Главная страница

Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
Дата26.04.2017
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
ТипУчебник
#5660
страница11 из 40
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   40

4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития

Категория содержания представляет собой одно из фундамен­тальных понятий теории и практики социально-культурной дея­тельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разно­видностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педа­гогическими требованиями.

Сегодня можно говорить об усилении интегративных процес­сов, в результате которых начинают сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это субъективно выводит проблему содержания социаль­но-культурной деятельности из искусственно зауженных рамок и подталкивает эту деятельность к полифункциональному развитию.

Концепции многих проектов и программ, реализуемых сегодня в социально-культурной сфере, строятся на поиске перехода от логики объективного изучения и анализа культурной ситуации в том или ином регионе к логике социального действия, направленного на максимальное раскрытие и активизацию позитивных элементов в социально-культурной среде. При этом нельзя не учитывать наличие целого ряда противоречий и трудностей, сковываю­щих энергию культуротворческих сил на местах.

Одним из таких противоречий может служить несоответствие между самими подходами к организации культурной жизни в ре­гионах. Один из них по-прежнему базируется на учрежденческом (сетевом) принципе управления социально-культурной сферой, хотя на местах в условиях современных рыночных отношений он давно обнаруживает свою явную несостоятельность. Другой, основанный на социально-культурном плюрализме, максимальной поддержке инициативы и творческого поиска руководителей и ак­тива учреждений культуры, медленно, но настойчиво пробивает дорогу во всех областях духовной жизни.

В самом деле, вызванные демократизацией общества качест­венно новые процессы в социально-культурной деятельности раз

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

виваются на самых различных организационных основаниях -территориальных, стратификационных, корпоративных, этниче­ских, ситуационно-бытовых и других. Но их объединяет общая и, бесспорно, принципиальная по своей сути закономерность: функ­ции организующей и движущей силы в процессах, связанных с переосмыслением и коренным изменением подходов к содержа­нию и организации досуга, творчества, образования, взяли на себя социально-активные слои общества - лучшие представители дет­ских, молодежных, женских, ветеранских организаций, интелли­генции, деловых кругов, массы профессионалов и любителей раз­ных видов и жанров искусства и народного творчества.

Именно этой преобладающей закономерностью мы руково­дствуемся, когда в контексте нашего курса говорим о преоблада­нии предметно-проектной оценки содержания социально-куль­турной деятельности. В своей основе подобная оценка означает, что категория содержания, с одной стороны, рассматривается как обширное проблемное пространство, а с другой - предстает перед нами в виде бесконечного множества явлений, объектов и процес­сов, которые либо получили, либо получают, либо в недалеком будущем обязательно получат конкретную реализацию и овещест­вление в социально-культурных проектах и программах, причем на самых различных уровнях - местном, региональном, федераль­ном, международном.

В содержании социально-культурных проектов и программ наряду с насущными духовными интересами, предпочтениями и потребностями людей находят отражение актуальные вопросы по­литики, экономики, культуры, приоритетные задачи социальной работы, социальной педагогики, психологии, этики, эстетики и других общественных дисциплин.

Основу категории «содержание» социально-культурной дея­тельности составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и культурные нормативы Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации социально-культурных проектов и программ.

Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно свя­занная с реализацией отдельных проектов и программ, проведе­нием тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете на-

123

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

правлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, опреде­ленной области культуры, образования, искусства, досуга. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознатель­но мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет опреде­лять логику и последовательность этого проектного действия.

Сущность проблемы неразрывно связана с наличием проблем­ной ситуации, определенных противоречий, трудностей и препят­ствий в окружающей социально-культурной среде. Проблема не нуждается в простой констатации проблемной ситуации. Ситуа­цию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. По­этому проблему всегда отождествляют с анализом социально-культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений устанавливаются и причины, и результат несо­ответствия между существующим и должным, реальным и желае­мым.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникно­вение так называемого «проблемного поля», в содержание которо­го в контексте нашего предмета включается широкая совокуп­ность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжи­руются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными со­циальными и социально-демографическими условиями, либо с внут­ри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных инсти­тутов и учреждений.

Необычайное разнообразие проблемных полей, характери­зующих состояние и перспективы развития сферы культуры, обра­зования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном про­ектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культу­ры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности

124

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

«Социально-культурная деятельность». Достаточно широко этот опыт проанализирован и обобщен в целом ряде публикаций'.

Попытки установления определенной иерархии и классифика­ции проблем в рамках единого социокультурного пространства являются результатом характерного для теории и практики осмыс­ления явлений и процессов, происходящих ныне в социально-культурной сфере, перспектив их существования и дальнейшего развития в изменившейся исторической ситуации.

Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): обще­национальный, региональный, территориальный (конкретный го­род, район), социально-групповой (социальная общность, группа)

В рамках единого социально-культурного пространства (в кон­тексте нашего предмета - проблемного поля) все проблемы харак­тера проявления можно подразделить на две типологические кате­гории: личностные и социально обусловленные (социально-демографические, собственно личностные и внутрисемейные, со­циально-психологические), отраслевые (функциональные наруше­ния в отдельных отраслях и учреждениях социокультурной сфе­ры).

В проблемное поле входят личностные (по преимуществу со­циально-психологические) и отраслевые (по преимуществу соци­ально-культурные) проблемы.

Источниками и носителями как личностных, так и отраслевых проблем, как правило, являются непосредственно сами субъекты и объекты социально-культурной деятельности. Это штатные работ­ники, специалисты бюджетных и внебюджетных учреждений и органов управления социально-культурной сферы; отдельные гра­ждане, взрослые и дети, социальные группы и категории населе­ния, выступающие в роли потребителей и (или) производителей культурных продуктов, благ и услуг; ресурсодержатели - структу­ры и организации, являющиеся источниками ресурсного обеспе­чения, в том числе бюджетного и внебюджетного финансирова­ния.

См.: Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. -М.: МГИК, 1993; Марков А.П., Бирженюк ГМ. Основы социокультурного проек­тирования: Уч.пособие. - СПб., 1994; Кузицын ГМ. Проектирование социально-культурных процессов. - Пермь, 2001 и др.

125

Т.Г. Киселева, Ю.Д, Красильников. Социально-культурная деятельность^1

Как показывает анализ публикаций в прессе и опросов сотрудников учреждений культуры и искусства, к наиболее типичным отраслевым проблемам современной социально-культурной практики относятся следующие: 1) несоответствие содержания и функций объектов социально-культурной сферы изменившимся условиям; 2) отсутствие условий и организационных механизмов развития и саморазвития, межведомственная разобщенность и неско- ординированность деятельности учреждений социально- культурной сферы, жесткая регламентация и другие управленческие проблемы; 3) сокращение бюджетных средств, отсутствие гласности в их распределении, неумение или нежелание работать с потенциальными спонсорами, инвесторами, донорами и другими источниками внебюджетного финансирования; 4) снижение общественной значимости и престижа социально-культурных учреждений, их недооценка со стороны властей, партнеров, журналов, населения; 5) снижение социального статуса и профессио-j нальной самооценки лиц, занятых на объектах социально культурного профиля.

Между обеими группами проблем - личностными и отрасле-выми - существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Нерешенность отраслевых проблем существенно обостряет личностную проблематику.

Универсальным вектором, определяющим содержание соци- ально-культурных акций, проектов и программ, служит какой- либо доминирующий признак. В качестве подобных доминант мо- гут выступать самые различные признаки: информационно-про- светительные и рекламные; обучающие, образовательные; поис- ково-исследовательские; художественно-творческие; социально- творческие; профессионально-ориентационные и ценностно-ори ентационные; реабилитационные, коррекционные, адаптационные; культуроохранные и природоохранные, физкультурно-оздоровительные и другие. Каждый из этих признаков, помимо своей со­держательной сути, несет в себе целый «букет» социальных, воепитательных, дидактических проблем, образующих проблемное поле в области образования, досуга, искусства, социально-культурной реабилитации.

Общая картина проблемного поля складывается в результате постоянного изучения явлений и процессов в социокультурной

раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

сфере того или иного региона, осуществления регулярного мони­торинга его социальной и культурной среды.

Формулировка проблемы выступает как важный элемент диаг­ностики содержания социально-культурной деятельности. Она призвана, по существу, дать однозначный ответ на вопросы: что является источником беспокойства исследователя социально-культурного процесса; где кроется проблема; когда обострилась проблема; кто в нее «втянут» или на ком она более всего отража­ется; каким образом она воздействует на жизнь социума.

Если в целом анализировать содержание социально-культурной жизни российского общества, то в ее многосложности и многоплановости нетрудно выделить крайне противоречивые тенденции. Они захватывают все ведущие сферы социально-культурной деятельности - досуг, образование, художественную и физическую культуру, социально-культурную реабилитацию, межнациональное и международное культурное сотрудничество.

О противоречивости тенденций, присущей содержанию совре­менной социально-культурной деятельности, убедительно свиде­тельствует один из приведенных ниже дихотомических рядов

С одной стороны, тяготение к традиционной народной культу­ре, к истокам народного творчества на основе изучения, собира­ния, освоения и воспроизводства фольклора как традиционного, так и современного; позитивные процессы раскрепощения созна­ния народных масс, активизация многих видов и форм художест­венного, прикладного, социального творчества, расширение и обо­гащение инициатив населения за счет развития различных обще­ственных объединений, движений, клубов и асесоциаций, приоб­щение к истокам народных традиций и культуры, освоение огром­ного гуманитарного наследия, накопленного в историческом про­шлом России.

С другой стороны, увеличение разрыва между инновацион­ным потенциалом культуры и способностью его освоения и ис­пользования значительной частью населения, тенденция к интен­сивному расслоению общества, усиление процессов размывания Духовной самобытности российской культуры, падение уровня художественного вкуса, существенная переориентация общест­венного сознания и нравственных ценностей.

127

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Преодолению этих противоречий способствует энергичная со- циально-культурная политика субъектов Российской Федерации. Она направлена на возрождение и развитие национальных культур малочисленных народов, на отражение национальных особенностей и традиций в содержании культурной продукции, на поддержку соци- ально значимых видов деятельности, народных инициатив, ремесел и промыслов, национальных культурных обществ, ассоциаций, культурно-информационных центров и объединений, других caмодеятельных формирований. Существенный вклад в реализацию! социально-культурной политики регионов вносит совместная деятельность местных культурно-досуговых учреждений, культурных центров, лабораторий, клубов, землячеств, ассоциаций, центров художественных промыслов, этнографических музеев.

Характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей,
является её общественно-политическая направленность. Основной
вектор этой направленности связан с необходимостью формирова-
ния политической и экономической культуры населения, активи-
зации общественно-политической жизни и повышения уровня
компетентности граждан в социально-политических и социально-
экономических вопросах.

Социально-культурные институты способствуют вовлечению
различных групп населения в процесс местного самоуправления,
разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельно­
сти общества, созданию клубов, движений и объединений, ориен-
тированных на решение местных социальных проблем. Особое
место отводится развитию межнациональных отношений в усло-
виях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других раз-
новидностей современного социума.

Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей от­личаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фес-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

тивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широ­кого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, раз­влекательные и развивающие социально-культурные проекты и про­граммы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Широкими возможностями для утверждения и реализации об­щечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различ­ные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объе­динениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы соци­альных референтов и лидеров XXI века, центры и мастерские со­циально-творческих проектов и многие другие аналогичные фор­мы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

Интерес к культурному наследию в России заметно активизиро­вался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосудар­ственных и региональных программ реализуются проекты, на­правленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и исполь­зование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов.

Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохране­ния, закрепления и развития традиционных черт культуры своего на-рода. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каж-

129

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшьников. Социально-культурная деятельность

дый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   40


написать администратору сайта