Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Законы Хаммурапи: общая характеристика и история создания. Реформы царя Хаммурапи.

  • 3. Правовая культура и источники права древней Индии. Карма и дхарма, сансара и мокша. Дхармашастры

  • 4. Общественный строй Древней Индии. Правовое положение населения по Законам Ману. Варны и касты, неприкасаемые и рабы.

  • 5. Правовая культура Древнего Китая: конфуцианство и легизм.

  • 6. Античный полис: сущность и признаки.

  • 7. Государственный и общественный строй Афин. Система государственных органов.

  • 8. Римская республика: государственный строй и система государственных органов. Магистратура.

  • 1. Государственный строй Древнего Египта. Номы, фараон, тжати


    Скачать 231.78 Kb.
    Название1. Государственный строй Древнего Египта. Номы, фараон, тжати
    АнкорOtvety_na_vse_voprosy_za_1_kurs_po_igpzs
    Дата11.07.2022
    Размер231.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_na_vse_voprosy_za_1_kurs_po_igpzs.docx
    ТипДокументы
    #628784
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Государственный строй Древнего Египта. Номы, фараон, тжати.

    Основные черты государственного строя в период Раннего царства

    В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

    Основные черты государственного строя в период Древнего царства

    Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

    2. Законы Хаммурапи: общая характеристика и история создания. Реформы царя Хаммурапи.

    Источники законов Хаммурапи – обычаи, установившиеся судебную практик. Влияние предыдущих законодательств: Ур- Намму, Законы Липид-Иштара, Законы царя Эшнунны.

    Характерные черты: формализм, казуистичность, символизм, отражение пережитков родового строя, практически полное отсутствие влияния религии (кроме 110 статьи), отсутствие системы.

    Текст состоит: из введения, статьи и заключение.

    История создания

    Составлен в 18 в. до н.э. Законы высечены на чёрном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в 12 в. до н. э недостающие статьи были восстановлены

    Реформы царя Хаммурапи

    Унификация экономического уклада и общественных отношений в Вавилонии с помощью законов и укрепление власти. Зафиксировал нормы обычного права: талион, водная ордалия и клятва именем бога Шамаша. Хаммурапи приобретает право распоряжаться большей частью земельных богатств Вавилонии и право осуществлять контроль за землепользованием. Каждое население несло ответственность перед царём за состояние выделенных им участков местной ирригационной системы.

    3. Правовая культура и источники права древней Индии. Карма и дхарма, сансара и мокша. Дхармашастры

    К важнейшим источникам права Древней Индии относятся:

    дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм);

    артхашастры - трактаты о политике и праве;

    обычай (ачара, адачара);

    царское узаконение, повеление (эдикт).

    Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

    Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву.

    Старейшие дхармашастры появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр - Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.).

    Одновременное появление двух традиционных жанров в правовой литературе было связано с историческими особенностями развития Древней Индии, с той же слабостью государственной власти, автономностью общин, особым положением в социальной структуре варны брахманов. Оно демонстрирует развитие права в Древней Индии как бы двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра).

    Брахма – сосредоточение святости.

    Атман – (осколок брахмы- душа) – попадает в сансару

    Варна (сословие) – 4 крупных: брахманы, кшатрии, вайши, шудры.

    Дхарма – религиозный долг (в зависимости от варны)

    Манша – Воссоединение с брахмой

    Карма – наказание в следующей жизни

    Из религиозной литературы следовала светская

    Сутры “Нить” Шастры “Учение”

    Шастры

    Дхармашастра Артхашастра (всего 1) автор Каутилья

    Дхармашастра Ману

    Брахмы – жрецы. Обязаны : знать и преподавать веды.

    Кшатрии – воины, военачальники, правители.

    Вайшьи – купцы, землевладельцы, ростовщики.

    Шудры – слуги

    3 первые варны – дважды рожденные.

    Раджа – управляет государством – Обязан советоваться с брахманами.

    Махараджа

    Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма – оставил закон нормы сансары.

    Мо́кша — освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования.

    4. Общественный строй Древней Индии. Правовое положение населения по Законам Ману. Варны и касты, неприкасаемые и рабы.

    Правовое положение

    В основе социального деления лежала кастовая система. Все население делилось на 4 основные группы: брахман (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (землевладельцы) и шудры (слуги).

    Первые 3 варны – дваждарожденные – к ним применялся обряд 'второго рождения ' – инициации

    Основным критерием, лежавшим в основе кастовой было вед.

    Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие с 16 лет.

    Кшатрии изучали веды с 11 лет. Совершеннолетие с 22 лет.

    Вайшия изучали веды с 12 лет. Совершеннолетие с 24 лет.

    Верхняя граница дееспособности – 70 лет.

    2 критерий принадлежности к варне – факт рождения

    Брахмы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению вед. Затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посветить самому себе.

    Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

    - молиться;

    - изучать веды;

    - получать подарки.

    Права шудр не регулировались. Раб – вещь.

    Неприкасаемым было запрещено проходить через селения арийцев, могли только ночью, запрещено селиться в местах обитания “дваждорожденных.” Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, а одеваться только в лохмотья. С рабом нельзя заключать договоров.

    5. Правовая культура Древнего Китая: конфуцианство и легизм.

    Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция.

    Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

    Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

    Легизм – одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, иначе его называли «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший правителем области Шан в 4 веке до н.э.

    Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам.

    Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.

    Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.

    Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.

    Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.

    1) Конфуцианство – Кун фу Цзы (Конфуций)

    Лунь Юй (Беседы и рассуждения) – записывал и издавал фразы Конфуция

    2) Легизм – Вей Ян – Цин Шан Ян

    Книга правителей области Шан

    “Фа” – закон, страх в основе закона

    6. Античный полис: сущность и признаки.

    Полис - город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции. Составляли полис полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права.

    Сущность полиса:

    Земля была в распоряжении семей, её можно было продать только члену своего полиса.

    Народное собрание – основной орган управления полиса, в него входили все мужчины (в возрасте от 18 до 60 лет), то есть участники народного собрания – ещё и народная армия (ополчение).

    Все должностные лица избирались на год. Должности носили почетный характер => не оплачивались, поэтому отсутствовала бюрократия.

    Существовало 3 вида граждан:

    1) Полноправные – имели право избирать и быть избранными;

    2) Неполноправные – имели право только избирать (рожденные от смешанных браков);

    3) Бесправные (чужеземцы).

    Полисная демократия = управленческая аристократия. Полисная система власти базировалась на одном привилегированном сословии.

    Существовало распределение материальных благ по справедливости – не должно было быть нищих, то есть определялся прожиточный минимум для всех граждан полиса.

    Основный вид наказания – лишение гражданства.

    Кризис полисов наступил, когда вокруг них стали образовываться сильные государства – начиналась борьба за земли, в результате которых полисы захватили в 4-2 веках до н.э.

    Признаки полиса:

    1) Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность;

    2) Только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории;

    3) Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние;

    4) Сограждане являлись абсолютно равными соучастниками политической жизни, и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан;

    5) Гражданин-собственник являлся одновременно и воином (частью всенародного ополчения), обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности;

    6) Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определённую традиционную и консервативную направленность;

    7) Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории.

    7. Государственный и общественный строй Афин. Система государственных органов.

    Государственный строй:

    1) По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

    Основными органами Афинского государства являлись:

    - Народное собрание;

    - Совет пятисот;

    - гелиэя;

    - коллегия стратегов;

    - коллегия архонтов.

    2) Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

    Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей.

    3) Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

    Из числа афинских граждан избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица). Каждый год Совет обновлялся.

    Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание.

    Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты.

    4) К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

    Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности..

    5) Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов.

    Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий

    Общественный строй:

    1) Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

    2) Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

    3) Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

    Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

    8. Римская республика: государственный строй и система государственных органов. Магистратура.

    Магистратура (сановник, начальник) — общее название государственных должностей в Древнем Риме. Возникновение магистратур относится к периоду установления Римской республики. Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными, т. е. исполнялись двумя людьми (за исключением должности диктатора).

    Человек, замещавший магистратуру, назывался магистратом. Первая высшая магистратура была создана примерно в 509 до н.э., когда после отмены царской власти во главе Римской республики встал praetor maximus — должность, впоследствии превратившаяся в консулат.

    Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы; высшие магистраты, исключая цензоров, обладали властными полномочиями (imperium).

    В эпоху Империи выборные должности утратили политическое значение, но сохранились в качестве предпосылки для занятия новых, влиятельных постов.

    Различались магистратуры:

    1) Ординарные (выборные):

    Высшие:

    - консулы — высшая гражданская и военная власть;

    - преторы — городское правосудие по гражданским делам, высшая власть в отсутствие консула;

    - цензоры — проведение переписи населения (ценза), финансовый контроль, управление содержанием и обслуживанием общественных зданий и сооружений, надзор за нравами.

    Низшие:

    - эдилы (плебейские и курульные) — содержание и обслуживание сооружений культа, защита интересов плебса, благоустройство города (площадей, улиц, рынков), полицейские функции;

    - квесторы — первоначально общие помощники консулов, позже — уголовная юрисдикция, управление государственным казначейством и государственным архивом.

    - народные трибуны — защита и поддержка плебса, посредничество между плебсом и магистратами (должность признается магистратурой не всеми исследователями).

    2) Экстраординарные (назначаемые):

    Высшие:

    - диктатор — вся полнота власти при чрезвычайной ситуации в государстве;

    - командующий конницей — помощник и заместитель диктатора;

    - интеррекс — созыв комиций с целью избрания консула;

    - децемвиры для записи законов — составление таблиц законопроектов, вносимых в комиции;

    - военный трибун с консульской властью — вопросы войны (подготовка, предотвращение, ведение), отражение внешней агрессии и смягчение сословных внутригражданских конфликтов.

    - триумвир (Второй триумвират) — чрезвычайные полномочия «для устройства государственных дел».

    По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

    - имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

    - мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

    Рабы оставались государственными и частными. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс.

    По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

    Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

    К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

    В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

    Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

    Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

    Существовали три вида народных собраний:

    - центуриатные;

    - трибутные;

    - куриатные.

    Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений, преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

    Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

    Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

    Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции: законодательные, финансовые, внешнеполитические и по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

    Армия строилась после голосования по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

    В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии.

    Всадники составляли центурии конницы, тяжеловооружённой пехоты, легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

    Консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта