Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Скачать 5.8 Mb.
|
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностями и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»1. Возникает главный вопрос: почему именно социальная общность оказывается ядром предметного поля социологии? Вначале коротко скажем о том, что такое социальная общность (ее подробный анализ дан в главе 9). Под ней (опять же вслед за В.А. Ядовым) будем понимать взаимосвязь индивидов, обусловленную общностью интересов, материальной, производственной и иной деятельности, близостью взглядов, верований, субъективных представлений, целей и задач деятельности. К социальным общностям можно отнести все или большинство устойчивых форм самоорганизации социального субъекта: и семью, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональ-ные или территориальные общности, и, наконец, человечество в целом. Благодаря выделению социальной общности как ядра предмета социологии возникает возможность соединить в анализе личность и общество. В социальной общности содержится решающее качество самодвижения, развития социального целого, его источник. Он — в столкновении интересов групп, общностей, классов. Ведь люди живут в общностях, оказываясь членами многих из них. Социальная общность (груяпа, слой, организация, коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет и устойчивость, стабильность социальных систем, и механизмы их разрушения. Именно поэтому категория «социальная общность» сулит немалые перспективы социологического познания. Как следствие, она должна стать главным предметом социологического анализа. Эта категория соединяет макро- и микросоциологический подходы к изучению поведения людей, их взаимодействий, массовых процессов, культуры, социальных институтов, отношений собственности и власти, управления и т.д. Социальная общность не есть общество как целое, но это единица социального измерения, своеобразный социальный ген. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Это и есть социум (socium — общее, совместное) в наиболее точном значении данного термина. Различие интересов социальных общйостей способствует возникновению альтернатив 1 Ядов В А Социологическое исследование' методолошя, программа, меч оды. С. 19-20. Глава 4 Объект и предмет социологии 101 или перспектив исторического процесса. Социальные общности — это живые образования социума. Они деятельны и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Понять человека можно только через его социальную общность. Следовательно, «восходить» надо от общества как целостности к индивидам, к личностям, находящимся в той или иной социальной общности, через нее. Социальные общности выступают как источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие составляет содержание следующей, идущей за ядром предметной зоны. Речь в данном случае идет уже о начале периферии предметного поля социологии. Но при этом не следует противопоставлять ядро и периферию, тем более но принципу важности: что для социологии более значимо изучать, а что — менее. Периферия расширяет содержание предметного поля науки, подчеркивая его многоплановость и разнонаправлеиность. Познание общественных процессов можно начать с того, с чего начинается сам жизненный процесс, т.е. с действия, с акта человеческой деятельности. Действие первично и исторически, и логически. Но имеется в виду не всякий поступок, а социальное действие (в веберовском смысле), обладающее общественным значением. Реальный деятель, или субъект деятельности, — конкретный индивид, группа, общественное движение. Действия субъекта эмпирически наблюдаемы. Для социологии это положение принципиально, как и то, что сами действия имеют целесообразный характер. Действие есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует социальный процесс, особенность которого, помимо всего прочего, состоит в том, что конкретный деятель уже не выходит на первый план. Действующее лицо здесь найти труднее. Социальная жизнь выступает как общественно-исторический процесс, совершающийся в силу естественного закона. Все одинаково подлежит его действию, и никто в отдельности не является его господином. Итак, двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, мы наблюдаем интересную тенденцию: действия шаг за шагом становятся менее разнообразными; чем дальше от деятеля и ближе к общности, тем меньше вариантов деятельности, которые он может избрать. Социальные процессы еще больше сокращают вариативность действий. Появляются общие тенденции процесса, совокупность которых образует: 1) механизм генезиса; 2) механизм функционирования; 3) механизм изменения; 4) механизм кризиса. В их единстве формируется общество как целостная система взаимодействующих социальных общностей. Они оказываются опредмеченными результатами действий и процессов. 102 Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование Следующая предметная зона социологии — социальные институты и организации, которые можно определить как своеобразные «узлы», связывающие социальные общности, социальные действия, взаимодействия, процессы в единое системное целое. От их функционирования зависит стабильность и устойчивость системы, поскольку эти «узлы» являются организованными формами совместной деятельности людей. Динамика и взаимосвязь социальных общностей, социальных действий, взаимодействий, процессов, социальных институтов и организаций формируют социальную структуру общества, являющуюся еще одной предметной зоной на периферии предметного поля социологии. Наконец, последняя среди них — общество, которое выступает как целостная органическая система, включающая в себя все «предшествовавшие» ему предметные зоны. Данная структура предметного поля социологии для большей наглядности и четкости восприятия может быть представлена схематически в виде концентрических кругов (рис. 1), содержание каждого из которых было рассмотрено. Что касается определения предмета социологии, то в соответствии с проведенным анализом оно формулируется следующим образом: социология — это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их поведении; это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений. Определив предмет социологии, необходимо рассмотреть ее связи и отношения с другими науками. § 3. Социология и другие науки Социология и философия Социология тесно связана с целым рядом наук — как социально-гуманитарных, так и естественных. Первое место в их ряду занимает по праву философия. В основе тесной связи социологии с философией — изначальная целостность социальной мысли человечества. Философия выступает как мировоззрение и средство духовной ориентации человека. Она сильна своей всеобщностью и универсальностью. В своем функциональном проявлении философия стремится к поиску глубинных истоков и принципиальных возможностей человечес- 104 Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование ние, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной, глубинной основе, но, скорее, социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.»1 Для социологии, в отличие от философии, принципиальное значение имеет возможность соотнесения понятий с эмпирически проверяемыми фактами. В силу своей известной умозрительности философия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, добытые эмпирическим путем. Социология, наоборот, не может не осуществлять такую задачу. Ясно, что социология не есть философия, спроецированная на сегодняшнюю жизнь, хотя в макросоциологии философские идеи в состоянии «работать» непосредственно. Основные принципы, тенденции и категории социологии не могут быть выведены, дедуцированы и.; общефилософских положений. Они являются прежде всего отражением самой действительности. Вот почему овладение философскими теорией и методом не означает адекватного овладения теорией и методом социологии, хотя и выступает его условием. Отношение философии и социологии не есть рядоположенность, тем более включение одного в другое. Перед нами две самостоятельные науки, находящиеся не в отношении субординации, а скорее в состоянии диалектического взаимодействуя, тождества основополагающих принципов понимания мира. Исходный пункт философии — человек. Между тем сегодня трудно представить себе, что проблему человека можно решить без социологии, стало быть, не абстрактно, а конкретно-исторически. Это означает постановку вопроса о мире человека, т.е. о его действиях, включенности в социальные структуры и социальные процессы, в социальные общности и социальные институты. В свою очередь, это предполагает учет правил, норм, ценностей, потребностей, интересов, установок и т.д. Социология выступает как такая область социального знания, которая (единственная из всех общественных наук) позволяет получить картину целостного отношения человека к миру. Поскольку социология изучает реальные общественные системы, постольку она является своеобразной базой и для углубления смыс-ложизненных проблем самой философии. Ведь их содержание в зна- 1 Ядов В А Размышления о предмете социологии СИ. Глава 4. Объект и предмет социологии 105 чительной степени идет от социологии. Это и современные интеграционные процессы, и приоритеты общечеловеческого, и всеобщий мир как естественная форма жизни людей, и гуманизация и политизация общественных отношений, и глобализация многих социально-экономических и культурных процессов и др. Как видно, глубинные проблемы ставит и сама социология. Говоря о взаимосвязи философии и социологии, мы должны четко понимать многообразные варианты этой связи. Ведь существует большое количество философских направлений. Какое (или какие) из них выберет социолог в качестве мировоззренческой и методологической основы? Сегодня у российских исследователей есть право выбора, которого еще 15 лет назад они не имели, поскольку тогда существовала единственная официальная философская доктрина диалектического и исторического материализма. Шаг «влево» или «вправо» — «смерть» (к счастью, улсе не настоящая, как было во времена культа личности, хотя тоже достаточно «тяжелая», поскольку означала отстранение ученого от активной деятельности, невозможность публикаций, ограниченность общения и т.д.). Правда, справедливости ради следует отметить, что возможность выбора различных философских позиций и сам выбор — это вещи, пока далеко отстоящие друг от друга. Определенная часть социологов и сегодня «выбирает» то же направление, что и раньше. Почему так происходит: трудно меняться самим? боятся возврата старого идеологического «обустройства» общества? просто не знают ничего другого, кроме исторического материализма? Ответ на эти вопросы, видимо, не может быть однозначным. Как бы то ни было, но выбор философского направления (или «безвыборное» принятие определенной философской позиции) не может не состояться, поскольку социолог в любом случае не минует вопросов, касающихся положения человека в мире, основных проблем человеческого бытия, его осмысления и переживания. Социолог не сумеет обойтись без общезначимых представлений о природе, культуре, человеке, их взаимоотношениях. При этом он не сможет не воспользоваться особым философским языком, созданным для анализа названных проблем. Социология и история История — одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетий она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. Исто- 106 Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование рия накапливает огромный фактический материал, его обобщение позволяет видеть непрерывность процесса развития, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии означает социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность предполагает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции. Но история идет за событиями и описывает их. Она — не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию. Начиная с сегодняшнего дня люди сами, благодаря своему разуму и воле, «творят» историю, т.е. формируют то, что произойдет в будущем. Но их актуальная деятельность постепенно становится исторической, а происшедшие события — объективными, уже не зависящими от того, кто действует сегодня. Сама история законы и тенденции не открывает, она имеет дело с историческими фактами, а они уникальны, так как фиксируют реальные события, отраженные в голове историка. Здесь необходимы пояснения. Дело в том, что историк не может иметь дела непосредственно с самим фактом, поскольку событие уже исчезло. Историк утверждает лишь то, что событие имело место. В известном смысле исторический факт является неким символом. Историк, таким образом, имеет дело не с происшедшим событием, а со знаком, который дает возможность воссоздать былое. Это сближает исторический факт с социологическим (социальным), который тоже воссоздает последовательность, содержание реальных социальных действий в символах (понятиях). Историк идет за событиями и описывает их как «пространственно-временные целостности». «Историческое время» — это «эпоха, схваченная мыслью» (Гегель). Оно «схватывает» сущность событий. Социальное время (время наличного общества — хронологическое или совокупное — конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося. «История не имеет смысла», — полагает английский историк и философ Карл Поппер. Не будем торопиться отвергать эту мысль. Ведь люди сами своими действиями наполняют смыслом и целью естественную и социальную природу. Но историк вносит цель в уже свершившееся, в то время как социолог определяет эту цель, опираясь на побуждения и действия современных ему людей, групп, институтов, общества в целом. Социология использует данные, которые поставляет история (естественно, и другие науки), выявляет общие свойства конкретных социальных Глава 4 Объект и предмет социологии 107 явлений, дает этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.)- Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и философией истории (которые интерпретируют исторический процесс), она вырабатывает общие методологические принципы познания прошлого и будущего человечества, его движущих сил, прогресса и регресса. Здесь шла речь об отношении общей социологии к общей истории. Однако, не следует упускать из виду, что есть и другая история, связанная с различными сферами жизнедеятельности общества. Это история производства, история народного хозяйства, история культуры, история семьи, история армии, история преступности и т.д. Материал, накапливаемый этими «разделами» истории, неоценим для развития различных отраслей, сфер, областей специального социологического знания. Причем природа взаимодействия истории и социологии здесь та же самая, что была описана выше. Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, фактов, процессов, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (точнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, в которых концентрируется сущность социального целого. Налицо взаимная связь и «выгода». Историки внутренне убеждены, что их наука есть непрерывный процесс взаимодействия между самим ученым и фактами, открываемыми и используемыми им, что это — бесконечный диалог между настоящим и прошлым. Такое мнение, вероятно, справедливо и относительно социологии. В ней осуществляется непрерывный процесс взаимодействия между социологом и социальными фактами, только меняется характер диалога. Непрекращающийся «разговор» между настоящим и прошлым дополняется диалогом между настоящим и будущим. Социология и экономическая наука Предметом экономической науки является одна из сфер общественной жизни — экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разделения труда и в распределительных отношениях. Экономическая наука изучает экономический строй данного общества. Что входит в него? Естественно, производительные силы общества — орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение. Но главное — взаимодействия людей, их отношения по поводу собственности, обмена деятельностью (разделение труда), размера и способов |