История Российского государства и права Учебник (Исаев М_. Учебник" (Исаев М. А.) ("
Скачать 2.67 Mb.
|
(ст. 21 Св. зак. гр.). Вообще запрещались браки монашествующих, пострижение служило законным средством к расторжению брака. Развод до 1917 г. допускался только в исключительных случаях. Так, в Уставе князя Ярослава Мудрого (XI в.) находим следующие основания для роспуста (развода): "Услышит жена от иных людеи, что думати на царя или на князя, а мужу своему не скажет... Оже муж застанет свою жену с любодеем. Аще подумает жена на своего мужа или зелием или иным людми, или имеет что ведати мужа ее хотят убити, а мужу своему не скажет. Аще без мужня слова имеет с чюжими людми ходити, или питии, или ясти, или опроче мужа своего ходити по игрищам или в дни ж или в нощи, а не послушати имеет. Оже жена на мужа наведет тати, велит покрасти или сама покрадет". Позднейшее законодательство знало только четыре основания к разводу: - безвестное отсутствие супруга свыше пяти лет; - осуждение одного из супругов к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же к ссылке на житье в Сибирь; - неспособность к брачному сожительству (только через три года после заключения брака); - доказанный случай прелюбодеяния одного из супругов. Проект Гражданского уложения 1906 г. оставлял эти основания без изменений. Последнее основание, как показывала практика, было самым трудным для его задействования, что нашло отражение даже в русской классической литературе, достаточно вспомнить роман графа Льва Толстого "Анна Каренина" или его пьесу "Живой труп". Объяснялось это тем, что "брак может быть расторгнут только формальным духовным судом" (ст. 45 Св. зак. гр.). Кроме того, Церковь очень строго следила за нерасторжимостью брачных уз, так что нередко только высочайшее вмешательство могло дать ход делу. Многие члены Императорской фамилии оказывались заложниками по разным жизненным обстоятельствам этих строгих постановлений русского брачного права. Примечательно, что порядок разводов был существенно либерализован после Февральской революции. Временное правительство своим Постановлением от 1 мая 1917 г. ввело новеллу, согласно которой развод стал возможен по простому взаимному согласию супругов, ранее это было совершенно невозможно. "Суду предоставляется, - гласило Постановление, - давать движение бракоразводным делам без судоговорения в случае ходатайств о том обеих сторон и представления ответчиком надлежащего отзыва по содержанию искового прошения. Неявка на судоговорение обеих сторон или одной из сторон, поставленных в известность о дне такового, не препятствует дальнейшему движению дела и не влечет за собой назначения вторичного судоговорения" (Вест. ВП. 1917. N 45/91). Христианский период в истории брака знает постепенное, но неуклонное укрепление принципа раздельного режима имущества супругов. Интересно отметить, что рассматриваемая эпоха знала уже такой важный источник информации о состоянии брачных отношений, как "сговорная запись". Под последней подразумевался самый настоящий брачный контракт, как сказали бы сейчас. В этом документе оговаривались все вопросы, традиционно связанные с имущественными отношениями супругов, их взаимные права и обязанности. Показательно, что до нас дошли сговорные записи не только представителей знати, но и простых крестьян! В указанный период устанавливаются взаимные алиментные обязательства супругов по отношению друг к другу. Советский брак. Советский брак радикально отличался от церковного. Исповедуя тезис марксизма о семье как о первичной ячейке общества, большевики стремились придать этой древней форме отношений такую идеологическую направленность, которая, естественно, облегчила бы формирование человека нового типа. В связи с этим в России провозглашалась законной только гражданская (светская) форма брака, каковой она продолжает оставаться вплоть до сего дня. Особенностью советского периода в истории брачного права была кодификация его норм в виде отдельного акта. Традиция была положена в 1918 г. в связи с изданием Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (СУ РСФСР. 1918. N 76 - 77. Ст. 818). Новая волна кодификации приходится на 1926 г. Новый Кодекс законов о браке, семье и опеке вступил в силу с 1 января 1927 г. (СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612). Этот Кодекс просуществовал, выдержав три редакции в 1936 г. и 1944 г., до 1969 г., на смену ему пришел последний советский Кодекс, изданию которого предшествовали Основы законодательства Союза ССР и республик (Вед. ВС СССР. 1968. N 27. Ст. 241). Кодекс о браке и семье соответственно: Вед. ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1087. В общем и целом советские Кодексы, несмотря на их столь большое число, исходили из одних и тех же принципов, разнясь лишь в деталях. Тем не менее мы можем отметить период, когда Советская власть изменила на время свое либеральное отношение к браку и обратилась к моральному ригоризму. На вторую половину 1930-х гг. приходится известный запрет абортов, легализованных только 20 лет спустя, резко и существенно усложняется процедура разводов. В 1947 г. выходит постановление, запрещающее браки иностранцев с гражданами СССР. С 1945 г. закон требует от супругов удостоверения ими того, что они "взаимно осведомлены о состоянии своего здоровья, в частности в отношении венерических, душевных и туберкулезных заболеваний" (ст. 132 Кодекса). В паспортах начинают проставлять специальные отметки о количестве предыдущих браков лица. * * * Итак, Кодекс 1918 г. устанавливает строгий моногамный брак, брачный возраст для мужчин составляет 18 лет, для женщин - 16. Общим препятствием к браку является наличие родственных связей только до второй степени родства. Советский брак исходил из абсолютного равенства супругов, тем не менее общности имущества он не создавал. Супруги были свободны в установлении соглашений друг с другом. Кодекс знал взаимные алиментные обязательства супругов (ст. 107). Развод допускался по взаимному согласию супругов через местный отдел загса (ст. 91). Если же имел место спор между супругами, то развод осуществлялся судом. Последующее законодательство изменило только брачный возраст, установив 18 лет как для мужчин, так и для женщин. В некоторых союзных республиках этот возраст понижался для женщин до 17 лет. В исключительных случаях он мог быть понижен и в РСФСР, но не более чем на один год. Развод с 1937 г. мог быть осуществлен в любых случаях только судом, но Кодекс 1969 г. изменил эту норму, вернув прежнее положение - расторжение брака по взаимному согласию через местный отдел загса. Кодексы 1926 г. и 1969 г. уже устанавливали режим общности имущества супругов, не распространив его, однако, на имущество супругов до брака (ст. 10 Кодекса 1926 г.). Тем не менее семейное законодательство Грузинской ССР, Украинской ССР и Белорусской ССР знало квазираздельный режим имущества супругов, не распространяя режим общности на имущество, приобретенное личным трудом супругов. Семейные отношения. В древности, в языческую эпоху мы видим довольно суровую картину взаимоотношений супругов, между ними и детьми. В это время власть pater familias не была пустым звуком. Однако у нас нет данных, что русские славяне, как, например квириты, могли продавать своих детей в рабство или имели право жизни и смерти в отношении домочадцев. Но в то же время достаточно хорошо известен взгляд на женщину и на детей, произвол и власть в отношении которых олицетворяла плеть - вещь, вручавшаяся жениху во время брачной церемонии как символ его семейной власти. Что говорить, грубость нравов очень долго отражалась на семейных отношениях в России. Чего стоит, например, процедура "вывода", к которой прибегали рогатые мужья. Вывод зачастую заканчивался смертью несчастной от побоев. Вообще рукоприкладство в русской семье было очень распространенным явлением. Все иностранцы, побывавшие в допетровской России, свидетельствуют, что регулярное избиение жен у русских считается чуть ли не проявлением нежных чувств. Русские женщины якобы считали, что если муж не бьет - значит не любит. Оправданием, впрочем, малоубедительным, является то, что на Западе мы наблюдаем точно такую же картину, может быть, более скрашенную тамошней обрядностью. Во всяком случае, социологи считают, что насилие в семье есть одна из неразрешимых проблем гендерных отношений вплоть до сего дня. Более или менее упорядоченными отношения в области семьи становятся только с принятием христианства. "Муж, - гласила ст. 106 ч. 1 т. X Св. зак. прод. 1908 г., - обязан любить свою жену как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи. Он обязан доставлять жене пропитание и содержать по состоянию и возможности своей". "Жена, - гласила следующая ст. 107, - обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома". Из этого следовала прежде всего обязанность жены следовать за мужем. Тем не менее перед Первой мировой войной брачно-семейное право обогатилось новеллой, согласно которой устанавливался режим раздельного проживания супругов, помимо этого женщина могла требовать себе содержания от супруга. Дети в равной мере находились во власти отца: "Власть родительская простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различением и в пределах, законами для сего установленных" (ст. 164 Св. зак. гр.). В родительскую власть входило право наказания. В Имперский период к этому праву добавилось еще правомочие помещать "строптивых и неповинующихся" в тюрьму. В частности, "за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки дети по требованию родителей без особого судебного рассмотрения подвергаются заключению в смирительный дом от двух до четырех месяцев" (ст. 1592 Ул. нак. 1845 г.). Следует отметить, что по Уч. губ. 1775 г. такие решения принимали совестные суды, а по судебной реформе 1864 г. - окружные. Данный порядок был подтвержден кассационной практикой Правительствующего сената (Указ N 555 от 1866 г.). Так что выражение закона "без особого судебного рассмотрения" не следует понимать буквально. Тем не менее власть родителей над детьми ограничивалась законом. Родители не имели права принуждать детей к совершению преступлений, они не имели права на жизнь детей. Родители были обязаны заботиться о своих детях, воспитывать их. Закон выражался на этот счет весьма торжественно: "Родители должны обращать все свое внимание на нравственное образование своих детей и стараться домашним воспитанием приготовить нравы их и содействовать видам правительства" (ст. 173 Св. зак. гр.). Вопрос о "видах правительства" составляет idea fixe всех времен и всех режимов, существовавших в России. Как здесь не вспомнить формулировку ст. 66 Конституции СССР 1977 г. "Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества". Основная обязанность детей, как гласил закон, "оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь; служить им на самом деле, отзываться о них с почтением и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота" (ст. 177 Св. зак. гр.). Лучше, пожалуй, и не скажешь! Советская власть исходила из принципа полного равноправия супругов в браке, из чего вытекали их взаимные права и обязанности. Старое требование закона об обязанности жены следовать за своим мужем тем не менее упразднялось (ст. 104 Кодекса 1918 г.). Теперь родительские права могли быть осуществлены исключительно в интересах детей. Родители были обязаны заботиться о детях, воспитывать их. Злоупотребление этим правом со стороны родителей вело к утрате родительских прав. Последнее было совершенно новой нормой русского семейного права, поскольку законодательство до 1917 г. полагало родительские права священными и не знало понятия утраты их. Закон знал понятие прекращения родительских прав, да и то только в случае совершения родителями тяжкого уголовного преступления. Дальнейшее законодательство 1926 г. и 1969 г. не добавило ничего существенно нового в сферу семейных отношений, разве что нормы стали более велеречивыми по сравнению с нормами 1918 г. Завершая рассмотрение этой темы, следует отметить одну особенность. До 1917 г. наш закон знал понятие незаконнорожденного ребенка. Соборное уложение 1649 г. именовало его даже нецензурным словом. Незаконнорожденные были умалены в своих гражданских правах. Так, они могли наследовать имущество только своей матери, они не имели право на отчество и фамилию своего отца и т.п. Советская власть полностью уравняла законнорожденных и незаконнорожденных в правах (ст. 13 Кодекса 1918 г.). Эмансипация детей. До 1917 г. эмансипация осуществлялась тремя способами. Первый уже был рассмотрен: лицо, вступившее в брак, однозначно выходило из-под родительской власти. Второй способ известен как "выдел" и представлял собой выделение определенного имущества сыну в полную собственность. Выделенный уже не имел права жить с родителями под одной крышей. Важно также подчеркнуть, что выдел в качестве эмансипационного средства практиковался широко во всех слоях русского общества: от князей (отсюда удельные князья) до крестьян. Очень долго нормы, регулировавшие выдел, не были не то что кодифицированы, но даже просто зафиксированы в письменной традиции. Только Свод законов гражданских в некоторой степени восполнил этот пробел, хотя количество статей, посвященных выделу, настолько мало, всего пять (ст. ст. 190 - 195), что он тоже не позволяет говорить о какой-либо широкой кодифицированности данного института в российском гражданском праве. Впрочем, проект Гражданского уложения (ст. ст. 1556 - 1566) развивал этот институт вполне в либеральном духе, подразумевая под "выделом" безвозмездное предоставление имущества предполагаемому наследнику. Получается, что выдел формально относился в праве до 1917 г. к наследственному праву. Согласно обычаю выделенный сын лишался права наследования имущества по смерти отца. Третий способ эмансипации - посредством закона. Согласно закону все лица, достигшие 21-летнего возраста, превращались в personae sui iuris. Советское право знало только первый и третий способы эмансипации. |