Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках

  • 3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке

  • 4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница2 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

    Вводная часть.

    СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

    1. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период

    Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, переда­ча навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почита­нию предков. Материалы многочисленных этнографических ис­следований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.

    В древнерусской общине шел постоянный процесс формиро­вания и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики, Нравственность и трудолюбие определяли ее суть Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельно­сти накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педа­гогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, при­вычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции игра­ли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формиро­вание обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутство­вавших повседневной жизни людей.

    В X-XIV веках происходит образование экономически само­стоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным от­ношениям; обогащаются и средства воспитания.

    В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием хри­стианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом ду­ховного развития общества.

    Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внима­ние к проблемам познания и обучения, нравственного совершен­ствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необхо­димости связи образования и просвещения с жизненными интере­сами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».

    Церковь в этот период становится оплотом нравственного вос­питания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведе­ние его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и со­держание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах при­роды; народные педагогические воззрения формировались на ос­нове христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умствен­ное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.

    Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и

    Вводная часть.

    Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

    педагогического наследия античности, обогащению педагогиче­ской мысли Древней Руси.

    Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и на­ступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы вос­питания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения, стра­ха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то об­щее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преоблада­ло на Руси в то время.

    2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках

    XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развива­ются феодальные отношения. В то же время на развитие просве­щения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев об­щества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Сметно­го времени. Неграмотность была присуща большей части населе­ния, распространялись темные суеверия, происходило «огрубле­ние» семейных нравов.

    Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ог­раничивалось низким социальным статусом женщины, ее положе­нием затворницы. Так, в боярских семьях культивировалось раз­дельное проведение свободного времени мужчинами и женщина­ми.

    Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном ра­венстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается матери­альная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло ко­лоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последую­щих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    В исторических хрониках того времени находим первые упо­минания о досуге. Понятия «досуг», «досужсство», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад раз­личных сословий и социальных групп.

    Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной сто­роны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздни­ки весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанав­ливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

    Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, со­чинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домо­строй» XVI века представлял собой типичный образец свода жи­тейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».

    Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое по­ложение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вво­дом новых его видов представителями дворянства, ориентирован­ными на Запад.

    Расширялись благотворительные функции церкви, которая ак­тивно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

    Церковная община развернула активную деятельность в облас­ти развития народного просвещения, устройства училищ. Из Ви­зантии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропи-тательниц». На Руси создавались аналогичные византийским хри-стианско-педагогические и филантропические учреждения. Разви-

    Вводная часть.

    Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

    вались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период яв­лялось просветителем народа, его нравственной опорой, а благо­творительность рассматривалась как необходимое условие лично­го нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерус­ской школы. В то же время анализ разного рода документов (чело­битных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Жи­тий» русских святых дает возможность сделать выводы о характе­ре развития просвещения.

    Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.

    В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Та­ким же «рассадником просвещения» в России и Киевская

    академия.
    3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке

    Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в Рос­сии первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в со­держание быта и досуга различных сословий.

    Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образова­ния, организованного досуга народных масс. Реформируется первая сла­вянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

    В XVIII веке имеют место попытки создания системы народ­ного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просве­тителей находят свое развитие и применение

    Обратимся к историческому опыту России XVII-XIX веков, к исто-

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    рии русской школы.

    Школы находились под эгидой государства и церкви, которые вы­ступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гар­моничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

    Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была вы­держана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимнази­ей и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

    В ХУШ веке единственная попытка реализовать искомый идеал бы­ла воплощена в намерении Екатерины П воспитать «новую породу лю­дей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императ­рицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), орга­низованный И.И.Бецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо.

    В XIX веке об основах образования в античную эпоху вспоминали либо земские деятели, ратовавшие за всеобщее обучение, либо общест­венные просветители, либо владельцы частных гимназий. П.Н. Милюков справедливо заметил: «Школа с самого начала своего существования стала у нас вдвойне правительственной: по своему происхождению и по своему назначению. Школа готовила или для школы же или для служ­бы»1.

    Итак, опыт зарубежной и отечественной школ свидетельствует о том, что противоречие между социализацией и индивидуализацией теорети­чески (точнее, демагогически) разрешалось в пользу индивидуализации, а практически, в условиях реальных учебных заведений, - в пользу со­циализации. Другими словами, прогрессивные педагоги всегда мечтали о воспитании хороших людей, а государственная, да и негосударственная школа неизменно ориентировалась на подготовку хороших специали­стов

    Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году.

    1 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Часть 2. Церковь и школа.. - СПб., 1899.-С.372.

    Вводная часть.

    Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

    Происшедший в XVII веке раскол русской православной церк­ви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и ор­ганизации клубного типа и в среде русского дворянства: проявля­ется специфика досуга городского «работного люда», обществен­ных досуговых форм у детей, подростков, семей.

    В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамб­лей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и

    т.д.

    Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на
    проведение свободного времени купечеством: с одной стороны,
    прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений
    дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриар­хальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие
    клубы.

    Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки,

    музеи.

    Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональн нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропйю-it ш— циальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования со­циальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост обра­зованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвы­сившись качественно, понизилась количественно» .

    ' Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII - XVII вв. - СПб., 1894

    T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине XVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сто­рон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их дея­тельности.

    Развернулась деятельность Вольного экономического общест­ва (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, меди­цинских и других знаний.

    4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

    Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обо­гащала просветительные идеи первой половины XIX века.

    Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с ин­тенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспита­нии и образовании: было положено начало женскому образованию.

    Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультур­ные, просветительные идеи и деятельность декабристов,

    В последующий исторический период возрастает роль литера­туры в воспитательной, культурно-просветительской работе: лите­раторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональ­ные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в сво­их произведениях. Просвещению народа и распространению куль­туры большое внимание уделяли В.Г, Белинский и А.И. Герцен.

    Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые фор­мы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; уч­реждаются первые благотворительные общества. В дело социаль­ного призрения и благотворительности большой вклад внесла им­ператрица Мария Федоровна.

    Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частно­го призрения в России. Одной из объективных причин этого явле-

    Вводная часть.

    Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

    ния стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огром­ной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.

    В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изу­ченной была заслуга земства.

    Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характе­ризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специ­альные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства, казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредо­точенных по стране. Основные принципы их деятельности состоя­ли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах сущест­вовали общедоступные библиотеки.

    Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстети­ческих качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.

    Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие из­вестные деятели русской культуры.

    Представители разночинной^ интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художе­ственной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли^ Культурно-просветительную деятельность вели многие выдаю-

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    щиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарище­ства передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» -объединения русских композиторов.

    Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинемато­граф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные ви­ды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клу­бов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества вра­чей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

    Клубные учреждения не располагали литературными фондами, по­этому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельст­вует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общест­венные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции обществен­ного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения об­разования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Вес эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благо­творителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.

    Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения по­лучили широкое распространение в дореволюционной России, причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главны­ми, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У .Зеленко, С.Т.Шацким.

    Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; по­всюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообра­зования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревен­ским и школьным театрам. На волне массового клубного движе-

    Вводная часть.

    Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

    ния появляются первые легальные и подпольные рабочие и соци­ал-демократические клубы.

    Традиционное воздействие церкви на содержание и формы до­суга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нрав­ственное влияние церкви постепенно слабеет.

    Множество источников указывает на расширение рекреатив­ной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сло­жившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта