Главная страница

Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
Дата26.04.2017
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
ТипУчебник
#5660
страница12 из 40
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   40

5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа

Как обширная общественная практика социально-культурная деятельность содержит в себе огромное количество составляю­щих. Многочисленные области проявления этой деятельности в жизни общества объективно связаны с необходимостью разработ­ки и проведения на практике достаточно взвешенной и научно обоснованной социально-культурной политики.

Сущность социально-культурной политики состоит в целена­правленной, перспективно ориентированной долгосрочной дея­тельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взя­того региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых со­циально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве соци­альными и культурными процессами в обществе.

На практике выделяют, как правило, несколько уровней социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Социально-культурную поли тику характеризуют разнообразие бытующих в науке и практике моделей, вариативность содержания, опора на конкретные приоритеты культурного развития своего региона (области, края, города, района), социокультурные инициативы общественности и| отдельных граждан.

Принципиальным для выяснения сущности социальнокультурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В тор же время общество кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, действующих в сфере культуры.

130

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Характеристика и оценка соотношения социальной и культур­ной политики неизбежно касаются и другого вопроса - соотно­шения прав и обязанностей личности и государства в социально-культурной сфере. Как известно, развитие этой сферы напрямую связано с её высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны госу­дарственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам че­ловек в своей социально-культурной деятельности, в реализации своих прав и свобод, гарантированных в «Основах законодатель­ства Российской Федерации о культуре» (1992), - прав на отдых, на творчество, на выбор ценностей, на пользование культурными благами, на получение гуманитарного и художественного образо­вания, на объединение с другими людьми на основе общих инте­ресов и т.д.

На государство возлагаются широкие обязанности по отноше­нию к социально-культурной сфере, но в то же время оно не пра­вомочно допускать здесь административное вмешательство, жест­кую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фун­дамент государственной социально-культурной политики

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях прини­маемых государством мер, поскольку социально-культурную дея­тельность нельзя выделить как обособленное автономное направ­ление, а следует рассматривать как часть единого процесса поли­тической, экономической, социальной деятельности общества.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных меха­низмов.

Эта сторона социально-культурной политики длительное вре­мя у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социаль­ных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответ­ствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функ­ция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию соци­альной политики, к участию в решении идейно-воспитательных

131

Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Социально-культурная деятельность'

задач. Вместо повышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культур­ного потенциала - к его кризису.

Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности. Вольно или невольно иг­норировался сам факт того, что проблемы культуры и досуга, по существу, являются причинами и следствием проблем политиче­ских, экономических, социальных.

На практике это вылилось в массу документов по работе клу­бов, библиотек, парков, музеев и многих других учреждений куль­туры и досуга, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. В настояшее время возникла необхо­димость целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере.

Говоря о субъектах социально-культурной политики, мы не­вольно касаемся понятий элиты и элитарности, всегда обязательно имевших под собой прочное социально-культурное основание. История России и её современность полны свидетельств сущест­вования различных духовных элит, их зарождения, развития, ста­билизации, умирания. При этом культурная политика в условиях тех или иных общественных формаций неизбежно сводилась к выращиванию и всяческой поддержке оптимальных, лояльно на­строенных культурных элит и одновременно к подавлению элит нежелательных, независимых, не «вписывающихся» в установлен­ные идеологические рамки.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринима­тельских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров до­суга, театров, учебных заведений, научных учреждений, изда­тельств и т.д. Отсюда становится очевидной огромная историче­ская, гражданская, юридическая и нравственная ответственность субъектов социально-культурной политики.

Социально-культурная досуговая сфера — одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организаци-

132

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

онных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различ­ных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельно­сти различных формирований и структур в сфере культуры и до­суга: общественных организаций, фондов, движений и др.

Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономиче­ских потрясений, национальной замкнутости.

Государственная политика в сфере культуры и досуга направ­лена в будущее - в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого его члена в отдельности.

Культурная политика государства и пути ее реализации нахо­дят отражение в федеральных государственных программах со­хранения и развития культуры. Государство берет на себя обяза­тельства перед гражданами обеспечивать условия для общедос­тупности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В этих целях федеральные и местные органы самоуправления обладают правом использовать налоговую и ценовую политику для более широкого вовлечения детей и взрослых в творчество и самообразование, занятия любительским искусством и ремеслами. Перед федеральными и местными структурами открыта возмож­ность с помощью налоговых льгот, кредитов, приоритетной пере­дачи зданий и иных способов стимулировать деятельность госу­дарственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-тех­ническую базу. При необходимости местные органы могут при­нять долевое участие в финансировании негосударственных соци­ально-культурных объектов.

Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художест­венное образование. Приоритетной государственной поддержкой пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское

133

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

искусство, которые должны быть сохранены для всех слоев населения.

Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять под по­кровительство юные таланты, творческую молодежь, дебютантов, начинающие коллективы, не посягая на их творческую независи­мость. Государственный патронаж в области культуры распро­страняется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

Органы государственной власти и управления, органы мест­ного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права, ; свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культурной деятельности, защищают эти права и свободы законодатель­ной и иной нормативной деятельностью. Для преодоления возможного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созда­нию альтернативных социально-культурных организаций, пред приятии, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений.

Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федеральные и местные органы управления своей важной функ­цией считают содействие сохранности и использованию таких па­мятников, находящихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственный учет. Го­сударство обладает приоритетным правом приобретения культур­ных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью за­кона регулирует права и обязанности владельцев.

Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также малообеспеченные группы населения, практически лишенные дос­тупа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

В зависимости от задач, специфики содержания, объемов и масштабов различаются такие уровни социально-культурной по­литики, как международный, федеральный, региональный, ло­кальный (местный). Для социально-культурной политики на лю­бом из её уровней характерна многосторонность соотношения двух главенствующих понятий этой политики - «объекта» и «субъекта». Диалектика этого соотношения, их взаимодействия и

134

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

взаимозависимость являются предметом особого изучения и ана­лиза.

Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) струк­туры.

Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, которые четко очерчивают её задачи и специфику, яв­ляются исходные документы, которые разрабатываются в сле­дующей последовательности: 1) концепция, 2) проект и (или) про­грамма, 3) бизнес-план, медиаплан (план рекламно-информацион­ного обеспечения), мастер-планы и т.д. В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы насе­ления.

Каждый из субъектов, руководствуясь собственными интере­сами и идеями, порознь или совместно с другими выходит в соци­ально-культурную сферу со своими концепциями, проектами, про­граммами и инициативами. В этих целях он находит и макси­мально использует многочисленный актив разработчиков (идео­логов), организаторов и исполнителей - непосредственных участ­ников процесса реализации и регулирования социально-культур­ной политики.

Представители перечисленных категорий с полным правом пользуются социальным статусом культурного политика. Необхо­димо подчеркнуть, что сам термин «культурный политик» несет в себе широкий общественный смысл, он распространяется не толь­ко на физических (граждан), но и юридических лиц - государ­ственные и негосударственные организации, предприятия, обще­ственные формирования.

В практике социально-культурной деятельности государствен­ных учреждений и общественных организаций само понятие куль­турной политики используется в нескольких значениях. Раз­личным специализированным областям социально-культурной деятельности (досуг, образование, искусство, спорт, реабилитация и др.) в зависимости от возложенных на них общественных функ-

135

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ций также соответствует особая по содержанию социально-культурная политика. Каждый из уровней этой политики опирается на определенный круг задач и концептуальный подход, направленный на их решение. При современной системе общественного разделения труда социальная и экономическая эффективность принимаемых решений обеспечивается за счет обязательного участия всех трех сторон - субъектов управления отраслью культуры, экспертов-специалистов (ученых) и представителей общественности, выступающих в роли исполнителей решений.

Совместная выработка и реализация управленческих решений самым активным образом влияют на конструктивность социально-культурной политики, позволяют добиваться гибкого сочетания долговременных стратегий и оперативных тактических шагов при подходе к проблемам.

Социально-культурную политику правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций социально-культурной де-тельности.

Статус социально-культурной политики определяется ее исторической, гражданской, юридической и нравственной ответственностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. Привлечение к участию в формировании и реализации социально-культурной политики как можно большего числа субъектов возможно при создании соответствующего социально-культурной инфраструктуре региона (города, района) инвестиционного механизма. Основанием такого механизма может служить перераспределение полномочий и зон ответственности между законодательными и исполнительными ветвями власти, муниципальными учреждениями, юридическими лицами, не входящими в систему муниципальных органов, и гражданами.

В этих случаях ответственность законодательной власти (го­родской или областной Думы, городского совета или собрания) ограничивается принятием концепции социально-культурной по- литики. Именно депутатам, выступающим от имени жителей, да­ется право определять приоритеты культурного развития региона. Принятию концепции предшествует её достаточно подробная экс­пертиза, обоснованно доказывающая актуальность, реалистич-

Раздел L Теоретические основы социально-культурной деятельности

ность и социально-экономическую эффективность выдвигаемых целей и приоритетов деятельности.

Ответственность исполнительной власти (администрации об­ласти, города, района) состоит в разработке механизма реализации концепции и её ресурсного обеспечения. Этот механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомст­венного подхода в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ.

Инструментом этой политики являются гуманитарные соци­ально-культурные технологии, широко используемые в образова­нии, искусстве, социальной работе, в области досуга, спорта и ме­жэтнического сотрудничества, распространяемые на средства мас­совой информации, развитие хозяйственных укладов, систему го­сударственного управления, то есть на всё то, что входит в пред­мет социально-культурной деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что социально-культурная по­литика как любая управленческая деятельность предполагает вы­полнение в определенной последовательности основных управ­ленческих функций.

Это сбор, обработка, систематизация, оценка и анализ необхо­димой информации; выработка на основе собранной информации конкретного плана действий; организация выполнения намечен­ного плана или программы действий; координация усилий, посто­янные регулирование и контроль, обеспечение обратной связи -получения информации о реакции окружающей среды на пред­принимаемые в рамках социально-культурной политики действия

Главным результатом социально-культурной политики всегда остаётся сохранение, обогащение, воспроизводство социально вос­требованных культурных норм и отношений в конкретной среде го­рода или района. Поэтому содержание бытующих в практике субъ­ектов Российской Федерации моделей социально-культурной по­литики подчиняется, как правило, двум основным направлениям.

С одной стороны - это сохранение (консервация) или воспро­изводство необходимого уровня культуры, культурной среды, опыта, норм и традиций. С другой - частичное или полное изме­нение культурных норм и традиций, внедрение и поддержка новых подходов в культуре. Как «вертикальные», так и «горизонталь-

137

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

ные» межсубъектные модели социально-культурной политики от
личаются вариативностью, они формируются под влиянием общественности и отдельных граждан, зависят от конкретных общественно-политических, социально-экономических, культурных ситуаций.

Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на . базе средств массовой информации, учреждений культуры, образования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются не только убедительным результатом, но и эффективным инструментом социально-культурной политики.

Таким образом, при всем разнообразии бытующих в науке и практике моделей социально-культурной политики в них постоянно присутствует один и тот же обязательный компонент - культурные нормы и традиции. Будучи прямо или косвенно направленной на сохранение и изменение существующих норм и традиций либо на внедрение принципиально новых элементов, социально-культурная политика неизменно сохраняет главные черты, составляющие её ценность и достоинство, - это вариативность её содержания, опора на социально-культурную инициативу и активность общественности и отдельных граждан.

Вопросы дня проверки и самоконтроля к разделу

  1. Понятие «социально-культурная деятельность» в своем историческом и современном контекстах обладает эволюционной преемственностью по отношению к таким терминам, как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-воспитательнаяработа», «культурно-досуговая деятельность». Чем обусловле­на диалектика появления и развития этого понятия?

  2. В каждом из терминов, предшествовавших или сопутствую­
    щих сегодня понятию «социально-культурная деятельность», за­
    ключены глубокий смысл и содержание. В чем, по Вашему
    мнению, состоит: а) историческая обусловленность каждого из
    них; б) их сходство и различие; в) их преемственность;
    г)специфика влияния каждого из них на развитие личности;
    д)характер взаимоотношений объекта и субъекта.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

3 В чем заключается сходство и различие понятий «социально-культурная деятельность» и «культурно-досуговая деятель­ность»: а) в масштабах (диапазоне) применения; б) в характере и содержании деятельности; в) в сущности и выборе технологиче­ских решений; г) в вариативности результатов; д) в объемах вос­питывающего воздействия на развитие личности.

Почему общество называют социально-культурной системой?

  1. Культуры вне социума, как известно, не бывает. Почему в та­
    ком случае мы не ограничиваемся термином «культурная дея­
    тельность», а пользуемся понятием «социально-культурная дея­
    тельность»? Приведите достаточно весомую аргументацию в
    подтверждение своей позиции.

  2. Какое значение для социально-культурной деятельности имеет
    понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в соци­
    ально-культурную систему общества?

  3. Сопоставьте различные схемы классификации культурных цен­
    ностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наи­
    лучшей. Докажите, что по степени своей значимости для инди­
    вида, личности данные виды градации не отрицают, а допол­
    няют друг друга, способствуют более глубокому осмыслению
    понятия «культурные ценности».

  4. Какими, на Ваш взгляд, преимуществами в социально-
    культурной практике обладает человек (специалист, педагог,
    ученик и т.д.), владеющий двумя или несколькими языками на­
    родов России, иностранными языками?

  5. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий
    «социальное» и «культурное» в поведении и действиях челове­
    ка или группы людей.

  6. Легко ли находиться в иной культурной среде? О чем всегда
    нужно помнить, когда находишься в незнакомом социально-
    культурном окружении, для того чтобы не попасть в нелов­
    кую ситуацию, как успешно с этим справиться?

  7. Назовите функции социально-культурной деятельности, кото­
    рые являются доминирующими, приоритетными в работе с од­
    ной из следующих социально-возрастных групп: 1) дети до­
    школьного возраста; 2) учащиеся младших классов;

139

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность
3)старшеклассники; 4)студенты; 5)молодые специалисты; 6)лица пожилого возраста, ветераны труда.

  1. Какая из функций преобладает в следующих видах социально-
    культурной деятельности: 1 Организация игрового общения участ­
    ников летнего международного молодежного лагеря труда и отды­
    ха; 2)присутствие на лекции, концерте; 3)участие в городском
    конкурсе юных музыкантов-исполнителей.

  2. Перечислите характерные признаки, отличающие понятие «прин­
    цип» от понятия «функции» социально-культурной деятельности.




  1. Каким критериям должна соответствовать научно обоснованная
    социально-культурная политика в масштабах того или иного города,
    региона?

  2. Расставьте по степени значимости следующие приоритетные
    цели социально-культурной политики на уровне города, регио­
    на: а) повышение уровня культурного развития и культурной ак­
    тивности населения; б) возрождение национальных культур этни­
    ческих групп; в) адаптация подростков и молодежи к условиям
    современного рынка; г)снятие социальной напряженности среди
    жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между по­
    колениями; е) формирование местного патриотизма, любви к род­
    ному городу, краю; ж) интеграция в межобластные и междуна­
    родные культурные связи; з) сохранение и развитие культурного
    (творческого, научного, спортивного и др.) потенциала города, ре­
    гиона.

  3. Какую роль в известных вам социально-культурных инициативах
    играли и играют те или иные религиозные группы (православные
    христиане, протестанты, иудаисты, исламисты и др.)? Приве­
    дите несколько примеров и проанализируйте их с точки зрения
    целей и принципов социально-культурной деятельности.

  4. Опишите психологические условия активного профессионального
    самоопределения и успешной самореализации человека в одном
    из видов социально-культурной деятельности.

  5. Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве своей второй
    специальности? ,Дайте обоснование своего выбора

140

Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

Составьте список основных понятий, которые наиболее часто употребляются в практике социально-культурной деятельности. Попы­тайтесь взглянуть на сущность и отличительные особенности каждого из терминов с позиций менеджера, педагога, психолога, культуроло­га, социолога (на выбор).

Пригласите на занятие представителя этнического меньшинства (студента, коллегу) с целью ознакомления с его языковой культурой, проблемами и отношением окружающих к его языку и к культурным традициям и ценностям его народа.

Попытайтесь осмыслить и дать в развернутом виде социально-культурную характеристику таких понятий, как «форум», «книга», «три­умфальная арка», «ремесленник», «военная музыка». Для каждого из них предложите соответствующий исторический и общественный контекст,

Разработайте примерную схему общественных связей одного го объ­ектов социально-культурной сферы (государственного или частного пред­приятия, общественной организации и т.д.).

С помощью анализа одной из массовых телевизионных публицистических программ попытайтесь определить, нормы и традиции какой культурной группы (возрастной, социальной, профессиональной): а) нашли в ней полное и всестороннее отра­жение; б) отражены поверхностно и частично; в) не нашли отра­жения совсем. Разработайте и предложите две-три стратегии, с по­мощью которых можно было бы включить в содержание передачи культурные интересы отсутствующей группы

Подготовьте и проведите интервью с человеком, принадлежа­щим, на Ваш взгляд, к какой-либо определенной культурной груп­пе, и по итогам составьте его «портрет». Какие Ваши предпо­ложения о нем подтвердились, а какие - нет? Сделайте вывод о том, что повлияло на формирование его социально-культурного статуса.

Проведите микроисследование уровня культурных интересов и потребностей близкой для Вас молодежной или подростковой ауди­тории с помощью: а) заполнения карты наблюдения за реакцией ау­дитории во время массового мероприятия и анализа результатов; б)проведения рейтинга популярности ведущих молодежных теле­программ, изданий, радиостанций, музыкальных групп, клубов и т.д.

141

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность1
с развернутой аргументацией полученных результатов; в) устногоили письменного опроса.

Выберите одну из культурных групп (например, военнослужа щие, работницы текстильной фабрики, беженцы-переселенцы, студенты технического вуза) и разработайте несколько стратегий орга-1 низации для них клуба или объединения по интересам.

Кратко изложите свою биографию в культурном контексте. Попробуйте определить, какие факторы культуры и виды Вашего участия в социально-культурной деятельности оказали на Вас наибольшее влияние.

Темы семинарских и практических занятий

Занятие в учебно-творческой лаборатории на тему «Роль соци­альной работы и социальной педагогики в досуговых процессах



Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   40


написать администратору сайта