Главная страница

Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева


Скачать 1.72 Mb.
НазваниеУчебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева
Дата14.11.2020
Размер1.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Alekseev_S.S.]_Teoriya_gosudarstva_i_prava(b-ok.cc).pdf
ТипУчебник
#150531
страница4 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи
(древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя:
«Боги поставили
Хаммурапи править
“черноголовыми”»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем
Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать хр истианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, – говорится в послании апостола Павла к римлянам, – ибо нет власти не от Бога, существующие власти от
Бога установлены».
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле,
в том числе госуд арства, – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функц ионирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала
преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
Патриархальная теория была широко распространена в
Древней Греции и рабовлад ельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими -то отголосками дошла до наших дней.
У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне госуда рства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что гос ударственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказы вал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России.
Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теорет ик народничества Н.К. Михайловский. Видный историк М.Н.

Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя,
этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народны х масс социальную активность,
ответственность за судьбу своей страны.
Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судь боносный», «решающий».
Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление,
почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости,
всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небыва лый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.
Традиции патернализма живы и сегодня.
Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают
безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.
Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Дре вней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У
Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей…». Но есл и в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII –
XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия),
Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж. -Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.
Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех».
Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым
государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и бер ут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е.
право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей,
по мысли Руссо, – основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется об щей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Теория договорного происхождения г осударства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ.
Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно -политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом
всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.
Учение
о
государстве
Гегеля.
Своеобразную теорию происхождения госуда рства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель
(1770–1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).
В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле , но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, – независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.
Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Г егеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением.
Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим -либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство н е служит, а
господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней
– быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основан ие государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства,
естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно -демократической революции. По сути дела, гегелевска я формула «Все действительное разумно»
оправдывала феодально -абсолютистский строй
Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк,
Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно -мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.
Теория
насилия
(завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX вв. Ее основоположники
Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и
венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, – война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени на д другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд,
обществ, государств царит сложный закон природы.
К. Каутский, развивая основные положения теории насилия,
утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, – писал он, –
начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально -экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень э кономического развития,
который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных
экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи,
частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений,
логической стройностью и,
несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход.
Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общес тва на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований счита ть классы единственной первопричиной его появления.
Как уже было отмечено,
государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс
государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
§ 4. Основные теории возникновения права
Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.
Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности ,
назначения права и правового регулирования.
Теологическая
теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельн о существуют позитивное право,
созданное государством путем законодательствования, и
естественное право.
Если позитивное право возникает по воле людей, государства,
то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим бы л взгляд о божественном
происхождении естественного права как высшего и неизменного. С
наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так,
виднейший представитель этой теории Г. Греций утверж дал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера,
естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается,
а возникает само по себе, спонтанно; люди каким -то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения.
Если право порождено неизменной природой че ловека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII–XIX
вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развив ается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального»,
«народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложи л силу создавать право».

Создатель
нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права в ообще не существовало.
Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.)
усматривает причины правообразования в психике людей, в
«императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это
«особого рода сложные эмоционально -интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».
Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.
Марксистская
концепция
происхождения
права
последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества.
Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В это м заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

§ 5. Соотношение общества и государства
Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали
(хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и о бщество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.
Общество возникло задолго до госуда рства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества
(социального расслоения), обострения в нем противоречий из -за несовпадения интересов социальных групп и увеличени я числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.
Процесс возникновения государства был, по -видимому,
полусознательным, полустихийным.
Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна
(внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство
есть организационная форма структурно сложного общества,
которое здесь выступает как государственно -организованное.
Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное на значение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности.
Государство противостоит антисоциальным,
разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управлен ия и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство
– явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов,
антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно - социальные функции.
С появлением государства начинается сложная и
противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кр изисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т.е.
проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и
разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.
Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и отно сительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия,
имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерно й.
Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.
Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не мож ет быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы.
«Понятие
“относительная самостоятельность государства”, – подчеркивает В.В. Лазарев, – призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально -культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих
перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.
Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу?
Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности.
Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напроти в, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления.
Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной.
Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается,
ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.
Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как сис тема социальных, социально -экономических, социально -политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логич ески и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его д еятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу,
которое выступает социально -экономической основой государства,
определяющей его природу, могущество и возможности.
Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической,
экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом.
Всемогущая бесконтрольная власть здесь конце нтрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху –
авторитарные и тоталитарные государства.
Демократическому обществу соответствует демократическое
(развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно - созидательного характера.
Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит
на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.
Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество
– обратной.
Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема,
главное в которой
– соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально - экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.
При помощи сознательного государственно -правового регулирования рыночное саморегулир ование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно.
В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.
Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д.
Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осозн ал, что рынок не является совершенным
экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В
1933–1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного самор егулирования,
вошедших в американскую историю под названием «Новый курс».
По этому пути пошли многие другие государства.
Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности.
Общество постепенно превратилось как бы в единую
«государственную фабрику», управляемую из центра командно - бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решал о крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно -промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и
волюнтаризмом партийно -государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший вс е сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно -правовых механизмов.
Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из
них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.
§ 6. Общество и право
Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность,
стабильность и правовой порядок в обществе.
Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влия ет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем право вбирает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него.
С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и
противоречия. Словом, право служит своеобразным обручем,
удерживающим общество от саморазрушения.
Право как искусство добра и справедливости, воплощение достижений мировой культуры и цивилизации несет в обществ о информацию о добром и справедливом и постоянно подпитывает
его гуманистическими идеалами и ценностями. В то же время оно вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки.
Право служит мерой общественной и личной свободы.
Подобно тому, как не бывает рек без берегов, точно так же нет и быть не может безмерной, безграничной свободы. Свобода без границ
– это своеволие, вседозволенность, беспредел, т.е.
отрицание свободы. В границах права, правовых норм люди, их объединения и организации могут свободно де йствовать и поступать по своему усмотрению.
Правовые нормы выполняют важную и необходимую функцию согласования различных интересов людей, их объединений, больших и малых коллективов, а также нахождения и принятия согласованных, компромиссных решений.
Право не вытесняет другие социальные регуляторы, оно входит важнейшим элементом в единую нормативную систему общества, становится регулятором самых важных (товарно - денежных и др.) общественных отношений.
В расколотом на классы, раздираемом непримиримыми противоречиями обществе право является выразителем и
проводником в жизнь воли властвующей олигархии. В таких условиях тускнеют его гуманистические идеалы и ценности, оно приобретает деспотические и тиранические черты. Напротив, в демократическом обществе роль пра ва и правового регулирования неизмеримо возрастает, в полной мере реализуется его гуманистический потенциал. Благодаря праву и правовым процедурам широкие массы народа получают доступ к
материальным и духовным благам, к механизмам власти, законным формам волеизъявления и реализации своих интересов. Общество,
пронизанное правовыми началами, приобретает качество правового.
§ 7. Человек, государство и право
В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек –
высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В
действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли с тать личностями. С
наступлением эры капитализма отношения между человеком - гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.
На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально -демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на
ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека,
на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталисти ческим государством не наблюдается.
И здесь возникали антидемократические
(фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.
В
Советском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимся значительных социально - экономических прав, но в целом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку роль винтик а в государственной машине, сделал его полностью беззащитным перед государством. И в послесталинский период интересы государства ставились выше интересов личности.
Слаба была судебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское госу дарство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя.
Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне –
все это и многое другое было реальностью.
Конституция
Российской
Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии.
В
демократическом государстве силовые органы власти необходимы
для того, чтобы любой человек был защищен от произвол а и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.
В
Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного п рава и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
А потому государственные органы,
должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономик е, политике, духовной жизни.
Глава 6. Государственно -правовое воздействие на экономику,
политику и культуру
§ 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
Как объект государственно -правового воздействия экономика представляет собой сложное и разви вающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII –III вв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта