающей нас действительности.
    Восприятием называется психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы
    чувств.
    Самая важная особенность восприятия заключается в том, что оно всегда отражает вещи, предметы, явления, а не отдельные лишь свойства и признаки их. В обычных условиях мы видим не цвета и не пятна света и тени мы видим определён- ные предметы. Мы слышим непросто звуки разной высоты, громкости и тембра мы слышим голос человека, шум дождя, крики играющих детей, звонки трамвая.
    Прочтём несколько строк из описания весенней ночи в Записках охотника Тургенева. Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари Вы выходите на крыльцо. На тёмносером небе кой-где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной. деревья слабо шумят, облитые тенью. Пристяжные ёжатся, фыркают и щеголевато переступают ногами пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож
    Здесь как бы даётся отчёт о том, что воспринимает человек, вышедший на крыльцо на исходе весенней ночи. Множество ощущений — зрительных, слуховых, температурных, тактильных и др. — возникает у него в этот момент. Нов описании
    Тургенева речь идёт не об этих ощущениях, а о тех предметах и явлениях, которые воспринимаются посредством этих ощущений о звёздах на небе, деревьях, пристяжных, паре гусей, о храпящем стороже.
    Возьмём фразу Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной. Откуда узнаёт человеко набегающих волнах ветерка Конечно, из целого ряда различных ощущений. Важнейшую роль играют здесь кожные ощущения — лёгкие ощущения прикосновения в сочетании с ощущениями холода на открытых участках кожи (лицо, руки попробуйте подуть себе на руки, ивы получите это характерное сочетание ощущений прикосновения и холода. К этим кожным ощущениям присоединяются обонятельные — лёгкий запах сырости влажный ветерок, слуховые—шум деревьев, колеблемых ветром, может быть, и зрительные — слабое движение тёмных пятен, какими кажутся в темноте силуэты деревьев. Все эти ощущения, выделяясь из массы других ощущений, образуют целостный образ набежавшей волны влажного ветерка».
    Так же обстоит дело и с восприятием других объектов. Из определённой группы зрительных и слуховых ощущений создаётся образ пристяжных, ёжащихся, фыркающих и переступающих ногами движущиеся тёмные пятна определённого очертания в сочетании сочень сложной группой своеобразных звуков человек воспринимает как движения пристяжных. На основе другой группы зрительных ощущений строится восприятие пары гусей видя светлые пятна характерной формы, передвигающиеся определённым образом, человек узнаёт гусей. Ещё одна группа зрительных ощущений образует восприятие плетня, огораживающего сад. Слыша доносящиеся стой же стороны характерные звуки, человек узнаёт в них похрапывание.
    В результате восприятия в сознании возникает образ предмета или явления. В основе этого образа восприятия всегда лежат ощущения, но, однако, он не сводится к простой сумме этих ощущений. Всякое восприятие предполагает то или другое понимание, осмысливание этого образа.
    Характернейшей особенностью восприятия является называние воспринимаемых предметов или явлений, те включение в процесс восприятия второй сигнальной системы. Именно с помощью речи, благодаря словесным обозначениям, мы обычно так легко и мгновенно воспринимаем предметы, узнаём и понимаем их.
    Легко понять, какую важную роль играет в процессе восприятия прошлый опыт человека. Кто никогда не видел гусей иначе, как на картинке, едва ли сразу узнает их, да ещё ночью он будет видеть что-то светлое, движущееся через дорогу, и недоумевать, чтобы это могло быть.
    Мы видим, таким образом, что восприятие представляет собой очень сложный процесс, в основе которого лежит выделение некоторой группы ощущений, объединение их в целостный образ, определённое понимание, или осмысливание, этого образа и узнавание соответствующего предмета или явления.
    Без узнавания невозможно осмысленное восприятие. Если я говорю, что, встретив на улице знакомого, я не узнал его, то это не значит, что в данном случае не было никакого узнавания. Я ведь во всяком случае узнал, что это человек, мужчина, одетый в пальто, и т. д. Такого рода узнавание называется
    неспецифическим узнаванием. При неспецифическом узнавании мы можем лишь определить, к какой категории предметов принадлежит данный объект это человек, это стол, это легковой автомобильно не узнаём индивидуальных черти особенностей вот этого самого предмета. Если же мы узнаём именно индивидуальные черты данного человека или данного предмета, то имеет место специфическое узнавание я узнаю, что это тот самый человек, с которым я на днях познакомился в поезде, я узнаю своё пальто среди множества других одежд в гардеробе театра. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ
    Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга. В зависимости оттого, каким анализатором осуществляется отражение предметов и явлений внешнего мира или какой анализатор является при этом ведущим, восприятия
    разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, кожные, вкусовые и обонятельные.
    Опыты по изучению условных рефлексов показали, что когда на анализатор систематически действует не изолированный раздражитель, а совокупность раздражителей (например, ряд раздражителей, предъявляемых в определённом темпе, то ответная реакция начинает зависеть не от индивидуальности каждого раздражителя, а от своеобразия их связи, их соотношения. Так, в некоторых опытах применялся звуковой раздражитель, прерывающийся определённое количество разв минуту оказалось, что рефлекс, выработавшийся на такое прерывистое звучание, не зависит оттого, какие именно звуки при этом применяются. Тоже самое наблюдалось и при световых раздражителях, когда рефлекс вырабатывался на соотношение между раздражителями одни световые сигналы могли заменяться другими, предъявляемыми с опре- делённой частотой. Это явление было названо И. П. Павловым рефлексом на отношение. Связи между отдельными раздражениями, которые были вскрыты при изучении рефлексов на отношения, играют существенную роль в процессах восприятия. Образование таких связей в слуховом анализаторе даёт возможность узнавать мелодию по соотношению входящих вне звуков, несмотря на различие в их абсолютной высоте и силе. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигуры, независимо от размеров, цвета и т. п. Таким образом, восприятие целостных предметов включает в себя восприятие соотношения раздражителей.
    Кроме процессов, протекающих в пределах одного анализатора, огромное значение имеют взаимосвязи анализаторов между собой. Роль временных связей в процессе восприятия можно показать на примере зрительного восприятия вели- чины.
    Зрительное восприятие величины предмета зависит прежде всего от величины изображения предмета на сетчатке глаза. Предмет, вдвое более длинный, даст и на сетчатке вдвое более длинное изображение. Однако так обстоит дело лишь при восприятии предметов, одинаково удалённых от глаз. По законам оптики величина изображения предмета на сетчатке изменяется в зависимости от
    расстояния до предмета. Например, предмет вдвое более длинный, но находящийся на вдвое большем расстоянии, даст изображение такой же длины, как предмет, вдвое более короткий, но находящийся вдвое ближе. Каким же образом нам удаётся точно воспринимать величину предметов, находящихся на разных расстояниях?
    Существенное значение для процесса зрительного восприятия имеют повороты глаз. При переводе взора сдал кого предмета на близкий зрительные оси глаз сводятся, и происходит поворот глаз вовнутрь. При обратном переводе взора, с близкого предмета на далёкий, имеет место разведение зрительных осей — поворот глаз наружу. Повороты глаз вызываются сокращениями и расслаблениями глазных мышц возникающие при этом двигательные ощущения, которых мы обычно не замечаем, играют важную роль в восприятии величины предмета.
    Важным является и то, что форма хрусталика при приближении и удалении предметов меняется. Это достигается опять-таки сокращением и расслаблением особой мышцы, что связано с некоторыми ощущениями, обычно нами не заме- чаемыми.
    Зрительное восприятие величины осуществляется благодаря образованию с самого раннего детства прочной связи между раздражением, поступающим от сетчатки, а также раздражением от мышц, устанавливающих направление глаза, и от мышц, изменяющих кривизну хрусталика применительно к расстоянию. Нервные связи в коре, лежащие в основе зрительного восприятия, вырабатываются постепенно, путём длительного опыта, начинающегося с первых месяцев нашей жизни.
    Нервные связи, лежащие в основе зрительного восприятия величины, являются по своему происхождению условным рефлексом. Этот сложный условный рефлекс вырабатывается в раннем детстве, когда знакомство с действительной величиной предметов происходит и путём ощупывания осязательные раздражения играют, таким образом, роль подкрепления.
    На примере зрительного восприятия величины ясно видно, как благодаря образованию устойчивых нервных связей, лежащих в основе восприятия, достигается возможность познавать во внешнем мире такие свойства, которые недоступны отдельным ощущениям

    54
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта