Главная страница
Навигация по странице:

  • "правовая философия

  • Г.А. Шварц-Либерман фон Ва-лендорф

  • Элементами понятия права

  • Задача права — сделать возможной свободу.

  • Нерсесянц - Философия. Учебник для вузов Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской


    Скачать 2.3 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской
    АнкорНерсесянц - Философия.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер2.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНерсесянц - Философия.pdf
    ТипУчебник
    #6353
    страница65 из 78
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   78
    Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
    1. Общая характеристика
    В XX в. развитие философско-правововых исследований приобретает широкий размах.
    Преемственность с прежними философ-ско-правовыми учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми идеями и подходами, разработкой йелого ряда новых концепций (онтологического, экзистенциалистского, антропологического и т. д. толка).
    В рамках юридического правопонимания все отчетливее проявляется различие между учениями о естественном праве (юсна-турализмом) и собственно философско-правовыми концешЛ
    иями
    . в которых или вовсе отсутствуют какие-либо апелляции к естественному праву, или под "естественным правом" имеется в в и
    ду во многом нечто иное, чем в концепциях юснатурализма.
    Правда, подобные различия внутри юридического правопонимания, как тА боль-
    Бердяев И.А. О назначении человека. С. 174.
    554
    Раздел V. История философии права и современность шие расхождения внутри позитивистских (и неопозитивистских) учений о праве, не столь значимы с точки зрения принципиального противостояния этих двух противоположных типов правопонимания, борьба между которыми в XX в. заметно усилилась и приобрела особую актуальность в связи с антиправовой идеологией и практикой тоталитаризма (фашизма, национал- социализма, большевизма).
    В целом духовная ситуация и социально-политические реалии в XX в. (революции, мировые войны, раскол мира на два враждебных лагеря, взлет и крах тоталитаризма, борьба человечества за выживание, поиски всеобщего мира и мирового правопорядка, формирование мирового сообщества народов и государств, признающего права и свободы человека в качестве высших ценностей, императивов и критериев современной цивилизации) продемонстрировали как хрупкость человеческих достижений в области права и правовой культуры, так и неодолимую силу идей правового равенства, свободы и справедливости.
    Характерная для XX в. идеологическая и практическая радикализация противоположностей "право — неправо (антиправовой, правонарушающий закон)", "свобода — произвол", "человек — власть", "личность — коллектив", "индивид — государство" и т. д. существенно содействовала
    актуализации идей, целей и ценностей юридического типа правопонимания, возрождению и ренессансу естественного права, формированию и развитию философско-правово-вых концепций либерально-демократического характера.

    В XX в., как и раньше, философия права (и в целом научное юридическое правопонимание) развивалась и продолжает развиваться усилиями философов и юристов. Но постепенно центр
    тяжести в философско-правовых исследованиях перемещается в XX в. в сферу юридической
    науки, где философия права утверждается и признается в качестве самостоятельной юридической науки (и соответственно — отдельной дисциплины в юридическом образовании и университетских курсах), наряду с общей теорией права, социологией права и т. д. В рамках же самой философии философия права такого статуса не приобрела.
    Характерно в этой связи, что на философских факультетах (по преимуществу — в университетах
    Западной Европы) лекции по философии права читаются, как правило, по соответствующим юридическим курсам и зачастую — юристами.
    Показательно и то, что основные концепции естественного права и философии права в XX в. (в частности, концепции "возрожденного" естественного права, "природы вещей", неогегельянства, неокантианства, экзистенциализма, онтологической философии права и т. д.), которые будут освещены в последующих параграфах данной главы, разрабатывались представителями юридической науки.
    Эта тенденция заметно усиливается во второй половине XX в. Правда, авторы соответствующих философско-правовых концеп-
    Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
    555
    ций юридического профиля значительно расходятся между собой в понимании предмета, целей и задач философии права в рамках юриспруденции, в своих методологических подходах к праву, в своих философских трактовках соотношения права и закона, оценках позитивного права и т. д.
    Так, согласно подходу известного австрийского юриста А. Фер-дросса
    1
    , задача философии права как юридической дисциплины состоит в том, чтобы, не ограничиваясь теорией позитивного права, дать нравственно-духовное обоснование обязательности позитивного права, что не в состоянии сделать юридический позитивизм, в том числе и кельзеновский нормативизм с помощью "основной, нормы". При этом он подчеркивает необходимость увязки философско-юридического анализа с общей эволюцией философской мысли. В таком общефилософском контексте он выделяет и освещает четыре основных этапа в развитии философии права — философию права античности, христианства, нового времени и современности.
    Свои собственные философские представления о праве он развивает в русле "онтологически- телеологического учения о естественном праве"
    2
    . С данных позиций он критикует традиционную юриспруденцию за изоляцию права от других социальных явлений (морали, нравственности) и его трактовку как порядка "в самом себе", за сведение права к "системе норм с угрозой принуждения" и невнимание к проблемам сущности и ценности права.
    Философию права как фундаментальную юридическую науку трактует В. Кубеш
    3
    . Предмет философии права определяется им как нормативная идея права, в которой заключен диалектический синтез идей справедливости, свободы человека, безопасности и целесообразности.
    Философия права, согласно Кубешу, должна заниматься как общефилософскими проблемами, так и собственно юридическими (вместе с юридической догматикой, социологией права, психологией права и правовой политикой). Основные задачи философии права, полагает он, состоят в исследовании мира права, в раскрытии его сущности, в определении значимости фундаментальных знаний о праве для отдельных юридических дисциплин, в создании научного правового мировоззрения
    4
    Несколько другой круг общих проблем права стоят в центре философско-правовой концепции немецкого юриста А. Кауфмана
    5
    . Речь у него идет прежде всего о таких проблемах, как человек в

    1
    Verdross A. Abendlandische Rechtsphilosophie. Ihre Grundlagen und Hauptprobleme in geschichtlichen Schau. 2 Aufl. Wien,
    1963.
    2
    Ibid., S. 296.
    :l
    См.: Kubes V. Grundfragen der Philosophie des Rechts. Wien, New York, 1977.
    1
    Ibid., S. 2—3.
    5
    См.: Kaufmann A. Rechtsphilosophie im Wandel: Stationen eines Weges. Frankfurt a. Main, 1972.
    556
    Раздел V. История философии права и современность праве, право как мера власти, соотношение естественного права правового позитивизма, права и нравственности, преодоление пра вового релятивизма, природа -правового государства, судейског государства, государства закона и т. д. Философия права, утвеу ждает он, призвана исследовать "природу вещей" и онтологиче скую структуру права, глубинный смысл вины и наказания за вину, смысл права как сопротивления несправедливости. В целом современная философия права, по
    Кауфману, должна разрабатываться как "правовая философия надежды"
    1
    .,
    Тремя основными вопросами философии права, по мнению немецкого правоведа Г. Коинга,
    являются принципы справедливости, сущность позитивного права и специфика юридической мысли
    2
    . В рамках философии права рассмотрение юридических проблем должно быть, согласно
    Коингу, увязано с исследованием об-" щих проблем философии, с пониманием права как важной составной части общечеловеческой культуры, с постижением нравственных основ и этической значимости права
    3
    Как науку о правовых ценностях и антиценностях разрабатывает философию права другой немецкий юрист К. Бринкман
    4
    . В качестве высшей ценности у него выступает справедливость, лишь в соотнесенности с которой только и можно определить правовые ценности и антиценности и соответственно — правовой порядок и неправовой порядок. При этом он различает постигаемые через веру нормы справедливости метафизического типа, восходящие к Богу как абсолютному началу, и нормы справедливости рационального типа. В целом предметная сфера философии права, согласно концепции Бринкмана, включает в себя такие необходимые моменты, как справедливость, общий порядок (с его составными частями в виде правового порядка и неправового порядка) и абсолютное начало.
    Философию права, подчеркивает Бринкман, необходимо развивать как самостоятельную
    юридическую дисциплину, отличную от общей теории права и социологии права, которые склонны к позитивистскому оправданию действующего права, поскольку они не задаются вопросом о должном и справедливом праве.
    Философию права как отрасль юридической науки и основу права трактует Г. Хенкель. "Задача философии права, — пишет он, — это всеобщее рассмотрение права, обоснование его содержания, с тем, чтобы на такой основе определить, что связывает между собой все отдельные феномены права"
    5 1
    Ibid., S. 41.
    2
    См.: Coing H. Grundzuge der Rechtsphilosophie. Berlin, 1969, S.I, 87 und ff.
    3
    Ibid, S. 3, 127, 159, 173 f.
    4
    См.: Brinkmann K. Lehrbuch der Rechtsphilosophie. Bonn, 1975.
    ° См.: Henckel H. Einfiihrung in die Rechtsphilosophie: Grundlagen des Rechts. Munchen, 1964, S. 51.

    Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 557
    Философия права, по его мнению, должна быть фундаментом для процесса создания позитивного права как установления "общего духа общества"
    1
    и для науки о позитивном праве. Лежащая в основе его концепции идея права раскрывается им через понятия справедливость, целесообразность и правовая безопасность. В качестве основной ценности права выступает общее благо. Понимая право как меру власти, Хенкель видит в позитивном праве правовую власть. С этих позиций он исследует законотворчество, соотношение права, государства и социальных структур, социальную цель права.
    Вместе с тем Хенкель подчеркивает необходимость разработки философии права и как отрасли общей философии (наряду с философией природы, философией истории, философией религии).
    Французский профессор права Г.А. Шварц-Либерман фон Ва-лендорф видит основное назначение философии права в ценностном подходе (оценке) к позитивному праву, поскольку "философия, по сути своей, и есть установление иерархии ценностей по отношению к окружающему нас миру"
    2
    . Без такой философско-пра-вовой оценки позитивных норм, подчеркивает он, мы станем их рабами. При этом он резонно замечает, что тот, кто отказывается от философского обоснования права и юридического порядка, на деле бессознательно руководствуется своей "личной", доморощенной "философией", блуждая в потемках правовой дисгармонии.
    Само право характеризуется Валендорфом как "логика ценностей", а законы ("абстрактные нормы права") как "довольно хрупкий результат более или менее ясного интерсубъективного соглашения между членами данного общества"
    3
    . Для достижения такого результата (и утверждения законности) необходимо движение к трансцендентному (к реальности Бога) — преодоление существующего в продвижении к "новым небесам и новой земле", что только и может придать гармонию разобщенному миру и утвердить "логику нравственного универсума"
    4
    Правосудие — это, согласно Валендорфу, и есть то "место, где происходит встреча реальности и разума"
    5
    В рамках своего нравственно-ценностного правопонимания Валендорф говорит о единстве права и морали, об их взаимном дополнении друг друга. Отмечая необходимое значение правовых санкций, он вместе с тем подчеркивает, что юридический порядок, основанный на насилии, — это "карикатура на право", поскольку подлинный правопорядок основывается "не на силе, а на разуме и сознательности"
    0 1
    Ibid, S. 29.
    2
    Schwarz-Liebermann von Wahlendorf H.A. Elements dune introduction a la philo-sophie du droit. Paris, 1976, p. 9.
    3
    Ibid., p. 26.
    A
    Ibid, p. 26—27.
    5
    Ibid., p. 49. " Ibid., p. 46, 47.
    558 Раздел V. История философии права и современность "Три кардинальных свойства права"
    1
    , согласно Валендорфу, — это равенство, равновесие и последовательность (отсутствие противоречий). Благодаря этим своим свойствам право обеспечивает мир и единство. Мир — это безопасность, опирающаяся на правосудие, и там, где будет совершенное правосудие, там будет и совершенный мир. Правосудие и равенство (в общем смысле) — синонимы. Но Валендорф (в духе аристотелевского различения общей нормы закона и "правды" для данного конкретного случая применения этой общей нормы) подчеркивает необходимость учета индивидуальных обстоятельств каждого применения правосудием общего принципа равенства (и надлежащей корректировки общеобязательных норм) для принятия справедливого решения и сохранения равновесия в обществе. Такое равенство (конкретизируемое к каждому случаю — с позиций и при соблюдении общего смысла данного принципа) Валендорф
    характеризует как правомерное средство внесения в действующее право (общеобязательные нормы) надпозитивного правового начала — "измерения", превосходящего "позитивное право"
    2
    . Согласно такому надпозитивно-правовому "измерению", несправедливое правосудие лишается своих правомочий, своей правовой значимости и силы.
    Подобное понимание равенства и правосудия, созвучное, по мнению Валендорфа, теории common law, содействует принятию "доктринально более гармоничных решений"
    3
    , чем это имеет место в системах кодифицированного права с их юридико-позитивист-ской абсолютизацией общеобязательных норм позитивного права.
    В контексте истории философии права освещает основные проблемы философии права профессор юридического факультета Венского университета Г. Луф
    4
    . В качестве основных проблем философии права он выделяет и освещает следующие: понятие и сущность права, источники права, действие права, соотношение права и морали, естественное право, справедливость, юридическая наука и социальные науки.
    Элементами понятия права, по Луфу, являются определения права как нормативного порядка совместной жизни людей, как "правильного" (справедливого) порядка, как порядка, обладающего средствами государственного принуждения. При этом он, в частности, отмечает: "...Право не может иметь любое произвольное содержание; оно связано определенными высшими нравственными основоположениями справедливости. Было бы просто невозможно имеющиеся правовые проблемы решить лишь с помощью позитивного
    1
    Ibid., p. 67.
    2
    Ibid., p. 77, 78. Ibid., p. 78.
    4
    Luf G. Grundfragen der Rechtsphilosophie. 3 Aufl. Wien, 1983.
    Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 559
    права. Как раз для того, чтобы осмысленно применять позитивное право, надо все снова и снова учитывать и соображения справедливости. Юрист не может уклоняться от такого рода проблем справедливости"
    1
    Принуждение в праве трактуется Луфом лишь как средство для правовой цели — как средство, целью которого является обеспечение осуществления правовых требований. "Момент принуждения в праве, — подчеркивает он, — нельзя, однако, преувеличивать... Принуждение в праве — это не самоцель, а голое средство для цели. Оно получает свою легитимацию из содержательных це-леустановлений права"
    2
    Задача права — сделать возможной свободу. И это, замечает Луф, прежде всего нравственное
    требование, что право как порядок совместной жизни людей имеет своей целью гарантировать гуманные условия для жизни и выживания людей. "Эта нравственная цель права необходимым образом предшествует всем позитивным установлениям"
    3
    . Это означает, что необходимо "поставить право и его институты под требование справедливости"
    4
    . В данной связи он пишет:
    "Таковы в нашей сегодняшней ситуации требования защиты прав человека, осуществления принципов правового государства, установления демократических процедур принятия решения и иные элементарные нравственные требования к праву. Тем самым эти требования служат созданию и соответственно критике права в рамках определенных исторических условий"
    5
    Профессор права Гамбургского университета Ш. Смид в своей концепции философии права исходит из "рабочей гипотезы", согласно которой "право осуществляет функцию обеспечения равенства при разрешении конфликтов и прежде всего поэтому оно в состоянии выполнить свою миротворческую задачу"
    0

    В рамках такого подхода он трактует право как власть отдельного человека и как общий
    порядок свободы. История права, отмечает он, пронизана линией развития от привилегий
    (санкционированного правом превосходства одних над другими) к правовому равенству. Идея правового равенства сформировалась в сфере иудейско-греческо-христианской культуры и лежит в основе европейского права.
    Правовое различение равенства и неравенства, по Смиду, "образует мототор дальнейшего развития права", так что само развитие права — это "совершенствование равенства"
    7
    Ibid, S. 14.
    2
    Ibid., S. 15.
    3
    Ibid., S. 52.
    1
    Ibid.
    s
    Ibid.
    " Smid S. Einfhiirung in die Philosophie des Rechts. Miinchen, 1991, S. 145.
    Ibid., S. 151.
    560
    Раздел V. История философии права и современность
    Подобные философско-правовые идеи и положения, согласно Смиду, должны найти свое преломление и в такой области правоведения, как юридическое учение о методах изучения и трактовки действующего права.
    Ряд исследователей как философию права трактуют науку о естественном праве. Подобный подход получил заметное распространение среди испанских авторов.
    Так, испанский правовед И. Вельда
    1
    считает, что наука о естественном праве как философская дисциплина занимается вопросом о всеобщем порядке Вселенной и теми обязательствами, которые природа накладывает на человека (в их отличии от общественных обязательств человека).
    Задача состоит в том, чтобы поведение человека в обществе привести в соответствие с требованиями его природы.
    Соглашаясь с определением Монтескье законов как необходимых отношений, вытекающих из "природы вещей", Бельда различает законы космологические (законы материального мира — законы физики, химии и т. д.) и ноологические (законы духовного мира — законы логики, истории, морали и т. д.)
    2
    . Человеческая деятельность, отмечает он, подчинена как законам физики, так и логики. Нормы права отличаются от морали своей общеобязательностью.
    Естественное право Бельда трактует как основу позитивного права, необходимость которого обусловлена абстрактностью естественного права и отсутствием в нем санкций, а также потребностями борьбы против произвола и обеспечения юридической безопасности. При установлении норм позитивного права, согласно Бель-де, необходимо учитывать требования естественного права, идеальные цели, исторические традиции, физические, биологические, психологические факторы
    3
    Среди
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   78


    написать администратору сайта