Главная страница

Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
Дата26.04.2017
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
ТипУчебник
#5660
страница10 из 40
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   40

3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефици­та новейших современных технологических наработок в произ­водстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здраво­го смысла, дефицит современных профессиональных знаний, уме­ний и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нужда­ются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проек­тов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непро­фессиональной (любительской) социально-культурной деятельно­сти.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологиче­ские и педагогические факторы и феномены, определяющие эф­фективность любого вида и уровня социально-культурной дея­тельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэто­му она объективно нуждается в научно обоснованной интерпрета-

109

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъпиков. Социально-культурная деятельность

ции и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкреп­ленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной дея­тельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматрива­ется совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, со­циологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации соци­ально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последователь­ного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определя­ют эффективность и результативность индивидуальных и коллек- тивных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той ', наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.

Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с ; разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально- ; культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как ; идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации»

ПО

Раздел L Теоретические основы социально-культурной Оеятельности

народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрож­дение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство нацио­нальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механи­ческого» поведения в стереотипных ситуациях.

Многовековым опытом народной культуры подтверждена устойчи­вость воздействия традиций и обычаев на стабилизацию человеческих взаимоотношений, на воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во внимание негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.

В практике социально-культурной деятельности достаточно ощути­ма роль такого психологического феномена, как внушение. На многосто­ронность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М.Вахтеров, ИЛ.Павлов, К.И.Платонов и другие отечественные пси­хологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода псачо-логического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе лю­дей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувст­ва», полной отключенности от личного отношения к окружающем)' (соз­дания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтиро­ванного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения заме­шана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практи­ка продвижения и утверждения ее «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его ор­ганизации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в «толпе» нездорового ажиотажа, массовых психологи­ческих «вывихов» и вспышек агрессивности.

Эффективность каждого из психологических методов зависит от то­го, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устой­чивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом. В процессе социально-культурной деятельности получили большое рас­пространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опрос­ные методы, диагностические методы и метод эксперимента (см. под­робнее о характеристике каждого из них в разделе «Социально-культурные технологии»).

Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактери­зовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рек­реативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации.

Как известно, одна из актуальных задач в работе с участни­ками социально-культурных общностей (студий, учебных кур­сов, творческих мастерских и т.д.) - определение творческого потенциала и творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информа­ция, полученная с помощью анкетирования и опросов в рефе­рентной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности - способности ученика, студента, специа­листа-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям.

Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введен­ное в психологию П.Торренсом, имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов социально-культурной деятельности. Актуален для них и другой вывод П.Торренса о том, что уровень креативности распространяется не только на чисто организаторскую деятельность специалиста (менеджмент), но самым тесным образом связан с конкретными

112

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

достижениями в учебном и профессионально-творческом тру­де1.

В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников соци­ально-культурных процессов - особое место занимает подсис­тема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, пред­полагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, ааьтернативных форм самоорганизации собственного досуга. С помощью различ­ных видов социально-психологического инструментария мы по­лучаем также возможность отслеживания и диагностики процес­сов, связанных с непрерывной интеграцией, пересечением, взаи­мопроникновением различных направлений социально-культур­ной деятельности в масштабах отдельно взятого социума - го­рода, поселка, производственного, учебно-творческого, досугового колектива.

С точки зрения психологии и педагогики, исходной для чело-векоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек - главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимоза­меняемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек - источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например. семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции ин­дивидуальной и коллективной социально-культурной деятельно­сти в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициа­тиву и творчество.

Исторически творческий потенциал рода воплощается не в са­мих по себе готовых продуктах человеческой деятельности - ве­щах и идеях, а в порожденных ею проблемах, предметными носи­телями которых служат эти продукты. Благодаря этому через со-

Торренс П. - Шпалинский В.В. Психология менеджмента. - М: Изд-во УРАО, 2000. -С.65.

113
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

держание социокультурного опыта от поколения к поколению
транслируются как уже реализованные, так и непроявленные и
даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности.
Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную,
исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связан­
ную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутрен­
них соотношений и компонентов, экспериментирование с ними,
опробование возможных способов преобразования предметных

ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребенок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач,которые ставят перед ним партнеры по сотрудничеству, инициативно выдвигает новые цели и проблемы.

Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку

через усвоение общественно выработанных норм и предписаний.

Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколен-
ной передачи.

В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициатив-

ной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рас-

сматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши.

К.И.Чуковский использовал данный термин для обозначения ши-

рокого круга особых словесных произведений, в которых смысл

как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически уко-

ренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.),

они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные
в том числе на детей.

В восточно- и западноевропейской культурной традиции «пе­
ревертывание» издревле выступало как мощное средство расши­
рения сознания, развития творческих способностей взрослых и
детей Особое место оно занимает в жизни современного ребенка-
дошкольника. Дети сравнительно рано приступают к самостоя-
тельному конструированию перевертышей, затевая на их основе
своеобразные «умственные игры» со взрослым.

Педагогическую ценность перевертышей К.И. Чуковский свя-

зывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и

назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества pea-лизма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании

«нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как не-

что комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой

114

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.

Следовательно, успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответ­ствующих умений и навыков. Она определяется также и тем. на­сколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его дело­вые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его вла­дение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессио­нально-творческих ситуациях.

Для характеристики и классификации профессий, востребо­ванных и задействованных в социально-культурной сфере (в част­ности, в соответствии с классификатором специальностей и спе­циализаций МГУКИ), применима широко известная в практиче­ской психологии и педагогике классификация профессий, разрабо­танная Е.А.Климовым1. Следуя этой классификации, в исключи­тельно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или пред­мет труда профессионалов и любителей как субъектов индивиду­альной или коллективной социально-культурной деятельности.

В зависимости от того, на что или на кого направлена эта активная, преобразующая деятельность, все профессии, специальности, специали­зации, обладающие собственным специфическим объектом (предметом) труда в необычайно широкой социально-культурной сфере, подразделя­ются на следующие типологические группы: «человек - природа» (эко­логические, природоориентированные, природоохранные); «человек -техника» (кино- и фотодело, компьютерные, операторские, инженерные и др.); «человек - человек» (история культуры, социология, социальная педагогика, менеджмент и маркетинг, право, общественные связи, пси­хология, режиссура культурно-досуговых программ и др.); «человек -знак» (информатика, журналистика, дизайнерские, программистские и др.); «человек - художественный образ» (режиссерские, актерские, музы-

Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М: МГУ, 1988; Климов Е.А. Как выбрать профессию. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1994.

115

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

кально-исполнительские, народное творчество, дизайн, декоративное и прикладное искусство, хореография и др.).

Для каждой из типологических профессиональных групп специали­стов социально-культурной сферы психологами разработаны соответст­вующие матрицы профессиональной пригодности. Например, для педа­гогически ориентированных специальностей типа «человек-человек» -социальных педагогов, социологов, менеджеров по общественным свя­зям, юристов и др. - в качестве исходных профессиональных требований к специалисту выдвигается умение активно взаимодействовать с людьми, коммуницировать, хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, быть подготовленным к эф­фективному деловому общению с людьми; для профессий, связанных с художественно-творческим исполнительством, помимо специальных знаний, умений и навыков необходимы природная одаренность, наличие творческих задатков и способностей.

Приведенные данные подтверждают вывод о том, что в прак­тике социально-культурной деятельности может быть задейство­вана разветвленная система психологических наук. Если учесть, что в последнее время в психологии каждые 4-6 лет появляется новое направление, то в комплексе развивающихся психологиче­ских дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к социально-культурной сфере, необходимо выделять дисциплины фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (прак­тические).

Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направле­ние, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных соци­ально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуаль­ной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, способностями, общением, взаимодействием с окру­жающей средой.

Не менее важное, чем психология, место в социально-культур­ной деятельности занимает педагогика. Так, сопряженность куль­турологии и социальной педагогики, а также подход к образова­нию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-куль-

116

Раздел L Теоретические основы социально-культурной деятельности

турной деятельности в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента

Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определе­ния, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие. Предме­том педагогического компонента в любом из перечисленных вари­антов всегда было и остается исследование закономерностей обу­чения и воспитания в условиях специально организованного соци­ально-культурного процесса, выявление эффективности приме­няемых в этих целях педагогических методов и технологий, уста­новление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.

Большое число социально активных субъектов, постоянно спо­собствующих возникновению и развитию новых досуговых инте­ресов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педа­гогический потенциал социально-культурной деятельности. Ос­новное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного соци­ально-культурного объекта (учреждения, объединения, организа­ции, студии и др.), отдельного мероприятия или акции.

Социально-культурная деятельность по самой своей сути глу­боко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе не­изменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагоги­ческой цепочки. К ним относятся:

  • межсубъектное сотрудничество партнеров, учет влияния окру­
    жающей среды и факторов воспитания, выбор наиболее эф­
    фективных педагогических методов и технологий, выявление
    их социальной направленности, педагогически продуманная
    организация деятельности от планирования до контроля и
    оценки ее результатов;

  • наличие сенсорных качеств (обилие и острота ощущений и восприя­
    тий, устойчивость внимания, любознательность, тяга к новизне), па­
    мять, способность узнавания, экстравертивность - интровертивность:

  • наличие характера как совокупности отличительных психических

117

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность'

особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе её фор­мирования; главными характерологическими чертами являются ин­теллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фан­тазии, воображения; владение речью;

  • этические отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть, ;чувство долга, самолюбие, честолюбие); к другим людям (доброже­лательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость,подозрительность, откровенность);

  • эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного;

  • наличие или отсутствие воли - умение и готовность сознательно управлять своим поведением (целеустремленность, решительность, выдержка, мужество, способность к волевым воздействиям на окру- жающих и качества, противоположные перечисленным);

  • образованность (культурность) - знания, умения, навыки, вера (убеж-дения), идеалы, почерпнутые в результате социализации (репродуктивная деятельность) и ыработанные самостоятельно (продуктивнаятворческая деятельность индивидуализирующейся личности). Образованность влияет на черты характера, облекая их в культурныеформы, и сама зависит от природных данных (память, восприятие) и характера человека;

  • духовность; степень развитости и гармоничности духовных потребностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы», выработанные личностью самостоятельно в результате самопознания и умозрительного созерцания.

Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация социально-культурной деятельности предполагает необходимость прежде всего выделения диагностического и формирующего этапов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих полному и эффективному его использованию.

В силу своей многосферности, полисубъектности, еобычайно широкого диапазона направлений и технологий социально-куль- турная деятельность опирается на теоретический и методический арсенал целого созвездия самостоятельных педагогических дисци­плин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедаго-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

гику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику, дефектологию (сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики), военную педагогику и т.д. В каждом конкретном случае между теорией и практикой социально-культурной деятельности, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами - с другой, устанав­ливаются существенные связи и отношения. Они распространя­ются на процессы психолого-педагогических воздействий, различ­ные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональ­ные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоцио­нально-волевой сферы, творческих способностей у различных воз­растных групп и отдельно взятой личности.

Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий социально-культурной деятельности. Пожалуй, трудно найти другую такую сферу педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе - обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т.д.

Психолого-педагогический контекст дает возможность про­следить взаимосвязь профессиональных требований и индивиду­ально-психологических особенностей лиц, занятых в процессе производства и реализации культурных продуктов и услуг. При выборе профессии, в ходе профессионального обучения и в про­цессе дальнейшего становления специалиста как индивидуальная, так и групповая социально-культурная деятельность человека по­стоянно испытывает воздействие двух групп факторов - объектив­ных и субъективных.

Объективные факторы - это профессиональные требования, нормы и ограничения, выдвигаемые в процессе социально-куль­турной деятельности к её участникам (как профессионалам, так и любителям); это наличие у каждого из них необходимых профес­сиональных знаний, умений и навыков, профессионально значи­мых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъектив­ных, к которым психологи и педагоги относят имеющиеся у кон­кретного человека (профессионала, любителя) задатки и способно-

11У

T.I. Киселева, Ю.Д. Красилъииков. Социально-культурная деятельность

сти, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивацию и уровень притязаний его участия в социально-культурной деятельности, степень его самооценки и психологической защищенности в случае возможных ошибок и неудач.

Многолетний опыт, накопленный в различных сферах соци- ально-культурной общественной практики, демонстрирует множество вариантов совпадения и расхождения объективных профессиональных требований с субъективными озможностями и способностями людей, занятых в различных областях социальнокультурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и артиСТОв.

Известно, что занятый в том или ином виде социально-культурной деятельности человек (будь то профессионал или любитель) в ходе обучения или практического участия как бы постоянно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настойчиво изменяя и развивая самого себя.

Встречается и другая ситуация, распространенная в современной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, индустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий общепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам ставится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профессии. Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решениии таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, про- фессиональный отбор и выявление их профессиональной пригод- ности, а также их самоактуализация и осуществление успешной

В практике многих учреждений социально-культурной сферы - при работе с абитуриентами на вступительных экзаменах, во

раздел J. Теоретические основы социально-культурной деятельности

время конкурсов на замещение вакантных должностей и аттеста­ций в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспиран­туру и магистратуру и т.д. - широко используется профессиональ­ный отбор и подбор.

Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же сис­тему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия -несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значе­нию. В первом случае человека отбирают для определенной про­фессии (профессиональный отбор), во втором - профессии подби­рают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).

Существуют педагогический и психологический виды профес­сионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения про­фессиональных обязанностей, то объектом второго, соответст­венно, являются задатки и способности человека, его профессио­нальная направленность, ценностные ориентации, мотивации, ин­тересы и предпочтения.

В обоих случаях отбор производится с помощью комплекса методи­ческих средств - собеседований, вербальных и проективных тестов, оп­росников, «батареи» диагностических аппаратурных методик, творче­ских заданий и упражнений.

Таким образом, психологические и педагогические компо­ненты в социально-культурной деятельности находятся в постоян­ном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педаго­гическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с уча­стием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекуль­турного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и мето-

121

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность дологический инструментарий в педагогике сотрудничества и твор-
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   40


написать администратору сайта