Главная страница
Навигация по странице:

  • Взаимодействие субъектов как отличительная черта

  • Понятийный аппарат предмета

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница6 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

    60

    61


    Т.Г. Киселева, 10.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной

    деятельности



    уровне отдельно взятого индивидуума.

    Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

    Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культур­ная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, напри­мер, «либерачьно-демократическое общество», где первая часть характе­ризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государствен­ного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

    Обратим внимание на соотношение социального и культурного: со­циальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодейст­вия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, соци­альные общности и группы, социумы, освоившие культуру. «Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах. Человек выступает в роли первичного «атома» социальных структур, отношений и процессов.

    Взаимодействие субъектов как отличительная черта

    В категории «социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается чело-век, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой дея- тельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению! освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.

    Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится воз-

    можной совместная социально-культурная деятельность отдельных ин­дивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «куль­турная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.

    Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущ­ности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодейст­вие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обыч­но как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными но­сителями качественно различных видов социально-культурной деятель­ности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

    Педагогически организованное социально-культурное взаимодейст­вие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятель­ности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирую­щие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной сторо­ной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, осно­ванное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: ин­дивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.

    Наглядным примером такого взаимодействия является педагогиче­ская, по сути, социально-культурная анимация. Возникнув во Франции,




    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    этот особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных людей в сфере досуга быстро завоевал популярность не только у себя на родине, но и за её пределами. Суть и смысл анимации составляет использование различных видов художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми в свободное от работы и других непреходящих дел время. Её по­стоянная цель - предотвращать явления стагнации, отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

    Анимация как никакой другой вид педагогической практики красно­речиво отражает креативную, созидательную, одухотворяющую сущ-, ность социально-культурной деятельности. Професссиональные анима торы, подготовкой которых занимаются многочисленные учебные цен­тры, делятся на два типа: координаторы досуговых центров и программ и педагоги, возглавляющие кружки, студии, мастерские. Готовясь к анимационной деятельности, специалисты осваивают разнообразные досуговые технологии, получают необходимую нормативно-правовую, экономическую, психологическую поддержку.

    Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной дея­тельности как социально значимого взаимодействия множества людей и : групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных? групп населения.

    В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению инфор- мационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп иj институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сегментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем и ; сегментацию информационного пространства, специализацию средств

    информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слу­шателей.

    Целью такой сегментации в конечном счете является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного её наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем са­мым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общ­ность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей при­роде всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное.

    Понятийный аппарат предмета

    В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная дея­тельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». В статистике народного хозяйства оба этих термина ис­пользуются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль культурных услуг. Но такой подход явно отделяет отрасль культуры от многих других видов социально-культурной деятельности -например, образования, досуга, спорта и т.д.

    Вот почему принципиально важно более строгое и четкое определение границ между «социально-культурной сферой» и «отраслью культуры», которая является лишь частью первой, хотя и очень важной. В отли­чие от термина «отрасль культуры» социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего тфмина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребно­стей граждан, различных видов социально-культурной деятельности: конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

    В принятых в 1992 году «Основах законодательства Российской Фе­дерации о культуре» получил раскрытие понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике соци­ально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания курса.





    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общест­венной социально-культурной практике, включает в себя и целый ряд принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практиче­ски невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: куль­турные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность; творческий работ­ник; государственная культурная политика, основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области куль­туры, механизм экономического обеспечения культурной деятельности.

    К ключевым понятиям относится понятие культурных ценностей. Как видно из сформулированного выше определения понятия «соци­ально-культурная деятельность», одно из главных мест в нём принадле­жит термину «культурные ценности». Культурные ценности - это источ­ник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использо­вания и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески разви­вающих, реабилитационных и других программ.

    Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристра­стным. В результате под ценностью подразумевается относительное ка­чество материальных или идеальных объектов - вещей, идей, представ­ляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъ­ектов - отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности - это то, что создается, понимается и признается необ­ходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культур­ного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность1.

    Объективна и закономерна необходимость и неизбежность сущест­вования различных схем классификации культурных ценностей.

    Основу содержания социально-культурной деятельности со­ставляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда

    педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундамен­тальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и по­ступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значи­мостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

    Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распростра­нены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой), 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и ду­ховные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: со­циальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуаль­ные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).

    Многие культурные ценности и организации культуры входят в состав культурного достояния народов Российской Федерации и имеют эталонное, уникальное значение в истории, культуре и ис­кусстве Российской Федерации. Они отнесены к числу особо цен­ных объектов культурного наследия народов Российской Федера­ции, пользующихся особыми формами государственной под­держки. Порядок отнесения к особо ценным объектам культурного наследия, особые формы государственной поддержки, особенно­сти владения, использования и распоряжения особо ценными объ­ектами культурного наследия определяются законодательством Российской Федерации

    В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами за­конодательства Российской Федерации о культуре» (1992) входят нрав­ственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведе­ния культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историческую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.


    СокачовБ.С. Социокультурная деятельность как феномен. -СПб., 1996. -С. 12. 66

    67


    Т.Г.Kuceneea, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    Непреходящей социально-культурной ценностью каждого народа является его родной язык. Россия, как известно, обладает огромным язы­ковым богатством. Трудно переоценить несомненную значимость языков больших и малых народов России для её объединения как единого много­национального государства. Особенно это необходимо в наши дни, когда мы постоянно сталкиваемся с нарушениями баланса языковых интересов в сторону западноевропейских языков.

    В этом отношении опыт социально-культурной деятельности насе­ления различных субъектов Российской Федерации существенно обога­щается за счет бытующего во многих регионах билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Именно поэтому уже начиная с семьи, дошкольного уч­реждения, школы, у детей стимулируется развитие языковых навыков, в любой из групп угвфждается языковый и речевой плюрализм, который используется для мультикультурного образования и воспитания каждого ребенка. Специалисты всех категорий - менеджеры, педагоги, технологи, тренеры, активно задействованнные в социально-культурных процессах, прекрасно понимают, что в современном взаимозависимом мире изуче­ние языков становится объективной необходимостью. Для русского, про­живающего в Татарстане или Калмыкии, знание татарского или калмык-ского языков может стать инструментом не только познания культуры народа, но и более успешного ведения социально-культурного бизнеса, средством создания благоприятной образовательной, творческой, рек­реативной среды дтя себя и для других русских в ином культурном окру­жении. Работая в кружках, студиях, секциях, эти люди и у своих подо­печных стремятся воспитывать уважительное отношение ко всем языкам, наречиям, говорам, диалектам, акцентам.

    Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, ка­чество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное ра­венство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, граждан­ские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, беско­рыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная само-

    5ытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.

    А.В.Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечест­венные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)".

    К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценно­сти вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, по­стольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку - как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.

    Среди множества продуктов социально-культурной деятельности вы­деляются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инст­рументы, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и ин­формационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) сред­ства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являю­щиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и дру­гие произведения искусства).

    Нематериальные продукты - это социально-культурные услуги, кото­рые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравни­тельно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).

    В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельно­сти, как материальные, так и нематериальные, естественным путем при­обретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономи­стов, культурными благами.

    Ерасов Б. С. Социальная культурология. -М, 1996.-С. 115-116. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996.


    68

    69

    Т.Г. Киселева. Ю.Д. Красильников, Социально-культурная деятельность

    Др\ гими словами, культурные блага - это условия и услуги, предос­тавляемые организациями, другими юридическими и физическими лица­ми гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Куль­турные блага являются результатом труда огромного числа людей, про­фессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (кол­лективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.

    Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта.

    Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъ­ект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культур­ных ценностей.

    Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные террито­рии и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Рос­сийской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилиза­цию; в локальном, семейно-бытовом контексте - культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие из поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обря­ды, праздники.

    В теории и практике существуют различные представления о сущности культурного наследия. Это в известной мере объясняет­ся тем, что в тех или иных сферах общественной практики куль­турное наследие как социальное явление актуализируется (прояв­ляется) на нескольких уровнях - мировоззренческом, духовно-эмоциональном, деятельностном, предметно-вещном. Отношение к культурному наследию, его оценка, расстановка определенных акцентов в его содержании и практическом использовании состав­ляет одну из доминирующих черт культурной политики любого субъекта Российской Федерации.

    Культурное достояние народов Российской Федерации - сово­купность культурных ценностей, а также организации, учрежде­ния, предприятия культуры, имеющие общенациональное, обще­российское значение. Объекты, относящиеся к культурному дос­тоянию, являясь предметом общенациональной гордости, облада-

    Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

    ют государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению.

    Охрана, содержание и использование культурного достояния народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации и законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохра­нению, развитию и распространению культуры, а также сама дея­тельность государства в области культуры.

    К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: вы­явление, изучение, охрана, реставрация и использование памят­ников истории и культуры; художественная литература, кинемато­графия, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архи­тектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства: художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любитель­ское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирова­ние, книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распро­странением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распростра­нения культурных ценностей, эстетическое воспитание, художествен­ное опробование, педагогическая деятельность в этой области: науч« исследования культуры, международные культурные обмены: сходство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространение и освоения культурных ценностей, иная деятельность, в результате которой создаются,,, распространяются и осваиваются культурные ценности

    В «Основах законодательства Российской Федерации о куль­туре.» отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым "разом каждого гражданина независимо от национального и социаль­ного происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, об­разования, профессии или других обстоятельств (ст. 8).

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта