Главная страница
Навигация по странице:

  • 398 • Часть II. Психические процессы

  • Глава 16. Эмоции • 399

  • Рис. 16.1.

  • ___Глава 16. Эмоции • 401

  • 402 • Часть II. Психические процессы

  • Рис. 16.2.

  • 404 • Часть II. Психические процессы

  • Рис. 16.3.

  • Общая_психология_Маклаков_А_Г_2001_592с. Учебник нового века


    Скачать 6.79 Mb.
    НазваниеУчебник нового века
    Дата06.05.2023
    Размер6.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая_психология_Маклаков_А_Г_2001_592с.doc
    ТипУчебник
    #1111485
    страница50 из 77
    1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   77
    Глава 16. Эмоции • 397

    в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отме­тить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызы­вать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

    Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.

    Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, рели­гии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются амо­ральными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отме­тить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

    Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

    Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмо­циональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

    Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие

    398 • Часть II. Психические процессы

    нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чув­ство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

    Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогран­ны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

    К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмо­циональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенно­сти, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в еди­ном направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С. Л., 1998).

    Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интен­сивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

    Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его лю­дям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смыс­ле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благопри­ятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на соб­ственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окру­жающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

    Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настрое­ния зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенно­стей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение несколь­ких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят лю­дей на оптимистов и пессимистов.

    Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, ко­торой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом —тяжелой и удруча­ющей. Естественно, что при хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом.

    Глава 16. Эмоции • 399

    Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повы­шенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

    Представленные характеристики видов эмоциональных состояний являются достаточно общими. Каждый из перечисленных видов имеет свои подвиды, кото­рые будут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознан­ности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

    Говоря о классификации эмоциональных состояний, мы не отметили тот факт, что неоднократно предпринимались попытки выделить общие для всех эмоцио­нальных состояний признаки. Одна из таких попыток принадлежит В. Вундту. По мнению Вундта, всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направле­ния, исключающих друг друга. Эту систему координат можно представить графиче­ски (рис. 16.1). Она характеризует знак эмоций, степень возбуждения и напряже­ния, но данный подход уже не соответствует информации, накопленной в процессе исследования эмоций. Например, в системе координат, предложенной В. Вундтом, отсутствует такая характеристика, как длительность эмоциональной реакции.

    Существует еще один особый вид эмоциональных состояний — эмоциональ­ный стресс. Мы рассмотрим его в разделе «Психические состояния».



    Рис. 16.1. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту).

    Объяснения в тексте

    400 • Часть II. Психические процессы

    16.2. Физиологические основы и

    психологические теории эмоций

    Данный пункт главы не случайно объединяет в своем названии два аспекта:

    физиологические основы и психологические теории эмоций. Исторически сложи­лось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обуслов­ливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соот­ветствующих теориях. В течение длительного времени психологи пытались ре­шить вопрос о природе эмоций. В ХУШ-Х1Х вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая пози­ция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмо­ций — это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рас­сматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умер­шего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порож­дает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

    Этой же позиции придерживался и В. Вундт. По его мнению, эмоции — это прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чув­ства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

    Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако в 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и живот­ных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций.

    В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выра­жением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Например, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, ко­торая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональ­ные состояния (например, движения), по Дарвину, есть не что иное, как рудимен­ты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на преды-

    ___Глава 16. Эмоции • 401

    дущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасно­сти облегчала схватывание за ветви деревьев. Забегая несколько вперед, необхо­димо сказать, что позднее к этой теории вернулся Э. Клапаред, который писал:

    «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха». Одна­ко воспроизведенная Э. Клапаредом точка зрения уже не соответствовала накоп­ленному к тому времени экспериментальному и теоретическому материалу.

    Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». Джеме и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внеш­ними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой сис­темы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные пере­живания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дро­жим; радуемся потому, что смеемся».

    Именно органические изменения по теории Джемса—Ланге являются перво­причинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных свя­зей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происхо­дят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их след­ствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические из­менения, которые до появление теории Джемса—Ланге рассматривались как след­ствия эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно по­являются положительные эмоции.

    Однако концепция Джемса—Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов выска­зал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возник­новении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не на­столько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внут­ренние органы, с изменениями состояний которых Джеме и Ланге связывали воз­никновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочув­ствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым силь­ным аргументом Кэннона против теории Джемса—Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызы­ваемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не пред­отвращает возникновение эмоций. Основные положения обсуждаемых теорий представлены на рис. 16.2.

    402 • Часть II. Психические процессы

    Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесооб­разны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуа­цию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические измене­ния, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе.

    Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоцио­нальные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функциональ­но связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо уста­новил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управ­лять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

    Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции Джемса—Ланге и Кэннона—Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. В результате проводимых экспери-



    Рис. 16.2. Основные положения в теориях Джемса—Ланге и Кэннона—Барда

    Глава 16. Эмоции • 403

    ментальных исследований возникла активационная теория Линдсея—Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретику­лярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления, как по­казали электрофизиологические исследования мозга, есть не что иное, как изме­нение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд дру­гих. Эмоции же возникают вследствие нарушения или восстановления равнове­сия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

    Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органиче­ских процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хеббу удалось эксперимен­тальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмо­ционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельно­сти. В проводимых им исследованиях было установлено, что зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека графи­чески выражается в виде кривой нормального распределения. Так, для достиже­ния наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна дея­тельность при среднем эмоциональном возбуждении. Вместе с тем было обнару­жено, что для каждого конкретного человека характерен определенный оптималь­ный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. В свою очередь, оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов, например от особенностей выполняе­мой деятельности и условий, в которых она протекает, от индивидуальных осо­бенностей человека, который ее выполняет, и от многого другого.

    Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмо­ций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание.

    В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонан­са Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс — это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у челове­ка тогда, когда его ожидания подтверждаются, т. е. когда реальные результаты дея­тельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консо­нанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссо­нанс.

    Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается чело­веком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они

    404 • Часть II. Психические процессы

    соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как ос­новная причина соответствующих действий и поступков.

    В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего ис­пользуется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях. Причем в детерминации поведения и возникновении эмо­циональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо боль­шее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного на­правления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания.

    К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис. 16.3). Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние поми­мо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказыва­ют воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной си­туации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной тео­рии эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

    В одном из экспериментов, направленном на доказательство положений ког­нитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически



    Рис. 16.3. Факторы возникновения эмоций в когнитивно-физиологической концепции

    С. Шехтера

    1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   77


    написать администратору сайта