работа 1213. Учебник до сих пор остается одним из лучших руководств по теоретической поэтике
Скачать 2.69 Mb.
|
Часть I. Полифонический роман Достоевского. – II. Слово у Достоевского. См. также № 136. 277. Зощенко Михаил. Статьи и материалы. Л.: Academia, 1928. С. 94. (В серии «Мастера современной литературы».) Статьи по поэтике: В. Шкловский. О Зощенке и большой литературе. – А. Г. Бармин. Пути Зощенки. – В.В. Виноградов. Язык Зощенки. (Заметки о лексике.) 278. Кольцов Михаил. Статьи и материалы. Л.: Academia, 1928. С. 126; (В серии «Мастера современной литературы».) Статьи по поэтике: В. Ермилов. – Заметки о фельетонах Кольцова. Е. Журбина. – Портрет фельетониста. П. Коган. – Об юморе Кольцова. М. Луганский. – Художник в газетчике. А. Смирнов- Кутачевский. – Язык журналиста. 279. Петровский М.А. Композиция новеллы у Мопассана. (Опыт теоретического описания и анализа.)//Начала. № 1. Пг. 1921. С. 106-127. Анализ «En voyage» М. с обоснованием терминологии. 280. Сергеенко М.Е. Приемы характеристики (в рассказе Мопассана «Miss Наrriet»)//Учен. Зап./Саратов. Гос. Унив. 1925. Т. IV. Вып. 3. С. 21-27.) 281. Фатов Н. Н. А.С. Неверов. Очерк жизни и творчества. Л.: Прибой, 1926. С. 215. Гл. IV (стр. 169-194) «Неверов – мастер. Язык и стиль Неверова»: о синтаксисе, лексике, образности, ритмике, композиционных приемах, о работе над текстом произведений. 282. Пильняк Бор. Статьи и материалы. Л.: Academia, 1928. С. 117. (В серии «Мастера современной литературы».) Статьи: В. Гофман. – Место Пильняка. Г. Горбачев. – Творческие пути Б. Пильняка. Н. Коварский. – Свидетельское показание. 283. Слонимский А. Л. О композиции «Пиковой дамы»// Пушкинист. IV, 1923. С. 171-180.) Фантастические и реальные мотивировки в движении фабулы и разрешение ими композиционных задач повести. 284. Эйхенбаум Б. М. Болдинские побасенки Пушкина//Жизнь Искусства. 1919. № 316-317. О приемах сюжетного строения пушкинских новелл. 285. Калайдович Е.Н. К вопросу о композиции «Сказок» Салтыкова-Щедрина. См. статью: А. Багрий. Литературный семинарий. II. – в «Изв. Азербайджанского Гос. унив. им. В.И. Ленина». Обществен. Науки. Т. 8-9 (1927). С. 40-45. Анализ композиции форм «Сказок», рамка, приступ, концовка, особенности сказочной формы, аллегорическое построение, персонажи – животные и олицетворенные отвлечения или качества, фабульное строение. 286. Фатов Н. Н. А.С. Серафимович. Очерк жизни и творчества. М.-Л.: Гос. Изд., 1927. В главе «Художественное мастерство С.» – характеристика приемов прозаического письма С. 287. Эйхенбаум Б. М. Лабиринт сцепления//Жизнь Искусства. 1919. №№ 312 и 315. О сюжетном строении «Фальшивого купона» Л.Толстого. 288. Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Изд. Гржебина. Пг., 1922. С. 154. Выяснение основных литературных традиций Толстого, его системы стилистических и композиционных приемов. Главы: Дневники (1847– 1852). Опыты в области романа. Борьба с романтикой (Кавказ и война.) 289. Д р у ж к и н а В.А. Портретная живопись в романе «Война и мир». (Методологический этюд.)//Толстой и о Толстом. Вып. 2. М., 1926. С. 140-164. 290. Дружкина В. А. Реализм Толстого//Октябрь. 1927. Июнь. С. 134-143. 291. Дружкина В. А. Стиль и жанр «Войны и мира». (От дворянского романа к эпопее.)//На литературном посту. 1928. № 4. Февраль. 292. Шкловский Виктор. Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и Мир». М.: Федерация, 1928. С. 249. Л. Толстой в 60-е годы. Материал «В. и М.». Методы работы над материалом. Язык «В. и М.». Сюжет «В. и М.». 293. Гиппиус В. В. О композиции тургеневских романов//Венок Тургеневу. 1818-1918. Одесса. Изд. А. Ивасенко, 1919. С. 25-53. 294. Гроссман Л. П. Композиция «Записок Охотника»//Свиток. М„ 1922. С. 99-114, 295. Буш В. В. Литературная деятельность Гл. Успенского. Очерки. Труды Пушкинского Дома при Академии Наук СССР (г. Балаково), 1927. С. 263. В главе V о литературной манере Успенского. 296. Б а л у х а т ы й С. Д. Стиль Чехова. (См. Энциклопедич. словарь Русск. Библиогр. Института Гранат). 297. Р ж и г а В. Композиция «Слова о полку Игореве». (См. Slavia, 1925, г. IV, S.I. С. 41-62.) 298. Волков Р. М. Сказка, Разыскания по сюжетосложению народной сказки. Том первый. Сказка великорусская, украинская и белорусская. Гиз. Украины. Одесса. 1923. С. IX+238. В книге дана характеристика типических приемов сказочного стиля и сделан анализ построения и мотивов сказок о невинно гонимых. 299. Пропп В. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. С. 151. Структурный анализ волшебной сказки преимущественно по функциям действующих лиц. 300. Конрад Н. И. Японская литература в образцах и очерках. Т. I. Изд. Инст. живых восточных языков им. А.С. Енукидзе. Л., 1927. С. VIII-553. Образцы древней японской литературы со статьями по исторической и теоретической поэтике. 301. Габель М.О. К вопросу о технике русского былевого эпоса. Формы былинного действия//См. Науковi Записки Наук.- дослiдчоï катедри icтоpiï европейськой культури. 1927. II. С. 49–63. 302. С к а ф т ы м о в А. П. Поэтика и генезис былин. Очерки. Изд. В.В. Яксанова. М.-Саратов, 1924. С. 226. В книге дана характеристика сюжетосложения и типических приемов архитектоники былин. 303. Арго. Политическая пародия. М.: Изд. Всеросс. Пролеткульта., 1925. С. 52. Анализ приемов и построения политической пародии как формы литературной сатиры. ЖАНРЫ СТИХОТВОРНЫЕ. 304. Бобров С. П. О лирической теме//Труды и дни. М., 1913. I-II. С. 116–137 и отдельно. Экскурсы: о темах в стихотворении, о лирической теме как задаче построения движений лирических монад. 305. Жирмунский В. М. О поэзии классической и романтической//Жизнь Искусства. 1920. №№ 367-368. Общие черты отличий двух поэтических школ. 306. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. Пг.: Опояз, 1921. С. 107. (В серии «Сборники по теории поэтического языка».) Описание и классификация принципов, определяющих внешнее построение, распределение или расположение в поэтическом памятнике художественного материала. Виды закономерного расчленения фонетического, синтаксического и тематического материала. Главы: Композиция и метрика. Строфа. Композиционное повторение. Композиция и синтаксис. Типы композиционного членения материалов. Композиция свободных стихов. 307. Барычэýскi A.I. Тэорыя сонэту. Выд. Ц.Б. Маладняка. Менск, 1927. С. 54. На белорусском языке. Главы: Художественная выразительность сонета. Композиция. Стилистика. Метрика и рифмика. Тематика. Белорусский сонет. 308. Малахов С. О композиции лирических стихотворений//На литерат. посту. 1928. № 7. С. 71-72. О развертывании художественных мотивов в композиционном плане. 309. Хераскова Е. Приемы композиции в стихотворениях Есенина. См. сб. «Есенин. Жизнь. Личность. Творчество». М.: Работник Просвещения, 1926. С. 187-203. Анализ композиции мелких лирических стихотворений на основе их мелодических заданий. 310. П у ш к и н А. С. Гавриилиада. Поэма/Ред., прим. и коммент. Б.В. Томашевского. Пг., 1922. С. 111. Главы: Сюжет. Композиция. Изложение. Язык. 311. Ж и р м у н с к и й В. М. Байрон и Пушкин. (Из истории романтической поэмы.) Л.: Academia, 1924. С. 332. Задача книги – дать историю литературного жанра лирической или романтической поэмы в связи с историей «Байронических поэм». Главы: I. Байронические поэмы Пушкина: Байронизм П. как историко-литературная проблема. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. Байронические темы. Два стиля. Преодоление байронизма. – II. Из истории русской романтической поэмы: Постановка вопроса. П. и его подражатели. Романтическая поэма как литературный жанр. Влияние Б. Журнальные отзывы. 312. Давидович М. Г. Тема ночи в поэзии В.Я. Брюсова. (К характеристике Врюсовского стиля.)//См. «Науковi Записки Наук.- дослiдчоï катедри icтopiï европейськоï культури. 1927. II. С. 125–144. 313. Брюсов В.Я. Пушкин мастер//Сб. «Пушкин». Сб. I. М.: Гос. Изд., 1924. С. 97-114. О технических задачах и о процессе работы П. над своими поизведениями. 314. Гроссман Л. Онегинская строфа//Сб. «Пушкин». Сб. I. М.: Гос. Изд., 1924. С. 115-116. Анализ стилистических возможностей и ритмико-синтаксической структуры строфы в «Евгении Онегине». 315. Багрий А.В. Т.Г. Шевченко в литературной остановке.//Изв. Азербайджанского Гос.унив. (Баку). Т. 2-3, 1925. В главе VI: Мотивы и композиционные приемы в поэмах Ш. ДОПОЛНЕНИЯ К БИБЛИОГРАФИИ ПОЭТИКИ* 1. Авербах Л. К критике взглядов В.Ф. Переверзева//На литературном посту. 1930. № 1. С. 2-18; № 3. С. 5-16; Октябрь. 1930. № 1. С. 202-218; № 2. С. 179-191. * Список главнейших книг и статей, вышедших с 1 сентября 1929 г. по 1 декабря 1930 г. Ввиду особого литературоведческого интереса в список включены работы о методологии В. Переверзева. 2.Анисимов И. Проблема Переверзева//Красная Новь. 1930. № 2. С. 220-230. 3. А r s р о е t i с а. II. Стих и проза. Сб. статей под ред. М. Петровского и Б. Ярхо. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук., 1928. С. 211. Статьи: Б. Ярхо. Ритмика так наз. «Романа в стихах». Л. Тимофеев. – Силлабический стих. Л. Тимофеев. – Вольный стих XVIII в. М. Штокмар. – Вольный стих XIX в. Б. Ярхо. – Свободные звуковые формы у Пушкина. М. Штокмар. – Ритмическая проза в «Островитянах» Лескова. 4. Б а г р и й О. Т. Г. Шевченко. Том I. Оточення. Мотиви творчости. Стиль. Держ. Видавн. Украïни. Харкiв, 1930. С. 241. [На украин. яз.] 5. Б е г а к Б. Пародия и ее приемы. (См. сборн.: Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов. Русская литературная пародия. ГИЗ. М.-Л., 1930. С. 51-65.) 6. Беспалов И. Стиль как закономерность. (Методическое введение в литературный анализ.)//Литература и марксизм. 1929. Кн. III. С. 3–65; также в кн. Б.: Проблемы литературной науки. ГИЗ. М., 1930. Главы: Стиль как целое. – С. как общественное отношение. – С. как объективированное сознание. – С. как противоречие. – С. как стержневой образ. – С. как логика образов. – С. как композиционный принцип. – С. как сюжет. – С. как словесная система. 7. Беспалов И. Проблемы литературной науки. ГИЗ. М.: Моск. рабочий, 1930. С. 184. Статьи: Стиль как закономерность. – Проблема литературной науки. – Г. В. Плеханов как литературный критик. – Стиль ранних рассказов Горького. 8. Бородин А. Как писать пьесу. (Популярное руководство для начинающих драматургов). М.: Теакинопечать, 1928. С. 95. 9. Б о р о д и н А., Д о л е в Д. Техника работы над малыми формами. (В помощь клубному драматургу). М.: Теакинопечать, 1930. С. 95. 10. В а р н е к е Б. Техника Островского, i. Прологи//Изв. по русскому языку и словесности Академии Наук СССР. 1928. Т. I. Кн. 1. С. 134-140. 11.Варнеке Б. Техника Островского. II. Монологи//Иэв. по русскому языку и словесности Академии Наук СССР. 1930. Т. III. Кн. 1. С. 29-42. 12. В борьбе за марксизм в литературной науке: Сб. статей. Л.: Прибой, 1930. С. 277. Статьи: В. Десницкий. – О пределах спецификации в литературной науке. Н. Яковлев. – К теории литературного процесса. (Формалисты, Переверзев, Плеханов). Л. Цырлин. – К вопросу о «жизни» и «смерти» литературного факта. А. Бескина. – Проблема биографии в марксистском литературоведении. В. Друзин. – Формально-социологический метод Б. Арватова. А. Камегулов. – Методология метафизика. В. Волошинов. – О границах поэтики и лингвистики. А. Холодович. – К вопросу о лингвистическом методе в поэтике. 13. В и н о г р а д о в В. О художественной прозе. ГИЗ. М. – Л., 1930. С.188. Статьи: Язык литературно-художественного произведения. – Риторика и поэтика. 14. Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн. I; Изд. Иркутской секции научных работников. Иркутск, 1930. С. 233. О детских считалках. 15. Винокур Г. Вольные ямбы Пушкина//Пушкин и его современники. 1930. Вып. XXXVIII-XXXIX. С. 23-36. 16. Вознесенский А. Из наблюдений над стилем М. Лермонтова. (Сборник в честь акад. А. Соболевского. Л.: Изд. Академии Наук СССР, 1928. С. 203-208.) 17. Гальперина Е.К проблеме литературной пародии//Печать и Революция. 1929. Кн. 12. С. 14-30. Главы: Пародия в поэтике формалистов. – Отношение пародии к жанру и стилю. – Пародия и сатира. – Структура пародии. – Органичность пародии. – Форма и содержание в пародии. – Пародия как момент формирования стиля. – Пародия и формирование пролетарского стиля. 18. Г е л ь г а р д т Р. К изучению языка и стиля народных рассказов Л.Н. Толстого//Изв. Тверского Педагогического Института, 1929. Вып. V. С. 89-106. 19. Голованенко С. Язык Некрасова. (Сборн.: Ярославский край. Труды секции краеведения Яросл. Ест.-Истор. и Краеведч. Об-ва. № 2 и отд. С. 29.) 20. Голованенко С. Язык Салтыкова-Щедрина//Труды Ярославского Педагогического Института, 1929. Т. III. Вып. 1. С. 17-46. 21. Гречишников В. Пейзаж в романах Гончарова//Русский язык в советской школе. 1929. № 5. С. 21–32. 22. Григорьев М. Литература и идеология. (Предмет и границы литературного исследования.) М.: Никит, субботники, 1929. С. 360. Главы: Формальная школа. – Психологическая школа. – Социологическая школа. – Техника и пути восприятия. 23. Г р о с с м а н Л. Пародия как жанр литературной критики. (См. сборн.: Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия. ГИЗ. М.-Л., 1930. С. 39-48.) 24. Д а н и л о в Г. Техника ораторской речи. М.: Работник Просвещения, 1930. С. 125. (Литературная речь. Часть II.) Вводные статьи: Б. Нейман. – История ораторского искусства. Б. Нейман. – Построение речи. Г. Данилов. – Язык и стиль ораторской речи. Г. Данилов. – Типы и формы речей. 25. Д и н а м о в С. Дискуссия о Переверзеве и задачи марксистского литературоведения//Красная Новь. 1930. № 2. С. 211-219. 26. Д и н а м о в С. В.М. Фриче и проблемы марксистской поэтики// Литература и марксизм. 1930. Кн. I. С. 23-33. 27. Д о б р ы н и н М. К вопросу о задачах социологической поэтики//Русский язык в советской школе. 1930. № 2. С. 6–19. 28.Добрынин М. Пейзаж в творчестве И.С. Никитина//Литература и марксизм. 1929. Кн. III. С. 113-138. 29. Д р у з и н В. Стиль современной литературы. Л.: Изд. «Красной газеты», 1929. С. 108. 30. Д р я г и н К. Лев Толстой как художник-психолог. (К социологическому изучению стиля Толстого.) Изд. Вятского Педагогич. Ин. им. Ленина. Вятка, 1929. С. 126. 31. Ефимов Н. Литературоведение революционной эпохи. (Направления и проблемы.) Вып. I. Эйдологическое направление (Школа В. Переверзева). Владивосток, 1930. С. 51. 32. За марксистское литературоведение. Л.: Academia, 1930. С. 168. Статьи: Г. Горбачев. – Назад к Шулятикову и Айхенвальду. А. Андрусский. – Философские предпосылки «формально-социологической» теории искусства. Е. Мустангова. – Формалисты на новом этапе. Ц. Вольпе. – Теория литературного быта. 33. 3 е л и н с к и и К. Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме. М.: Федерация, 1929. С. 316. 34. Искусство перевода. Л.: Academia, 1930. С. 236. Статьи: К: Чуковский. – Принципы художественного перевода. А. Федоров. – Приемы и задачи художественного перевода. 35. К а м е г у л о в А. Понятие стиля в марксистском литературоведении (Тезисные наброски.)//На литературном посту. 1929. № 17. Сентябрь. С. 6-11. 36. Камегулов А. Стиль Глеба Успенского. Л.: Прибой, 1930. С. 160. 37. К а п л и н с к и й В. Реализм и условность в построении «Декамерона». (См. сб.: «Литературные беседы». Изд. Об-ва литературоведения при Саратовском Гос. Ун-те. Саратов, 1929. С. 114-135.) 38. К а с т о р с к и й С. Из наблюдений над стихотворной техникой Фета (Изв. Ленингр. Гос. Педагогич. Ин-та им. А. Герцена. 1928. Вып. I. С. 214-229. 39. К р а й с к и й А. Что надо знать начинающему писателю. Выбор и сочетание слов, построение рассказов и стихов. 3-е изд. «Красной газеты». Л., 1930. С. 253. 40. К р а й с к и й А. Что надо знать начинающему писателю о построении драмы. Изд. «Красной газеты». Л., 1929. С. 84. (Литературная студия «Резца».) 41.Либединский Ю. Несколько слов о Переверзеве//На литературном посту. 1929. № 19. Октябрь. С. 17-22. 42. М а й ф е т Г. Природа новели. Держ. Видавн. Украïни, 1928. С. 106 збiрка друга, 1929. С. 343. [На украин. яз.] 43. М е р о м с к и й А. Язык селькора. М.: Федерация, 1930. С. 118. 44.Милашевский П. К вопросу о композиции и стиле романа П. Мельникова: «В лесах». (Изв. Нижегородского Гос. Университета, 1928. Вып. 2. С. 330-347.) 45. М и х а й л о в А. К критике методологии Переверзева//На литературном посту. 1930. № 5-6. С. 39-51; № 7. С. 30-41. 46. М о р о з о в А. Литературная роль пародии. (Сб.: Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия. ГИЗ. М.–Л., 1930. С. 114.) 47. Н е б о л ю б о в В. Из наблюдений над стилем В.И. Ленина.// Русский язык в советской школе. 1930. № 1. С. 33–37. 48. Никифоров А. К вопросу о морфологическом изучении народной сказки. (Сборник в честь акад. А. Соболевского. Изд. Академии Наук СССР. Л., 1928. С. 173-178.) 49. П л о т к и н Л. К проблеме художественности литературного произведения//На литературном посту. 1930. № 11. С. 57-67. 50. П о л о н с к и й В. Проблемы марксистского литературоведения// Новый мир. 1930. № 4. С. 175-189. 51. Против механистического литературоведения. Дискуссия о концепции В.Ф. Переверзева. Изд. Ком. Академии. М., 1930. С. 201. Доклад С. Щукина. Содоклад В. Переверзева, Прения: А. Зонин, Л. Авербах, И. Беспалов, И. Нусинов, В. Сутырин, М. Гельфанд, А. Гурштейн, И. Анисимов, Л. Зевельчинская, У. Фохт, С. Динамов, Ю. Янель, И. Татаров, Р. Шор, В. Киршон. Заключительные слова В. Переверзева, С. Щукина, И. Беспалова. 52.Ральцевич В. О методологии Переверзева//Печать и Революция. 1930. № 1. С. 13-24; № 3. С. 23-40. 53. С к а ф т ы м о в А. Диалектика в рисунке Л. Толстого. (Сборн.: «Литературные беседы». Изд. Об-ва литературоведения при Саратовском Гос. Ун-те. Саратов. 1929. С. 114-135.) 54. С о л о в ь е в И. Язык и стиль Л. Толстого в его произведениях для детей//Русский язык в советской школе. 1930. № 2. С. 100-108. 55.Старенков М. О диалектике художественного образа//Литература и марксизм. 1929. Кн. Г/. С. 5-29. По поводу статьи Г. Поспелова «К методике историко-литерат. исследования» в сб. «Литературоведение». 56. Т а т у л о в Г. Механистическая теория литературы. (О методологии литературоведения В. Переверзева.) Тифлис: Заккнига, 1930. С. 139. 57. Т и м о ф е е в Л. К вопросу о задачах современного стиховедения//Литература и марксизм. 1929. Кн. III. С. 183-198. По поводу книги С. Малахова: «Как строится стихотворение». 1928. 58. Т и м о ф е е в Л. Тематическая композиция «Соловьиного сада» А. Блока. (К вопросу об анализе тематики литературных произведений.)// Русский язык в советской школе. 1929. № 4. С. 11–25. 59. У х м ы л о в а Т. О литературной школе Демьяна Бедного//На литературном посту. 1930. № 8. С. 35-47. 60. Ф р и ч е В. Проблемы искусствоведения. Сб. статей по вопросам социологии искусства и литературы. ГИЗ. М.-Л., 1930. С. 180. Статьи: ...Проблемы социологии литературных стилей. – Проблема русского романтизма. – К вопросу о характере образа в стиле индустриального капитализма. – Трансформация литературных жанров. – Стиль индустриально-технической общественной формации. 61. Ц е й т л и н А. К социологии литературного жанра//Русский язык в советской школе. 1929. № 4. С. 3-10. 62. Шаблиовский П. Язык действующих лиц комедии «Горе от ума»//Русский язык в советской школе. 1929. № 4. С. 64–78. 63. Щ у к и н С. Две критики. (Плеханов – Переверзев.) ГИЗ. М.: Моск. рабочий, 1930. С. 253. Сравнение взглядов Переверзева с учением Плеханова по основньм вопросам искусствоведения. 64. Э л ь с б е р г Ж. Кризис попутчиков и настроения интеллигенции. Л.: Прибой,1930. С. 256. Характеристики стиля Ю. Олеши, К. Федина, В. Иванова, Б. Пильняка, А. Белого. 65. Ю н о в и ч М. Проблема жанра в социологической поэтике// Русский язык в советской школе. 1929. № 6. С. 32–48. |