Главная страница
Навигация по странице:

  • Антропология

  • УДК 340.15 ББК 67.0 К 86 Сведения об авторе Ковлер Анатолий Иванович

  • Ковлер А. И. Антропология права

  • Содержание • От автора

  • Часть II . Становление "человека юридического" 104 Глава 3.

  • Часть III . Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права

  • Часть IV . Антропология позитивного (европейского) права

  • Часть V . Международно-правовое измерение правового бытия человека

  • Часть VI . Антропология права и вызовы современной цивилизации

  • Заключение.

  • Введение Перепроизводство права

  • Антропология права. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо
    АнкорАнтропология права
    Дата20.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКовлер А.И. Антропология права.doc
    ТипУчебник
    #605787
    страница1 из 37
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37




    Институт государства и права РАН Академический правовой университет

    А. И. Ковлер

    Антропология права

    Учебник для вузов



    Издательство НОРМА

    (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М) Москва, 2002

    УДК 340.15 ББК 67.0 К 86


    Сведения об авторе

    Ковлер Анатолий Иванович, доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государства и права РАН и главный редак­тор журнала "Государство и право", в настоящее время — судья Евро­пейского Суда по правам человека, избранный от Российской Федерации. Специалист в области теории и истории права, сравнительного правоведе­ния. Автор таких работ, как "Исторические формы демократии: пробле­мы политико-правовой теории" (1990); "Избирательные технологии: рос­сийский и зарубежный опыт" (1995); "Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века" (1997) и многих других. С 1995 г. ведет спецкурс "Ан­тропология права" в Академическом правовом университете. Член Россий­ской академии политической науки, Международной ассоциации антро­пологии права, член-корреспондент Международной академии сравнитель­ного права и других отечественных и зарубежных научных обществ.

    Ковлер А. И. Антропология права: Учебник для вузов. — М.: К 86 Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М), 2002. — 480 с.

    Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо­гии), сравнительно молодой отрасли правовой науки на стыке истории, теории права, этнологии, биоправа. Освещаются предмет и метод антро­пологии права, ее эволюция как научной отрасли и учебной дисципли­ны; отдельные разделы посвящены становлению правового бытия чело­века, особенностям правового статуса личности в традиционных обще­ствах (индуизм, конфуцианство, ислам), в системе европейского права, а также в международно-правовом измерении. Особое внимание уделя­ется правовым проблемам, возникающим в связи с новыми явлениями в семейной жизни, биологическом бытии современного человека.

    Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и философских вузов и факультетов, для антропологов, этнологов, ис­ториков, интересующихся проблемами права в историко-сравнитель-ном аспекте.

    © А. И. Ковлер, 2002

    © Издательство НОРМА, 2002




    Читинская обл;-,-

    DH3J

    i:'i>j7 Им. Л. С. Пуи;: ;.на |


    ISBN 5-89123-597-8 (НОРМА) ISBN 5-16-000790-3 (ИНФРА • М)

    Содержание



    От автора VII

    Введение. Перепроизводство права или его недостаток? 1

    Часть I. Антропология права

    (юридическая антропология) как отрасль

    правовой науки и как учебная дисциплина 20

    Глава 1. Проблематика и методология юридической
    антропологии, ее связь с другими науками 20

    § 1. Предмет антропологии права 20

    § 2. Методологические основы антропологии права 28

    Глава 2. Традиции и современное состояние

    антропологии права 36

    § 1. "Отцы-основатели" юридической антропологии 36

    § 2. "Антропологический ренессанс" в юриспруденции

    во второй половине XX века и его последствия 57

    § 3. Юридическая антропология в России 81

    Часть II. Становление "человека юридического" 104

    Глава 3. Генотип права: мононормы. Человек

    в системе архаического ("первичного") права 104

    § 1. Табу как прототип правового запрета 106

    § 2. Тотем, миф и "идеальный правовой порядок".
    Обычай как "пережитый правовой порядок" 117

    Глава 4. Человек "общинный" и человек

    "государственный" 138

    § 1. Общинная модель публичной власти

    и место человека в ней 139

    § 2. Возрастные группы, мужские (женские) союзы,

    тайные общества: зарождение личного статуса 164

    § 3. Вождества: конфликт

    личного и коллективного интересов 170

    § 4. "Право государства" и человек 181

    Часть III. Право, культура, цивилизация.

    Человек в системе традиционного права 194

    VI

    Содержание


    Глава 5. Философско-этическая доминанта

    в индусском праве и в конфуцианстве 200

    § 1. Homo juridicus индусской общины 200

    § 2. Мир "ли" и "фа" китайца 212

    Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 227

    Глава 7. Человек как объект правовой

    аккультурации (Африка, Сибирь, Кавказ) 245

    § 1. Африка 250

    § 2. Сибирь 256

    § 3. Кавказ 268

    Часть IV. Антропология позитивного

    (европейского) права 274

    Глава 8. Европейский homo juridicus :274

    § 1. Европейская правовая традиция 274

    § 2. "Человек европейский" между правом

    и "не-правом" 302

    Глава 9. Человек в системе российского права 315

    § 1. Правовая традиция России: где человек? 318

    § 2. Личность в социалистическом праве 337

    § 3. Преодоление "классового права" 357 '

    Часть V. Международно-правовое измерение

    правового бытия человека 375

    Глава 10. Международные стандарты прав человека

    и проблема межународной правосубъектности индивида 376

    Глава 11. Международное гуманитарное право 388

    Глава 12. Международная система защиты

    прав человека 397

    Часть VI. Антропология права и вызовы

    современной цивилизации 411

    Глава 13. Современная семья и право 411

    Глава 14. Личностные права: есть ли пределы? 425

    § 1. Есть ли права у эмбриона? 428

    § 2. Может ли человек распоряжаться своим телом? .... 436

    Глава 15. Эвтаназия: право на достойную смерть

    или убийство? 444

    Заключение. Вклад антропологии права

    в "перспективное право" 463

    От автора

    Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение нескольких лет впервые в России читался новый в наших юридических вузах курс "Ан­тропология права", смело введенный в программу академи­ком Б. Н. Топорниным, читался "на слух" в отсутствие какого-либо учебного пособия, не считая переведенной по инициати­ве академика В. С. Нерсесянца книги Н. Рулана "Юридическая антропология", выпущенной в свет в 1999 г. издательством "Нор­ма". (Публикация этой книги стала возможной благодаря Гене­ральному директору издательства Э. И. Мачульскому через пять лет мытарств по другим издательствам, не видевшим в ней "коммерческого интереса". Этим объясняется, к слову, выбор того же издательства.)

    Кроме того, ставшие уже регулярными летние школы по юридической антропологии, проводимые при деятельном участии директора Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишкова, а также благодаря самоотверженной органи­заторской деятельности Н. И. Новиковой, сотрудницы того же Института, выявили стремление их участников (юристов, эт­нологов, социологов, активистов правозащитного движения) получить более систематизированные знания в этой науке. Силами энтузиастов сейчас антропология права уже препода­ется в десятке вузов страны, однако преподаватели и сту­денты, живущие вдали от Москвы, испытывают потребность в литературе и правовых документах.

    Все это обусловило жанр работы — учебное издание, со всеми вытекающими отсюда достоинствами и недостатка­ми. С одной стороны, требовалось дать ясное и четкое пред­ставление об основных понятиях и методологии антропологии права, с другой - - расширить представление о проблемати­ке антропологии права, ставшей отраслью современной на-

    VIII

    От автора


    уки о человеке. Отсюда, возможно, некоторая перегружен­ность работы цитатами и библиографическими отсылками: ав­тор исходил из того, что не всем читателям, интересую­щимся проблемами антропологии права, доступны те источ­ники, которые используются в современной антропологии права. Конечная цель издания — побудить читателя к само­стоятельной углубленной работе по избранной теме.

    Автор с благодарностью примет любые пожелания (осо­бенно критические), уточнения, дополнения по кругу про­блем, вошедших и не вошедших в данное издание, по элек­тронному адресу: anatoli.kovler@echr.coe.int.

    В заключение наряду с искренней благодарностью всем тем, кого автор упомянул выше, за их моральную и органи­зационную поддержку нашего начинания, хотелось бы по­благодарить О. И. Данилюк, первого читателя моих мыслей и их технического оформителя, моих коллег по Институту го­сударства и права РАН и Европейскому Суду по правам че­ловека, делившихся со мной необходимой литературой и до­кументами.

    Введение

    Перепроизводство права или его недостаток?

    Чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников.

    Лао-цзы, VI в. до н. э.

    Вынесенное в эпиграф изречение древнекитайского муд­реца --не педагогический прием и уж тем более не интел­лектуальная провокация для демонстрации правового ниги­лизма. Просто этот пример показывает, что у разных наро­дов различные представления о законе и праве. Для древних (и современных) китайцев закон (обозначавшийся одним и тем же иероглифом "фа", что и наказание за преступление) применялся только в отношении к иным народам, а также к преступникам. Обычные китайцы должны руководствовать­ся добродетелью и почтением. Порядок в семье, в обществе и в государстве должен поддерживаться ритуалом и нормами поведения. Законы же истребляют доброту и радушие, зало­женные в человеке. Чем их больше, тем меньше добродете­ли, идущей от внутреннего убеждения. Таковы основные по­стулаты китайского правопонимания, заложенные конфуци­анством и даосизмом и отводящие центральное место в правопорядке Человеку, а не Закону.

    Изречению Лао-цзы более 2500 лет, а проблема "чело­век и право" сохраняет свое значение.

    Право = Закон? "Роковая" черта 2000 г. побудила мно­гих "мыслящих людей" обратиться к разного рода обобщени­ям и прогнозам относительно путей общественного развития и места в нем Человека. Особенно активны философы, соци­ологи и те, кто именуют себя политологами. В стане юристов такой активности пока не наблюдается, да и некогда им пре­даваться размышлениям, на них сейчас спрос, надо везде

    2 Введение

    поспеть. В конце концов профессия юриста сейчас востребо­вана, а такой шанс нельзя упускать. Такова позиция обычно­го "здравомыслящего" и "уважающего себя" (вернее, знаю­щего себе цену) юриста-профессионала, и осуждать его как-то не поворачивается язык. И все же...

    И все же что-то подмывает задать самому себе и кол­леге-юристу "неудобные" (прежде всего для профессиональ­ного самосознания) вопросы. Ну, например: можно ли на­звать все более увеличивающуюся в объеме и все более ха­отическую массу законов, указов, постановлений, правил, распоряжений Правом или же мы имеем дело с некоторой фикцией, имитацией права, все более отчуждающей от себя "маленького человека"?

    Ж. Ведель, мировая величина современной юриспруден­ции, поразил своих коллег признанием: "Вот уже много не­дель, даже много месяцев, я "иссушаю" себя вопросом, внеш­не невинным: "Что такое право?" Это мое состояние, само по себе не делающее мне чести, усугубляется чувством сты­да. Я прослушал свою первую лекцию по праву шестьдесят лет назад; пятьдесят лет назад я сам стал читать с кафедры лекции по праву; я не переставал профессионально рабо­тать как юрист, будучи поочередно или одновременно адво­катом, профессором права, автором книг, советником и даже судьей. И вот я пребываю в смятении подобно студенту пер­вого курса, сдающему незаполненный экзаменационный лист, потому что ему не удалось наскрести для ответа даже не­скольких крох..."1 Смятение бывшего председателя Консти­туционного Совета Франции можно понять: в его стране нор­мативный позитивизм ("буква закона превыше всего") часто подменяет собой право. Не лучше обстоит дело и в России. Государственная Дума исправно выдает на-гора все новые законы, Президент - - указы, Правительство - - постановле­ния, но можно ли, положа руку на сердце, сказать, что пра­ва как меры свободы и справедливости становится больше?

    В. С. Нерсесянц разводит понятия "права" и "закона", но одновременно показывает и их взаимообусловленность. Для

    VedelG. Indcfinissable, mais present. Droit, 1990. № 11. P. 67.

    Введение3

    него право — это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях. Закон же придает праву всеобщность формы1. Но гипертрофия этой формы, пугающая своей сложностью и противоречивостью даже юристов-профессионалов, все более усложняет ориен­тирование современного человека в системе правовых коор­динат. Закон опутывает его тысячами нитей и делает иллю­зорной его свободу. Сам же В. С. Нерсесянц пытается найти выход из кризиса современного правопонимания в развивае­мой им либертарно-юридической правовой аксиологии; он "ис­ходит из различения права и закона (позитивного права) и под правом (в его различении и соотношении с законом) име­ется в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизация) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права)"2.

    Пока одни юристы разгребают авгиевы конюшни законо­дательной неразберихи в судебных исках и спорах, их колле­ги-теоретики пытаются найти корни отчуждения права от кон­кретного человека, обосновать далеко не всеми усвоенную истину о том, что подлинное, а не суррогатное, правовое бытие человека возможно лишь в развитом гражданском об­ществе. Другие авторы ищут выход из правового лабиринта в сближении права с цивилизационными, культурными основа­ми жизни общества и отдельного человека, в сочетании тра­диционного, освященного религией и обычаем права с совре­менным правом.

    Не менее остро стоит проблема антропологизации права как отражение проблемы преодоления кризиса современной демократии, утраты ею человеческого измерения. Заформа-лизованность традиционных форм демократии, отсутствие у современной демократии инновационных потенций, а главное, интереса к отдельному человеку обусловили ее глубокий кри­зис, по поводу которого уже бьют тревогу многие исследова­тели и общественные деятели. Проблема эта, правда, не нова. О кризисе традиционной демократии писали в начале XX в.

    1 См.: Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.

    2 Нерсесянц В. С. Юриспруденция. М., 1998. С. 4.

    4 Введение

    М. Острогорский, Р. Михельс, М. Вебер. Г. Кельзен уловил опас­нейшую тенденцию в развитии демократии: ее язык, ее со­держание становятся все менее понятными для обычного че­ловека. И. Шумпетер считал, что демократия стала обычным символом веры, теряющим свою рациональность1.

    И современная демократия, и современное право сто­ят перед выбором форм своего выживания в условиях ус­коряющихся процессов глобализации ("мондиализации") проблем современного мира, сметающих, как ненужную ветошь, многие из казавшихся незыблемыми, вневремен­ными, универсальными представления о человеке и его социальном бытии. Воистину все актуальнее звучат стро­ки Г. Гессе:

    То, что вчера еще жило, светясь Высокой сутью внятного ученья, Для нас теряет смысл, теряет связь, Как будто выпало обозначение.

    (Пер. С. Аверинцева)
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта