Главная страница
Навигация по странице:

  • 53. ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

  • Учебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеУчебник для средней школы утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое м ос ква от издательства
    Дата19.03.2022
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPsikhologiya.-Uchebnik-dlya-sredney-shkoly-_-Teplov-B.M.-_1954_2.pdf
    ТипУчебник
    #403960
    страница11 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Вопросы для повторения. Что называется мышлением. Каково взаимоотношение между мышлением и речью. В чём различие между понятием и представлением. Какое значение имеют представления в процессе мышления. Что означают термины обобщение и абстракция. Дайте определение понятий анализ и синтез. Укажите основные этапы процесса мышления при решении задач. Что разумеется под критичностью ума. В чём выражается гибкость и широта мысли. В чём различие между быстротой мысли и торопливостью. Дайте сравнительную характеристику психологических особенностей устной и письменной речи
    Глава IX ЧУВСТВА. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЧУВСТВАХ
    Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает к вещами явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и неудовольствие, радость и печаль, любовь и ненависть, боевое возбуждение и страх, волнение и спокойствие — всё это примеры различных чувств, или эмоций.
    Необходимо с полной ясностью понять различие между чувством и ощущением В обыдённой речи нередко путают эти слова. Говорят, например я чувствую запах, я ощущаю смутное беспокойство. Оба эти выражения неточны запах — это ощущение, а смутное беспокойство — чувство.
    В ощущениях отражаются свойства вещей и явлений, которые существуют независимо от человека. В чувствах человек переживает своё отношение к этим вещами явлениям. Ощущения говорят о самих вещах, а чувства — о том, как человек относится к этим вещам, какое состояние они вызывают в нём.
    Я слышу звуки он пробуждает во мне радостное чувство. Звук сего высотой, громкостью и тембром, который составляет содержание моего ощущения, существует независимо от меня если бы я его не слышал, он всё равно существовал бы, и ничего в нём от этого не изменилось бы. Но радость, которую я чувствую, существует только во мне если бы я не слышал звука, тоне могло бы быть и моей радости по поводу него
    Чувства вызываются определёнными объектами ив первую очередь зависят от свойств этих объектов. Поэтому мы говорим о приятных или неприятных вещах, о страшных или
    «весёлых» рассказах. Однако в чувствах отражаются не самые свойства этих объектов, анаше отношение к ним. Поэтому один и тот же объект иногда может вызвать у разных людей совершенно различные чувства.
    Чувство — это переживание человеком своего отношения к той действительности, в которой он живёт, к самому себе и к своей деятельности. Но человек живёт в обществе, и деятельность его — это общественная деятельность. Поэтому и чувства человека имеют общественный характер, определяются его общественным бытием. При любых общественных условиях человек способен испытывать такие чувства, как удовольствие или неудовольствие, любовь или ненависть, радость или гнев. Но тона что направлены эти чувства, характер их, то, как они переживаются, — всё это определяется общественным бытием человека.
    Нельзя отделять чувства от сознания человека, смотреть на них, как на что-то независимое от сознания. Изменяется сознание человека, меняются его взгляды, его убеждения, его мировоззрение — меняются и его чувства.
    Изменение всего строя чувств с изменением жизни и деятельности человека, с изменением его взглядов и убеждений с большой глубиной и тонкостью показано Горьким в романе Мать. По мере того как
    Ниловна становится сначала свидетелем, а затем и активным участником революционной работы её сына, Павла Власова, и его товарищей, по мере того как она знакомится с революционерами, людьми, жертвующими собой для счастья рабочего класса, по мере того как ей открываются великие идеи, во имя которых идут эти люди на борьбу с самодержавием меняется и весь строй её чувств.
    Раньше вся жизнь её была полна одним чувством — страхом страх этот не оставлял места даже для любви к сыну. Всю жизнь в страхе жила вся душа обросла страхом говорит она. Побои. работа. ничего не видела, кроме мужа, ничего не знала, кроме страха И как рос Паша — не видела, и любила ли его, когда муж жив был, — не знаю!»
    Теперь для неё открылся мир новых чувств. «Всё другое стало говорит она Горе другое, радость — другая На место страха стала самоотверженная любовь сначала к сыну, затем к товарищам его и, наконец, ко всем трудящимся, за счастье которых они борются
    Всю жизнь думала об одном — как бы обойти день стороной, прожить бы его незаметно, чтобы не тронули меня только А теперь обо всех думаю, — может и не так понимаю я дела ваши, а все мне — близкие, всех жалко, для всех — хорошего хочется Страх, поскольку они остался, стал тоже другим раньше был страх за себя, теперь — за других. Вся жизнь не такая и страх другой, — за всех тревожно. Но и этот страх всё более вытесняется другим чувством — ненавистью к врагам того дела, за которое борются сын и его товарищи. Вовремя первого обыскав её доме она чувствовала главным образом страх. Другими были её переживания при втором обыске Теперь ей не было так страшно, как вовремя первого обыска, она чувствовала больше ненависти к этим серым ночным гостями ненависть поглощала тревогу».
    А когда передней открылась возможность самой включиться в революционную работу — переносить на фабрику прокламации она впервые за всю жизнь испытала большую возбуждающую радость И, чувствуя себя способной исполнить задачу, она вся вздрагивала от радости».
    Богатство чувств — необходимое условие высокого и разностороннего развития внутренней жизни. Скудость и бледность чувств налагают на жизнь печать серости и скуки, делают человека бездейственными незначительным.
    Человек, равнодушный и сухой, не может быть настоящим борцом чтобы бороться, надо любить то, за что борешься, и ненавидеть то, против чего борешься. Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души
    (Сталин).
    Любовь к родине и ненависть к врагу — эти два великих, священных чувства вели на подвиги бесчисленных героев Великой Отечественной войны, давали силы работникам советского тыла беззаветной работой ковать оружие победы.
    Равнодушный и сухой человек не может быть и творцом. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины (Ленин).
    Великий ученый И. П. Павлов в своём письме к советской молодёжи, написанном незадолго до его смерти, писал Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе ив ваших исканиях. Это относится и к любой другой области человеческой деятельности. Без пламенной любви к своему делу никогда не бывает творческого отношения к нему. Без энтузиазма и великой страсти нив каком деле не может быть крупных успехов и достижений

    154
    52. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЧУВСТВУ человека, как мы знаем, в основе всех психических процессов лежат нервные процессы, протекающие в коре больших полушарий. Чем же с физиологической стороны отличается чувство от других психических процессов?
    Всякий психический процесс — ощущение, восприятие, представление, мысль — получает эмоциональную окраску, те. вызывает некоторое чувство, в том случае, когда соответствующий ему нервный процесс распространяется из коры на подкорковые центры зрительные бугры и другие нервные центры. Здесь находятся, между прочими центры, управляющие вегетативной нервной системой. Когда нервное возбуждение захватывает эти последние центры, возникают многочисленные телесные изменения, которые, как мы увидим дальше, характеризуют всякий эмоциональный процесс.
    Следует подчеркнуть, что вегетативная нервная система, оказывающая влияние на работу внутренних органов и желез внутренней секреции, подчинена деятельности коры. Говоря о роли головного мозга как высшего отдела центральной нервной системы, И. П. Павлов писал высший отдел держит в своём ведении все явления, происходящие в теле».
    Некоторые случаи возникновения и протекания чувств объясняются особенностями нервных процессов при нарушении и, наоборот, поддержании устойчивых, закрепившихся систем связей. Так, рассматривая вопрос об установке и замене динамического стереотипа, И. П. Павлов отмечает Мне думается, есть достаточные основания принимать, что описанные физиологические процессы в больших полушариях отвечают тому, что мы субъективно в себе обыкновенно называем чувствами. Здесь — чувство трудности ил гкости, бодрости и усталости, удовлетворённости и огорчения, радости, торжества и отчаяния и т. д.».
    Существенное влияние на возникновение и смену чувств оказывают связи второй сигнальной системы. Опираясь на деятельность второй сигнальной системы, неразрывно связанной с работой первой сигнальной системы и влияющей на деятельность подкорки, человек в состоянии управлять своими чувствами

    155
    53. ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
    Одна из важнейших особенностей чувств заключается в том, что они изменяют жизнедеятельность организма и выражаются в целом ряде телесных признаков.
    Во-первых, они вызывают изменения в работе органов дыхания и кровообращения При возбуждении, например, пульс ускоряется, дыхание становится быстрее и глубже. При страхе или внезапном потрясении кровь отливает от лица, человек бледнеет. От смущения или стыда люди краснеют. В состоянии гнева одни бледнеют, другие краснеют. Не всегда, конечно, изменения в кровообращении находят внешнее выражение в побледнении или покраснении, но самые эти изменения при сильном чувстве бывают почти всегда. Недаром люди издавна связывают чувства с сердцем и словом сердце обозначают эмоциональную сторону психики. Такой смысл имеет слово сердце, например, в следующих фразах Ум с сердцем не в ладу (слова Чацкого из Горя от ума Ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал Евгений Онегин», письмо Онегина к Татьяне).
    Во-вторых, чувства проявляются в мимике, те. выразительных движениях лица, и пантомимике, те. выразительных движениях всего тела. На рис. 24—27 показаны примеры мимического и пантомимического выражения разных чувств.
    В-третьих, чувства выражаются в интонации и тембре голоса. Одно короткое слово Что в зависимости от интонации, с которой оно произнесено, может выражать самые разнообразные чувства и негодование, и испуг, и злорадное торжество, и растерянность, и добродушную насмешку. Не меньшее выразительное значение имеет и тембр голоса. По одному тому, как дрогнет голос человека, произносящего, казалось бы, совсем спокойные слова, мы иногда замечаем, насколько сильно он взволнован.
    К числу наиболее ярких проявлений чувства относятся смех и плач.
    Д ар вин показал, что некоторые из выразительных движений человека являются остатками тех действий, которые когда-то были целесообразными в жизни наших животных предков. В сильном гневе человек сжимает кулаки, стискивает зубы, тяжело дышит через нос, вследствие чего ноздри расширяются. Все эти проявления, бесполезные у современного
    Рис. 24. Мимика смеха. Народный артист СССР К. С. Станиславский.)
    Рис. 25. Мимика отвращения. Народный артист СССР ИМ. Москвин.)
    Рис. 26. Мимика недоумения. (Народный артист СССР ИМ. Москвин.)
    человека, ведут своё начало от тех времён, когда гневу нашего предка был состоянием, предшествовавшим борьбе, а борьба эта осуществлялась кулаками и зубами.
    Это не значит, однако, что все выразительные движения являются в жизни современного человека лишь бесполезным пережитком инстинктивных действий.
    Они приобрели новую, очень важную функцию
    — они стали средством общения между людьми. По мимике, пантомимике, по интонации и тембру голоса мы судим о душевном состоянии человека.
    К он е ч носам ы м важным средством общения между людьми является речь. Но как раз чувства со всеми их тончайшими оттенками нелегко передаются средствами обычной прозаической речи.
    Каждый человек знает по себе, как трудно описать словами своё настроение.
    В ходе исторического развития человечество создало другие средства для передачи чувств. Самым тонкими мощным из них является искусство, в особенности же музыка и лирическая поэзия, которые можно назвать настоящим языком чувств. Нов процессе повседневного общения люди, конечно, не могут пользоваться средствами музыки и поэзии, и тут большое значение приобретают жесты, выражение лица, особенно глаз, и интонация голоса. Простое нахмуривание бровей, чуть заметная улыбка, лёгкое пожатие плечами иногда помогают понять отношение человека к какому-нибудь факту.
    Рис. 27. Мимика и пантомимика ужаса. (Артист ФИ. Шаляпин в роли Бориса Годунова.)
    Какое значение может иметь в процессе общения такая частность, как выражение глаз, хорошо показано Л. Н. Толстым в описании первой встречи Хаджи Мурата, перешедшего к русским, с наместником Кавказа
    Воронцовым:
    «Выслушав переводчика, Воронцов взглянул на Хаджи Мурата, и Хаджи Мурат взглянул в лицо Воронцова. Глаза этих двух людей, встретившись, говорили друг другу многое, невыразимое словами, и уже совсем не то, что говорил переводчик. Они прямо, без слов, высказывали друг о друге всю истину глаза Воронцова говорили, что он не верит ни одному слову из всего того, что говорил Хаджи Мурат, что он знает, что он, враг всему русскому, всегда останется такими теперь покоряется только потому, что принуждён к этому. И Хаджи
    Мурат понимал это и всё-таки уверял в своей преданности. Глаза же Хаджи Мурата говорили, что старику этому надо бы думать о смерти, а не о войне, но что он, хоть и стар, но хитри надо быть осторожным с ним. И Воронцов понимал это и всё-таки говорил Хаджи Мурату то, что считал нужным для успеха войны. ЧУВСТВА И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    Источником чувств являются разнообразные объекты действительности с которыми человек входит в соприкосновение в процессе своей жизни и деятельности. Понятно, однако, что всякий объект может стать источником чувств лишь в том случае, если человек или непосредственно воспримет его, или узнает он м каким-либо другим путём. Чтобы пережить некоторое отношение к объекту, нужно так или иначе познать его. Поэтому чувства переживаются всегда в связи с теми или другими познавательными процессами ощущениями, восприятиями, образами памяти или воображения, мыслями и т. д.
    Иногда источником чувства являются те свойства предметов (или те процессы в нашем теле, которые мы в данный момент ощущаем. Цвета, звуки, запахи и т. п. могут сами по себе вызывать в насте или другие чувства. Такое чувство, непосредственно связанное с ощущением, называется чувственным, или эмоциональным, тоном ощущения.
    Некоторые виды ощущений всегда имеют чувственный тон. Таковы прежде всего болевые ощущения. Под словом боль мы обыкновенно разумеем не только самые ощущения (колющие, режущие, рвущие, жгучие, тянущие и т. п, но и то неприятное или даже мучительное чувство, которое сними связано. Постоянно связаны с чувственным тоном и органические ощущения. Ощущения жажды, голода, аппетита, сытости, тошноты и т. д. всегда бывают или неприятными, или приятными
    Если и не всегда, то по большей части имеют чувственный тон обонятельные ощущения. Как мы уже знаем, большинство людей редко пользуется обонятельными ощущениями для практических целей обычно нам не приходится узнавать или различать вещи по запаху. Но зато запахи почти всегда имеют эмоциональную окраску, вызывают приятное или неприятное чувство и поэтому оказывают заметное влияние на самочувствие человека.
    Чувственный тон ощущения в сильной мере зависит от потребностей, которые испытывает человек в данный момент. Запах пищи приятен для голодного и безразличен или даже противен для сытого. Мороженое приятно в жаркий день и совсем неприятно на холоде.
    В других случаях чувства зависят не от самых ощущаемых свойств объектов, а оттого значения, которое эти объекты имеют для нас в данной ситуации оттого, о чём эти объекты говорят нам. Один и тот же звук, например, может вызывать самые разнообразные чувства в зависимости оттого, какое он имеет значение. Звук артиллерийских выстрелов вызывал чувство тревожного напряжения, когда он говорило налёте вражеских самолётов, ион же вызывал чувство гордого ликования, когда это был звук салюта, которым столица родины приветствовала доблестные войска Советской
    Армии.
    В некоторых случаях отдельные объекты приобретают для человека очень устойчивую эмоциональную окраску в силу воспоминаний, которые с этим объектом связаны. В этих случаях ярко выступает значение механизма временных связей какой-либо предмет, связанный в прошлом сданным чувством, может вновь вызывать его. Таким образом, множество нейтральных свойств предметов и явлений становятся возбудителями чувства по общему механизму условного рефлекса. Если в нашей прошлой жизни какой-ни- будь запах, цвет или звук был связан с радостным или тяжёлым событием, то связь эта может оказаться настолько прочной, что самый тот запах, цвет или звук впоследствии всегда как бы окрашивается радостным или тяжёлым чувством. Этим часто объясняется, почему человек особенно любит или не любит какой-нибудь запах или цвет.
    Иногда, наконец, возникающие в нас чувства не связаны прямо стем, что мы в данный момент ощущаем и воспринимаем, а целиком относятся к тому, о чём мы думаем, что вспоминаем и воображаем
    Таким образом, эмоциональную окраску могут иметь не только ощущения и восприятия, но также представления и мысли. Всякий познавательный процесс может вызывать те или другие чувства.
    Философы древности Платон и Аристотель высказали одну замечательную мысль начало философии есть удивление. Это значит, что активная, творческая работа мышления начинается тогда, когда человек непросто столкнётся с чем-то непонятным, рождающим вопрос, но когда он «удивится»,
    т. е. эмоционально загорится этим вопросом, когда непонятное вызовет в нём чувство удивления Мысль эта подчёр- кивает роль в процессе познания интеллектуальных чувств, те. чувств, непосредственно связанных с мыслительными процессами.
    К числу важнейших интеллектуальных чувств относятся наряду с чувством удивления, или изумления, ещё чувство сомнения и чувство уверенности.
    Чувство сомнения, возникающее при отсутствии твёр- дого доказательства и не позволяющее успокоиться на любом внешне подходящем решении вопроса, заставляет доводить до конца мыслительную работу, несмотря ни на какие трудности, стоящие на её пути.
    Чувство уверенности даёт человеку силы бороться за свои убеждения, твёрдо и мужественно отстаивать правоту своих взглядов. Одного бесстрастного знания, что такие-то мысли правильны, недостаточно, чтобы стать подлинным борцом за идею.
    Мысль приобретает всю свою силу и остроту только тогда, когда она пронизана глубоким чувством. Никогда не бывало, чтобы большие мысли создавались человеком, равнодушным к предмету своих занятий. Коперник, создатель одного извели- чайших переворотов в науке, писал, что его астрономические размышления родились из невероятного чувства подъёма и воодушевления, которое он испытывал при созерцании и раскрытии чудес неба».
    Возможно, однако, и противоположное — отрицательное влияние чувства на мыслительные процессы. Это бывает в том случае, когда мысль подчиняется чувству, теряя при этом свою самостоятельность. Вместо того чтобы взвешивать все за и против какой-нибудь гипотезы, человек начинает пристрастно подбирать доводы в пользу того решения, на которое его толкает чувство. И мышление перестаёт быть средством познания, а становится орудием
    оправдания того, что желательно человеку, что его привлекает к себе, что ему приятно.
    В жизни всегда возможны ситуации, когда доводы сердца оказываются в противоречии с доводами разума, когда, по выражению Чацкого, ум с сердцем не в ладу. Правильный выход из таких положений никогда не может заключаться в том, чтобы заглушить голос разума. В последнем счёте решение вопроса всегда должно принадлежать разуму. ЧУВСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Самый сильный источник чувств находится в деятельности человека Какой бы из основных видов деятельности мы ни брали — труд, ученье, игру, — мы всегда увидим, как много разнообразных чувств возникает входе этой деятельности. По отношению к игре это совершенно очевидно никто не станет по собственной охоте приниматься за какую-нибудь игру, если она оставляет его совершенно равнодушным. Легко понять, однако, что ещё более глубокие, сильные и разнообразные чувства должны быть связаны с трудовой и учебной деятельно- стями, которые составляют главное содержание человеческой жизни и которыми в значительной мере определяется жизненная судьба человека.
    Самый процесс деятельности — трудовой, учебной, игровой
    — может доставлять наслаждение. Занятие любимым делом всегда является источником радости.
    Об этом говорит, например, отрывок из биографии А. Г. Стаханова, рисующий его эмоциональное состояние вовремя работы в шахте 31 августа 1935 года, в ту ночь, когда он впервые сломал установленные нормы, дав в смену вместо 13—14 т угля 102 т. «Стаханов не чувствовал напряжения. Необыкновенная весёлость охватила его. Ему хотелось петь, ему казалось, что его молоток смеётся от радости ил гкости. Вдруг — кто-то кричит сквозь грохот, что смена кончилась. Этого
    Стаханов ожидал меньше всего. Он только ещё входил в работу. Кажется, не более часу ещё прошло, ничто не говорило об усталости — ни мускулы, ни молоток, и вдруг — уже шесть часов пролетели!»
    Во многих видах деятельности имеются некоторые решающие моменты, от которых зависит результат всей предшествующей подготовительной работы. Сдача экзаменов для учащегося, первое выступление в новой роли для актёра, проведение ответственной, долго и тщательно подготовлявшейся операции для начинающего
    хирурга — примеры таких решающих моментов. Приближение к этим моментам характеризуется переживанием своеобразного чувства напряжения, всё более и более возрастающего и сменяющегося, когда пройдёт решающий момент, чувством разрешения, освобождения от напряжения. В некоторых видах деятельности можно наблюдать на коротких промежутках времени очень резкую смену чувств напряжения и разрешения. Нигде это не проявляется так ярко, как в боевой обстановке, когда такие короткие и, казалось бы, простые моменты в деятельности, как своевременно заметить появление противника, сделать меткий выстрел, становятся в высшей степени ответственными действиями.
    Шолохов водной из глав романа Они сражались за Родину даёт прекрасное изображение смены напряжения и разрешения, рассказывая о том, как боец Лопахин при отражении атаки пикирующих бомбардировщиков сбил фашистский самолёт.
    «Слегка побледневший Лопахин, выставив ружьё и крепко упираясь ногой в нижний уступ окопа, тщательно целился. Нет, на этот раз
    Лопахин не мог, не имел права промахнуться Он весь как бы окаменел, только руки его, железной крепости руки забойщика, слившись воедино с ружьём, двигались влево, да прищуренные глаза, налитые кровью и полыхавшие ненавистью, скользили впереди тянувшего ввысь само- лёта, беря нужное упреждение».
    После двух промахов Лопахину удалось попасть во вражеский само- лёт и сбить его, и только тогда Лопахин с огромными радостным облегчением вздохнул, вздохнул всей грудью Вот как надо их бить — сказал он, раздувая побелевшие ноздри, уже не скрывая своего торжества. Он трясущимися руками торопливо свернул папироску, усталый и как-то обмякший сел на дно окопа, несколько раз подряд жадно затянулся Думал, что уйдёт, проклятый — сказал он уже спокойнее, но от волнения всё ещё замедляя речь».
    Источником разнообразных и очень сильных чувств являются те трудности, без которых не обходится ни одна деятель- ность.
    Отношение к трудностям может быть самым различным. Они могут вызывать чувство неуверенности, растерянности, беспомощности, досады, но могут также быть источником прямо противоположных чувств уверенности в себе, сознания своей силы, своеобразных переживаний бодрости и возбуждения. Самый процесс преодоления трудностей может быть связан с радостным подъёмом и наслаждение, неведомое
    людям, привыкшим избегать трудностей и уклоняться от борьбы сними. Помните, товарищи, — сказал ИВ. Сталин на выпуске академиков Красной Армии, — что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей, которые не прячутся от трудностей, а наоборот — идут навстречу трудностям для того, чтобы преодолеть и ликвидировать их. Жизнь крупных деятелей Коммунистической партии, и прежде всего Ленина и Сталина, даёт множество иллюстраций к этим замечательным словам. История жизни ИВ. Сталина, писал французский писатель-революционер Анри Барбюс, — это непрерывный ряд побед над непрерывным рядом чудовищных трудностей».
    Очень различно может переживаться и неудача, неуспех в достижении поставленной цели. У одних людей неудача рождает уныние, печаль, угнетённое и подавленное настроение, тогда как у других она вызывает подъём чувства напряжения и характерное чувство гнева на себя, на свою неумелость, чувство, заставляющее мобилизовать все свои силы и во чтобы тони стало добиться своего. Человек, рассердившийся после неудачи, может иногда достичь результата, который упорно не давался ему, пока он был в спокойном состоянии.
    Не менее яркие чувства вызываются успехом, сознанием достигнутой цели. Чувства радостного удовлетворения, ликования, законной гордости, облегчения после напряжённых усилий сопровождают обычно окончание большой и трудной работы. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

    Эмоциональная память выражается в запоминании и воспроизведении чувств.
    Вспоминая прошлые события нашей жизни, мы не только воспроизводим зрительные образы людей и обстановки, слова, произносившиеся нашими собеседниками, мысли, вызванные в нас этими словами иногда при таких воспоминаниях в нас оживают и пережитые раньше чувства. Встреча с человеком, который сам по себе безразличен для нас, нос которым связано воспоминание об очень радостном событии нашей жизни, может окрасить весь день в радостное настроение. Мы можем бледнеть при одном воспоминании о давно пережитом страхе или краснеть при простом упоминании о поступке
    который в свое время вызвал острое чувство стыда.
    Великий русский артист и режиссёр К. С. Станиславский в книге Работа актёра над собой пишет Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
    А. И. Герцен в качестве эпиграфа к первой части своей знаменитой книги Былое и думы взял следующие строки И. Огарёва:
    Когда мы в памяти своей
    Проходим прежнюю дорогу,
    В душе все чувства прежних дней
    Вновь оживают понемногу,
    И грусть, и радость те же в ней,
    И знает ту ж она тревогу...
    Эмоциональная память является важным условием душевного роста человека. Тот, кто бесследно забывал бы чувство радости и удовлетворения, сопровождавшее совершение благородного поступка, также как и чувство стыда, вызванное дурным поступком, тот человек имел бы слабое побуждение к новому совершению благородных дели к воздержанию от дурных.
    Значение эмоциональной памяти заключается, кроме того, ив том, что она увеличивает богатство и разнообразие эмоциональной жизни источником чувств становится не только настоящее, но и прошедшее. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧУВСТВ
    Чувства отличаются огромным разнообразием качеств и оттенков. При этом можно отметить одну особенность, отличающую чувство от других психических процессов. Большинство чувств легко сгруппировать в пары, обладающие противоположными качествами удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, веселье — грусть, любовь — ненависть, возбуждение — спокойствие и т. п. Эту особенность называют полярностью чувств Противоположные эмоциональные качества образуют как бы полюсы, между которыми располагаются всевозможные промежуточные оттенки чувств. Самые эти противоположные качества называются полярными каче-

    ствами.
    Наибольшее значение имеют две пары таких полярных качеств, характеризующих чувства
    Первая из этих пар — удовольствие и неудовольствие. Почти всякое чувство является приятным или неприятным, связано с удовольствием или неудовольствием. Чувством, как мы знаем, называется переживание человеком своего отношения к тому, на что направлено это чувство. Отношение же всегда бывает положительным или отрицательным. Поэтому и чувства имеют положительный или отрицательный характер В чувствах удовольствия, радости, счастья, веселья, ликования, любви переживается положительное отношение, тогда как в чувствах неудовольствия, страдания, печали, горя, грусти, отчаяния, ненависти, отвращения — отрицательное отношение.
    Очень важно заметить, что в переживаниях человека нередко совмещаются одновременно и положительное, и отрицательное отношения, так что одно и тоже переживание включает в себя одновременно и удовольствие, и неудовольствие. Воспоминание о прошлом счастье приятно, потому что даёт возможность снова хотя бы мысленно пережить это счастье, но оно содержит в себе и грусть от сознания того, что этого счастья уже нет больше. Чувства, связанные с преодолением трудностей, также заключают в себе обычно и положительную, и отрицательную стороны. Ведь нельзя назвать преодолением трудностей такое действие, которое не содержит в себе ничего неприятного, тяжёлого, которое доставляет одно лишь удовольствие. Чтобы преодолеть настоящую трудность, приходится пережить немало неприятных, а может быть, и мучительных моментов. Однако для человека, умеющего и любящего бороться с трудностями, и самые тяжёлые моменты связаны с такими чувствами, как бодрость, уверенность в своих силах, радостное и гордое сознание возвышенности тех целей, за которые он борется.
    Другая, не менее важная противоположность, или полярность, эмоциональных качеств — это противоположность между активными пассивным характером чувства Чувства возбуждения, напряжения, подъёма, бодрости имеют активный характер чувства покоя, беззаботности, угнетённости, подавленности, уныния имеют характер пассивный. Ярким примером полярности между активными пассивным характером чувства может служить та смена чувства напряжения чувством разрешения, облегчения, которая сопровождает выполнение решающего действия входе какой-нибудь ответственной деятельности
    С этой точки зрения различают чувства стенические от греческого слова «стенос» — сила, повышающие жизнедеятельность, увеличивающие силу и энергию, и чувства астенические (от греческого слова «астенэс» — слабый, бессильный, понижающие жизнедеятельность и уменьшающие силу и энергию. Бывает бурная, возбуждённая радость, вызывающая прилив сил и жажду деятельности, — это чувство стеническое, но бывает радость тихая, связанная с освобождением от забот и трудов и вызывающая жажду покоя такую радость можно назвать чувством астеническим. Горе может действовать на человека угнетающе, подавляюще, вести к унылой апатии и бездействию но может быть мужественная и глубокая скорбь, вызывающая не расслабление, а напряжение всех сил человека.
    Очень ярко обнаруживается противоположность между стеническими, активными, и астеническими, пассивными, чувствами в тех эмоциях, которые пробуждает в человеке опасность. Столкновение с опасностью может вызвать у человека тяжёлое, угнетающее чувство астенического характера это чувство называется страхом. Страх делает человека беспомощным, ослабляет его физические и умственные силы, подавляет его психическую жизнь. Однако столкновение с опасностью вовсе не всегда вызывает страх. Возможна и прямо противоположная реакция на опасность — стени- ческое чувство, которое можно назвать чувством боевого возбуждения Оно повышает физические и умственные силы человека, обостряет его сообразительность и находчивость, увеличивает быстроту и точность действий.
    «Советский лётчик, — пишет АН. Толстой никогда не уклонится отбоя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движение, тем стремительнее его рефлексы. Это напряжённо-расчётливый восторг боя».
    Чувства страха и боевого возбуждения полярны сточки зрения противоположности между пассивными активным чувством. Но они полярны также и сточки зрения противоположности между неудовольствием и удовольствием. Страх
    — безусловно отрицательное чувство он всегда неприятен, а при сильных степенях мучителен. Чувство же боевого возбуждения включает в себя положительные переживания радость борьбы, гордое сознание своей силы и т. д
    Есть люди, которые в борьбе с опасностью находят величайшую радость жизни. Таков был, например, великий русский полководец Суворов, о котором один из его биографов пишет Всякий раз, когда ему приходилось провести несколько лет вне боевой обстановки, он начинал буквально хиреть. Образно выражаясь, он хорошо спал только под грохот пушек. Так было с ним всю его жизнь вплоть до глубокой старости».
    Замечательный русский революционер, один из лучших соратников Ленина и Сталина, Яков Михайлович Свердлов говорит водном из своих писем Борьба людей и с внешними условиями и между собой за господство новых начал жизни полна захватывающего интереса. Принять участие в этой борьбе — огромное наслаждение».
    Маркс на вопрос о том, каково его представление о счастье, ответил одним словом Борьба. АФФЕКТЫ
    Аффектами называются эмоциональные процессы, стремительно и бурно овладевающие человеком и имеющие характер сравнительно кратковременных вспышек. Таковы, например, взрывы гнева, отчаяния, страха.
    Примером аффективной вспышки гнева может служить описанная Л. Н. Толстым реакция Кутузова вовремя Бородинского сражения на донесение о ходе дел на левом фланге, привезённое ему флигель-адъю- тантом Вольцогеном. Иностранец Вольцоген, человек глубоко чуждый русской армии и великому патриотическому подъёму, одушевлявшему е, совершенно ложно понимал смысл развёртывающихся боевых действий. Относясь пренебрежительно к русским войсками их главнокомандующему, он с полупрезрительной улыбкой доложил Кутузову, что все пункты позиции в руках неприятеля и что отбить их нечем, так как войска в полном расстройстве бегут и остановить их нельзя.
    —«Вы видели Вы видели. — нахмурившись закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. — Как вы. как высмеете делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлёбываясь, закричал он Как смеете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Неприятель отбит на левом и поражён на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, тоне позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете...
    Все молчали, и слышно было одно тяжёлое дыхание запыхавшегося старого генерала».
    Аффективный характер могут иметь самые разнообразные чувства Вполне возможна, например, аффективная вспышка радости, картину которой рисует Л, Н. Толстой в Войне и мире, изображая приезд
    Николая Ростова с театра военных действий домой не успел он добежать до гостиной, как что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Ещё другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери ещё объятия, ещё поцелуи, ещё крики, слёзы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его водно и тоже время. Наташа. прыгала, как коза, всё на одном месте и пронзительно визжала».
    Всякое чувство, как мы знаем, изменяет жизнедеятельность организма и выражается в разнообразных телесных симптомах. При аффектах это внешнее, телесное выражение чувства бывает особенно ярким. Обычно оно имеет в аффекте характер двигательного перевозбуждения, проявляясь множеством бурных движений, слов, действий. Но иногда аффект имеет прямо противоположное внешнее выражение — задержку всех движений, полное прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха, гнева или отчаяния.
    В 55 и й главах IV тома Войны и мира дано изображение двух аффективных переживаний горя горе Наташи после смерти князя Андрея и горе старой графини Ростовой после известия о смерти её младшего сына Пети. Резким контрастом к бурной реакции старой графини она бьётся, кричит, мечется) является оцепенение Наташи. Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана и, что-нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напря- жёнными пальцами, упорным неподвижным взглядом смотрела на тона чём останавливались глаза».
    Нередко говорят, что в состоянии аффекта человек теряет голову, сам себя не помнит, не сознаёт, что он делает. Это неверно. Только психически больной человек может в припадке бешеного гнева или ярости действительно ничего не сознавать и впоследствии не помнить того, что он в это время сделал. Здоровый человек никогда не теряет сознания и памяти от гнева или другого какого-либо аффекта. Примером может служить герой одного из произведений Л. Н. Толстого, совершивший убийство в состоянии бешеного гнева. Он говорит, рассказывая о своём преступлении Когда люди говорят, что они в припадке бешенства не помнят того, что они делают, — это вздор, неправда. Я вспомнили ни на секунду не переставал помнить. Всякую секунду я знал, что я делаю».
    Столь же ошибочно думать, что в состоянии аффекта человек не может владеть собой и потому не должен нести
    ответственность за те действия, которые он совершил в это время. Действительно, при сильном аффекте человек иногда теряет власть над собой и совершает поступки, которых он впоследствии горько раскаивается. Однако причиной этого является не столько сам аффект, сколько недостаток воли, недостаток самообладания. Аффекты вовсе не имеют непреодолимой власти над человеком.
    Дав волю аффекту, отдавшись ему, действительно трудно взять себя в руки и овладеть собой. Но трудно не значит невозможно. Человек с сильной волей сумеет преодолеть эту трудность. Гораздо легче, однако, другое не дать воли аффекту, не позволить себе отдаться ему. Чтобы воспрепятствовать аффективной вспышке, надо не дать ей начаться. Существует старинное житейское правило прежде чем отдаться вспышке гнева, надо мысленно сосчитать до десяти. (Один из героев Чехова, человек очень вспыльчивый, считал в подобных случаях даже до ста) Тургенев советовал человеку, чрезмерно разгорячившемуся в споре и начинающему терять власть над собой, провести раз десять языком внутри рта, прежде чем вымолвить слово.
    Психологический смысл этих очень полезных советов заключается в том, чтобы отсрочить наступление вспышки и тем самым получить время взять себя в руки кроме того, отвлечение внимания на постороннюю механическую операцию может действовать охлаждающе.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта