Главная страница
Навигация по странице:

  • (ст. 694)

  • (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. XVII. N 12467)

  • (ПСРЛ. Т. I, стб. 13 - 14)

  • (ПСРЛ. Т. I, стб. 64)

  • (ПСРЛ. Т. XXXVIII. С. 14)

  • (ст. 3 Св. зак. гр.)

  • История Российского государства и права Учебник (Исаев М_. Учебник" (Исаев М. А.) ("


    Скачать 2.67 Mb.
    НазваниеУчебник" (Исаев М. А.) ("
    АнкорИстория Российского государства и права Учебник (Исаев М_.rtf
    Дата12.04.2018
    Размер2.67 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаИстория Российского государства и права Учебник (Исаев М_.rtf
    ТипУчебник
    #17973
    страница104 из 120
    1   ...   100   101   102   103   104   105   106   107   ...   120
    ст. 694 ч. 1 т. X Св. зак. прод. 1908 г.).

    В то же время закон знал некоторые виды сокращенных исковых сроков. Так, древняя норма по искам о выкупе родовых имений сохранялась до 1917 г., но с 40 лет она сократилась до трех (ст. 1363 ч. 1 т. X Св. зак. прод. 1908 г.). Для оспаривания завещания (духовного) закон предоставлял срок в два года (ст. 1066.12); оспаривание купчей - два года (ст. 1524); такой же срок предусматривался по искам о невыплате наемной платы (ст. 694); для вчинения иска о физическом принуждении - четыре дня (ст. 703). Пятилетний срок предусматривался по искам о невыплате процентов (ст. 2170).

    Советское законодательство до 1922 г. вообще никак не регулировало вопрос о сроках исковой давности. Только ГК 1922 г. установил общий срок исковой давности в три года (ст. 44). Но по отдельным видам требований этот срок был сокращен. Например, для перевозки по железным дорогам - месяц, для морской перевозки - год. Два года исковой давности предусматривалось для предъявления претензий, вытекавших из договора страхования (ст. 396 ГК).

    Гражданский кодекс 1964 г. установил своеобразный дуализм в этом вопросе: три года по спорам лиц, из которых хотя бы одно является гражданином (физическим лицом), и один год по спорам организаций и государственных учреждений (ст. 78). В продолжение традиции Кодекс устанавливал сокращенные виды сроков: шесть месяцев для требования неустойки, предъявления претензий на недостатки вещи и т.п. (ст. 79).

    Основы 1991 г. отошли от предыдущего дуализма, установив общий срок исковой давности в три года, предусмотрев возможность установления сокращенных сроков по отдельным видам требований.

    Представительство.

    В наиболее развитом виде институт представительства, приходится это признать, существовал только в Имперский период. В предшествующие две эпохи законодатель обходил этот вопрос стороной, из чего следует, что главным источником права, регулировавшим этот институт, был обычай (usus). В это время в роли представителей (доверенных людей) часто выступали разного рода слуги, чей статус, если вспомнить древнюю норму, "аще ключ к собе привяжет", мало чем отличался от холопьего. Таким образом, договор поручительства практически не отличался от locatio conductio operarum, поверенный был более похож на наймита.

    Ситуация изменяется в Имперский период, можно предположить, благодаря усложнению системы бюрократического управления страной, убыстрению делового оборота. В связи с чем появляется институт "верющих писем" - доверенностей. Один из первых актов на этот счет относится к 1765 г. (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. XVII. N 12467). Пиком развития законодательства является гл. 2 разд. 4 кн. III Свода законов гражданских "О доверенности и верющих письмах". Согласно постановлениям этой главы доверенности могли быть срочными или бессрочными (ст. 2306). Срок определялся законом либо "произволом доверителя". Законодательство разрешало передоверие, но с согласия доверителя (ст. 2329). Родители и опекуны могли быть представителями "малолетних" в случае нанесения последним обиды со стороны третьих лиц (ст. ст. 175 и 265 ч. 1 т. X Св. зак. прод. 1908 г.). Понятие "законный представитель" законодательству до 1917 г. таким образом, не было известно. Впрочем, если быть точным, проект Гражданского уложения знал это понятие (ст. 68 проекта).

    Но это понятие появляется в советском законодательстве. Под ним понимались "родители и опекуны" (ст. 9 ГК 1922 г.). Кодекс знал представителей юридического лица (ст. 16). Договор поручения согласно Кодексу представлял собой отдельный институт (ст. 251 и сл.). ГК 1964 г. содержал уже целую главу - четвертую "Представительство и доверенность". Согласно ч. 1 ст. 62 представительством считалась сделка, "совершенная одним лицом от имени другого в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо административном акте". Так же как и в предыдущем Кодексе, договор поручения представлял собой отдельный вид обязательственных отношений (гл. 35 ГК 1964). Основы 1991 г. обошли молчанием институт представительства, сохранив, по сути, действие норм ГК РСФСР 1964 г. до вступления в силу соответствующих положений ныне действующего Гражданского кодекса РФ.
    § 3. Русское брачно-семейное право
    История этой отрасли гражданского права четко делится на три неравных периода. Период первый - языческая эпоха до крещения Руси в 988 г., второй период - эпоха церковного брака до 1917 г., наконец, третий период - эпоха брака гражданского (светского) целиком и полностью совпадает с советским периодом в истории русского права и переходит на современность.

    Языческий брак.

    Языческая эпоха смотрела на брак как на некую форму нового состояния человека. По верованиям индоевропейцев брак сообщает человеку новые свойства, что выражается в допуске его к новым ритуалам, ведет его к инициации, наделяет его новыми знаниями. Эта религиозно-мистическая сторона брака язычников имела под собой своеобразную идеологию необходимости продолжения рода, что, в свою очередь, вело к обязанности человека в определенном возрасте вступать в брак. Не случайно холостой мужчина или мужчина, не способный к брачному сожительству, у индоевропейцев, как и у некоторых других народов, подвергался порицанию и умалению прав.

    Тем не менее в древности уже вполне четко вырисовывается и гражданско-правовая сторона брачных отношений, как бы сказали сейчас. Уже М.Ф. Владимирский-Буданов обратил внимание на то, что слово "семья" указывает на договорные основания брачного союза древних славян. И это толкование имеет под собой действительное основание, если принять форму заключения древнего брака (похищение невесты) за красивую обрядность. Известное место в Лаврентьевской летописи позволяет сделать именно такой вывод:

    "Поляне бо своих отец обычай имут кроток и тих, и стыдение к снохам своим, и к сестрам. К матерям и к родителем своим, к свекровям, и к деверем великое стыдение имеху брачный и обычаи имяху. Не хожеше зять по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней, что вдадуче. А Древляне живяху зверинским образом, живуще скотски, убиваху друг друга, ядяху вся нечисто, и браки у них не бываше, но умыкиваху у воды девицы. И Радимичи, и Вятичи, и Севера один обычай имяху, живяху в лесе, якоже всяки зверь, ядуще все нечисто, срамословье в них пред отцеви и пред снохами. Браци не бываху в них, и игрища межю селы, схожахуся на игрища на плясания, и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены себе, с нею же кто совещашеся. Имяху же по две и по три жены" (ПСРЛ. Т. I, стб. 13 - 14).

    В этом известном отрывке обращают на себя внимание именно те слова летописца, которые говорят, что похищению предшествует сговор, т.е. соглашение: с нею же кто съвъщашеса. Далее, если посмотреть на фактический состав процедуры заключения брака у русских славян, то можно увидеть, что в основе всей процедуры лежат именно действия (конклюдентные) по выработке соглашения между сторонами. Уже в древности выделяются "сговор" в виде оформления условий будущего брачного сожительства и выработка соглашения о возможности заключения самого брака (согласие невесты, родителей и т.п.). Далее следует выдача вена и выдача приданого. "Вено" - форма выкупа за невесту, представляет собой имущество, приносимое в род невесты: "Володимер же вдасть же за вено греком Корсунь" (ПСРЛ. Т. I, стб. 116). Наконец, происходит ритуал бракосочетания, который, по словам летописца, в дохристианскую эпоху был двух видов: привод невесты в дом жениха и похищение невесты. Известна, впрочем, и третья форма, наиболее дикая и, судя по всему, не имевшая отношение к договорной стороне брака. Снова обратимся к словам летописца: "и прииде Володимер на Полотеск, и уби Рогъволода, и сынова его два, а дщерь Рогнеде поя жене" (ПСРЛ. Т. I, стб. 64). Или еще более явно: "Володимер же залеже жену братню грекиню, и бе непраздна" (ПСРЛ. Т. I. стб. 66). В обоих случаях речь идет об изнасиловании, когда именно таким образом обесчещенную женщину принуждают вступать в брак <1>.

    --------------------------------

    <1> Следует пояснить, что в древности данного рода деяние не рассматривалось у индоевропейцев как уголовное преступление. Это был своего рода деликт - нарушение имущественных прав рода пострадавшей девушки, поскольку считалось, что после совершения указанного рода проступка "товар" теряет в цене.
    Далее, следует отметить, что процедура заключения брака была довольно формализована уже в древности. Собственно сама свадьба представляла собой строгий ритуал, заключавший в себе совершение магических действий. На формализованность процедуры брака указывает Радзивиловская летопись: "...и брачныи обычаи имеяху" (ПСРЛ. Т. XXXVIII. С. 14).

    Языческий брак - брак полигамный. Полигамия вятичей и радимичей уже упоминалась выше, хорошо известна полигамия русских князей. Узаконенным институтом брака также считался конкубинат; у того же Владимира до принятия им крещения был настоящий гарем из нескольких сотен женщин.

    Брачный возраст в древности, судя по всему, определялся исходя из физиологических оснований, из способности к фактическим отношениям. Филиации этого взгляда будут долго давать о себе знать в эпоху так называемого двоеверия. Еще в XIV в. Церковь будет обращаться к клирикам со следующим наставлением, запрещающим венчание 12-летних: "Но венчайте как на третиенадесят лето наступит". В целом, повторим, в языческую эпоху этот вопрос четко разрешен не был.

    Развод, судя по всему, не был формализован. Точных данных нет, но, что характерно, в русском крестьянском быту, например, XIX в. широко практиковался развод или "роспуст", как он назывался, по приговору сельских обществ - общин.

    Характер имущественных отношений между супругами в рассматриваемый период до сих пор определить очень сложно. Дело в том, что уже в глубокой древности у разных народов мы встречаем разный режим имущества супругов: общий или раздельный. Казалось бы, древность как наименее цивилизованная эпоха должна склоняться к примитивной форме имущественных отношений, т.е. к его общности. Но такой взгляд на историю есть всего лишь дань полностью несостоятельной теории прогресса. Не помогает и актовый, археографический материал - весь он исходит из позднейшей, т.е. христианской, эпохи. Можно только предположить, что раз имущество семьи состояло из двух частей: приданого жены и имущества супруга, то оценивать их статус можно только исходя из цели этого имущества. Приданое - выкуп, данный родом невесты за ее право наследования. Или же можно рассматривать приданое как имущество, данное для обеспечения цели брака - рождения детей. И в том, и в другом случае муж - не собственник этого имущества, а только его владелец, он управляет им. Если брак бездетен, то после смерти супруги ее приданое должно быть возвращено роду жены. Вено в таком случае следует вернуть мужу или его роду. Такова простая логика отношений в ту эпоху, таков древний взгляд на собственность, которая мыслится как своего рода часть тела собственника. Впрочем, хотим это подчеркнуть, единого отношения у восточных славян в этом вопросе могло и не быть. Основание этого можно найти в их племенной разобщенности и интенсивных культурных связях с окружавшими их народами.

    Церковный брак.

    Конечно же, просвещение русских славян в 988 г. светом Истины не могло сразу же принести свои плоды. Народу пришлось пройти довольно долгую дорогу "двоеверия", когда в течение нескольких веков христианство вынуждено было мириться с языческими суевериями. Тем не менее важно подчеркнуть, что в этот период появляется один из действенных механизмов регулирования брачных отношений, механизмов отлаженных и постоянных. Каноническое (церковное) право, реципированное из Византии, приобретает в начальный период христианской эпохи форму церковных уставов, первый из которых издается уже св. Владимиром. Церковные уставы впоследствии сменяются актами официального законодательства, деятельное участие в котором принимает Церковь. Примером такого законодательства является известный Стоглав. Параллельно этому идет своеобразная кодификация норм канонического права уже Русской православной церкви, в ведении которой вплоть до 1917 г. находились все вопросы брака и семьи. Государство не вмешивалось, за некоторым исключением, в эту сферу.

    Первое, на что обратила свое влияние Церковь, была чистота супружеских отношений. То, что это давалось с трудом, что пережитки полигамии давали о себе знать, видно из следующего приговора суда от 1628 г. которым наказывался какой-то сын боярский Нехорошка Семигов: "за его великое воровство и за беззаконное блудное дело, что он воровал с робами своими, с девками многажды блудил и прижил с ними семеро робят, а те девки меж себя двоюродные сестры". Впрочем, на подобные связи помещиков со своими крепостными власти вскоре перестанут обращать внимание.

    Итак, согласно положениям Свода законов гражданских до 1917 г. различались браки между православными, православными и неправославными, браки иноверцев друг с другом. Первый и третий вид браков объявлялись совершенно законными и совершались они соответственно согласно догматам религии каждого исповедания. В отношении браков православных с неправославными действовал режим "благоприятствования" православной стороны по сравнению с противоположной, хотя и принадлежащей к христианскому, но не православному обряду. Это означало, что такой брак мог быть совершен только православным священником, что дети от такого брака могли быть воспитаны только в православной вере, что неправославная сторона обязывалась дать подписку в отказе от склонения другой стороны к выходу из православия. Браки между православными и нехристианами находились под запретом.

    Брачный возраст устанавливался: 18 лет для мужчин и 17 лет для женщин (ст. 3 Св. зак. гр.). Проект Гражданского уложения снижал брачный возраст для женщин до 16 лет (ст. 132). В Закавказье природным жителям разрешалось вступать в брак мужчинам с 15 лет, а женщинам - с 13. Если лицо состояло на службе гражданской или военной, то полагалось получить разрешение начальства на брак. Несовершеннолетнее лицо, т.е. не достигшее возраста 21 года, могло вступать в брак только с разрешения родителей и опекунов. Общим препятствием для брака являлись нерасторгнутый предыдущий брак, отсутствие согласия противоположной стороны. В России действовало очень строгое правило определения степеней родства, которые тоже служили препятствием к заключению брачного союза. Так, согласно каноническим прещениям возбранялись браки между лицами, состоявшими друг с другом в родстве вплоть до седьмой степени! Кроме того, согласно Эклоге запрещались браки между лицами, находящимися в духовном родстве! Совершенно не дозволялся четвертый по счету брак
    1   ...   100   101   102   103   104   105   106   107   ...   120


    написать администратору сайта