Антропология права. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо
Скачать 2.8 Mb.
|
Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина Если требуется привести пример неразрывной связи правовой системы с образом жизни отдельного человека, то ислам — самый наглядный пример. Действительно, религиозная форма сознания, лежащая в основе ценностей исламской цивилизации, теснейшим образом связывает интересы и ценностные установки уммы (мусульманской общины в самом широком собирательном смысле) с образом мыслей и поведением правоверного мусульманина. "Ислам, — отмечается в популярной книге для верующих, - - это нерасторжимое единство веры, религиозных предписаний, правовых и моральных норм и определенных форм культуры. Это цельная система ценностей, формирующих идеологию и психологию, образ жизни и мышления как для каждого верующего, так и всей мусульманской общины. Ислам охватывает и регулиру- 228 Часть III. Право, культура, цивилизация Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 229 ет все стороны человеческой жизни — от концепции и практики государственной власти до мельчайших подробностей быта..."1 Поведение мусульманина основано на ценностях и установках шариата — внутреннего идеала, к которому надо стремиться. Шариат являет собой синтез религии, нравственности и права, он — "закон жизни". Шариат наряду с ада-том (местными обычаями и правилами поведения мусульман) является универсальным регулятором социальных отношений мусульманского мира, личного статуса мусульман. Что же тогда понимать под мусульманским правом? Следует сразу сделать оговорку, что мусульманское право -- не синоним шариата в его расхожем понимании ("законы шариата"). Тонкий знаток мусульманского права, на которого мы будем не раз ссылаться, Л. Р. Сюкияйнен уточняет: "Различение этих понятий основано на правовых критериях: шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в собственном смысле — в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового начала. В отличие от него мусульманское право - - преимущественно правовой феномен, хотя и выступающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание"2. В шариате различают два основных элемента: религиозно-этический — акида, и собственно правовой — фикх, определяющий параметры мусульманского права. В свою очередь фикх содержит предписания и обязательства по отношению к Аллаху — ибадат, а также нормы поведения по отношению к себе подобным — муамалат. Для лучшего запоминания терминологии изобразим эти понятия в схеме. 1 Алъ-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды (серия "Мир ислама"). М., 1998. С. 9. 2 Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 17. шариат / \ акида фикх / \ ибадат муамалат Напомним, что в курсах мусульманского права или сравнительного правоведения1 к источникам ("к^орням") мусульманского права по традиции, идущей от Аш-Шафии, относят: Коран — священная книга мусульман, содержащая около б тыс. стихов (аятов), в 500 аятах изложены правила поведения, которым должен следовать мусульманин. В Коране от имени Аллаха сказано, что "мы ниспослали его, как арабский судебник" (Коран, 13—37). Хотя в нем нет систематического изложения всех правовых норм та. установлений, он послужил основой разработки шариатской законодательной системы, регулирующей отношения в семье и в обществе, имущественное и уголовное право, фискально-налоговую и финансовую систему2; Сунну — повествования (хадисы) о жизни Пророка Мо-хаммеда (Магомета) как образца для подражания (сунна в переводе означает образ жизни, правила); Иджму - - согласие, достигнутое всеми мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного; Кийяс — толкование по аналогии, сочетающее откровение с разумом человека, применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кора ном, Сунной и Ид-жмой. 1 См.: Шарль Р. Мусульманское право. Пер. с франц. М., 19 59; Саидов А. X. Основы мусульманского права: Курс лекций. Ташкгент, 199 5; Он же. Срав нительное правоведение. Гл. 16. "Мусульманская правовая семья". М., 2000. 2 Лучшим переводом Корана считается перевод выдающегося арабиста И. Ю. Крачковского: Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1986 (неодно кратно переиздавался). Блестящий стихотворный перевод Корана сде лала Валерия Порохова: Коран: Перевод смыслов и комментарий. Да маск; Москва, 1995; О Коране как источнике пра_ва см.: Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. Гл. 3. "Мировоззрение Корана". М, 1988. С. 147—270. 230 Часть III. Право, культура, цивилизация Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 231 Л. Р. Сюкияйнен, верный академическим традициям, основным источником мусульманского права считает доктрину, имея в виду доктринальную разработку нормативного состава мусульманского права на основе толкования предписаний-ориентиров Корана и Сунны и придания им юридического характера1. Принцип иджтихада (имеющего много значений — "усердие", "настойчивость", а также "поиск истины", в определенном смысле и "свобода усмотрения") позволял формулировать на этой основе конкретные судебные решения и новые правила поведения (вот вам пример антропологического подхода к праву). Некоторые исследователи и богословы относят к источникам мусульманского права также и фетвы, толкования, которых насчитывается более 6 тысяч. Для полноты картины добавим, что существуют школы (толки) мусульманского права — масхабы2. Суннитские (считающие исчерпанными Сунной усилия по познанию сути ислама), которые по имени своих создателей различаются по школам, именуемым как ханифитская (Абу Ханиф), маликитская (Ибн-Малик), шафиитская (Аш-Шафиа), ханбалитская (Ибн-Ханбала). Шиитские (на основе иджтихада не признают "закрытия врат человеческих усилий", выступают за дальнейшее развитие мусульманского права): джафаритская, исмаилит-ская, зейдитская. С шариатом всегда конкурировал адат — местные обычаи, традиции, корнями уходящие в домусульманскую эпоху, воспринявшие (нередко в весьма искаженной форме) некоторые установки шариата3. Если шариат является порож- 1 См.: Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права // Источники права. М., 1986; Он же. Мусульманское право: Вопросы тео рии и практики. Гл. 2. М., 1986. 2 См.: Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. М., 1984. :! См.: Авксентьев А. Коран, шариат, адаты. Ставрополь, 1986; Дому-сульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; Бабич И. Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999; Кулажников М. II. Право, традиции и обычаи. Ростов, 1972; Мавлютов Р. Р. Ислам. М., 1969; Маргиев В. И. История государства и права в Осетии. Майкоп, 1997. дением городской культуры в исламе, то стихия адата — сельская, горная местность. Ярчайший пример адата — кровная месть, норма, отсутствующая в шариате1. Итак, установив самые общие понятийные и терминологические ориентиры в исламе, обратимся к собственно правовому бытию мусульманина и мусульманки. В самом начале очерка мы подчеркнули, что шариат как "закон жизни" мусульман являет собой синтез религии, нравственности и права. Особенностью мусульманского права является такой же синтез правовых норм, правосознания и поведения, причем если в иных правовых системах эти элементы обычно разнесены, причем на весьма большую дистанцию друг от друга ("право в книгах", "право юристов", "право в жизни"), то в мусульманском праве практически нет между ними границ: внутреннее убеждение верующего в том, что предписания нормы и есть единственно возможная форма должного и справедливого, которой следует придерживаться в повседневной жизни, в поступках и в мыслях, сметает эти границы. Эта вера, передаваемая как генетический код из поколения в поколение, придает правосознанию мусульман ту самую незыблемость, которая нередко раздражает европейцев, принимающих ее за "фанатизм": если мне этого не дано, то у другого это плохо... (Уместно спросить: а не является ли европоцентризм если не разновидностью фанатизма, то некоего континентального шовинизма?) Заданность параметров правосознания религиозным сознанием придает восприятию мусульманского права не только его специфику, но и огромный авторитет, а следовательно, и высокую эффективность. У мусульман нет циничных поговорок типа "закон что дышло...". Сколь не велико значение толкования (фетвы) мусульманского права, давать его могут только признанные авторитеты: молла, муфтий, известные богословы и правоведы. Никакое "личное" усмотрение не допускается. Все современные кодексы толкуются так, как будто они непосредственно вытекают из шариата и догматов ислама. Мусульманское право развивается, таким об- 1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Шариат, обычай, закон: Координаты правового бытия российского мусульманина // Человек и право. М., 1999. С. 82—91. 232 Часть III. Право, культура, цивилизация Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 233 разом, путем наслоения традиционных и новых норм, новые нормы не отменяют старые, более того, они должны быть обоснованы прошлым опытом и черпать в прежних нормах свою силу. Тем самым обеспечивается многовековая преемственность этих норм. Мусульманин по сути своей правовой человек, т. е. человек, который живет по праву, причем это правовое бытие основано на внутреннем убеждении. Можно сказать, что социально-нормативное регулирование, заложенное в исламе, включает сознательное знание и исполнение правил поведения, обычаев, нравственных норм, правил вежливости каждым мусульманином как составной части мусульманского братства -- уммы. Мусульманское право как бы оформляет их в более стройную систему и поэтому воспринимается мусульманами как составная часть их бытия1. В мусульманском праве сложилось понятие личных прав, точнее личного статуса, связанного с мусульманской верой: ты обладаешь набором прав и обязанностей именно в силу того, что ты мусульманин. Это касается как "культовых" норм, так и брачно-семейных, имущественных и иных отношений. Нормы мусульманского права не распространяются на христиан, иудеев, коптов, последователей других религий; правда, от них требуется уважение традиций ислама, если они оказываются в мусульманской среде. В этой связи заявления некоторых мусульман о том, что законы шариата обязательны для всех, включая немусульман, скорее результат невежества, ибо просвещенный, "цивилизованный", ислам веротерпим: достаточно сказать, что по египетскому законодательству личный статус гражданина зависел от конфессии (устанавливалось 14 таких статусов)2. 1 Интересные размышления по этому поводу вызывает нетленная ра бота академика В. В. Бартольда: Бартолъд В. В. Мусульманский мир // Сочинения. Т. VI. М., 1966. 2 До революции (той самой, 1917 г.) эта тема осваивалась весьма актив но. См.: Гиртас В. Права христиан на Востоке по мусульманским зако нам. СПб., 1895; Нофас Н. Г. Курс мусульманского права (о собственно сти). СПб., 1896; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законо ведения. СПб., 1850; Мусульманское право: Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского свода (Мэджел- лэ). Пер. с турецк. Т. 1—3. Ташкент, 1911—1912. Семейные отношения в мусульманском праве регулируются именно исходя из институтов "личного статуса". Это как раз та самая видимая часть айсберга, которая больше всего знакома немусульманскому миру и достаточно хорошо изучена и описана1. Это не означает, что другие отрасли мусульманского права менее развиты, но эта часть мусульманского (как, впрочем, любого другого) права наиболее "ан-тропологична". В конце XIX в. в Османской империи, большинство населения которой не говорило по-арабски, была предпринята попытка кодифицировать нормы мусульманского права, а заодно перевести эти кодексы на языки исповедующих ислам народов. Так появилась составленная в 1869— 1877 гг. Маджалла (1851 статья), в которой значительное место уделялось гражданской правоспособности. Однако впервые понятие "право личного статуса" было введено в египетском гражданском кодексе 1876 г., включавшем 647 статей и называвшемся "Нормы шариата по личному статусу"; в нем получил закрепление принцип регулирования личного статуса человека в зависимости от исповедуемой им религии. Наконец, вслед за османским семейным кодексом 1915 г. в ряде арабских стран в 20-е и последующие годы на основе этого кодекса были приняты семейные законы и кодексы. Большинство из этих законов устанавливали договорную форму брака, причем обязательно присутствие двух свидетелей (мусульман, если речь идет о заключении брака между мусульманином и мусульманкой). Устанавливался брачный возраст: для мужчин в основном 18 лет, для женщин - - от 15 до 18 лет, хотя возможны отступления по решению суда, в этом случае будущие супруги должны доказать свою брачную правоспособность и даже (если необходимо) половую зрелость. При заключении брака каж- 1 См.: Вагабов М. В. Ислам и семья. М., 1980; Каримов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 92—105; Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право и современное семейное законодательство // Мусульманское право. С. 159—182. 234 Часть III. Право, культура, цивилизация Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 235 дый из будущих супругов вправе внести в него дополнительные условия, но эти условия должны быть выполнимыми и не противоречить шариату (нельзя, например, требовать раздельного проживания супругов или разрыва связей жены с родителями). В большинстве мусульманских стран закрепляется норма шариата, позволяющая мусульманину иметь до четырех жен, правда, при условии, что "предыдущая" супруга не внесла в договор оговорку, позволяющую ей расторгнуть брак, если ее муж вступает в другой брак. Кроме того, шариат требует от мужа одинаково "справедливого" отношения ко всем своим супругам. Свое право на многоженство мужчина должен каждый раз подтверждать в суде, который при принятии решения должен учитывать материальные и иные возможности мужа заключать новый брак и обеспечивать "равное" и "справедливое" отношение к своим женам. Предварительное уведомление законной супруги (или супруг) о новом браке обязательно1. Это еще раз подтверждает высказанное нами выше утверждение, что шариат не допускает произвола даже в такой интимно-личностной сфере, как семейная жизнь. Достаточно полное представление о личностном статусе мусульман и об исламской концепции прав человека дает принятая 19 сентября 1981 г. Всеобщая исламская декларация прав человека, документ малоизвестный как в России, так и в государствах Средней Азии (в чем нам пришлось убедиться, читая совсем недавно курсы по правам человека в этих бывших советских республиках), поэтому приводим его полностью, завершая им очерк2. 1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. С. 159—182. 2 Русский перевод сделан проф. А. X. Саидовым. Нами внесены незначи тельные уточнения перевода по источнику: Declaration Islamique Universelle des Droits de 1'Homme. 21 Dhul Qaidah 1401 (19 Septembre 1981). Текст содержит также подробную таблицу соответствия положе ний каждой статьи Декларации тексту Корана (эту часть текста мы опускаем). Всеобщая исламская декларация прав человека Всемирная исламская декларация прав человека основывается на Коране и Сунне и разработана видными мусульманскими эрудитами и юристами, а также представителями исламских движений и течений мысли. Да вознаградит их Аллах за их усилия и да выведет их на прямой путь. Салем Аззам, генеральный секретарь Это -- разъяснение людям и руководство, и увещевание для богобоязненных. (сура "Семейство Имрана", стих 138) Преамбула Считая, что вековое стремление людей к более справедливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, развиваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угнетения, эксплуатации и лишений, далеко не удовлетворено; считая, что ъцедрое изобилие средств экономического суще-ствования, которое Божественное милосердие ниспослало человечеству, в настоящее время расходуется расточительно или в них несправедливо и неравномерно отказано жителям Земли; считая, что Аллах дал человечеству через свои откровения в Священном Коране и Сунне Его Святого Пророка Мухаммеда прочную юридическую и моральную основу, позволяющую создавать и регулировать институты и человеческие отношения; считая, что права человека, предписанные Божественным Законом, имеют цель придать достоинство и честь человечеству, а также уничтожить гнет и несправедливость; 236 Часть III. Право, культура, цивилизация считая, что в силу их Божественных источников и освящения эти права не могут быть ни ограничены, ни отменены, ни нарушены властями, ассамблеями и другими институтами, так же как нельзя от них отречься или отказаться; в соответствии с чем мы, мусульмане, верующие в Аллаха, Милостивого и Милосердного Творца, опору, Господина мироздания, единственного Проводника человечества и Начало всякого Закона; верующие в наместничество (Халифат) человека, который был создан, чтобы выполнить волю Аллаха на Земле; верующие в мудрость Божественных наставлений, переданных Пророками, чья миссия достигла апогея в заключительном Божественном послании, переданном Пророком Мухаммедом (да будет мир с Ним) всему человечеству; верующие в то, что рациональность сама по себе, без света откровения Аллаха, не может быть надежным руководством в делах человечества и не может дать духовную пищу душе человеческой, и зная, что предписания ислама являются квинтэссенцией Божественной заповеди в законной и совершенной форме, считаем своим долгом напомнить человеку о высоком положении и достоинстве, которые ниспослал ему Аллах; верующие в приглашение всему человечеству приобщиться к посланию ислама; верующие в то, что в соответствии с нашим древним союзом с Аллахом наши обязанности имеют приоритет над нашими правами и что каждый из нас имеет священное право распространять наставления ислама словами, делами и всеми мирными средствами, а также применять их не только в своем собственном существовании, но и в обществе, которое нас окружает; верующие в нашу обязанность установить исламский порядок: где все человеческие существа будут равны и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискримина ции из-за принадлежности к своим расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от своего происхождения и языка; где все человеческие существа рождаются свободными; 237 Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина где рабство и каторжный труд запрещены; где созданы условия для сохранения, защиты и почи тания института семьи как основы общества; 5). где правители и управляемые одинаково отвечают перед Законом* и равны перед ним; где подчиняются лишь тем приказам, которые со гласуются с Законом; где любая земная власть должна рассматриваться как священная и данная на время, предписанное Законом, и должна осуществляться в соответствии с ним и установ ленными им приоритетами; где все экономические ресурсы рассматриваются как Божественные благоволения, предоставленные человечеству, которыми все могут пользоваться согласно правилам и цен ностям, изложенным в Коране и Сунне; где все общественные дела решаются и ведутся, а административная власть осуществляется после совета (шура) с верующими, которые уполномочены участвовать в принятии решения, не противоречащего Закону и обще ственному благу; где каждый выполняет обязанности в соответствии со своими способностями и соразмерно с этим несет от ветственность за свои поступки; где каждый может быть уверен в том, что в случае нарушения его прав будут приняты меры, предусмотрен ные Законом; где никто не может быть лишен прав, гарантиро ванных ему Законом, кроме как в соответствии с данным Законом и в той мере, в какой дозволено Законом; где каждый имеет право предпринять юридические действия против любого, кто совершил преступление про тив общества в целом либо против одного из его членов; 14)где будут предприняты все усилия для того, чтобы: а) избавить человечество от всякой эксплуатации, не справедливости и угнетения; * Под "Законом" понимается Шариа, т. е. совокупность предписании Корана и. Сунны. 238 Часть III. Право, культура, цивилизация Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 239 б) гарантировать каждому безопасность, достоинство и свободу в условиях, методами и в границах, установленных Законом. Настоящим подтверждаем, что, будучи служителями Аллаха и членами всемирного братства ислама, в начале пятнадцатого века исламской эры мы обязуемся обеспечивать неприкосновенные и неотъемлемые права человека, сформулированные ниже и рассматриваемые нами как предписанные исламом. I. Право на жизнь Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и должны предприниматься все усилия для ее защиты. 3 част ности, никто не должен подвергаться ранению или быть предан смерти, кроме как властью Закона. После смерти, как и при жизни, неприкосновенным остается священный характер тела человека. Верующие должны следить за тем, чтобы с телом скончавшегося че ловека обходились с должной торжественностью. II.Право на свободу Человек рождается свободным. Не должно быть ни какого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. Любой человек и любой народ имеют неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культур ную, экономическую и политическую, и должны иметь пра во бороться всеми доступными способами против наруше ния или отмены этого права. Любой угнетенный человек или народ имеет право на законную поддержку со стороны других лиц и/или народов в этой борьбе. III.Право на равенство и недопущение никакой дис криминации Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защиту Закона. Все люди должны получать равную плату за равный труд. Никому нельзя отказать в возможности работать, никто не должен быть жертвой дискриминации или nod- Термин "люди" означает индивидов обоих полов. вергатъся еще большему физическому риску под единственным предлогом различия в религиозных верованиях, цвете кожи, расе, происхождении, поле или языке. IV.Право на справедливость Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обхо дились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. Любой человек не только имеет право, но и обязан про тестовать против несправедливости. Он должен иметь пра во обратиться в предусмотренном Законом порядке к влас тям в случае нанесения ему необоснованного ущерба. Он име ет право защищаться в случае, если ему предъявлено обвинение, и добиваться справедливого решения независимого суда в слу чае спора с государственными властями или любым лицом. Любое лицо имеет право и долг защищать права лю бого другого лица или всей общины (хизба). Никто не должен подвергаться дискриминации за стремление защищать свои частные или общественные права. Каждый мусульманин имеет право и долг отказать ся выполнить приказ, противоречащий Закону, от кого бы ни исходил этот приказ. V. Право па справедливый судебный процесс Никто не может бытъ признан виновным в соверше нии правонарушения и понести наказание, если доказатель ство вины не было признано независимым судом. Никто не должен бытъ признан виновным до спра ведливого судебного процесса с предоставлением разумных возможностей защиты. Наказание должно назначаться в соответствии с За коном, пропорционально тяжести правонарушения и с уче том обстоятельств, при которых оно было совершено. Никакой поступок не должен рассматриваться как преступление, если это ясно не определено в тексте Закона. Всякий индивид отвечает за свои поступки. Ответ ственность за преступление не может распространяться на других членов семьи или группы, которые не замешаны ни прямо, ни косвенно в совершении данного преступления. 240 Часть III. Право, культура, цивилизация Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 241 V/. Право на защиту против превышения власти Всякий человек имеет право на защиту от произвола со стороны официальных органов. Он не должен оправдываться, кроме случаев защиты от предъявленных ему обвинений или когда он оказывается в таком положении, которое могло бы вызвать обоснованное подозрение о его участии в преступлении. VII.Право на защиту от пыток Никакой человек не должен подвергаться психическим или физическим пыткам, унижению, угрозе причинения вреда ему или тому, кто ему дорог, кому он сочувствует, насилию с целью получения признания в совершении преступления, принуждению соглашаться с действиями, приносящими вред его интересам. VIII.Право на защиту чести и репутации Всякий человек имеет право защищать свою честь и репутацию от клеветы, необоснованных обвинений и умышленных попыток диффамации и шантажа. IX.Право убежища Всякий преследуемый или угнетаемый человек имеет право на убежище и пристанище. Это право гарантирует ся для любого человека, независимо от расы, религиозной при надлежности, цвета кожи и пола. Аль-Масджид алъ-Харам (Священный Дом Аллаха) в Мекке является убежищем для всех мусульман. X.Право меньшинств Принцип Корана "В религии нет принуждения" дол жен определять религиозные права немусульманских мень шинств. В мусульманской стране религиозные меньшинства для ведения своих гражданских и личных дел должны иметь возможность выбора между исламским Законом и их соб ственными законами. XI.Право и обязательное участие в управлении де лами общества 1.Как предусмотрено Законом, любой член общины (уммы) имеет право занимать государственную должность. 2.Процесс свободной консультации (шура) является ос новой административных отношений правительства с на- родом. В соответствии с этим принципом народ имеет право выбирать и смещать своих правителей. XII.Право на свободу совести, мысли и слова Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напро тив, человек не имеет права распространять ложь, сведе ния, которые могут оскорблять общественные приличия, клевету, наносить вред репутации других лиц. Поиски знания и правды являются не только правом, но и обязанностью всякого мусульманина. Всякий мусульманин имеет право и обязан защищать ся и бороться против притеснений в рамках, установлен ных Законом, даже если это приводит к оспариванию реше ний высших государственных властей. Не должно быть никаких препятствий распростра нению информации при условии, что она не угрожает безо пасности общества или государства и не выходит за рам ки, установленные Законом. Никто не должен ни презирать, ни осмеивать рели гиозные убеждения других лиц, ни способствовать обще ственной враждебности по отношению к ним. Уважение ре лигиозных чувств других обязательно для всех мусульман. XIII.Право на свободу вероисповедания Всякий человек имеет право на свободу совести и вероисповедания в соответствии со своими религиозными убеждениями. XIV.Право на свободу собраний Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культур ной и политической жизни своей общины и создавать институ ты и органы, предназначенные для определения того, что хо рошо (мааруф), и противодействия тому, что плохо (мункяр). Всякий человек имеет право создавать институты, позволяющие осуществить его права. Коллективно община обязана создать условия, дающие возможность полного раз вития личности ее членов. XV.Экономический порядок и вытекающие из него права 1. В своей хозяйственной деятельности все люди име ют право пользоваться природными богатствами. Это блага, данные Аллахом в интересах всего человечества. 242 Часть III. Право, культура, цивилизация Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 243 Все люди имеют право добывать средства к суще- ствоваию в соответствии с Законом. Всякий человек обладает правом собственности, ко торой он владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств в общественных интересах законна. Бедняки имеют право на определенную часть состо яния богатых, установленную закятом и выделяемую в со ответствии с Законом. Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (уммы); запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться. Для обеспечения развития сбалансированной эконо мики и для защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использова ние принудительных мер при заключении сделок и публика цию лживой рекламы. Разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не на рушают исламские Законы и ценности. XVI.Право на защиту собственности Никакое имущество не может быть экспроприировано, если это не отвечает общественным интересам. Экспроприация возможна при условии уплаты справедливой компенсации. XVII.Статус и звание трудящихся Ислам чтит труд и человека труда и повелевает мусульманам относиться к труженику безусловно по справедливости и с великодушием. Он должен не только регулярно получать заработанное, но и иметь право на достаточный отдых и досуг. XVIII.Право на социальное обеспечение Всякий человек имеет право на пищу, жилье, одежду, образование и на медицинское обслуживание в зависимости от ресурсов общины. Эта обязанность общины распространяется в особенности на всех тех, кто не может обеспечить себя сам в силу временной или постоянной недееспособности. XIX.Право на создание семьи и связанные с этим вопросы Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и подчиняется обязатель ствам, установленным Законом. Каждый из супругов имеет право на уважение и по читание со стороны другого. Всякий супруг обязан содержать свою супругу и де тей в соответствии со своими средствами. Всякий ребенок имеет право быть на иждивении ро дителей и расти в семье. Запрещается заставлять рабо тать маленьких детей и подвергать их нагрузкам, вред ным для их естественного развития. Если в силу каких-либо причин родители не способны выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, об щине надлежит выполнять эти обязанности за счет обще ственных ресурсов. Всякий человек имеет право на материальную под держку, так же как и на заботу и защиту семьи в детстве, в старости или в случае недееспособности. Родители име ют право на материальную поддержку, так же как и на заботу и защиту со стороны детей. Материнство имеет право на уважение, заботу и осо бую помощь со стороны семьи и общественных органов об щины (уммы). В семье мужчины и женщины должны разделить между собой обязанности и ответственность сообразно с их полом, способностями, талантами, природными склонностями, учи тывая их общую ответственность перед детьми и родителями. Никто не может вступить в брак против своей воли, утратить полностью или частично свое юридическое лицо вследствие вступления в брак. XX.Право замужней женщины Всякая замужняя женщина имеет право: а) жить в доме, где живет ее муж; 244 Часть III. Право, культура, цивилизация Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 245 б)получать средства, необходимые для поддержания такого уровня жизни, чтобы он был не ниже, чем у ее суп руга, а в случае развода получать в течение периода закон ного ожидания (идда) содержание, соответствующее сред ствам ее мужа, для себя самой, так же как и для детей, которых он кормит и воспитывает; а также все другие пособия, независимо от ее собственного финансового поло жения, ее собственных доходов или имущества, которым она могла бы владеть полностью; в)потребовать и получить расторжение брака (хула) в соответствии с положениями Закона; это право дополняет ее право требовать развода через суд; г)наследовать мужу, родителям, детям и другим ли цам, породненным в соответствии с Законом; д)на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем, если она разведена, конфиденциального характера той ин формации, которой он может располагать на ее счет и рас пространение которой могло бы причинить вред ее инте ресам. Такая же обязанность лежит на ней по отношению к супругу или бывшему супругу. XXI.Право на образование Всякий человек имеет право получить образование в зависимости от своих природных способностей. Всякий человек имеет право свободы выбора профес сии и карьеры, получения возможностей для полного разви тия своих природных способностей. XXII.Право на личную жизнь Всякий человек имеет право на защиту своей личной жизни. XXIII.Право на свободу перемещения и место жи тельства Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусуль манин должен иметь право на свободный въезд в любую му сульманскую страну и на свободный выезд из нее. Никто не должен подвергаться принуждению поки нуть страну, где он живет, а также незаконной депорта ции из нее. |