История Российского государства и права Учебник (Исаев М_. Учебник" (Исаев М. А.) ("
Скачать 2.67 Mb.
|
(ст. 21). Эта "высшая мера социальной защиты" была отменена в СССР только в 1947 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР ссылался при этом на историческую победу советского народа и "пожелания профессиональных союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций" (Вед. ВС СССР. 1947. N 17). Смертную казнь тогда заменили заключением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Но в 1950 г. "ввиду поступивших заявлений от национальных республик, от профсоюзов, крестьянских организаций, а также от деятелей культуры" смертная казнь была восстановлена в отношении изменников родины, шпионов и подрывников-диверсантов (Вед. ВС СССР. 1950. N 3). "В виде исключительной меры наказания, впредь до ее полной отмены, допускается применение смертной казни - расстрела - за государственные преступления, а также за некоторые другие особо тяжкие преступления" (ст. 23 УК 1960 г.). Смертная казнь, как известно, сохранена и в ныне действующем УК РФ 1996 г. но в отношении ее применения действует так называемый мораторий. Телесные наказания. Телесные наказания, битье, членовредительство и пр. в русском праве, судя по всему, впервые появляются на краткий период во время св. Владимира опять-таки под влиянием византийского права. Под казнями, которыми св. Владимир подвергал разбойников (см. выше), следует понимать не только смертную казнь, но и калечащие виды наказаний. Как и смертная казнь, телесные наказания начинают активно применяться только с Московской эпохи. Первый судебник уже упоминает торговую казнь - битье кнутом на торгу, в людном месте (ст. 10). Кроме того, можем предположить, что под словом "казнь" в памятниках Московской эпохи чаще всего подразумеваются телесные наказания, если, разумеется, законодатель особо не говорит, что речь идет именно о смертной казни, т.е. "казнити смертию". Вывод этот мы можем сделать на основании анализа перевода Герберштейном ст. 7 Судебника. Слова законодателя "а сам убитои в казне и продаже" Герберштейн перевел как "corpor autem, juxta delicti qualitatem puniatur", т.е. "самого же подвергнуть телесному наказанию по мере преступления". Помимо битья кнутом в уголовном праве Московского государства применяются широко членовредительские наказания. Например, урезание уха за третью кражу рыбы из пруда (ст. 90 гл. XXI Соб. ул.), вырывание ноздрей и урезание носа за неоднократную торговлю табаком (ст. 16 гл. XXV Соб. ул.), отсечение руки за угрозу оружием третьим лицам в присутствии царя (ст. 4 гл. III Соб. ул.). В Имперский период телесные наказания сохраняются в полной силе вплоть до правления императора Александра I, отменившего наиболее варварские из них - клеймение, вырывание ноздрей и пр. Но битье кнутом отменено было только Ул. о нак. 1845 г., сохранившим в силе норму о порке розгами и битье плетьми. Последнее сохранялось для наказания военнослужащих. Закон утверждал подробный список лиц, освобожденных от телесных наказаний (приложение 1 к ст. 30 Ул. о нак. 1845 г.). Телесные наказания в России были отменены общим уголовным законом только в 1903 г., но они применялись как мера наказания крестьян по приговорам волостных судов. Формально отмененная революцией порка тем не менее широко практиковалась как красными, так и белыми в ходе Гражданской войны. Само же советское уголовное право формально исходило из того, что наказание должно быть "совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий" (ст. 10 Начал 1919 г.). Лишение свободы: тюремное заключение, арест. Как вид наказания оно известно только праву Московского периода. Однако оно широко использовалось в политической борьбе русских князей еще с древнейшей поры. Так, летописец под 1036 г. сообщает: "В се же лето всади Ярослав Судислава в поруб брата своего, Плескове оклеветан к нему" (ПСРЛ. Т. I. Стб. 151). Несчастный Судислав по извету просидел в тюрьме 24 г. и был выпущен на свободу только своими племянниками уже после смерти Ярослава: "Изяслав, Святослав и Всеволод высадиша стрыя своего ис поруба, седе бо лет 24" (Там же. Стб. 162). Хотя "поруб" - это не тюрьма в обычном смысле, а яма в земле, но суть дела не меняет. Тюрьма и тюремное заключение становятся известны только в Московский период: ст. ст. 4, 6 и 12 Второго судебника знают такую меру наказания, как "ино вкинути в тюрьму". Важно отметить, что срок тюремного (острожного) заключения законодатель вообще не регулирует, поэтому сиделец рисковал остаться там надолго, если не навсегда. Конкретные сроки тюремного заключения устанавливает только Соборное уложение, например, в ст. ст. 5 и 7 гл. I. Но в позднейшее время правильного надзора в этой сфере не наблюдалось. В связи с чем арестанты нередко прибегали к такой форме опротестовывания своего заключения, как "слово и дело" (см. выше). В Имперский период к тюремному заключению добавляются и другие виды лишения свободы: временное заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и преимуществ, временное заключение в смирительном доме с лишением лишь некоторых особенных прав и преимуществ, временное заключение в тюрьме, содержание в арестантских ротах, в работном доме и кратковременный арест (ст. 30 Ул. о нак. 1845). Закон строго регулировал продолжительность лишения свободы. Так, заключение в крепости могло длиться от четырех недель до четырех лет, в смирительном доме содержали от двух месяцев до двух лет, в тюрьме содержали от двух месяцев до полутора лет, арест длился от одного дня до трех месяцев (ст. ст. 34 - 39 Ул. о нак.). Эту систему лишения свободы поддержало Уголовное уложение 1903 г. Заключение в исправительном доме длилось от полутора до шести лет, в крепости - от двух недель до шести лет, в тюрьме - от двух недель до года, арест - от одного дня до полугода. Возможность замены одного наказания другим, например телесного наказания на заключение под стражу, как это делало Уложение 1845 г., Уложение 1903 г. уже не знало. Советская уголовная репрессия в равной, а пожалуй и в большей, степени использовала лишение свободы в качестве карательной меры. Руководящие начала 1919 г. в п. "н" ст. 25 закрепляли такую меру наказания, как лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события. УК 1922 г. вводил "лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой" (п. "б" ст. 32), "лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР" или "лишение свободы в общих местах заключения" (п. п. "б" и "в" ст. 20 УК 1926 г.). Максимальный срок лишения свободы также был увеличен, если УК 1922 г. устанавливал 10-летний срок, то УК 1926 г. - 25-летний срок по делам о контрреволюционных преступлениях, как гласила новелла 1947 г., отменявшая смертную казнь. УК 1960 г. установил пределом лишения свободы 15-летний срок заключения (ст. 24). Каторга. Каторга по доктринальному определению есть наказание, состоящее в удалении преступника в особо отведенные для этого местности с обязательным принуждением осужденного к тяжелым физическим работам. Тяжелые формы работы или "тяжкие работы" представляют собой обязательный элемент наказания. В то же время следует учитывать, что "тяжкая работа отнюдь не соединяет понятие о труде непроизводительном, а потому крайне удручающем нравственность арестанта, или о труде через меру изнурительным, расстраивающем его здоровье. Напротив того, этою характеристикою работ указывается то, что арестанты этой группы по преимуществу будут употреблены на работы, требующие значительного напряжения физических сил, каковы, например, работы рудниковые, а равно что самое число рабочих часов для каторжных должно быть сравнительно больше, а число свободных или праздничных дней, наоборот, сравнительно меньше, чем для арестантов других категорий" [Уголовное уложение. 1904. С. 33]. Именно это доктринальное определение позволяет утверждать, что каторга, например, не исчезла совсем из арсенала средств наказания, как может показаться на первый взгляд. Каторга появляется в российском законодательстве в самом начале Имперского периода. По Указу 1703 г. за все преступления, кроме измены, бунт, отравление и умышленное убийство, полагалось "ссылать в Азов на каторгу" (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. IV. N 1951). Это выражение "ссылать на каторгу", собственно, сохранялось в официальном языке вплоть до 1903 г. Так, Уложение 1845 г. знало только понятие "ссылать на каторжные работы" (ст. 17), а ст. 19 добавляла: "срочно или бессрочно". По отбытии каторги полагалось поселение в Сибири навсегда (ст. 25). Это положение сохранилось в Уложении 1903 г. "По отбытии каторги преступники переводятся на поселение в предназначенные для того местности" (ст. 16). Поскольку подобные места поселений предполагалось устраивать недалеко от мест отбытия каторги, то становится понятным, что смысл старой нормы был сохранен. Местом каторги до 1905 г. были Восточная Сибирь и остров Сахалин. Во время Русско-японской войны каторга на Сахалине была упразднена. Назначение столь отдаленных местностей для отбытия каторги и поселения говорит о том, что правительство стремилось хоть таким образом колонизовать эти обширные территории. Но колонизация Сибири за счет каторжных оказалась неэффективной. Советская эпоха вместо понятия каторги стала употреблять эвфемизм "принудительные работы" (п. "м" ст. 25 Начал 1919 г.). Правда, сначала принудительные работы не сопрягались с лишением свободы. Например, Начала 1924 г. указывали, что принудительные работы не могут применяться свыше одного года. Однако уже временная инструкция Наркомюста "О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового" в ст. 2 гласила: "...лишение свободы на определенный срок обязательно связано с принудительною работою" (СУ РСФСР. 1918. N 53. Ст. 598). А особые места для отбывания каторжных работ были созданы в Советской России по Декрету ВЦИК "О лагерях принудительных работ" (СУ РСФСР. 1919. N 12. Ст. 124). Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. также устанавливал, что лишение свободы подразумевает под собой и принудительные работы (СУ РСФСР. 1924. N 86. Ст. 3). В 1933 г. термин "принудительные работы" был заменен на "исправительно-трудовые работы" (СУ РСФСР. 1933. N 48. Ст. 208). Но суть дела не меняла, поскольку еще новелла 1929 г. полностью восстановила каторгу в лестнице наказаний советского уголовного права. В указанном году в Основы 1924 г. внесли редакционную правку п. "б" ст. 13: "Лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Советского Союза" (СЗ СССР. 1929. N 72). Особенностью каторги было то, что основной ее элемент - тяжкие работы - превращался в бессмысленный изнурительный труд, который за несколько месяцев убивал заключенного. Единственным стимулом труда становился голод. В советских тюрьмах лозунг "кто не работает тот не есть" понимался исключительно буквально. Еще в 1920 г. в советское законодательство была введена норма, лишающая заключенного установленного продовольственного пайка за отказ того от работы: ст. 183 "Положения об общих местах заключения РСФСР" (СУ РСФСР. 1921. N 23 - 24). Источником этой нормы был п. 2 ч. 2 ст. 28 упомянутой выше Временной инструкции Наркомюста 1918 г. УК 1960 г. уже не знал формально квалификации каторги, т.е. тяжких принудительных работ в отдаленных местностях СССР. Ссылка, высылка, поселение, изгнание. Удаление преступника из мест общего проживания представляет собой довольно древний вид наказания. Изгнание из рода, из общины, наложение опалы у древних германцев (например, институт die Acht), равно как и у славян, практиковались с незапамятных времен. Можно предположить, что у русских славян наказание в виде потока и разграбления представляло собой первоначальную форму ссылки. Почему первоначальную? Потому что древняя форма изгнания (ссылки) существенно отличается от более поздних форм. В древности ссыльный (изгнанник) выходил из-под власти рода, общины и, следовательно, государства. Государство совершенно не интересовала его судьба, тогда как более поздние формы изгнания (ссылки), наоборот, заключают в себе в качестве основного элемента удержание осужденного под надзором государственных органов. У ссыльного в отличие от арестанта двери и стены его тюрьмы просто значительно шире. Ссылка и ее разновидности в древнейший и последующие периоды весьма широко практиковались в качестве наказания за политические преступления. Особенно отчетливо это было видно в Московскую эпоху, когда провинившегося боярина отправляли в лучшем случае на житье в его собственную вотчину, в худшем могли сослать в монастырь, где его ждало пострижение. Особенно много таких примеров мы находим в эпохе Смутного времени. Впрочем, первое упоминание о ссылке за обычное, т.е. не политическое, преступление (ложный донос, клевету) мы встречаем в Указе 1582 г., по которому велено таких преступников "казнити торговою казнью, да написати в козаки в украиные городы Севск и Курск". Соборное уложение уже знает такую форму ссылки, как "съсылати в дальние городы" (ст. 3 гл. XXV). В Имперский период появляется такой вид ссылки, как ссылка на вечное поселение, которое комбинируется с другими видами наказаний, например с лишением всех прав состояния. Общее положение о ссылке как о мере наказания появляется только в Ул. о нак. 1845 г., источником которого, безусловно, был "Устав о ссыльных", помещенный в т. XIV Св. зак. Так, Уложение в качестве меры наказания знало ссылку на поселение в Сибирь и ссылку на Кавказ. Ссылка на поселение в Сибирь знала две степени. Первая ссылка на поселение в отдаленнейшие места Сибири; вторая ссылка на поселение в Сибирь в места не столь отдаленные |