Главная страница

Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева


Скачать 1.72 Mb.
НазваниеУчебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева
Дата14.11.2020
Размер1.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Alekseev_S.S.]_Teoriya_gosudarstva_i_prava(b-ok.cc).pdf
ТипУчебник
#150531
страница6 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях собственности и производства и, напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления.
Критерий
социальной
обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они являются результатом и средством общественного развития.
Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные обладающие разумом существа создают политичес кие идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т.е. творят политику именно люди, а не какие -то абстракции. Критерий социального
интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными гру ппами, слоями,
классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т.д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политических организаций.
Институционный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий,
призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не
могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими усл овиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно неравных социальных слоев, групп и классов, а качествами

общечеловеческая, классовая, групповая, национальная солидарность.
Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действительности
«политическое» закономерно требует организационного оформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человеческой основы политическ ой системы.
Политическое в своем развитии становится реальным, осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях,
институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.
Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и
взаимодействовать вовне – с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить, такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность
элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым,
автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.
Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, н а чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы,
институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях науки неодинаково. В химии – это элемент, в биологии – живой белок, в политической экономии – труд, в философии – материя. В
политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизма ее осуществления – политическая система.
Сущностный критерий
(власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.
Политическую власть можно охарактеризовать как систему волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности политич еских организаций. Она имеет несколько уровней функционирования и реализации.
Во-первых, это власть конкретных политических объединений
(политических партий, общественно -политических организаций и движений).
Она реализуется через их организационные
руководящие структуры. Данный – институциональный – уровень политической власти является наиболее зримым и реальным.
Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти,
отражающий совокупность властных устремлений или нескольких социально однородных политиче ских организаций, или блока политических организаций, или блока партий и объединений,
отражающих интересы различных социальных общностей. В
подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов парламентских фракций.
В-третьих, представляется необходимым выделить общеполитический уровень власти. Здесь концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил.
Если такие результаты получаю т отражение в нормативно - правовых актах, то политическая власть совпадает с
государственной властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через политические органы, как правило,
разновременного характера (конференции национального с огласия,
народные, отечественные фронты и т.п.).
Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить
социально-
экономические (виды и форма собственности на орудия и средства производства, характер труда, основн ые принципы хозяйствования), социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев),
социально-культурные (уровень
образованности населения, реальность всестороннего развития личности),
политические
(реальность самоуправления народа,
классовая принадлежность политической власти),
правовые
(диапазон закрепленных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и пр авопорядка)
критерии.
Таким образом, полиструктурность реального мира,
человеческого общества обусловливает многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему,
характеризующуюся постоя нным движением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование.
Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально -классовой материи.
Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно - экономическая формация», вы деляют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и
социалистического общества.
Учет географических,
территориальных факторов позволяет говорить о европейских,
азиатских, североамериканских и иных региональных системах.
Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты
предопределяют характеристики арабских, индуистских,
мусульманских и других политических систем.
Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем -образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии,
общественно-политические объединения.
§ 2. Закономерности развития политической системы общества
Характеристика развития политической системы
(включающая аспекты возникновения, функцио нирования,
структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев означает начальный этап категориального уровня познания данного процесса. Здесь обеспечивается фиксация количественных и качественных изменений, переход от низших к высшим формам движения, проверяется соответствие теоретических позиций исторической практике. Следующий этап предполагает более углубленное изучение этого процесса, а именно: вычленение и классификацию закономерностей развития политической системы общества.
Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общ ественно- исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь
множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.
Политическая система, как и любое сложное явление, состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.
Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противо речий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из о сновных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования,
обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата госуд арства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.

Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно -политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господст вующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества
– реальный процесс,
соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка. Это процесс,
обусловливающий кристаллизацию закономерностей развития политической системы.
Среди всех многообразных о снований классификации политических закономерностей, выработанных наукой, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институционность,
глубина и универсальность их исторического действия, классовая
сущность.
Они позволяют различать
общеисторические
закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально -классовой материи вообще.
Это обусловленность политических явлений экономическими и социально -классовыми факторами; усиление политической структурированности общества; взаимодействие политических и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.

Межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно -экономическим формациям . Например,
политическим системам всех типов присущи социально -классовые,
межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.
Закономерности в пределах
одной
общественно -
экономической формации отражают сущностные, устойчивые связи политических систем одного типа. Для политических систем буржуазных стран характерны: режимы плюралистической демократии, разделение властей, двух – или многопартийная система. Для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступают установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии,
бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.
В политической системе
конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающи е связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и
бюрократизация государств енного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т.д.
При этом надо иметь в виду следующее:
• во-первых, названные закономерности (общеисторические,
межформационные, формационные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной п олитической системы;
• во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных,
внутренних и внешних связей.
§ 3. Государство в политической системе общества
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика»
и производные от него слова ведут свое происхождение от слова
«полисы», которым древние греки обозначали свои города - государства. У разных народов государства возникали по -разному,
на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение,
появление рыночных отношений и имущественного неравенства,
становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.
Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно
сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государ ством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения,
отражающие интересы определенных классов, сословий, групп,
наций и принимающие участие в политической жизни общества.
Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников – общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учрежден ия, выступавшие организационно - идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим.
1.
Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.
Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивили зации и предотвращает это
сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.
В то же время не кто иной, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусо бные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях
(как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях ( как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.
Исторические, идеологические, социально - экономические связи индивидов с госу дарством получают концентрированное выражение в политико -правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины»
заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственнос ти,
гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством.
Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества,
которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общест венно-политических объединений и движений, политических партий и т.п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами
(независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику п о отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.
3. В ряду факторов, обусловивших появление государства,
важное место занимает социально -классовое расслоение общества.
Отсюда следует, что государство выступает поли тической организацией экономически господствующего класса.
И все же марксистско -ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает только особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает такая классовая напряженность (вызванная, как правило,
военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом),
которая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, боле е сильные и
созидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф. Энгельса о том, что в действительном мире
метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может быть постоянно функционирующим в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств такого типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.
Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы,
основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.
4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким -либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки те рриториальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность
– форма бытия классового общества.

В этой связи государство играет роль надклассового арбитра.
В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, по рою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость.
Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
5. Государство
– важнейший интегрирующий фактор,
связывающий в единое це лое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, трансп ортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В кач естве органа,
управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т.п.)
сохраняет определенную целостность политической системы,
обеспечивает правопорядок в обществе.

Разумеется, здесь возникает ма сса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти.
Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества.
Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит от реализации суверенных качеств государства.
6. Политическая система в силу подвижности экономических,
социально-классовых отношений, изменчивости идеологич еской! и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени,
увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации
(происходят стихийные бедствия,
изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении
– государственной вл асти.
Только законная государственная власть может обеспечить относительно
безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.
Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о то м,
какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть.
И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.
§ 4. Право и политическая система общества
Исторически право предшествует политическим явлениям.
Его возникновение и развитие схематично можно представить следующим образом. Человек, появившись на Земле как вид и появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь,
свободу, собственность
(сначала инстинктивно, а потом осознанно), т.е. в современном понимании, по сути, реализует свои права на жизнь, свободу, собственность. При этом между людьми возникают противоречия и, как их результат, – необходимость
привести свободу одного чел овека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу обоих. Фиксация пределов действия свободы и проверка их практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида,
возникновение нормы поведения согласно этой мере.
В течение тысячелетий названные грани человеческого существования – жизнь, свобода, собственность и их защита – были неразделимы и носили конкретный, персонифицированный характер, обусловливающий казуальный способ регулирования отношений между людьм и. Жизненные ситуации достаточно часто повторяются, и потому в процессе общения людей постепенно стали вырабатываться привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивали свободу действий, а с другой

ограничивали ее разумными и справедливыми (с т очки зрения социального большинства или определенной социальной силы)
рамками. Устанавливалась общепринятая мера, т.е. общая уже для какого-то круга людей (семьи, рода и т.п.) норма (правило).
Сперва эти природообусловленные правила жизни существовали в виде мононорм, соединяющих в себе религиозные,
нравственные, эстетические, экологические начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили организационно - регулятивный характер. В эпоху присваивающей экономики они регулировали добычу и распределение пищи, закрепляли порядок и структуру органов управления, процедуры разрешения споров,
исполнения ритуалов, обрядов и т.п. Иными словами, такие мононормы выполняли практически те же функции, что и
современные правовые нормы. И хотя они в силу привычки и традиций исполнялись в основном добровольно, существовали санкции за их нарушение – порицание, изгнание из племени,
нанесение телесных повреждений, смертная казнь. Субъектами применения мононорм выступали родственники, старшие по возрасту, общество в целом.
Главной формой (источником)
сохранения и передачи нормативного материала последующим поколениям служили сказания, мифы, легенды.
Примечательно, что уже на данном этапе развития человечества существовали три основных способа регулирования,
которые дошли до наших дней, – запреты, дозволения и позитивное обязывание. Например, запреты (табу) под страхом тягчайших наказаний запрещали истреблять животных отдельных видов,
подниматься на «священную гору», вступать в кровно -родственные браки. Дозволения регулировали сроки и места сбора плодов,
пользования общими орудиями и средствами охоты и рыболовства.
Позитивное обязывание было направлено на организацию необходимого поведения в процессе приготовления пищи,
строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня ,
изготовления орудий, средств передвижения.
В эпоху становления производящей экономики, т.е. с возникновением земледелия, скотоводства и ремесел, постепенным расслоением общества на группы, слои и классы, начинается расщепление мононорм на собственно прав овые, моральные и религиозные нормы.
Кроме того, появляются нормы,
обусловленные спецификой сельско -хозяйственного производства,
быта, культовых церемоний, социальной дифференциацией общества. С рождением письменности и ремесел, по мере развития человеческих знаний о природных явлениях, приобретения производственного опыта происходит накопление норм,
определяющих что надо, что можно и что нельзя делать людям в соответствующих обстоятельствах. Возникает необходимость в упорядочении, обеспечении стабильности и неотвратимости их применения, т.е. потребность в фиксации правовых норм (на камне,
глиняных и деревянных дощечках), их систематизации (по сферам деятельности, религиозным обрядам) и обеспечении выполнения
(мерами принуждения, религиозным страхом, авторит етом).
Одними из первых в истории человечества систематизированных правовых «актов» были агрокалендари,
отражающие понимание человеком цикличности космических и земных явлений и составленные в соответствии с движением небесных светил (звезд, солнца, луны). Солнечные, лунные агрокалендари в раннеземледельческих обществах (Месопотамия,
Египет и др.) независимо от их действительного происхождения
(космического или естественно -земного) представляли собой одновременно величайшее достижение человеческой цивилизац ии и новый этап осознания и становления права.
С укреплением государства как основной формы организации общества появляются новые письменные источники права (законы,
кодексы, своды законов). Физическое и социальное неравенство,
исторические, демографически е и иные факторы предопределяют и различное содержание правовых норм.
Ряд древнейших
юридических актов (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы
Ману) отражали попытки социально справедливого решения вопросов. В других источниках (Законы 12 таблиц, Саличес кая правда, Русская Правда) достаточно ярко выражен сословно - классовый характер правового регулирования. Так, Русская Правда предусматривала за убийство раба вознаграждение его хозяину в размере 5 гривен, за убийство свободного человека – виру в 40
гривен, а за убийство княжеского дружинника – двойную виру в 80
гривен.
В период новейшей истории повышается структурированность общественных систем, усиливается роль государства в
правотворческой деятельности, усложняются фактические отношения. Все это обусловли вает и некоторые особенности правовых норм. Они становятся специализированными, возникает необходимость их комплексного применения в регулировании общественных отношений (материальных и процессуальных норм,
норм публичного и частного права и т.п.). Более с табильный характер приобретают логически выверенные и апробированные внутренние и внешние системные связи между элементами норм,
формируются различного уровня юридические конструкции,
институциональные образования, все заметнее становится роль правосознания в правотворческой и правореализующей деятельности.
Таким образом сформировались определенные системы взаимосвязанных и взаимодействующих норм (правил поведения),
отражающих меру свободы человека, объединений людей в том или ином конкретном обществе.
Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения.
1. Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В
государственно-организованном обществе та кие пределы (грани)
свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои политическ ие притязания с учетом данных пределов.
2. Право несет в себе социально -ценностный потенциал,
будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномо чия структурных элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти,
взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.
3. Право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в цел ом.
В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль,
определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов,
национальных и религиозных сообществ.
4. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой –
переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В
текстах нормативно -правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законн ости и правопорядка в стране.
5. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы.
Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное во времени существование и
реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.

6. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы),
принятые на всенарод ном референдуме. В этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.
В заключение данной и в качестве пролога следующей главы отметим, что право и госуда рство являются результатом развития нашей цивилизации, достижением общечеловеческой культуры. С
ними связаны социальный прогресс, осуществление естественных и приобретенных прав и свобод человека, становление демократического правового режима. Потребность человека и общества в дальнейшем развитии государства и права,
возрастающая социальная ценность последних необходимо обусловливают возникновение идеи и реальные процессы формирования гражданского общества и правового государства.
Глава 8. Гражданское общество и правовое государство
§ 1. Понятие гражданского общества
Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода,
благополучие и справедливость.
Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Так, в древнем мире этому объективно служила теория эйдоса
(идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Циц ерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом,
одинаково для всех…». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством .
Это продолжалось достаточно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально - политических отношений (примитивные формы разделения труда,
начальный этап развития товарно -денежных отношений,
огосударствление общественной жизни , кастовый характер социальной структуры).
Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI –XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г.
Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье , Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно -правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и,
следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства
смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии,
каждая из которых призвана сдерживат ь и оберегать другие.
Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи:
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом,
есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой,
разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и госуда рством. К
первому он относил:
а) систему национальных, общественных учреждений,
формируемых самими индивидами;
б) естественное и общее право;
в) человека.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:
а) из системы государственны х институтов;
6) позитивного права, издаваемого государством;
в) гражданина.
Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов.
Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношен ия с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».
Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории, его отражающей, дали К. Маркс и Ф.
Энгельс. Они писали: «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово - промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять - таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства».
Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив. Он охватывает десятки столетий,
начинаясь с возникновения элементов гражданского общес тва в античном мире (Афины, Рим), охватывает такие «очаги»
средневековья, как вольные города Любек, Новгород, и идет до развитых общественных систем Европы и Америки в Новое время.
Становление гражданского общества зависит от степени развитости экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общественного контроля за государственно -властными структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разну ю степень развития.
Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состоянии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общественно го строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.
Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса су щественных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.
Гражданское общество
– это
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта