Главная страница

Учебник для учащихся общеобразовательных V учреждении Под общей редакцией академика ран


Скачать 16.81 Mb.
НазваниеУчебник для учащихся общеобразовательных V учреждении Под общей редакцией академика ран
АнкорIstoria_Drevnego_mira_5kl_Andreevskaya_T_P_i.pdf
Дата16.01.2018
Размер16.81 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_Drevnego_mira_5kl_Andreevskaya_T_P_i.pdf
ТипУчебник
#14299
страница3 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1 . Каковы были природные условия Двуречья? 2. Что было общего ив чем отличие в природных условиях Древнего Египта и Двуречья?
3. Какие достижения шумеров в области культуры используются в наше время
4. Что нового царь Саргон ввел в свою армию
5*. Каким нашим поговоркам соответствуют следующие шумерские пословицы Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку Увернулся от дикого быка натолкнулся на дикую корову. Изучаем источник з•
Отрывки из гимна в честь бога Энлиля, создателя вселенной Без Энлиля, Великой Горы, Не было бы возведено ни одного города, не было бы заложено ни одного селения. Не было бы построено ни одного хлева, не было бы устроено ни одного загона. Не возвысился бы ни один царь, не родился бы ни один верховный жрец
<
> У работников не было бы ни смотрителя, ни надсмотрщика ... Реки в паводок не разливались бы. Рыбы морские не метали бы икру в зарослях тростника, Птицы небесные не вили бы гнезда наземных просторах, В небе летучие облака не отдавали бы свою влагу. .. Какую роль в жизни людей играл, по мнению шумеров, бог Эн­
лиль? Придумайте свой вариант гимна от имени шумеров в честь бога дну или бога Энки. Древний Вавилон Вавилонское царство при царе Хаммурапи В м тысячелетии дон. э. на берегу Евфрата появилось небольтое поселение, получившее название Врата бо­
ЖЬИ>> -
Бабили (Вавилон. Прошли столетия, и некогда маленькое поселение превратилось в большой город. Вавилонский царь Хаммурапи ( 1 792-1750 годы дон. э) вновь
67
объединил всю Месопотамию в большое государство, которое мы называем Вавилонией. В период правления Хам­
мурапи бьш составлен свод законов - письменных документов, в которых закреплены определенные правила поведения и наказания за преступления. Законы Хаммурапи бьши высечены на стеле - высоком черном камне, установленном вертикально. Эти законы - очень важный источник знаний по истории Месопотамии. Из них можно многое узнать о древневави­
лонском обществе. В судебнике Хаммурапи бьшо
282 статьи. Там говорилось, например, о наказании вора. В зависимости оттого, что человек украл, его могли либо казнить, либо заставить вернуть стоимость украденного. Теперь суд вершился на основании именно этих законов. Население делилось на свободных граждан, царских служащих и рабов. У царских служащих не было собственной земли, они получали ее в пользование как вознаграждение за службу государству. Полноправные граждане отличались по своему имущественному положению - одни жили богаче, другие беднее. Особую группу служащих составляли воины. Попер вому приказу царя воин должен бьш быть готовым к походу. За отказ участвовать в боевых действиях, даже если воин вместо себя нанимал другого человека, ему грозила смертная казнь. За военную службу солдат получал участок земли и орудия труда для его обработки. Однако продать эту землю, отдать за долги или передать детям по наследству бьшо нельзя. Выкуп воина из плена осуществлялся за счет средств храма той местности, откуда он ушел в походили за счет государственной казны. Если воин погибал, то вдова с малолетним сыном имела право на часть надела. Часть населения Вавилонии составляли рабы. Они могли принадлежать государству, храму, частным лицам. Рабом мог стать пленный, человек, совершивший преступление или не уплативший долги. Несмотря на подневольное положение, рабу разрешался брак со свободной женщиной, их дети считались свободными. Сын рабыни пожеланию хозяина мог стать его наследником. Раб даже мог оспорить в суде свое положение, но для этого ему требавались серьезные доказательства. В противном случае его ожидало суровое наказание.
Хаммурапи ограничил долговое рабство тремя годами. По вавилонским законам запрещалось кредитору
- человеку, дающему деньги, товары или продукты в долг с условием выплаты процентов, - изводить должника тяжелым трудом и побоями. Религиозные верования вавилонян Успехи в земледелии, ремесле и других занятиях, по мнению вавилонян, зависели от воли богов. Вавилоняне считали, что боги связаны с небесными телами. Так, бог Ша­
маш олицетворял Солнце, бог Мардук - планету Юпитер, бог Син - Луну, бог подземного мира Нергал - планету Марс, богиня любви и плодородия Иштар - Венеру. Каждому божеству соответствовало священное число, которое в клинописи иногда заменяло имя бога. Для обозначения первого священного бога
Ану ставили цифру 60, бога владыки стихий, потопов, бури и других бедствий - 50. Вавилоняне представляли богов в образе людей, наделенных необычайной внешностью колоссальный рост, сверкающие глаза, огненное дыхание. Они верили, что боги обладают силой, которая дана вечно. Вавилоняне верили, что кроме богов существовали еще злые и добрые демоны. Самых опасных демонов называли семеро злых. Для защиты от них вавилоняне в домах имели изображения добрых сил, прежде всего наиболее главных из них - семерых мудрых. Как правило, их изображали в виде странных существ, например в виде человека с птичьей головой и крыльями. Чудеса Вавилона При преемниках Хаммурапи Вавилон начинает терять свое лидирующее положение в Месопотамии. Вскоре ослабленная внутренними распрями Вавилония была
69
Ворота Иштар. Вавилон Vl в. дон. э. Дракон Сирруш наворотах богини Иштар. Изразцы. Вавилон Vl в. дон. э. покорена своим северным соседом - Ассирией, которую населял народ, родственный вавилонянам. После разгрома Ассирийской державы вновь происходит возвышение Вавилона. Наступает время Нововавилонского царства. Его расцвет приходится направление царя На­
вуходоносора II (VI век дон. э. Именно при нем Вавилон становится самым крупным городом на Востоке. Город представлял собой неприступную крепость, окруженную рвом шириной 1 2,5 метра. За ним поднималась внешняя стена Немет Энлиль, что означало место, где живет бог Энлиль», толщиной
3 метра. Затем шла вторая, внутренняя, стена Имгур Энлиль - услышал бог Эн­
лиль». На стенах через каждые 20 метров возвышались выдвинутые вперед прямоугольные башни. От центрального входа в город шла Дорога процессий в честь главного бога Вавилона Мардука. Эта дорога вела к священным воротам, которые были посвящены богине плодородия
Иштар. Продолжением Дороги процессий в черте города была центральная улица шириной 1 0-20 метров. Путешественник мог попасть в столицу Вавилона и через другие ворота. Всего их было восемь. Отворот шли прямые широкие улицы, делившие город на прямоугольные кварталы. Каждый квартал имел свое название. Здесь же располагались небольшие храмы.
70
Дорога процессий вела к знаменитой Вавилонской башне, производившей неизгладимое впечатление на путешественников своей грандиозностью. Это был один из самых больших зиккуратов в Месопотамии.
Вспомиитеt Какой храм называется зиккуратом? В чем его особенность Вавилонская башня была квадратной формы, длина одной ее стороны составляла
90 метров. Такой же была и высота. Каждые семь ступеней башни имели свой цвет. На последней ступени находилось святилище бога Мар­
дука с золотой крышей. Башня имела потайные ходы и лестницы, по которым жрецы поднимались к святыне. Храм был виден издалека. Это был символ мощи и богатства города. Другой достопримечательностью Вавилона были сады Семирами­
ды - вечнозеленые висячие сады, считавшиеся одним из чудес света. Платформы, сложенные из камня, поддерживали колонны высотой
25 метров. На них насыпали землю. Чтобы вода не просачивалась, платформы покрывали камышом, кирпичом и заливали асфальтом. Ярусы соединялись лестницами. Цветы и деревья, посаженные там, были привезены из разных стран. На верхнем ярусе находился бассейн. Из него вода стекала ручьями по специальным руслам.
8 Один из древнейших сводов законов бьш принят вправление царя Хаммурапи.
Зиккурат Этеменанки, так называемая Вавилонская башня Висячие сады Семирамиды
7 1

8 В течение нескольких тысячелетий город Вавилон был самым крупным городом Передней Азии. Вопросы и задания
1. Расскажите о вавилонском обществе в период правления царя Хаммурапи. 2. Каковы были источники рабства в Вавилоне
3. Чем отличались религиозные верования вавилонян и древних египтян, шумеров
4. Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Вавилон (см. памятку
N2 3). 5. Почему висячие сады, а не Вавилонская башня считались чудом света
6*. Согласны ли вы со словами греческого историка Геродота:
<< Вавилон устроен так прекрасно, как ни один из известных наших городов. Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию.
7*. Используя дополнительную литературу, расскажите библейскую легенду о Вавилонской башне. Изучаем источник Из законов царя Ха.м.мурапи О воинах Статья
35. Если кто-нибудь купит из рук редума крупный или мелкий рогатый скот, данный редуму царем, то он теряет свое серебро. Статья
36. Поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму (легковооруженному воину) . . . не могут быть проданы за серебро. Какое вознаграждение полагалось вавилонянину, поступающему на военную службу Какие цели преследовало государство, охраняя собственность воинов и их семей О рабах Статья
16. Если кто-нибудь скроет в своем доме беглых раба или рабыню ... и на клич глашатая не выведет их, то этот домовладелец должен быть казнен. Статья
1 17. Если долговое обязательство схватило человека ион продал за серебро жену, сына, дочь ... то три года они должны обслуживать их покупателя и их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода. О чем свидетельствует статья 1 6 ? Как выдумаете, почему Хам­
мурапи ограничил долговое рабство
72
Ассирийская держава Местоположение и природные условия Область, расположенную в средней части долины реки Тигр, в древние времена называли Ассирией. В настоящее время это северо-восточная часть государства Ирак. Урожай здесь зависел главным образом от дождей, поэтому ассирийцы говорили, что их глаза устремлены на дождь - небесный поток. По плодородию эта область значительно уступала низовьям Тигра и Евфрата. Однако в отличие от Южного Междуречья в Ассирии имелись полезные ископаемые. Горные районы бьuш богаты рудами металлов и камнем. Но особенно важным для Ассирии было то, что страна находилась на пересечении главных торговых путей. Одним из важнейших торговых пунктов стал город
Ашшур, расположенный на правом берегу Тигра. По его имени за всей страной и жившим в ней народом позже утвердилось название страна Ашшур», или Ассирия. Ассирийцы стали народом воинов, первыми в военном деле. В П веке дон. э. ассирийская армия стала самой многочисленной и сильной на Древнем Востоке. Ассирийская держава Границы Ассирийского царства Важнейшие
...--. Основные направления города завоевательных походов
1
-
Финикия; 2 Палестина
3 Сирия
73 Четверо воинов на ассирийской боевой колеснице
Ассирийское войско
Вспо�тите! Какой была древнеегипетская армия У ассирийцев было хорошо обученное и вооруженное войско. Оно подразделялось на воинские части по виду оружия. Здесь были колесничие, всадники, тяжело- и легковооруженные воины. В отличие от армий других народов в ассирийском войске значительную роль приобрела не колесница, а конница. Всадники и колесничие были привилегированной частью войска. Конно-колесничие части выстраивались вовремя битвы впрямую линию. Их стремительный натиск, сопровождавшийся градом стрел, приводил в замешательство противника. Затем они рассыпались по всей равнине, давя отступающих воинов колесами и лошадиными копытами. Именно ассирийцы стали первыми использовать конницу. Основу ассирийской армии составлял так называе}'tый царский полк - постоянное войско. Его солдаты находились на царском довольствии, имели одинаковое вооружение и форму. В состав армии входили особые подразделения, которые имели орудия для осады крепостей. Так, при помощи катапульт осажденный город забрасывали тяжелыми камнями. Катапульты могли метать камни весом примерно в
1 О килограммов на расстояние в полкилометра. Но чаще их заряжали глиняными сосудами, наполненными горящей смолой. Кроме катапульт ассирийцы применяли стенобитные орудия - тараны. Их раскачивали десятки людей, и они своей тяжестью пробивали бреши в воротах и стенах вражеского города. Можно сказать, что основы осадной техники были заложены в ассирийской армии. Готовясь к военному походу, ассирийцы стремились выведать намерения будущего противника. Проводились целые разведывательные операции, которыми руководили виднейшие люди государства. Важное место занимала дезинформация соседей, на которых ассирийцы собирались напасть. С военным делом была связана жизнь многих жите

Ос:ща города ассирийцами лей Ассирийского царства. Одни служили в армии, другие во вспомогательных подразделениях, третьи производили необходимое воинское вооружение и осадную технику. Отношение к населению покоренных областей и стран Ассирия вела многочисленные войны с целью грабежа, захвата соседних стран, важнейших мест добычи полезных ископаемых, караванных путей. Кроме того, завоеванные области представляли интерес в качестве плацдарма для развертывания новых военных походов. Для военных действий и торговли ассирийцам были жизненно необходимы хорошие дороги. Они первыми в мире стали прокладывать пути, мощенные камнем и кирпичом, а некоторые участки покрывали асфальтом. Дороги, проходящие через пустыню, охранялись. Через каждые
20 километров были устроены колодцы и станции, на которых царские гонцы могли поменять лошадей. Ассирийцы умели строить мосты.
75
Каким же было положение покоренных народов Отдаленные страны время от времени платили дань
- подать с населения, взимаемую победителем с коренного населения. Ближе расположенные страны и области облагались ежегодной, более тяжелой данью и управля­
лисЪ ассирийскими чиновниками. В случае восстания ассирийцы обрушивали на мятежников всю свою военную мощь. Дело заканчивалось полным разорением области, истреблением одной части населения и угоном в плен, рабством - другой. Безлюдная земля приходила в полное хозяйственное запустение. По своей жестокости ассирийские цари, полководцы, воины превзошли другие древневосточные армии, тоже не проявлявшие жалости к побежденным народам. Изощренные пытки и издевательства над побежденными врагами считались в Ассирии нормальным явлением.
Qднако расправы и запугивание покоренных народов, их безжалостное разграбление не уменьшало число восстаний против ассирийского господства. В
VIII веке дон. э. ассирийские цари начинают массовое насильственное переселение покоренных народов. В организованном порядке коренных жителей изгоняли из их родных мести заставляли селиться на другой окраине державы. На место угнанных жителей ассирийцы пригоняли переселенцев из другого захваченного ими района. По возможности водном месте селили людей разного происхождения и говоривших на разных языках. Это мешало переселенцам объединиться в борьбе против завоевателя. Неудивительно, что покоренное население ненавидело своих угнетателей. При царе Ти глатпаласаре
III
( 745-727 годы дон. э) и его преемниках Ассирия превратилась в крупнейшую державу Древнего Востока, достигла своего наивысшего могущества. Она простиралась от гор Заrроса до Средиземного моря и долины Нила. В
669-633 годах дон. э. правил Ашшурбанипал
II - самый образованный из ассирийских царей. Именно ему мы обязаны первой в мире библиотекой. В ней было собрано огромное количество глиняных табличек, покры-
76
Статуя дшшурбанипала 11
Ашшурбанипал 11 охотится на льва. Рельеф из Ниневин тых клинописью. Каждая табличка имела свой номер. Все они были размещены на полках по специальным разделами областям знаний. Здесь хранились литературные произведения, исторические и религиозные сочинения, судебники и многое другое. После смерти Ашшурбанипала в Ассирийском царстве начались смуты. В гибели Ассирии бьmи заинтересованы завоеванные области и страны, соседние народы, опасавшиеся ее разрушительных военных походов. Они называли Ассирию логовищем львов , ее столицу Ниневию -городом крови. Чтобы сокрушить мощь Ассирии, требовалось создание союза ее противников. В 612 году дон. э. Ассирия пала под ударами Вавилона и Мидии. Входе войны Ниневил бьmа разрушена, однако библиотека царя Аш­
шурбанипала уцелела. Огонь не повредил глиняных книг.
8 Ассирия имела одну из лучших армий на Древнем Востоке.
8 Входе завоевательных походов Ассирия превратилась в мощную военную державу.
8 В столице Ассирин Ниневин царем Ашшурбанипа­
лом была собрана богатейшая библиотека глиня­
НЬIХ КНИГ.
77
Вопросы и задания
1. Как местоположение и природные условия Ассирии повлияли на занятия населения 2. Какие преимущества имела ассирийская армия перед другими армиями Древнего Востока
3. Какую цель преследовали ассирийские цари, осуществляя переселения части завоеванных народов
4. Каким было отношение ассирийцев к покоренным народам
5*. Можно ли сказать, что в Ассирии имелись многочисленные группы населения, жившие исключительно ради войны и за счет войны Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию.
Финнкия Природные условия и хозяйственная жизнь Территория Финикии занимала полосу земли на восточном побережье Средиземного моря. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой, всего три месяца. Самым неприятным явлением природы был суховей, представлявший серьезную угрозу для земледелия. Пахотное земледелие было ограничено из-за недостатка плодородной почвы. Зато широкое распространение получило садоводство. Большое богатство представляли леса горного хребта Ливана, ограничивавшие страну с востока. Здесь в изобилии росли кедр и другие ценные породы деревьев. Города и селения располагались по береговой линии. Так, на севере был город, который греки назвали Библ
(по-финикийски Гевал, что в переводе означает гора. Самый крупный из финикийских городов назывался Тир
(по-финикийски Цур - скала. Третьим большим городом был Сидон - город рыбной ловли. Самым недоступным для неприятеля, не имевшего флота, был город Тир. Он состоял из двух поселений - материкового и островного. Когда было невозможно спасти от врага материковую часть, жители перебирались на остров. Снабжение острова они осуществляли с помощью кораблей.
78
Древняя Финикия
D
Финнкия
D Земли, захваченные Главные города финикийцев Важнейшие морские торговые пути финикийцев н колонизированные финикийцами Финикийские колонии В финикийских городах рано стали развиваться ремесла. О литейщиках, строителях, ткачах и других ремесленниках добрая слава шагнула далеко за пределы их родных мест. Именно финикийские мастера стали производить стекло разных сортов - от темного и матового до бесцветного и прозрачного. Стекло в древние времена не использовали, как теперь, для застекления окон. Из него делали украшения и сосуды, которые очень ценились и составляли важную часть убранства домов. Финикийцы первыми стали добывать пурпурную краску из особой породы морских улиток. Добыча этой краски была широко развита в Сидоне и Тире. Одежду, окрашенную в пурпурный цвет, могли носить только цари и военачальники. Одним из главных занятий финикийцев была морская торговля. Первые мореплаватели Морские путешествия считались в древности очень опасным занятием. Относительно безопасным для плавания бьшо время с конца сентября по конец ноября. Но и тогда
79
случались штормы и бури, уносившие небольшие суденышки далеко в море. Там их часто ожидала гибель. Бессильные в борьбе со стихией, древние люди рассчитывали только на милость богов. Даже умея ориентироваться по звездам, мореплаватели страшились упускать из виду берег. Финикийцы, несмотря на все опасности, отправлялись в далекие плавания, потому что торговля давала очень большую прибыль. Они первыми стали строить парусные корабли для морских путешествий. Для защиты от неприятеля финикийцы изобрели судовой таран, который помещали в носовой части судна. Финикийцы считались в древности отважными мореплавателями. Они первыми, двигаясь вдоль берегов Пиренейского полуострова, прошли через узкий пролив между двумя скалами, стоящими друг против друга. Мореплаватели назвали их столпами Мелькарта» в честь бога - покровителя города Тира. Позже этот пролив стал называться Гибралтарским. Финикийские города были центрами торговли Передней Азии. Из продуктов собственного производства здесь вывозили сушеную рыбу, оливковое масло, кедровый и дубовый лес, пурпурную краску. Нередко финикийцы брали на себя роль посредников в торговле - покупали и продавали в разных местах товары, которые сами не производили. Прокладывал морские торговые пути, финикийцы основывали колонии - поселения на чужой территории. Они служили базами для проходящих ко-
Финикийский военный и торговый корабли
80
раблей, а также являлись опорными пунктами в случае военных конфликтов с местным населением. Самой известной финикийской колонией был город Карфаген, основанный на севере Африки в
IX веке дон. э. Финикийские мореплаватели имели дурную славу хитрых и безжалостных работорговцев. Их корабли могли пристать к прибрежному поселению, и если там бьшо много мужчин, то начиналась торговля. Но если большинство мужчин отсутствовали, Т) остальных жителей, застигнутых врасплох, насильно сажали на судно, а затем продавали на рабовладельческих рынках. Самым грандиозным морским путешествием финикийцев считается их плавание в конце
Vll века дон. э. по поручению египетского фараона. Затри года они обогнули всю Африку и вернулись в Египет. Подобное путешествие затем совершат и европейцы, но произойдет это только в конце
XV века н. э. Финикийский алфавит Вспомните Какое письмо существовало в Древнем Египте и Месопотамии В чем заключались трудности этого письма Развитие мореплавания и торговли, в которых была занята значительная часть населения финикийских городов, требовало простого и доступного письма. Финикийцам принадлежит заслуга создания и распространения первого алфавита. Он насчитывает всего 22 буквы, обозначавшие согласные. Гласные буквы на письме не обозначались. Слова при написании не разделялись, поэтому иногда трудно бьшо понять, где кончается одно слово и начинается другое. Финикийцы писали справа налево. Первыми среди народов Европы алфавиту финикийцев переняли греки. Это произошло примерно в
IX веке дон. э. Древние греки изменили направление письма - стали писать слова слева направо. Поэтому соответственно зеркальным стало и написание букв.
81

:0 Греческий
>:S: е
>:S:
:s:
:s:
:s:
>:S:
� о

:s: u
L.. r
>:S: r о
:s:
Ql
111
:0
:s: а. r о
Ql
111 1-
Ql
:s:
� а. о n:l
::s: е u
Cl r

.4 гл. 4- Ад А
[L
3 9 8 6 6



"'
, го
ТТ1 ЕЕ Сопоставление египетских иероглифов, финикийского письма, Финикийская буква <<>t >>, написанная справа налево, стала греческой К. Греки дополнили финикийский алфавит семью буквами для обозначения гласных. Для этого они использовали некоторые финикийские буквы. Например буква <<алеф>> была использована в греческом алфавите для обозначения звука а (буква альфа. Греческий алфавит переняли и переработали в Риме. Так сложился латинский алфавит. Он стал основой многих современных европейских алфавитов. Славянская азбука, а затем и русская построены на основе греческого алфавита. греческого и латинского алфавитов
8 Финикийцы были первооткрывателями новых морских путей и ранее неизвестных на Востоке земель. Они основали много колоний.
8 Финикийцы создали алфавит, от которого происходят все алфавиты мира. Вопросы и задания
1. Какое влияние оказали природные условия на хозяйственную жизнь финикийцев. Какие изобретения были сделаны финикийцами
3. Можно ли назвать финикийцев открывателями новых земель
4. Подумайте, какими личностными качествами должен был обладать финикийский мореплаватель
5*. Составьте рассказ от имени финикийца о морском путешествии, отметив цель поездки, маршрут и ход путешествия. Изучаем источник Предание о богах северофииикийского города
Угарит Мот - бог иссушающего солнца, губящий растения и животных, владыка подземного мира, пригласил Баала
- бога земледелия и плодородного дождя в гости. Баал принял приглашение, но погиб от рук коварного Мота. Сестра Баала, богиня Анат - покровительница подземных вод, реки морей, пустилась на поиски брата. Она нашла его мертвым в подземном царстве. Анат погребяа брата и принесла богам щедрые жертвоприношения, ноне смирилась с гибелью Баала. Она потребовала, чтобы Мот вернул ее братана землю. Мот отказался, и тогда она убила его. Разрубив тело Мота на мелкие кусочки, она разбросала их в поле. Баал ожили, победив своих врагов, вновь занял трон. Однако и Мот возродился. Предание зю<анчивается борьбой между ними Баалом. Победил в ней бог земледелия и плодородного дождя. С каким древнеегипетским мифом о богах перекликается сюжет финикийского предания Выскажите свои предположения, почему в разных районах Древнего Востока возникли мифы с похожими сюжетами. Древняя Палестина Природные условия Палестины Палестина расположена на восточном побережье Средиземного моря. В этом районе сухое лето, осадков выпадает мало, поэтому в древности в период дождей воду приходилось Древнееврейское царство ДАМАСК
-
Израильско-иудейское царство в Х в. дон. э. собирать. Главная река - Иордан - впадает в Мертвое море. Вода в этом море настолько соленая, что в нем невозможна какая-либо жизнь. Палестина делится на две отличающиеся друг от друга части. Северная часть - это, прежде всего, район долины Иордан с хорошей землей для зернового хозяйства и скотоводства. Юг Палестины в противоположность северу не отличается плодородием. Это гористая пустыня с оазисами. Примерно три с половиной тысячи лет назад в Палестину пришли племена, которые называли себя «ибрим» ( евреи.
83
Ветхий Завет Священной книгой евреев является Ветхий Завет. Это самая древняя часть Библии (в переводе с греческого книга ) , в которую кроме Ветхого Завета вошел и Новый Завет. Особенно почитаются евреями пять первых книг Библии - Тора, или Пятикнижие Моисеево. В отличие от других народов Древнего Востока древние евреи пришли к вере водного Бога. Они поклонялись Богу Яхве, который заключил сними договор - Завет. Евреи считали Яхве единственным Богом и творцом мира, а себя - богаизбранным народом. Сюжеты Ветхого Завета тесно связаны с исторической судьбой древнееврейского народа. В нем рассказывается, например, о сотворении первого человека, Адама, о Всемирном потопе, который уничтожил все живое, о египетском плене, о переселении в Землю обетованную. По ветхозаветному преданию, родоначальником еврейского народа является Авраам. Он происходил из месопотамского города Ур. После долгих скитаний Авраам вместе с семьей пришел в далекую Палестину. В это время здесь уже жили хананеи. Далее из Ветхого Завета можно узнать, что Моисей. Мозаика церкви Сан-Витале. Равен на часть еврейских племен, спасаясь от голода, переселилась в Египет. По преданию дочь фараона воспитала одного из еврейских детей и дала ему имя Моисей. Когда Моисей вырос, он возглавил исход евреев из Египта и повел их в Палестину. Согласно Библии на горе Синай Бог через Моисея вручил евреям каменные плиты - скрижали, на которых были записаны десять заповедей, и среди них такие Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира (то есть не создавай изображений других богов и не поклоняйся им) ...
84
Почитай отца твоего и мать твою ... Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего. Почему эти заповеди никогда не потеряют своей значимости Какие выражения из заповедей перешли в нашу повседневную жизнь Борьба с филистимлянами На рубеже
XIII-XII веков дон. э. вдоль побережья Средиземного моря осели пришельцы, которых называли филистимлянами. Именно от них происходит греческое название « Палестина , что означает земля филистимлян. Позже это название распространилось не только на побережье, но и на примыкающую к нему страну. Филистимляне уже умели делать оружие из железа. Они стали грозными противниками древнееврейских племен, которые имели лишь бронзовое оружие. Филистимляне стали захватывать города, в том числе город А. Мантенья. Самсон и Далила
Силом, где находилось главное святилище евреев. В Ветхом Завете рассказывается об израильском богатыре Самсоне. Никто не мог сравниться с ним в силе. Однажды он спас своих родителей от льва, разорвав его пополам. Но особенно страшен был Самсон филистимлянам. После одной из побед Самсона над войском филистимлян они решили узнать, в чем тайна его силы. Они подкупили красавицу Далилу, в которую был влюблен богатырь. Коварная
Далила выведала, что сила Самсона заключается в его длинных волосах. Когда Самсон уснул, она обрезала ему волосы, лишив тем самым волшебной силы. Филистимляне сковали ослабевшего богатыря цепями и ослепили его, а затем заставили безостановочно крутить жернова ручной мельницы. Время шло, волосы постепенно отрастали, ас ними возвращалась мощь Самсона. Однажды враги привели его в храм. Когда прислужники подвели Самсона к колоннам, на которых держалась крыша, он ухватил их руками и сотряс с такой силой, что храм рухнул. Под его обломками остались множество филистимлян, но погиб и сам герой. Древнееврейское царство Первым израильским царем был Саул, воевавший с филистимлянами. Входе этой борьбы Саул и его сыновья погибли. Царем был избран один из военачальников-из­
раильтян, Давид. По преданию еще юношей он победил страшного великана Голиафа. Давид продолжил борьбу с филистимлянами и добился больших успехов. При нем столицей стал город Иерусалим. Давид процарствовал тридцать лет. После его смерти царем стал его сын Соломон. В период его правления царство почти не вело войн и достигло наивысшего расцвета. Страна имела выход в Средиземное и Красное моря, что способствовало развитию морской торговли. Царь Соломон предпринял ряд мер по укреплению государства, разделив его на 1 2 областей. Каждой из них правил наместник. Один месяц в году он отвечал за расходы по содержанию царского двора и войска. Соломон ввел налоги и повинности. Много внимания он уделял строительству храмов и дворцов, прежде всего в Иерусалиме. В преданиях Соломон предстает мудрыми справедливым правителем. До сих пор говорят «Соломоно-
Храм в Иерусалиме. Реконструкция ВО решение, КОГДа имеют В ВИду мудрое, правильно принятое решение.
86
Рафаэль. Суд Соломона. Мозаика. Рим. Ватикан Однажды к Соломону nривели двух женщин. Одна из них держала на руках новорожденного младенца. Каждая из женщин уверяла царя, что это ее сын. Они обратились к царю с nросьбой разрешить их спор, чей же это ребенок. Соломон приказал стражнику разрубить мечом ребенка nоnолам и отдать по половине каждой из женщин. И тогда одна из женщин сказала
<<0, господин мой Отдайте ей ребенка, не умерщвляйте его. Другая же настаивала Пусть жене будет ни мне, ни ей, рубите. И тогда царь nриказал отдать дитя той женщине, которая была готова отказаться от него, лишь бы он остался жив. Почему царь Соломон поступил именно так Царствованием Соломона завершается восьмидесятилетний период существования единого царства. После его смерти государство распалось на два царства Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. В VII веке дон. эпод ударами Ассирии пало Израильское царство. В VI веке дон. э. новый могущественный враг, вавилонский царь Навуходоносор, чья держава выросла на руинах Ассирии, уничтожил Иудею.
8 Ветхий Завет
- первая часть Библии.
8 В Древнем Израиле возникло единобожие, то есть вера водного Бога (Яхве ).
8 Высшего расцвета Израильское царство достигло в период правления царей Давида и Соломона. Вопросы и задания
1. Что рассказывает Ветхий Завет о судьбе древнееврейского народа 2. Какие мифологические сказания Ветхого Завета вызнаете. Составьте рассказ об Израильском царстве (см. памятку NQ 3}.
4. Опираясь на библейские сюжеты, покажите, в чем заключалась мудрость Соломона.
5*. Прочитайте в Библии сказание о Всемирном потопе. Что общего между сюжетом из Библии и шумерским мифом Чем объяснить, что у разных народов возникали мифы о Всемирном потопе Изучаем источник Познакомьтесь с одной из притч царя Соломона записанной в Библии Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нету него ни начальника, ни приставника, ни повелителя но он заготовляет летом хлеб свой, собирает вовремя жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать Когда ты встанешь от сна твоего Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь и придет как прохожий бедность твоя и нужда твоя как разбойник. Какие наставления следуют из этой притчи Почему в качестве противоположности ленивцу выбран в притче муравей Древняя Персия Создание Персидекой державы В ассирийских надписях
IX-VII веков дон. э. упоминается народ персов, обитавший на юго-западе Иранского нагорья. После разгрома Ассирии область, заселенная персами, - Персида - вошла в состав Мидийекай державы. В 558 году дон. э. царем Персиды стал Кир
II, которого называли Великим. Согласно легенде он был сыном пер­
сидекого вождя и мидийекай царевны. Вполне вероятно, что эта легенда имеет реальную основу, так как мидий­
цы, стремясь укрепить союз с персами, заключали браки между представителями их и своей знати.
Кир выступил против мидийского царя и после трехлетней войны одержал блестящую победу и захватил всю его державу
(
550 год дон. э.
)
Возглавив государство, Кир большое внимание уделил армии. В ее составе преобладала конница, перед которой колесницы отступили на второй пЛан. Атака персид-
88

Персидекая держава МИДИЯ Исторические области и б еры Народы и nлемена Столицы держав Прочие города Царская дорога из Эфеса в С узы
D Территория Персиды
D Территория Персидекой державы кв. ДО н. э. ской конницы считалась непреодолимой. Персидекая армия во главе с Киром захватила земли, принадлежавшие Ассирии и Нововавилонскому царству. Под натиском персов пал Вавилон. Затем царь Кир устремился на северо-восточную границу своего государства, чтобы обезопасить ее от вторжений кочевых племен. В битве с племенами массагетов в 530 году дон. э. он потерпел поражение и погиб. После смерти Кира царем стал его сын Камбиз, завоевавший в 525 году дон. э . Египет. Однако он вскоре погиб. В Персии в течение двух лет шла борьба за царский трон, в которой одержал победу один из младших членов царского рода. Он вошел в историю под именем Дария
1. ф Определите по карте, где проходили границы Персидекой державы к концу
Vl века дон. э.
89

Дарий l
Персидекая держава при Дарии
1 Наивысшего могущества Персидекая держава достигла при Дарии
1
(
5 2 1 -486 годы дон. э . ) . При нем Персию стали называть
« Царством страна ее правителя - царем царей. Все государство при Дарии
1 было разделено на области - сатрапии. Во главе каждой стоял правитель - сатрап. Население сатрапий было обязано платить налоги выполнять строительные работы. Жители Персии налогов не платили. За редкими исключениями границы сатрапий не совпадали с прежними рубежами так царь боролся с традициями былой сплоченности. Управление сатрапией Сатрап. Осуществлял Военачальник. Охранял Царский писец. Контра- судебную власть, еле- границу, обеспечивал лировал деятельность дил за хозяйственной порядок, возглавлял сатрапа жизнью и поступлением гарнизон налогов Сатрап, военачальники царский писец были независимы друг от друга и подчинялись непосредственно царю, который их назначал. В Персидекой державе существовали также особые чиновники, прозванные царскими глазами и ушами . Обычно они появлялись, когда их менее всего ждали. Эти чиновники обо всем докладывали царю. Самой знаменитой резиденцией персидских царей был Персе­
поль. Главной его достопримечательностью были дворцы. В них располаrались покои царя и его многочисленных родственников, а также залы для торжественных приемов.
90
При Дарии
1 была создана сеть благоустроенных дорог, которые пересекали обширную Персидскую державу. Особенно хорошо была обустроена так называемая царская дорога. Она соединяла город Сузы - одну из столиц Дария
1
- с Эфесом, расположенным на берегу Эгейского моря. Через каждые 25 километров находились станции со служебными помещениями. В Персидской державе была организована первая государственная почта. На определенном расстоянии друг от друга находились посты всадников, которые доставляли важные донесения, передавая их друг другу по принципу эстафеты. Почему для державы крайне важно было наличие хороших дороги налаженной сообщений
Персидекая армия Существование Персидекой державы во многом зависело от хорошо вооруженной и боеспособной армии. Основу персидекого войска составляли десять тысяч бессмертных воинов. По словам греческого историка
Геродота, они вазывались так, потому что их число оставалось неизменным если воин погибал, на его место ставили нового воина. Первая тысяча воинов составляла личную гвардию царя - его телохранителей. В нее могли попасть только сыновья знатных персов, воспитывав­
шисся при царском дворе. Остальные девять полков бессмертных несли охрану царского дворца и сопровождали правителя в военных походах. Вовремя военных походов все народы Персидекого царства выставляли определенное количество воинов. Отказаться от участия в военной кампании никто несмел. Чтобы предотвратить восстания покоренных народов, в захваченных городах размещали военные гарнизоны. Состав этих войск был пестрым, но, как правило, в них не служили жители данной области. Религиозные верования персов Персы верили, что существует высшее божество Ахура­
мазда.
Ахурамазда - это бог добра, олицетворение света, жизни и правды. Он ведет непрерывную борьбу с Анхра­
Майнью, олицетворяющим зло, мрак и смерть. Человек в своих мыслях и поступках свободен, поэтому человече-
· екая душа является полем боя добра и зла. Долг человека - помыслами и делами бороться против Анхра-Май­
нью и его злых духов. Это религиозное учение, распространенное у персов, получило название зороастризм. Его основателем был проповедник Зороастр ( Заратуш­
тра). Персидекие жрецы пользавались славой чародеев и волшебников.
Персидекие цари считали Ахурамааду самым могущественным богом, нов тоже время покровительствовали культам богов в покоренных странах. Кир
II, захватив Вавилон, принес жертвы главному богу вавилонян - Марду­
ку. Он велел восстановить обветшавшие храмы Вавила­
нии, Ассирии. После захвата Египта сын Кира
11,
Кам­
биз, принял царскую корону по египетскому обычаю, поклонившись египетским богам. Дарий
1 строил храмы богу Амону и приносил дары другим египетским богам.
92
Во всех храмах покоренных стран и областей приносили жертвы местным богам от имени персидских царей.
8
Персидекая держава бьша самым большими могущественным государством Древнего Востока. Вопросы и задания
1. Какие преобразования в Персидекой державе осуществил

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта