Главная страница
Навигация по странице:

  • В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА A.A. БЛОКА

  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН 1895-1925

  • «ЭТО ВСЁ МНЕ РОДНОЕ И БЛИЗКОЕ»

  • В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА С.А. ЕСЕНИНА Олицетворение

  • Литература. Учебник Литература. 5 класс


    Скачать 0.91 Mb.
    НазваниеУчебник Литература. 5 класс
    АнкорЛитература
    Дата27.03.2022
    Размер0.91 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLiteratura.-Uchebnik-dlya-5-klassa-v-2ch.-Chast-2_Merkin-G.S.-i-.doc
    ТипУчебник
    #419472
    страница4 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    КНИГИ ОКРУЖАЛИ ЕГО С МЛАДЕНЧЕСТВА
    У ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова четыре дочери: Катя, Соня, Саша (Аля или Ася — зовут её в семье) и Маня. У них есть тетрадка «Касьян», куда раз в четыре года, 29 февраля (Касьянов день), они записывают важнейшие события и свои гадания о будущем.

    «В 1880 году, — пишут'они в 1884-м, — приехала Ася из Варшавы с мужем, решилась с ним разойтись и остаться у нас. 16 ноября 1880 года родился у неё в ректорской квартире сын Саша... Саша ангелочек прелестный... Все вообще его любят...»

    Действительно, как когда-то его мать, он — всеобщий кумир и баловень. В кабинете деда он рассматривает изображения различных зверей в толстых томах «Жизни животных» Брема, а потом шествует к бабушке, откладывающей ради его прихода очередной перевод или статью, над которыми она вечно трудится.

    По вечерам няня читает ему сказки A.C. Пушкина.

    За окном — «Невы державное теченье, береговой её гранит». Весной мимо начинают сновать барки и лодки. Стоя на подоконнике, придерживаемый кем-нибудь из взрослых, ребёнок часами дожидается, пока не раздастся хриплый гудок буксирного парохода. «Сморкается!» — радуется мальчик. Или ждёт, когда на Петропавловской крепости в полдень грянет привычный выстрел, вплетающийся в любимую «Сказку о царе Салтане...»:
    Пушки с пристани палят,

    Кораблю пристать велят.
    Так очень рано в детскую память западает «весёлое» имя: «Пушкин».

    С ребёнком все возятся. Читают ему непременного «Стёпку-растрёпку», на котором воспитывались сами сёстры Бекетовы, вспоминают сказку о царе Балдахоне, которую когда-то сложил для них отец и даже иллюстрировал собственноручными рисунками («...а на Масленицу над его замком развевался огромный... блин!»), но декламируют уже и «Смальгольмского барона» Жуковского1, и его переводы, и стихи Полонского.

    Александр Блок в детские годы. 1884 г.
    Скоро он уже и сам твердит их наизусть, порой при няне и маме, порой и в полном одиночестве — для себя.

    «С раннего детства, — писал Александр Блок в автобиографии, — я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные ещё с чьим-нибудь именем».

    Литература не только предмет платонического увлечения и преклонения Бекетовых: почти все они пробуют в ней свои силы.

    По А.М. Туркову
    Вопросы и задания
    1. Запишите ключевые слова, передающие атмосферу дома, в которой рос маленький Саша Блок.

    2. Как вы поняли фразу А. М. Туркова: «Так очень рано в детскую память западает «весёлое» имя: «Пушкин»?

    3. Что это за «лирические волны», которые набегали на Блока-ребёнка?

    4. Что значили книги для семейства Бекетовых? Расскажите подробно.

    ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР
    Последние лучи заката

    Лежат на поле сжатой ржи.

    Дремотой розовой объята

    Трава некошеной межи.
    Ни ветерка, ни крика птицы,

    Над рощей — красный диск луны.

    И замирает песня жницы

    Среди вечерней тишины.
    Забудь заботы и печали,

    Умчись без цели на коне

    В туман и в луговые дали,

    Навстречу ночи и луне!
    1898

    Вопросы и задания
    1. Какой вам представляется картина летнего вечера, нарисованная А. Блоком? Какое настроение возникло у вас при чтении?

    2. Выучите стихотворение наизусть.
    Для вас, любознательные
    Прочитайте воспоминания о Блоке разных лет и подумайте, как эти высказывания характеризуют поэта.
    МЛ. Бекетова вспоминала:

    «Лет в шесть появился у Саши вкус к героическому, к фантастике, а также к лирике. Ему читали много сказок — и русских, и иностранных».

    Из воспоминаний К.И. Чуковского:

    «Его кабинет был для меня неожиданностью: то был кабинет учёного, в кабинете преобладали иностранные и старинные книги; старые журналы, выходившие лет двадцать тому назад, казались у него на полках новёхонькими. Мне бросились в глаза Шахматов, Веселовский, Потебня, и я впервые вспомнил, что Блок по своему образованию филолог, что и дед и отец его были нрофессоры и что отец его жены Менделеев».
    Полный месяц встал над лугом

    Неизменным дивным кругом,

    Светит и молчит.

    Бледный, бледный луг цветущий,

    Мрак ночной, по нём ползущий,

    Отдыхает, спит.

    Жутко выйти на дорогу:

    Непонятная тревога

    Под луной царит.

    Хоть и знаешь: утром рано

    Солнце выйдет из тумана,

    Поле озарит,

    И тогда пройдёшь тропинкой,

    Где под каждою былинкой

    Жизнь кипит.
    1898
    В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА A.A. БЛОКА
    Прочитайте внимательно стихотворение Блока «Полный месяц встал над лугом...». Вы уже неоднократно знакомились с разными лирическими стихотворениями, встречались в них с различными художественными образами. Вспомним: в лирическом тексте могут быть представлены образы-пейзажи, образы животных, образы-персонажи.

    1. Какие образы представлены в данном стихотворении?

    2. A.A. Блок передаёт состояние природы ночью, в часы полнолуния. Какие чувства в это время суток испытывает лирический персонаж?

    В стихотворении передано состояние природы и человека. Обратите внимание на то, как Блок живописует цвет. Посмотрите — иногда ни цвет, ни оценок цвета не названы, а состояние присутствия цвета воссоздано. Например, когда читаешь словосочетание полный месяц, ясно представляешь себе жёлтый диск луны в полнолуние.

    3. Какие цвета и оттенки цветов возникают в вашем воображении при чтении следующих слов и словосочетаний: бледный, бледный луг, луг цветущий, мрак ночной, солнце выйдет из тумана, солнце... поле озарит?

    Одним из художественных средств данного стихотво-

    рения является антитеза (противопоставление). Она в большей степени, чем другие образно-выразительные средства, характеризует текст.

    4. Вспомните определение антонимов. С помощью каких антонимов противопоставляются в стихотворении образы мраксолнце?

    5. Раскрывая скобки, выберите слова, нужные для изображения двух противоположных картин. Изложите данный текст так, чтобы его можно было озаглавить или «Начало осени», или «Поздняя осень».

    (Спокойно и торжественно, взволнованно и растерянно) качают (обнажёнными, нарядными) ветвями деревья. Ветер (нежно касаясь, свирепо) срывает с них (первые золотые, последние блёклые) листья. (Серое, хрустальное) небо льёт на землю (чистую лазурь, мутные струи дождя).
    Советуем прочитать
    О городе Блока - Петербурге, о родных поэта, о любимом месте Блока - имении Шахматове вы можете прочитать в книге: Крыщук Н. «Открой мои книги...» Разговор о Блоке. Л.: Детская литература, 1979.
    СЕРГЕЙ

    АЛЕКСАНДРОВИЧ

    ЕСЕНИН

    1895-1925

    В конце XIX — начале XX столетия Россия переходила на новый уклад жизни: от вековых устоев — к новым отношениям, вызванным ростом промышленного производства, и переход этот для крестьянского люда был непростым, а часто болезненным, потому что менялись представления, ломались вековые традиции. Есенин это остро чувствовал и «с крестьянским уклоном» отражал в своём творчестве крестьянскую Россию: с её величием и болью, широтой, непоказным героизмом и бедностью. Он жил среди покосившихся избёнок, убогость которых подчёркивала внешне неброская, но неповторимая красота русских берёз, излучин рек, даль и синь полей, где без отдыха трудился мужик, с великим трудом добывая себе средства на жизнь.

    В автобиографии «О себе» он писал:

    «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

    С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

    Так протекало моё детство <...>».

    С.А. Есенин с отцом (на фотографии слева) и дядей Иваном Никитичем Есениным. Фотография. 1900-е гг.


    Дом Никиты Осиповича Есенина (деда поэта), в котором родился С.А. Есенин.

    Рисунок сделан по рассказу отца поэта художницей Л. Милеевой

    В ОДНОМ КЛАССЕ
    С Сергеем Есениным мы вместе ходили в Константиновское начальное училище. Школа наша была небольшая — всего четыре класса. Помещалась она почти напротив дома Есениных. Из учителей мы особенно любили Ивана Матвеевича Власова.

    Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя, и мы, ученики, любили его за прямоту и весёлый нрав. Был он первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. Это он, верно,, писал о себе позднее в стихах:
    Худощавый и низкорослый,

    Средь мальчишек всегда герой,

    Часто, часто с разбитым носом

    Приходил я к себе домой.


    С.А. Есенин среди односельчан (вверху). 1909 г. Фрагмент фотографии;

    Константиновское земское училище. Фотография. Начало XX в.
    Но Есенин не только был мастер на разные выдумки и шалости. Одарён он был ясным умом. Отвечал на уроках бойко. Особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова и других поэтов. Надо сказать, что Иван Матвеевич стремился привить нам, деревенским ребятам, любовь к родной литературе. Была у нас и школьная библиотека. По тем временам неплохая. Имелись в ней книги Пушкина, Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лермонтова, Толстого, стихи крестьянских поэтов Кольцова и Никитина.

    Есенин любил читать. Если увидит у кого-нибудь новую книгу, так весь и загорится и уж каким-нибудь образом, но заполучит её.

    О том, что Есенин сочиняет стихи, мы впервые узнали в третьем или четвёртом классе...

    Из воспоминаний Н.П. Калинкина

    «ЭТО ВСЁ МНЕ РОДНОЕ И БЛИЗКОЕ»
    У Сергея я многое переняла. Он рано научил меня любить книги. Каждое лето он приезжал домой в деревню, но не отдыхать, а работать. Чемоданы, привезённые им, в основном были заполнены книгами. Сидя за столом, с керосиновой лампой, он читал целыми ночами, до рассвета. Уезжая из деревни, не брал с собой книг, и таким образом дома у нас собиралась своя библиотека, благодаря которой ещё девочкой 10—12 лет я знала очень много стихов Некрасова, Никитина, Кольцова, знала Тютчева, Фета, Майкова, Сурикова и многих других. Из писателей я особенно любила Гоголя.

    Почти всё своё свободное время теперь Сергей проводил с Катей и со мной. Часто вечерами выбирались мы со своего огорода, шли за село, за церковь на гору. Хорошо на горе тихим лунным вечером. На западе частыми зарницами освещается тёмное ночное небо, внизу серебрится река, а за покрытыми туманом лугами чернеет вдали лес...

    С.А. Есенин читает стихи на открытии памятника А. Кольцову в Москве. 3 ноября 1918 г. Кадр документальной киносъёмки
    Над уснувшим селом величаво плывёт луна, освещая его своим бледным светом... Недолго ходим мы по селу, молча или разговаривая. Привыкшим жить и работать с песней трудно не петь в такой вечер, и обычно Сергей или Катя начинают тихонько, «себе под нос», напевать какую-либо мелодию. А уж если запоёт один, то как же умолчать другим. Каждый из нас знает, что поёт другой, и начинает подпевать... Мы поём лирические песни и романсы. Например, «Ночь» Кольцова, у которой грустный мотив и такое же грустное содержание... Поём мы и переложенные на музыку в то время стихи Сергея «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Письмо матери», поём «Вечер чёрные брови насупил», мотив к которому мы подобрали сами...

    Из воспоминаний сестры поэта АЛ. Есениной
    Сестре Шуре
    Ты запой мне ту песню, что прежде

    Напевала нам старая мать.

    Не жалея о сгибшей надежде,

    Я сумею тебе подпевать.
    Я ведь знаю, и мне знакомо,

    Потому и волнуй и тревожь —

    Будто я из родимого дома

    Слышу в голосе нежную дрожь.
    Ты мне пой, ну, а я с такою,

    Вот с такою же песней, как ты,

    Лишь немного глаза прикрою —

    Вижу вновь дорогие черты.
    Ты мне пой. Ведь моя отрада —

    Что вовек я любил не один

    И калитку осеннего сада,

    И опавшие листья с рябин.
    Ты мне пой, ну, а я припомню

    И не буду забывчиво хмур:

    Так приятно и так легко мне

    Видеть мать и тоскующих кур.
    Я навек за туманы и росы

    Полюбил у берёзки стан,

    И её золотые косы,

    И холщовый её сарафан.
    Потому так и сердцу не жёстко —

    Мне за песнею и за вином

    Показалась ты той берёзкой,

    Что стоит под родимым окном.
    1925
    Вопросы и задания
    1. Как проходило детство поэта? Что в нём привлекательно и что — грустно?

    2. Что полюбил поэт в своей родной стороне и как он говорит об этом в стихотворении, обращённом к сестре?

    Поёт зима — аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далёкую

    Седые облака.
    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется,

    Но больно холодна.

    Воробышки игривые,

    Как дети сиротливые,

    Прижались у окна.
    Озябли пташки малые,

    Голодные, усталые,

    И жмутся поплотней.

    А вьюга с рёвом бешеным

    Стучит по ставням свешенным

    И злится всё сильней.
    И дремлют пташки нежные

    Под эти вихри снежные

    У мёрзлого окна.

    И снится им прекрасная,

    В улыбках солнца ясная

    Красавица весна.
    1910

    В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА С.А. ЕСЕНИНА
    Олицетворение — перенесение человеческих черт (или вообще признаков живого существа) на неодушевлённые предметы и явления.

    Между стихотворениями С.А. Есенина «Поёт зима — аукает...» и А.А. Блока «Полный месяц встал над, лугом...» есть глубокая внутренняя связь. Она состоит прежде всего в том, что оба текста относятся к лирике природы. Сближаются стихотворения применением в каждом из них одного и того же образно-выразительного средства — антитезы (у А. Блока это «ночь — утро», у С. Есенина «зима — весна»).

    1. Сопоставьте два стихотворения. Какие ещё признаки сходства вы в них обнаружили?

    Но можем ли мы утверждать, что стихотворения настолько близки, что не имеют отличий? Безусловно, нет. Близость темы, некоторых художественных приёмов, неизбежная для стихотворений, относящихся к лирике природы, — явление естественное. Но нас должны в не меньшей степени интересовать различия, если мы хотим проникнуть в тайны художественного замысла поэта, в мир его поэтического слова. Особенными для стихотворения С. Есенина являются его образы.

    2. Определите образы стихотворения Есенина.

    В стихотворении Есенина передана не только живописная картина зимней природы. Оно наполнено звуками зимнего леса и голосами его обитателей.

    3. Как в стихотворении передан цвет? Приведите все случаи цветообозначений.

    Поэтический мир стихотворения С.А. Есенина близок народной песне. Как в народных песнях, так и в стихах поэта мы встречаем довольно много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Их использование создаёт особую атмосферу природы родного края, подчёркивает внимание поэта к мельчайшим деталям.

    4. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обозначьте их. Примерами из произведений устного народного творчества подтвердите мысль о том, что в изображении образов живой природы в этом стихотворении Есенин следует фольклорным традициям.

    5. Укажите название образно-выразительного средства, используемого в следующих случаях:

    1. Поёт зима — аукает. 2. Мохнатый лес. 3. Седые облака.

    4. Метелица ковром шелковым стелется. 5. Вьюга... стучит по ставням. 6. Вьюга злится.

    6. На основе предварительных наблюдений сформулируйте вывод: зимняя природа в стихотворении Есенина воссоздана сдержанно, скупо или... Подберите антоним.

    7. Какой художественный приём лежит в основе построения стихотворения? С помощью каких выразительных языковых средств создаются противоположные картины? Назовите эти слова.

    8. Посмотрите определение ассонанса и аллитерации в конце учебника. Найдите эти выразительные средства в стихотворении.

    Выразительная роль повторяющегося звука [у] состоит в том, что он передаёт шум и рёв вьюги. Повторение свистящего [с] и шипящего [щ] создаёт ассоциацию со свистом ветра, шуршанием метели.

    9. Сочетания каких согласных звуков использует поэт в последних строках стихотворения для создания образа весны?

    10. Выпишите из словаря синонимов все синонимы к слову белый. Почему прилагательное седые наиболее точно характеризует зимние облака?

    11. Какая метафора используется автором для создания противопоставляемого образа весны?

    Яркой отличительной особенностью поэзии Есенина является тяготение к древнерусской архаической речи, которое проявляется в использовании устаревших слов (например, пыжня — мелкий кустарник в поле, дико-мытъ — ловчая птица и т.д.). Однако в стихах поэта мы встречаемся и с противоположным явлением — использованием новых слов (неологизмов), как общенародных, так и авторских, то есть созданных самим поэтом.

    12. Внимательно прочитайте первую строфу стихотворения. Найдите слово, придуманное поэтом, и определите его выразительную роль.

    13. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Мирок» в 1910 году и имело заглавие «Воробышки». Отражало ли это заглавие тему и основную мысль стихотворения? Почему автор отказался от этого заглавия? Попробуйте дать своё название стихотворению.

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость.

    Колесом за сини горы

    Солнце тихое скатилось.
    Дремлет взрытая дорога.

    Ей сегодня примечталось,

    Что совсем-совсем немного

    Ждать зимы седой осталось.
    Ах, и сам я в чаще звонкой

    Увидал вчера в тумане:

    Рыжий месяц жеребёнком

    Запрягался в наши сани.
    1917
    Вопросы и задания
    1. Какие поэтические образы произвели на вас наиболее яркое впечатление? Почему?

    2. Из содержания стихотворения видно, что поэт воспринимает природу как крестьянин-землепашец. Подтвердите это предположение, приведя в доказательство образы из текста.

    3. С.А. Есенин очеловечивает природу. Что олицетворено поэтом?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта