Главная страница

учебник по фольклору 2. Учебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального


Скачать 2.7 Mb.
НазваниеУчебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального
Анкоручебник по фольклору 2.doc
Дата17.03.2018
Размер2.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебник по фольклору 2.doc
ТипУчебник
#16786
страница34 из 54
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   54

ДУХОВНЫЕ СТИХИ




1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ СТИХОВ



Духовные стихи — песни религиозного содержания, в кото­рых, по словам Г. П. Федотова, воплотился "религиозный гений нации". Они возникли как поэтическое освоение народом хри­стианского вероучения. Народные названия духовных стихов — стихи, старины, псальмы. Главный признак духовных стихов зак­лючается в противопоставлении всего христианского — мирско­му. В фольклоре духовные стихи могли появиться значительно позже X в., только после внедрения христианства в сознание народа. Самый старший по времени стих — "Плач Адама" — был известен в XII в. Массовое же распространение духовных стихов, по мнению ученых, начинается с XV в.
Духовные стихи не имеют четкого жанрового определения, так как они неоднородны. Как произведения, которые пелись, духовные стихи могли приближаться к различным песенным жан­рам. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, историческими песнями, балладами, лирическими песнями, при­читаниями.
Первоисточник духовных стихов — христианская каноничес­кая литература, однако наряду с ней большую роль играли апок­рифические произведения. Духовные стихи испытали воздей­ствие разных видов древнерусской книжности: Библии (Ветхого и Нового завета), житийных и нравоучительных повестей, "чу­дес" и проч. Обнаруживаются следы влияния церковных песно­пений, эстетическое воздействие иконы.
Русская народная вера не соответствует многим догматам православия или же соответствует им не полностью. В середине XIX в. известный историк Н. И. Костомаров писал: "Право­славная набожность хотела всю Русь обратить в большой мона­стырь. Однако русский народ постоянно соблазнялся запрещен­ным плодом. <...> Славянская натура вырывалась из византийс­кой рамки, в которую ее старались заключить"1. Народная рели­гия опиралась на православие, однако ее структура (по мнению Н. И. Толстого) складывалась из трех слоев: древней языческой религии, канонического устава церкви и живой народной тра­диции святости. Так, в народном сознании образ св. Георгия был сближен с человекоподобным солнцем, а языческое обоже-


ствление матери-сырой земли дало художественный сплав с об­разом Богоматери. Подобных примеров много. Все это позволя­ло глубоко выразить духовность русского народа.

Языческая стихия возникала в духовных стихах невольно, только в силу многовековой народной традиции. Если же к язычеству исполнители подходили осознанно, то оно неизменно порицалось. Упоминая грешни­ков, пели:
Дьявольския помышления

Вы завсегда помышляли,

Вы в гусли, во свирели играли,

Скакали, плясали

Все ради его, ради дьявола!1
Духовные стихи преследовали нравоучительную, дидактичес­кую цель; они соответствовали религиозным воззрениям и чув­ствам исполнителей и слушателей.

2. СРЕДА БЫТОВАНИЯ ДУХОВНЫХ СТИХОВ



Духовные стихи — это такой вид народной поэзии, который всегда был странствующим, бродящим из конца в конец Рос­сии, не прикрепляясь ни к какой отдельной местности. Носите­лями и, вероятно, создателями многих духовных стихов были колики перехожие.
Слово "калика", по общепринятому мнению, происходит от лат. caligae — так называли страннические сапоги с низким го­ленищем. Колики перехожие — паломники по святым местам и монастырям. А. Н. Веселовский считал, что традицию пения ду­ховных стихов наши калики переняли от ходивших на Русь с юга богомильских странников и прочих проповедников ерети­ческих учений раннего средневековья. П. Бессонов заменил в своем известном сборнике "Калеки перехожие" слово "калики" на близкое, часто в устном произношении (при разных вариан­тах ударения) неотличимое от принятого в древнерусской пись­менности: этим он подчеркнул, что в XIX в. пение духовных стихов было "профессией" бродячих слепцов.
Паломничество в Иерусалим, Царьград (Константинополь) и другие святые места в средние века имело массовый характер. В путь отправлялись не только простолюдины. Каличьи дружины обычно возглавляли представители высших сословий, как духов-

ных, так и светских. Среди калик были люди грамотные, знакомые с церковной письменностью, по словам Г. П. Федотова, "народ­ная интеллигенция". В древности у слова "калика" еще не было значения 'убогий, слепой, нищий' — оно приобретено позже.

Быт древней дружины калик-паломников изображен в эпической пес­не "Сорок калик со каликою":
А из пустыни было Ефимьевы,

Из монастыря из Боголюбова,

Начинали колики снаряжатися
Ко святому граду Иерусалиму... Калики избирают атамана, податамана и принимают устав (заповедь):
Кто украдет или кто солжет,

Али кто пустится на женский блуд,

Не скажет большему атаману,

Атаман про то дело проведает, —

Едина оставить во чистом поле

И окопать по плеча во сыру землю...
Эпическая песня называет калик удалы добры молодцы. В их изобра­жении использованы гиперболы. Так, на подходе к Киеву калики встре­тили охоту князя Владимира: повтыкали в землю посохи и сумочки пове­сили. А далее
Скричат калики зычным голосом, —

Дрогнет матушка сыра земля,

С дерев вершины попадали.

Под князем конь окорачился,

А богатыри с коней попадали…1
Украинские и белорусские нищие певцы-паломники исполня­ли свои песни под аккомпанемент лиры или бандуры; у русских калик музыкальный аккомпанемент обычно отсутствовал. Со вре­менем духовные стихи отчасти вошли в обычный репертуар на­рода, главным образом пожилых людей: в часы домашнего досу­га или спокойной работы крестьяне и благочестивые горожане напевали эти произведения. Ритуально обязательным было ис­полнение духовных стихов в среде старообрядцев и сектантов.
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   54


написать администратору сайта