Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ Тексты.

  • Исследования.

  • учебник по фольклору 2. Учебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального


    Скачать 2.7 Mb.
    НазваниеУчебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального
    Анкоручебник по фольклору 2.doc
    Дата17.03.2018
    Размер2.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебник по фольклору 2.doc
    ТипУчебник
    #16786
    страница36 из 54
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   54

    4. ПОЭТИКА ДУХОВНЫХ СТИХОВ



    По форме изложения духовные стихи распадаются на ряд песенных групп. Старшие эпические стихи строятся как ряд по­следовательных эпизодов (например, изображающих жизнь персонажа: "Алексей Божий человек"). Другая группа представля­ет собой монологи-причитания ("Плач Адама"). Одной из основ­ных форм старообрядческих псальм также являются монологи ("Покаянный стих"). Заметное место занимают стихи, построен­ные как диалоги персонажей. Во всех этих группах совпадает только концовка — провозглашение вечной славы тому, о ком пропето, или Богу, или им обоим. Последним словом часто бывает аминь (т. е. 'истинно так') — священное конечное заклинание.
    В построении песенных строк духовные стихи опирались на традиции русского народного тонического стихосложения, без рифмы. Характерны строки с тремя ударениями, когда после­днее ударение падает на 3-й или на 2-й слог от конца строки. Однако, как отмечал Ф. М. Селиванов, у духовных стихов нет единых принципов композиции стиха.
    В поэтическом стиле духовных стихов используются образы-олицетворения, выступающие в одном ряду с христианскими


    святыми. Например, в стихе "Аника-воин" Смерть предстает в виде кентавра:
    При пути при дороги

    Аники же чудо объявилось:

    У чуда ноги лошадины,

    У чудо тулово зверино,

    У чуда буйна глава человечья,

    На буйной главе власы до споясу.
    В старообрядческих псальмах была развита система иноска­заний, в которой использованы библейские аллегорические об­разы. Так, люди именуются овцы мысленные. Этот образ восхо­дит к Страшному суду, когда Бог воздаст всем по делам их: че­ловечество будет разделено на грешных — "козлищ" и правед­ных — "овец" (Евангелие от Матфея, 25, 106).
    В духовных стихах использовались гиперболы, параллелиз­мы. Часто употребляемые сравнения наследовали, с одной сто­роны, книжно-христианскую символику, а с другой — фольк­лорную. Ф. М. Селиванов отметил в сравнениях опору на прин­цип от неизвестного к известному, от абстрактного к конкрет­ному: Душа с телом расставалась, как птенец со гнездом.
    Насыщенность языка духовных стихов церковнославянизма­ми объясняется тем, что в старообрядческой среде они сочиня­лись на церковнославянском языке и распространялись в пись­менном виде. Но чем популярнее был стих, тем больше он осво­бождался от этой зависимости и наполнялся особенностями на­родной поэтической речи.
    ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

    Тексты.

    Русские народные песни, собранные Петром Киреевским. — Ч. 1: Русские народные стихи. — М., 1848.

    Сборник русских духовных стихов, составленный В. Баренцевым. — СПб., I860.

    Калеки перехожие. Сборник стихов и исследование П. Бессонова- - Вып. 1-6. - М., 1861-1864.

    Песни русских сектантов-мистиков. / Сб. сост. Т. С. Рождествен­ским и М. И. Успенским. - СПб., 1912.

    Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. - М., 1991.

    Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв. / Сост., Вступ. ст., примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. — М., 1991.


    Исследования.

    Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного сти­ха. - Вып. 1-6. — СПб., 1879-1891.

    Максимов С. В. Нищая братия // Максимов С. В. По русской зем­ле. - М, 1989. - С. 17-128. (Переизд.)

    Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. — СПб., 1879.

    Буслаев Ф. И. Русские духовные стихи // Буслаев Ф. И. Народная поэзия: Исторические очерки. — СПб., 1887. — С. 434-501.

    Адрианова В. П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. — Пг., 1917.

    Федотов Г. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам). — М., 1991. (Первое изд.: Париж, 1935).

    Калугин В. Калики перехожие // Калугин В. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. — М., 1983. — С. 159-251.

    Селиванов Ф. М. Художественные сравнения в русских народных духовных стихах // Фольклор: Проблемы тезауруса. — М., 1994. — С. 181-217.

    Соколов Б. М. Большой стих о Егорий Храбром: Исследование и материалы / Подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Бахтиной. — М., 1995.

    Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи: Учеб. пособие для филолог, факультетов. — М. [Марийский гос. ун-т], 1995.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


    1. Расскажите о среде бытования духовных стихов.

    2. По каким признакам выделяются "старшие" и "младшие" духов­ные стихи?

    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   54


    написать администратору сайта