БИБЛИОГРАФИЯ ПОЭТИКИ* УКАЗАТЕЛЬ НОВЕЙШЕЙ ИЗБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОЭТИКЕ** Составил С. Балухатый
УКАЗАТЕЛИ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБЗОРЫ
1. А й з е н ш т о к И. Я., К а г а н о в И. Я. Указатель работ по поэтике на русском языке (вышедших с 1900 по 1922 г.)//Мюллер-Фрейенфельд Р. Поэтика. Харьков, 1923. С. 201-213.
Там же список основных трудов (русских и иностранных) по поэтике прежних лет.
* В качестве приложения к учебнику Б. В. Томашевского публиковались следующие ниже «Указатель литературы» и «Предметный указатель» – Ред.
** В указатель вошли книги и статьи, имеющие лишь актуальное значение – теоретическое или методологическое – и вышедшие из печати до сентября 1970 г. 2. Якубський Б. В. Библиография//Наука Вiршування. Киïв, 1922. С. 109-122).
3.Белецкий А. И. Несколько слов о разработке научной поэтики в России и на Западе//Мюллер-Фрейенфельд Р. Поэтика. Харьков, 1923. С. 1-20.
Обзор важнейших трудов по поэтике последнего времени; оценка интереса критиков и исследователей к общим вопросам поэтики; о целях ознакомления с психологической поэтикой.
4. Иванов Вяч. О новейших теоретических исканиях в области художественного слова//Научные известия, 2-е изд. М.: Гос. Изд., 1922. С. 164-181.
Обзор статей и книг: Белый. – «Жезл Аарона». Белый. – «О художественной прозе». Брюсов. – «Наука о стихе». Брюсов. – «Опыты», «Сборники по теории поэтического языка». Вывод: «научная» или эмпирическая поэтика невозможна без философского анализа словесного материала и без исторической перспективы.
5. С м и р и о в А. А. Новейшие русские работы по поэтике и литературной методологии//Атеней: историко-литературный временник. Кн. 1-11. 1924. С. 151-162.
Обзор трудов 1923-1924 гг., имеющих общий и принципиальный характер.
6. Багрий А. В. Формальный метод в литературе: Библиография. Владикавказ, 1924 (1926). С. 268; Вып. 2-й. Баку, 1927. С. 189.
Библиографическая неисчерпывающая сводка книг и статей последних лет с пересказом их содержания.
7. Б а л у х а т ы й С. Д. Теория литературы: Аннотированная библиография. 1. Общие вопросы. Л.: Прибой, 1929. С. 248.
Исчерпывающий свод русских и переводных работ, начиная с 70-х годов XIX в., в главах: I. Задачи истории литературы, теория литературы, поэтики. – II. Задачи литературной критики. – III. Методы истории и теории литературы. – IV. Общие труды по теории литературы. – V. Общие проблемы теории литературы. – VI. Стилистика. – VII. Народное (безличное) творчество. – VIII. Лирика и эпос. – IX. Стихосложение. – X. Драма. – XI. Проза. – XII. Риторика. – Приложения: 1. Популярные изложения вопросов поэтики и учебники. – 2. Учебники стихосложения. – 3. Вопросы поэтики в школе. ОБЩИЕ ТРУДЫ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 8. Аристотель. Поэтика/Пер., введ. и прим. Н.И. Новосадского. Л.: Academia, 1927. С. 120.
О поэзии вообще и отдельных ее видах. О комедии и трагедии: фабула (и ее виды), части трагедии, перипетия, узнавание, завязка, развязка, характеры, виды трагедии. О слове. О поэзии повествовательной,
9. П о т е б н я А. А. Мысль и язык//Полное собрание сочинений. Т. 1. Одесса. 4-е изд., 1922. С. XXX + 185.
Главы: ...Языкознание и психология. Чувственные восприятия. Рефлексивные движения и членораздельный звук. Язык чувства и язык мысли. Слово как средство апперцепции. Представление, суждение, понятие. Поэзия. Проза. Сгущение мысли.
10. Он же. Из записок по русской грамматике. Харьков. 2-е изд., 1888. С. VI + 535 + VI.
О природе и функциях слова в главах Введения: Что такое слово, Представление и значение...
11. О н ж е. Из записок по теории словесности/Изд. М.В. Потебни. Харьков, 1905. С. 694.
Отделы: Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое.
12. Он же. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка/Изд. М. Потебни. Харьков, 1914. С. II + II + 162.
Об отношении поэтических произведений к слову на основе общей теории слова Потебни.
13. Р а й н о в А. А. Потебня. Л.: Колос, 1924. С. 110. Об основных идеях П. Список трудов П.
14. В е с е л о в с к и й А. Н. Поэтика. Т. I ; Т. II. Вып. 1.: Поэтика сюжетов//Веселовский А.Н. Собр. соч. СПб.: Изд. Акад. Наук, 1913. Т. I. С. 622; Т. II. В. 1. С. 148.
Проблемы исторической поэтики. Том I – статьи: Из введения в историческую поэтику. Из истории эпитета. Эпические повторения как хронологический момент. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Три главы из исторической поэтики: 1. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. 2. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии. 3. Язык поэзии и язык прозы. – Том II. Вып. 1. Поэтика сюжетов. Главы: Поэтика сюжетов и ее задачи. Мотив и сюжет. Важнейшие направления в изучении сюжетности. Бытовые основы сюжетности. Доисторический быт и отражающие его мотивы и сюжеты. Сюжеты по вопросам об их бытовом значении и др.
15.Энгельгардт Б.М. Александр Николаевич Веселовский. Пг.: Колос, 1924. С. 214.
Выяснение методологического подхода В. к материалу. Основные черты историко-литературной системы В.: его теория развития поэтических жанров; сюжетология; поэтический язык; об эволюции взглядов В.
16. Вопросы теории и психологии творчества; Под ред. Б.А. Лезина. Харьков, 1911-1923. Т. I-VIII.
Том I (изд. 2-е): Д.Н. Овсянико - Куликовский. – Из лекций об основах художественного творчества. Его же. – Лингвистическая теория происхождения искусства и эволюции поэзии. К. Тиандер. – Очерк эволюции эпического творчества. Е. Аничков. – Историческая поэтика А.Н. Веселовского. А. Горнфельд. – Трагедия. К. Тиандер. – Обзор сюжетов драматической поэзии. Его же. – Сущность комедии. Его же. – Исторические перспективы современной лирики. А. Горнфельд. – Проза. В.Харциев. – Что такое проза? А. Горнфельд. – Фигура в поэтике и риторике. Его же. – Эпитет. Его же. – Троп. В. Харциев. – Элементарные формы поэзии. А. Горнфельд. – Поэзия. – Том II. Вып. 1. К. Тиандер. – Синкретизм и дифференциация поэтических видов. Его же. – От Софокла до Ибсена. Его же. – Народно-эпическое творчество и поэт-художник. Его же. – Морфология романа. Ф. Карташев. – Лирическая поэзия, ее происхождение и развитие. – Том II. Вып. 2. В. Харциев. – Основы поэтики А.А. Потебни. Б. Лезин. – Психология поэтического и прозаического мышления. Д.Н. Овсянико-Куликовский. – Лирика как особый вид творчества. – Том VII... А. Горнфельд. – О толковании художественного произведения. Т. Райнов. – «Обрыв» Гончарова как художественное целое. – Том VIII... А.И. Белецкий. – В мастерской художника слова.
17. О в с я н и к о-К у л и к о в с к и й Д. Н. Язык и искусство/Изд. И. Юровского: Русская библиотека. № 8. СПб, 1895. С. 71.
Анализ жизни отдельных художественных образов как основных элементов искусства в главах: Художественный образ и понятие. Участие языка в подготовлении понятий. Художественный образ и идея. Грамматическая форма. Слово и сознание. Внешняя форма в языке.
18. Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910. С. III + 633.
Статьи о принципах анализа стиха и о ритме: Лирика и эксперимент. Опыт характеристики русского четырехстопного ямба. Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре. «Не пой, красавица, при мне...» А.С. Пушкина. (Опыт описания.) Магия слов.
19. Б о б р о в С. П. Записки стихотворца. М.: Мусагет, 1916. С. 92.
Главы: Рифма и ассонанс. Еще о трехдольном паузнике. Согласные в стихе. Теория барона Гинцбурга (рецензия). Две статьи по ритму (рецензия статей Недоброво и Лукьянова).
20. Григорьев М. С. Слово – знание – искусство: Конспект курса. М.: Госизд., 1920. С. 30.
План-конспект психологической поэтики с тезисом: искусство – особая форма знания и действительности.
21.Жирмунский В.М. Задачи поэтики//3адачи и методы изучения искусства. Пг., 1924. С. 123–168. (Первоначально в сб. «Начала». № 1, 1921. С. 51-81.)
Установление основных проблем и отделов поэтики как науки о словесном искусстве. Задача общей или теоретической поэтики – дать систематическое описание поэтических приемов. В основу же систематического построения поэтики должна быть положена лингвистическая классификация фактов языка. В виде иллюстрации дан примерный разбор стихотворений Пушкина и отрывка прозы Тургенева.
22. С а к у л и н П. Н. К вопросу о построении поэтики//Искусство. 1923. № 1. С. 79-93.
О задачах, объеме и построении поэтики; оценка статьи «Задачи поэтики» В. Жирмунского. Утверждение, что теоретическая поэтика должна строиться не на лингвистике, а на учении о процессе литературно-художественного творчества.
23. С м и р н о в А. А. Пути и задачи науки о литературе//Литературная Мысль. II. Пг., 1923. С. 91-109.
Методологическая постановка проблемы. Анализ понятия поэзии с раскрытием понятия ценности литературного явления в телеологическом смысле; о методах изучения поэзии.
24. Ж и р м у н с к и й В. М. К вопросу о формальном методе//Вальцель. Проблема формы в поэзии. Пг.: Academia, 1923. С. 1-23.
Критика формального метода по проблемам: искусство как прием, историческая поэтика и история литературы, тематика и композиция, словесное искусство и литература.
25. Ц е й т л и н А. М. Марксисты и «формальный метод»//Леф. 1923. № 3. С. 114-131.
По вопросу о взаимоотношениях марксистского и формального методов. Анализ стилевых работ марксистов: Львова-Рогачевского, Фриче, Переверзева.
26. М ю л л е р-Ф рейенфельд Р. Поэтика/Пер, с нем. изд. 1921 г.; Ред. и вступ. статья проф. А.И. Белецкого. Харьков, 1923. С. 216.
Психологическая поэтика. Психологическое обоснование сущности поэзии и производимого ее стилистическими формами воздействия. Главы: Сущность и стиль поэзии. Поэт и его стиль. Поэтический сюжет и его стиль. Стилистические формы передачи (воспроизведения). Язык и его стилистические формы. К проблеме оценки.
Книга Мюллера не дает ключа к стилистическому анализу словесных произведений. Ее задача – дать психологические основы возникновения II развития поэтического искусства – выпадает целиком из круга вопросов истории и теории литературы.
27. Вальцель О. Проблема формы в поэзии/Авторизованный пер, с нем. М.Л. Гурфинкель; под ред. и с вступ. статьей проф. В.М. Жирмунского: К вопросу о формальном методе. Пг: Academia, 1923. С. 72.
О проблеме поэзии как искусства, о применении к искусству поэтическому приемов анализа художественной прозы на примере анализа композиции романа и драмы.
28. В и н о к у р Г. О. Поэтика. Лингвистика. Социология: Методологическая справка//Леф. 1923. № 3. С. 104–113.
Цель статьи: дать схему раскрытия содержания «поэтики» как научной дисциплины. Об языке как материале поэзии. Об отличии языка от стиля..
29. Г р и г о р ь е в М. С. Введение в поэтику. Ч. I. М.: Изд. «В. Думнов», 1924. С. 89.
Раскрытие психологической потебнианской поэтики в двух отделах: о природе слова и художественного произведения, о психологии и гносеологии творчества.
30. Т ы н я н о в Ю. Н. О литературном факте//Леф. 1924. № 2 (6). С. 100-116.
Критика статического рассмотрения литературы и определения литературных жанров. О судьбе жанров. О понятии литературной эволюции и литературного генезиса. Определение литературы как динамической речевой конструкции. Взаимодействие конструктивного фактора и материала. Анализ этапов литературной эволюции.
31. Т ы н я н о в Ю. Н. Вопрос о литературной эволюции//На литературном посту. 1927. № 10. 20 мая. С. 42-48.
32. А с к о л ь д о в С. А. Форма и содержание в искусстве слова// Литературная Мысль. III. Л., 1925. С. 305-341.
Эстетический анализ проблемы. Критика отдельных положений формального изучения художественного произведения.
33. О р л о в А. И. Основные принципы поэтики (конспект на правах рукописи). Изд. Курсов по подготовке в Вузы и Техникумы при Исполбюро Профсекций И.-Вознес. Политехн. Инст. Иваново-Вознесенск, 1925. С. 16.
Тезисное и конспективное изложение.
34. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т./Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова и В. Чешихина-Ветринского. Т. I и II. М.-Л.: Изд. Л.Д. Френкеля, 1925. Столб. 11+1198.
Даны сведения, расположенные в словарном порядке, по теории, психологии и истории словесно-художественного творчества, а также по лингвистике и грамматике.
35. Я р х о Б. И. Границы научного литературоведения//Искусство. 1925. № 2. С. 46-60; 1927. Кн. I (т. III, в. I). С. 16-38.
Задача статьи: отграничение области и функций литературоведения от других областей знания.
36. В о л о ш и н о в В. Слово в жизни и слово в поэзии. (К вопросам социологической поэтики.)//3везда. 1926. № 6. С. 244–267.
Опыт применения социологического анализа в поэтике: анализ формы поэтического высказывания как формы особого эстетического общения, осуществляемого на материале слова.
37. Э н г е л ь г а р д т Б. М. Формальный метод в истории литературы. Л.: Academia, 1927. С 118. (Сер. «Вопросы поэтики».)
Задача книги – показать систему исходных точек зрения при «формальном» подходе к литературному материалу и пределы применения формального метода.
38. Ф р и ч е В. Проблемы социологической поэтики//Вестник Коммунистической Академии, 1926. Кн. XVII. С. 169-180.
О задачах марксистско-социологического построения поэтики как науки и социальной закономерности в области поэтических форм. Схематично определены основные проблемы социологической поэтики.
39. П е т р о в с к и й М. А. Поэтика и искусствоведение. Ст. первая// Искусство, 1927. Кн. II -III. С. 119-139.
Разбор работы немецкого исследователя О. Вальцеля, посвященной вопросу о «взаимоотношении искусств».
40. Жирмунский В. Вопросы теории литературы (статьи 1916– 1926). Л.: Academia, 1928. С. 356.
Перепечатаны статьи: Задачи поэтики. Мелодика стиха. К вопросу о «формальном методе» и др.
Рец. А. Прозорова: Формальные проблемы или формальный метод// На литерат. посту. 1928. № 23. С. 4-16.
41. М е д в е д е в П. Н. Формальный метод в литературоведении. (Критическое введение в социологическую поэтику.) Л.: Прибой 1928 С. 232.
Предмет и задачи марксистского литературоведения. К истории формального метода. Формальный метод в поэтике. Формальный метод в истории литературы.
42. Д о б р ы н и н М. К. Вопросы теории литературы. (В связи с книгой П.Н. Медведева «Формальный метод в литературоведении, критическое введение в социологическую поэтику». )//Литература и марксизм 1929. I. С. 27-45.
43. Литературоведение: Сб. статей под ред. В.Ф. Переверзева. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1928. С. 347.
Статьи: В.Ф. Переверзев. – Необходимые предпосылки марксистского литературоведения. И. Беспалов. – Проблема литературной науки. Г. Поспелов. – К методике историко-литературного исследования. У. Фохт. – «Демон» Лермонтова как явление стиля. Г. Поспелов. – Стиль «Дворянского гнезда» в каузальном исследовании. В.Ф. Переверзев. – К вопросу о монистическом понимании творчества Гончарова. В. Совсун. – Социологические основы творчества Помяловского. И. Беспалов. – Стиль ранних рассказов Горького.
Методологическая позиция В.Ф. Переверзева обсуждалась в следующих статьях:
44. П е р ц о в В. Марксизм в литературоведении//Новый Леф. 1928. № 7. С. 24-31.
45. Т и м о ф е е в Л. К проблематике марксистского литературоведения//На литерат. посту. 1928. № 22. С. 25-30.
46. Г р и г о р ь е в М. Критические заметки о «литературоведении» В.Ф. Переверзева//На литерат. посту. 1928. № 23. С. 17-25.
47. Ц ы р л и н Л. Механизм или марксизм?//На литерат. посту. 1929. № 3. С. 47-56.
48. Г о р б а ч е в Г. Бытие и сознание в понимании Переверзева// Звезда. 1929. № 2. С. 158-185.
49. Г у р ш т е й н А. К спору вокруг переверзевской школы//На литерат. посту. 1929. № 13. С. 5-14.
Методологические высказывания В.Ф. Переверзева даны также в его статьях:
50. П е р е в е р з е в В. Ф. «Социологический метод» формалистов//Литература и марксизм. 1929. I. С. 3-26.
О методологических позициях В. Шкловского и Б. Эйхенбаума.
51.Переверзев В.Ф. Проблемы марксистского литературоведения//Литература и марксизм, 1929. С. 3-32. Ответ на статью Л. Тимофеева.
52. Литературная Энциклопедия. М.: Изд. Коммунистической Академии. 1929. Т. I. Стлб. 708; Т. II. Стлб. 768.
Даны между прочим и объяснения терминов исторической и теоретической поэтики. (II том энциклопедии кончается словом «Грибоедов».)
53. Г л и в е н к о И. И. Творческое изображение и реальная действительность. М.: Изд. «Никитинские субботники», 1929. С. 287.
Главы: О поэзии изображения и поэзии выражения. О поэтическом произведении и его отношении к действительности. О поэтических изображениях. О литературном изображении и литературном направлении. О поэзии и живописи. О чтении поэтического произведения. О правдоподобии поэтического изображения.
54. Г р и г о р ь е в М. С. Форма и содержание литературно-художественного произведения. М., 1929. С. 106.
О трактовке проблемы формы и содержания в школах: формальной, философско-эстетической, акад. А.Н. Веселовского, психологической и социологической. ПОПУЛЯРНЫЕ ПОСОБИЯ 55.Шенгели Г.А. Как писать статьи, стихи и рассказы. 6-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Всерос.союза поэтов, 1929. С. 80.
56. Ч и ч е р и н А. В. Литература как искусство слова. Очерк теории литературы. М.: Работник Просвещения, 1927. С. 148.
Задача книги – понять литературу как «деятельность и силу» и дать подготовку к социологическому изучению литературы.
57. Ш к л о в с к и й В. Техника писательского ремесла. М.-Л.: Молодая Гвардия, 1927. С. 72; М.: Библиотека Огонек, 1929.
Главы: Газетная работа. Сюжетная проза. Выбор и разборка сюжетной прозы. Развертывание произведения. Несколько слов о стихе.
58. Ш е н г е л и Г. А. Школа писателя. Основы литературной техники. М.: Изд. Всерос. союза поэтов, 1929. С. 111.
Главы: Материал художественного произведения. Построение художественного произведения. Стиховедение. Драматургия.
59. К р а й с к и й А. Что надо знать начинающему писателю. Вып. 1. (Выбор и сочетание слов.). Л.: Красная Газета, 1927. С. 133.
Главы: Что такое художественная литература. Предварительная работа писателя. Выбор слов. Приемы, основанные на выборе слов. Приемы, основанные на количестве и на распределении слов. Благозвучие и звукоподражание. Форма и содержание.
60. О н ж е. Вып. II и III. (Построение рассказов и стихов.). Л.: Красная Газета, 1928. С. 183.
Главы: Как создается рассказ. Рассказы простые. Рассказы сложные. Многолинейные рассказы. О сюжетах. Как писатель показывает человека. Метрика. О рифмах. Опыты разбора и исправления стихотворений.
61.Русанов А. Теория литературы: Пособие к формально-социологическому анализу. Самиздатторг. Самара, 1929. С. 234.
62. Т о м а ш е в с к и й Б. В. Краткий курс поэтики. 3-е изд. М.–Л.: Гос. Изд., 1929. С. 132.
Главы: Начала стилистики. Русское стихосложение. Композиция. Литературные жанры.
63.Навроцький Б. Мова та поезiя. Нарис з теорiï поезiï. Изд. «Книгоспiлка», 1925. С. 240.
Популярное изложение на украинском языке основных вопросов теории литературы. СТИЛИСТИКА*
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДЫ 64. Сборники по теории поэтического языка. Вып. I и II. Пг., 1916-1917. С. 71 и 94.
Вып. I. В. Шкловский. – «Заумный» язык и поэзия. Л. Якубинский. – О звуках стихотворного языка. Б. Кушнер. – О звуковой стороне поэтической речи. Е. Поливанов. – По поводу «звуковых жестов» японского языка. Вл. Б. Шкловский. – Граммон. Звук как средство выразительности речи. Вл. Б. Шкловский. – Нироп. Звук и его значение.
Вып. II. В. Шкловский. – Искусство как прием. Л. Якубинский. – Скопление одинаковых плавных в практическом и поэтическом языках. О. М. Брик. – Звуковые повторы. Л. Якубинский. – Осуществление звукового единообразия в творчестве Лермонтова. Б. Кушнер. – Сонирующие аккорды. Вл.Б. Шкловский. – О ритмико-мелодических опытах профессора Сиверса.
* Прежде чем приступить к изучению вопросов стилистики, необходимо ознакомиться с элементами языкознания по книгам: Ушаков Д. Н. Краткое введение в науку о языке. 9-е изд. М.: Работник Просвещения, J929; Шор Р. Язык и общество. 2-е изд. М.: Работник Просвещения, 1926. 65. Поэтика ( Сборники по теории поэтического языка). Пг., 1919. С. 168.
I. В. Шкловский. – Потебня. Л. Якубинский. – О поэтическом глоссемосочетании. В. Шкловский. – О поэзии и заумном языке. Е. Поливанов. – О звуковых жестах японского языка. Л. Якубинский. – О звуках стихотворного языка Л. Якубинский. – Скопление одинаковых плавных. О. Брик. – Звуковые повторы.
II. В. Шкловский. – Искусство как прием. В. Шкловский. – Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля. Б. Эйхенбаум. – Как сделана «Шинель». Б. Эйхенбаум. – Приложение. Библиография.
Рец. В. Жирмунского в статье «Задачи поэтики» (см. «Жизнь искусства. 1919. № 313-317). [Раскрытие понятия поэтической фонетики, семасиологии и синтаксиса.]
66. Русская речь: Сб. статей под ред. Л.В. Щербы. Пг., 1923. С. 293.
Л.В. Щерба. – Опыт лингвистического толкования стихотворений. I. «Воспоминание» А. Пушкина. Б.А. Ларин. – О разновидностях художественной речи. Семантические этюды. Л.П. Якубинский. – О диалогической речи. В. В. Виноградов. – О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «жития» протопопа Аввакума.
Задача Сборника: исследование русского литературного языка с главным интересом к семантике, синонимике, словоупотреблению, синтаксису, эстетике языка.
67. Русская речь. Новая серия. I; Под ред. Л.В. Щербы. (Сборники, издаваемые Отделом Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств.) Л.: Academia, 1927. С. 118.
Статьи по поэтике: С.И. Бернштейн. – Стих и декламация. Б.А. Ларин. – О лирике как разновидности художественной речи. В.В. Виноградов. – К истории лексики русского литературного языка.
68. Русская речь. Новая серия. II. Под ред. Л.В. Щербы. Л.: Academia, 1928. С. 84.
Статьи по поэтике: С.А. Аскольдов. Концепт и слово. – А. Пешковский. Ритмика «Стихотворений в прозе» Тургенева.
69. П р о б л е м ы п о э т и к и: Сб. статей под ред. В.Я. Брюсова. М.-Л.: Земля и Фабрика, 1925. С. 204.
Статьи: В.Я. Брюсов. – Синтетика поэзии. А.В. Луначарский. – О поэзии как искусстве тональном. М. Локс. – Проблемы стиля в художественной прозе. Я. Зунделович. – Поэтика гротеска. Адалис. – Второй план. Г. Шенгели. – О лирической композиции. Л. Гроссман. – Поэтика сонета. М. Малишевский. – Проблемы метротонической стихологии. М. Григорьев. – К вопросу об объективном истолковании художественного произведения. М. Петровский. – Морфология пушкинского «Выстрела».
См. также №№ 16, 34, 52, ОТДЕЛЬНЫЕ ТРУДЫ 70. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. I. Л.: Academia, 1926. С. 162.
Статьи по поэтике: Б. Казанский. – Идея исторической поэтики. В. Виноградов. – Проблема сказа в стилистике. С. Бернштейн. – Звучащая художественная речь и ее изучение. А. Астахова. – Из истории и ритмики хорея. Г. Гуковский. – О сумароковской трагедии. Л. Винт. – Басня сумароковской школы. С. Балухатый. – Этюды по истории текста и композиции чеховских пьес.
71. Поэтика.– Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. II. Л.: Academia, 1927. С. 118.
Статьи: В. Жирмунский. Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии. Б. Ларин. – Учение о символе в индийской поэтике. К. Шимкевич. – Роль уподобления в строении лирической темы. Б. Томашевский. – Французская мелодрама начала XIX века. Лидия Гинзбург. – Из литературной истории Бенедиктова. Андрей Федоров. – Проблема стихотворного перевода.
72. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. III. Л.: Academia, 1927. С. 188.
Статьи: В. Виноградов. – К построению теории поэтического языка. С. Бернштейн. – Эстетические предпосылки теории декламации. С. Вышеславцева. – О моторных импульсах стиха. С. Балухатый. – К. поэтике мелодрамы. Л. Виндт. – Басня как литературный жанр. Ю. Тынянов. – Ода как ораторский жанр. Г. Гуковский. – Из истории русской оды XVIII в. Н. Сурина. – Тютчев и Ламартин. Н. Колпакова. – Из истории фетовского текста.
73. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. IV. Л.: Academia, 1928. С. 148.
Статьи: Б. Томашевский. – Стих и ритм. Н. Коварский. – Мелодика стиха. А. Федоров. – Звуковая форма перевода. В. Пропп. – Трансформации волшебной сказки. В. Жирмунский. – Проблемы формы в германском эпосе. В. Виноградов. – О литературной циклизации (Гоголь и Достоевский). Г. Гуковский. – К вопросу о русском классицизме.
73а. Поэтика.– Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. V. Л.: Academia, 1929. С. 192.
Статьи: М. Троцкая. – Литература современной Германии. Г. Гуковский. – О русском классицизме. Г. Коровин. – Заметки о Пушкине. I. Б. Томашевский. – Заметки о Пушкине. II. Л. Гинзбург. – Опыт философской лирики. К. Шимкевич. – Бенедиктов, Некрасов, Фет. С. Балуха-тый. – Из истории текста пьес Горького. С. Бернштейн. – Опыт анализа словесной инструментовки.
74. А r s р о е t i с а. I: Сб. статей под ред. М.А. Петровского. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1927. С. 143.
Статьи: Б. И. Ярхо. – Простейшие основания формального анализа. A.M. Пешковский. – Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. М.А. Петровский. – Морфология новеллы. М. П. Столяров. – К проблеме поэтического образа. P.O. Шор. – Формальный метод на Западе.
75. Х у д о ж е с т в е н н а я форма: Сб. статей под ред. А.Г. Циреса. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1927. С. 159. (В серии: Труды Г.А.Х.Н. – Философское отделение. Вып. первый.)
Статьи: Н.И. Жинкин. – Проблема эстетических форм. М.А. Петровский. – Выражение и изображение в поэзии. И.Н. Волков. – Что такое метафора. Андрей Губер. – Структура поэтического символа.
76.Русская проза: Сб. статей под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л.: Academia, 1926. С. 261. (В серии «Вопросы поэтики».)
Статьи: Предисловия Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. К. Скипина. – Чувствительная повесть. Т. Роболи. – Литература путешествий. Н. Степанов. – Дружеская переписка 20-х годов. Л. Гинзбург. Вяземский-литератор. Н. Коварский. – Ранний Марлинский. В. Зилъбер. – Сенковский (Барон Брамбеус). Б. Бухштаб. – Первые романы Вельтмана. В. Гофман. – Фольклорный сказ Даля.
77. Русская поэзия XIX в. Л.: Academia, 1929. С. VIII+335.
Статьи: В. Гофман. – Рылеев-поэт. А. Андриевская. – Поэмы Баратынского. Вс. Успенский. – О Дельвиге. Н. Коварский. – Полежаев и французская поэзия. В. Голицына. – Шутливая поэзия Мятлева и стиховой фельетон. Т. Хмельницкая. – В. Соколовский. А. Федоров. – Русский Гейне. Н. Сурина. – Русский Ламартин.
78. Проблемы литературной формы: Сб. статей/Пер. под ред. и с предисл. В. Жирмунского. Л.; Academia, 1928. С. 223.
Статьи: О. Вальцелъ. – Сущность поэтического произведения. Его же. – Архитектоника драм Шекспира. Его же. – Художественная форма в произведениях Гете и немецких романтиков. В. Дибелиус. – Морфология романа. Его же. – Лейтмотивы у Диккенса. Л. Шпитцер. – Словесное искусство и наука о языке.
79. Б у р г а р д т О. Новые горизонты в области исследования поэтического стиля («Принципы» Э. Эльстера). Киев, 1915. С. VI+64.
Изложение в сжатом виде теоретических воззрений Эльстера по отделам: Общие свойства стиля (эстетические и психологические). Частные особенности стиля.
80. С а к у л и н П. Н. Еще «о образех». (Миниатюрный экскурс.)// Атеней. Кн. 1-11, 1924. С. 72-78.
Анализ книг Теодора Мейера «Das Stilgesetz der Poesie. 1901 г., по вопросу об изучении поэтических образов.
81.Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. С. 138. (В серии «Вопросы поэтики».)
Тема книги: конкретное понятие стиха в отличие от понятия прозы и особенности стихотворного языка. Задача книги: анализ специфических изменений значения и смысла слова в зависимости от самой стиховой конструкции. Главы книги: I. Ритм как конструктивный фактор стиха. II. Смысл стихового слова.
82. Э й х е н б а у м Б. М. Сквозь литературу: Сборник статей. Л.: Academia, 1924. С. 279. (В серии «Вопросы поэтики».)
Статьи, трактующие отдельные вопросы поэтики: Державин. Карамзин. Письма Тютчева. О Льве Толстом. О кризисах Толстого. О трагедии и трагическом. О трагедии Шиллера в свете его теории трагического. Иллюзия сказа. Проблемы поэтики Пушкина, Как сделана «Шинель» Гоголя. О прозе М. Кузмина. О звуках в стихе. Мелодика стиха. Судьба Блока. Некрасов.
Основное устремление начальных статей Э. в сторону эстетики; в последующих ставятся конкретные проблемы формальной поэтики.
83. Э й х е н б а у м Б. М. Литература. (Теория, критика, полемика.) Л.: Прибой, 1927. С. 301.
Статьи: Путь Пушкина к прозе. Лев Толстой. Некрасов. Теория «формального метода». Как сделана «Шинель» Гоголя. О. Генри и теория новеллы. Лесков и современная проза. О камерной декламации. Ораторский стиль Ленина. Судьба Блока. В ожидании литературы. В поисках жанра. Литература и кино.
84. Г р о с с м а н Л. П. Борьба за стиль. Опыты по критике и поэтике. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 336.
Статьи по поэтике: Жанры художественной критики. Мадригалы Пушкина. Онегинская строфа. Поэтика русского сонета. – Стилистические характеристики даны также в статьях: Достоевский и театрализация романа. Салтыков-сказочник. Россия Салтыкова. Лесков. Анна Ахматова.
85. Сакулин П. Н. Теория литературных стилей. М.: Мир, 1927. С. 74. (Наука о литературе. Ее итоги и перспективы. Вып. X.)
Главы книги: Постановка проблемы. – Терминология стилей. – Определение стиля. – Морфология стиля. – Типология стилей. – Динамика и социология стилей.
86. Ж и р м у н с к и й В. М. Стилистика//Энциклопедич. словарь Русск. Библиограф. Института. Гранат. Т. 41. Стлб. 587–599.
О стилистике как учении о приемах художественной речи. Основные группы стилистических приемов: 1. Звуки языка (фонетика). – 2. Значение (семантика). – 3. Построение языковых элементов (синтаксис). – Обзор построений стилистики как системы на основе современных лингвистических теорий.
87. Шпет Густав. Внутренняя форма слова. (Этюды и вариации на темы Гумбольта.). М.: Гос. Академия Худож. Наук, 1927. С. 217.
Главы книги: Темы Гумбольта. – Общие темы в анализе языка. Постановка вопроса о внутренней форме. – Внешние формы слова. – Формы предметные и логические. – Некоторые выводы из определений внутренней формы. – Внутренняя поэтическая форма. – Место и определение субъекта. – Субъективность и формы экспрессии.
Ред. М.С. Григорьева («Внутренняя форма слова») см. «Литература и марксизм», 1928. VI. С. 3-42.
88. Ж и р м у н с к и й В. М. Вопросы теории литературы. Л.: Academia, 1928. С. 356.
Перепечатаны статьи по поэтике: Задачи поэтики. – Мелодика стиха. – К вопросу о «формальном методе».
89. Арватов Б. Социологическая поэтика. М.: Федерация, 1928. С. 170.
Содержание: Предисловие О.М. Брика. О марксистском искусствознании. К марксистской поэтике. О формально-социологическом методе. Язык поэтический и язык практический. Контрреволюция формы. Эстетический фетишизм. Синтаксис Маяковского. Речетворчество. Приложение: Маркс о художественной реставрации.
90. Т ы н я н о в Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л.; Прибой, 1929. С. 595.
Главы: Литературный факт. О литературной эволюции. Ода как ораторский жанр. Архаисты и Пушкин. Стиховая форма Некрасова. Достоевский и Гоголь (к теории пародии).
91. С р е т е н с к и й Н. Н. Из опыта по стилистике и поэтике// Известия Донского Гос. Унив., 1925. Т. VI, С. 153-175.
Приведена схема стилистического разбора новеллы и сделан разбор по этой схеме ряда новелл.
92. В и н о к у р Г. О. Культура языка. Очерки лингвистической технологии. М.: Работник Просвещения, 1925. С. 215.
В основу книги положены переработанные статьи, напечатанные в повременных изданиях. Отделы: Язык быта. Язык прессы. Искусство слова и культура языка. Приложение: Культура чтения.
93.Арватов Б. Речетворчество. (По поводу «заумной» поэзии,)// Леф. 1923. № 2. С. 79-91.
О «зауми» в поэтической и практической речи; социологическое объяснение «зауми» и ее роли в поэзии.
94. О н ж е. Язык поэтический и язык практический//Печать и революция, 1923. Кн. VII. С. 58-67.
Критический пересмотр общих положений школы формалистов в свете формально-социологического метода.
95. П е ш к о в с к и й А. М. Стихи и проза с лингвистической точки зрения//Свиток. № 3. М., 1924. С. 197–224. Также в книге П.: Сборник статей. Л., 1925. С. 153-166.
Обоснование принципиальной разницы между ритмом стихов и прозы с лингвистической точки зрения; строение свободного (тактового) стиха и мерной прозы.
96. П е ш к о в с к и й А. М. Глагольность как выразительное средство//Пешковский A.M. Сборник статей. Л., 1925. С. 141-152. Характеристика стилистических достоинств частей речи.
97. Т и м о ф е е в Л. Ритм стиха и ритм прозы. (О новой теории ритма прозы проф. A.M. Пешковского.)//На литерат. посту, 1928. XIX. С. 20-30.
98. Б о б р о в С. П. Заимствования и влияния. (Попытка методологизации вопроса.)//Печать и революция, 1922. Км. VIII. С. 72-92.
Об установлении влияний в поэзии по текстуальным совпадениям.
99. 3 е л е н е ц к и й А. Эпитеты литературной русской речи. Ч. I. М., 1913. С. IX+200.
Подбор эпитетов русских писателей по алфавиту слов, имеющих эпитеты. Книга дает некоторый материал для словаря эпитетов, малоудовлетворительного, однако, по принципам составления.
Рец. С. Боброва в сб. «Труды и дни. 1914. № 7. С. 164–167.
100. М а л а х о в с к и й В. А. Эпитет Тютчева//Камены. № 1. Чита. 1922. С. 17-30.
101. Ш у в а л о в С. К поэтике Н.А. Некрасова. Сравнения//Свиток. № 1. 1922. С. 135-148.
Характеристика в плане описательном и статистическом сравнений Некрасова как средства изобразительности и эмоциональности. Общая характеристика художественных форм Н. на основе анализа сравнений.
См. также № 147.
102. Э л ь с б е р г Ж. Сравнения и метафоры как классовая образовая оценка объекта описания//Октябрь. 1927. Январь. С. 123-141.
Социологическое изучение формальных моментов художественного творчества. Разбор существующих определений сравнения и метафоры и анализа их как классовой оценки объекта, описываемого художественно-образовым языком данной классовой группировки. В виде примера дан разбор сравнений и метафор Гладкова («Цемент»), Рейснер, Леонова, Пильняка.
103.Ермолаев Вад. Синтаксическая характеристика жанров словесных произведений в статистическом освещении. Ч. I. Вып. I. Изд. Филиппова. Казань, 1915. С. 46.
Характеристика литературных жанров со стороны типов, видов и членов простых предложений.
104. Б а л у х а т ы й С. Д. Некоторые ритмико-синтаксические категории русской речи//Изв. Самарского Гос. Унив. 1922. № 3. С. 13-25.
О синтаксических повторах в речи разговорной и художественной как признаках ритмического ряда.
105. Р о з е н б е р г А. Из наблюдений над синтаксисом русского былевого эпоса//Науковi Записки Наук. – Дослiдчоï катедри исторiï украiнськоï культури». 1927. № 6. С. 339-351.
Обзор работ, посвященных изучению былинного стиха. Наблюдения над ритмико-синтаксическими особенностями былинного стиха в связи с анализом былинных исторических фигур.
106. Ж и р м у н с к и й В. М. Как разбирать стихотворения?//Жизнь Искусства. 1921. №№ 691-693.)
107. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Закономерность мелодии речи//Маски. 1913-14. № 7-8. С. 37-72.
Определение мелодии речи и ее слагаемых, отличие музыкальной мелодии от речевой, об ударении в слове и в фразе, о композиции мелодии, о мелодических изменениях, о значении для мелодии знаков препинания, роль эмоций при сложении мелодий.
108. О н ж е. Теория русской речевой интонации. Пг.: Гос. Изд., 1922. С. 128.
Системное и расширенное изложение теории, приведенной в первой работе. Обе работы в части, касающейся мелодии и ритма речи, могут быть использованы при анализе мелодических рисунков литературных произведений.
109. С а б а н е е в Л. Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. М.: Работник Просвещения, 1923. С. 190.
Главы: О музыке речи. Анализ звуков речи. Дыхание в речи. Эмоциография речи. О содержании ритма. Речевая эвфония. Мелодия прозаической речи. Поэтическая речь. Возникающие проблемы.
Книга С. в части терминологической и отдельными приемами анализа мелодического и фонетического строя стиха и прозы полезна и теоретику литературы.
110. Э й х е н б а у м Б. М. Мелодика русского лирического стиха. Пг.: Опояз, 1922. С. 199.
Постановка проблемы мелодики стиха и рассмотрение процесса развития мелодических приемов в русской лирике XIX в. Материал: Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Фет.
111. Ж и р м у н с к и й В. М. Мелодика стиха. (По поводу книги Б.М. Эйхенбаума «Мелодика стиха».)//Мысль. 1922. № 3. С. 109–139.
Задача статьи – обосновать точку зрения на вопросы «мелодического стиля» в русской лирике, отличную от методов и подходов Эйхенбаума.
112. А с е е в Н. Н. Дневник поэта. М.: Никитинские субботники, 1929. С. 73.
Главы: Наша рифма. Мелодика или интонация. Ключ сюжета.
113. Б е р г с о н А. Смех//Собр. соч. Т. V/Изд. М.И. Семенова. СПб., 1914. С. 96-206.
Об отдельных словесных приемах комического, преимущественно в жанре комедии.
114. Б е л ы й А. Жезл Аарона. (О слове в поэзии. )//Сборн. «Скифы». I. СПб., 1917. С. 155-212.
Частично: изобразительность стиха, «словесная инструментовка», ассонансы, аллитерация, ритм.
115.Артюшков А. Звук и стих. Современные исследования фонетики русского стиха. Пг.: Сеятель, 1923. С. 72.
Критический разбор фонетических анализов стиха Белого, Лукьянова, Дурылина, Шульговского, Боброва с приложением примерных таблиц гласных и согласных звуков русского языка с пояснениями.
116. А р т ю ш к о в А. Стиховедение. Качественная фоника русского стиха. М.: Изд. «Всеросс. союз поэтов», 1917. С. 106. (На обл.: А. Артюшков и Г. Шенгели. Энциклопедия стиховедения.)
Анализ звуковой стороны русского лирического стиха со стороны качества звуков на материале лирики Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Бальмонта. Метод – статистическое исследование.
117. Брюсов В. Я. Звукопись Пушкина//Печать и революция, 1923. Кн. II. С. 48-62.
118. А р в а т о в А. Синтаксис Маяковского//Печать и революция, 1923. Кн. I. С. 84-102,
Формально-социологический анализ поэмы «Война и мир».
119. Гудзий Н. Аллитерация и ассонанс у Тютчева; (Slavia, 1927, г. V s. 3. С. 456-469.)
120. Богатырев П. Г. Народный театр. Берлин – Пг.: Опояз, 1923. (В серии «Сборники по теории поэтического языка». Вып. VI.)
|