Главная страница
Навигация по странице:

  • . Раздел второй СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Глава VI

  • Понятие о цели

  • Идеальная

  • субъективный харак­

  • дошкольная педагогика козлова. Учебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с


    Скачать 6.5 Mb.
    НазваниеУчебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с
    Дата01.02.2023
    Размер6.5 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файладошкольная педагогика козлова.rtf
    ТипУчебник
    #916251
    страница6 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    Задания

    1. Попробуйте составить характеристику ребенка раннего или дошкольного возраста на основе произведений русских писателей- классиков (JI. Толстого, И. Тургенева, А. Чехова). «Примерьте» эту ха­рактеристику на ребенка, которого вы знаете. В чем различие и в чем сходство? Объясните результаты сравнения.

    Раскройте динамику развития ребенка раннего и дошкольного возраста по одному из направлений: эмоциональному развитию, ин­теллектуальному, нравственному

    .Раздел второй

    СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    Глава VI

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

    Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради

    Понятие о цели нег0

    конечного результата - и разраба- воспитания тываются теории, системы, технологии

    педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой.

    Таким образом, цель воспитания - это ожидаемый ре­зультат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой дея­тельности.

    С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той Идеальная деятельности, которой занимался. И дей-

    цель воспитания ствительно, оказывалось, что человек

    способен к таким высшим достижениям, только одному удается одно, а другому ^ другое.

    Стоит только внимательно вчитаться в произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, песен­ки - с целью определить, каков же был идеал у народа, и перед нами возникнет образ человека разностороннего - умелого, трудолюбивого, доброго, веселого, красивого, сильного.

    Философы древности представляли себе человека сре­доточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии» (от греч. kalosпрекрасный, agathos - добрый, т. е. гармоничное сочетание внешних фи­зических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания). Таким образом, здесь мы видим образ человека с развитым умом, добрым сердцем и восторжен­ной душой, т. е. личность всесторонне развитую.

    В дальнейшем идея всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом в «Коммунистическом мани­фесте» как цель, которая может стать реальностью в ком­мунистическом обществе по отношению к каждому его чле­ну, если только это общество сможет создать необходимые условия для развития.

    Таким образом, всесторонне развитая гармоничная лич­ность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитани­ем подрастающего поколения, над своим будущим, высту­пал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

    Но история развития человеческого общества, изучение закономерностей развития индивида показали, что, во-пер- вых, в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности (у каждого своя наследственность, своя предрасположенность к вос­приятию окружающего мира и т. д.), а во-вторых, социаль­но-политические условия каждого общества, хотя и влия­ют на создание благоприятных или неблагоприятных ус­ловий для развития, но даже в идеальном обществе, если такое возможно, личность, развитая в одинаковой степе­ни, всесторонне воспитаться не может.

    История знает личности, феноменально развитые в ка- кой-то одной области: П. Чайковский - в музыке, И. Репинй в живописи, А. Эйнштейн - в математике, И. Курчатов - в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти равные достижения в несколь­ких направлениях - Леонардо да Винчи - художник, мате­матик, механик, М.Ломоносов - физик, литератор, химик, А. Грибоедов - писатель, композитор, дипломат. И тем не менее даже такие яркие личности не были развиты всесто­ронне в одинаковой степени.

    Значит, цель - «воспитание всесторонне развитой лич­ности» - является по сути своей идеальной, нереальной це­лью воспитания. Так какую же тогда она выполняет функ­цию, нужна ли она?

    Нужна. Она является ориентиром на возможности че­ловека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В ней за­ложено сильное гуманное начало - вера в возможности человека.

    В воспитании детей дошкольного возраста ориентиро­ваться на идеальную цель особенно необходимо. Наука се­годня еще не дает ответа на вопрос, с каким едаром» при­шел человек на Землю, в какой области он будет наиболее выразителен и удачлив. И чтобы не допустить ошибки, сдер­живая одно и развивая другое (выбранное взрослым), не­обходимо создавать условия, в которых бы ребенок мог пробовать себя в разных направлениях. Задача взрослого - внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропус­тить ростки того, что характерно и ценно именно для это­го малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.

    Если существует идеальная цель воспитания, то, вероят­но, должна существовать и реальная цель, т. е. такая цель,

    Реальные цели котоРая может быть осуществлена, реали-

    '„„ зована в конкретном обществе и по отно-

    воспитания ^

    шению к конкретным людям. Иначе воп­рос о воспитании подрастающего поколения не мог бы быть поставлен.

    Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в за­висимости от целого ряда условий.

    Реальные цели воспитания имеют исторический харак­тер. Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. Так, цель воспитания в фео­дальном обществе отличалась от цели воспитания в рабов­ладельческом обществе, цель воспитания в Афинах отли­чалась от цели воспитания в Спарте и т. д.

    Цели воспитания направлены на удовлетворение потреб­ности общества в тех или иных качествах человека, в каче­ствах, которые могут служить укреплению ценностных ори- ентаций общества.

    Сформулированная обществом реальная цель воспита­ния носит объективный характер. Это значит, что она от- Объективный ражает принятые обществом ценности и и субъективный направлена на воспитание необходимых характер цели обществу людей. Кроме того, при разра-

    опппн^оиип ботке реальной цели воспитания учиты- воспитания .

    ваются объективные закономерности раз­вития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические усло­вия страны.

    Цели воспитания могут носить и субъективный харак­тер. Как правило, это происходит в том случае, когда конк­ретная семья формулирует для себя, каким они хотят выра­стить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реаль­ной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разреши­мые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают осо­бенности индивидуального развития своего ребенка, созда­ют условия для осуществления цели. Конечно, бывает и так, что родители не столько учитывают возможности своего малыша, сколько руководствуются своими желаниями (ре­бенок не проявляет особой склонности к музыке, а родите­ли решили сделать из него музыканта).

    Государственные образовательные учреждения не обла­дают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в проти­воречие с государственными целями, иначе дети, воспиты­вающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальней­шем попадут в «тупиковую» ситуацию

    .И все же, несмотря на видимость жесткой детерминиро­ванности цели воспитания социальными, политическими и экономическими условиями, прогресс в развитии личнос­ти был бы невозможен, если бы на цель воспитания не ока­зывали влияние и сама личность, и общечеловеческие, вне- исторические идеалы. Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества, как доб­рота, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение со-чувство- вать, со-действовать. Возникает противоречие: обществу в определенный период его развития, например нашему об­ществу, требуются люди деловые, уверенные в себе, с яр­кой индивидуальностью, независимые. А все перечислен­ные ранее качества для развития и прогресса общества, для благополучия людей сегодня как бы и не очень нужны. Со­гласно логике социальной детерминированности цели вос­питания, все силы сегодня должны быть направлены на вос­питание деловых людей. И действительно, появилось мно­го таких людей, возникли учебные заведения, формирующие подобную модель современного человека. Но в обществе назревает своего рода социальный взрыв из-за «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотно­шениях между людьми... И общество как государственная структура вынуждено вносить коррективы в идеалы и цели воспитания. Таким образом, личность, личности не только следуют за обществом и предлагаемыми им целями, но и сами ведут его и корректируют цели воспитания. При этом субъективная цель выходит на уровень объективной ее фор­мулировки и характеристики.

    Таким образом, цель воспитания является основополага­ющей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содер­жание, методы воспитания. Конечно, реальная цель воспи­тания конкретизируется применительно к объекту воспита­ния: она едина для всех, но применительно к людям разных возрастных категорий наполняется тем содержанием, кото­рое реально выполнимо (может ли быть единой цель воспи­тания дошкольников, школьников, взрослых людей?).

    Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разно­сторонне развитого счастливого ребенка.

    Каждая цель подкрепляется и аргументируется опре­деленной концепцией. Причем у одной цели может быть Концепции несколько концепций, объясняющих ве- воспитания дущий путь ее достижения, а у каждой дошкольников концепции - множество конкретных про­грамм.

    Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показателен в этом отношении период 1917— 1998 гг. в нашей стране. Мы взяли данный отрезок време­ни потому, что именно в это время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспита­ния и происходили социальные, общественно-политичес­кие изменения. Все это не могло не привести к коррекции реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

    После революции 1917 г., изменившей общественный строй страны, была сформулирована цель воспитания - обществу нужен человек с твердыми идейными убеждения­ми, готовый отстаивать и развивать коммунистические иде­алы. Подчеркивалось, что строящееся общество способно создать все условия для всестороннего гармоничного раз­вития личности. Для реализации сформулированной цели воспитания разрабатывались разные концепции.

    В 20-е - начале 30-х гг. ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция определила основные направ­ления реализации поставленной цели: воспитание в детях (дошкольниках в том числе) идейной направленности, кол­лективизма. Признавалась необходимость учета индивиду­альных и возрастных особенностей ребенка. Концепция конкретизировалась не в программе (ее еще не было в то время), а в «Методических письмах».

    В 30-е гг. в этой концепции происходят изменения, кор­ректировка на цель: остаются «три кита», на которых пред­лагается выстраивать воспитание детей, Шидейность, кол­лективизм, трудолюбие. Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. Появляются первые программные документы т «Програм­ма работ дошкольных учреждений» (проект, 1932) и «Про­грамма и внутренний распорядок детского сада» (1934).

    Признание педологии лженаукой (1936) резко сместило акценты с индивидуального воспитания на коллективное. В конце 30-х гг. к указанным выше положениям в концеп­цию вводится требование патриотического и интернацио­нального воспитания (правда, содержание интернациональ­ного воспитания было связано больше с национальностями бывшего СССР). Выходят новые программные документы (1938, 1945).

    50-е гг. характеризуются вниманием к умственному раз­витию подрастающего поколения. В концепцию воспитания вносятся соответствующие коррективы. В эти годы в до­школьных учреждениях было введено обязательное обуче­ние детей (Программа 1953-1954 г.) (А.П.Усова, Е.И.Ра- дина, Р.И.Жуковская, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова и др.).

    Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962). В дальнейшем эта Про­грамма переиздавалась с некоторыми дополнениями и уточ­нениями вплоть до 1979 г.

    Все названные выше концепции и программы так или иначе были подчинены одной идеальной цели - воспита­нию всесторонне развитой, гармоничной личности, а дей­ствовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей систе­мы дошкольного воспитания.

    Общественно-политические события конца 80-х гг. по­требовали разработки новой концепции воспитания под­растающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной моде­ли воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея вос­питания, направленного на развитие индивидуальности, са­мобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллекти­визма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

    Важным событием явился факт принятия народами мира (и наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринима­лись в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые: теория Я. А. Коменского - XVII в.; Женевская декларация прав ребенка - 1924 г.; Декларация прав ребен­ка Н. К. Вентцеля - 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др.

    Конечно, принятие документа еще не означает, что все его положения активно реализуются в нашей стране. Нуж­ны не только новые концепции и программные документы — требуется изменить педагогическое мировоззрение всего на­селения, и педагогов прежде всего. А для этого необходимо время. Но тем не менее уже в Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предла­гающие свое решение концепции личностно-ориентирован- ного воспитания детей. Это программы «Радуга» (сост. Т. Н. Доронова. - М., 1996 и другие издания), «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, JI. М. Гурвич. - СПб., 1996), «Развитие» (подготовлена к публикации О. М.Дьячен­ко, Н. С. Варенцовой, - М., 1994), «Истоки» (М.,1997) и др.

    Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

    Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи от­ражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Конкретные задачи мы рассмотрим ниже, когда приступим к изучению содержа­ния и методики педагогической работы с детьми по каждо­му аспекту воспитания. Здесь же важно уяснить, что, не­смотря на то что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно вза­имосвязаны и оказывают существенное влияние друг на дру­га. Нравственное воспитание нельзя осуществить без реше­ния задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены (если это возможно) от задач нравственного воспитания.

    Одной из качественных характеристик любой науки яв­ляется нахождение закономерностей развития объекта иссле­дования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошколь­ного возраста. Что же такое закономерности воспитания?

    Закономерности воспитания - это связи между компонен­тами системы, которые обеспечивают определенный резуль-

    г» тат воспитания. Закономерности отража-

    !Раздел первый ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 4

    i ■ бпиотека 1 13

    I и 0( нХ^ 1 13

    РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ 38

    .Раздел второй 50

    СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 50

    Глава VI 50

    Глава VII ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 59

    Глава VIII 66

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 66

    Задание 94

    Глава IX УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 99

    воспитание - ^ 104

    Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. 105

    Задания 122

    Глава X ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 124

    Все названные выше средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзязабывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. 130

    Приведем пример удачного сочетания различных средств. 130

    В данном примере хочется подчеркнуть следующее. Ве­дущим (доминантным) видом деятельности является слуша­ние-восприятие. Остальные виды художественной деятель­ности помогают его активизации. Однако их подбор не слу­чаен, а педагогически целесообразен. Так, рисование помогает понять эмоциональное состояние детей при слу­шании пьесы по известной методике - «цвет - настроение» (см. кн.: Дубровская Е.А. «Раз ступенька, два ступенька- будет ... песенка». - М., 1997). 131

    Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы. 131

    Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного. 131

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта