Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки

  • Педагогический статус социально-культурной деятельности

  • Интегративность и преемственность предмета исследования

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница4 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

    Раздел I.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

    Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки

    Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретиче­ских основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.

    Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессиона­лов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.

    Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанась­еву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуника­тивные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные ха­рактеристики.

    Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладаю­щий определенной логикой и структурой, как исторически сложив­шаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы оста­навливаемся на третьем значении этого понятия.


    42

    43

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    Теория социально-культурной деятельности является одной из со­ставных частей теории педагогики, общепедагогической системы науч­ных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере раз­вивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информацион­ных технологий и других.

    Возникновение и диалектика развития категории «социально-куль­турная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педа­гогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Пред­шествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая ра­бота», (дополнительное образование» на протяжении долгих лет неодно­кратно меняли свое содержание.

    Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечествен­ной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», обще­принятому в советское время для обозначения одного из массовых инст­рументов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана куль­турная революция 20-30-х годов.

    По поводу словосочетания культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемле­мость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обу­словлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов со­временной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта

    Перемены в содержании и организации современной соци­ально-культурной, досуговой деятельности потребовали переос-

    ' Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискус­сию)// Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, прак­тика: Межвуз.сб.науч.ст./Ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.
    Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    мысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответ­ствует качественно иным функциям специалиста современной со­циально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на про­светительство никак не согласуется с существующими ныне реа­лиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребован­ных современной социально-культурной практикой. Жизнь заста­вила искать иные методологические подходы и обоснования соци­ально преобразующей, культуротворческой, социально-педагоги­ческой направленности профессии.

    Статус современного специалиста социально-культурной сфе­ры - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рож­дается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реа­лий. Преодоление негативных последствий административно-ко­мандной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятсльностного на­чала, необходимых этому специалисту в современной экономиче­ской ситуации.

    Со временем эта специальность подверглась последователь­ной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, ме­неджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим осно­ванием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направлен­ная на создание условий для наиболее полного развития, самоут­верждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, обра­зования, искусства, досуга, спорта.

    В значительной мере обогатилось содержание этой деятельно­сти и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общно­стей

    Суть и смысл социально-культурной деятельности заключа­ются в направленности непосредственно на активное функциони­рование личности в конкретной социальной среде, на формирова-


    44

    45

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ние ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адек­ватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

    Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования эле­ментарных процессов и линию социально-культурного (подчерк­нуто нами

    Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрос­лого поведения1.

    Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого позна­ния социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

    Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной по­требности общества в постижении и освоении культуры с помощью ин­тегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским со­циологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к куль­туре с помощью интегрального термина «социально-культурная дея­тельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пой­ти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоут­верждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М.С.Кагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).

    Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях пред­принял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массо­вую работу в социально-культурной области» (выделено нами -Авт.) ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с
    Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандар­тизации статистики государственного финансирования деятельно­сти в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).

    Авторов конференции не устраивало такое искусственное су­жение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества, они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее су­ти, функций, принципов и содержания.

    Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-к)'льтурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движе­нием за права человека, с осознанием многими людьми и в целом наро­дами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребно­сти во внутренней свободе и внешних возможностях творческого само­выражения и самореализации.

    В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная спе­циальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.

    Благодаря разработанной учеными университета концепции о необ­ходимости распространения понятия «социально-культурная деятель­ность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объедине­ния множества ложившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подго­товке кадров было положено начало теоретико-методологическому обос­нованию нового направления в педагогической и культурологической науках.

    Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего по­явления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терми­нов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятель­ность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с


    1 Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46

    47

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педаго­гика».

    Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - воз­можность конструктивного использования в этом опыте синтеза культу­рологических данных из различных областей современной науки Опира­ясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культуро­логия и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приори­тетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализа­ция», «культура», «общество» для того научно-образовательного про­странства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая спе­циальность - «Социально-культурная деятельность» (((Социальная ра­бота». -1993.-№2.-С. 40-41).

    В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы на­чался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминоло­гии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просвети­тельная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика сво­бодного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.

    Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный оби­ход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины ((культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспи­тательная деятельность», ((педагогика свободного времени», ((педагогика досуга», ((организация досуга», ((прикладная культурология».

    Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин (скультурно-досуговая деятельность», как и ((педагогика досуга», ((культуроло­гия досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся лю­бительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин ((культурно-досуговая

    Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

    деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятель­ности, которое является предметом целого ряда сфер традицион­ной и современной общественной социально-культурной практики.

    По мнению авторов, термин «культурно-досуговая деятельность» правомерно рассматривать как обозначение ((досуговой» части общей «социально-культурной деятельности»

    Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, пред­ставляет собой огромный педагогический в своей основе профессио­нальный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного до-сутана такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональная сис­тема образования и последующая карьера специалистов, профессиональ­ное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и со­циально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профес­сиональный, обмен и сотрудничество.

    В программе-конспекте учебного курса ((Социально-культурная дея­тельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образо­вательном контексте, определение социально-культурной деятельности как самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля»'.

    Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим ха­рактеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значи­мого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтому бо­лее оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.

    В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ства.

    Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Про-грамма-коншект учебного курса. - М: МГУКИ, 2001. - С. 40.


    48

    49

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологи­ческого опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоя­тельных педагогических дисциплин.

    Педагогический статус социально-культурной деятельности

    Как и любая наука, теория, методика и организация социально-куль­турной деятельности выстраиваются на новых методологических осно­ваниях и подходах.

    Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития са­мого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-про­светительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем сущест­венное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетиче-ском, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и воз­можностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные, но поистине революционные изменения.

    Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неис­сякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Не­пременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинте­ресованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

    Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

    Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов, выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и спо­собностей субъектов.

    С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универ­сальный и систематический характер. Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обшир­ную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачивае­мого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействован­ных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культур­ного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направле­ний, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, ис­точником для которых явилось родовое понятие «социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковывании» таких дисциплин, как соци­ально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, со­циально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и т.д.

    Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсо­лютно закономерным и объективно необходимым. В результате педаго­гическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системо­образующим элементом структуры, содержания, самой сущности пред­мета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.

    Интегративность и преемственность предмета исследования

    Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интег-

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта