История Российского государства и права Учебник (Исаев М_. Учебник" (Исаев М. А.) ("
Скачать 2.67 Mb.
|
48), но использовали при этом эвфемизмы. Только законодательство РСФСР этого периода знает употребление термина "частная собственность". Например, ст. 5 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (Вед. ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418). Право на образование. Конституция РСФСР 1918 г. в ст. 17 определила задачей советской власти обеспечить трудящимся полное и всестороннее бесплатное образование. Это была химера, поскольку государству предстояло еще только ликвидировать неграмотность среди большинства населения. Поэтому всеобщим и обязательным стало только начальное образование в Конституции СССР 1936 г. (ст. 121). Полное среднее образование и высшее было платным, с исключениями для некоторых категорий граждан. Отмена платы за полное среднее и высшее образование была утверждена Постановлением Совмина СССР от 6 июня 1956 г. Конституция СССР 1977 г. в ст. 45 гарантировала бесплатность и всеобщность среднего образования. Тем не менее доступность бесплатного высшего образования была ограничена так называемым конкурсом - экзаменационными испытаниями абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения. Кроме того, до 1991 г. существовало так называемое обязательное государственное распределение, когда специалист с высшим образованием был обязан отработать не менее трех лет там и на той должности, которую ему укажет государство. Это положение, конечно, нарушалось гражданами всеми правдами и неправдами, тем не менее оно висело дамокловым мечом над выпускником, напоминая ему о действительной цене бесплатного высшего образования в СССР. Считается, что СССР добился больших успехов в области образования. Но это с чем и как сравнивать. Действительно, образовательный уровень среднего выпускника школы 1970 - 1980-х гг., пожалуй, даст фору среднему выпускнику современной школы. Но этот уровень 1970-х гг. не идет ни в какое сравнение с уровнем образования, даваемым гимназиями в дореволюционной России. Качество советского образования во многом обесценивалось его идеологичностью. Например, такие дисциплины, как история, литература, обществоведение - словом, весь цикл гуманитарных наук, были весьма далеки от науки. Советская школа в полной мере испытала на себе гонения на генетиков и прочих "продажных девок империализма", каковой, например, долго считали такую науку, как кибернетика. Так, в советских учебниках по биологии еще в начале 1980-х гг. можно было встретить описания опытов некой Лепешинской, повторенных Опариным, попытавшимся осуществить мечту средневековых алхимиков по поводу spontano generatio. Право на жилище. Конституционной эта норма стала только в 1977 г. (ст. 44). Данное право советских граждан имело двойственный характер. С одной стороны, в довольно ограниченном объеме, о чем будет сказано подробно ниже, право граждан на жилье совпадало с их правом иметь жилое помещение в личной собственности. С другой же стороны, это право понималось как право гражданина заключить договор аренды жилого помещения (жилищного найма) на льготных для нанимателя условиях. История формирования подобного дуализма будет выглядеть следующим образом. Истинные противники частной собственности, а в России 99% жилого фонда до захвата власти большевиками находилось в частных руках, большевики уже в 1918 г. национализируют недвижимость в городах, как земельные участки, так и находящиеся на них строения (СУ РСФСР. 1918. N 62. Ст. 674). С ликвидацией ДВР принимается Декрет о муниципализации строений в городах этой республики (СУ РСФСР. 1923. N 91. Ст. 901). До сельской местности руки большевиков доходят не скоро, но в 1924 г. производится муниципализация строений и в сельской местности. Под эту муниципализацию подпадают бывшие государственные владения: строения, занятые госучреждениями, и "бывшие земские, общественные, церковные и помещичьи строения, не имеющие специального сельскохозяйственного назначения и не входящие в состав государственных земельных имуществ" (СУ РСФСР. 1924. N 89. Ст. 910). Уцелевших еще помещиков выселяют принудительно из их домов в следующем 1925 г. (СУ РСФСР. 1925. N 21. Ст. 136). Тогда же выходит Декрет ВЦИК, которым определяется состав жилого фонда РСФСР: строения, принадлежавшие государству до 7 ноября 1917 г.; ведомственные строения (национализированные по актам высших органов Советской власти); строения предприятий (СУ РСФСР. 1925. N 86. Ст. 638). Правда, к этому перечню необходимо добавить частный жилой фонд, возникший в результате декоммунизации 1922 г. Причина перевода муниципального жилого фонда обратно в частный (декоммунизация) оказалась банальной. В результате разрухи, а пролетариат, вселяемый в дома буржуазии, не отличался чистоплотностью, он очень быстро превращал свои новые апартаменты в развалины. В связи с этим местные коммунальные отделы стали в массовом порядке возвращать разрушенное жилье прежним владельцам. Строительство и эксплуатация жилого фонда до 1937 г. происходили за счет особых товариществ, которые в указанном году были заменены государственными организациями. Тогда же была проведена новая опись жилого фонда. Он стал состоять из единого государственного жилого фонда, в который входило ведомственное и коммунальное жилье. Частный жилой фонд тем не менее сохранялся. Дополнительным средством его укрепления стал Указ Президиума ВС СССР от 26 августа 1948 г., которым устанавливалось, что "каждый гражданин и каждая гражданка СССР имеют право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа, с числом комнат от одной до пяти включительно, как в городе, так и вне города" (Вед. ВС СССР. 1948. N 36). Но! Пароксизм уравниловки дал о себе знать десять лет спустя, когда Указ 1948 г. был издевательски изменен. Указ 18 июля 1958 г. устанавливал "общую предельную норму жилой площади во вновь сооружаемых гражданами СССР домах на праве личной собственности - 60 квадратных метров". В начале 1980-х гг. нормы жилищного законодательства кодифицируются. В 1981 г. выходят Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик (Вед. ВС СССР. 1981. N 26. Ст. 834). Согласно Основам жилой фонд СССР состоял из государственного жилого фонда, общественного жилого фонда (собственность колхозов и общественных организаций), кооперативного жилого фонда и личного жилого фонда (ст. 4). Определенным шагом вперед стало увеличение санитарных норм предоставляемой жилой площади. Основы исходили из нормы в 9 кв. м на человека (ст. 22). Жилищный кодекс РСФСР увеличил норму до 12 кв. м (ст. 38). До 1983 г. до принятия Жилищного кодекса РСФСР отношения по найму жилья регулировались гражданским законодательством: ГК 1922 г. содержал весьма развитый договор имущественного найма (ст. ст. 152 - 179), ГК 1964 г. - целую гл. 28 (ст. ст. 296 - 341). Право на отдых. На конституционном уровне право на отдых было закреплено только в Конституции 1936 г. - ст. 119. Хотя впервые это право было гарантировано Постановлением Наркомата труда от 16 августа 1918 г. "О еженедельном 42-часовом непрерывном отдыхе" (СУ РСФСР. 1918. N 66. Ст. 719). Дополнительной гарантией советских граждан на отдых было право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Оплачиваемым он стал только с 1922 г. - ст. 69 КЗоТ РСФСР 1922 г. В дальнейшем объем этого права, надо признать, только расширялся. Право на материальное обеспечение в старости, болезни, потери трудоспособности. Это право на конституционном уровне было гарантировано только в 1936 г. До этого момента социальное обеспечение трудящихся (sic!) гарантировалось Декретом СНК РСФСР 1918 г. (СУ РСФСР. 1918. N 89. ст. 906). Однако в 1918 г. государство гарантировало обеспечение только в случае утраты трудоспособности (как временной, так и полной), безработицы. Тогда же гарантировались пособия роженицам и беременным. Обеспечение по старости было гарантировано только в 1922 г. - ст. 176 КЗоТ. Конституция 1977 г. в ст. 43 подтвердило государственную гарантию этих социальных прав. В то же время нарушением принципа равноправия следует считать то, что этим правом пользовались только лица наемного труда и, следовательно, миллионы крестьян были его лишены, как лишались его бывшие эксплуататоры. Колхозное крестьянство получило право на пенсионное обеспечение только в 1965 г. Кстати, заслуженная пенсия крестьянина тогда составила 8 руб. в месяц. По тогдашним ценам - 3 бутылки водки! Современная градация пенсионных возрастов: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин была установлена в 1956 г. * * * Конституция 1977 г. знаменита расширением номенклатуры социальных прав советских граждан. Так, ее текст существенно увеличился за счет включения статей, гарантировавших гражданам право на охрану здоровья, право на пользование достижениями культуры, право на жилище. Гражданам гарантировалась свобода научного, технического и художественного творчества. Последняя гарантия, данная ст. 47 Конституции, оговаривала ее условием коммунистического строительства. Советская пропаганда преподносила факт расширения номенклатуры социальных прав как очередное достижение социализма. Хотя гордиться особенно было нечем. Советские стандарты социального обеспечения были убоги. Население в СССР фактически вело гарантированное полунищенское существование. Беда тем не менее заключается в том, что и в начале XXI в. население в России живет нисколько не лучше. * * * Советская доктрина прав и свобод исходила из их неразрывной связи с обязанностями. Без прав нет обязанностей, говорила советская идеология. Первая советская Конституция 1918 г. признавала только одну такую обязанность - защиту социалистического Отечества (ст. 19). Конституция 1936 г. расширила номенклатуру обязанностей граждан: "Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития" (ст. 130). Далее, граждане обязаны были беречь и укреплять социалистическую собственность (ст. 131) и защищать СССР. В стране, таким образом, вновь вводилась всеобщая воинская повинность. Закон об этом был принят в 1939 г. (СЗ СССР. 1939. N 32). Конституция 1977 г. может считаться шедевром конституционного творчества в области закрепления за советскими гражданами обязанностей. В дополнение к имевшимся ранее она вводила следующие обязанности: оберегать интересы Советского государства, уважать национальное достоинство других граждан, уважать законные права и интересы других лиц, заботиться о воспитании детей в коммунистическом духе, охранять исторические памятники, выполнять интернациональный долг, беречь природу. Важно подчеркнуть, что такая обязанность, как обязанность платить налоги, в советских конституциях не закреплялась. Советский народ: национальность в СССР. Одним из главных вопросов, оказавшихся неразрешимыми и, следовательно, роковыми для Советской власти, стал национальный вопрос. И это несмотря на декларируемое равенство всех национальностей и народов, входивших в Советский Союз, несмотря на растиражированное советской пропагандой положение о появлении в СССР новой исторической общности - советского народа. Апофеозом становления данной концепции стал доклад Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова, посвященный 60-летнему юбилею образования СССР. Именно этот доклад Андропова содержал тезис об окончательном формировании такой общности, что было несколько странным. Андропов слыл марксистом-теоретиком. Он, как "диалектик", должен был понимать, что окончательный этап формирования означает первый этап разложения! Собственно говоря, концепция новой общности и нового человека разрабатывалась советскими идеологами давно, начиная с 1920-х гг. Для чего проводились опыты по скрещиванию человека и обезьяны, создавались банки спермы выдающихся революционеров и т.п. В основе этих действий лежал идеологический мотив. Известный тезис Маркса о Фейербахе трактовался русскими коммунистами настолько примитивно, что подобные опыты рассматривались как вещь необходимая для формирования человека нового типа, качественно отличного от человека старого, буржуазного типа. Дело в том, что построение социализма, а тем более и коммунизма, по мысли Энгельса, должно было сопровождаться не менее чудесным превращением человека - строителя этого самого коммунизма. Человек должен был стать новым в буквальном смысле. Этот homo novus мыслился как действительный венец творения, полный и безраздельный хозяин истории, поскольку он в ходе строительства коммунизма овладевал законами природы. Овладение этими законами означало "скачок человечества из царства необходимости в царство свободы". Иными словами, в новых условиях общественного производства человек испытает на себе влияние новых факторов, способных изменить его природу - сознание - настолько, насколько это необходимо соответствует целям самого изменения. Эта простейшая дарвинистская идея механистической эволюции, как полагали большевики, являлась ключом к "перековке" человека в новый тип. Тип, сознательно считающий, что условия, в которые он поставлен, есть единственно правильные условия. Однако действенным фактором этой перековки не стали новые общественные формы труда, поскольку, как свидетельствуют исследования современных экономистов, в СССР так и не было создано действительно социалистических форм хозяйствования, а все время функционировала система сверхмонополизированного государственного капитализма. Здесь можно вспомнить малоизвестный факт: Советская Россия оказалась единственной страной в мире, официально воздвигшей памятник Иуде Искариоту <1>. Большевики посчитали, что он является первым революционером на земле, как-никак восстал против авторитета самого Бога! Насилие над религией, верой людей, извращение простых человеческих истин, переписывание истории, физическое уничтожение несогласных - все это и многое другое составляло содержание политики коммунистов по взращиванию гомункулуса социализма. -------------------------------- <1> Гипсовый истукан был поставлен в г. Свияжске. По сохранившимся описаниям видно, что памятник представлял собой фигуру человека с искаженным не то от злобы, не то от страха лицом, обращенным к небесам. Характерен был и жест этого изваяния, правой рукой оно не то грозило, не то защищалось от них. Нельзя сказать, что эта политика оказалась безрезультатной. В конце концов большевикам удалось создать некий тип социетарности, который преподносился как отличительный тип советского человека от типа западного человека. В основе этого типа лежало такое понятие коммунальности, которое в принципе исключало, во всяком случае не приветствовало, развитие индивидуальных, субъективных черт человеческой личности. Даже быт, семейные отношения становились объектом пристального общественного внимания. Этот тип коммунальности напоминал ту казарму, которую с таким блеском описывал еще Платон, а вслед за ним и утописты в своих произведениях. Тем не менее говорить, что подобная ориентализация населения европейской в общем-то страны увенчалась успехом, о чем твердят либералы, выдумавшие с этой целью особо уничижительный термин "совок", не приходится. Самым мощным препятствием на пути воплощения мечты о новой исторической общности людей оказался банальный национализм. Сам Советский Союз, построенный на 1>1> |