Главная страница
Навигация по странице:

  • Срок действия исключительного права на произведение

  • Ответственность за нарушение исключительного права

  • Учебник по курсу Гражданское право предназначено для студен тов, обучающихся по специальности Юриспруденция


    Скачать 2.6 Mb.
    НазваниеУчебник по курсу Гражданское право предназначено для студен тов, обучающихся по специальности Юриспруденция
    Дата17.01.2023
    Размер2.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаGrazhdanskoe_pravo_Uchebnik_Protas_E.V._2009.pdf
    ТипУчебник
    #890782
    страница26 из 32
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   32
    § 2. Авторское право
    Интеллектуальные права на произведения науки, литерату- ры и искусства являются авторскими правами.
    Автору произведения принадлежат следующие права:
    1) исключительное право на произведение;
    2) право авторства;
    3) право автора на имя;
    4) право на неприкосновенность произведения;
    5) право на обнародование произведения.
    В случаях, предусмотренных законодательством, автору произведения наряду с указанными правами принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за ис- пользование служебного произведения, право на отзыв, пра- во следования, право доступа к произведениям изобрази- тельного искусства.
    Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяются

    448 1) на произведения, обнародованные на территории Россий- ской Федерации, или не обнародованные, но находящиеся в ка- кой-либо объективной форме на ее территории, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
    2) на произведения, обнародованные за пределами террито- рии Российской Федерации или не обнародованные, но находя- щиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее терри- тории, и признается за авторами, являющимися российскими гражданами (их правопреемниками);
    3) на произведения, обнародованные за пределами террито- рии Российской Федерации или не обнародованные, но находя- щиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее терри- тории, и признается на территории Российской Федерации за ав- торами (их правопреемниками) – гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
    Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение
    30 дней после даты первого опубликования в Российской Феде- рации, если в течение 30 дней после даты первого опубликова- ния за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на ее территории.
    При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными дого- ворами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону госу- дарства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.
    Предоставление на территории Российской Федерации ох- раны произведениям в соответствии с ее международными дого- ворами осуществляется в отношении произведений, не пере- шедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведе- ния и не перешедших в общественное достояние в Российской
    Федерации вследствие истечения предусмотренного законода- тельством срока действия исключительного права на них.

    449
    При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на терри- тории Российской Федерации не может превышать срок дейст- вия исключительного права, установленного в стране происхож- дения произведения.
    Автором произведения науки литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно созда- но. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземп- ляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
    Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
    Произведение, созданное в соавторстве, используется соав- торами совместно, если соглашением между ними не преду- смотрено иное. В случае, когда такое произведение образует не- разрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточ- ных оснований запретить использование такого произведения.
    Часть произведения, использование которой возможно неза- висимо от других частей, т.е. часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему ус- мотрению, если соглашением между соавторами не предусмот- рено иное.
    Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать ме- ры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.
    Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
    – литературные произведения;
    – драматические и музыкально-драматические произведе- ния, сценарные произведения;
    – хореографические произведения и пантомимы;
    – музыкальные произведения с текстом или без текста;
    – аудиовизуальные произведения;

    450
    – произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобра- зительного искусства);
    – произведения декоративно-прикладного и сценографиче- ского искусства;
    – произведения архитектуры, градостроительства и садово- паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
    фотографические произведения и произведения, получен- ные способами, аналогичными фотографии;
    – географические, геологические и другие карты, планы, эс- кизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    – другие произведения.
    К объектам авторского права также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
    К объектам авторского права относятся:
    1) производные произведения, т.е. произведения, представ- ляющие собой переработку другого произведения;
    2) составные произведения, т.е. произведения, представляю- щие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
    Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой- либо объективной форме, в том числе письменной, устной фор- ме (в виде публичного произведения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
    Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
    В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна ре- гистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.
    Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения тех- нических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

    451
    Не являются объектами авторских прав:
    – официальные документы государственных органов и орга- нов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судеб- ного характера, официальные документы международных орга- низаций, а также их официальные переводы;
    – государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.) а также символы и знаки муниципальных образований;
    – произведения народного творчества (фольклор), не имею- щие конкретных авторов;
    – сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, про- граммы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).
    Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему ха- рактеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установлен- ным законодательством.
    Переводчику, а также автору иного производного произве-
    дения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.
    Составителю сборника и автору иного составного произве-
    дения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или дру- гого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (со- ставительство).
    Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных мате- риалов), систематизированных таким образов, чтобы эти мате- риалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

    452
    Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использо- ванных для создания производного или составного произведе- ния.
    Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как пра- ва на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано произ- водное или составное произведение.
    Автор произведения, помещенного в сборнике или ином со- ставном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не преду- смотрено договором с создателем составного произведения.
    Авторские права на перевод, иное производное произведе- ние или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведе- ние, а также создавать свои составные произведения путем ино- го подбора или расположения тех же материалов.
    Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, пе- риодических и продолжающихся сборников научных трудов, га- зет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.
    Авторы или иные обладатели исключительных прав на про- изведения, включенные в такие издание, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти ис- ключительные права были переданы издателю или другим ли- цам либо перешли к издателю или другим лицам по иным осно- ваниям, предусмотренным законом.
    Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том чис- ле на операционные системы и программные комплексы), кото- рые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой

    453
    для ЭВМ является представленная в объективной форме сово- купность данных и команд, предназначенных для функциониро- вания ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получе- ния определенного результата, включая подготовительные мате- риалы, полученные в ходе разработки для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
    Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по сво- ему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интел- лектуальной собственности.
    Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государствен- ной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на госу- дарственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством.
    Заявка на государственную регистрацию программы для
    ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна отно- ситься к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.
    Заявка на регистрацию должна содержать:
    – заявление о государственной регистрации программ дл
    ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также ав- тора, если он не отказался быть упомянутым в качестве таково- го, и места жительства или места нахождения каждого из них;
    – депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
    – документ, подтверждающий уплату государственной по- шлины в установленном размере или наличие оснований для ос- вобождения от уплаты государственной пошлины, либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.
    Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

    454
    На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным законодательст- вом. При положительном результате проверки указанный феде- ральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных со- ответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для
    ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.
    По запросу указанного федерального органа либо по собст- венной инициативе автор или иной правообладатель вправе до публикации сведений в официальном бюллетене дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию.
    Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистра- ции, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, ус- танавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
    Договоры об отчуждении исключительного права на зареги- стрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистра- ции в федеральном органе исполнительной власти по интеллек- туальной собственности.
    Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных на основании зарегистрированного договора или иного правоус- танавливающего документа и публикуются в официальном бюл- летене федерального органа исполнительной власти по интел- лектуальной собственности.
    Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Ре- естр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказа-

    455
    но иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.
    Аудиовизуальным произведением является произведение, со- стоящее из зафиксированной серии связанных между собой изо- бражений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопро- вождения звуком) восприятия с помощью соответствующих тех- нических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим
    (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), неза- висимо от способа их первоначальной или последующей фикса- ции.
    Авторами аудиовизуального произведения являются:
    1) режиссер-постановщик;
    2) автор сценария;
    3) композитор, являющийся автором музыкального произве- дения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
    При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющий- ся автором музыкального произведения (с текстом или без тек- ста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохра- няет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.
    Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизу- ального произведения указывать свое имя или наименование ли- бо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признает- ся лицо, имя или наименование которого указано на этом произ- ведении обычным образом.
    Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (ав- тор произведения, положенного в основу сценария и др.), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это ис-

    456 ключительное право было передано изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
    Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а так- же на проект официального символа или знака принадлежит ли- цу, создавшему соответствующий проект (разработчику).
    Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании про- екта разработчик вправе указать свое имя.
    Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подго- товки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика, если проект обна- родован разработчиком для использования этим органом или ор- ганизацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию.
    При подготовке официального документа, разработке офи- циального символа или знака на основе соответствующего про- екта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмот- рению государственного органа, органа местного самоуправле- ния или международной организации, осуществляющих подго- товку официального документа, разработку официального сим- вола или знака.
    После официального принятия к рассмотрению проекта го- сударственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.
    Право авторства – право признаваться автором произведе- ния и право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымыш- ленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. ано- нимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при пере- даче другому лицу или переходе к нему исключительного права

    457
    на произведение и при предоставлении другому лицу права ис- пользования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
    При опубликовании произведения анонимно или под псев- донимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наимено- вание которого указано на произведении, при отсутствии дока- зательств иного считается представителем автора и в этом каче- стве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осу- ществление. Это положение действует до тех пор, пока автор та- кого произведения не раскроет свою личность и не заявит о сво- ем авторстве.
    Не допускается без согласия автора внесение в его произве- дение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произ- ведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояс- нениями (право на прикосновенность произведения).
    При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений при условии, что этим не искажается замысел авто- ра и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в за- вещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
    Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащее честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с законодательством. В этих случаях по требова- нию заинтересованных лиц допускается защита чести и досто- инства автора и после его смерти.
    Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
    Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произве- дения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полно- мочия пожизненно.

    458
    При отсутствии таких указаний или в случае отказа назна- ченного автором лица от исполнения соответствующих полно- мочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется на- следниками автора и правопреемниками и другими заинтересо- ванными лицами.
    Автору принадлежит право на обнародование произведения, т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществ- ление действия, которое впервые делает произведение доступ- ным для всеобщего сведения путем его опубликования, публич- ного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
    При этом опубликованием (выпуском в свет) является вы- пуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в ко- личестве, достаточном для удовлетворения разумных потребно- стей публики исходя из характера произведения.
    Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
    Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим ис- ключительным правом на произведение, если обнародовании е не противоречит воле автора произведения, определенно выра- женной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневни- ках и т.п.).
    Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произ- ведения, причиненных таким решением убытков. Если произве- дение уже обнародовано, автор также обязан публично оповес- тить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причи- ненные этим убытки.

    459
    Данные правила не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект.
    Автору произведения или иному правообладателю принад- лежит исключительное право использовать произведение в лю- бой форме и любым не противоречащим закону способом (ис-
    ключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
    Использованием произведения независимо от того, совер- шаются ли соответствующие действия в целях извлечения при- были или без такой цели, считается, в частности:
    1) воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой матери- альной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, из- готовление в трех измерениях одного и более экземпляра двух- мерного произведения и в двух измерениях одного и более эк- земпляра трехмерного произведения. При этом запись произве- дения на электронном носителе, в том числе запись в память
    ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
    2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
    3) публичный показ произведения, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их по- следовательности непосредственно либо с помощью техниче- ских средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадле- жащих к обычному кругу семьи, независимо от того, восприни- мается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

    460 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
    5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
    6) публичное исполнение произведения, т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения или иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свобод- ного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, незави- симо от того, воспринимается произведение в месте его пред- ставления или показа либо в другом месте одновременно с пред- ставлением или показом произведения;
    7) сообщение в эфир, т.е. сообщение произведения для все- общего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. при этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия неза- висимо от его фактического восприятия публикой. При сообще- нии произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произве- дение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодирован- ных сигналов признается сообщением в эфир, если средства де- кодирования предоставляются неограниченному кругу лиц орга- низацией эфирного вещания или с ее согласия;
    8) сообщение по кабелю, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью ка- беля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сиг- налов признается сообщением по кабелю, если средства декоди- рования предоставляются неограниченному кругу лиц организа- цией кабельного вещания или с ее согласия;
    9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производ-

    461
    ного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инс- ценировки и т.п.). под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управ- лением конкретных программ пользователя;
    10) практическая реализация архитектурного, дизайнерско- го, градостроительного или садово-паркового проекта;
    11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведе- нию из любого места и в любое время по собственному выбору
    (доведение до всеобщего сведения).
    Практическое применение положений, составляющих со- держание произведения, в том числе положений, представляю- щих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения, за ис- ключением использования, предусмотренного пунктом 10.
    Правила пункта 5 не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа явля- ется основным объектом проката.
    Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему ис- ключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом эк- земпляре произведения и состоит из следующих элементов:
    – латинской буквы «С» в окружности;
    – имени или наименования правообладателя;
    – года первого опубликования произведения.
    Свободное использование произведения. Допускается без со- гласия автора или иного правообладателя и без выплаты автор- ского вознаграждения воспроизведение гражданином исключи- тельно в личных целях правомерно обнародованного произведе- ния, за исключением:
    1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зда- ний и аналогичных сооружений;

    462 2) воспроизведения баз данных или их существенных час- тей;
    3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, пре- дусмотренных законодательством;
    4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов;
    5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посе- щения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
    6) воспроизведения аудиовизуального произведения с по- мощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
    Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
    1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, поле- мических, критических и информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью ци- тирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и жур- нальных статей в форме обзоров печати;
    2) использование правомерно обнародованных произведе- ний и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в ра- дио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
    3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабе- лю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и рели- гиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сооб- щение не было специально запрещено автором или иным право- обладателем;
    4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабе- лю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправ- данном информационной целью. При этом за автором сохраня- ется право на их опубликование в сборниках;

    463 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинемато- графии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
    6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно- точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме про- изведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
    В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произ- ведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во вре- менное безвозмездное пользование, такое пользование допускает- ся без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. при этом выраженные в цифровой форме экземп- ляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного ис- пользования библиотечных ресурсов, могут предоставляться толь- ко в помещениях библиотек при условии исключения возможно- сти создать копии этих произведений в цифровой форме.
    Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого
    (оригинального) правомерно обнародованного произведения и ис- пользование этой пародии либо карикатуры допускаются без со- гласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
    Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли:
    1) правомерно опубликованного произведения – библиоте- ками и архивами для восстановления, замены утраченных или использованных экземпляров произведения и для предоставле- ния экземпляров произведения другим библиотекам, утратив- шим их по каким-либо причинам из своих фондов;

    464 2) отдельных статей и малообъемных произведений, право- мерно опубликованных в сборниках, газетах и других периоди- ческих изданиях, кроме отрывков из правомерно опубликован- ных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллю- страций) – библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образова- тельными учреждениями для аудиторных занятий.
    Под репродуцированием (репрографическим воспроизведе- нием) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том чис- ле цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств вре- менных копий, предназначенных для осуществления репродуци- рования.
    Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произве- дения архитектуры или произведения изобразительного искусст- ва, которые постоянно находятся в месте, открытом для свобод- ного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом это- го воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо ко- гда изображение произведения используется в коммерческих це- лях.
    Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музы- кального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером та- кой церемонии.
    Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознании, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оп- равданном этой целью.

    465
    Организация эфирного вещания вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного воз- награждения делать запись в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация полу- чила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собст- венного оборудования и для собственных передач. При этом ор- ганизация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен зако- ном. Такая запись может быть сохранена без согласия правооб- ладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.
    Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для
    ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:
    1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в со- ответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а так- же осуществить исправление явных ошибок, если иное не пре- дусмотрено договором с правообладателем;
    2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал не- пригоден для использования. При этом копия программы для
    ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных це- лях, чем цели, указанные в пункте 1, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.
    Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для
    ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты до- полнительного вознаграждения изучать, исследовать или испы-

    466 тывать функционирование такой программы в целях определе- ния идей и принципов, лежащих в основе любого элемента про- граммы для ЭВМ.
    Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для
    ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты до- полнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодей- ствию независимо разработанной этим лицом программы для
    ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:
    1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;
    2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые не- обходимы для достижения способности к взаимодействию;
    3) информация, полученная в результате декомпилирова- ния, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для
    ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным ли- цам, за исключением случаев, когда это необходимо для дости- жения способности к взаимодействию независимо разработан- ной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой програм- мой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нару- шающего исключительное право на программу для ЭВМ.
    Применение данных положений не должно наносить неоп- равданный ущерб нормальному использованию программы для
    ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.
    Срок действия исключительного права на произведение

    467
    Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
    Исключительное право на произведение, созданное в соав- торстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
    На произведение, обнародованное анонимно или под псев- донимом, срок действия исключительного права истекает через
    70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его право- мерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованное анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее остав- лять сомнений, исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за го- дом смерти автора.
    Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его обна- родования, считая с 1 января года, следующего за годом обнаро- дования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.
    Если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и
    70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реаби- литации автора произведения.
    Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права уве- личивается на 4 года.
    По истечении срока действия исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, как обнародован- ное, так и не обнародованное, переходит в общественное дос- тояние.
    Произведение, перешедшее в общественное достояние, мо- жет свободно использоваться любым лицом и без выплаты ав- торского вознаграждения. При этом сохраняется авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

    468
    Перешедшее в общественное достояние обнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле авто- ра, определенно выраженной им в письменной форме (в завеща- нии, письмах, дневниках и т.п.).
    Ответственность за нарушение исключительного права
    на произведение
    В случаях нарушения исключительного права на произведе- ние автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных законодательством, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
    – в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по ус- мотрению суда;
    – в двукратном размере стоимости экземпляров произведе- ния или в двукратном размере стоимости права пользования произведения, определяемой исходя из цены, которая при срав- нимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное ис- пользование произведения.
    Суд может запретить ответчику или лицу, в отношении ко- торого имеются достаточные основания полагать, что оно явля- ется нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в про- кат, импорт либо иное предусмотренное законодательством ис- пользование, а также транспортировку, хранение и владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведе- ния, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.
    Суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются кон- трафактными, а также на материалы и оборудование, используе- мые или предназначенные для их изготовления или воспроизве- дения.
    При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для

    469
    розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в от- ношении которых предполагается, что они являются контра- фактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хране- ние.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   32


    написать администратору сайта