Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-культурная деятельность: морфология термина

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница5 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

    50

    51

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    рирующий характер по отношению к целому ряду отраслей научного знания. Речь идет о культурологии, клубоведении, библиотековедении, музееведении, парковедении, краеведении и других исторически сло­жившихся научных дисциплинах, внесших свой вклад в теоретическое осмысление практического опыта развития социально-культурной сфе­ры в стране.

    Без постоянной опоры на теоретический багаж смежных наук, на ре­зультаты многолетних фундаментальных исследований, проведенных не одним поколением ученых, было бы невозможно говорить о становлении и развитии научной дисциплины и учебной специальности «Социально-культурная деятельность».

    Процессы демократизации и духовного обновления общества объективно связаны с повышением роли духовной культуры. Че­ловек как носитель и творец культуры вправе рассчитывать на предоставление необходимых условий для свободного разверты­вания своей культурно-созидательной деятельности. Культура призвана стать движущей силой исторически необходимых пере­мен, средством интеграции общества.

    В то же время в конце 20-х годов в России в силу целого ряда исторических объективных и субъективных причин, требующих специального анализа, произошло размежевание культуры и обра­зования на всех уровнях. Это размежевание было закреплено в го­сударственных структурах соответствующего типа. Они не просто удвоились, а начали расти в геометрической прогрессии, по­скольку каждая из подсистем единой культуры потребовала не только создания научно-методических подразделений, но и колос­сального управленческого аппарата, который якобы «управлял» культурой и образованием, а в действительности препятствовал свободному духовному развитию народа. Возник парадоксальный перекос: в управленческих и научно-методических струетурах, а также в огромной сети отраслевых организационных институтов культуры и просвещения оказался сосредоточенным непомерно многочисленный кадровый потенциал.

    От просвещения и художественной культуры не отставали и другие сложившиеся сферы культурной деятельности: средства массовой информации, международный культурный обмен, на­родные промыслы и ремесла и т.д. В этих сферах разрастался бю­рократический управленческий и научно-методический аппарат.

    Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    Огромный монстр, на которого начали автоматически перено­сить термин «культура» в его откровенно примитивной культуро­логической трактовке, отнюдь не исчез и сегодня. Он обладает способностью к мимикрии, адаптации к любым потрясениям и да­же трансформации для выживания в новом качестве.

    Только интеграция просвещения, образования и художествен­ной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социаль­ной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.

    Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает ис­ключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей. Она позволяет государству прямо или косвенно реали­зовать гарантированные законодательством права гражданина на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художе­ственное образование, как и другие права и свободы человека в области культуры. Она дает возможность осуществлять подлин­ную гуманитаризацию всей системы образования, на деле вопло­тить государственный протекционизм (покровительство) в области культуры, искусства, досуга, спорта по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населе­ния.

    Процесс интеграции и преемственности в теории и практике социально-культурной деятельности отчетливо прослеживается на примере одной из её родовых дисциплин - парковедения.

    Современное парковеденис представляет собой комплекс теорети­ческих и практических знаний в области содержания, методики и орга­низации работы парков как наиболее массовых учреждений культуры Свой научный и практический статус отрасль парковедения обрела благодаря интеграции и внедрению информационного багажа из об­ласти педагогики, психологии, экологии и целого ряда других конкрет­ных дисциплин, всегда имеющих принципиальное значение не только Для парка, но и для всех других субъектов социально-культурной сфе­ры.

    К таким отнюдь не частным, а общеметодологическим для всей социально-культурной практики положениям относится, например, сис-


    52
    53

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности



    тема знаний в области социологии, которая используется для того, что­бы объективно оценивать тенденции в развитии паркового социума и во взаимодействии парка с окружающей средой. Таким же образом пар-коведение опирается на данные психологии - для представления о мо-тавации и убеждениях парковой аудитории; антропологии - чтобы по­нимать влияние физической организации человека и его биологической природы на его поведение и общение в условиях парка; истории - для того, чтобы извлекать уроки из опыта организации досуга людей на раз­личных этапах жизни общества.

    Сказанное относится к экономике и праву, культурологии и этногра­фии и другим наукам. Парковедение использует данные междисципли­нарных исследований, таких как теория коммуникаций, теория общест­венных отношений, теория вероятности и т.д. В проводимых исследова­ниях применяется весь арсенал средств и методов научного анализа соци­ально-экономических, духовных и общественно-политических процес­сов, характерных не только для парка, но и многих других социально-культурных институтов.

    Интегративность и преемственность свойственны не только отраслевым объектам культуры и досуга, но и системе профессио­нальной подготовки специалистов для учреждений и организаций социально-культурной сферы. На рубеже XX-XXI веков Москов­ским государственным университетом культуры и искусств нако­плен опыт по осуществлению долгосрочных комплексных про­грамм обучения кадров по различным специальностям и специали­зациям социально-культурной отрасли в соответствии с социаль­ным заказом государственных ведомств и общественных органи­заций.

    В современной ситуации быстро происходящих социокуль­турных сдвигов в стране возникла необходимость резкого повы­шения критериев требований к качеству профессионального, выс­шего и среднего социально-культурологического образования. Се­годняшней практикой, как никогда, востребован высокий уровень профессиональной и культурной компетентности специалиста, его способности принимать целесообразные решения в сложных си­туациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.

    Менеджеры, педагоги, культурологи, социологи, психологи, технологи, вооруженные профессиональными знаниями в системе

    «человек - культура - общество», призваны быть готовы к откры­тому социальному диалогу с людьми, учитывая все многообразие условий и факторов, определяющих положение личности в со­циуме. Такой диалог о самом главном в жизни каждого ребенка, подростка, взрослого - о его настоящем и будущем, реальном ос­мыслении и способах решения возникающих проблем, преодоле­нии трудностей и противоречий - социально востребован и необ­ходим в повседневной практике каждого подготовленного специа­листа.

    В содержании и методиках культурологического образования основной акцент переносится на умение специалиста самоутвер­диться и самореализоваться в конкретных видах досуга и творче­ства, сформировать такое же умение у тех, с кем он работает (у детей, подростков и взрослых). Поэтому комплексные программы подготовки специалистов по профилю «Социально-культурная деятельность» достигнут своих целей, если с самого начала будут ориентированы на развитие у них творческих начал, на привитие им вкуса и желания заниматься творческим поиском необходимых путей, способов и средств воздействия на социально-культурную сферу.

    Особую значимость для современного российского общества приобретает деятельность будущих менеджеров, педагогов, ре­жиссеров, технологов культурологического профиля как высоко­квалифицированных специалистов особого типа и особого класса, способных активно работать в различных отраслях социально-культурной сферы, обучать людей многообразным умениям и навыкам в сфере культуры, искусства, спорта, народных промы­слов и ремесел, игр, рекламы, устанавливать контакты между раз­личными группами населения, организовывать их социальное взаимодействие, инициировать решение жизненно важных досуго-вых проблем на локальном уровне.

    Таким образом, говоря об интегративной и преемственной, по суще­ству, природе социально-культурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого фуга родственных по направленности наук, предполагает также мастер-


    54

    55

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ство и умение специалистов по эффективному применению их на прак­тике.

    Социально-культурная деятельность: морфология термина

    Как предмет изучения социально-культурная деятельность имеет трехмерное построение. Наиболее полный и объективный анализ ее структуры может быть обеспечен благодаря соблюдению трех принци­пиальных подходов: Ш1ституционального, духовно-содержательного и морфологического.

    С помощью институционального измерения мы получаем возмож­ность проследить динамику возникновения и исторического развития форм, методов и технологий социально-культурной деятельности, свя­занных с производством, сохранением, потреблением, освоением и изу­чением культурных ценностей и продуктов, предметов искусства и быта. Духовно-содержательное измерение позволяет выявить воздействие со­циально-культурной деятельности на духовный мир её субъектов и объ­ектов - создателей и потребителей культурных благ и ценностей.

    Но наиболее методологически важным в контексте предмета нашего курса представляется морфологическое измерение, морфологический подход к сущности понятия социально-культурной деятельности. В кон­тексте изучения нашей дисциплины неоднократно проверенный метод морфологии как науки о форме и строении социального или биологиче­ского явления еще раз подтверждает свою системность, объективность и последовательность. Морфологический подход позволяет не только со­поставить, но и проанализировать соотношение, взаимодействие и взаи­мозависимость различных видов и структурных элементов социально-культурной деятельности на отдельных этапах её истории и современ­ного развития.

    Из самого названия изучаемой нами дисциплины следует, что единую социально-культурную систему, характерную для любой страны и любой цивилизации, образуют две её составные части -«общество» и «культура». На какой базе они остаются единой сис­темой, будет ясно тогда, когда мы вникнем в суть и смысл понятий «общество» и «культура». С точки зрения сторонников системного подхода, общество как целостная система состоит из целого ряда подсистем: экономической, политической, социальной и культур­ной, соединенных причинно-следственными связями.

    Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    В контексте нашего предмета общество предстает как истори­чески сложившаяся, относительно устойчивая совокупность свя­зей, взаимодействий и отношений между людьми, которая осно­вывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных (культурных) ценностей и благ и опирается на поддержку со стороны множества сощюльных и социально-культурных институтов и организаций.

    С самого начала термин «культура» ассоциировался с созда­нием человеком «второй природы» начиная с первого акта окуль­туривания им предметов природы и создания на этой основе ору­дий труда. Многофункциональность таких орудий труда или ка­ких-либо других предметов, жизненно необходимых для человека, дала возможность обобщить их под понятием «культура». Куль­тура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой дея­тельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление твор­ческих сил и способностей человека.

    Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов лю­дей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том. чтобы помочь каждому новому поколению в овладении матери­альной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоян­ные нравственные искания, возвышающие человека, всегда со­ставляли одну из главных особенностей русского национального характера.

    Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интелли­гентность. И Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вы­вод, сделанный этими двумя величайшими гениями: причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это поло­жение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы, в частно­сти искусства.


    56

    57

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Щ Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    Многие великие умы видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно на­стоящая культура воплощает извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Главным гарантом духовного бытия об­щества является деятельность по приобщению людей к миру пре­красного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.

    Таким образом, общество предстает как социально-культурная сис­тема, которая олицетворяет единство материального и духовного произ­водства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только' физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходимости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности.

    В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере куль-' туры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной! жизни, так и специальные технологии. В этой связи в контексте нашего ; предмета изучения социально-культурную деятельность правомерно рассматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных! общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освое­нию, обогащению и использованию социально-культурных технологий. Необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра про­фессий социально-культурной и социально-педагогической на­правленности.

    Для начала попробуем развести содержание исходных понятий «со­циум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга, закрепив за ними тот смысл, который является для них традици­онным и отражает результативные и процессуальные стороны явлений, ими обозначаемых.

    Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчи­выми общественными образованиями, а также процессов «социальной

    механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

    Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для со­циальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуаль­ное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфиче­ски человеческий способ преобразования природных задатков и возмож­ностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредме­чивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

    Совершенно очевидным выводом из анализа современной историче­ской ситуации является то, что «просветительская» модель мироустрой­ства исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования. Основанием для этих подхо­дов служит положение о том, что для нынешнего столетия «феномен культуры все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бы­тия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей» .

    Культура «заполняет и насыщает все социальное пространство, обра­зуемое кооперативной человеческой деятельностью, оказывается как бы размытой по всему телу социального организма и проникающей во все его поры»2. Можно с полным правом утверждать, что все социальные секторы и институты оказываются субъектами культурной деятельности, занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.

    Практически «некультурных» участков социальной жизни не обна­руживается. В любом социуме существует множество культур, так на­зываемых мультикультур, отличающихся рядом характеристик их но-

    ' Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения а Двадцать первый век. - М, 1990. - С. 261.

    *Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. -М., 1983.-С.44.


    58

    59

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел Теоретические основы социально-культурной

    деятельности

    сителей - отдельных лиц и групп населения. Каждую из этих групп, а соответственно, и их культур, отличает один, а то и сразу несколько признаков людей - их социальная, экономическая и гражданская принадлежность, этническое происхождение, их род, пол и половая ориентация, их мировоззрение и образование, профессия, язык, традиции, обычаи, возраст, физическое и умственное развитие, религия и др. Очень часто о культурной идентичности человека или группы можно судить и по внешним, невербальным признакам.

    Каждый человек или группа людей по природе своей обладают многокультурностью, или мультикультурностью. Другими словами, в них мы обнаруживаем пересечение многих культур или, говоря иначе, культурных идентичностей. При этом одна из этих культур (культурных идентичностей) является преобладающей, доминирующей. Например, постоянной доминирующей чертой у человека может служить его на­циональность или пол.

    В то же время многие из культурных идентичностей человека группы представляют собой категорию крайне переменчивую, подвиж­ную. Ученые говорят о своеобразном постоянном «дрейфе идентично­сти», связанном с изменением возраста, профессии, гражданства, перехо­дом в иное вероисповедание. Таким образом, само понятие мультикультурности предполагает взаимозависимость социального и культурного начал, взаимопроникновение социальной и культурной принадлежности людей. Социум как бы «растворяется» в культуре и наоборот. Культурной в этом случае можно считать любую человеческую дея-тельность, включая физиологические процессы сна, питания и т.п., которые приобретают «культурные формы».

    Представляя собой единство, трудноосознаваемое даже на уровнетеоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами.

    Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной! природы и природы своего «национального мира». Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

    Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив iнабором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность| культуры — способствовать формированию духовно целостной лично

    сти. преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

    Если социальная деятельность - это целеориентированная актив­ность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ори­ентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержа­тельным смыслом.

    Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимуще­ственно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной сто­роны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, а с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

    Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс соз­дания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»: во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предмет­ных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сего­дняшней культурной жизни.

    Термины «социальная группа» и «культурная группа» в контексте нашего курса являются синонимами. Любая социальная группа, обла­дающая определенными отличительными чертами, одновременно может называться культурной группой. Одна и та же личность может отно­ситься одновременно к нескольким культурным группам: социальной, возрастной, половой, профессиональной, спортивной, по интересам и т.д. Поэтому на личность как бы проецируются характерные культурные черты (привычки, интересы, стиль одежды и стиль общения, досуговые предпочтения, духовные ценности и др.), воспринятые ею от близких для нее групп. В определенной мере отнесение человека к той или иной культурной группе связано и с его местожительством (житель крупного города и провинциал), землячеством, принадлежностью к различного Рода меньшинствам (этническим, конфессиональным, сексуальным и т.д). Из сказанного следует, что социальные и культурные характери­стики переплетаются не только на уровне какого-либо народа, но и на

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта