Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Функции и принципы социально-культурной деятельности

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница9 из 40
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   40

    93

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
    отказаться от господствовавших долгое время организационно-* хозяйственных принципов управления социально-культурной сфе­рой, дотаций, категорийности, фиксированных штатного расписа­ния и заработной платы, сложившихся форм планирования, учета и контроля всех элементов старой системы управления.

    На протяжении многих десятилетий складывался традицион­ный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хо­зяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд об-; наружил свою неперспективность хотя бы потому, что и сегодня* те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваи ваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены) ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на ме- ханическом сложении усилий различных культурно-досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но все- гда нуждаются при этом то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем сфера досуга рождает все новые и новые no- требности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовле- творять их силами только одних традиционных культурных учре- ждений и институтов.

    Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической сан мостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирования полномочий» на их создание не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным органи- зациям.

    Принципиальным является вопрос и о правовой, законода-
    тельной базе социально-культурных инициатив. Законодательные
    акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в
    стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности,;
    социально-культурную сферу от политического манипулирования
    ею, экономических потрясений в условиях перехода к рынку, на-s
    циональной замкнутости.

    Рп-чдел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

    Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-к\-пьтурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазви­тие и самореализацию, согласование интересов гражданина и об­щественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения, доступность куль­турных ценностей и культурной деятельности каждому граждани­ну, социальная защита деятелей культуры всех категорий — как профессионалов, так и любителей.

    В законодательном закреплении нуждаются и другие жизненно важ­ные реалии, такие, как налоговые льготы — основной инструмент под­держки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи куль­турных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, твор­ческих организаций, политических партий и движений в области культу­ры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местни­чество, ведомственность, бюрократизм, корпоративность, ком­мерциализацию — барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной дея­тельности.

    2. Функции и принципы социально-культурной деятельности

    Педагогический статус социально-культурной деятельности законо­мерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов.

    Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культу­ры и образования, демократическими институтами, общественными ор­ганизациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на соци­ально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

    Вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их класси­фикации имеет несомненное методологическое значение. Не настаивая на абсолютности своей трактовки данной темы, авторы учебника открывают

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    перед обучающимися возможность аргументированно отстаивать и свою, даже не адекватную общепринятой, точку зрения.

    Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Од­нако все его оттенки и значения в конечном счете связаны с родо­вым смыслом - «отправление», «деятельность». Любая функцио­нальная система характеризуется тремя принципиальными черта­ми. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.). Во-вторых, эти компоненты взаимосодействуют друг другу в дости­жении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.

    Функции в своем содержании отражают определенные на­правления и стороны деятельности как отдельных людей, так и: социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофесиональной, индивиду­альной и коллективной культурной деятельности.

    Функции определяют природу, специфику и средства дости-; жения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают об­щественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функ­ции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке соци­ально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздейст­вия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определен­ные направления и стороны жизнедеятельности людей.

    Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одно­временно компенсируют и дополняют друг друга. Противопостав­ления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, дея­тельности функционально связана с современным производством* и последствиями его интенсификации.

    Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное со-

    96

    Раздел I- Теоретические основы социально-культурной деятельности

    блюдение дифференцированного подхода к интересам, потребно­стям и нуждам людей в рабочее и внерабочее/внеучебное время

    функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предпри­имчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодея­тельные, самоуправляющиеся творческие организации, создавае­мые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эф­фективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

    Функции подвергаются изменению во времени - от возникно­вения к становлению до полной зрелости. В зависимости от дли­тельности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основ­ные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

    В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой че­ловеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимоза­висимость в целостном процессе формирования личности, под­вижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов об­новления российского общества.

    Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или ина­че подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

    Творческое начало социально-культурной деятельности вклю­чает в себя множество основных «опорных элементов» - это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и при­кладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение,

    97

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность»I

    просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурно деятельности. Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспреде- лен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

    Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных на- чал, безусловно стимулирующих социально-культурную актив- ность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная трагедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

    Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие чело- веческой личности и её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллек- туальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каж- дая из функций ориентирует человека на определенный, заданный! способ социально-культурных занятий: либо на пассивный (зри- тельский, слушательский), либо на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно ис- пользующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индиви- дуальным; подражательным и творческим; функции по своему со- держанию могут носить либо опережающий (например, изыска- тельная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества).

    Другим не менее существенным основанием для характери- стики функций социально-культурной деятельности является на- личие различных подходов к их классификации - системного, сре- дового, ситуационного, дифференцированного и т.д.

    Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

    К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-про­светительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная

    Совершенно естественно, что в зависимости от профессио­нального и непрофессионального, индивидуального и коллектив­ного характера деятельности, от специфики её содержания и нали­чия возрастных, этносоциальных, профессиональных и прочих условий основные функции в каждом конкретном случае допол­няются отдельным рядом специально востребованных вспомога­тельных функций, благодаря которым в конечном счете обеспечи­вается достижение конечного результата.

    Одной из характерных для социально-культурной деятельно­сти является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, празд­ники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном инфор­мационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

    Содержание коммуникативной функции применительно к со­циально-культурной сфере составляют производство, обмен, ко­дирование и декодирование, потребление и использование огром­ных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учреж­денческий) и массовый.

    Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществ­ляют, как правило, малые группы, то на организационном (учреж­денческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функ­ции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в уч­реждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах ч концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библио­теках, парках и т.д.). На массовом уровне эта функция предполага­ет распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического ком­плекса: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютер­ных сетей и т.д.

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    Наиболее полно развивающее начало воплощает в себе и ин­формационно-просветительная функция социально-культурной деятельности.

    Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. По­скольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каж­дый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творче­ства от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов). Информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обяза­тельным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обес­печивает более полное удовлетворение разнообразных индивиду­альных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на более широ­кий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведе­ниях и из других источников.

    С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой; деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, худо­жественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фес­тивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объедине­ния, туристические походы, школы актива и т. п.).

    Следует помнить, что в сфере социально-культурной деятель­ности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, на шкале ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая на­правленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида педагогически организованной творческой деятельности де»; тей и взрослых. На выбор содержания и форм досуга активно, влияют кино и телевидение.

    Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд; важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной; мере компенсирует недостаток возможностей для более полной^

    100 I

    Раздел IТеоретические основы социально-культурной деятельности

    реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распростра­нен среди работающих на предприятиях.

    Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекатель­ных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различ­ных групп населения, причем с целью восстановления сил, затра­ченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

    Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и ха­рактеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организо­ванный (запрограммированный) и неорганизованный, коллектив­ный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ог­раниченными возможностями, как физическими, так и психиче­скими,

    В любом случае организаторы стремятся к созданию рацио­нальных, активных видов рекреации, основанных на доброволь­ном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформаль­ного общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, вклю­чающих экскурсии,соревнования и т.д.

    Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требуют установления тесных контактов и взаимодействия с творчески­ми, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, Умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

    Социально-культурные функции сложились на основе много­летнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само

    101

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

    понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаи-модополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функ­ции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.

    На протяжении последних лет вместе с развитием функций со­циально-культурной деятельности динамично изменялись и функ­ции самих организаторов этой деятельности. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, состав­ляющим суть профессии специалиста социально-культурной сфе­ры.

    Одной из приоритетных является экономическая функция -участие в создании необходимых социально-экономических ус­ловий развития и рекреации в различных формах досуга и творче­ства жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и ком­петентно решать проблемы, связанные с социально-культурным менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией раз­вивающих и рекреационных программ. Они должны быть общи­тельными, способными к прогнозированию, выработке конструк­тивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфе­ре организованного и неорганизованного досуга.

    Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и са­модеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту соци­ально-культурной сферы необходимо знать нормативные и право­вые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, вла­деть информацией в области правового регулирования деятельно­сти общественных организаций, добровольных обществ и люби­тельских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.

    102

    Раздел L Теоретические основы социально-культурной деятельности

    Функция финансово-экономического обеспечения учрежде­ний досуга связана не столько со способностью ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую дея­тельность, сколько с владением механизмом материального обес­печения самодеятельных инициатив, при котором не теряется вос­питывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всесто­роннему развитию личности.

    Содержание функции обеспечения досуговых форм самодея­тельности населения заключается не только в разработке, кор­ректировке и реализации социально-культурных, досуговых ини­циатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и само­деятельности населения, поскольку это и есть стратегическая ли­ния и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населения, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учрежде­ний, защищая их от некомпетентного, порой сугубо администра­тивного вмешательства.

    Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая сис­тема их обучения недостаточно соответствует требованиям време­ни, нуждается в совершенствовании.

    Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной слузкбы досуга в социуме. Она основана на тра­диционном гуманизме, уважении достоинства человека независи­мо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное ис­пользование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста-организатора досуга является важным связующим звеном между жителями социума и социально-культурными институтами, дейст­вующими в сфере свободного времени.

    103

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Каждая из функций социально-культурной деятельности про­никнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих спо­собностей личности, создание максимальных условий для полно­ценного социально-культурного творчества людей.

    На практике знание функций необходимо для того, чтобы со­вершенствовать, улучшать педагогическую организацию социаль­но-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функ­ций создает благоприятную возможность для углубления сотруд­ничества государственных, общественных, частных предпринима­тельских структур сферы досуга. Объективной основой укрепле­ния их взаимодействия служит выявление и творческое использо­вание совпадающих или частично сходных функций различных типов социьно-культурных институтов.

    Важнейшими методологическими категориями, характери­зующими суть и диалектику развития социально-культурных про­цессов, являются принципы социально-культурной деятельности.

    Принципы в педагогике - генеральная идея, объективная нор-.
    ма, свод главных правил реализации воспитательного назначения:
    субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

    В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности-группы людей или отдельного человека, основные особенности,; структура и функционирование того или иного социального ин­ститута.

    Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию; принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, вы- полнение которых обязательно для всех систем управления и op-jганизации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государствен-;

    104

    Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    ных и негосударственных, общественных институтов, в докумен­тах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

    В качестве принципов нами рассматриваются основопола­гающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности. Они подвержены постоянной и непре­рывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

    Как отрасль педагогической и культурологической наук, соци­ально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в ву­зах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каж­дый из них опирается на собственный понятийный аппарат, харак­терные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также раз­ными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социо­культурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями кон­кретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определен­ному краю, области, городу, району и т.д.

    В то же время существуют и некоторые общие, принципиаль­ные закономерности, характерные для различных видов общест­венной социально-культурной практики, учреждений и предпри­ятий сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.

    К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип, к сожалению, не­редко воспринимают упрощенно: для того, чтобы решить в прак­тике учреждения культуры ту или иную этическую, психологиче­скую либо организационную проблему, полагают достаточным придать ей «статус» педагогической задачи, определить цель и

    105

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    наиболее подходящие способы воспитывающего воздействия, вы­строить вариант соответствующего педагогического поведения субъекта и объекта, подобрать соответствующий педагогический инструментарий.

    Повседневная практическая деятельность менеджеров, педа­гогов, технологов требует иного, более глубокого подхода к про­блеме. Принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педа­гогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.

    В социально-культурной практике с такими закономерностями мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. При этом они позво­ляют не только обозначить наиболее существенное и устойчивое в содержании самого процесса деятельности, но и связать его со специфическими особенностями проявления в досуге, образова­тельной деятельности, профессиональном и непрофессиональном творчестве, социально-культурной реабилитации и других облас­тях.

    К числу таких закономерностей относится сочетание про­дуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании соци­ально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от про­цесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творче­ского продукта, изделия, услуги.

    Отсюда следует еще одна закономерность - аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энерге­тики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека.

    Творческая энергетика людей, особенно в детском и подрост­ковом возрасте, обычно несовершенна, нестабилизированна. Од­нако личностная энергетика очень часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и мо­жет привести к негативным последствиям.

    Для более глубокого педагогического проникновения в сущ­ность социально-культурной деятельности очень важно посто­янно видеть и ощущать в ней диалектику соотношения времени,

    106

    Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    пространства и содержания. Вся социально-культурная дея­тельность протекает в рамках свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

    Наконец, как любая педагогическая деятельность, связанная с духовным миром, социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образова­ние, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту дея­тельность поистине волшебной.

    Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подро­стка, взрослого человека высшей социальной и культурной цен­ностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каж­дой личности, признание прав и свобод людей в социально-куль­турной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутвержде­ния и самореализации человека.

    Принцип учета культурного многообразия взаимодейст­вующих субъектов и объектов касается большинства многона­циональных по составу регионов Российской Федерации (в том числе республик Дагестан, Татарстан, Башкортостан и др.).

    Принцип ориентации на культурно-ценностные отноше­ния и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к ра­циональному, педагогически оправданному использованию со­держания и всего воспитательного потенциала социально-куль­турной деятельности.

    Среди современных принципов социально-культурной дея­тельности перечислим принципы культуросообразности техноло­гического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетиче­ские нормы поведения, национально-этническую обрядность, осо­бенности народного творчества, фольклора, национальных промы-

    107

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    слов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих ин­тересов в содержании социально-культурных проектов и про­грамм; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и нацио­нально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип обще­ственно-государственного соуправления, обеспечения децентрали­зации и суверенности региональной политики в социально-куль­турной сфере.

    В них отражены основные положения федеральных законода­тельных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культур­ной деятельности, выделению культурного аспекта развития и ут­верждения культурной самобытности каждого народа.

    В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой раз­вития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и не­правительственных учреждений и организаций такого же заинте­ресованного отношения к культуре, как к экономическому разви­тию и социальному благосостоянию общества.

    В качестве ключевых областей и приоритетных принципиаль­ных видов деятельности перечислим следующие: учет культур­ного аспекта развития; связь между культурой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни; стимулирование твор­чества и созидания в области искусств. Для оценки хода реализа­ции программ используется ряд критериев. Среди них: учет мест­ных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности; получение пред­полагаемого социального эффекта; развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской дея­тельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, пред­ставляющих интерес для ряда партнеров.

    Таким образом, в опыте различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных

    108

    Раздел L Теоретические основы социально-культурной деятельности

    подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поис­ках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   40


    написать администратору сайта