Главная страница
Навигация по странице:

  • Средний период

  • Григория Паламы

  • Судьба учения.

  • История философии. Учебник. Гриненко. 2004. Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии


    Скачать 3.57 Mb.
    НазваниеУчебник по дисциплине Философия часть первая История философии
    Дата19.01.2023
    Размер3.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория философии. Учебник. Гриненко. 2004.doc
    ТипУчебник
    #894728
    страница13 из 63
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   63

    Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

    Глава 11. ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


    Время существования Византии1 (Восточной Римской империи) ох­ватывает период с 395 г., когда умер император Феодосий Великий, по­деливший Римскую империю между двумя своими сыновьями, и до 1453 г., когда турки захватили и разграбили Константинополь.

    Византия является непосредственной преемницей античной куль­туры и философии. Здесь не было разрыва в культурной традиции, не было и проблем с переводом, поскольку большая часть античных философских текстов была написана на греческом языке, а греческий был государственным языком в Византии.

    Однако превращение христианства в государственную религию привело к тому, что для борьбы с язычеством стали использоваться политические и силовые методы: по приказу властей были закрыты не только языческие храмы и запрещены языческие верования, но также стали закрываться языческие философские школы, послед­ней из которых была Академия Платона в Афинах, просуществовав­шая до 529 г.

    Такое отношение властей к философии было вызвано двумя при­чинами: во-первых, именно в рамках различных философских учений осуществлялась наиболее последовательная критика христианства на теоретическом уровне; а во-вторых, именно философские учения и методы послужили основой для возникновения множества различ­ных течений в христианской теологии, признанных позднее еретиче­скими.

    1 В 325 г. по указу императора Константина столица Римской империи была пере­несена из Рима в небольшой город на берегу Босфора — Визант, переименованный в Константинополь.

    199

    Ожесточенная борьба между представителями различных течений в христианстве (монофизитами и дифизитами, иконоборцами и иконопо­читателями и т.д.) протекала в IV—X вв. на всей территории Византии. Эта борьба часто охватывала большие слои населения и приводила к бунтам, восстаниям и гражданским войнам, которые подавлялись импе­раторскими войсками. Решающим в теологических спорах на церков­ных соборах нередко оказывались не теоретические аргументы, а под­держка императора. Осознавая пагубность теологических конфликтов для жизни империи, власти вели политику на выработку унифицирован­ной идеологии, что отнюдь не способствовало свободному развитию фи­лософских учений и рациональных методов исследования.

    Отсюда вытекают следующие особенности византийской филосо­фии:

    • практически полная погруженность в религиозную проблема­тику: философские идеи и методы используются почти исключительно для обсуждения теологических проблем;

    • безусловный примат веры над разумом: авторитет Священного Писания и Священного Предания ставится много выше, чем авторитет науки (философии).

    В истории византийской философии выделяются три основных пе­риода: ранний — IV — первая половина VII вв.; средний — вторая по­ловина VII—XII вв.; поздний — XIII—XV вв.

    В ранний период в Византии продолжается развитие идеалис­тических учений античной философии эпохи эллинизма, и прежде все­го неоплатонизма. Одновременно ведется активная работа по синтезу философских идей и христианского вероучения; в истории христиан­ской философии это время относится к периоду патристики. Крупней­шие философы этого времени — Псевдо-Дионисий Ареопагит и Мак­сим Исповедник (580—662).

    Средний период характеризуется возникновением и развитием византийской схоластики1, послужившей основой западноевропейской схоластики. Завершение периода патристики и начало схоластическо­го периода связано в первую очередь с именем Иоанна Дамаскина (675—750). В его работах было систематизировано православное ве­роучение, научные и философские знания того времени. Для Иоанна Дамаскина характерно обращение к некоторым философским идеям Аристотеля, а также широкое и последовательное применение его ло­гики при анализе всех рассматриваемых проблем.

    1 Термин «схоластика» происходит от греческого слова, означающего «школа», т.е. «место, где учатся».

    200

    Крупнейшими философами этого периода являются также Миха­ил Пселл (1018—1096) и его ученик Иоанн Итал (вторая половина XI в.).

    В поздний период наиболее интересным течением византийской философии можно считать мистическое учение исихазм.

    Схема 64. Византийская философия: основные этапы



    201
    Исихазм (Hesychasm)

    Термин «исихазм» происходит от греческого слова, означающего «покой», «безмолвие», «отрешенность». Как и в других мистических учениях, главной целью исихастов является достижение максимально возможного для челове­ка единства с Богом. Для этого помимо аскетического образа жизни используется особая система психотренинга, состоящая из упражне­ний, во многом напоминающих аналогичные упражнения в йоге и в су­физме, например многократное повторение определенных молитв, регу­лировка дыхания и движения крови и т.д. Эта система психотренинга была в основном разработана в IV—VII вв. египетскими и синайскими аскетами (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник). Класси­ческое описание техники исихазма принадлежит жившему в XI в. Си­меону — монаху одного из монастырей в Константинополе.

    Философские идеи исихазма нашли свое выражение и систе­матизацию в творчестве Григория Паламы1 (1296—1359), поэтому философское учение исихазма часто называют паламизмом. В 1351 г. паламизм был признан православной церковью на Влахернском поме­стном соборе как официальное учение.

    Центральный тезис учения Григория Паламы (который он отстаи­вал в борьбе со своими идейными противниками) состоял в том, что аскет, выполняющий систему упражнений исихастов, может достичь состояния экстаза, в котором он способен видеть исходящее от Бога излучение — «Фаворский свет», т.е. тот свет, который, согласно Еванге­лию, видели апостолы на горе Фавор.

    Этот свет (излучение или энергия), исходящий от Бога, трак­туется Григорием Паламой как реальный, т.е. не иллюзорный, а так­же как несотворенный и невещественный. Это имманентно прису­щее Богу свойство, неотделимое от его сущности, т.е. не может су­ществовать самостоятельно, отдельно от Бога. В то же время в духе учения Аристотеля о сущности и существовании Григорий Палама утверждает, что Бог как сущность пребывает в себе и недоступен людям. Тогда как Божественные энергии, являющиеся формой само­проявления Бога, пронизывают мир и могут восприниматься чело­веком.

    Судьба учения. Исихазм оказал особенно существенное влияние на русскую средневековую философию и на философию начала XX в., в частности на движение «имяславие» и «философию имени» (П. Фло­ренский, С. Булгаков, А. Лосев и др.).

    1 Григорий Палама вскоре после смерти был причислен к лику святых.

    202

    Схема 65. Исихазм


    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   63


    написать администратору сайта