Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Скачать 3.18 Mb.
|
Досуг и охрана окружающей среды Досуг - это часть внерабочего времени, остающаяся у человека после выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.). Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, связанных между собой: самообразование, культурное общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два направления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых. Если неорганизованный отдых - нерегулируемое во времени и пространстве использование свободного (досугового) времени с не опреде- 165 Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность ленными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых - планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп - круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др. В большинстве из перечисленных способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом негосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный - в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода - все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени.Негативные последствия использования человеком природной среды в утилитарных целях («главное - получить удовольствие сегодня, а там - хоть трава не расти») могут быть преодолены рациональным сочетанием государственной бюджетной поддержки перспективных социально- культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, одной стороны, а с другой - расширением коммерческих начат, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоевобщества; отказом от остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укреплением ее материально-технической базы, усилением роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финанси- рования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности. Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности На современном этапе развития рыночных отношений широкое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конечном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Современная ситуация в стране такова, что абсолютно нереально рассчитывать на увеличение свободного времени каждой семьи или отдельного человека за счет сокращения затрат времени на непреложные нужды - проезд к месту работы и обратно, уборку и содержание жилища, личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, сон, питание. Бытовые проблемы были, есть и будут. Поэтому более вероятным является путь рационального, концентрированного использования рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рациональных затрат, восстановление и развитие сил человека. Проблема актуальна, но вряд ли разрешима в современных условиях хотя бы потому, что затраты времени на непреложные занятия, например, на уборку и содержание жилища, дальше будут расти, а не сокращаться (из-за увеличения жилой площади, приходящейся на человека, расширения мира вещей, окружающих его, и др.) так же, как и затраты времени на покупки (отсутствие очередей, широкий ассортимент, свобода выбора товара не сокращают. а увеличивают их). Техноэкономическая концепция досуга имеет и другую сторону. Наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий неизбежно требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. Производитель досуговых услуг (туризм, шоу-бизнес, арт-бизнес, видеопрокат и др.) в процессе маркетингового исследования выявляет потребителя, изучает или формирует (с помощью рекламы) рынок спроса на те или иные формы детского, подросткового, молодежного или взрослого досуга. Возникает необходимость в формировании и эксплуатации наиболее рентабель- 167 Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность ной досуговой системы (досугового предприятия, центра, досуговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет ; спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (клиента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досуговой системы действует по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя фирма - соответствующую прибыль». Поэтому ; в сфере досуга стремятся к созданию высокотехнологических сиетем, позволяющих оказывать высококачественные и высокоопла- чиваемые услуги. В определенном смысле техноэкономическая концепция досу- га, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрос- лый) становится, по существу, клиентом, от которого получают доход, прибыль. Чтобы каким-то образом гуманизировать эту кон- цепцию, государственным, общественным, коммерческим струк- турам надо позаботиться о расширении предлагаемых досуговых услуг, о сохранении определенного ассортимента недорогих услуг, доступных людям, обладающим низкими доходами. Например, резко возросла стоимость водных круизов из-за усложнения об служивания речных и морских судов, создания повышенных ком- фортных условий - в результате этим видом услуг пользуются. На содержание и виды досуга и досуговой деятельности суще ственное влияние оказали долгое время господствовавшие в этой сфере социально-управленческие концепции. Социально-управленческие концепции явились продуктом ко- мандно-административной системы. Вместо того чтобы обеспе- чить, как подобает любому органу управления, сохранение струк- туры досуга, поддержание оптимального режима досуговой дея- тельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга, эти концепции практически установили жесткую регламентацию досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помо щью различного рода норм и нормативов. Приоритетную роль иг рали общественно-политические, идеологические, административч ные, внеэкономические рычаги управления досуговой сферой. В течение многих десятилетий социально-управленческие концепции досуга в стране не имели надежной научной базы, чет 168 раздел 11. Сферы реализации социалыю-культурной деятельности ко выверенного прогноза. В конечном счете в условиях дефицита многих видов досуговых услуг, сравнительно невысокого уровня досуговой культуры населения (которое в массе своей довольствовалось весьма примитивными формами) и господства ведомственного подхода к организации отдыха в этой важной сфере сложились определенные стереотипы. Назовем некоторые из них, наиболее типичные для советского общества. Потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении удовлетворялись только за счет общественных фондов потребления, а не личных средств граждан и главным образом в их отпускной период. Не были достаточно развиты общественно организованные формы краткосрочного отдыха - в конце рабочего дня или недели, послетрудовая реабилитация (восстановление) непосредственно на предприятиях, отдых для многопоколенных семей и т.д. Это привело к тому, что сфера свободного времени людей, особенно подростков и молодежи, заполнялась негативными и асоциальными формами проведения досуга. Проблема досуга населения решалась в основном путем создания многоместных досуговых и рекреационных комплексов - санаториев и домов отдыха на сотни и тысячи мест, крупных Дворцов и Домов культуры, многоместных летних театров и кинотеатров, стадионов и других досуговых центров. Дома отдыха, санатории открывались вблизи крупных городов вне зависимости от того, имелась ли для этого необходимая ресурсная, лечебная, природная среда. Дома и Дворцы культуры сооружались в непосредственной близости от предприятий, а не в жилых районах. Существовала жесткая административно-ведомственная подчиненность здравниц, лечебных комплексов, Дворцов культуры, стадионов и спортивных площадок. Одновременно с этим слабо развивались дачные, садово-кооперативные формы отдыха трудящихся и членов их семей. Многие преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми. Например, полностью исчерпала себя концепция создания сети домов отдыха для так называемых здоровых людей (их много строили не только вокруг городов, но и в сельской местности - межколхозные, колхозные дома отдыха). Пионерские лагеря к настоящему времени превратились в летние места пребывания детей за весьма высокую, недоступную для многих семей 169 ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность плату. Широко распространенные в свое время турбазы трансфер- \ мировались в тургостиницы, кемпинги, обладающие довольно ог- ' раниченными экскурсионными ресурсами. Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые ус- , танавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения - состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. Поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе. На содержании досуга как социально-культурного явления ; серьезно сказались негативные последствия остаточного принци- па, связанные с ним жесткое администрирование и чрезмерная ; регламентация. Это привело к неприятию гедонистической приро ды досуга, гедонистической трактовки его пути. Более того, среди некоторых ученых утвердилось мнение о гедонистической функции досуга как чисто потребительской по своему содержанию. ; Этого оказалось достаточно, чтобы объявить несостоятельность1 : гедонистической трактовки досуга. Подобная ограниченность сказывается и в трактовках понятий : «общение», «творчество», «отдых» и других, относящихся к характерным процессам социально-культурной деятельности. Например, термин «общение», хотя и употребляется весьма часто, характеризуется однозначно как средство достижения какой-либо ; цели (обучения, воспитания) и значительно реже - как самоцель, . как огромная ценность сама по себе. Никто не привязан к досуговой деятельности материальными ! или моральными нуждами, юридическими обязанностями, как, например, в процессе образования, зарабатывания на жизнь или выполнения гражданских и религиозных церемоний. Социальное давление или привычка могут препятствовать решению бросить какой-то вид досуговой деятельности. Но вопрос «доволен ли человек?» является здесь наиболее важным по сравнению с любой другой формой деятельности. Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение. 170 раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полноценным, обедняется. Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой. На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др. Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др. Справедливо рассматривать современный досуг как социально открытую систему. Мы переживаем период перехода от господствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности. На практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами. Для досуга как социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу, называемую культурным пространством. К этим процессам относятся, во-первых, непрерывная дифференциация групп населения в сфере свободного времени по интересам, которая обусловливает неизбежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досу- 171 Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность говых общностей, во-вторых, рост или стагнация досуговой ква- лификации. В то время как способность и умение части населения само стоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявля ется и в семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений (в том числе и любительских), у большин ства взрослых и детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в рекреацион ных, восстановительных целях явно недостаточен По данным многих исследователей, рекреативный досуг не обрел прочную и ,, широкую социальную основу. Многие группы населения, в пер- вую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой до- суговой квалификацией, культурой использования свободного времени. Действующие учреждения культуры, в свою очередь, на протяжении многих лет часто сводили рекреативный досуг, актив- ный отдых, развлечения, восстановление физических и духовных сил человека лишь к своей вторичной функции, выдвигая на пер- вое место производственные, сугубо профессиональные пробле мы. Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе кон цепций современного социально-культурного досугового центра, ;выделяются требования целостности, полноты, доступности и не- прерывности сферы досуговой деятельности. Главной целью этой деятельности было, есть и остается воспроизводство человека, его творческих способностей, социально-культурной активности и физических сил, необходимых для его основной жизнедеятельно- сти. Длительное время, пока досуг еще не был актуальной проблемой и не привлекал широкого общественного внимания, вопросы социально-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм досуговых, любительских занятий решались преимущественно в рамках заданных стереотипов, практически без активного участия самих людей. Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями — процессами урбанизации и индустриализации, коллективизации, войной, послевоенными тенденциями, в ходе которых наблюдался значительный разрыв традиционных (в том числе общин- 172 раздел //. Сферы реализации социально-культурной деятельности ных, семейных) связей Существенно изменялся и сам субъект досуга, досуговой деятельности в лице конкретной общности (социума) и, прежде всего, семьи. Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важном деле, как сохранение и развитие культуры и искусства, приумножение общенародных и местных социально-культурных, в том числе досуговых, традиций. Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 20-30-х годах, связанных с реализацией задач культурного строительства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активного «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кружков, позднее - народных университетов и лекториев. И даже тогда, когда задачи культурного подъема были в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъектно-объектных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных мероприятий, по инерции продолжала господствовать в культурно-досуговой сфере. Преобладающее место по-прежнему отводилось усредненному и часто безликому объекту в лице массовой аудитории, группы или отдельной личности, которые постоянно нуждались в педагогической опеке, обучении, перевоспитании Рано или поздно процессы роста духовных потребностей людей и демократизации общественной жизни, широкого проявления общественных инициатив в культурно-досуговой сфере должны были прийти в противоречие с ограниченной субъектно-объектной схемой. Именно такая ситуация наблюдается в настоящее время: существующие в сфере культуры и досуга структуры постепенно адаптируются к современному состоянию социально-культурной деятельности. Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в представлениях о досуге как объекте научного исследования. В научной литературе 60-80-х годов самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся научной классификации терминов: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) деятельность, свобода, рекреация и т.п. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поис- 173 Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность ки наиболее адекватного выражения в понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов. Гуманизация науки в 60-70-х годах в целом побудила к постепенному переходу от традиционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности. В тот же период активно развивающаяся «деятельностная» концепция досуга в значительной мере была сориентирована на профессиональное развитие личности. Она исходила из представ ления, что досуговые занятия служат продолжением профессио- нальной деятельности, непосредственно способствуют повыше- нию ее эффективности. Но социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко- рекреационных и профессиональных целей служит сферой духов- ного возвышения человека, его нравственного и эстетического со- вершенствования, активного участия в культурном творчестве. Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой- либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся досуговых традиций и видов занятий, появлению множества альтернативных, в основном неформальных, стихийно возникающих досуговых форм (главным образом, в молодежной сфере), которые демонстративно противопоставляются общеуста- новленным, общепринятым. |