Главная страница

Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева


Скачать 1.72 Mb.
НазваниеУчебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева
Дата14.11.2020
Размер1.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Alekseev_S.S.]_Teoriya_gosudarstva_i_prava(b-ok.cc).pdf
ТипУчебник
#150531
страница8 из 37
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   37
1.
Принцип
приоритета
права.
В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно,
связано с английским «rule of low» – «правление права» или
«господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать,
с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой – фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во -первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во -вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего
народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В -третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно - властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
Великие мыслители -«одиночки» догадывались о
происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии.
Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.
В конечном счете приоритет права означает:
а) рассмотрение всех вопросов общественной и
государственной жизни с позиций права, закона;
б) соединение общечеловеческих нравс твенно-правовых ценностей
(разумность, справедливость) и формально - регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно -территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
в) необходимость идеолог ически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный,
комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными соз дает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями,
другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу,
здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения индивида с государством (его органами,
должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны
государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это:
1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
2) особый тип правового регулирования и форма правоотношений;
3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство,
вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того,
государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В
конкретных правоотношениях у них ра вные права и
соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу,
займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (р еферендума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу,
разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе,
поощряющему творчество, социально полезную инициативу.
Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабил ьный правовой статус гражданина
(система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно -правовые начала,
соответствовать международно -правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И
наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой прак тикой.
Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.
4. Принцип правового разграничения деятельности различных
ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция,
гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделе ние ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к
современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противо весов,
способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.
Законодательная власть
(верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства.
Исполнительная власть
(производная от законодательной), назначаемая предс тавительным органом власти,
занимается реализацией законов и оперативно -хозяйственной деятельностью.
Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко -теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков ол ицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно -правового акта, конституционно -правового контроля, политического плюрализма и др.
§ 5. О формировании правового государства в России
В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки
И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве»
(1724 г.), С.Е. Десницкого в «Предста влении об учреждении
законодательной, судительской и наказательной власти в
Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.М.
Сперанского, а также революционные высказывания А.Н.
Радищева, декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева,
демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. В
одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.
Более целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве получили в работах представителей теории и философии права. Так, к убеждению о наличии твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни го сударство, ни политика не властны, приходит П.И. Новгородцев. К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н.М. Коркунов.
«Право, – писал Б.А. Кистяковский, – должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям – это значит извращать его природу».
Важно подчеркнуть, что названные и многие другие русские исследователи (Н.И. Палиенко, С.А. Котляревский и т.д.) связывали будущее своей страны с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства,
которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причем не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях г раждан с государственной властью.
Конституционализм как идея и реалия в истории России прошел долгий и противоречивый путь развития. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в., была официально продолжена при Александре I, а затем не официально декабристами. При Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был принят из -за его убийства 1
марта 1881 г. По сути дела первой конституцией России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.
С принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной императорской власти провозглашались дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, прив лечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов,
идеи правового государства получили новый импульс. Реально оценивая ситуацию в стране, отдельные ученые справедливо полагали, что конституционное государство можно считать лишь шагом к государству правовому. Оно «так же далеко не сказало еще своего последнего слова, как и само право, господство которого
оно гарантирует и поддержание которого оно совершенствует в интересах развития че ловеческого общества».
Таким образом, несмотря на сложную и нестабильную социально-политическую обстановку, слабость общественных структур, широкую палитру мнений, основополагающие идеи правовой государственности неуклонно пробивали себе путь в российском политическом и культурном бездорожье.
После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, когда начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские конституции, идеи правового государства вновь стали овладевать умами юристов. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. Еще до революционных бурь видные теоретики права Б.А. Кистяковский и П.И.
Новгородцев говорили о возможном соединении идей правового государства с социалистической организацией общества. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы. Уже с конца 20-х гг. в стране стала склады ваться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно -приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно -апологетической и вредной для социализма.
Процесс возвращения в
Россию идей прав овой государственности начался в 60 -е гг. и интенсивное развитие
получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Новизна его состоит в том, что:
а) принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и
РСФСР;
б) Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере;
в) она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.
Преемственность же названного процесса выражается в следующем:
а) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно -политическими и
официальными структурами, юридической научной общественностью;
б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России
(нравственно-демократический потенциал, совокупность
юридических конструкций, работающих на принцип социальной справедливости, широкий диапазон прав и свобод человека).
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Пр ичин тому много.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формально й логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения,
поляризацию доходов социальных групп и слоев населения,
замедленный выход к рыно чным отношениям и т.д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и
неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социально й ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы.
Причем наличие противо речивого законодательства, спешка при издании нормативно -правовых актов и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании,
стимулирования правового самосознания.
Все изложенное свидетельствует о следующем. 1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и госу дарства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формир ующего свободное гражданское общество.
2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни,
предпосылки. Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории под готовлен временем и людьми.
3.
Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи, – процесс сложный и противоречивый,
не знающий географических, национальных и классовых границ. В
историческом плане он непрерывен, бесконечен и в определ енной степени необратим.
4. Возникновение и эволюция идеи правового государства –
процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкр етной стране и на планете в целом.
5. Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В
развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти.
Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
Раздел третий. Теория государства
Глава 9. Проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития
§ 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу осно вополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во -первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев,
классов общества, политических партий и движений. Во -вторых,
никакая другая организация не может конкурировать с
государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В -третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно -политическое явление.
Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества,
призванная обеспечивать его целостность и управляемость,
государство выполняет функции, обусло вленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К.
Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, сущ ествование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово -антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие ег о классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводитс я, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие,
экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры,
раскрывается их социальн ый потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют,
приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижени й мировой истории и цивилизации.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная.
Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономик ой, социально- политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

§ 2. Плюрализм в понимании и определении государства
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.
Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н.М.
Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка
(порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей,
территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента гос ударства:
1) совокупность человеческих индивидов;
2) определенную территорию;
3) суверенную власть;
4) правительство.

«Под именем государства, – писал Г.Ф. Шершеневич, –
понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих влас ть (правительством). В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, – утверждал Ф.Ф. Кокошкин, – а отношения между ними, форма общежития, известная психич еская связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не все государство.
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то
там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют
„политическими“, то есть в наши дни – государствам или союзам,
которые исторически предшествовали совреме нному государству».
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды,
принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество да нной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта -ционное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «
Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторски м государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико -территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат,
способная делать свои веления обязательными для всей страны.
Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение,
гарантирующая права, свободы граждан, законность и
правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к совр еменному государству. В
нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
§ 3. Признаки государства
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя,
так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем,
подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно - политического института. Каковы же эти признаки?
1.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   37


написать администратору сайта