работа 1213. Учебник до сих пор остается одним из лучших руководств по теоретической поэтике
Скачать 2.69 Mb.
|
Глава III. Общность стилистических приемов в чешском кукольном и русском народном театре. 121. В и н о г р а д о в Г. Детская сатирическая лирика//Сибирская Живая Старина, Иркутск, 1925. Вып. III-TV. С. 65-106. О видах словесных произведений детского фольклора. О словотворчестве в детской сатирической лирике, о рифмовке, об эпитетах и др. стилистических приемах; о размерах; о приемах «звукописи»; о диалоге. 122. Г а б е л ь М. О. Форма диалога в былине//Науковi Записки Наук. – Дослiдчоï катедри icтopiï украiнськоï культури. 1927. № 6. С. 315-328. О технике диалога, его композиционных функциях и художественном назначении в связи с общими стилистическими принципами великорусской эпической песни. 123. К а г а р о в Е. Г. О ритме русской прозаической речи//Доклады Академии Наук СССР, 1928. Вып. III. 124. Белый А. О художественной прозе//Горн. Изд. Моск. Пролетк., 1919. Кн. II-III. С. 49-55. Анализ ритма в прозе Гоголя и Пушкина. Рец. Б. Томашевского в статье: А. Белый и художественная проза// Жизнь Искусства. 1920. №№ 454, 458, 459. (Оценка: в учет ударений внесен произвол, схемы искусственны.) 125. К а г а р о в Е. О ритме русской прозаической речи//Наука на Украине. 1922. № 4. С. 324-332. Применение метода исследования К. Марбе и его школы к русской прозаической ритмике. Итоги наблюдений над отрывками прозы. 126. Шенгели Г. А. О ритмике тургеневской прозы//Шенгели Г. Трактат о русском стихе. 2-е изд. Гос. Изд., 1923. С. 88–92. Задача статьи: показать ритменный лад и закономерность произведений: «Разговоры» и «Как хороши, как свежи были розы». 127. Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. Л.: Academia, 1927. С. 211. (В серии «Вопросы поэтики».) Стилистический анализ жанров и поэтов в главах: Ломоносов, Сумароков, школа Сумарокова. Элегия в XVIII веке. Об анакреонтической оде. Ржевский. Первые годы поэзии Державина. 128. Эй х е н б а у м Б.М. Анна Ахматова. (Опыт анализа.) Пг., 1923. , С. 132. Анализ лексической и стилистической сторон поэзии А. в свете общих теоретических вопросов. 129. В и н о г р а д о в В. В. О поэзии Анны Ахматовой. (Стилистические наброски.) Л., 1925. С. 165. Задача книги: описание наиболее существенных приемов словоупотребления в поэтическом языке А., причем стиль А. взят лишь как материал для освещения некоторых общих и частных вопросов семантики (или символики) поэтической речи. 130. Ж и р м у н с к и й В. М. Поэзия Александра Блока. (В книге статей «Об Александре Блоке». Пг.: Картонный Домик, 1921. С. 65–165.) Частично о системе метафорсимволов, об особенностях ритма-метра, о деканонизации точной рифмы. 131. Б е л ы й А. Александр Блок.//Белый А. Поэзия слова. Пг.: Эпоха, 1922. С. 106-134. Частично об аллитерациях и ассонансах в поэзии Блока. 132. Н и к и т и н а Е.Ф. Ш у в а л о в С.В. Поэтическое искусство Блока. М.: Никитинские субботники, 1926. С. 191. Главы: Социология поэзии Б. Поэтика Б. (Форма и композиция лирики. Метры и ритмы. Рифмы. Строфы. Словесная инструментовка. Лексика и синтаксис. Метафора и символ. Сравнения. Эпитеты.) См. также №№ 57, 58, 109. 133. Ж и р м у н с к и й В. М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. (Опыт сравнительно-стилистического исследования.) Пг.: Эльзевир, 1922. С. 103. Описание стиля Брюсова в связи с поэтикой русских символистов и романтиков на фоне враждебной романтизму классической традиции Пушкина. Материал: эротические баллады из Сборника «Риму и Миру» и «Египетские ночи». 134. М а н д е л ь ш т а м И. Е. О характере гоголевского стиля. Глава из истории русского литературного языка. СПб.–Гельсингфорс, 1902. С. IX+405. Работа в целом построена на психологической трактовке гоголевского стиля. Ценна как один из ранних опытов широкого системного подхода к явлениям индивидуального прозаического языка; дана богатая классификация приемов стиля. 135. Слонимский А. Л. Техника комического у Гоголя. Пг.: Academia, 1923. С. 65. (В серии «Вопросы поэтики».) Задача книги: осветить приемы комического у Гоголя с точки зрения теории комического. Главы: Юмор и гротеск. Комический алогизм. 136.Творческий путь Достоевского: Сб. статей под ред. Н.Л. Бродского. Л.: Сеятель, 1924. С. 215. Статьи: В. Виноградов. – Сюжет и архитектоника романа Д. «Бедные люди» в связи с вопросом о поэтике натуральной школы. М. Давидович. – Проблема занимательности в романах Д. А. П. Скафтымов. – Тематическая композиция романа «Идиот» и др. 137. Луцкая Ф. К поэтике С. Есенина. («Радуница»,«Голубень», «Трирядница».)//Есенин. Жизнь. Личность. Творчество. М.: Работник Просвещения, 1926. С. 126–146. Эпитеты Е., образы и их происхождение, «гармония» гласных, рифмы, метрические построения стихов, композиция стихов. 138. Белый А. Вячеслав Иванов//Белый А. Поэзия слова. Пг.: Эпоха, 1922. С. 20-105. Частично о стилистических особенностях поэзии И. 139. Я з ы к Ленина//Леф, 1923. № 1 |5|. С. 148. Статьи: В. Шкловский. – Ленин как деканонизатор. Б. Эйхенбаум. – Основные стилевые тенденции в речи Ленина. Л. Якубинский. – О снижении высокого стиля у Ленина. Ю. Тынянов. – Словарь Ленина-полемиста. Б. Казанский. – Речь Ленина. Б. Томашевский. – Конструкция тезисов. 140. Нейман В. Эволюция стиля и сюжетов Лермонтова//Родной язык в школе, 1927. Кн. 5. С. 99-109. 141. Слонимский А. Л. Некрасов и Маяковский. (К поэтике Некрасова//Книга и революция. 1921. № 2 (14). С. 5-10. Сравнительный анализ тем, лексики, поэтического синтаксиса и звуковой формы Н. и М. как примеры «реалистического» разрушения романтического поэтического канона. 142. Чуковский К. И. Некрасов как художник. Пг.: Эпоха, 1922. С. 77. Наблюдения над особенностями стиха Н. Рец. В. Виноградова. См. «Библиограф. Листы», 1922. II.) [Отрицательная характеристика всей работы Ч.] 143. Чуковский К. И. Некрасов. (Статьи и материалы.) Л.: Кубуч, 1926. С. 395. Статьи по поэтике Н.: Проза ли? Его мастерство. Формалист о Некрасове [по поводу статьи Б. Эйхенбаума]. Долгословие. 144. Т ы н я н о в Ю. Н. Стиховые формы Некрасова//Летопись Дома Литераторов, 1921. № 4. 145. Выгодский Д. И. Из эвфонических наблюдений («Бахчисарайский фонтан»)//Пушкинский сборник; памяти С. Венгерова – «Пушкинист». IV. Пг., 1923. С. 50-58 Об эвфонической структуре поэмы. 146. Очерки по поэтике Пушкина. Берлин: Эпоха, 1923. С. 220+32 (с 81 диаграммой и чертежами.) Статьи: Б. Томашевский. – Пятистопный ямб Пушкина. П. Богатырев. – Стихотворение Пушкина «Гусар» (его источники и его влияние на народную словесность.) Виктор Шкловский. – «Евгений Онегин». (Пушкин и Стерн.) 147. Шувалов С. В. Семь поэтов (Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Брюсов, Герасимов). Историко-литературные и критические статьи. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 209. Статьи: Думы и поэмы Рылеева. Ритмика поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Лермонтов – переводчик Байрона. Сравнения в поэзии Некрасова. Блок и Лермонтов. Последние песни Брюсова. Образы в поэзии Герасимова. 148. Гроссман Л. П. От Пушкина до Блока. М.: Современные проблемы, 1926. С. 368. Статьи по поэтике: Метод и стиль. Пушкин-новатор. Лермонтов-баталист. Стендаль и Толстой. Ранний жанр Тургенева. Натурализм Чехова. 149. Творчество Тургенева: Сб. статей под ред. И.Н. Розанова и Ю.М. Соколова. М.: Задруга, 1920. С. 233. Статьи: В. Фишер. – Повесть и роман у Тургенева. М. Петровский. Таинственное у Т. С.Шувалов. – Природа в творчестве Т. Б. Лукьяновский. – Эпитет у Т. и др. 150. Творческий путь Тургенева: Сб. статей под ред. Н.Л. Бродского. Пг.: Сеятель, 1923. С. 318. Статьи: Н.А. Энгельгардт. – Мелодика тургеневской прозы. М.А. Рыбникова. – Один из приемов композиции у Т. М. Самарин. – Тема страсти у Т. А. С. Долинин. – Т. и Чехов. (Параллельный анализ «Свидания» Т. и «Егеря» Чехова и др.) 151.Тургенев и его время: Первый сб. под ред. НЛ. Бродского. М.-Пг.: Гос. Изд., 1923. С. 324. Статьи: Л. Гроссман. – Смена стилей в театре, Т. В.Дьяконов.– Сравнения Т. Н. Бродский. – Проза «Записок Охотника». (Несколько наблюдений над языком Т. и др.) 152. Я к о б с о н Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок 1-й. Виктор Хлебников. Прага, 1921. С. 68. Обоснование лингвистического анализа поэтического языка на материале поэзии В. Хлебникова. 153. Белый А. Луг зеленый. М.: Альциона, 1910. С. 247. Частично о стиле: Гоголя, Чехова, Сологуба. 154. Он же. Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы//Белый А. Поэзия слова. Пг.: Эпоха, 1922. С. 7-19. Частично о поэтическом словаре. РИТМИКА И МЕТРИКА УЧЕБНИКИ ПО СТИХОСЛОЖЕНИЮ 155. Ш у л ь г о в с к и й Н. Н. Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения. СПб.–М.: Изд. Вольфа, 1914. С. VII-522. Задача книги – дать характеристику поэтического творчества как с технической, так и с эстетической стороны. Отделы: Учение о построении стиха (обычная метрика). Учение о звуковой гармонии стиха (аллитерация, ассонанс, рифма.) Внешние художественные формы поэтических произведений (строфика). – Книга имеет в виду практические цели (руководство для пишущих стихи) и носит компилятивный характер. Дана русская и иностранная литература по теории и эстетике стиха. 156. Якубьский Б. В. Наука вiршування. Киiв: Слово, 1922. С. VI+122. Учебник стихосложения на украинском языке с приложением библиографии. Главы: Теория стихотворного ритма. Античное (метрическое) стихосложение. Новое (тоническое) стихосложение. Эвфония. Строфика. 157. Ш е н г е л и Г. А. Практическое стиховедение. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Прибой., 1926. С. 118. Учебник по стиховедению. Главы: Общее учение о стихе. Описание размеров. Паузный стих. Свободный стих. Ритмическая выразительность стиха. Эвфония. Строфика. О лирической композиции. 158. Т о м а ш е в с к и й Б. В. Русское стихосложение. Метрика. Пг.: Academia, 1923. С. 156. (В серии «Вопросы поэтики».) Задача книги – дать краткое введение в изучение стихотворного языка со сведениями, необходимыми для самостоятельной работы по описанию стихотворного материала. Книга излагает основные проблемы метрики русского классического стиха. 159. Брюсов В. Я. Краткий курс науки о стихе. Ч. I.: Частичная метрика и ритмика русского языка. М.: Альциона, 1919. С. 130. Главы: Стихология общая и частная. Учение об элементах метра. Чистые метры. Сложные метры. Смешанные метры. О рифме. Рец. Б. Томашевского//Книга и революция. 1921. № 10–11.) Изд. 2-е. Основы стиховедения. Курс ВУЗ. Части первая и вторая. – Общее введение. Метрика и ритмика. М.: Гос. Изд., 1924. С. 139. Сравнительно с 1-м изд. подробнее о дольниках, об аномальных ипостасах, о свободных стихах. 160. О н ж е. Опыты. (По метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам.) М.: Геликон, 1918. С. 200. Сборник примеров из поэзии Брюсова на виды метра, ритма, эвфонии и строфики. Вступительная статья и послесловие со сведениями по этим отделам и их элементам. 161. Якобсон Р. О. Брюсовская стихология и наука о стихе//Научные известия. № 2. М.: Гос. Изд. С. 222-240. Разбор книги Брюсова «Наука о стихе»: метрическая схема Б. проходит мимо живого языка, основные элементы метрики охарактеризованы сбивчиво и противоречиво, попытки систематики ненаучны, нет исторической перспективы, вместо эмпирических законов догматические правила и исключения. 162. Артюшков А. Эвфонические работы В.Я. Брюсова//Родной язык в школе, 1925. Кн. 8. С. 50–55. Критическая оценка наблюдений Брюсова в области согласной и гласной эвфонии. 163. Жирмунский В. М. Введение в метрику. Теория стиха. Л.: Academia, 1925. С. 284. (В серии «Вопросы поэтики».) Главы: Основные понятия. Силлабо-тоническое стихосложение. Из области русской просодии. Определители стиха. Чисто-тоническое стихосложение. 164. Жирмунский В.М. Стихосложение//Энциклопедич. словарь Русск. Библиографич. Института Гранат. Т. 41. Стлб. 603–624. О типах стихосложения: метрическом, тоническом, силлабо-тоническом (метрико-тоническом), силлабическом. О системах в русском стихосложении. О строфах, рифме, словесной инструментовке, ритмико-синтаксическом параллелизме, мелодике. 165. Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. Л.: Время, 1926. С. 133; 2-е изд.–Прибой, под загл. «Прикладное стихосложение». О построении «прикладных» стихотворных форм (шуток, шарад, загадок, стихотворных игр и т.п.). 166. Асеев Н. Н. Работа над стихом. Л.: Прибой., 1929. С. 165. Главы: Поэтический жанр. Как выбирается тема. Стихотворный фельетон. Лирический фельетон. Как делается лирика. Рец. В. Державина//Критика. 1929. V. С. 129-132. 167. Малахов Сергей. Как строится стихотворение. М.–Л.: Земля и Фабрика, 1928. С. 78. 168. Артюшков А. Основы стиховедения. М.: Никитинские субботники, 1929. С. 73. См. также №№ 55, 56, 57, 58, 60, 61, 62, 63. СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 169. С о к а л ь с к и й П. П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888. С. 367. Ч. 2. Гл. V, X, XI о ритмическом и мелодическом строении русского народного стиха. 170. 3 е л и н с к и й Ф. Ф. Ритмика и психология художественной речи//Мысль». № 2. Пг.: Academia, 1922. С. 68-86. Обоснование психологических законов ритмической речи на основе изучения заключительных колен периодов – клаузул и ритмизации целых периодов в речах Цицерона. Интересны приемы анализа и система записей. 171. Б ю х е р К. Ритм и работа/Пер, с нем. С.С. Заяицкого//Новая Москва, 1923. С. 326. О связи трудовых процессов с возникновением музыкальных и мелодических ритмов. 172. Денисов Я. А. Основания метрики у древних греков и римлян/Изд. Е. Гербек. М., 1888. С. 198. 173. Казанский Б. В. Учение об арсисе и тезисе//Журн. мин. нар. проев. 1915. Август. С. 365-374; Декабрь. С. 543-551. 174. К о р ш Ф. Е. О русском народном стихосложении. I. Былина// Сборн. Отделения Р. Ак. Наук. Т. 67. № 8. СПб., 1901; Известия 2-го отдел., 1896. Т. I. Кн. 1. С. 1-45; 1897. Т. II. Кн. 2. С. 429-500. 175. О н ж е. Значение темпа в греческой ритмике//Филолог. обозр., 1893. IV. 2. С. 154-172. 176. Он же. Новейшая теория дохмия//Филолог. обозр., 1893. V. 2. С. 95-129. Статья написана по поводу книги Я. Денисова «Дохмий». 177. Он же. Основное время в ритмике//Филолог. обозр., 1898. XV. С. 13-45. Перепеч. в изд. Изв. Общ. Люб. Эти., Тр. Этн. Отд. XVII. Материалы по музык. ритмике. Вып. I. М., 1907. 178. Он же. Разбор вопроса о подлинности окончания «Русалки» Пушкина по записи Д.Л. Зуева (Изв. II Отд. Ак. Наук. Т. III. Кн. 3. С. 633– 785; Т. Р/. Кн. 1. С. 100; Кн. 2. С. 476-588; отд. оттиск. СПб., 1898.) 179. Он же. Опыты окончания «Русалки»//Пушкин и его современники». Т, I. Вып. III. СПб., 1905. С. 1-22. 180. Он же. Персидская грамматика и метрика (в сотрудничестве с Мирзой Джафаровым). М., 1901. 2-е изд. 181. О н ж е. Об ударениях в русских песнях и стихах – письмо к В. Чернышеву; напеч. в приложении к его труду: «Материалы для изучения говоров Мещовского уезда»//Сборн. II Отд. Р. Ак. Наук. Т. 70, 1902. С. 206-213. 182. Он же. Происхождение десятисложного стиха южных и западных славян//Сборник в честь В. Ламанского. Часть I. СПб., 1905. 183. Он же. Введение в науку о славянском стихосложении//Статьи по славяноведению. СПб. Вып. II, 1906. С. 300-378.) 184.Он же. Слово о Полку Игореве//Исследов. по русскому языку. Т. II. Вып. 6. Изд. II. Отд. Ак. Наук. СПб., 1909. 185. Он же. Древнейший народный стих турецких племен//3ап.-Вост. Общ. Т. XI. Вып. 2 и 3. 186. Он же. До icтopiï украiньского осьмискладового вiрша//Зап. Наук. Тов. iм. Шевченка, 1910. Кн. IV. С. 33-40. 187.Он же. Различие между персидским и арабским стихосложением//Древн. Восточные, 1913. ГУ. Протоколы, 15–17, 53-96. 188. Белый А. О ритме//Горн. М.: Моск. Пролетк., 1920. № 5. С. 47-54. Понятие ритма, анализ ритма стихотворного. См. также № 18. 189. Н е д о б р о в о Н. В. Ритм, метр и их взаимоотношение//Труды и дни. 1912. № 2. С. 14-23. 190. Чудовский В. А. О ритме пушкинской «Русалки». (Отрывок.)//Аполлон. 1914. № 1-2. С. 108-121. О «сказовом разборе», о соотношении числа ударений в стихе «Русалки» с тематической стороной произведения, о лейтмотивных и органических перебоях. 191. Он же. Несколько мыслей к возможному учению о стихе. (С примерным разбором стихосложения в I главе «Евгения Онегина».)// Аполлон. 1915. № 8-9. С. 55-95. Обоснование логометровой системы, основанной на мере слов, а не стоп; выведение формулы стиха по этой системе; о ритме, метрической теме и строфемах, об ударении и логоморфемах, о фонофории и логометровой классификации стиха. 192. Он же. Несколько утверждений о русском стихе//Аполлон. 1917. № 4-5. С. 58-69. О «нормальной» трехударной схеме в четырехстопном ямбе, о ритмах четырехстопного ямба, о ритмах четырехстопного хорея у Пушкина. 193. Б о ж и д а р. Распевочное единство/Ред., предисл., коммент. С. Боброва. М.: Центрифуга, 1916. С. 84. Задача книги: характеристика неправильных размеров, так называемых трехдольных паузников. 194. Б о б р о в С. П. Новое о стихосложении Пушкина. М.: Мусагет, 1915. С. 39. Обоснование приемов анализа трехдольного паузника. Статьи: Трехдольный паузник у Пушкина. Разбор статьи Брюсова о технике Пушкина. Рец. Б. Томашевского в «Аполлоне», 1915. № 10. С. 74. 195. О н ж е. Описание стихотворения Пушкина «Винограда/Пушкин и его современники. Вып. XXIX-XXX. СПб., 1918. С. 188-204. Метрическая схема стихотворения, паузные формы, инструментовка, тропы и фигуры. 196. Брюсов В. Я. Об одном вопросе ритма. (По поводу книги А. Белою «Символизм». У/Аполлон. 1910. № 11. С. 52–60. 197. Он же. Стихотворная техника Пушкина//Сочинения Пушкина под ред. С. Венгерова, изд. Брокгауз-Ефрон. Т. VI, 1915. С. 349-367. 198. Томашевский Б.В. Стихотворная техника Пушкина//Пушкин и его современники. Вып. XXVII-XXX. Пг,, 1918. С. 131-143. Критический анализ статьи Брюсова «Стихотворная техника Пушкина». 199. Г и н ц б у р г Д. Г. О русском стихосложении. (Опыт исследования ритмического строя стихотворений Лермонтова.)/Под ред. и с прим. Г. Князева. Пг., 1915. С. LXIII+268. В работе Г. отсутствуют критические приемы анализа. Рец. С. Боброва см. в его книге «Записки стихотворца». М., 1916. Рец. Б. Томашевского см. «Аполлон». 1915. № 10. С. 72. 200. Томашевский Б. В. Ритмика четырехстопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина»//Пушкин и его современники. Вып. XXIX-XXX, 1918. С. 144-187. Изучение ритмических явлений пушкинского четырехстопного ямба: 1) распределение ударения в стихе, 2) расположение цезур. 201. Ш е н г е л и Г. А. Трактат о русском стихе. Ч. I. Органическая метрика. 2-е изд. Гос. Изд., 1923. С. 183. Задача книги: исследование русского литературного стиха, предназначенного к произнесению не в пении, но в рецитации. Отделы: Обзор и критика существующих воззрений. Материальные и методологические предпосылки. Теория интенз. Ритменные системы второго порядка. Приложение: Терминология. Морфология и статистика форм некоторых русских метров. О ритмике тургеневской прозы. 202. Томашевский Б. В. Проблема стихотворного ритма//Литературная Мысль. II, Пг., 1922. С. 124-140. Задача статьи – поставить вопросы о материале и методе описания по отношению к проблеме ритма в русских стихах. О трех отделах ритмики: ритм словесно-ударный, ритм интонационно-фразовый, ритм гармонический. 203. Малишевский М. Метротоника. Краткое изложение основ метротонической междуязыкой стихологии. Ч. I: Метрика/Изд. автора. М.. 1925. С. 126. 204. Якобсон Р. О. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским. (В серии: Сборники по теории поэтического языка, вып. V) Гос. Изд. РСФСР (Берлин), 1923. С. 120. 205. Брик О. М. Ритм и синтаксис. (Материалы к изучению стихотворной речи.)//Новый Леф. 1927. № 3. С. 15-20; № 4. С. 23-29; 1928. № 3. С. 23-29; № 6. С. 33-39. Главы: О ритме. Ритмический импульс. О стопе. Русский силлабо-тонический стих. Ритмическая семантика. 206. Вильдрак Ш., Д ю а м е л ь Ж. Теория свободного стиха. (Заметки о поэтической технике.)/Пер. и прим. В. Шершеневича. М., 1920. Отдельные замечания о строении французского свободного стиха, о рифме, о силлабическом стихе, об аллитерации. 207. Ш е н г е л и Г. А. О «напевном стихе»//Альм. «Круг». 1923. № 3. С. 129-132. Замечания о природе говорного и напевного русского народного стиха. 208. Малишевский М. Несколько слов о напевном стихе//Альм. «Круг». 1924. № 3. С. 133-138. О поэтической мелодии и размерах народного стиха в связи с характеристикой ритмических и метрических особенностей поэмы И. Рукавишникова «Сказ о Степане Разине». 209. Филиппов В. Проблема стиха в «Горе от ума». (Материал для сценических характеристик.)//Искусство. 1925. № 2. С. 146–175. 210. Бернштейн С. И. О методологическом значении фонетического изучения рифмы. (К вопросу о пушкинской орфоэпии.)//Пушкинист. IV. Пг., 1923. С. 329-354. К вопросу о произношении старых поэтов и приемах анализа этой проблемы. См. также № 67. 211. Ж и р м у н с к и й В. М. Рифма, ее история и теория. Пг.: Academia, 1923. С. 337. (В серии «Вопросы поэтики».) Главы: Проблемы рифмы. Классификация рифмы. Из истории русской рифмы. Происхождение рифмы. – В примечаниях дана иностранная и русская библиография по истории и теории рифмы. 212. Брюсов В. Я. О рифме//Печать и революция. 1924. Кн. I. С. 114-122. Анализ книги «Рифма» Жирмунского. 213. Он же. Левизна Пушкина в рифмах//Печать и революция, 1924. Кн. II. С. 81-92. Об особенностях пушкинских рифм по отношению к согласованию у них до-ударных звуков. Тезис: П. обращал большое внимание на звуки слева от ударного. См. также № 19. 214. Ж и н к и н Н. М. Рифма и ее композиционная роль в поэме Лермонтова «Демон». (С приложением словаря рифм.)//Науковi Записки Наук.-дослiдчоï катедри icтоpiï украшськои культури, 1927. № 6, Анализ рифмы с точки зрения метрической, эвфонической, смысловой. О значении рифмы в строфической композиции «Демона». 215. Р ж и г а В. Проблема стихосложения «Слова о полку Игореве»// Slavia, 1927, г. VI, s. 2-3. С. 352-379. Обзор работ, посвященных метрическому анализу «Слова». 216. Тимофеев Л. Из истории и теории русского стиха//Ученые Записки Института языка и литературы. РАН ИОН, 1928. II. 217. Б е л ы й Андрей. Ритм как диалектика и «Медный Всадник». М.: Федерация, 1929. С. 279. Ритм и метр. Тоническое стихосложение. Счисления ритма. Различные виды кривой ритма. Анализ кривых ритма «Медного Всадника». К вопросу о слуховой записи. 218. Брюсов В. Мой Пушкин. (Статьи, исследования, наблюдения.) М.-Л.: Гос. Изд., 1929. С. 319. Статьи по поэтике: ...Стихотворная техника П. Звукопись П. Левизна П. в рифмах. Пушкин – мастер. «Пророк» – анализ стихотворения. 219. Т о м а ш е в с к и й Б. В. О стихе: Статьи. М.–Л.: Прибой, 1929. С. 327. Статьи: Проблема стихотворного ритма. Стих и ритм. О стихе «Песен западных славян». Генезис «Песен западных славян». Ритмика четырехстопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина». Пятистопный ямб Пушкина. Ритм прозы (по «Пиковой Даме»). Брюсов как стиховед. ТЕМАТИКА 220. Б е м А. Л. К уяснению историко-литературных понятий//Известия Отдел. Русск. Язык. и Слов. Росс. Ак. Наук, 1918. Т. XXIII. Кн. I. С. 226-245. Главы: «Мотив» и «Сюжет», Сюжет в лирике. Содержание, идея, тема. 221. Г л и в е н к о И. И. Этюды по теории поэзии. (I. О литературном произведении и литературном изображении.) Харьков, 1920. С. 11+83. Постановка общего вопроса о назначении поэзии и о природе поэтического произведения. См. также № 53. 222. Шкловский В. Б. Теория прозы. М.: Федерация, 1929. Вошли статьи, напечатанные в разных изданиях: Искусство как прием. – Связь сюжетосложения с общими приемами стиля. – Строение рассказа и романа. – Как сделан «Дон Кихот». – Новелла тайн. – Роман тайн. – Пародийный роман. – Литература вне «сюжета». – К книге приложен указатель литературных имен и терминов. 223. Рыбникова М. По вопросам композиции. М.: Изд. «В.В. Думнов», 1924. С. 111. Статьи: Приемы письма в «Войне и мире». Автор в «Евгении Онегине». Движения в повестях и рассказах Чехова. Рассказчик у Тургенева. Единство во множестве; композиционное значение сюжета; сочетание сюжетов; роль темы; сплетение и слияние сюжетов; единство героя; человеческое соседство в романе; язык с композиционной точки зрения; вопросы композиции. 224. Жинкин Н.М. Творческая работа над художественным словом//Красное слово. 1927. № 1. Май. С. 110-126. Об основных заданиях писателя: выбор сюжета, стадии оформления сюжета, выбор имен действующих лиц и названий. О процессе творчества писателя; о работе над отделкой произведения. 225. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма (Гоголь–Достоевский). Л.: Academia, 1929. С. 390. Статьи по поэтике: ...Сюжет и композиция повести Гоголя «Hoc». О литературной циклизации. Жюль Жанен и Гоголь. «Двойник» Достоевского. 226. Груздев И. А. О приемах художественного повествования// Записки передвижного театра. 1922. №№ 40, 41, 42. О приемах повествования от первого лица и характеристика приемов «сказа». 227. Асеев Н. Ключ сюжета//Печать и революция, 1925. Кн. VII. С. 67-88. О законах сюжетного построения художественной прозы. 228. Лелевич Г. К определению сюжета//Печать и революция, 1926. Кн. 5. С. 34-38. Формулировка основных признаков сюжета с точки зрения диалектики сюжета. 229. Русаков С. Т. Архитектоника и композиция литературно-художественных произведений. (Научно-методологический эскиз ) Томск 1926. С. 21. 230. Грифцов Б. А. Теория романа. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук., 1927. С. 150. (В серии «История и теория искусств».) Основные моменты в истории романа и теоретическое освещение природы романа. 231. Н у с и н о в И. М. Проблема исторического романа. (В. Гюго и А. Франс.). М.-Л.: Гос. Изд, 1927. С. 319. О субъективной природе художественного метода, вскрываемой на примере сравнительного изучения исторических романов у двух писателей, посвященных одной теме – великой французской революции, и на сравнении политической действительности и художественного ее изображения. 232. Русский ро м а н т и з м. Сб. статей под ред. А.И. Белецкого. Л., 1927. С. 151. Статьи, относящиеся к поэтике: З. С. Ефимова. – Из истории русской романтической драмы. «Маскарад» Лермонтова. М.Г. Давидович. – Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX века. М. О. Габель. – «Три встречи» Тургенева и русская повесть 30-40-х годов XIX в. 233. Творческая история. Исследования по русской литературе/Ред. Н.К. Пиксанова. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 248. Статьи: В.Н. Стефанович. Из истории «Кавказского пленника» Пушкина. – Н.К. Никсонов. Идеология «Горя от ума» (из творческой истории комедии). – Г.Н. Фрид. История романа Пушкина о бедном рыцаре. – А. Г. Цейтлин. «Счастливая ошибка» Гончарова как ранний этюд «Обыкновенной истории». – Р.И. Аванесов. Достоевский в работе над «Двойником». – Р.П. Материна. Из творческой истории образов «Грозы» Островского. – Л.М. Поляк. История «Клары Милич» Тургенева. 234. Б а р ы ч э ý с к i A. I. Поэтыка лiтаратурных жанрау. (Апрацазаý на ýзорах беларускае лiтаратуры ýл. Дзяржынскi). Белар. Дзярж. Выд. Менск, 1927. С. 163. Популярное изложение на белорусском языке в главах: Лирическая поэзия. Дидактическая поэзия. Эпическая поэзия. Драматическая поэзия. ЖАНРЫ ДРАМАТИЧЕСКИЕ 235. Аверкиев Д. В. О драме. Критическое рассуждение. 2-е изд. А. Суворина. СПб, 1917. С. XVI+323+37+X. Книга посвящена изложению и толкованию теории Аристотеля и Лессинга с разбором пьес классического репертуара. 236. Державин К. Н. О трагическом. (Опыт. Пг.: Эрато 1922 С. 80. Об «идее» и композиции произведений вообще, о приемах композиции жанра трагического. 237. В о л ь к е н ш т е й н В. Драматургия. Метод исследования драматических произведений. 2-е изд. М.: Федерация, 1929. С. 271. Задача книги – установление метода драматургической критики. Главы: Драматический процесс. Общая конструкция драмы. Конструкция драматической сцены. Конструкция драматической реплики. Ритм. Характеристика. Драма и трагедия. Комедия и фарс. Смысл драматического произведения. Массовые сцены. Закон драматургии. Судьба драматического произведения. Конструктивные черты русской драмы 1917– 1929 гг. 238. Бородин А. В помощь начинающему драматургу. (Руководство.) Изд. Моск. Общ. Драм. Писат. и Композ. М., 1926. С. 56. Популярное изложение техники драмы с образцами технического анализа пьес. 239. Он же. Как писать пьесу. (Популярное руководство для начинающих драматургов.) Изд. Теакинопечать. М., 1928. С. 45. 240. Клейнер Исидор. У истоков драматургии. Опыт обоснования метода исследования драматургических произведений. Л.: Academia, 1924. С. 124. Главы: Введение. Анатомия драматургии Софокла. Анализ построения драм. Действующие лица. Архитектоника пьесы. Формы театрального действия. 241. К а г а р о в Е. Г. Наблюдения в области морфологии греческой драмы//Науковi Записки Наук.-Дослiдчоï катедри icтopiï европейськоï культури, 1927. II. С. 14-18. 242. Яковлев М.А. Теория драмы. (Главные этапы ее исторического развития.) Изд. автора. Л., 1927. С. 164. Главы книги: Основные проблемы теории драмы. Эволюция драмы. Теория драмы у Аристотеля. Гораций и Буало как теоретики драмы. Теоретические этюды Ватте, Джонсона и Дидро. Лессинг как теоретик драмы. Теория драмы у Шиллера и Авг. Шлегеля. Теория романтической драмы у В. Гюго. Теория натуралистической драмы у Э. Золя. Теоретические высказывания о реалистической драме Пушкина, Гоголя и Островского. Теория символической драмы в высказываниях Метерлинка, Ибсена, Пшибышевского и Л. Андреева. Проблемы современной драматургии. 243. Б а л у х а т ы й С. Д. Проблемы драматургического анализа. (Чехов.) Л.: Academia, 1927. С. 186. (В серии «Вопросы поэтики».) В книге выдвинуты вопросы теории драмы и дан детализованный композиционно-стилистический анализ пьес Чехова. Темы вступительной главы: Задача драматургии – изучение техники драмы. Описательный метод. «Драматическое» слово. «Тема» и «эмоция». Характеросложение. Сюжет в драме. Композиция в драме. Композиция сюжетная. Композиция драматическая. Композиция диалогическая. Механизм диалога. Монолог. Композиция сценическая. Жанровая поэтика. Текст сценический и текст литературный. Теория драмы и история драмы. 244. Г i n n i у с В. В. Композищя «Ревiзора» в icторично-лiтературiй перспективi//«Лiтература», зб. I. Киïв, 1928. С. 88-113. 245. Пиксанов Н. Творческая история «Горя от ума». М.–Л.: Гос. Изд., 1928. С. 353. Введение: Историография и методология. Части: История текста. – Творческая история. Стиль. Образ. Композиция. Идейность. 246. Б а л у х а т ы й С. Д. К истории текста и композиции драматических произведений Чехова. I. «Иванов»//Изв. II Отд. Яз. и Слов. Академии Наук СССР. Т. XXXII, 1927. С. 119-176. 247. Д р я г и н К. В. Экспрессионизм в России. (Драматургия Леонида Андреева.) Изд. Вятского Пединститута имени Ленина. Вятка, 1928. С. 84. 248. Мюллер В. К. Драма и театр эпохи Шекспира. Л.: Academia, 1925. С. 168. 249. Сахновский В. Г. Театр А.Н. Островского. М., 1920. С. 192. Частично: общий характер письма Островского, Типы, ремарки, колорит языка, имена, постройка пьес. 250. Алексеев М.П. Пейзаж и жанр у Островского//Сб. статей «А.Н. Островский»; под ред. Б. В. Варнеке. Гиз. Украины. Одесса, 1923. С. 127-160. 251. Г р о с с м а н Л. П. Театр Тургенева. Изя. Брокгауз-Ефрон. Пг., 1924. С. 171. См. также №№ 8, 16, 70, 71, 72, 73а, 82, 113, 232, 233. ЖАНРЫ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (ПРОЗА) 252. Реформатский А. А. Опыт анализа новеллистической композиции. М.: Опояз, 1922. Вып. 1. С. 20. Системное описание структуры различных типов новелл, функциональное исследование элементов новеллистической композиции, установление терминологии, примерный разбор новеллы Мопассана «Un coq chanta». 253. Кенигсберг М. Об искусстве новеллы. (Заметки.)//Корабль. 1923. № 1-2 (7-8). С. 28-31. Определение новеллы. Анализ понятия pointe как основного признака новеллы. 254. Эйхенбаум Б. М. О. Генри и теория новеллы//3везда. 1925. № 6 (12). С. 291-308. О различии романа и новеллы. Построение новеллы. Новеллистическая техника О. Генри. См. также № 83. 255. Бабель И. Э. Статьи и материалы. Л.: Academia, 1928. С. 101. (В серии «Мастера современной литературы».) Статьи: Н. Степанов. – Новелла Бабеля. П. Новицкий. – Бабель. Г. Гуковский. – «Закат». 256. Шкловский В. Б. Андрей Белый//Русский Современник. 1924. №2. С. 231-245. Анализ приемов построения «Котика Летаева», «преступления Котика Летаева», «Записок Чудака» и «Воспоминаний о Блоке». 257. Векслер А. «Эпопея» А. Белого. (Опыт комментария.) «Современная литература». Л.: Мысль, 1925. С. 48-75. Анализ повествовательных мотивов и художественного метода их раскрытия в отдельных главах «Эпопеи». 258. Шкловский В. Б. Пять человек знакомых. Изд. Акц. Общ. «Зак. книга». Тифлис, 1927. С. 100. Характеристика композиционных приемов А. Белого, Евг. Замятина, Б. Пильняка, К. Федина, Л. Леонова. 259. Виноградов В. В. Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос»//Начала. № 1. Пг., 1921. С. 82-105. 260. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь. (К теории пародии.) СПб.: Опояз, 1921. С. 48. (В серии: «Сборники по теорий поэтического языка».) Обоснование пародии как стилистического приема и анализ пародийного плана в «Селе Степанчикове» Достоевского. Статьи: Стилизация и пародия. Фома Опискин и «Переписка с друзьями». 261. В и н о г р а д о в В. В. Гоголь и натуральная школа. Л.: Образование., 1925. С. 76. Критический обзор работ по изучению Г. Наблюдения над формой произведений Г. в плане общей схемы творчества Г. 262. Он же. Жюль Жанен и Гоголь//Альм. «Литературная Мысль». III. Л., 1925. С.'342-365. Дана характеристика стиля «Кровавого бандуриста» и других произведений Г. в связи с «неистовой» поэтикой Ж. 263. Переверзев В.Ф. Творчество Гоголя. 4-е изд. «Основа». Иванове-Вознесенск, 1928. С. 172. Анализ стиля Г. в свете социологического освещения его генезиса – в главах: Эволюция творчества. Стиль. Композиция. Пейзаж. Жанр. Портреты. Эмоции. Характеры. 264. Виноградов В. В. Этюды о стиле Гоголя. Л.: Academia, 1926. С. 227. (В серии «Вопросы поэтики».) Задача книги: изучение стиля Г. в его отношении к художественным формам 30-х и 40-х годов. В основе книги – анализ литературных пародий на стиль Г. 265. Державин В.Н. Фантастика в «Страшной мести» Гоголя// Науковi Записки Наук.-дослiдчоï катедри iсторiï украïньскоï культури. 1927. № 6. С. 329-338. О приемах фантастики, о композиционной и общестилистической роли фантастики. Определение «Страшной мести» как «фантастической поэмы в прозе». 266. Ш к л о в с к и й В. Б. Сюжет у Достоевского//Летопись Дома Литераторов. 1921. № 4. О кольцевых сюжетах в сказках и романах у Достоевского. Осложнение сюжетных схем романов Достоевского вводными материалами. 267. Гроссман Л. П. искусство романа у Ф.М. Достоевского// Свиток. № 1. М., 1922. С. 73-82. Поиски Достоевским новой формы романа на фоне западноевропейского романа в первой половине XIX в. Основные принципы романической композиции Д. 268. Виноградов В. В. Стиль петербургской поэмы «Двойник»//Сб. «Достоевский». I; под ред. А. С. Долинина. Пг.: Мысль, 1922. С. 211-257. Рассмотрение внешней грамматической структуры повести и композиционного плана, предопределенного стилистическими приемами. 269. Долинин А. С. «Исповедь Ставрогина» (в связи с композицией «Бесов»)//Литературная Мысль. I. Пг.: Мысль, 1923. С. 139-162. 270. Цейтлин А. Г. Повести о бедном чиновнике. (К истории одного сюжета.) М., 1923. С. 62. Изучение темы «бедного чиновника» со стороны конструкции и бытования в литературе перв. пол. XIX в. и, в частности, у Достоевского. 271.Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского//Сб. «Достоевский». II. Статьи и материалы под ред. А.С. Долинина. Л., 1925. С. 69-105. Раскрытие понятия «идеологического» романа Д. – «роман об идее». Анализ логической конструкции идеи романа как центральной художественной темы. 272. Переверзев В.Ф. Ф.М. Достоевский. 3-е изд. Л.: Гос. Изд., 1928. С. 134. (В серии «Библиографическая библиотека».) Анализ стиля Д. в свете социологического освещения его генезиса. Главы: ...II. Художественная манера (стиль). – III. Стиль и содержание. – IV. Анализ образов. (Двойники. Иван Карамазов. Своевольные. Кроткие.) 273. Гроссман Л. Поэтика Достоевского. М., 1925. С. 187. (В серии «История и теория искусств» Гос. Академии Худож. Наук.) Статьи: Композиция в романе Д. – Бальзак и Д. – Живопись Д. – Стилистика Ставрогина. – Искусство романа у Д. 274. Цейтлин А. Время в романах Достоевского. (К социологии композиционного приема.)//Родной язык в школе, 1927. Кн. 5. С. 3-17. 275. Ефимова З.С. Проблема гротеска в творчестве Достоевского//Науковi Записки Наук.- дослiдчоï катедри iсторiï европейской культури.1927. II. С. 145-170. 276. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. С. 243. |