Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-культурная среда

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница7 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   40

    70

    71

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    В этом важном государственном документе раскрыто емкое содер­жание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интере­сами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в облас­ти культуры; его права на создание различных организаций, учреж­дений, предприятий и общественных объединений в области куль­туры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гума­нитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу ре­зультатов своей творческой деятельности (ст. 10-11, 13-17).

    По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная дея­тельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действи­тельность.

    Социально-культурная деятельность рассматривается нами как ро­довое понятие. «Социум», «культура», «деятельность» определяют ис­ходный, родовой характер этого понятия по отношению к остальным. Благодаря определениям «социум», «социальное», «культура», «куль­турное» особый смысл, предметность и конкретизацию обретает и тер­мин (деятельность».

    Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, по­ступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характери­зующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В об­щесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.

    Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообуслошгены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реали­зации социальной активности, поскольку «сущность человека значитель­но богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельно-

    сти»1. В то же время деятельность всегда носит целесообразно организо­ванный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели.

    Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считаю­щего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие»". Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обо­гащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценно­стей.

    Социальная активность как проявление сущностных свойств лич­ности выражается через деятельность, непосредственно с ней свя­зана. Социальная активность значительно шире социальной дея­тельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предше­ствующий деятельности процесс — образование источника напря­женности, осознание необходимости действия, формирование соответ­ствующих целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (само­управление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристи­ками, поскольку является специфической формой именно человеческой

    деятельности.

    Психологи и социологи выделяют понятия поведения и деятель­ности. Поведение представляет собой цепочку относительно самостоя­тельных, автономных, обособленных, часто совершенно случайных поступков. В этом отношении деятельность, напротив, выглядит как целенаправленная, соответственно организованная последовательность определенных операций. Такой целенаправленностью и последователь­ностью отмечена любая культурная деятельность личности или группы, связанная с созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей. Именно сознательно поставленная цель при-

    1 Буева Л.П. Деятельность и общение. - М., 1978. -С.49.

    Мансуров Н.С. Активность личности в социалистическом обществе. -М, 1976 -С 40.


    72


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Щ раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    водит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой чело­веку предстоит действовать, выбор способов и средств достиже­ния цели определяют последовательность действий личности в со-ци&чьно-культурной сфере.

    Таким образом, понятие «деятельность» приобретает два осново­полагающих признака: 1) конкретную предметную направлен­ность, в ходе которой определяются цель, программа действий, последовательность предстоящих операций; 2) совершение управлен­ческого (самоуправленческого) действия, подразумевающего организа­цию самого процесса деятельности. Этими качествами обладают обе разновидности социально-культурной деятельности: ^профессиональ­ная деятельность специалистов отрасли культуры, их главное профессиональное занятие, отвечающее определенным требованиям и нормативам; 2) непрофессиональная, любительская культурная деятельность, которая предполагает творческое саморазвитие, самоут­верждение, самореализацию личности и осуществляется в часы досуга, что дает ряду авторов обоснованно называть ее культурно-досуговой.

    Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погру­женным во множество конкретных видов деятельности, которые разли­чаются, прежде всего, своим предметным содержанием, обусловлен­ным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.

    Социально-культурная деятельность отличается глубокой личност­ной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправлен­ность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движе­ние деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит дейст­вовать, выбор способов и средств достижения цели определяют по­следовательность действий личности в социально-культурной сфере.

    Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятель­ности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, раз­вивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

    Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активно­стью, связанной с сохранением, созданием, распространением и ос-

    воением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, пра­вилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. {Именно поэтом^' правомерно выделить два параллельно функциони­рующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности - профессиональную (основную, производ­ственную) и непрофессиональную (любительскую).

    Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную со­циально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добро­вольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена на­ционально-этническими, региональными особенностями и традициями Она характеризуется многообразием видов на базе общекулътурных, художественных, познавательных, политических, социальных, быто­вых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

    Нельзя сказать, что существовавшая на протяжении многих деся­тилетий государственная сеть учреждений культуры, искусства, спорта, досуга и развлечений не обеспечивала такого многообразия Но с активным вторжением негосударственного, коммерческого сек­тора на рынок социально-культурных услуг резко возросла их вариа­тивность; бизнес и предпринимательство открыли массу новых воз­можностей для институциональных и неинституциональных форм, свободного выбора досуговых занятий, связанных с рекреацией, са­моразвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздо­ровлением на основе интересов и потребностей человека

    Перечисленные свойства и черты социально-культурной дея­тельности могут быть значительно дополнены, иначе классифици­рованы, но именно они определяют ее назначение

    Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктив-но-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятель­ности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художествен­ной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время, напри­мер, для участника самодеятельного коллектива освоение азов ис-


    74


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

    кусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать сле­дующим образом: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродук­тивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

    Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. По­ведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное про­явление активности, своего рода реакцию на определенную ситуа­цию, часто без предварительно поставленных целей, схемы дей­ствий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятель­ность, носит сугубо личностный характер, по существу, это две сторо­ны социально-культурной активности человека. Деятельность и пове­дение являются проявлением сущностных свойств личности, ее актив­ности.

    Здесь необходимо сделать немаловажное уточнение. Традиционно считалось, что человеческая деятельность - это всегда деятельность со­зидательная, а не разрушительная, труд во благо, а не во зло другим лю­дям и самому себе. Между тем это не так. Памятники культуры не только создаются людьми, но и разрушаются ими же. Духовная деятельность -источник не только возвышенных идей и хитроумных изобретений, но и лжи, коварства, предательства, человеконенавистничества. Достижения культурной деятельности, начиная с каменного топора первобытного человека и кончая космической техникой, часто служили преступным замыслам и становились орудием разрушения, а не созидания. Стало быть, человеческую деятельность по ее конечным, этическим результа­там можно поделить на два рода: конструктивную, созидательную, под­линно культурную деятельность, нацеленную на созидание, сохранение, распространение культурных ценностей, и деструктивную, разруши­тельную, антикультурную деятельность, цель которой - уничтожение культурных ценностей и утверждение антиценностей. Это деление чело­веческой деятельности назовем гуманистическим, поскольку в его основе лежат сугубо этические критерии.

    В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соот­ношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б.

    ф Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Да­выдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общест­венной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в опреде­ленных рамках содержание деятельности.

    Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю.А. Стрель­цова, по мнению которого социально-культурная деятельность базиру­ется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркива­ет он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по ор­ганизации общения представляет собой одновременно и науку, и ис­кусство .-

    Общение, потребность в общении являются доминантой дейст­вий человека, существенным качеством человека на всех истори­ческих этапах его эволюции, проявлением определенной культуры общества.

    Понятие «социализация личности» обычно трактуется как начи­нающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм Другими словами, речь идет об освоении огромного социально-культурного опыта.

    Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни каждому из нас приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице

    Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими фактора­ми. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо разли­чать целенаправленные усилия общества и его различных социаль­ных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспита­ние), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к

    См.: Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. - М, 1991.

    77

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности


    его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовос­питанию и саморегулированию поведения',

    Социально-культурная деятельность, по существу, может рассмат­риваться как самостоятельная подсистема общей системы социализа­ции личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического соци­ально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой -предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

    Одновременно она является важнейшей функцией государствен­ных и негосударственных структур, сферой приложения усилий много­численных общественных движений и инициатив, средством рацио­нального использования свободного времени различных групп насе­ления.

    Природа и назначение социально-культурной деятельности иссле­дуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

    • экономическом, где преобладающее место в характеристике со­
      циально-культурной деятельности занимают такие категории,
      как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капитало­
      вложений, эффективность, самоокупаемость, материальная
      обеспеченность;

    • гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и
      современных технологий социально-культурной деятельности,
      который включает целый блок изначальных понятий социальной
      работы, досуга, социально-культурной сферы, социального на­
      значения, принципов и функций, частных и отраслевых методик,
      отечественного и зарубежного опыта;

    • организационно-управленческом, где основу смыслообразую-
      щих структур составляют понятия менеджмента в социально-
      культурной сфере, централизации и децентрализации, демокра­
      тизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-
      культурного диагностирования, прогнозирования и проектиро­
      вания.

    Социалное воспитание учащихся (основные теоретические положения) //Битинас В.П., Бочарова В.Г., Беличева С.А., Киселева Т.Г. , Красильников Ю.Д., Лисовский ВТ., Фельдшгейн Д.И. и др. ГК СССР по народному образованию, АПН СССР, ВНИК «Школа-микрорайон». - М, 1990.

    Все практически реализуемые в сфере социально-культурной дея­тельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодейст­вии названных направлений.

    Социально-культурная среда

    Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содер­жательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».

    Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Го­воря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сфе­рой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения та­кие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, сво­бодное и широкое распространение информации.

    Принято считать, что культурная среда творится профессио­нальными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специали­зированными государственными и негосударственными организа­циями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы со­держится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практике такое «обживание», как правило, сво­дится к освоению предложенных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобное «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются куль­турная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.

    На протяжении многих лет под социально-культурной дея­тельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо ока­зание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ре­монте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры,

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   40


    написать администратору сайта